Шуваев Александр Викторович : другие произведения.

Человек опушки Iv. Базовые понятия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очень прошу - хладнокровнее. Кто-то - согласится и дополнит. Кто-то, не приемля и оттолкнувшись, сделает лучше. Несогласие, к примеру, с Переслегиным бывает порой куда как конструктивно.

   Базовые постулаты и определения. Их трактовка
  
  Положение I
  
  ЭЛЕМЕНТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ (государств, наций, этносов, корпораций, политических партий, рабочих коллективов, религиозных сект и тд. и тп.) ЯВЛЯЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛЮДИ. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЕЙСТВУЮТ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ И ПОСРЕДСТВОМ ЛЮДЕЙ, ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ.
  Это положение ПМСМ, совершенно очевидно, не нуждается в доказательствах и являет собой простую формулировку того, что знаю все, но, может быть не задумывались. Для данной работы это утверждение идет на правах аксиомы. Посмотрите еще раз, и решите: вполне согласны? Не вызывает неприятия?
  Тогда перейдем к ключевым следствиям.
  Следствие первое. Главной, ключевой, определяющей функцией "длительного" действия социальной системы является способ отбора кадров на ответственные посты. От совершенства этой функции будет зависеть и стабильность, и гибкость управления, и способность развиваться с сохранением идентичности, т.е. все то, что в комплексе как раз и составляет ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ общества на протяжении сколько-нибудь продолжительного времени..
  Это уже нуждается в пояснениях. Структурирование общества, т.е. наличие тех или иных фиксированных ролей в нем, возникло еще на дочеловеческом этапе. Отдельные его элементы есть уже в сообществах низших обезьян. В человеческом обществе каждая общественная роль, каждое место в иерархии, каждый "пост" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫДВИЖЕНИЯ имеет две практически независимых характеристики.
  1) Способ выдвижения на "пост". "Чистых" вариантов я насчитал всего три.
  Назначение сверху.
  Выдвижение, - и поддержка, - группой: это могут быть избиратели, а могут - родственники, последователи, сторонники, клиенты-"параситы".
  Самовыдвижение, или кодификация неформального лидерства в формальное, или узурпация того или иного "поста". Требует, как минимум, силы, уверенности в себе, определенного знания человеческой натуры и законов межличностной коммуникации.
  Все эти три группы могут комбинироваться, и комбинируются, как правило: назначение выдвинувшегося или выдвинутого влиятельной группой, выборы того, кого предложит начальство, эффективного селф-мейд-мена начинает выдвигать и поддерживать возглавляемая им группа.
  2) Признаки, по которым производится выдвижение на пост. В общем, всем известны: по родству, по личной преданности, по выслуге в иерархической структуре, по личным достоинствам (компетентность, сила характера, организационные способности, опыт, степень интеграции в структуру, т.е. система формальных и неформальных связей кандидата), по сословному признаку, по "неформальным признакам" (любовники и любовницы, собутыльники, земляки, "интимные друзья" и т.п.). Разумеется, и тут, как правило, имеют место комбинации: принц (родство), если он не дегенерат, к совершеннолетию очень во многом осваивает науку власти (компетентность).
  Само по себе, положение это не претендует на универсализм, могут быть выдвинуты иные способы и признаки, но принцип, кажется, именно таков.
  Принципиальных возражений нет? Вынужден попросить определиться, потому что дальше может быть хуже. Логически безупречное, полностью вытекающее из данных положений следствие, может быть категорически неприемлемым в эмоциональном плане.
  ЗАКОНОМЕРНОЕ появление и длительное пребывание на ключевых постах "не тех" ПЕРСОНАЛИЙ обозначает порочность СИСТЕМЫ.
  Может возникнуть вопрос: в чем тут неприемлемость? Да в том, что если принять эту формулировку, тем самым, отпадают простые, греющие израненную душу ответы на ряд самых неприятных вопросов.
  Не стоит кривить душой. Наибольшие страсти в обществе разжигает все, что связано с темами ближайшего прошлого, о причинах проигрыша в холодной войне и последовавшей социально-политической катастрофы, развала СССР и т.д.
  Любителям простых ответов все понятно. Первые лица продались Западу. Как вариант: некомпетентные, неумелые, глупые, бездарные люди. Так или иначе, именно они во всем виноваты, а социалистическая система вне критики.
  Признаки простого ответа, это не длина и сложность формулировки, а универсализм, общезвестность и, соответственно, полная бесполезность. При ближайшем рассмотрении он требует новых вопросов. Например:
  1) Почему наши – продались, а американцы – нет? (... у нас – дураки, а у них – умные?)
  2) Каким образом у нас на социальный "верх" попали "предатели", а у них – "патриоты"? (... у нас некомпетентные идиоты, у них – деловые и умелые мудрецы?)
  3) Почему "продавшиеся" победили в аппаратной борьбе "государственников"? ( ... "бездарные" одолели "гениальных"?)
  4) Почему – некому было организовать эффективного противостояния?
  5) Почему слова тех, кого ныне именуют социал-предателями, - действовали на народные массы, а аргументы защитников социализма – нет?
  Боюсь, тут простые ответы будет найти несколько сложнее. В конце концов нас интересует две вещи: по какой причине так получилось, и: что делать, чтобы так больше никогда не было. Как сделать, чтобы явно неподходящие люди "наверх" не попадали, а попав - не могли бы удержаться?
  
