Субботин Вадим : другие произведения.

Оценки и комментарии (2 группа)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


"...только безжалостная критика ведёт к цели"
Вильгельм Стейниц

"Вы, главное, не беспокойтесь, - сказал он. -
Тут у нас забавно, но всё будет в полном порядке..."
Аркадий и Борис Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"

  
  
  
   imho
   все нижеприведённые комментарии к конкурсным рассказам, разумеется, не содержат ничего, кроме личного мнения читателя и члена жюри данного конкурса В. Субботина. Мнения, конечно же, спорного. Мнения - о рассказах (авторство произведения никак не влияло на оценку).
  
  
   критерии оценки
   думаю, многое будет понятно, если ознакомиться с характеристикой "тех, кто смотрит" в этой статье.
  
  
   примечания
   точные цитаты из конкурсных (и других) текстов (аннотаций) приведены в кавычках. Неточные - выделены курсивом.
   "качество" комментария далеко не всегда находится в прямой зависимости от "качества" оценки
   содержимое p.s. никак не влияло на оценку произведения
  
  
   лирическое отступление
   а хорошо бы "всем сёстрам по серьгам" и "пусть никто не уйдёт обиженным". Но, чёрт возьми, не получается: слишком разные рассказы. Слишком. Ещё очень хочется быть сдержанным и беспристрастным, "молчаливым и мудрым". Но (для меня) это значит - быть немного равнодушным. Значит - врать. Врать не люблю. Что же тогда? Можно со стойкостью затравленного пацана, что смолит окурок, сидя на пустом водочном ящике в позе роденовского мыслителя в тени развесистого куста клюквы, хрипло произнести миру: "Я Мишка - вашему терему крышка". Но и это не моё. Да и глупо.
   Остаётся, разве что, быть самим собой.
  
   "Может, мы актерствуем каждый раз, когда отклоняемся от естественности порыва?"
   М. Веллер "Гуру"
   "Да перестаньте вы, в самом деле. Ну какой я вам терапевт? Я самый обыкновенный пациент..."
   Аркадий и Борис Стругацкие "ОЗ"
  
  
   "а теперь, Маруся, о главном..."
   "Коммуникация - это единое целое. Как отмечает Бердуистелл (Birdwhistell), "люди, по сути дела, между собой не общаются. Они лишь участвуют в коммуникации", в которой язык вербальный неотделим от языка невербального. Последний служит дополнением к первому и усиливает его. По оценке Мерабяна (Mehrabian 1972), только 7% содержания сообщений передается смыслом слов, в то время как 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% - выражением лица..."
   Jo Godefroid, Les chemins de la psychologie
  
   Сожалею, что только 7% того, что я хотел сказать, будут получены адресатами без искажений.
   Впрочем, выбирать не из чего.
  
   "Поехали!"
   Ю. Гагарин
   "Зашёл в читальню, где и был обстрелян..."
   В. Вишневский
   "А стёкла поменяем"
   И. Лагутенко
  
   ______________________________________________________
  
   ...
   ______________________________________________________

"Мысли разбегались, лезли эмоции, я не столько думал, сколько чувствовал..."
Аркадий и Борис Стругацкие "Хищные вещи века"

  
  
   ОТЕЦ ЛЕСА
   (6 баллов)
   Что остаётся по прочтении?
   простой рецепт: "две части тимофеевки, половина части корня валерианы залить медицинским спиртом, добавить лимонных корок и настаивать две недели"...
   девушка, что согласилась на предложение менестреля проводить её до замка и "всю дорогу слушала песни Лесного народа, и смеялась, и танцевала"...
   а ещё - обнажённое одиночество и желание поспешить, чтобы всё повторилось как прежде...
   Одно вот только: показалось лишним "необходимое пояснение" в начале рассказа. Мнится мне - нет в нём никакой необходимости. Напротив - мешает, аки царапинка на стекле калейдоскопа...
  
   p.s. прочитал "...поверьте, это невыносимо - жить рядом с любимым человеком, зная, что ему осталось каких-то тридцать лет, а тебе еще пыхтеть и пыхтеть века... Растения, знаете ли, долго живут..." - и захотелось, чтобы Тимофей Валерианович Земляникин вспомнил вот это:
   "Я, на свою беду, бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки. А пока - ты со мной, и я с тобой. С ума можно сойти от счастья. Ты со мной. Я с тобой. Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны..."
   впрочем, наверняка, помнил эту цитату Тимофей Валерианович (а вернее знал не по книжкам, своими словами, как пережитое), иначе на следующее утро не взял бы расчёт и не ушёл бы в неизвестном направлении...
  
  
   УЛУЧШЕННИК
   (6 баллов)
   Требую более внятных пояснений по пункту А (где и как "летает" герой, становится понятно далеко не сразу). Осмелюсь предположить, что всё, связанное с двадцатым веком, можно безболезненно удалить из рассказа (впрочем, совсем не уверен). Немного "искусственной" показалась и короткая речь Грифа, произнесённая с трибуны в финале. Ни к чему, пожалуй, и "оправдательная" аннотация к рассказу...
   Все эти "придирки", впрочем, не имеют большого значения.
   Настолько простой и пронзительной вещи я не встречал очень давно...
  
  
   ЧУЖАЯ ПЛОТЬ
   (6 баллов)
   Очень хорошо! Вот только чего-то не хватило мне в финале: как будто оборвался рассказ не на той ноте...
  
