Шлёнский Александр Семёнович : другие произведения.

Краткая лекция по научному агностицизму

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.77*5  Ваша оценка:


Краткая лекция

по научному агностицизму

  
  

"Ignoramus et ignorabimus".

Emil Heinrich du Bois-Reymond

  
  
   И молвил Морж: "Пришла пора
Подумать о делах:
О башмаках и сургуче,
Капусте, королях,
И почему, как суп в котле,
Кипит вода в морях".
  
   Льюис Кэрролл
  
  
   Многоуважаемые жертвы прогресса! Разрешите прочесть вам, а точнее, прочистить вам то, что заросло вследствие неупотребления, посредством интерпретации хорошо известных фактов. Чтобы не было обиняков, укажу не медля, что заросло вследствие неупотребления естественное биологическое образование под названием "здравый смысл".
  
   Согласно статистическим данным, здравый смысл не употребляется в обиходе под влиянием того обстоятельства, что всё происходящее вокруг постоянно ему противоречит. Когда здравый смысл твёрдо заявляет, что наблюдаемые факты происходить не должны, а они происходят хоть тут тресни, то выжить в этих условиях может только что-то одно из двух. Отсюда ясно, что здравый смысл выживает только в том случае, если хорошенько зажмуриться и заткнуть уши.
  
   Наши знания о мире покоятся на трёх китах, которые именуются Теория, Практика и Финансирование. Первый кит - это то, как людям хотелось бы видеть мир. Второй кит - это то, как всё на самом деле далеко не так как этого хотелось. Третий кит - это как сделать так чтобы этой разницы не замечать как можно дольше. Этот последний кит несомненно является наиглавнейшим, ибо он определяет, какие факты, известные из практики, использовать для создания теории, и как в дальнейшем применять полученную теорию к тем фактам, которые в её создании не принимали никакого участия.
  
   Развивая эту мысль метафорически, можно сказать, что Теория - это карта местности, Практика - это реальное болото, а Финансирование - это путеводный компас прогресса. История же - это путь, пройденный прогрессом по болоту Практики, нанесённый на карту Теории. Что именно наносить на карту, а что нет, решает, разумеется, Финансирование. Оно же решает, как использовать эту карту с избирательно и не всегда верно нанесенными на ней следами прошлой жизнедеятельности для дальнейшего движения.
  
   Вследствие этого реальный путь, озвученный в виде саундтрека, выглядит примерно так: "Хлюп! Хлюп-хлюп! Хлюп! ... БУЛТЫХ!!!". Количество хлюпов и длина пауз между ними могут значительно варьировать, но заключительный аккорд всегда один и тот же. Впрочем, поскольку этот последний завершающий "бултых" ещё не прозвучал, никто не верит всерьёз, что он наступит, а только пугают им друг друга в часы досуга в качестве одного из главных развлечений.
  
   А теперь давайте вообразим себя в Богом, некогда взорвавшим Большой Взрыв. С той поры прошло довольно много времени, и то, что мы имеем теперь, очень мало напоминает то, как оно было в самом начале. Давайте теперь спросим себя: "О, Боже! А что же конкретно с тех пор изменилось?" и попробуем дать на этот вопрос самый подробный и обстоятельный ответ.
  
   Но прежде чем отвечать, давайте сперва спросим себя, а мыслимо ли вообще дать подробный и обстоятельный ответ на такой вопрос? Можно ли?
  
   И сами же ответим: "А вот хуя лысого! Ну конечно нельзя." Почему нельзя? А потому что взорвать - это одно, а просеивать мусор и пытаться понять, что во что превратилось после взрыва, - это совсем другое.
  
   Зададим тогда себе, опять же как Богу, другой вопрос: "Ну вот, я это взорвал. А нахуя?" Собственно, именно с этого вопроса, а не с какого-нибудь иного, начинается любая научная теория.
  
