Шурыгин Александр : другие произведения.

Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Фотоочерк об историко-архитектурных памятниках древних Переславля-Залесского и Ростова Великого

СВЯТЫНИ ЗАЛЕССКОЙ РУСИ
(фотоочерк о Переславле-Залесском и Ростове Великом)

Этот рассказ - о памятниках истории и архитектуры древних Переславля-Залесского и Ростова Великого, жемчужин Золотого кольца России, городов, история которых является весомой частью истории и становления государства Российского.
Ведь первые упоминания о Ростове в старейшей русской летописи "Повесть временных лет" относятся к 862 году (есть, правда, сообщения и о том, что в первичном тексте летописи такой записи не было, её, якобы, внёс переписчик позднее, в XII веке). А основанный Юрием Долгоруким в 1152 году на берегу Плещеева озера Переславль-Залесский был некоторое время даже фактической столицей молодой Руси - ведь Дмитрий Александрович Переяславский (сын Александра Невского), княживший в этом городе, был одновременно и великим князем Владимирским (с 1276 по 1294 год), и его резиденция в те годы находилась здесь, в Переславле.
До наших дней сохранилось в Залесье немало свидетельств того далёкого времени. Это прежде всего православные храмы, которые, также как в древних Новгороде и Владимире, начали возводить здесь из камня уже в XII веке. Стремление зодчих к их монументальности, которую сопровождали бы одновременно изящество и красота, воплотилось в храмах тогдашней Северо-Восточной Руси как нельзя более удачно. Ведь недаром эти города, как и древние Суздаль, Владимир, Великий Новгород, Ярославль, Кострома, стали символами древней Руси, которые стремятся увидеть и к которым стараются прикоснуться душой многие наши соотечественники и гости России - будь то туристы, паломники или просто люди, живо интересующиеся историей нашего Отечества.
Давайте же и мы совершим небольшую фотопрогулку по городам и весям Залесского края.

***

Начнём эту прогулку с главного исторического и архитектурного памятника, находящегося в центре Переславля-Залесского, на его Красной площади.

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

Это Спасо-Преображенский собор - самый ранний из белокаменных храмов Северо-Восточной Руси (построен в 1152-1157 г.г.). На памятной доске, что на фасаде храма, слова: "Здесь, возле собора, в княжьих теремах, 30 мая 1220 года родился великий русский полководец князь Александр Ярославич Невский". Невдалеке памятник Александру Невскому.
С 1157 года собор сохранился практически в своём первоначальном виде. Он был сложен почти "насухо" (т.е. без применения скрепляющего раствора) из отлично отёсанных каменных блоков. За время существования храма его цоколь, состоящий из таких же блоков, уложенных на фундамент из булыжника, "врос" в землю почти на метр. Нет сомнения в том, что в первое время после своего возведения он, более высокий, выглядел ещё строже и лаконичнее.
По времени возведения с этим древнейшим собором из сохранившихся до наших дней храмов может соперничать, пожалуй, только церковь Бориса и Глеба в Кидекше, что близ Суздаля. Её строительство тоже было начато в 1152 году.
Ну, а "патриарх" российских святынь, Успенский собор во Владимире помоложе - строительство его в первоначальном виде относят к 1158-1160 г.г., а перестроен он был в 1186-1189 г.г.
Было бы неправильным, рассказывая о Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском и церкви в Кидекше, не упомянуть ещё об одном почти столь же древнем, но сохранившемся до настоящего времени памятнике каменного храмового зодчества - церкви Спаса Преображения на горе Нередица близ Великого Новгорода, построенной в 1198 году. Правда, она была сильно повреждена в годы Великой Отечественной войны, и, в отличие от упомянутых выше храмов, подверглась восстановлению и реставрации в 1956-1958 г.г.

***

Всего в сотне-другой метров от Красной площади и Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском находятся ещё три храма - церковь Александра Невского, Владимирский собор и церковь Петра митрополита Московского.
Вот один из них - привлекающая внимание своей оригинальной архитектурой и своеобразной красотой церковь Александра Невского.