  Положение II
  
  Все известные модели общества носят нестационарный характер, и, неизбежно, находятся в процессе развития.
  Нестационарность эта крайне усиливается при достижении уровня "культуры" (производящий тип экономики) и, тем более, "цивилизации" (письменность). Не слишком сильно погрешив против истины, можно сказать, что индикатором ухода от традиционного общества является появление городов.
  Доказательству этого положения на предмете разных моделей общества предполагается посвятить отдельные статьи. Здесь сделаем только незначительные замечания.
  1) И проявлением, и главной причиной нестационарного характера моделей общественного устройства является неравномерность течения различных тенденций, процессов, динамик общеположительного, общеотрицательного и переменного характера. Именно поэтому нестационарность общества возрастает при его усложнении.
  2) Как следствие этого, внешняя атрибутика, лозунги, названия, институты могут сохраняться, когда суть уже давно переменилась.
  Сохранение атрибутики диктатуры, хотя уже давным-давно имеет место типичная олигархическая структура.
  Люди думают, что живут в республике, хотя уже давным-давно она переродилась в империю.
  Застойное, умеренно реакционное общество при сохранении революционных лозунгов, входящих в официальную идеологию. лозунги - не имеют никакого отношения к реальной жизни и целям общества, превратились в пустой звук, но посягать на них, подвергать сомнению, парадоксальным образом табуировано.
  Положение "2" как будто бы куда как менее фундаментально, нежели положение "1", но на самом деле чрезвычайно важно с точки зрения личностной и в сфере идеологии: нередко люди готовы драться насмерть ради потерявших смысл лозунгов, новая система лозунгов, соответствующая новой реальности формируется очень медленно, и, пока это не произойдет, отдельным людям, социальным группам и целым народам бывает весьма неуютно и дискомфортно: жизнь ежедневно и ежечасно демонстрирует разительно расхождение с тем, что до них по сю пору является Символом Веры.
  
  Положение III
  
  Мораль, как господствующая в конкретном обществе система представлений о желательной норме отношений между людьми, между человеком - и группой, между общественными группами. В идеале норма эта еще и адекватна целям общества на данный момент, но это бывает нечасто. Поступки, выходящие за пределы желательной нормы - порицаются большинством. Практически о морали следует знать следующее.
  1) Существует в реальности.
  2) Ее необходимо знать и учитывать при любой попытке экономических или политических преобразований.
  3) При намерении сохранить статус-кво на нее можно рассчитывать только частично,
  4) При планировании значительных преобразований революционного или реформационного характера на общественную мораль рассчитывать нельзя. В таких случаях ссылки на нее в ходе дискуссий - явно спекулятивны, а прямо построенные на ней планы, скорее всего, несостоятельны.
  Упрощенная формулировка: мораль существует, с ней НЕОБХОДИМО считаться, на нее НЕЛЬЗЯ полагаться.
  
