Аннотация: Фотоочерк о музее-заповеднике "Коломенское", о прошлом, настоящем и будущем Коломенского
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК КОЛОМЕНСКОЕ
(фотоочерк)
Музей-заповедник "Коломенское", бывшая летняя подмосковная резиденция московских царей доекатерининских времён, пользуется большой популярностью благодаря своим известным, сохранившимся до наших дней историко-архитектурным памятникам (к числу которых относятся, прежде всего, храм Вознесения Господня и церковь Казанской иконы Божьей Матери), живописным расположением на высоком берегу Москвы-реки, ландшафтным парком со знаменитыми дубами, возраст отдельных из которых достигает 300-400 лет. В последнее время популярность Коломенского возросла в связи с проводящимися здесь фестивалями российского народного творчества и ярмарками мёда, а также с формированием на его территории архитектурно-этнографического комплекса (недавно появились и открыты для посещения конный двор с кузницей, усадьба пасечника, музей деревянного зодчества и др.). Вдоль берега Москвы-реки, к которой от храма Воскресения теперь ведёт живописный спуск, проложена удобная набережная с пристанью для прогулочных теплоходов. Создана прекрасная новая парковая зона, выполнено множество других работ по благоустройству территории, входящей в комплекс заповедника.
Специалистам-историкам, любителям старины и многим любознательным посетителям Коломенского хорошо известна и другая часть его богатой истории, которая, к сожалению, дошла до нас только в виде документов, рисунков, воспоминаний, отдельных музейных экспонатов и других свидетельств эпохи процветания села и усадьбы Коломенское.
В свете этой минувшей истории и с точки зрения интереса к её утерянным памятникам наибольший интерес, несомненно, представляет недавно воссозданное, неповторимое в своём роде бывшее чудо русского деревянного зодчества - бревёнчатый дворец царя Алексея Михайловича, воздвигнутый в середине XVII века и простоявший здесь более 100 лет.
Этот небольшой фотоочерк - о сохранившихся, утраченных и воссоздаваемых в наши дни шедеврах Коломенского.
***
Первые два снимка - снятое в разных ракурсах самое величественное и самое древнее сооружение, сохранившееся в Коломенском - храм Вознесения Господня. Он был воздвигнут в 1529-1532 г.г. по повелению Василия III в честь (это наиболее распространённая версия) рождения его сына, будущего Ивана Грозного
Высота этого единственного и неповторимого в своём роде сооружения свыше 60 метров, и в течение долгого времени, до того, как при Годунове была надстроена колокольня Ивана Великого в Кремле, храм был самым высоким сооружением в московском регионе. Это один из первых каменных шатровых храмов в России. О нем имеется масса обширных публикаций в литературе и в Интернете. Поэтому здесь, не повторяя известные сведения, я ограничусь лишь цитатой из высказывания известного французского композитора Гектора Берлиоза, побывавшего в середине XIX века в Коломенском: "Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился века, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений ничего не нашел. А тут передо мною предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый".
Рядом с храмом в том же XVI веке была сооружена Георгиевская колокольня, названная так в честь второго сына Василия III, Юрия (в крещении Георгия), а в XIX веке здесь же обустроена трапезная с церковью Георгия Победоносца (последняя сейчас реставрирована в виде Георгиевской трапезной церкви). Их общий вид в наши дни - на следующем фото
Предполагается, что ещё во времена Василия III рядом с Вознесенским храмом существовали княжеские хоромы, которые затем, во время нашествия крымских татар и в смутные времена, подверглись неоднократным разрушениям.
Достоверно известно о строительстве здесь первым государем из рода Романовых, Михаилом Фёдоровичем, в конце 30-х годов XVII века небольшого дворца, а также церкви Казанской иконы Божьей Матери в память освобождения Москвы от поляков. Но уже через десяток лет новый государь, Алексей Михайлович, обустраивает здесь новый великолепный дворец, который и является тем утраченным шедевром деревянного зодчества, о котором уже было упомянуто в начале этого очерка, и к которому нам предстоит ещё вернуться.