 [А.Шурыгин]

Эта церковь, так же, как и находящийся почти бок о бок с ней Владимирский собор (кстати, внешне очень похожий на неё), была построена в 1740-х годах на средства переславского купца Ф. Угрюмова. Оба храма располагались тогда на территории Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря. Во второй половине XVIII века, в связи с упразднением Переславской епархии, небогатая обитель была закрыта, а ее храмы обратили в обычные приходские церкви.
Около церкви Александра Невского ранее находилась колокольня в виде высокой круглой башни с набором колоколов, слышимых далеко за пределами города.
С 1929 года помещения этих двух храмов использовались для городских нужд Переславля-Залесского. В 1936 году храмы обследовала специальная комиссия, принявшая решение о том, что эти памятники истории, расположенные рядом со Спасо-Преображенским собором и валом XII века, а также с церковью Петра митрополита XVI века, являются очень интересным архитектурным комплексом с точки зрения истории русской архитектуры. Поэтому Церковь Александра Невского и Владимирский собор были сохранены.
В 1990-х годах в храмах вновь начались богослужения.
О том, что рядом с Красной площадью ранее существовал монастырь, нам напоминают лишь сохранившиеся фрагменты монастырской стены.
Вот как выглядит один из этих фрагментов на фоне церкви Александра Невского (она слева) и Владимирского собора при взгляде со стороны Спасо-Преображенского собора

 [А.Шурыгин]

На территории бывшего монастыря сейчас разбит небольшой самодеятельный рынок, где торгуют местными сувенирами.
А фундамент бывшей церковной колокольни оказался сейчас под расширенным полотном Ярославского шоссе, которое пролегает рядом с Красной площадью и храмовым архитектурным ансамблем.

***

На окраине Переславля-Залесского, в селе Никитская Слобода, находится один из самых старых российских монастырей. Это Никитский мужской монастырь, основанный, по мнению историков, ранее 1186 года. Предание гласит о том, что основателем его был князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко.
Название своё монастырь получил в честь переславского святого Никиты Столпника, схимника этого монастыря, отличавшегося в монашестве своим подвижничеством и глубочайшим смирением, а также обладавшего даром целительства (подтверждением этого дара считают, в частности, чудесное исцеление князя Михаила Всеволодовича Черниговского от тяжёлого недуга в 1186 году)
Главное архитектурное сооружение обители - величественный собор Великомученика Никиты, построенный по повелению Ивана Грозного в 1561-1564 г.г.

 [А.Шурыгин]

Возведён собор был таким образом, что существовавший ранее на этом месте с 1520 года каменный храм, основанный ещё при Василии III, оказался его южным приделом.
Собор поражает своими размерами, он крупнее всех других переяславских храмов. Его средний купол тоже необычно велик, по сравнению с ним далеко не самые маленькие боковые главы кажутся совсем небольшими.
Вот как выглядит этот собор при съёмке в другом ракурсе

 [А.Шурыгин]

На этом снимке хорошо виден южный придел собора с несколько меньшим тёмным куполом. Это часть того храма, который существовал здесь до решения Ивана Грозного о строительстве нового собора.
На переднем плане снимка - часовня над столпом (глубокой и узкой ямой более чем в человеческий рост), из которого вёл ход в монастырский храм. Этот столп, по преданию, выкопал для себя Никита с целью создания условий для ещё большего смирения, затворничества и покаяния, чем те, которые были в его тесной келье ранее, до уединения в столпе.
Согласно преданию, монашеский подвиг Никиты Столпника по своей суровости был невиданным ранее не только для этой обители, но и в целом для Русской земли. Но это уже тема отдельного повествования.
Стены монастыря выдержали осаду поляков в 1609 году, а в 1611 году литовцы во главе с паном Сапегой после двухнедельной осады сожгли обитель.
Вскоре монастырь был восстановлен при участии царственной семьи Романовых, первых царей новой династии. В 1643-1645 г.г. здесь была возведена Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной палатой и шатровой колокольней (придел Николая Чудотворца был пристроен к ней позднее, в 1768 году).

 [А.Шурыгин]

В помещениях трапезной палаты останавливался Пётр I во время его приездов в Переславль.

***

В посёлке Петровский, что на половине пути из Переславля-Залесского в Ростов Великий, от Ярославского шоссе уходит вправо дорога, которая через десяток с небольшим километров приводит нас в село Годеново, куда устремляется множество туристов и паломников, путешествующих по Золотому кольцу. Да и жители Залесского края отнюдь не редкие гости здесь.
Село это, ранее богатое и цветущее, в последние годы пришло в большое запустение (как, кстати, и многие другие окружающие его сёла и деревушки). Но здесь находится и содержится в большом порядке каменная церковь Иоанна Златоуста, построенная в 1794 году, и её главная святыня - Животворящий Крест Господень.

