Аннотация: Фантастически красивые храмы, прославляющие любовь со всей индийской откровенностью
Индия: Кхаджурахо. Кама-Сутра в камне
Город Кхаджурахо находится в штате Мадья-Прадеш, можно сказать - в сердце Индии. Для нас этот город интересен тем, что в нем сохранились древние храмы, построенные в 9-11 веках нашей эры. Всего было восемьдесят пять храмов, на сегодняшний день сохранилось двадцать четыре. Мы же посмотрели всего пять, находящиеся в Западной группе комплекса. Именно эти храмы наиболее богато украшены и дают общее представление о важной части культуры индийского народа Кама-Сутре.
Кама - любовь, сутра - техника - так нам перевел это известное европейцам словосочетание наш гид. Древние храмы посвящены искусству любви, прославленному в "Афоризмах о Любви Ватсаяна", автор которого жил в городе Барнас в шестом веке. Храмы посвящены какому-нибудь индийскому божеству - Вишну, Шиве, Парвати или одной из реинкараций Вишну - тигру, кабану, медведю, и считаются святыми местами.
Нас сопровождал гид - молодой парень, который очень обстоятельно и с любовью к истории своего народа рассказывал об архитектуре храмов, значении всех фигурок, во множестве украшающих пояса с барельефами. Но мне хотелось просто побродить в том великолепии, которое поразило и вызвало восхищение мастерством скульпторов и архитекторов.
Храмы выглядят, как игрушки, кропотливо созданные из песчаника - особого, мягкого камня, легко поддающегося обработке в отличие от твердого мрамора. Сцены любви богов, нимф, животных даны в скульптурных композициях, словно кадры мультфильма сменяющие друг друга на многоярусных лентах барельефов. На первый взгляд кажется, что некоторые позы, в которых находятся группы героев каждой из картин, похожи, но, приглядевшись, я заметила, что они различаются поворотом головы одной из фигур, изменением жеста рук, положения ног, мимики лица.
Скажу откровенно - рассматривать прилюдно позы соития мужчины и женщины, мужчины и нескольких женщин, а то и людей с животными - коровами, лошадьми, тиграми и даже слонами, поначалу было неловко. Но я быстро забыла о смущении - так увлекли искусно созданные скульптуры, на тщательно выточенных лицах которых можно прочитать страсть, наслаждение и удовлетворение.
Я оставила свою молодую спутницу с гидом, который увлеченно и пылко разъяснял ей все тонкости отношений влюбленных, и ушла в свободное плавание по Кама-Сутре.
Все фото, которые вы здесь видите, сделал мой муж. Еще перед поездкой он обещал мне сюрприз и сюрприз удался. Я даже не представляла себе, что близость мужчины и женщины, которые сейчас называют довольно-таки пошлым словом "секс" могут быть подняты на такую высоту красоты искусством создания скульптур. До того я видела только миниатюры, на которых красочно изображались сцены любви махараджи и его жен и наложниц.
Если секс, который нам показывают в фильмах, начинается с зовущих взглядов, стремительно переходящих в судорожные срывания одежд с себя и не столь расторопного партнера, то Кама-Сутра диктует лирическую прелюдию, которая сама по себе является приятным времяпрепровождением, а для человека, знающего восточную науку любви, и замиранием сердца от ожидания не менее сказочного продолжения свидания.
Красивее, чем это сказано в трактате Маллинага Ватсаяна, я не скажу, потому предлагаю вам прочитать небольшой отрывок из этого исторического сочинения в вольном переводе неизвестного мне автора:
"Для того, чтобы начать союз, возлюбленный должен поступать мило и изыскано.
Он должен встретить женщину в зале удовольствия, украшенном цветами и благоухающем духами.
Он должен посадить женщину с левой стороны и обнять ее правой рукой, игриво прикасаясь к ее волосам и краям или складкам одежды.
Далее они должны проводить забавный разговор по разным предметам, легко намекая на то, что может считаться непристойным в обществе.
Как фон беседы должна звучать музыка или пение, а мужчина и женщина должны разговаривать об искусстве.
Они должны выпить и лишь затем приступить к союзу".
А теперь попробуйте представить все это в нашем мире - зал удовольствий, музыку, вино, милую и изысканную беседу, непристойные намеки и, наконец, союз.
Как часто нам не хватает восточной размеренности в жизни, философии искусств и изысканной любви! Мне подумалось, что любовь в такой трактовке не является скреплением брачных уз до или после того как, и она возможна как с человеком, которого знаешь всего лишь час, так и с тем, кого знаешь почти всю жизнь. Главное - красота сиюминутных отношений и, если расставание, то с улыбкой и благодарностью.
А не так как в известном фильме с Гурченко и Михалковым:
- Быстро, быстро, быстро, сама, сама, сама...
Позже, когда я гуляла по садам и паркам Дели, в которых изумительно сочетаются старые мавзолеи, зеленый ковер газонов, скамейки с ажурными спинками, цветущие кустарники, прямые высокие пальмы с пучком листьев на макушке, я обратила внимание на влюбленных. То, что они влюблены не оставляло сомнения, потому как глаза их светились, на губах играла улыбка, мужские руки теребили край шифонового шарфа. И сидели все на траве у деревьев именно так, как описано в приведенном выше отрывке из Кама-Сутры - мужчина, прислонясь спиной к стволу дерева, женщина слева, повернувшись к нему лицом. Было заметно, чем ближе отношения между ними, тем более раскрепощена женщина и более близки их колени.
В Кхаджурахо мы ехали поездом, всего полтора часа в общем вагоне с местными жителями. Сначала это возмутило меня - как же! Я - иностранная туристка, чистюля и все такое, и вдруг - в такой антисанитарии, с индийцами, которые не спускают с нас любопытных глаз. Но, когда поезд тронулся, волна возмущения прошла, я начала разглядывать своих временных спутников. Среди них, прямо напротив наших боковых полок, сидела молодая пара лицом друг к другу, так, что между ними был проход. Парень был одет как любой европеец - джинсы, кожанка (было прохладно), кроссовки, девушка в оранжевом сари с красивым цветным узором по краю шифонового шарфа, босиком, с кольцами на ногах и руках и красивым украшением на левой стороне носа. Теплая шаль из пашнины лежала за ее спиной. Рядом с ними сидели несколько мужчин. Колени парня были чуть раздвинуты, а девушка поставила ноги на край полки, где сидел ее муж, меж его колен. Парень ласкал ее ноги, слегка прикасаясь к ним пальцами. Она смотрела на него кокетливо, таким взглядом, за который обещают полцарства. Легкая улыбка ее красиво очерченных губ придавала загадочности и, думаю, говорила парню о многом, о том, что известно только им двоим. Окружающие просто не обращали на пару никакого внимания, и они тоже не замечали никого вокруг. Разве только нас, разглядывающих их с интересом и недопониманием, как инопланетяне инопланетян. Но это не смущало их ничуть.
Размышляя о народе Индии сегодня, я поняла, что древнее искусство любви живет и процветает. И старшее поколение или монахи таких вот храмов любви, в которых мы побывали, рассказывают молодежи о Кама-Сутре, которая украшает их повседневную жизнь, несмотря на трудности быта. И, вероятнее всего, помогает с невозмутимым спокойствием преодолевать их.