Стимпанк плюс альтернативная история - это довольно сложная смесь. Сложная как для изготовления, так и для употребления. В данном случае автор пошел по пути наименьшего сопротивления: я не я, рукопись не моя, а все доказательства уничтожены революционерами /КГБ, ЦРУ, ФСБ, ФБР - подставить по вкусу/. А ведь при таком подходе фантастическая составляющая теряется, растворяется в чересчур обильном реалистическом обрамлении. Поскольку даже сам автор аккуратно самоустраняется от "вставки", отвергая художественную ценность якобы найденной повести устами своих псевдоисторических героев, отказывая в сопереживании персонажам вставного текста. Это губительно сказывается на совместной жизни двух частей рассказа. Они друг друга отторгают.
Ладно, оставив вопрос соединения несоединимого, обратимся к наиболее фантастической части рассказа: собственно, истории лунной войны. И вот тут как раз мы ступаем на зыбкую почву: раз автор так нарочито отрекся от причастности к "Хроникам", читатель не вправе выдвигать теперь сомнения в каких-либо идеях рукописи бедного француза. Потому что на любой вопрос последует ответ: так захотел этот француз. Так ему привиделось. Почему через двести лет дамы до сих пор в кринолинах, хотя уже во времена кампании Наполеона кринолины вышли из моды? Почему француз, наследник наполеоновской империи, вдруг владеет душами, когда "русское рабство" в 1812 году французами считалось постыдным атавизмом? Почему за двести лет никакого прорыва в освоении воздуха не произошло? Почему во времена, когда во всем мире идет технический бум, когда машинерия, шестеренки, паровые двигатели, электрические опыты у всех на слуху и им прочат блестящее будущее, неведомый сочинитель отдает предпочтение дымовым баллонам, притом относя возможное время их появления аж на два века от своего? На все вопросы мы получим один очевидный ответ: да потому, что так решил этот французик. Он, мол, так видит, не я, не настоящий автор рассказа.
На выдуманного романиста легко списать свои ошибки. Но будет ли так доброжелателен г-н Читатель?
Ох уж эти ксенопсихологи, такие выдумщики... Первую половину рассказа я пыталась понять, за что оставшаяся на базе Катя ненавидит витающего где-то снаружи Птенчика. Истерит, психует, надеется не услышать. Хорошо, дочитав до развязки, формальный ответ я нашла - пыль была разумна, и девушку заслали ее уничтожать. Но логика действий Кати настолько сумбурна, что постичь ее мне не дано. Итак: берем инопланетный разум, подманиваем его на живца, загоняем в некий психологический тупик и заставляем сожрать самого себя. Понять пыль никто даже не пробует. Хорошо, допустим, все этапы предыдущих исследований остались за кадром, и нам выдан окончательный вердикт: черная пыль враждебна. При чем тут мнемо-путешествия в прошлое? Почему нельзя ограничиться таким же точно психологическим тупиком, не углубляясь на тысячу лет? Вся ситуация в конечном итоге напомнила мне сцену из "Дома, котрый построил Свифт" Горина: Некто заставляет стражника вспоминать прошлые жизни.
Некто. Не отвлекайтесь... Сейчас наступает самый трудный момент. Вот
вам уже пять лет... Вспоминаете?
Рыжий констебль (подумав). Ну, чуть-чуть...
Некто. Теперь четыре года... Три... Два... Один... Теперь вы в утробе!
Рыжий констебль. Где?!!
Некто. В утробе!..
Почему же пыль, скользя по воспоминаниям другого существа, вдруг самоуничтожается? Дошла до утробы, сиречь, зачаточного состояния? Почему для нее непреодолим псевдо-временной рубеж тысячелетия? Не реальный, а только воображаемый? Или все-таки настоящий? Автор в конце настолько запутал все нити, что уже не понятно, стирает ли контакт с пылью реальных людей, воспоминания о которых скармливает ей психолог, или это влияет только на собственные память и рассудок Кати?
Словом, отрезать бы этот кусок с невнятными разъяснениями да новым заданием, оставив только дрожащего человека на пустой базе и его переговоры с таинственным существом... да отсечь изначальное знание Кати о его негуманоидном происхождении, чтобы первые разговоры были более искренними, а последние, когда она начинает понимать ужасную истину, получили бы разумное объяснение истерике... вычеркнуть красоты, которые уводят чересчур далеко от сюжета и рассеивают читательское внимание... тогда бы и оценка была выше. Хотя, разумеется, сравнений с "Kyrie", "Солярисом" и т.п. избежать все равно не удастся.