  
   ПО ВЕЛЕНИЮ ГРОМА
   (6 баллов)
   Замечательный получился мир! Меня провели по нему, держа за руку, ни на секунду не ослабляя хвата. Все мои вопросы в положенное время получили ответы. Кроме, пожалуй, нескольких...
   Что за существо огромное, невероятно быстрое, гибкое, и очень, очень опасное вторглось в мир Великого Грома? Из какого мира оно пришло? Почему так страстно желало погубить всех и вся? Случалось ли подобное раньше?
   Как мне кажется, вопросы эти не праздные. Ибо мир, создатель которого вынашивает планы совершенного апокалипсиса, "нарисован" автором настолько тщательно, настолько реален, что некая, непонятно откуда взявшаяся тварь с узловатыми, тумбоподобными лапами и клубками щупалец, периодически сообщающая: "Вы все умрёте", - выглядит на его фоне несколько бледно, как наспех созданный персонаж (эдакое абстрактное Зло), прорисовкой которого просто недосуг было заниматься по каким-то причинам.
  
   p.s. в тот же вечер, когда был прочитан рассказ, довелось пробежать глазами кое-что здесь. На короткое мгновение почувствовал себя одним из тех, кто стоял "вдоль проспекта, ведущего к башне Великого Грома"; одним из тех, кто на вопрос Ренье: "А почему вы здесь?", ответил: "Странность в душе приключилась"...
  
  
   СИЛА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
   (6 баллов)
   "Один из вариантов старой как мир истории"
   И весьма хороший, замечу, вариант!
  
   ______________________________________________________
  
  

- Чего нам теперь ещё не хватает?
- Банки бодрящего и
солёной рыбки, господин капрал!
Аркадий и Борис Стругацкие "Парень из преисподней"

  
  
   СРЕДСТВО ДЛЯ АППЕТИТА
   (5 баллов)
   Что-то сбило с толку, помешало... Колечко. Определённо "золотое колечко - скромное, тонкое, с чистым голубоватым камешком". Оно нарушило какое-то равновесие. Всё было очень объёмным и вызывало доверие: и невесть откуда берущиеся таблетки, и гренки "румяные, сладкие, с тонкой хрустящей корочкой", и "старый обшарпанный магнитофон, что-то вроде "Яузы" или трёхскоростной "Кометы"", и black sabbath, и "простенький гроб, обитый красной материей" с примятой подушкой в изголовье, - всё легко укладывалось в картинку либо своевременно получало ненавязчивое и правдивое объяснение, не давало возможности усомниться, предугадать чем же кончится незатейливая как будто история...
   И только колечко, в котором золота на копейку и камешек поддельный... Награда? (но получена уже награда - возможность вернуть обещанное - "Завтра приду, будет вам лекарство" - вернуть уже ушедшему из этого мира); "вещдок", призванный подтвердить: не показалось - было, наяву было? (но нет оснований не верить, нет желания списать всё на горячечный бред, - настоящее всё в рассказе)...
   А всё же чудесная вещь. Лишь одна деталь и, пожалуй, немного скомканный финал (напоминающий типичную развязку какой-нибудь байки) - помешали мне до конца принять прочитанное.
  
  
   МАНГУП: НАЧАЛО КОНЦА
   (5 баллов)
   "Несамостоятельная" вещь. Великолепное начало исторического романа. Как рассказ не воспринимается совершенно.
   "Если языком Достоевского написать восьмистраничный рассказ, рассказа не будет, получится лишь отрывок многословного описания без всякой видимой цели и законченной мысли: этот язык - неотъемлемый пласт длинного романа..."
   М. Веллер "Технология рассказа"
  
  
   ПРАВО БИТВЫ
   (5 баллов)
   То же, что и в предыдущем комментарии. С поправкой: замечательный фрагмент рыцарского романа.
   И ещё: если "фэнтези-элементы сведены к необходимому минимуму", так ли уж необходим в произведении этот минимум?
  
  
   РАБОТА ДЛЯ ПОЭТА
   (5 баллов)
   Очень хорошо. Вот только... "Кто-то пустил в ход боевое, а Башня Дей-Терена многократно усилила его действие. Они так и погибли там все, в одном большом зале, освещенном шарами..." Зачем же, помилуйте, сводить всё к классической строчке из "народной итальянской песни": "в общем, все умерли"?
   Как мне показалось, скомканный финал - весьма серьёзный недостаток этого рассказа.
  
  
   ОСКОМИНА
   (5 баллов)
   Признаюсь честно: все мои попытки написать более-менее осмысленный комментарий окончились неудачей. Но ведь... хорошо! очень!
  
   p.s. показалось "чужим" рассказу начало (или эпиграф?).
  