 [А.Шурыгин]

Согласно преданию, около шести веков назад Животворящий Крест был чудесно явлен пастухам близлежащего села на Сахотском болоте в 55 верстах от Ростова. Вскоре после этого явления неподалеку выстроен был бревенчатый храм во имя Святителя Николая, после чего явленный образ распятия сделался для всех видимым и доступным. Прошедшие века хранят историю множества свидетельств о чудесах и благодатных исцелениях от этой святыни. В былые годы храм этот сгорел от случившегося здесь пожара, однако Животворящий Крест остался при этом невредимым. Чудеса случались здесь и после восстановления храма, вплоть до времени разрушения его во время революционных потрясений 1917 года. Тогда-то и был перенесён Крест в церковь Иоанна Златоуста в Годенове, где и пребывает в настоящее время.
Недавно группа реставраторов из Русского музея в С.-Петербурге завершила реставрацию Животворящего Креста. Долгий и кропотливый труд мастеров вернул святыне почти первозданный вид - липовое дерево вновь отливает свежестью, открылись живописные изображения по краям креста и на его вершине.
Сейчас весьма почитаемая верующими годеновская церковь является подворьем Свято-Никольского женского монастыря, что в Переславле-Залесском.

***

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь - один из символов духовного величия и архитектурной неповторимости Ростова Великого.
Основанный в конце XIV века на берегу озера Неро у небольшой деревянной церкви, построенной здесь в 1389 году опальным ростовским епископом Иаковом, монастырь первым встречает нас при въезде в этот старинный город. Его белокаменные стены и зелёные с голубыми купола соборов ещё до входа на его территорию впечатляют своей своеобразной красой и монументальностью.
Непростой была история этой обители. В Смутное время, когда каменных построек здесь ещё не было, монастырь полностью выгорел. Возрождение его началось в годы, когда митрополитом Ростовским стал Иона Сысоевич, которому город обязан многими другими своими достопримечательностями, а возвышение монастыря во многом связано с именем святителя Димитрия, возглавившего эту митрополию в 1702 году по указанию Петра I.
В 1689 году, т.е. через 300 лет после основания монастыря, на месте деревянной церкви, которую построил св. Иаков (он был канонизирован в 1549 году), возводится первый каменный монастырский собор - храм Зачатия св.Анны, к которому в 1725 году пристраивается придел св.Иакова. В 1856 году этот придел был перестроен в Иаковлевскую церковь.
В начале 1780-х монастырь был обнесён каменными стенами, здесь появились настоятельские покои, братский корпус, трапезная и колокольня над Святыми воротами, позднее над стенами возвысились угловые башни.
Главное соборное здание монастыря, доминирующее в его архитектурном облике - Димитриевский храм.

 [А.Шурыгин]

Этот собор, исполненный в стиле классицизма, был возведён в 1795-1802 г.г. на пожертвования графа Н.П.Шереметева.
Весь храмовый ансамбль обители вытянут в одну линию вдоль восточной монастырской стены. Вот как он выглядит на фотоснимке, сделанном с юго-западной угловой башни (слева направо - Димитриевский собор, Иаковлевская церковь и примыкающий к ней Зачатьевский храм. Перед Димитриевским собором - надкладезная часовня. На втором плане за Иаковлевской церковью виден купол колокольни над восточными воротами. Справа вверху - озеро Неро)

 [А.Шурыгин]

С той же угловой башни открывается вид на старинную церковь Спаса на Песках, находящуюся вне монастыря, невдалеке от его территории

 [А.Шурыгин]

Это бывшая соборная церковь упразднённого в XVIII веке древнего Спасо-Песоцкого монастыря, основанного в XIII веке вдовой ростовского князя Василько, единственной известной в русской истории женщиной-летописцем.

В 1923 году Спасо-Яковлевский монастырь был упразднён. Комплекс его зданий возвращён церкви в 1991 году, а несколькими месяцами позднее здесь была официально возобновлена монастырская жизнь.

