Дивов Олег : другие произведения.

Результаты Блэк-Джек-9

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 9.23*6  Ваша оценка:


   Привет, я Олег Дивов, арбитр девятого "Блэк-Джека". Результаты в этом году сильно запаздывают, но так даже лучше. Вы уже сами разобрались, чего стоят ваши рассказы. Успокоились, поняв, как они хороши. Или наоборот, перечитали, ужаснулись и постарались скорее забыть, что такое позорище когда-то украсило вашу биографию. В любом случае, рассказы "вылежались" - и вот теперь самое время оценить их с холодной головой.
  
   Если у настоящего чекиста должны быть длинные руки, кожаная куртка и что-то там еще, то автору короткого рассказа требуется лишь холодная голова. Короткий рассказ надо тщательно конструировать, добиваться сбалансированности всех элементов, искать гармонию. Самый простой способ, доступный любому "чайнику" - сначала накатать рассказ на одном дыхании, как бог на душу положит, потом его внимательно прочесть разок-другой и заняться сквозной правкой.
  
   Парадокс в том, что "чайники" не делают так. Они с ходу влюбляются в свой текст и теряют способность критически его оценивать. Им может казаться, будто они видят текст насквозь, но это самообман. Я прошел нелегкий боевой путь от почти что МТА до крепкого специалиста и знаю, о чем говорю. Всеми "детскими болезнями начинающего автора" переболел в тяжелой форме. Ох, как верно заметил Конан Дойл: "Главный враг любого писателя это он сам в молодости". Понаделаешь щенячьей прозы, не думая о последствиях, а потом вырастешь - и стыдно... Рассказы я учился писать несколько лет и могу сказать твердо: не боги горшки обжигают. Да, есть "рассказные" и "романные" писатели, я сам вообще "повестник". Но при достаточной усидчивости и хотя бы поверхностном знании "технологии рассказа" соорудить читабельную коротышку на десять тысяч знаков не проблема ни для кого.
  
   Грамотно раскритиковать короткий рассказ (если там есть, что оценивать) вообще дело пустяковое. Вопрос лишь в том, какова мотивация критика, чего он хочет добиться. Мне, например, важно, чтобы вы увидели свой текст под тем углом, под которым вряд ли сможете рассмотреть его сами. Естественно, я не читал обсуждения на сайте БД, чтобы ненароком не впасть в предвзятость (да я вообще не знаю, было ли такое обсуждение), а оценки, выставленные вами финалистам, мне практически ничего не говорят.
  
   Максим Мошков верно понимает ситуацию и недаром ищет вам арбитра с самурайскими наклонностями: чтобы сам себя не жалел, а потому не жалел никого. Милейшему Славе Логинову даже Льва Толстого не жалко. Скажете, совсем озверел черный абдулла? Но Довлатов, например, обзывал сказки Толстого "необычайно скучными баснями для народа", а трактаты об искусстве - "почти дегенеративными". При всем довлатовском уважении к "десятку гениальных книг" того же автора. И это правильно. Вы, может, сплошь гении. Но я пока не знаю ваших гениальных книг. Знаю только рассказы, вышедшие в финал БД-9. И по этим рассказам сужу об амбициях и возможностях авторов. Сужу без малейшего сочувствия. Все ваши проблемы поддаются лечению вашими же руками, было бы желание. А вот за амбиции отвечать придется сразу и по полной.
  
   Ведь если исходить из постулата, что Мир есть Текст, ибо "в начале было Слово", то мы с вами, занимаясь писаниной, замахиваемся на такое - подумать страшно. Значит, надо быть готовыми к ответу. Подтверждать качеством текстов уровень наших претензий. Других аргументов у нас просто не может быть. Приступим? Доктор Дивов пошел на вскрытие. Какие больные - такой и врач. Ничего личного. Тишина в операционной! Топор, пожалуйста.
  
   Начнем с оценки финала в целом.
  
   *****
  
   Я вам признателен, вы старались, и читать вас было, за редким исключением, приятно. В среднем качество текстов-финалистов БД-9 на голову выше типичного финала типичного сетевого конкурса. Очень мало графоманских метафор, перетяжеленных конструкций, неоправданной сложносочиненности и вообще лишних слов. Почти все авторы тяготеют к емкой и четко выверенной фразе в лучших традициях коммерческой прозы ХХ века. У многих - получается. Даже с грамотностью у вас твердая четверка на всех. Да, некоторые финалисты трогательно путают "тся" и "ться", "не" и "ни" - куда ж без этого. Но в целом неплохо. На общем безобразном "самиздатовском" фоне - так и вовсе хорошо, почему и говорю: четыре балла честных.
  
   Спасибо, порадовали. Теперь о грустном. Я вам прописал бы курс лечения от Чувства Собственного Величия. Это не "Блэк-Джек", это "Слеоздавилка". Пафос и еще раз пафос, душевный надрыв, жуткие проблемы, жесткие решения, страшные выводы, дикие мучения. Преступление - наказание. Ни грамма иронии. Уж молчу про самоиронию - похоже, большинству из вас ампутировали чувство юмора. Вопрос: с какой стати я должен верить автору, не способному отличить "тся" от "ться", но убежденному, что его предназначение - влезть на тумбочку и оттуда, свысока, рассказывать мне, какая она, наша жизнь? Ты сначала выучи мой язык, красавец... Не знаю, может у вас всегда такой серьёз, может это фишка "Блэк-Джека", не догадался спросить у Логинова.
  