  
  Положение IV
  
  Как и любая динамическая структура, обладающая, тем не менее, своеобразием и способностью сохранять самоидентичность, общество строится вокруг связей, прямых (директивных) и обратных. Оба вида связей существуют в ЛЮБОМ обществе, и разные типы общества различаются соотношением тех и других связей, важностью их и эффективностью, кодификацией и отсутствием таковой, жесткой формальностью или гибкостью и вариабельностью их.
  Там, где существует жесткая диктатура или абсолютная монархия, так что о кодифицированной обратной связи (в сфере политики) не идет и речи, обратная связь может проявиться в форме восстания, верхушечного переворота, цареубийства. В случаях, когда власти удается добиться полного послушания и безответности социальных низов, обратная связь обеспечивается падением эффективности экономики и резким ухудшением демографических показателей. Настолько, что это создает угрозу существованию верхов.
  Собственно говоря, на данный момент можно говорить о трех больших группах механизмов обратной связи в обществе: в сфере политики - различные формы демократии, в области экономики - рынок, регулирующий производство через спрос и предложение и, пожалуй, система "профсоюз - работодатель". Больше никаких серьезных систем лично мне отыскать не удалось. Буду искренне благодарен, если кто-то назовет реально действующие четвертый-пятый ― и т.д. С. Переслегин говорит о множестве возможных автоматически действующих регуляторов в области экономики, более эффективных, нежели рынок, но на деле не назвал ни одного. Очевидно, секретит.
  Чтобы развеять возможные недоразумения и предварить наиболее вероятные вопросы, заметим что говоря об "обратной связи" в обществе, мы говорим только о СУЩЕСТВЕННЫХ возможностях общества воздействовать на власть, таких, с которыми она технически не может не считаться: о более-менее честном выдвижении кандидатов и выборах, массовых акциях мирного протеста, включая забастовки и гражданское неповиновение, - и восстания.
  То, что делает для осуществления обратной связи сама власть: переписи, опросы, работа с жалобами, сбор статистики соответствующими органами, явная и тайная оперативная работа полиции и спецслужб, - не в счет. Это и важно, и необходимо для ОТВЕТСТВЕННОЙ власти, но если и пока она вольна реагировать или не реагировать на полученные сигналы по собственному произволу, это не может считаться обратной связью в обществе. Разве что "вырожденной" или "декоративной"*.
  Наличие в обществе "обратной связи" делает возможным существование автоматически действующих механизмов регуляции общественных отношений и действий отдельных граждан. Вопрос о том, хорошо это или плохо, на самом деле лишен смысла: хорошо сконструированный и отлаженный (!) автоматический регулятор ЛЮБОЙ природы удобен, экономичен, эффективен, устраняет негативное влияние "человеческого фактора", а в сколько-нибудь сложных системах без них обойтись нельзя: современные боевые самолеты с "нестабильной" аэродинамикой превосходят все другие, но ПРЯМО невозможны без автоматики. Если регулятор сконструирован исходя из неверных (или недостаточных) предпосылок, ошибочно, или просто не отлажен и не доведен, использование его не дает никаких преимуществ, и, зачастую, откровенно опасно. Гибельно. Это в полной мере относится к неотлаженным вариантам демократии и рынка.
  Отказываться от автоматической регуляции в достаточно сложных, в том числе общественных, структурах от автоматически действующих регуляторов, значит ОБРЕЧЬ себя на неэффективность и отставание даже в среднесрочной перспективе, не говоря уже о перспективе долгосрочной. Отказываться от перспективного КЛАССА решений на основе одного (Двух. Пяти. Десяти - сколько было неудач при разработке ракетно-космической техники?) неудачного опыта, - есть прямо-таки детская незрелость. Нужно тщательно конструировать, качественно делать, тщательно следить и ТЕРПЕЛИВО отлаживать. Возможно - довольно долго. К этому надо добавить, что ввиду заведомо нестационарного характера любого общества давным-давно отлаженные механизмы "развитых" стран со временем очень просто могут потерять адекватность, и стать сначала - тормозом развития**, а потом приобретут прямо деструктивные формы.
  * ВНИМАНИЕ!!! Ни в коем случае, ни при каких условиях не следует относиться с легкомыслием к "декоративным", "чисто формальным", "существующим для видимости", "потерявшим всякое реальное значение" - и т.п. официальным структурам и положениям.
  Они губят: мы все были свято уверены, что живем в унитарном, жестко централизованном государстве, а союзный характер СССР - дань традиции, потерявшей всякое значение, пока не развалились аккурат по "условным" границам.
  Они спасают: в страшном ХХ веке монархи в конституционных монархиях, - те самые, "что царствуют, но не правят", - не раз и не два выводили свои страны из страшнейших тупиков, когда были бессильны и правительства и парламенты. "Декоративные" короли и королевы в критический момент оказывались аварийным, дополнительным контуром регуляции, элементом ручного управления, совершенно необходимым тогда, когда встает в тупик общественная автоматика.
  Они неузнаваемо преображают реальность: микадо в начале 19 века был куда более декоративной фигурой, нежели любой "конституционный" монарх в Европе когда бы то ни было. Начало современной Японии положила так называемая "Реставрация Мейдзи", ошибочно именуемая "Революция Мейдзи", по сути - возврат всей реальной власти императору с ликвидацией сегуната, возврат к нормам почти тысячелетней давности. **Утопив корабль "реального социализма" через достижение более высокого уровня жизни среднего человека, - и более эффективный пи-ар имеющихся преимуществ, - система капитализма западного образца, судя по всему, получила подводную пробоину, которую не залатать: базовым принципом, обеспечивающим успех либеральной модели экономики было то, что человек был вынужден всецело полагался на свои силы: восемьдесят лет тому назад о социальных гарантиях на государственном уровне там никто и не слышал. В ходе борьбы с системой социализма ведущие страны Запада надавали народу столько свобод, взяли на себя столько социальных обязательств, что влезли в неоплатные долги. Обязательства, в конце концов, оказались им не по силам.
Оценка: 8.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"