   ______________________________________________________
  
  

"Замечено, что в изготовлении полуфабрикатов человечество,
безусловно, преуспело
. Проще это, что ли?"
Аркадий и Борис Стругацкие "ОЗ"

  
  
   АДРЕНАЛИНОВАЯ ЧУМА
   (4 балла)
   Купе скорого поезда. Сидят четверо: списанный в запас капитан парашютно-десантных войск, пастырь Церкви Знамения, учёный-биолог и некто заинтересованный Покровский (пока "тёмная лошадка"). Сидят. Разговоры разговаривают. Тема чудесным образом касается каждого: не мудрствуя лукаво, сведены вместе все, имеющие отношение к так называемой адреналиновой чуме. Сие явление неторопливо и подробно разжёвывается, участники дискуссии высказываются строго в рамках отведённой им автором роли:
   Экс-десантник: "Кое-кому очень выгодно, чтобы люди не могли больше убивать. Это значит - не могли постоять за себя!"
   Пастырь: "Божья воля неподвластна знанию смертных! Гордыня это!"
   Учёный-биолог: "Это всего-навсего апоптоз. Программируемая клеточная смерть"
   Заинтересованный Покровский: "То есть вы утверждаете, что Адреналиновая чума существовала и раньше?"
   Читателю остаётся надеяться лишь на какое-нибудь "коленце" в финале. "Коленце" будет. Правда, весьма предсказуемое.
   Рассказ получился несколько "искусственным". У меня осталось впечатление, что многообещающая "заготовка" была реализована на скорую руку.
  
  
   38 САМУРАЕВ
   (4 балла)
   Лучше всего, на мой взгляд, удались "Пролог" и первая глава "Харчевня. Запись". Смеялся от души. Фразы - "Уже несколько женщин очень занимательно путаются в показаниях, посевы помяты и загажены, а от шинка тянется борозда, как от ползущего тела, до самого забора, где обнаружены следы насилия и несварения" и "Сам Армада-сан до вечера одиноко толпился у питейного заведения и вернулся с отдавленной ногой" - достойны быть высеченными в камне.
   А вот в следующих главах великолепное "бесплатное кино" превратилось в немного нудную пародию. И уж совсем лишним показалось мне "продолжение сказки": "Буратино стал большим человеком, а имя и дело папы Карлы пережили свое время".
  
  
   СТАЯ
   (4 балла)
   Маркин Глеб Владимирович, безусловно, зря отложил свою жизнь на двести двадцать лет...
   Лучше всего, на мой взгляд, удались эпизоды со стаей. Живые они, объемные. Очень сильно проигрывает им жизнеописание Глеба: "ненастоящими" кажутся его беды, почему-то не верится, что из-за ухода женщины, с которой прожил "два года, тихо и мирно", и некоего заваленного проекта побрёл человек сдаваться в корпорацию "Зимний сон", дабы упокоиться аж на два с копейками века.
  
   ______________________________________________________
  
  

"Лучше бы я ничего не понял, лучше бы я,
очнувшись, п
ожал плечами и вылез из ванны..."
Аркадий и Борис Стругацкие "Хищные вещи века"

  
  
   ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
   (3 балла)
   Манифест на тему "Наша сила - в свободе творчества!", снабжённый ярлычком "Рассказ: Фантастика, Мистика". Фломастеры, картон.
   Первый тревожный звоночек прозвучал для меня в самом начале, когда один из длинноволосых, всклокоченных и небритых "напористо вопросил": "Так все-таки, ты сторонник индустрии или нет?"
   Последовавшие, отчасти мистические, события увлекли, но тут "внезапно заскрежетали тормоза, и трамвай остановился как вкопанный". Появилась "Галка по прозвищу Мерседес, бойкая девица из соседнего двора" и прозвенел второй звоночек, сообщая: это ружьё скоро выстрелит.
   Третий (и последний) звонок надсадно трещал всё время, пока Жека произносил свой на редкость пафосный монолог ("Мы - сила! Всегда выше любой индустрии, всегда вне любой корпорации, одновременно в авангарде и арьергарде этой гребаной цивилизации")...
   Я, конечно, порадовался за обладателя залатанного свитера, когда он в финале вырвался, понимаешь, из цепких лап Её Величества Индустрии (являвшейся исключительно в образе blackdog наяву и во снах), швырнув на рельсы "пластиковый, в пупырышках пакет с содержащим его детище жестким диском".
   Но как-то вымученно порадовался.
   Не верю. Ни одному из героев рассказа.
  
  
   ОКЕАН ЗВЁЗД
   (3 балла)
   Несомненно, трогающая история. Изложенная неплохим языком. Вот только...
   ...вероятно, я просто не способен по достоинству оценить данный рассказ, мне "мешает" вот это.
  
  
   ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ
   (3 балла)
   Так и просится подзаголовок к данной "статье":
  ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ДАРВИНА ПОЛУЧАЕТ БЛЕСТЯЩЕЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СВАЛКИ! ПОТРЕБОВАЛОСЬ ВСЕГО ЛИШЬ ПЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ БОМЖЕЙ!
   Сухо и как-то наспех изложенная история. Как мне кажется, одной лишь идеи о том, что "в наше время эволюционные процессы идут быстрее", а "бомжей очень много. Кому-нибудь да повезет" - недостаточно для того, чтобы получилось заявленное: "Рассказ: Проза, Фантастика".
  
   p.s. кстати, вдруг кому-нибудь будет интересно...
  
  
   ЕВА
   (3 балла)
   Довольно мило. К сожалению, не более.
   Пример иной реализации темы - "материализация чувственных идей" (Марк Захаров "Формула любви"); фильм Джона Хьюза "Ох, уж эта наука" (два парня, грезившие об идеальной женщине, "запихали" в некую компьютерную программу обложку журнала "Плейбой", фотографию Альберта Эйнштейна - и получили-таки искомое)...
  