   Вы сделайте так, чтобы я героям поверил, начал сопереживать - они тогда сами, без вашего назойливого бубнения, меня жизни научат.
  
   Что интересно, единственный из финалистов, рискнувший шутить во всю ивановскую, опустил свой рассказ до уровня постебушки с парой-тройкой мелких фактических огрехов. Не просчитал мелочевку - и она добила постебушку окончательно. На мелочах-то мы и колемся. Когда не колемся по-крупному.
  
   Еще я бы вас принудительно всех подписал на журнал "Если". Заранее, лет десять назад - и пожизненно. Чтобы вы представляли, в какой огромный корпус текстов встраиваетесь, отрабатывая давно пережеванные темы. Вы соперничаете с опытными специалистами, преимущественно зарубежными - мастеровитыми и, главное, хитрыми, способными вывернуть наизнанку вторичный сюжет, расцветить его неожиданными яркими деталями. Для вас, любителей, это вызов, но это и планка.
  
   Собственно, основная проблема "БД-9" - любительщина во всех ее проявлениях. Повторюсь, при неожиданно высоком среднем качестве текста, а это уже ого-го какое достижение. Поэтому ругать вас мне будет трудно. Но постараюсь.
  
   Да, вот еще один момент. Я его пытаюсь донести до всех конкурсантов ("БД-9" не первый конкурс, где я арбитром, но скорее всего последний, не моя это работа). Так вот: о плохом рассказе можно говорить бесконечно, рецензия уже превзошла сам рассказ по объему, а ты еще и половины ляпов не разобрал. О хорошем рассказе, как правило, сказать в первом приближении нечего вообще. Кроме "спасибо". Хороший рассказ гармоничен, ты схватываешь его сразу целиком, впитываешь - бац, готово. Потом уже, перечитав текст, вычленив сильные моменты, начинаешь его аргументированно хвалить.
  
   Я прочел все рассказы-финалисты от корки до корки, но на полноценное второе посещение этой слезогонной фабрики у меня сил не хватило. Так, по диагонали пробежал. Поэтому хвалить буду кратко. А чтобы никого не обидеть невниманием, и ругать стану кратко. Мои мини-рецензии могут показаться вам поверхностными, но я выделяю лишь то, что считаю критичным для восприятия конкретного текста. Например, фэнтезийные рассказы, вышедшие в финал, исполнены технически по большей части терпимо, но беда их - системная, одна на всех. Похожая ерунда с рассказами-стилизациями. Фантастика, наоборот, дает нам целый спектр ляпов и небрежностей, иногда по две-три оригинальных "засады" на рассказ.
  
   Чуть не забыл. Темы некоторых рассказов подозрительно близки - словно тексты приползли на БД с других конкурсов. Оставим это на совести участников, сделаем вид, будто ничего не заметили. Но обиду затаим.
  
   Теперь рецензии. Прямо в том порядке, как рассказы стоят на сайте. Для начала всем сестрам по серьгам, а выводы - потом.
  
  
  
  
   1 Runa A., Кузнецов И. Звездный щенок
  
  
   Вот читаю - и вспоминаю стих неизвестного русского автора по мотивам культовой английской песни:
  
   Над Землей фигня летала
   Серебристого металла,
   Безнадзорная притом:
   Заблудился major Tom.
  
   Вас зовут Runa A? Разрешите представиться, Trespassers W. Такой ценитель британской детской прозы, как вы, легко догадается по этому имени, что я - свинья. И у меня к вам свинский вопрос.
   Вы заставляете искусственно выведенного негуманоида (!) решать четко поставленную и довольно узкую проблему. Срок жизни персонажа по самим условиям проблемы ограничен. Каков смысл в подсадке такому персонажу человеческого сознания? Полноценного, не с "обрезанной задачей"? Хорошо, нужен нам человек - интуиция, раскованное мышление, все такое. Пара элементарных блоков, которые можно воткнуть в психику даже сегодня, все решила бы.
   Вы придумали эту неправдоподобную ситуацию с Питером Пэном ради одного: чтобы герой стопудово провалил задание.
   Ну вы его и провалили, радуйтесь.
   Текст распался на две части. Сама по себе живет занятная и, что большая редкость, внятная "научная" половинка. Вам удалось совместить очень высокую плотность информации с доходчивостью: даже я все понял. Не могу оценить, насколько реально то, что излучение добьет до Земли и окажется таким мощным, но это и не суть важно... А рядом совершенно детская, созданная по принципу "что хочу, то и ворочу" половинка "про героя". Думаю, выбирая в подопытные кролики Пэна и Хука, вы искали способ обострить конфликт и сделать его прозрачным для читателя. Перестарались. Теоретически возможен кроссовер hard sci-fi со сказкой, но тогда сказку надо подавать как реальную историю. У вас, увы, вместо кроссовера родилась химера. Сгладить вопиющую надуманность происходящего могла бы замена "книжного" героя, допустим, на ментального клона реального астронавта. Кстати, это только добавило бы жути. Но реальный астронавт не поставил бы Землю под удар, верно? Он бы честно сдох на рабочем месте, кроя матом профессора Хука и заливаясь слезами по Венди, которую должен, обязан спасти.
   Вы решили обострить конфликт по-своему (полагаю, абсолютно обдуманно и намеренно) - и промазали.
   Про астрофизику очень интересно, про то, как дела делаются - незачет. Вечная беда нашей доморощенной hard sci-fi: когда доходит до живых характеров и человеческих проблем, начинается детский сад.
   Да, вот еще. У вас слово "саркофаг" появляется на второй строке, а в следующий раз - на пятьдесят шестой, если я верно посчитал. Напрасно. Ждешь объяснения про саркофаг, ждешь хотя бы упоминания этой штуки во втором абзаце, а оказывается, до него еще пол-рассказа пилить.
  
