Аннотация: Фотоочерк об интересных местах индийского штата Карнатака
Индия: Карнатака. Природа и история
Прадеш Карнатака (с ударением на втором слоге) находится на юго-западе Индии. Если вы отдыхаете в Гоа, то проехать в штат Карнатака можно по живописной горной дороге, проходящей через горы Западные Гаты. Дорога не просто живописная, она сказочная! Горы покрыты густыми лесами, в которых лиственные деревья увиты тропическими лианами, а дикие обезьяны, проявляя природное любопытство, изредка выходят на дорогу.
В Западных Гатах на территории Карнатаки находится самый большой водопад Индии Джог (Jog). Наиболее зрелищным он становится в сезон дождей - с мая по ноябрь. Тогда река Шаравати обрушивается вниз с высоты 270 метров широким каскадом, окружая себя плотным облаком водяной пыли.
Мне довелось увидеть водопад в феврале. И хоть в это время года воды было мало, а водопад казался длинной струей с несколькими небольшими водопадами по всей ширине скального обрыва, нам с мужем удалось посмотреть его снизу. Вряд ли такое приключение возможно, когда Джог низвергается во всей своей красе.
Справа от обзорной площадки вниз уходят ступени. Их тысяча четыреста. С самого начала спуск довольно-таки пологий, но местами лестница крута, что особенно чувствуется при возвращении, когда приходится подниматься.
Спуск к подножию водопада занял у нас полчаса, а подъем сорок минут. И около двух часов мы провели внизу, перебираясь от одной струи водопада к другой по нагромождению огромных валунов между небольшими озерцами. Водяная пыль не дает возможности подойти к водопаду близко даже в период малой воды: и одежда становится мокрой, и камни покрыты слоем скользкого ила, по которому не только ноги, но и руки скользят. Быть уверенным, что удержишься от падения, совершенно невозможно. Кстати, камни очень необычны: и формой, и структурой, и цветом.
В скалах у водопада гнездится множество птиц. Нам посчастливилось увидеть и даже заснять такую красавицу. Она принимала водно-воздушные ванны, устроившись на камне неподалеку от берега, поросшего кустами олеандров.
Вверху на площадке, предназначенной для стоянки, недалеко от базара, где торгуют напитками и фруктами, "пасутся" обезьяны. Они не надоедливы, но и назвать их дикими тоже нельзя. Зато они забавны.
Дорога к водопаду, начиная от основной трассы, длиной километров сорок пять и настолько извилиста, что напоминает ползущую змею. В нескольких местах она проходит по мостам и вид с них на реку просто сказочный! Как и зеленые блюдца рисовых полей жителей нескольких деревень, отвоевавших у джунглей места для своих домов.
Проезжая вглубь Карнатаки, к древним городам Бадами, Хампи, замечаешь вдоль дорог цистерны для воды. Жители этих мест, находящихся за горами вдали от полноводных рек, вынуждены экономить воду и употреблять привозную или в лучшем случае из артезианских колодцев. Но для туристов именно Бадами и Хампи очень интересны старинными индуистскими храмами и дворцами. Впрочем, для деревьев манго и кокосовых пальм, растущих повсюду, влаги хватает.
Городок Бадами прославлен в первую очередь пещерными храмами, вытесанными монахами-индуистами в естественных скалах красновато-коричневого цвета. Это снаружи кажется, что порода, из которой вырезаны все скульптуры, колонны, барельефы - легкообрабатываемый песчаник. Внутри камень серый и очень твердый. А потому мастерство неизвестных скульпторов восхищает еще больше.
Пещерные храмы Бадами датируются шестым-одиннадцатым веками. Для посещения оборудованы четыре храма. Два первых посвящен самому "эпатажному" богу индуистов Шиве. Сразу же бросается в глаза хорошо сохранившийся барельеф танцующего Шивы справа от входа в первый храм. Этот барельеф уникален. Шива изображен с восемнадцатью руками, тогда как обычно бывает четыре.
Шива - один из верховных богов ведического индуизма, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную троицу (тримурти), где он выступает как бог-разрушитель. Шива разрушает все старое, отжившее, создавая при этом новый мир, новую Вселенную. Танцуя, он создает вихрь времени, уравновешивает рождение и смерть, разрушение и созидание. Натараджа - Владыка Танца, или Космический Танцор - это одна из форм представления Бога Шивы.
Великий французский скульптур Огюст Роден когда-то сказал, что Шива Натараджа - это самая гениальная скульптура, созданная человеком.
Каждая поза танцора многозначна. Позы формируются из положения рук и ног. На фреске Бадамского храма таких поз восемьдесят одна. В каждой руке Шивы либо есть какой-то символических предмет - барабанчик для отбивания ритма в верхней правой руке, лепесток огня, как символ одной из пяти стихий, в верхней левой руке, - либо кисть руки собрана в одной из мудр, также имеющих свое значение - защиту или благословение, напутствие или указание на иллюзорность мирской жизни.
В индийском искусстве нет случайных символов. Каждый цветочек имеет свое духовное содержание. То же самое можно сказать и о скульптурных формах индуистских богов и богинь. Каждое божество занято чем-то, что исполнено глубоким космическим символизмом. Важно помнить об этом, рассматривая украшения храмов. Лики богов, их позы передают все наши человеческие эмоции и настолько достоверно, что каждая фреска или скульптура на похожа на другую и рассматривать их можно часами.