  
   ИГРОК
   (3 балла)
   Увы. Отважная медсестра Таня, коротая ожидание на остановке монора, тщательно-подробно ответила мне - читателю - на все вопросы (уже возникшие и ещё только предполагаемые), тем самым моментально "сломав картинку"; словно дала понять: уважаемый читатель, в данном произведении вам хотели сказать то-то и то-то, обратить ваше внимание на это и это... Спасибо, Таня. Я всё понял.
  
  
   МЫ - ВОРЫ
   (3 балла)
   Помилуйте, зачем же повторять мне столько раз:
   "Мы - воры. Мы крадем у людей то, что нам не принадлежало и не принадлежит, уже много лет. Люди и не думают подозревать нас в краже. Они не могут заметить и оценить то, что мы воруем у них. Им невдомек.
   Мы - воры, но никто не замечет того, что мы воруем.
   Мы - воры, мы крадем у вас, и мы благодарны вам за все, что вы видите.
   Мы - воры, но нет такого закона, который смог бы нас осудить.
   Мы - воры, но ни один полицейский не потянет нас в тюрьму, ни один судья не осудит нас и никто никогда не сможет нас поймать..."
   Не стоит. Максимилиан Роевский весьма подробно объяснил мне - читателю - что к чему в самом начале...
   Сожалею также, что не увидел цвета в череде безликих описаний-близнецов...
   А ещё расстроили неувязки:
   - "мы читаем названия улиц и газет" - однако же, нам по-прежнему требуются книги "со специальным (для нас) шрифтом".
   - господин Роевский долго и "терпеливо учил меня, начиная все с начала, если требовалось" - мне же (хоть я и не эспер первой ступени) было достаточно всего лишь вывести "всех на обзорную площадку, с которой открывался впечатляющий вид на всю долину Грин-Вэлли", коснуться сознания каждого, объяснить им, что надо делать и накрыть их своим сознанием...
   Очень жаль, что так небрежно была реализована неплохая задумка.
  
  
   ОДНОРАЗОВЫЙ МИР
   (3 балла)
   Всё это, конечно, в меру здорово и даже местами интересно. Эдакая "одноразовая жизнь в мире номер раз"...
   Отчего же совершенно "не цепляет"?
   Может быть потому, что "утренний сериал о похождениях трех идиотов" весьма напоминает "родственников" из "говорящей" гостиной ("4510 по Фаренгейту" Брэдбери). А прочитав: "Он никогда в жизни не видел пешеходов на автостраде! И никто не видел, потому что их нет и никогда не было", нельзя не вспомнить: "Сейчас это редкость, всё равно как ходить пешком. Говорила я вам, что дядю ещё раз арестовали? Да, за то, что он шёл пешком..." (опять же "4510 по Фаренгейту").
   И что-то ещё в таком же духе, определённо что-то ещё... (но, поскольку не в силах привести конкретные примеры, умолкаю).
  
  
   ТОНКОЕ ОТЛИЧИЕ
   (3 балла)
   Скучно... Мигает что-то, люди гибнут (кроме тех, что вовремя вставили контактные линзы-"хамелеоны", способные "очень быстро темнеть или светлеть в зависимости от яркости освещения")...
   В финале - в последних трёх абзацах - всё подробно объясняется, дабы не осталось вопросов.
   Вопросов, действительно не остаётся (их, впрочем, и не возникало).
   Помнится, был такой хороший (несмотря на все допущенные в нём "компьютерные несуразицы") фильм "Лимита" Евгения Евстигнеева... К чему я это? Наверное, к тому, что само по себе соединение киберпанка и детектива в "Тонком отличии" ещё не делает рассказ хорошим "по умолчанию"...
   ...а вот "Гоша Лесмарк по прозвищу Слон - обрюзгший и медлительный, любитель курительных трубок, темного пива и сладкого печенья" - очень даже получился.
  
  
   ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
   (3 балла)
   Не самый удачный заголовок. В меру "картонные" герои (самая живая - Мариночка, что "молчала только во сне, и то не всегда"). И только финал неожиданно хорош.
  
   p.s. а когда-то произведения искусства губили только своих творцов. Но, очевидно, со времени выхода в свет "Творчества" Золя многое изменилось: творцы эволюционировали; хватило бы натурщиков!
   ...жанр всё же, наверное, мистика.
  
  
   КОЛОДЦЫ
   (3 балла)
   Признаюсь: изрядно мешал мне "призрак Диптауна", выглядывавший практически из-за каждой строки, из-под каждого кирпича. Понимаю, что трудно описать виртуальный мир хоть сколько-нибудь по-другому, а всё же...
   Абсолютно лишний, по-моему, эпизод с клубом "ГрафоманЪ". Зачем в самостоятельном произведении эта копирка с "Самиздата"?
   А ещё показалось, что "набор архетипов, комплексов и нереализованных возможностей по имени Влад" заслуживает куда лучшей истории, нежели произведение в жанре "киберпоп". Очень уж он хорош сам по себе.
  
  
   ВЕСЁЛЫЕ ОТКРЫТКИ
   (3 балла)
   ...когда смешивается в нескольких абзацах до боли щемящее:
   "Что нужно сделать, чтобы стать почтовой программой?" - "Покончить жизнь самоубийством..."
   и ироничное, пародийное:
   "Я однажды там разговорилась с шведской проституткой, полгода проработавшей дыркой в безопасности Windows XP..."
   как-то не по себе (во всяком случае, мне). Очень (и очень) хорошо и то, и другое! Но... в разных рассказах.
   Изрядно мешал "погрузиться" и отрывочный (отчасти "дневниковый", если так можно выразиться) стиль. После конструкций вроде:
   - Отправляла. А что, нельзя? - начал понимать, почему степенный и даже чопорный старина Арчибальд отказывался общаться с Сандрой. - Я пробовала свои автономные функции, вот и отправила.
   мне требовалось время на "перезагрузку".
  