  
  
   2 Акуленко Е. Бд-9: Погремушка для робота
  
   Читаю - и вспоминаю стих неизвестного русского автора:
  
   Над землей фигня летала
   Серебристого металла.
   Это мирный русский трактор
   Не успел заткнуть реактор.
  
   Может вы не заметили, но нынче операторы трубореза и токарного станка прямо в рабочее время рубятся в "Контру" против команды отдела АСУ. Прямо здесь, на Руси. Прямо с трубореза и токарного станка. До того будущего, что описано в "Погремушке..." - рукой подать.
   Ну автор и подал - рукой. Стандартная тема для прикола: "продвинутый чувак на производстве". Механический перенос нынешних реалий в "космическое завтра". Со всеми сегодняшними прибамбасами, при минимуме завтрашних. Старый и вроде бы проверенный технический прием. Увы, он работает только в рамках острой сатиры. А сатира вышла не слишком острой. Таких рассказов очень много. Этот мил, и не более.
   "Узбекстрой", бутылка водки... Почему мне не смешно? Почему я в это не верю, а? Потому что это никак не замотивировано. Оно просто ради прикола.
   Я правильно понял, за роботами присматривают двое - директор и техник? Логически достоверно: компания экономит. Психологически такая экономия выйдет компании боком: они у вас рехнутся через месяц, двое на целой планете, никакой галактический интернет не поможет. Там должна болтаться бригада, человек десять минимум, и всегда по двое-трое рядом, чтобы друг друга контролировать.
   Да, кстати! Конкретные ребята не говорят "робототехника". Конкретные ребята говорят "роботехника". Даже не потому, что свято чтут Исаака нашего Озимова. Просто слово "роботехника" отвечает нормальному английскому словообразованию, а это "робото-то-то-то..." ((с) А.Стругацкий) никакому не отвечает.
  
  
  
   3 Астахов М. Бд-9: Муравей в консервной банке
  
   Читаю - и вспоминаю стих неизвестного русского автора:
  
   Над Землей фигня летала
   Серебристого металла.
   Много видят в наши дни
   Неопознанной фигни.
  
   "Как не печально, но за орбитой Сатурна..."
   Тем не менее, не печально. Довольно занятно. Нормальная такая sci-fi. Я бы подсократил количество имен второстепенных персонажей (во-первых, для короткого рассказа их много, во-вторых, обезличка еще сильнее приблизит рассказ к канону sci-fi), но тут уж кому как.
   Основной минус рассказа: композиционно он не рассказ. Он зарисовка - опять-таки, в традициях старой доброй sci-fi. Время которой ушло безвозвратно. Потому что "обрисовали проблему и слили концовку" это не литература, господа.
  
  
  
   4 Белкина М. Бд-9: Золото Канцибера
  
   Что-то меня пробило на цитаты из народного творчества, остановиться не могу.
  
   Два солдата из стройбата
   Заменяют экскаватор.
  
   "...как датчики не калибруй" - вы сговорились, что ли, с господином Астаховым, довести хотите арбитра?
   Русский народный дизельпанк, однако. Бесмысленный и беспощадный. Замена масла, протяжка болтов. Воспринимать это иначе, как издевку над дизельпанком, невозможно. В противном случае я сорвусь на долгую лекцию о характеристиках боевого киборга, которому надо регулярно "менять масло". Вы представляете, что такое система смазки, зачем она и где? Даже если регулярно "шприцевать" одни только суставы (ну не знакомы вы с Сэтавром, который был весь "на тефлоне", понимаю, чукча не читатель) - это уже дает нам вполне конкретную информацию об уровне технологий.
   А ведь может получиться очень интересно! Киборг с "маслом" окажется ростом и весом примерно как бульдозер. Ладно, не каждый - сапер Канцибер будет маленький, легонький и верткий, такая машина особо малого класса вроде "Оки". Да, рассказ, сделанный "по правде" мигом развалится. Точнее, его придется "перепрошить" под реальный размер персонажей. Пансионат для отставников превратится в помесь машинно-тракторной станции с танкодромом. Все диалоги главного героя с отставниками - снизу вверх. Комната Канцибера - то ли ангар, то ли гараж. И так далее.
   Могло бы выйти оригинально. Вот гляжу сейчас: прямо украл бы эту вашу (точнее, уже свою) идею. Если бы ее давным-давно не прокрутил Михаил Тырин в "Желтой линии". Были у него там такие "антротанки", сами железные, внутри инвалид-вояка без рук, без ног.
   Вы не стали делать фантастику и пошли по пути мейнстрима: весь рассказ - одна развернутая метафора. Ваше право. Кстати, что за фамилия загадочная - Канцибер? Она "говорящая"? Мне эрудиции не хватает ее расколоть.
   Но как ни странно, в остальном - зачет. Непростая проблема поднята - и неплохо решена. Простенько и со вкусом, как говорится. Отдельное спасибо за то, что без перебора с пафосом. Деловито, спокойно, даже с грустными прибауточками (опять-таки без перебора).
   В общем, если принять рассказ, как он есть, не анализируя - текст состоялся.
  