Ко дворцу Алексея Михайловича именитые гости прибывали водным путём, по Москве-реке, и для них на их пути, следовавшем от причала мимо Вознесенского храма к царским хоромам, во дворцовой стене были сооружены Передние (Дворцовые) ворота с прилежащими служебными постройками. Вид этих сохранившихся ворот со стороны бывшего дворца - на очередной фотографии
Ещё при Михаиле Федоровиче, как уже было сказано, одновременно с дворцовыми сооружениями в Коломенском начала возводиться церковь Казанской иконы Божьей Матери, а в 50-60 годы XVII века, во времена царствования Алексея Михайловича, при возведении новых дворцовых хором эта церковь была выстроена практически заново, в каменном исполнении. К ней со временем перешли функции домовой церкви (вместо Вознесенского собора), здесь хранились церковная казна и наиболее ценное имущество, которое привозили сюда в царском обозе на время летнего отдыха
В наши дни Казанская церковь в Коломенском - один из наиболее почитаемых действующих московских храмов. В нём находится список иконы Казанской Божьей Матери, а также икона "Державная", обретенная здесь, в Коломенском, в марте 1917 года в дни отречения Николая II от российского престола
Две очередные иллюстрации - это фотокопия почерневшей от времени подлинной иконы 'Державная', обретённой в Коломенском в марте 1917 года (созданной предположительно в XVIII веке и хранящейся ныне в Коломенском храме), и фотография одного из современных восстановленных вариантов этой иконы
В последние годы археологи раскрыли, а строители восстановили в Коломенском фундаменты хозяйственных построек при дворце Алексея Михайловича, непосредственно прилегавших к нему и, по сути, входивших в состав дворцового комплекса. Среди этих фундаментов - основания палат Хлебного двора, поварни с кислотной палатой (в последней готовили "кислые шти", особый род шипучего кваса), ключничьи палаты Кормового двора (здесь хранились припасы и посуда), а также основание глубокого каменного ледника для хранения скоропортящихся продуктов в тёплое время года. Этот закрытый ледник (сейчас он для обозрения накрыт стеклянной крышей) ранней весной набивали льдом из Москвы-реки, и сохранялся лёд здесь до наступления стойких осенних холодов.
Вот как выглядят вскрытые фундаменты хозяйственных построек на фотографии
Ну, а теперь, пожалуй, можно изложить коротко некоторые сведения о коломенском дворце Алексея Михайловича и по возможности проиллюстрировать их.
Этот уникальный бревёнчатый дворец-хоромы, имевший, по свидетельствам современников, 270 комнат, простоял около сотни лет, и после перевода столицы Российского государства в Санкт-Петербург значительно обветшал из-за непостоянного использования по назначению. Однако, российские цари периодически приезжали в Москву, ведь по установившейся традиции коронация их проходила здесь, а поскольку приезжали они на коронации с большим двором и надолго, им нужна была здесь летняя резиденция, помимо зимней, кремлёвской.
Ко времени царствования Екатерины II сформировалось обоснованное мнение, что коломенский деревянный дворец уже не подлежит обычной текущей реставрации, а требует принятия капитальных решений. И Екатерина приняла такое решение - разобрать дворец, но предварительно отдала при этом распоряжение сделать необходимые его рисунки и чертежи. Временно она построила здесь другой, не столь великий деревянный дворец, однако вскоре решила начать строительство новой каменной летней царской резиденции, для чего приобрела земли в Царицыно.
Но вернёмся к деревянному дворцу Алексея Михайловича в Коломенском. Место его расположения находилось между Передними воротами и вторыми по своему значению Задними (их иногда называт Спасскими) воротами. Задние ворота сейчас являются основным входом на территорию музея-заповедника со стороны станции метро "Коломенская").
В музее Коломенского среди экспонатов есть великолепный макет дворцового ансамбля Алексея Михайловича, исполненный мастерами-резчиками в XIX веке по сохранившимся рисункам и чертежам. Сохранились и некоторые гравюры и рисунки царских хором, позволяющие составить хотя бы поверхностное впечатление об их красе и неповторимости. Фото макета и фотокопия старинной гравюры - на очередных снимках
В последние годы Правительство Москвы приняло решение о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича. Первоначально его копию собирались построить на прежнем месте, но учитывая уже сложившуюся планировку музея и некоторые другие обстоятельства, впоследствии это решение несколько изменили и сейчас дворец возведён в нескольких сотнях метров от прежнего места его расположения, на территории бывшего села Дьяково. Для того, чтобы взглянуть на него, удобнее войти в Коломенское не через Спасские ворота, к которым ведёт аллея от станции метро "Коломенская", а через вход у метро "Каширская" (выход в сторону последнего вагона поезда, следующего от центра города).
Вот как выглядит воссозданный дворец на снимках, сделанных вскоре после его возведения (хотя, по мнению А.А.Коноваловой, высказанному в одном из комментариев к этому очерку, с точки зрения плотницких технологий никакого отношения к реставрации и воссозданию работы эти относиться не могут, и я с этим мнением полностью согласен). Эти несколько кадров позволяют увидеть дворцовый комплекс с разных сторон, а также сравнить его вид со старыми гравюрами, рисунками и макетом былого дворца.
Мы можем надеяться, что в скором времени в воссоздаваемом дворце (а воссоздаётся он в полном объёме, вместе с упомянутыми выше хозяйственными и вспомогательными постройками) разместятся не только богатые музейные экспозиции, но и выставочные и концертные залы, историко-археологические службы и т.п., и весь реконструируемый комплекс Коломенского предстанет перед нами в совершенно новом виде.
***
Территория музея-заповедника "Коломенское" в наши дни включает в себя не только земли старинного Коломенского с его знаменитыми яблоневыми садами, но и земли бывших в соседстве с ним деревни Садовники и села Дьяково. Последнее, лежащее за глубоким оврагом, отделяющим его от Коломенского, известно своей церковью Усекновения Головы Иоанна Предтечи, построенной по указанию Василия III примерно в то же время, что и Вознесенский храм в Коломенском. Дьяковская церковь, общий вид которой со стороны Коломенского скрыт разросшимися вокруг неё деревьями, сейчас отреставрирована. Хорошо видна отсюда лишь её верхняя часть со шлемовидным куполом. К церкви можно пройти, спустившись в овраг и поднявшись на другую его сторону - и спуск, и подъём благоустроены удобными многоярусными лестницами.
