Россов : другие произведения.

Особенности сравнительных конструкций в лирическом цикле Б.Пастернака "Тема с вариациями"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   ТЕМА
 
 
  Скала и шторм.Скала и плащ и шляпа.
  Скала и - Пушкин. Тот, кто и сейчас,
  Закрыв глаза, стоит и видит в сфинксе
  Не нашу дичь: не домыслы в тупик
  Поставленного грека, не загадку,
  Но предка: плоскогубого хамита,
  Как оспу перенёсшего пески,
  Изрытого как оспою, пустыней
  И больше ничего. Скала и шторм.
  
  В осатаненьи льющееся пиво
  С усов обрывов, мысов, скал и кос,
  Мелей и миль. И гул, и полыханье №
  Окаченной луной, как из лохани, №
  Пучины. И шум, и чад, и шторм взасос. №
  Светло как днём. Их озаряет пена.
  От этой точки глаз нельзя отвлечь.
  Прибой на сфинкса не жалеет свеч
  И заменяет свежими мгновенно.
  
  Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа.
  На сфинксовых губах - солёный вкус
  Туманностей. Песок кругом заляпан
  Сырыми поцелуями медуз.
  
  Он чешуи не знает на сиренах,
  И может ли поверить в рыбий хвост
  Тот, кто хоть раз с их чашечек коленных
  Пил бившийся как об лед отблеск звёзд?
  
  Скала и шторм и - скрытый ото всех
  Нескромных - самый странный, самый тихий,
  Играющий с эпохи Псамметиха
  Углами скул пустыни детский смех...
  
  
  
  Интерпретация смысловой наполненности текста является, полагаем мы, одной из интересных проблем, которая тесно связывает задачи лингвистов и литературоведов в изысканиях истинного смысла художественного текста.
  Анализ показателя компаративности позволяет обозначить одну из частных сфер осмысления творческого начала. Исследование лирики с опорой на семантический и грамматический уровни сравнительной конструкции даёт возможность по-иному взглянуть на саму категорию художественности, определить её значимость, совмещающую в данной категории как элемент субъективного(семантический аспект), так и элемент объективного( собственно языковой, грамматический уровень).
   Суть системы заключается в соотнесении ассоциативного(принцип "словесной игры") и метафорического( принцип "чувственной осязаемости, наглядности")типов с синтаксическими конструкциями первичного и метафорического компаратива ("эталонная" и "ирреальная" модальности соответственно). Данное соотношение позволило на примере стихотворения "Тема", ключевого для всего цикла, выявить общую циклообразующую тенденцию развития семантической полифонии и усиления синтаксической тождественности в рамках каждой сравнительной конструкции. Следуя принципу Э.Сепира "идеи правят языком", то есть утверждая приоритет семантики перед грамматикой, мы получаем возможность обозначить некоторую неоднородность и на синтаксическом уровне.
   Синтаксис сравнительной конструкции в соответствии с семантической доминантой проявляет себя неоднозначно. Сравнение разводится на несколько семантических типов, каждому из которых соответствует своё синтаксическое образование. Например:
  
   ...И гул, и полыханье
   Окаченной луной как из лохани
   Пучины...
  
   Причастие "окаченный" задаёт значение типа "точно" - данный союз, как и другие, проявляется в конструкциях с метафорической модальностью, которая ирреализует субъективную часть конструкции, сообщает ей иную семантическую сферу.
   "Лить как из лохани" - преобразованное устойчивое сравнение теряет стёртость своего сравнительного значения и переходит в область типового значеия "как", характеризующегося эталонной модальностью. Конструкция с такой модальностью утверждает обычность, реальность ситуации.
   "Луна как лохань" - значение "между сравнением и метафорой"(несколько неуклюжее обозначение, но суть передаёт точно),является синтаксическим центром конструкции, источником смысловых импульсов. Подобная конструкция в зависимости от места положения может создавать различные композиционные структуры текста: ядерная (одиночное сравнение в тексте), кольцевая (сравнение находится в абсолютном начале текста, который может быть осложнён и другими сравнениями), стержневая (сравнение может находиться либо в абсолютном начале, либо в конце текста).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"