***

Ещё один драгоценный камень в архитектурной короне древнего Ростова - его кремль.
Вообще-то название "кремль" в этом случае условное. На самом деле это митрополичий двор, выстроенный в центре города, на берегу озера Неро, являвшийся в своё время резиденцией митрополитов Ростовских. Окружён он стенами с башнями, которые и придают ему видимость укреплённого кремля. Однако, эти стены не были рассчитаны на серьёзную оборону и играли в те годы, скорее всего, декоративную роль.
Построен был митрополичий двор при уже упомянутом ранее митрополите Ионе Сысоевиче в 1670-1683 г.г. Сейчас это музей-заповедник "Ростовский кремль".
К бывшему двору митрополита вплотную примыкает соборная площадь, на которой находятся Успенский собор и звонница (к ним мы ещё вернёмся по ходу очерка). Площадь эта с трёх сторон окружена собственной оградой, а с четвёртой стороны её ограничивает северная стена митрополичьего двора. Попасть на соборную площадь можно как с городской территории через Святые ворота в её ограде, так и из музея-заповедника по переходу, который устроен в нижнем ярусе надвратной церкви Воскресения, построенной около 1670 года. Вот как выглядит эта церковь, входящая в комплекс митрополичьего двора

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

На этих снимках (на втором более чётко) видна арка, ведущая к переходу на Соборную площадь.
Со стороны Соборной площади этот переход смотрится более торжественно, здесь по левую и правую стороны церкви возведены две круглые крепостные башни. Такое архитектурное решение объяснимо - ведь ранее, в давние годы, это были Святые ворота, которые служили главным входом в митрополичий двор с Соборной площади города.

 [А.Шурыгин]

А сейчас мы попали на территорию музея-заповедника через другой вход, который обустроен в нижней части надвратной церкви Иоанна Богослова и является в наши дни главным входом в музей

 [А.Шурыгин]

С наружной стороны этой церкви, возведённой в 1683 году в западной части архитектурного комплекса, так же, как и у церкви Воскресения, возвышаются круглые башни, придающие этому входу в кремль не менее торжественный вид, чем вход через Святые ворота со стороны Успенского собора.
Церковь Иоанна Богослова, пожалуй, самое совершенное произведение мастеров, возводивших митрополичью резиденцию. Все лучшее из опыта, накопленного ими за годы строительства, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Церковь как-бы вся устремлена вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия. Она выглядит более нарядной и праздничной, чем все другие церкви кремля.
По сути своей, и бывший митрополичий двор (ныне музей-заповедник), и соборная площадь с великолепным, доминирующим над всем городом Успенским собором, стали единым, гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем, а понятие "кремль", если не судить очень строго, вполне применимо ко всему этому ансамблю, объединяющему в себе не только архитектурные памятники, но и исторические, художественные и духовно-нравственные ценности.
Здесь, на центральной площади митрополичьего двора, у северной стены, находится ещё один красивый храм, на который нельзя не обратить внимание сразу же, как только мы вступаем на кремлёвскую территорию. Это церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

Церковь эта была последним построенным здесь культовым строением (1692-1693 г.г.). Она по своим размерам гораздо скромнее упомянутых ранее храмов, но, тем не менее, очень привлекательна не только благодаря своему необычному архитектурному стилю, но и оригинальной раскраске (кстати, раскраска - творение более позднего времени). И ещё - она прекрасно смотрится на фоне небольшого, но живописного кремлёвского пруда
Есть в кремле ещё несколько церквей и других памятников архитектуры и истории, среди которых - митрополичьи хоромы, Красная палата, судный приказ, столовая палата, митрополичьи кельи, здания пивоварни и поварни и другие культовые, жилые и хозяйственные постройки. Во многих из этих зданий сейчас расположены музейные выставочные залы, в том числе музей финифти, экспозиции древнерусского искусства и русской живописи и др.