  
   СПОЙ МНЕ НОВУЮ ПЕСНЮ, МЕНЕСТРЕЛЬ!
   (3 балла)
   После слов "Я вознесусь...скыр-кр...", читателю не помешало бы пройти реинклонирование, дабы воплотиться в аналогичную особь со сферическим зрением и лохматыми, сгибающимися в любом месте под любым углом конечностями. Ибо невероятно трудно воспринимать поток сознания нового менестреля...
  
  
   ЗАВИСАНИЕ
   (3 балла)
   O' key, Земля теперь самолёт, бороздящий космос на автопилоте в ожидании команды Диспетчера. И что?..
   Оставшиеся восемь планет, надо полагать, тоже самолёты, а садиться (строго в порядке очереди) они будут на Солнце...
  
   p.s. в "Солярисе" Лема, например, мыслящая планета-океан, собственно, лишь отправная точка...
  
  
   ОБОРОТЕНЬ
   (3 балла)
   Подумалось: если уж писать об этом, то как-то так, наверное...
  
  
   РЕШАЙТЕ САМИ
   (3 балла)
   Первая часть рассказа весьма хороша. На мой взгляд, не стоило повторяться во второй части, дополнительно "разжёвывая" эпизоды с котлетами по-киевски и бандой педофилов. Всё что угодно другое! но не следовало "заходить на второй круг". А ещё очень жаль, что остался "недорисованным" старичок-пианист. Кто таков? Откуда взялся? Отчего столь всеведущ?..
   С тем, что "в одном случае спасибо официанту, в другом - вы просто гордитесь своей проницательностью", я согласился сразу. Но сюжет "потащил" меня дальше... и оставил в растерянности у турецкой кофейни.
  
  
   ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
   (3 балла)
   "Навеяно просмотром журналов "Vogue" и "Harper's Bazaar" и сериала "Секс в большом городе"? Ради бога.
   Банальный шоппинг доставляет героине немыслимое удовольствие? Ненаказуемо. Согласен с Дианой: "это абсолютно естественно для женщин", к тому же, действительно, никто не пострадает, если потратить пару часов в Versace или Donna Caran.
   У Мисс Хойт и мисс Лаверн будет дочка? Выражаю буйную радость вместе с доктором Люстратти (теми более, что имеет место быть правильное внутриутробное развитие клона)...
   Героиня рассказа счастлива? Что ж, я рад за неё...
   Простите мне мои "мужские представления об абсолютном прагматизме", но что ещё я должен был понять, прочитав этот рассказ?
  
  
   ОЧЕНЬ БЕЛАЯ ПАПКА
   (3 балла)
   "Белая папка с золотым тиснением: "Папка для бумаг" и золотыми же тесемками, завязанными бантиком" мне очень симпатична. Вот только...
   ...вероятно, я просто не способен по достоинству оценить данный рассказ, мне "мешает" вот это.
  
  
   ПЕРЕКРЁСТОК
   (3 балла)
   Вот уж, действительно, "всё смешалось в доме Облонских..."
   Земля, ставшая Перекрёстком... Многообещающая идея! Жаль только, что кроме простого её обозначения нет более ничего в рассказе.
  
   p.s. вероятно, число вариантов начала рассказа всё же конечно (и, увы, совсем невелико)...
   "Беспокойное июльское солнце ломилось сквозь полуприкрытые ставни, бесцеремонно лезло в глаза и, вообще, вело себя по-хулигански, явно недовольное тем, что в столь поздний час я еще не соизволил подняться с постели..."
   "Перекрёсток"
   "Кто-то настойчиво стягивал с него одеяло, и он, устав бороться с этим нахалом, наконец-то проснулся..."
   "Я вернусь, любимая"
   "Он открыл глаза. Яркий не солнечный свет больно резанул и заставил его немедленно зажмуриться..."
   "Великаны и карлики"
   "Этим утром меня разбудили солнечные лучи, которые прорвались через портьеры штор, так плотно задернутых вчера вечером (ну не люблю я жалюзи)..."
   "Естественность"
   "...Включенный динамик встрепыхнулся и издал пронзительный писк. Немного подождал, будто прислушиваясь к чему-то, и повторил тот же противный сигнал. Том, безмятежно спавший до этого момента, раздраженно зажмурился и плотно прижал к ушам подушку, укутавшись в одеяло поглубже..."
   "Чудеса технологий"
  
  
   ДУНКАН - КОРОЛЬ СНОВ
   (3 балла)
   Красиво. Невнятно. Как, очевидно, и положено снам.
  
  
   КУКЛА
   (3 балла)
   После первых же абзацев невозможно не вспомнить "Волшебную лавку" Уэллса. Дальнейшие события, впрочем, увлекают. Но после того как по коже дочери проходит волна, на мгновение окрашивая тело Лиззи в серый цвет - цвет ткани, из которой была сшита кукла, читать дальше просто скучно, ибо предугадать финал не составляет никакого труда. Интрига исчезает, едва начавшись. Побояться всласть, увы, не удаётся.
  