  
  
   5 Белянский П. Бд-9: Дар  
  
   Нет, это просто невыносимо, русская народная культурка так и прет из меня:
  
   Как на улице Донской
   Меня треснули доской.
   Что за мать твою ети,
   Нельзя по улице пройти!
  
   Нормально сделано. Главный минус: таких рассказов - завались. Просто завались. А критерий новизны для короткого парадоксального текста - основной.
   Недостаточно мотивирован уход собеседника с последующим возвращением и ударом в торец. Куда он бегал? Выяснять, какого черта жена проболталась соседу про триппер? Но из диалога героев совершенно не очевидно, что она про триппер знала.
  
  
  
   6 Богуцкий Д. Тело для тамесигири  
  
   Забыл автора, но он тоже русский:
  
   Мимо дома матери моей жены
   В хорошем иду настроеньи.
   Что показать ей?
  
   Очень мило, очень старательно, очень тщательно, но не Акутагава, хоть ты тресни. Что делает этот опус на конкурсе фантастического рассказа, сказать затрудняюсь. О, догадался: выпендривается. Замечательно выпендривается, спасибо. Признаюсь, у меня тоже есть такая маленькая слабость: я сделал фантастический рассказ "про ковбоев", построенный на мифах о Диком Западе в их позднейшей голливудской обработке. Мечтаю написать вестерн "для компетентных", где будет одна сплошная намеренная лажа.
   У вас, как я понимаю (виноват, если плохо понимаю), несколько проще: вы воткнули фантастическое допущение в относительно правдоподобную ситуацию. Получилось вроде бы вкусно. Но это рассказ для ценителей "японщины". И он настолько застилизован, что фантастика выглядит необязательным, даже лишним элементом. А фантастика все-таки не элемент антуража, это творческий метод, позволяющий ломать реальность об колено и заострять таким образом некие интересующие нас вопросы. Я вашего вопроса не разглядел. Извините.
  
  
  
   7 Боевой-Чебуратор Бд-9: От судьбы  
  
   Та-ак, что у нас соответствует по глубокомысленности и многозначительности?
  
   По стене ползет корова,
   Жрет обои не спеша.
   И кому какое дело,
   Куда брызги полетят.
  
   А вот этот рассказ я читал плотно два раза. Ибо с первого захода осознал только одно: герои решают свои проблемы, до которых мне нет никакого дела. В чем вообще фишка? "Шорс всегда под знаменем раненый идет"? Кто там кого грохнул на Перекопе, откуда я знаю...
   Рассказ вроде сугубо "атмосферный", но фабула предельно конкретизирована. Получается разнобой. Атмосфера, по идее, должна работать на решение сверхзадачи рассказа: вызвать у читателя такой эмоциональный ответ, чтобы он и в сюжет поверил, и фабулу принял близко к сердцу. Атмосферу - чувствую, прямо-таки нюхом чую. Сюжетную коллизию - не воспринимаю. Фабула мне вообще не близка. И чего делать? Атмосферой наслаждаться? Маловато будет. Ладно, читаем по второму кругу.
   "...носились чайки, нарушая покой отдыхающих своими немузыкальными криками". Слово "своими" зачем тут? Типа, я сунул руку в свой карман и достал собственный носовой платок?
   Чуваку сказали бросить монету в воду. Чувак пошел и бросился в воду сам. Тут вдруг плеск весел, татарская скороговорка. "Повезло тебе, Али-баба" - замечает автор. Во, блин! Чего повезло, куда повезло... Прямо "Тамань" какая-то, только Печорин хотел всего лишь потрахаться задешево, и его чуть не утопили, а наш Али-баба хочет странного. Тонет, но не там, где надо. Или там, но не тонет.
   Очень многозначительно, публика это любит.
   Очень поэтично, от этого публику вообще колбасит.
   Очень вторично. Взято частное от давно пережеванной темы, на этом частном заострено внимание.
   Очень много глубокомысленных недосказанностей - типа, ты умный, сам додумаешь за автора. Попутавшись малость в Али-бабах, напряг головной мозг и додумал. Может, правильно додумал, может, нет, фиг знает. А главное, что мне их проблемы, этих Али-баб? Ничто.
   Хочу отметить удачные мелкие зарисовки - описание городка, например. Автор далеко не безнадежен, наоборот. И "поэтика" текста не МТА-шная, вполне взрослая, сойдет за стиль.
   Но отчего-то кажется мне, элементарная деконструкция фабулы - хоть замена татар на сириусян - сделала бы рассказ куда круче. Появился бы баланс между стилем и содержанием. А так вроде и не Бабель, и не поймешь, какая бабель.
  