Знаменита дьяковская церковь тем, что это единственный (помимо собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве) сохранившийся до наших дней многостолпный храм XVI века.
Многостолпные храмы - это соединённые в единое архитектурное целое группы изолированных друг от друга столпов (церковных башен), обладающих самостоятельными входами и алтарями. С этой точки зрения храм Василия Блаженного является десятистолпным, а храм в бывшем селе Дьяково - пятистолпным.
В дьяковском храме центральный столп посвящён Усекновению Главы Иоанна Предтечи, он крупнее остальных. Четыре придельных столпа, соединённые между собой галереями, посвящены были Двенадцати апостолам, Московским святителям, Зачатию Анны и Зачатию Иоанна Крестителя.
Две следующие иллюстрации (их я взял в Интернете) - это схема дьяковского храма и его внешний вид после реставрации, завершённой в 2009 году
Существует предположение, что авторами этого храма были Барма и Постник Яковлев, которых большинство исследователей считает создателями храма Василия Блаженного, и что церковь в селе Дьяково явилась своеобразным прообразом построенного ими позднее знаменитого храма на Красной площади.
***
Есть ещё один замечательный уголок музея-усадьбы 'Коломенское', на который в комментариях к этому очерку обратила моё внимание Анастасия Александровна Коновалова. Этот уголок расположен на противоположной (по отношению к дворцу Алексея Михайловича) части усадьбы, невдалеке от станции метро 'Коломенская' и Кленового бульвара. Здесь находится по сути своей музей деревянного зодчества и старого быта, архитектурные экспонаты которого не многим уступают по своей красе царскому дворцу-новоделу, но ценны ещё и тем, что это подлинные, а не воссозданные вновь деревянные творения старинного русского зодчества.
Экспонаты эти свозили в разобранном виде в Коломенское в разное время (начиная с 1930-х годов), но собраны и размещены здесь они были лишь в последние годы.
Вот фотографии некоторых из этих экспонатов. На первой из них - церковь св. Георгия Победоносца, памятник архитектуры 1685 года. Двухярусная постройка сложена из сосновых брёвен в традициях зодчества русского севера. Перевезена из деревни Семёновское Архангельской области, отреставрирована в 2010-2011 г.г.
Следующее фото - башня Братского острога (крепости), памятник архитектуры 1654 года. Острог был основан в 1631 году на Ангаре как опорный пункт царской власти в Прибайкалье. Название острога произошло от наименования бурят - 'браты'. Башня перевезена в Коломенское в 1959 году в связи со строительством Братской ГЭС
На очередной фотографии - Моховая башня Сумского острога, 1680-е годы. острог был основан при впадении реки Сумы в Белое море для защиты русских поселенцев. На подлинных брёвнах башни сохранились следы от шведской картечи времён Северной войны начала XVIII века. В Коломенское башня перевезена в 1931 году. В 2005-2008 г.г. восстановлена и открыта для показа
Ещё один памятник северного деревянного зодчества - проездные ворота Николо-Корельского монастыря, XVII-XVIII век. Монастырь был основан Евфимием Корельским на рубеже XIV-XV веков в устье Никольского рукава Северной Двины на берегу Белого моря. В 1933 году проездные ворота монастыря перевезены в Коломенское выдающимся архитектором-реставратором П.Д.Барановским
В этом же уголке Коломенского на Большой улице можно познакомиться с усадьбой и бытом коломенского крестьянина (следующее фото), двором-усадьбой кузнеца, сельской школой и другими экспонатами старого быта
Напротив усадьбы коломенского крестьянина обращает на себя внимание красивое кирпичное здание, в котором ныне размещается администрация Коломенского музея-заповедника. Здание это являлось частью усадьбы зажиточной крестьянской семьи Гробовых, оно неоднократно переделывалось и использовалось в разных целях, в т.ч. в нём ранее размещалось правление колхоза 'Огородный Гигант'.
< dd>Поблизости в этом уголке Коломенского находится пользующаяся большой популярностью выставка песчаных скульптур.
***
Как и в давние годы, относящиеся ещё ко времени своего основания, Коломенское по-прежнему славится своими яблоневыми и грушевыми садами. Яблок здесь столько, что в урожайные годы хватает их всем, в том числе жителям близлежащих микрорайонов Москвы, многочисленным туристам и гостям Коломенского.
Знаменито Коломенское, как уже говорилось, своими вековыми дубами и липами. И всё это вместе - выдающиеся исторические и культурные памятники, ландшафт, сады и парки, близость к Москве-реке делает сей уникальный уголок одним из любимых мест отдыха, столь же популярным, как и недавно возрождённое Царицыно.