Рассказывая о Танцующем Шиве, наш гид показал несколько па, объясняя их значение. Я попробовала повторить одно из движений, в котором Шива левой рукой указывает на левую ногу, таким образом давая понять, что мир - иллюзия, а правая рука замерла с барабаном, символизирующем звук, который в свою очередь ассоциируется с Эфиром, где созидается энергия Абсолюта, основы мироздания.
Внутри Храма Танцующего Шивы много барельефов, красивых колонн с орнаментами и фигурками из индуистской мифологии. Древние мастера богато украсили не только стены и колонны храма, но и потолок. Кое-где сохранились даже краски.
В глубине храма есть отдельное помещение, где находится святилище - лингам Шивы. Лингам означает творчество, производящий, активный мужской принцип. Поэтому он изображается в виде фаллоса, возвышающегося над овальным или квадратным постаментом с некоторым углублением, символизирующем йони - женское начало. В этом тоже заложен принцип космического созидания и обновления Шивы-творца.
Один храм посвящены богу Вишну, пребывающему на Земле в одной из аватар - быка, льва, карлика и других, и четвертый храм, вырубленный значительно позднее трех предыдущих, свидетельствует о поклонении его создателей божествам Джайн, от которых произошло название одной из индийских религий - джайнизм, так же признающих индуистскую троицу. Фигуры джайнских богов легко узнаваемы: всегда повторяются определенные пропорции тела, будь то гигантские фигуры по дороге к форту Гвалиор, или небольшие скульптуры пещерного храма в Бадами. В святилище джайнского храма уже нет лингама Шивы, а изображен сидящий будда.
От пещерных храмов открывается красивая панорама на город Бадами, озеро, в которое опускаются ступени, одинокий и очень красивый храм на озере и на противоположный скальный массив, в каньоне которого сохранилась древняя индийская крепость, а на вершине еще один индуистский храм.
С вершины смотровой башни крепости хорошо видна жизнь одной из улочек города, по которой потом можно прогуляться, погрузившись в реальную атмосферу жизни бадамцев. На Закате очень красив храм у подножия крепости. Он тоже вырезан из камня и в окружении яркой зелени сада его красные стены особенно светятся в лучах заходящего солнца.
В штате Карнатака сохранились целые города и отдельные храмовые комплексы, время постройки которых датируется VI-XI веками.
Недалеко от Бадами расположены город Паттадакал, комплекс Айхол. А почти на востоке штата сохранился огромный город Хампи. По территории в 27 квадратных километров можно гулять не один день, полностью погрузившись в эпоху индуистской истории.
Древние храмы выглядят как игрушки. Лаконичные архитектурные формы, богатые украшения внутренних покоев и фасада, космический смысл каждого элемента декора восхищают и наводят на размышления о вечности мира и таланте и мастерстве человека, создающего подобные шедевры.
Но не только древние мастера умели поражать воображение творениями рук своих. В городе Мурудешвар на берегу Аравийского моря в 2002 году построен комплекс, посвященный богу Шива. Гигантская белая статуя четырехрукого Шивы, сидящего в позе лотоса, возвышается на прибрежном холме, от которого в обе стороны уходит красивая полоса изумительных пляжей. Высота статуи 37 метров. Напротив Шивы, рядом с одноименным храмом XVI века построена смотровая башня высотой 75 метров, на верхний этаж которой за небольшую плату на лифте поднимают всех желающих. Эту башню называют башней Радж Капура.
В местечке Гокарна есть интересный пляж, называемый "Ом". Его очертания напоминают символ "ом", являющийся главным символом индуизма. В городке Гокарна есть священное озеро, старинные храмы. Туда съезжаются паломники и последователи учений Кришны, любители йоги, туда с Гоа перебрались хиппи нашего времени. Это уединенное место привлекает красивой природой, почти полным отсутствием суеты, присущей туристическим зонам отдыха. Небольшие отели окружены ухоженными садами, в которых растут цветущие деревья и кустарники, зовущие дорожки приводят к уютным беседкам или к морю.
Вспоминая все, что я видела в Индии, ловлю себя на мысли о том, что не могу однозначно выразить свое отношение к этой стране. В памяти остаются и фантастические цветы садов, и плеск волн Аравийского моря, и восторг от приобщения к неувядаемой красоте индийского искусства. Сама Индия слишком многогранна, слишком пестра во всех отношениях. Конечно, никого не оставят равнодушными красоты природы - море, реки, животные, цветы. Интересны люди, их взаимоотношения с природой, силам которой они дают свое толкование, связывая все ее проявления с волей богов. Но боги у индусов наделены человеческими чертами, у них есть семьи, им не чужды страсти, и, рассматривая старинные фрески, я задумалась о том, что богам известно нечто большее из нашей реальной жизни. Они и стали богами тогда, когда поняли в чем ее смысл. И уже немало столетий Танцующий Шива учит людей пониманию бренности, иллюзорности всего, что окружает нас, стараясь открыть человечеству глаза на истину и божественное предназначение. Что ж, наверное, жизнь на то и дана, чтобы пройти свой путь и понять цель и задачи, поставленные каждому еще при рождении.