  
  
   8 Голдин И. Был я устал и одинок...
  
   А тут уже впору себя, любимого, цитировать.
  
   Пусть заржавели советские танки
   И вымирает наш человек,
   Есть еще повод хлопнуть полбанки:
   Русский с ирландцем братья навек!
  
  
   "  - Я доктор, - хмуро сказал О'Мэлли". Подозреваю, анахронизм. Не доктор он, скорее лекарь, если это у нас "как бы переводной" текст.
   Очень похоже на "Тело для тамесигири": автор вроде старался, а зачем старался, себе на забаву и только. По сути эта вещь - фэнтезня пафосная типовая этническая, одна штука. Говорил уже: а я "про ковбоев" могу. Ну и чего?
   Вроде бы вижу, "про что это", но не вижу, зачем это.
  
  
  
   9 Дараган Ю.В. Бд-9: Штопор  
  
   А вот старенькое, такая графомань по интересам то ли из "Крокодила", то ли с последней страницы "Литгазеты". Господи, сколько же я всякого отстоя помню!
  
   Мой миленок суперстар,
   Приобрел роскошный кар.
   Налетел на "Жигули",
   Даже джинсов не нашли!
  
   "- Ястребок! - позвал Олег. - Мы сегодня выйдем?". Когда вводите в текст нестандартные личные обращения - либо объясняйте, откуда они у персонажей взялись, либо не вводите. Нет, всякое бывает, я знаю семью, где друг к другу обращаются "Вася" вне зависимости от пола. Но мотивировать-то надо.
   В сухом остатке имеем типовую сказку с моралью: некто передал герою удивительный девайс, все пошло офигенно, но потом начал ломаться сам герой, развращенный свалившимся на него всемогуществом, и тут жизнь покатилась под откос, и тогда герой диким усилием воли... Канон отработан четко, на пять баллов, автор молодчина. Несомненный плюс рассказа - грамотный расчет объема: у автора хватило выдержки показать, как меняется настроение героя, не скомкав временные отрезки. На каждое душевное движение отмерено ровно столько текста, сколько надо. Минус - постоянная фиксация на бытовых частностях, эмоциональная ценность которых для читателя сомнительна. Автор пытается навести мосты между текстом и реальностью, навтыкав там и сям побольше легко узнаваемых подробностей - и откровенно переигрывает. Местами совсем заигрывается. Нужен мне больно этот ваш Нотр-Дам де Пари, я его в университете проходил, я такого могу рассказать про эту квазимоду, что завянут уши, ведь именно в "Нотр-Даме" легче всего проследить типовые технические приемы Виктора Гюго, плотно упакованные на относительно малом пространстве текста... А от "Белль" меня вообще конкретно тошнит! А вы на нее вон сколько места угрохали.
   Сама идея штопора, и то, как движение руки передано, ввинчивающее нечто в пространство-время - чудненько. Верю.
  
  
  
  
   10 Дашук А. Возвращение саксофона
  
   Ух, какие люди переворачиваются в гробу. Тем временем неизвестный русский автор как бы намекает нам, что судьба - индейка, а жизнь - копейка:
  
   И я б имел златые горы,
   Когда б не первый залп "Авроры"...
  
   Если Михаил Булгаков изъясняется таким могучим канцеляритом, тогда я - Демосфен и Цицерон в одном стакане. Писал Булгаков по-разному, иногда вычурно, с рюшечками и кружавчиками, иногда проще некуда. Значит, говорил, скорее всего, "среднеинтеллигентским" языком своей эпохи. Фразы вроде "В данный момент я выступаю в роли вашего редактора" в таком языке немыслимы. Это клишированная речь "ответственных работников", которой даже Сталин себе не позволял. Стыдоба, уважаемый автор.
   Что интересно, дальше по тексту прямая речь становится более правдоподобной. Трудно было откатиться в начало и поправить?
   Идея рассказа, мягко говоря, не нова. Выбор героя - тоже. Это я не про саксофон, как легко догадаться.
  
  
  
   11 Джи М. Бд-9: Почтальон  
  
   Так и просится на язык классика:
  
   ...А вчера прислал по почте
   Два загадочных письма.
   В каждой строчке одни точки:
   Догадайся, мол, сама.
  
