ТРОИЦЕ-СЕРАФИМОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ
(фотоочерк)
Этот небольшой православный монастырь находится в Зольском районе Кабардино-Балкарской Республики, невдалеке от границы с российским Ставропольем и в 28 км от города Пятигорска. До Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, отсюда около 60 км.
Необычна история основания монастыря. Связана она с Екатериной Алексеевной Хомяковой, дочерью А.С.Хомякова, одного из основателей российского славянофильского движения, философа, богослова, поэта, художника и изобретателя.
Екатерина Алексеевна приобрела здесь в 1881 году 500 десятин земли (т.е. более 500 гектаров), осуществив свою идею об основании в Кабарде на реке Золка русского хутора, который впоследствии стал известен как "хутор Хомяковой". На этой земле она построила усадьбу, занялась сельским хозяйством и плодоводством. Часть земли она за мизерную цену уступила русским переселенцам. В начале ХХ века хутор насчитывал уже несколько десятков жителей.
В 1902 году стараниями Е.А.Хомяковой на хуторе был построен храм во имя Святой Троицы со звонницей. По задумке Екатерины Алексеевны он был спроектирован в византийско-закавказском стиле, подобно храмам, возведенным к тому времени в Грузии и Армении. Полагают, что этот стиль был выбран ею в память о своем дяде, служившим в Грузии (где он был впоследствии похоронен) и дружившим с А.С.Грибоедовым (подробнее любопытный читатель может узнать об основании храма, а также об интереснейшей истории семьи Хомяковых из замечательной публикации О.М.Золотухиной "Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь").
Через несколько лет Екатерина Алексеевна решает открыть при храме женскую православную общину с приютом для детей-сирот и больницей для окрестного населения. В 1907 году царским указом община была утверждена в честь Серафима Саровского, а по прошествии нескольких месяцев по просьбе Е.А.Хомяковой и по решению Синода она была переименована в Свято-Троицкую Серафимовскую общину (Серафима Саровского очень чтили родители Екатерины Алексеевны, и название общины - дань их памяти).
Я не стану далее излагать историю общины (об этом подробно и чрезвычайно интересно - у О.М.Золотухиной). Упомяну лишь о том, что к 1915 году община находилась в расцвете своей духовной, воспитательной, миссионерской и хозяйственной деятельности.
Но в конце 1920-х годов жизнь общины была прекращена. Сильно пострадал и храм во имя Св.Троицы. На разросшейся к тому времени территории "хутора Хомяковой" был организован совхоз, в память о котором сохранилось нынешнее название современного кабардинского поселения - село Совхозное.
***
В 1995 году стараниями Фонда культуры Кабардино-Балкарии и руководства республики было принято решение о возрождении храма Св.Троицы в селе Совхозное и начат сбор средств для его восстановления. В возрождении храма и в последующем возрождении монастыря огромная роль принадлежит матушке Антонии, нынешней настоятельнице обители (и об этом тоже - у О.М.Золотухиной).
***
А теперь - фотографии, сделанные во время экскурсионной поездки в монастырь из Нальчика осенью 2015 года.
Композиционным центром этого очень небольшого по своей современной территории монастыря является возрожденный храм Святой Троицы. Из-за ограниченности пространства мне не удалось сфотографировать его в полном величии, поэтому привожу несколько снимков, сделанных в разных ракурсах
На первом из этих снимков хорошо видна звонница, арка которой предваряет вход в храм (вход - на втором фото). На третьем снимке можно подробнее познакомиться с внешним видом алтарной части храма.
Следующий снимок показывает часть внутреннего убранства храма и его алтарь. Одна из наиболее чтимых здесь икон - образ св. Серафима Саровского (в правой части снимка)
Около узкой центральной дорожки, ведущей от храма к хозяйственным службам - маленькая бревенчатая часовенка
На следующей фотографии - скромное внутреннее убранство этой часовни, центральное место в которой занимает список с иконы Андрея Рублёва "Святая Троица"
Пройдя по центральной дорожке далее десяток-другой шагов, мы попадаем в небольшую хозяйственную часть монастыря
На вышеприведенном снимке слева - часть двухэтажного сестринского корпуса со вспомогательными службами и с пристройкой к первому этажу. На правой части фото - летняя трапезная, а в центре (в глубине) к летней трапезной примыкает небольшая летняя кухня.
Вот как выглядит вход в летнюю трапезную на снимках, сделанных более крупным планом
На этих и на других снимках видно, что стены сооружений внутреннего монастырского двора выложены более или менее крупной галькой, которая в обилии встречается в руслах и на берегах горных рек и речушек. Помимо своей практичности, эти стены здесь смотрятся как своеобразное художественное оформление скромного монастырского быта.
Небольшая пристройка к первому этажу сестринского корпуса, которую мы видели на одном из предшествующих снимков, тоже выложена снаружи речной галькой. Около этой пристройки - небольшой виноградник с поспевающими в это осеннее время гроздьями крупных солнечных ягод
Во внутреннем хозяйственном дворе на импровизированном столе и на земле недавно собранные и дозревающие дары земли монастырской - кукуруза, ягоды кизила и шиповника (у монастыря есть небольшой земельный участок с огородом - всё, что осталось от некогда обширной его территории)
На столе рядом с ягодами видна часть пакетов со скромными дарами, привезенными сюда паломниками и экскурсантами для насельниц монастыря. Брать с собой в поездку такие дары стало традицией у посетителей обители. Они (эти дары), как правило, включают в себя то, что пока не удается производить здесь собственными силами. Это мука, растительное масло, различные крупы и другие пищевые и непищевые продукты и изделия, столь необходимые в быту и хозяйственном обиходе. Но и монастырь в долгу не остаётся, он оказывает посильную социальную помощь местному, в основном мусульманскому, населению.
На последней фотографии этого очерка - сестринский монастырский корпус (вид с наружной стороны внутреннего монастырского двора)
Вот таким довелось увидеть мне этот небольшой, тесноватый, но развивающийся и сильный своей великой духовностью монастырь осенью 2015 года.
Хочу выразить свою признательность О.М.Золотухиной за собранные ею исторические материалы об истории монастыря, о жизни Е.А.Хомяковой, о её родителях и близких ей людях, с которыми она разделила все радости и невзгоды своей благотворительной, просветительской и хозяйственной деятельности...