   _____________________________________________________
  
  

- Внутре! - прошелестел старичок. - Внутре смотрите, где у нее анализатор и думатель...
- Анализатор... - сказал я. - Нет здесь анализатора. Серийный выпрямитель - есть, тоже старинный. Неоновая лампочка обыкновенная. Тумблер. Хороший тумблер, новый. Та-ак...
Ещё имеет место шнур. Очень хороший шнур, совсем новый... Вот, пожалуй, и всё.

Аркадий и Борис Стругацкие "Сказка о Тройке"

  
  
   Я ВЕРНУСЬ, ЛЮБИМАЯ
   (2 балла)
   На мой взгляд, довольно небрежно написанная вещь. Для юмористической фантастики слабовато. К любым другим жанрам относится и того меньше.
   Заметка об авиакатастрофе, с которой начинается рассказ, выглядит весьма неубедительно. Стоило бы пошукать, если уж не в газетных подшивках, так хоть в той же сети (хотя бы здесь), чтобы понять, как это обычно выглядит в газетах...
   Кот Печатающий, Кот Зажимающий Себе Лапой Пасть, Кот Боксирующий, Ворон Который Учится Летать - получились, на мой взгляд, довольно забавными. Увы, посмеяться вволю не удалось; всё оказалось очень серьёзным: шальные пули, ликвидация банды, снайперы, украденный контейнер с наркотиками (кстати, просто любопытно: чем может помочь в розыске пропавшего контейнера фотография этого самого контейнера пусть и с отчетливо видимым номером?)... А подделывать телеграмму и затем минировать целый самолёт (!) только для того, чтобы покончить с неким фотожурналистом, не в то время и не в том месте сделавшим фотографию группы докеров, - перебор, однако (в фильме "ШИЗОфрения", под впечатлением которого, вероятно, в своё время пребывал автор, на то были, помнится, более веские причины, да и организаторы посерьёзнее).
   Особенно расстроил "плавный переход" героя из одного тела в другое: "и вдруг у меня мелькнула мысль, что вот неплохо было бы, если бы моя душа вселилась вовсе не в кота, а в такого вот ворона..." Более чем натянуто и потому моментально вызывает протест: я согласен верить в реинкарнацию, но когда читаю: "И тут со мной произошла странная метаморфоза: в глазах у меня потемнело, и я вдруг очнулся на дереве..." - испытываю вежливое недоумение и, пожалуй, сожаление по поводу столь откровенной лени автора, посчитавшего: и так, мол, сойдёт.
  
  
   ОТЛИЧНЫЙ ВЕЧЕР ДЛЯ СМЕРТИ
   (2 балла)
   Увы, впору процитировать: "прочитанное напоминает фантастический рассказ, написанный неумелой рукой". К сожалению, ничто в нём не заставило меня "по-другому думать о смерти, о времени и пространстве, тайне родственных душ".
   "...предлагаю вашему вниманию заметки, в которых я не всё поняла, но ничего не изменила". Возможно, я, как и автор, не всё понял. Что ж, сожалею.
   Как мне показалось, попытка "экспериментировать со своими представлениями о "материале" и "творчестве"" - на сей раз была не очень удачной.
  
   p.s. простите, не могу отделаться от дежавю: историю про Вита, отмерявшего время не секундами, минутами или часами, а ударами сердца, его дочь, еще в прошлом году закрывшую реал-контакт на телепортацию без разрешения, Миу, у которой "всегда всё в порядке", - я как будто уже где-то читал. Особенно знакома фраза: "Если Вит не находил дочь на третий стук сердца, то начинал волноваться". Ошибаюсь?
  
  
   ПО ВЕЛИКОМУ ЗАКОНУ БУМЕРАНГА...
   (2 балла)
   Как мне показалось, для того, чтобы научно-фантастический (как он заявлен в аннотации) рассказ получился - совершенно недостаточно нарисовать нескольких банальных персонажей (как-то: Наивный Кабинетный Учёный Чек в Толстых Очках с Линзами; Шикарный Журналист Эдд, Напоминающий Глянцевую Обложку Дорогого Журнала; Сотрудница Линда - "Просто огонь" - с Хрупкими Ручками и Безупречно Молодым Телом; Решительный и Мудрый Гейбл и т.д.) и вложить им в уста нечто вроде: "Как тот же протон или нейтрон материализуются в нашем мире только при встречных дефектах в цепях четырёхмерности?" или "Этот угол воплощает математическое значение числа "Пи" в третьей степени. Мне ли вам объяснять, что число "Пи" - число нашей Вселенной?"...
   Недостаточно, даже если ближе к финалу вдруг выяснится, что всё это не что иное, как фантастические видения, посещающие в забытье исполнителя божественных законов на Земле - фараона Хуфу...
   Нужно что-то ещё (возможно, недостающее следует поискать здесь или здесь).
  
   p.s. кстати, о пирамидах...
  
  
   ВРЕМЕРЫ НА ОДНОЙ МИРОВОЙ ЛИНИИ
   (2 балла)
   Вместо комментария осмелюсь порекомендовать:
   - Рэй Брэдбери "И грянул гром";
   - Герберт Уэллс "Машина времени";
   - Айзек Азимов "Конец Вечности".
   - и т.д.
   В случае же острой нехватки времени на чтение классики можно попробовать ограничиться знакомством со статьёй Мартина Гарднера и, например, просмотром фильма "Провал во времени".
  