   В целом нормально. Отмечу один явный перегруз: слишком сильный акцент на том, как тяжко и смертоносно "на почте служить ямщиком". Если все действительно так ужасно, то и почтальон должен быть по психике совсем другим человеком. Навскидку не скажу, каким, но - другим. Скорее всего, изрядным мизантропом. За ровню себе он будет считать напарника, остальные людишки - уроды и сволочи. Он ведь из-за них страдает. Да чтоб они подохли все. Чем гадостнее письмо, с тем большим наслаждением он его передаст. "Похоронки", конечно, зачитает деревянным голосом, такие письма его не радуют, он же не чудовище. А допустим, невесте от ворот поворот - бальзам на душу почтальону.
   А у вас что один почтарь, что другой - нормальные ребята. Живые.
   Нет, не должна эта работа так откровенно укорачивать жизнь, не должна требовать такой дорогостоящей и мучительной реабилитации. Даже по голойлогике. Вы сейчас много знаете профессий, на которых люди официально, по условиям контракта, "горят"? Не психически, кто же это оценивает, но хотя бы физически. Я, допустим, знаю несколько, и их перечень может сильно удивить вас. Что скажете о художниках-реставраторах? Утвержденная государством вредная профессия, за нее молоко дают... Но ничего похожего на описанное вами - не вспомню. Авиадиспетчеры? Слабая аналогия. Главное, перечень таких профессий неуклонно сокращается. И чем дальше, тем их будет меньше. В противном случае вы описываете тяжело больное общество. Но очевидных ссылок на это я не вижу. Мало ли, где вахтовики вкалывают. Мало ли, где их обслуживает почта.
   Спокойнее надо, господа, спокойнее. Не нагнетайте. Любите вы на пустом месте нагнетать. Ах, ужас-ужас-ужас. Да, ужас. Да, у парня трудная работа. И этого достаточно. Нечего драматизировать. И сразу текст окажется сбалансированным. Пока, имхо, баланса нет. Замах на рубль, молодец автор, многое хорошо вышло, но в целом удар - копеек на семьдесят.
  
  
  
   12 Ерошин А. Чудотворец  
  
   Прилетит вдруг волшебник
   В голубом вертолете
   И бесплатно покажет кулак.
   С нем рожденья поздравит
   И наверно оставит
   Мне на память огромный синяк!
  
   Знаете, мне совершенно не интересно, чем заняты чудотворец и его наставник. Хотелось бы знать, зачем они это делают. Какова "кухня" их профессии, как там все обустроено, что за расценки, дают ли проездной, оплачивается ли больничный... Каковы шансы огрести по шее от осчастливленного... Готов поспорить, как раз об этом автор не задумывался. Автор у нас гуру и проповедник. Несет добро и свет в народ.
   Народ в моем лице - безмолвствует.
  
  
  
   13 Истратова И. Бд-9: Без всего
  
   Прямо стыдно уже, но остановиться, чес-слово, не могу. Главное, пара строк абсолютно в кассу, если, конечно, вы читали рассказ:
  
   Приезжай ко мне на БАМ,
   Я тебе на рельсах дам.
  
   "Без всего" - теоретизирование ради теоретизирования. Игры разума. Берем один из наименее актуальных сегодняшних трендов, доводим его до абсурда - и наслаждаемся тем, как раздули неправдоподобную ситуацию. Не замечаем кучи внутренних противоречий, нами же прописанных. Под занавес быстренько "сливаем" рассказ.
  
  
  
   14 Кабанова К.В. Бд-9: Второй язык любви
  
   Опять попадание. Грубо, но совершенно в тему. Ох, сколько тем охватили неизвестные русские авторы!
  
   Я миленка целый вечер
   Не могла застать никак.
   Дорогой автоответчик,
   Передай, что он - мудак!
  
   Поначалу "Второй язык любви" приятно удивляет. А вот неожиданно. А вот простенько-миленько. Но потом закрадывается подозрение, что слишком простенько. По идее, это заготовка для текста куда большего объема, где развернется полная и безоговорочная личная драма. С такими способностями можно капитально вляпаться однажды. Из самых лучших побуждений. Это я как бы намекаю автору, что грех останавливаться на достигнутом. Маловато будет.
  
  
  
   15 Паршев О.В. Бд-9: Всему своё время
  
   Сидит Гоголь на скамейке,
   Долбит чем-то три копейки.
   Хчет сделать три рубля,
   Не выходит ничего.
  
   Автор свой рассказ стилизовал, стилизовывал, да довыстилизовывался. Речевые характеристики персонажей откровенно меня смущают. Все остальное - не трогает. Стилизация она и есть стилизация. Особенно когда ради стилизации.
   Кстати, еще один расказ "про время". Сразу после рассказа "про время". Тут еще болтается такая же сладкая парочка, забыл, про что.
  
  
  
   16 Пик А. Бд-9: День последнего бога
  
   Неизвестные русские авторы так и сыпятся из меня, как из худого порося. Эта моя любимая, отнеситесь с пониманием:
  
   Вот пришла весна опять,
   Расцвела природа.
   Снова некого обнять
   В это время года.
   Скоро стану все равно
   Лысым, как коленка.
   Жизнь похожа на кино
   Студии Довженко.
  
   Удивительно, но факт: "День последнего бога" - фэнтези! Думали, фантастика? Фантастики с таким Аццким Пафосом не бывает. Типовая Слеоздавилка Фэнтезийная. О, как ласкают глаз читателя эти многозначительные заглавные буквы! Я, страдающий Герой, скачу мимо Озера и дышу Воздухом своего Мира! Я был раньше человеком, а теперь, представьте, то ль ДиаволЪ, то ли БогЪ, то ль Неведома Зверушка. Вот же Сволочи! Где мой верный Титановый ЛомЪ?!
   Нет, это я спрашиваю - где мой лом?
   Вам же без лома не втолкуешь, что самая доходчивая, бьющая наотмашь, пробирающая до костей история - та, которая рассказана простым и ясным человеческим языком. Без ложной могозначительности. И уж естественно - без лишних заглавных букв и нагромождения метафор.
   Хорошая иллюстрация одной проблемы, чисто технической, которую любители обычно игнорируют. Я уже упоминал ее. Она лечится. Если сел и "погнал текст", не зная толком еще, о чем пишешь, и выдумывая на ходу, про что все это, собственно... Надо потом обязательно вернуться в начало и переписать рассказ насквозь, иначе ему не хватит элементарной связности. Лично мне понадобилось нешуточное усилие воли, чтобы разобраться, чего там к чему. Вроде разобрался, хотя и не уверен. Очень мешали пафосные охи и вздохи. Не рассказ - каша. Салат с озерными грибами.
   Гиперметафорическая, эталонно графоманская цитата из какого-то блога под занавес просто убила.
   Этот стон у нас текстом зовется? Как скажете. Я такие душераздирающие истории зову неполиткорректно: "fucking tragedy".
  