Ну, а сейчас мы перейдём на Соборную площадь, чтобы поближе познакомиться с Успенским собором и его звонницей.
Внутренние реставрационные работы в соборе в основном завершены, а вот внешняя его отделка ещё продолжается. Вот как выглядят собор и звонница на снимке, сделанном осенью 2010 года

 [А.Шурыгин]

Ныне существующее здание собора было возведено в центре города в начале XVI века, в 1508-1512 г.г., то есть задолго до начала постройки митрополичьего двора. До этого здесь, на этом месте, сменили друг друга четыре храма, первый из которых, бревенчатый, был заложен ещё в 991 году, при князе Владимире.
Стены собора сложены из кирпича, а его цоколь собран из белокаменных блоков. Фундамент углублён в землю на пять метров. Высота собора с крестом достигает шестидесяти метров.
До 1786 года (времени перевода ростовской епархии в Ярославль) собор был усыпальницей ростовских князей и архиереев. Здесь покоятся останки митрополита Ионы Сысоевича, а также мощи первого ростовского удельного князя Василько Константиновича, убитого батыевскими воинами после битвы на реке Сити, но не предавшего в трудный час своей веры.
Звонница, тоже ставшая достопримечательностью Ростова, построена гораздо позднее собора, при Ионе Сысоевиче. По его замыслу около 1682 года было построено основное её здание. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой" в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Считается, кстати, что колокола отливали здесь же, на территории кремля, для этого и был вырыт пруд, который мы видели на предыдущих снимках.
Мне удалось подняться на звонницу по чрезвычайно узкой лестнице с высокими ступенями, проложенной внутри стены здания. На верхней площадке я сделал несколько снимков колоколов, сфотографировал и несколько городских видов, в том числе и вид на Святые ворота кремля, показанный ранее в этом очерке.
Вот как выглядят на фотографиях колокола "Сысой" и "Полиелейный"

 [А.Шурыгин]

А это вид со звонницы на церковь Спаса на Торгу, которая находится на городской территории за пределами кремля, и на окружающие её городские кварталы

 [А.Шурыгин]

***

Во время недлительного пребывания в Ростове мне не удалось проплыть на кораблике по озеру Неро у стен кремля или Спасо-Яковлевского монастыря - в программу экскурсии такая поездка не входила. А ведь именно с озера открываются чудесные общие виды на монастырский и кремлёвский ансамбли, которые великолепно смотрятся на удачно сделанных фотографиях, и я очень сожалел о несостоявшейся возможности сделать снимки с этими видами.
Но вот по пути домой мы остановились на запоздалый обед в одном из ресторанчиков, расположенных за городом, на берегу Неро (этот обед был предусмотрен организаторами экскурсионной поездки). Не воспользовавшись практически обедом, я прошел на берег озера, с которого вдалеке была видна панорама города, в которой доминировали храмы кремля и Спасо-Яковлевской обители, и сделал отсюда несколько снимков. К сожалению, моя фототехника не была "дальнобойной", приблизить и показать во всей красе этот вид не удалось, да и снимки получились не вполне качественные. И тем не менее, вот один из них

 [А.Шурыгин]

Этот снимок в связи с возникшими у меня ассоциациями я назвал "Воспоминания о граде Китеже". Не правда ли, есть здесь что-то общее с исчезнувшим некогда былинным городом?
Вот так мы и попрощались в этот день с древним Ростовом Великим.

***

В заключение этого очерка - ещё два снимка, сделанные в Переславле-Залесском. На первом из них Введенская церковь в Феодоровском женском монастыре, на втором - вид на Переславль с территории Троице-Данилова мужского монастыря

 [А.Шурыгин]

 [А.Шурыгин]

*****

Далеко не со всеми достопримечательностями Переславля и Ростова удалось познакомиться во время этих кратковременных экскурсий. Не пришлось побывать в Горицком монастыре и на Плещеевом озере в Переславле, многое ещё хотелось бы увидеть в Ростове. Но я надеюсь побывать здесь вновь (и, может быть, даже не один раз), и тогда этот очерк будет дополнен новыми снимками и комментариями к ним.

P.S. Приглашаю посмотреть другие фотоочерки о духовных обителях России: "Марфо-Мариинская обитель милосердия", "Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Данилов монастырь", "Оптина пустынь", "Николо-Угрешский монастырь", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Крутицкое подворье", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Троице-Сергиева лавра", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новоспасский монастырь", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Давидова пустынь", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии",
а также фотоочерки "Усадьба Кусково", "Прогулки по Кузьминскому парку с фотокамерой", "Коломенское", "Архангельское", "Возрождённое Царицыно", "Коломна.Кремль и фотозарисовки старого города", "Кремль в Измайлово", "Волоколамский кремль", "Старый Серпухов", "Весеннее утро в Царицыно", "Николо-Перервинская обитель",

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"