  
   НОГА
   (2 балла)
   "Давайте уважать в ноге конечность..."
   В. Вишневский
   "Но что страннее, что непонятнее всего, - это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это..."
   Н.В.Гоголь "Нос"
  
  
   ЧУДЕСА ТЕХНОЛОГИЙ
   (2 балла)
   "Это автоматическая система планирования твоего досуга, АСПД-46. Она уже раньше испытывалась, и вполне успешно. Том, старина, подумай только: зачем тебе кипа книг в комнате, когда ты можешь прочитать любое произведение, написанное до этого, с экрана!.."
   Ага, ага...
   "Заведующий показал мне мозг. И в самом деле, приличный, с батареей анекдотов на пять лет. Это как будто решает проблему космической скуки. "Вы просмеётесь самое долгое путешествие", - пообещал заведующий..."
   С. Лем "Звёздные дневники Ийона Тихого"
   Впрочем, автор рассказа в комментариях к собственному произведению уже самостоятельно сделал необходимые выводы. Из них только один я бы подвергнул сомнению: "Ну не удается мне фантастика. Буду искать себя в других жанрах". Дело, как мне кажется, совсем не в жанре...
   "Честность, ум, знание, независимость и храбрость - вот что тебе необходимо развить в себе до идеальной степени, если ты хочешь писать..."
   М. Веллер "Гуру"
  
  
   ОПЕРАЦИЯ "КАМНЕПАД"
   (2 балла)
   Если честно, даже "думать про это неинтересно"...
  
  
   ПРОДАВЕЦ АРБУЗОВ
   (2 балла)
   "Где-то к концу пятого часа напряженных раздумий" я "окончательно устал и запутался... На ум не приходило ничего нового", кроме как выставить оценку и отказаться от попытки написать какой-либо комментарий...
  
   p.s. возможно, мне не хватило "рассыпанных" по тексту "титров", поясняющих, что в этом месте раздаётся "смех за кадром".
  
  
   ГЕРД
   (2 балла)
   Значит, дело было так: из Большой Летописи княжества Норд Риатен я узнал, что "четверо смельчаков, пересекли вплавь реку и отправились на поиски союзников...". Далее, наткнувшись на деревеньку Герд, они помогли юному дампиру Бернадину. Тот не смог отрубить своей умершей невесте (отчего она, кстати, умерла?) голову лопатой и она, став вампиром, вот уже неделю приходит к его дому и стучится в окно. "Мне очень сильно попадет из-за Мирры, если ты не поможешь..." - сообщает парень Даррену, лорду замка Бердхейм. Даррен при помощи головы эльфа Виггара заключает невесту Бернадина в стеклянный колпак. В качестве награды за труды четверо смельчаков получают подкрепление - "девятнадцать молодых дампиров, жаждущих сразиться с Лордом Томерлем". В итоге, как скупо сообщает всё та же Большая Летопись княжества Норд Риатен, "Лорд Томерль и его воинство были повержены. Норд Риатен освободился от вековечного господства Тьмы..."
   Подозреваю, что подобных "рассказов" можно написать десятка три за неделю. Не понимаю только зачем? Приключения ради приключений?
   Может быть, "Герд" - одна из глав какой-то повести? Тогда всё становится на свои места: всё, что произошло в проклятой деревеньке - крохотный эпизод в огромной "сказке странствий". И, пожалуй, только так, ибо "Герд" абсолютно несамостоятелен.
   И, если честно, малоинтересен.
  
  
   ЖИЗНЬ - СТРАННАЯ ШТУКА
   (2 балла)
   "Посвящается всем, кто прочитал и ничего не понял, но особенно тому человеку, который когда-нибудь что-нибудь в этом рассказе поймет, ибо замысел таинственный и странный не есть замысел отсутствующий.
   ПОСВЯЩАЕТСЯ ТОМУ, КТО ПОЙМЕТ.
   ЖИЗНЬ - СТРАННАЯ ШТУКА ИЛИ РАССКАЗ, В КОТОРОМ НИКТО НЕ ВИДИТ СМЫСЛА"
   Всё это, как мне кажется, не более чем дешёвое заигрывание с читателем. Извините за резкость.
   "Во всем этом нет дешёвого рекламного зазыва? - Отнюдь, сказал граф, и повалил графиню на рояль..."
   М. Веллер "Самовар"
   Никакая многозначительность эпиграфа и заглавия не спасёт "пустой" рассказ.
   Возможно, впрочем, что он просто посвящался не мне.
  
  
   МУЗЫКАНТ
   (2 балла)
   Хорошо, однако, что у классного программиста была неутолимая жажда к музыке. Здорово и то, что он оказался в своё время на борту "Победителя", а космос отпустил его живым. Более чем удачно, что после третьей мировой войны чудом уцелел собор с лучшим органом Земли. И самое счастливое совпадение, безусловно, заключается в том, что "за все 20 лет проведенные в космосе, у Музыканта была одна, самая заветная мечта. Он хотел исполнить на этом органе свое произведение"...
   Тогда дальнейшее, действительно, объясняется довольно просто: "пока Музыкант играл, и его слушали воины во всех веках, общее количество убитых во всех войнах на Земле стало неуклонно сокращаться..." и т.д.
   Как мне кажется, простую мысль о том, что мир спасёт музыка (что, в общем-то, просто вариант известного: "Красота спасёт мир") не стоило облекать в столь заковыристую форму и подавать с таким пафосом. Она от этого только проиграла...
  