  
  
  
   17 Скворцов В.Ю. Бд-9: Чутьё
  
  
   Сидит Гоголь на скамейке..
  
   Тьфу, блин, вот привязался! Что там еще было про деньги?
  
   Сидит деда под горою,
   Рубль двадцать потерял.
   Шарил-шарил, не нашел,
   Утром в армию забрали.
  
   Нормально сделано. Автор взял нечеловеческую тему - финансы, черт побери, - и очеловечил. Где-то это уже было, про интуитивное восприятие процессов и их "раскраску", пусть и не дословно, но было нечто подобное. Ничего удивительного. Если помнить, что талант всего лишь способность связывать далеко разнесенные понятия - непременно придешь к идее такого вот рассказа.
   "Чутье" оставляет приятное "послевкусие" (а это, имхо, главное, чего стоит требовать от текста), посему совершенно неохота ловить в рассказе блох. Я его даже перечитывать не стал: заглянул, вспомнил, закрыл. Он одноразовый - и это тоже своеобразный показатель качества. Он запоминается.
  
  
  
   18 Сорокин А.В. Где ты, май?
  
   Ну это классика уже:
  
   Вот по дороге едет ЗИМ
   И им я буду задавим.
  
   Хотя подойдет и другая классика:
  
   Осень наступила,
Высохли цветы,
   И стоят уныло
   Голые.
  
   "Где ты, май?" почти графомания, но такая искренняя, что ругать не хочется. Человек старался, душу в текст вложил, а мы его сейчас на клочки порвем, да понесем по закоулочкам. Издеваться будем над "слезинками осеннего ненастья". Над тем, как текст местами размазан, местами наоборот пересушен... А зачем издеваться-то? Простая милая история о том, как сохранить в себе человека несмотря на очевидные соблазны - и получить заслуженную награду. Ее бы отредактировать, вашу историю.... И вдруг окажется, что этот рассказ мы читали уже раз десять в исполнении несравненно более умелых авторов.
  
  
  
   19 Суржиков Р. Бд-9: Разведчик  
  
   Тут у меня только одно двустишие всплывает в памяти, тоже почти классическое:
  
   Дети в подвале играли в больницу,
   Умер от родов сантехник Синицын.
  
   "Разведчик" - смачная, с минимумом стилистических огрехов, крепко сколоченная принципиально антигуманная безнадега. Сама по себе история - в части правдоподобия и элементарной целесообразности, - на совести автора. Мы либо принимаем, либо не принимаем ее.
   Вот загвоздка: система, позволяющая себе подобные выкрутасы - обречена. Может, там уже все плохо до упора, а значит, "ничто не слишком": проблема колонизации стоит до того остро, что любые грехи спишет. Опыт показывает: не спишет. Когда доходит до таких людоедских методов, обычно все уже без толку, это агония. Не спасется никто. Всем кранты.
   Автор вряд ли думал об этом, я тоже не буду.
   Затасканное слово "экстрасенс" - лишнее. Фокус с маятником - для лохов. В смысле, для самых недалеких и неразвитых читателей. Сегодня грамотный специалист на одной "подстройке" вгонит ребенка в транс. И описание "подстройки" смотрелось бы гораздо эффектнее маятника. А уж если герой "экстрасенс особого профиля"... Профиля, мля. Экстрасенс он и в Африке экстрасенс: свеча на ветру. Чувствует всё - и как правило, куда больше, чем хотелось бы. Отвратительное состояние. Ну и долбануть экстрасенс тоже может неслабо. Вон один мой приятель, уж на что эти способности задавил в себе (надоело ему быть свечой на ветру), но когда несколько лет назад умереть пытался - на последнем издыхании подал такой сигнал паники, что проснулись в ужасе знакомые по всей Москве. А к матери его во сне явился некто в черном и сказал, что сыну кранты. Неудобно получилось, в общем.
   "Разведчик" вполне удался, если оценивать его в рамках заданной автором парадигмы: бесчеловечный, бессовестный и неплохо сбалансированный рассказ. Автор смог удержаться на грани, за которой начинается любование своим ницшеанством. Девять из десяти начинающих - не удерживаются, этот сумел. Подал историю сухо и деловито, сдержанно, как производственную драму. Благодарю.
  
  
  
   20 Фенек Бд-9: Айяра  
  
   Как говорит один мой знакомый, "извините, если кого обидел":
  
   Я стою у ресторана,
   Замуж поздно, сдохнуть рано.
  