   Научный агностицизм - это научная теория, которая опирается на здравый смысл и полное отсутствие достоверных фактов. Она объясняет, что надо делать, когда процесс идёт, и остановить его нельзя, в то время как ни его конечная цель, ни возможные результаты его течения никому достоверно не известны. Известно лишь то, что вышеописанная триада - Теория-Практика-Финансирование - составляет основу процесса, известного в теории под названием "разумная жизнь".
  
   Практически же, разумная жизнь в нормальных условиях представляет собой примерно шесть миллиардов яиц, неаккуратно уложенных в одну корзину под названием "планета Земля". В виду особенностей характера, упомянутые яйца непрерывно бьют и давят друг друга в борьбе за лучшие места. Понятное дело, физики называют эти условия "нормальными" только потому что каких-либо других никто никогда ещё не видел.
  
   Здравый смысл - это порождение и квинтэссенция разумной жизни. Здравый смысл зиждется на логике. Логика же зиждется на постоянстве вещей, как о том свидетельствует lex identiatis, или, формально выражаясь, на их тождественности самим себе в течение того времени пока суждения, сделанные об этих вещах, остаются в силе.
  
   Поговорим теперь о тождественности, ибо тождественность есть краеугольная мина, лежащая в основании гносеологии.
  
   Лейбницевское "тождество неразличимых" определяет тождествественные объекты как "термины, могущие быть замененными друг на друга так, чтобы эта замена не влияла на истинность". Очевидно, что логика исключает реальный мир из круга своего рассмотрения весьма шулерским образом. Спрашивается, а зачем? Ответ простой: а потому что другого способа не нашли, и скорее всего не найдут никогда. Поэтому здравый смысл, в сущности, покоится на обмане, который за большой давностью исторического срока амнистирован и поставлен на довольствие в качестве непреложной истины.
  
   Итак, логика исключает реальный мир из круга своего рассмотрения. Спросим ещё раз, а зачем, но только теперь не относительно способа, а относительно цели этого исключения. Ответ: а чтобы быть в ладах со здравым смыслом. В том плане, что Теория говорит о тождестве символов, и только о нём. Что же касается тождества объектов реального мира, то с этим неблагодарным занятием пусть разбирается Практика. Практика, естественно, разбирается как может. А может она только так, как ей указывает Финансирование, которое по своей природе есть переменная функция от времени и координат.
  
   Таким образом, если позабыть про здравый смысл и обратиться к правде, то не составляет труда понять, что постоянство вещей - это именно то их качество, которое никогда не встречается в природе. Да и вообще, что встречается в природе никто не знает, потому что любое знание - это произвольная совокупность шести миллиардов отдельно взятых солипсизмов, в каждый из которых эта природа просачивается неизвестным науке образом.
  
   Напоследок, небольшая практическая иллюстрация. Процесс добывания и применения знаний, основанный на вышеописанном взаимодействии трёх источников и трёх составных частей разумной жизни, обусловливает его главнейшие свойства. А именно, законы побочного эффекта.
  
   1. Побочные эффекты любого мероприятия почти всегда превышают его основной эффект по силе и продолжительности своего воздействия на окружающих невольных жертв.
  
   2. Побочные эффекты любого мероприятия почти никогда не известны заранее вследствие вышеописанного характера взаимодействия Теории и Практики.
  
   3. А если они даже и известны, то тем, у кого в руках Финансирование, на них наплевать.
  
   4. Когда становится ясно, что плевать не стоило, как правило бывает уже поздно.
  
   5. Сколько бы эта ситуация ни продолжалась и не пополнялась многочисленными анналами, никто не учится на прошлых ошибках и продолжает совершать новые с тем же энтузиазмом.
  
   Ну и где же выход? - спросит наконец любознательный слушатель данного доклада. Так вот, с позиций научного агностицизма выход состоит в том, чтобы научно доказать, что никакого выхода нет и не будет никогда, и после этого уже ни о чём не беспокоиться. Если слушателя такой выход устраивает и оставляет в бодром и благорасположенном состоянии духа, то следует считать, что доклад произвёл ожидаемое действие, и докладчик удаляется с сознанием хорошо исполненного долга.
  
   Wednesday, October 18, 2006. Orlando, FL.
Оценка: 7.77*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"