  
   НЕБО
   (2 балла)
   "Ещё недавно любой сказал бы, что то, что обрели люди сейчас, для него было бы дороже всех драгоценностей на свете... Сейчас каждый проклинает это. Дар, который оказался проклятием. Дар - бессмертия..."
   Ага, ага...
   "Читатель легко поверит, что после всего мной услышанного и увиденного мое горячее желание быть бессмертным значительно поостыло. Я искренне устыдился заманчивых картин, которые рисовало мое воображение, и подумал, что ни один тиран не мог бы изобрести казни, которую я с радостью не принял бы, лишь бы только избавиться от такой жизни..."
   Д. Свифт "Путешествия Гулливера"
   Что до остального... Кем были созданы миры, по которым путешествовал Маг, Волшебник, Бог, Творец? Что с того, что в Холджее "люди не будут никогда видеть страданий друг друга"? Разве это поможет стать слепым счастливыми "по умолчанию"?
   О стиле всего три слова: пространный монолог утомляет.
  
  
   ПРАВО ЖИЗНИ
   (2 балла)
   ":))) Многие говорят, что этот рассказ что-то им напоминает, но хоть кто-нибудь скажет мне, что именно???"
   Много чего. Например: "А Клеопатре головой платил / За ночь любовник - вот дороговизна!". Или что-нибудь откровенно попсовое: "Я за ночь с тобой отдам всё на свете". А уж сколько раз в мировой литературе душу продавали...
  
   ______________________________________________________
  
  

"Я подумал, что это, пожалуй, милосердно -
бригад-егерь потерял сознание как раз вовремя..."
Аркадий и Борис Стругацкие "Парень из преисподней"

  
  
   МЫ ПРОСТО ЖДАЛИ КОРАБЛЬ
   (1 балл)
   Весьма сожалею, но воспринимать подобное не способен. Воины Великого Отца, конечно, тренированы лучше...
  
  
   ВЕЛИКАНЫ И КАРЛИКИ
   (1 балл)
   Честно перечитывал дважды, но всякий раз раздавалось знакомое жужжание, и я засыпал...
  
  
   ТО СОН, ТО ЯВЬ
   (1 балл)
   Дочитав, погрузился "в литоргический сон".
  
   p.s. "Матрица" отдыхает...
  
  
   ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
   (1 балл)
   "(От автора). К сожалению, из-за ограничений по kb, рассказ профессора пришлось вырезать из текста.p>"
   Жаль: по всей видимости, именно удалённый фрагмент повествования являлся ключевым...
  
  
   Я, СМЕРТЬ ТВОЯ
   (1 балл)
   "А-а! Вы хотите знать, как же там герой наш? Что, вам это так прямо интересно? Нет, серьёзно?"
   Если серьёзно - совсем не интересно.
  
  
   ЭКСПАНСИЯ РАЗУМА
   (1 балл)
   Сожалею, но "я не понимаю этого. Мой мозг стопорится"...
  
  
   ЧАСОВЩИК И НЕНАЗВАННЫЕ БОГИ
   (1 балл)
   По совету автора - читал и не парился.
  
  
   ХРОНИКИ СПАСАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ИЛИ НЕИЗВЕСТНОЕ ЖИВОТНОЕ С ПЛАНЕТЫ СЛУ
   (1 балл)
   Это должно было показаться забавным?
   ...самая неудачная (мягко говоря) шутка в "Хрониках..." - гибель рядового Райана.
  
  
   ИМЯ ИМ...
   (1 балл)
   Когда добрался до конца, захотелось захлопнуть дверь и потерять сознание.
   Что это было? Римейк романа Уэллса и фильма Верховена?
  
  
   СЕАНСЫ БЕССМЕРТИЯ
   (1 балл)
   Очень жаль, но этот рассказ для меня - очередная "комната с множеством дверей". И "все заперты".
  
  
   НАЗАД!
   (1 балл)
   Данный рассказ, вероятно, действительно "поймут только потом, только новые люди образца 4635 или 5879 года".
  
  
   ИНИЦИАЦИЯ ИЛИ СЪЕЗЖАЮЩАЯ КРЫША
   (1 балл)
   Полагаю всё же, что автору следует потренироваться "придавать законченный образ мыслям, устраняя их расплывчатость и несовершенную форму, переходя к более точным, формирующим нужное событие и необходимую направленность к желаемому результату".
   И всё будет славно.
  
  
   КОЕ-ЧТО ПРО ЛЮСЮ
   (1 балл)
   "Девушка едет в столицу. Девушка едет учиться. Девушка едет жениться..." плюс необходимый для конкурса минимум фэнтези-элементов (типа трах-ти-бидох-передох).
   Собственно всё.
   "Душа нараспашку. Дерись и пой, Машка..."
  
  
   ВТОРАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
   (1 балл)
   Что это было? Плохой сон? Вот "сейчас проснусь, и всё будет в порядке, целое и невредимое"...
  
  
   ЛУКАВО ВЫГЛЯДЫВАЮЩИЙ ИЗ КУСТОВ ОРЕШНИКА ЕДИНОРОГ
   (1 балл)
   Зачем тратить время на написание сто пятьдесят восьмой несмешной пародии на "вечную тему"?
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"