   "Айяра" - неплохо выполненная стандартная фэнтезятина слезогонная, крепкий средний уровень. Автор то ли не знает, что таких текстов сотни, то ли ему просто в кайф. Молодец автор, душевно изложено, видно - старался. Зачем старался - не знаю. Зачем хвалиться этим рассказом, выставляя его на конкурс - тоже не знаю.
   Что за беда такая с нашими фэнтезистами, а? Или это беда всего направления? Нет золота в Серых Горах?
   Писать-то, в общем, можете. Попробуйте чисто прикола ради свою айяру "перепрошить" под реалистический текст - реально обрыдаетесь. Это получится окончательная жуть. Правда, ее такую вряд ли кто купит. Чернуха, скажут.
  
  
  
   21 Ясинская М.Л. Бд-9: Костыли для души
  
   И завершим мы наш необыкновенный концерт на высокой музыкальной ноте:
  
   На органе группы "Папл"
   Я три буквы нацарапал.
   Не понравилась мне морда
   Органиста Джона Лорда.
  
   "Он даже не провоцировал их. Просто покачал головой в ответ, отказывая. Короткое и бурное выяснение вопроса, кто, кого и насколько уважает, завершил выкидной нож в грудь".
   Ну вот, так занятно все начиналось - и вдруг позорная стопроцентная авторская беспомощность. Не верю ни единому слову.
   Во-первых, на пустом месте, по пьяному базару, поставить на перо фраера, да еще ничтожного лабуха - это даже не по беспределу, это крайняя степень неуважения к себе, из серии "лучше бы я в говно упал". Во-вторых, человек такой профессии, как Олег, пусть он два раза стажер и новичок, умеет разруливать опасные случаи, не доводя дело до резьбы ножиком по своей персоне. В повседневной жизни ваших "звукорежиссеров" слишком много элементов оперативной работы, чтобы дать себя завалить так легко. Я вам сейчас навскидку назову два-три вполне проходных варианта, как парню вывернуться. Это я, обычный балбес. А Олег не просто "звукореж", у него таланты специфические, то есть он довольно ловкий психолог и изрядный артист - причем со способностью оценивать ситуацию очень быстро и мгновенно принимать решения. И не надо мне напоминать про "стажера". В такую профессию кто попало не приходит, там кто попало не справится просто. В худшем варианте - как раз не выживет. Только убьют его при совершенно других обстоятельствах.
   Хотели ухлопать парня? Ухлопали. Не могли по-другому, без гибели напарника, замотивировать главного героя на дальнейшие действия? Прохлопали.
   Рассказ прохлопали.
  
   *****
  
   Теперь подведем итоги.
  
   Явного лидера, рассказа-события, рассказа-бомбы на БД-9 не случилось. Это нормально, ведь конкурс судил я, а я невезучий. Будем привычно выкручиваться. Разнесем тексты по виртуальным номинациям и посмотрим, кто сколько набрал очков. Так и определим призовую тройку.
  
   Первое место БД-9 забирает лидер сразу трех номинаций: "За создание позитивного образа матери-одиночки", "За создание позитивного образа трейдера" и "Медвепутин против демографического кризиса" - Скворцов В.Ю. с рассказом "Чутье". Спасибо автору.
   Если серьезно, первое место - за сбалансированность текста.
  
   На второе место со скрипом и лязгом, осыпая все вокруг ржавчиной и поливая отработанным маслом, выходит "Золото Канцибера" М.Белкиной. Как легко догадаться, это номер один в номинациях "Окопная правда" и "Конкретный гуманизм".
   Замах был на первое место - но мимо. Потому что мейнстрим, как было сказано выше.
  
   С третьим местом дело плохо: на него три претендента. Это "Второй язык любви" В.Кабановой (лидер номинации "Сентиментальненько"), "Почтальон" Джи М (лучший в номинации "Берем за душу, недорого") и "Разведчик" Р.Суржикова (номинация "Конкретный антигуманизм").
  
   И вот чтобы антигуманисту Р.Суржикову жизнь медом не казалась, третье место присуждается рассказу "Разведчик".
  
   Всем спасибо!
   Пойду, что ли, теперь погляжу, что говорили об этих рассказах вы.
   То-то смеху будет.
  
   На прощание вам назидательный стишок от малоизвестного малорусского поэта Олега Ладыженского:
  
   Был пьяницей Омар,
   И я люблю вино.
   Был вором Франсуа,
   И я залез в окно.
   Взгляните на меня:
   Я соткан из достоинств.
   А то, что не поэт,
   Так это все равно.
  
   Не все из финалистов - "поэты", но некоторым удалось высказать что-то свежее, неожиданное, новое для нашей фантастики. Высказывания звучат пока еще довольно робко, и не факт, что вы сами поняли, чего сказали. Но я, например, увидел достаточно. Как имнимум, у нас есть куча народу, вполне способного работать на крепком среднем уровне качества. Голова на месте, фантазия присутствует, культурка ничего себе. Будем жить.
   Вы показали мне, что все не так уж плохо.
   Благодарю вас.
  
  
   Олег Дивов, сентябрь 2009.
  
  
Оценка: 9.23*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"