Ну да, ну да, давайте всех сделаем богами. "Опять с мужиками по кабакам шлялся? - Да я тут, понимаешь, нечаянно богом стал, так нельзя было не отметить..." До окончания поединка с троллем повествование идет более-менее понятно. Затем автор вдруг бросает героиню, переключившись на Пинта сотоварищи/собутыльники. Действительно, зачем же сей выпивоха набивался в попутчики? Неужели сам до трактира дойти не мог? Зачем еще одну девицу поволокли бражку пить? Напрашивается вывод: пьяницам явно не хватает особей женского пола, поэтому они заманивают сюда девиц и, кого насильно, кого прекрасными сказками, спаивают до своего уровня. Логика обращения с дамами мне осталась неясна, я человек непьющий, поэтому, с некоторым сожалением оглядев развеселую компанию, покидаю сей рассказ. А ведь при иных условиях и другом сюжете герои были бы даже приятны.
Хороший вкус, хорошее начало... Нет, это не из этой оперы. Но рассказ понравился, хотя и не без оговорок. Открой тайну, Великий, так зачем все-таки (и КАК) привели рыбоеды на Пшолнак демонов? И зачем затеяли свой Исход, если мир все равно погибнет? Или же решили подменить себя чужеземцами в расчете на то, что есть и дураки-боги? Вот эти вопросы мне не разрешить.
Много красок, очень богатая палитра. Милый усталый мир. Спокойный такой апокалипсис философского толка. Возраст героини не угадывается - то ли 14, то ли 20 лет, что довольно существенная разница. Фразы про "огневую мощь" нарочито умными будут для какой-нибудь малявки-первоклашки, а для подростка, тем более взрослой, уже вполне подобающими. Лера - продвинутый адепт пофигизма. Побывала в пропасти, лениво размышляя о нежелании умирать. Постояла в очереди три дня. В очереди, смею напомнить, которая по всеобщему мнению, давала шанс на спасение. Вытянула пустой билетик в лотерее пришельцев. Покурила, посмотрела на тарелки... Потом пришло вдохновение, но тоже не без налета пофигизма. Эта духовная леность героини не дает мне сопереживать.
Картины окружающего прелестны, но временами алогичны. За час до Нового года продолжает палить солнце - по какому календарю празднуем тогда? Деньги не имеют значения, но девушка набила ими карманы (вместо того, чтобы запастись едой). Откуда у нее часы обратного отсчета - всем раздавали или Лера сама такая умная, что их соорудила? Транспортные средства, оружие, реки и ручьи куда-то делись. Паника и агрессия, видимо, подавлены пришельцами? Иначе я не могу объяснить, каким образом за полчаса до часа Ч очередь по-прежнему сохраняет свою стройность. Стена(стены) хитрым образом мигрируют? Раз уж поминается, что изредка она исчезает с горизонта. Или все-таки она идет сплошным скребком, упираясь вершиной в небеса?
И еще - меня, как человека классического художественного образования, конечно, знание автором названий разнообразных красок радует. Но перечисление технических названий тексту не дает ничего нового. Читателю, не посвященному в оттеночные тонкости, разница между стронциановой и индийской желтой неизвестна. Да и потом (сугубо личное мнение, конечно) художник не может примеривать к картинке чистый цвет. Оттенки, полутона, смеси... но не то, что мы видим, открывая тюбик.
Изис, Азис, Асиз - как же его звали-то на самом деле? К именам главных героев хорошо бы отнестись более внимательно при вычитке.
Рассказ понравился. Но опять же, к чему лишние детали? Не нужны инопланетяне в прозрачных шарах, ничего они не дают сюжету. Потому что если их оставить на своем месте, то восстание Изиса с захватом дворца ничего не даст. Во время первого восстания небесные не стреляли - так выстрелят во время второго, вот и вся логика. Тогда была ли победа? Наличие небесного дамоклова меча делает ее такой ничтожной...
Годзилла против Тараски. Восток против Запада. Интересно, а где же "родные земли" у кочевников? Выходит, четвертая степень магии доступна только оседлым магам? Справедливости нет, особенно учитывая то, что шаман, в отличие от графского чародея, маг действительно практикующий. А вот Андре о четвертой степени знает лишь в теории, и зря он кричит на рыцарей, которые "забыли" искусство сливаться воедино. Сам он ничем не лучше - четверть века такие чары никто не применял. Впрочем, Андре и другие-то степени использовал редко. Вопрос из зала - тогда на кой граф держит его при себе? На всякий пожарный? Как престижную фигуру? Четверть века платить тому, кто не знает на практике своих обязанностей - это, знаете ли, нужно иметь очень веские доводы.
Одним словом, как раз время и положение мешают поверить в романтично настроенного немолодого мага, который до сих пор мечтает о грандиозном подвиге, хотя ни разу не пробовал, по силам ли ему такая магия.
Ну, вот вам и лоскутное одеяло, шитое белыми нитками. Пришить к такому сюжету можно все, что угодно - от Тунгусского метеорита и йети до кровавой гэбни. В данном случае выкопали лоскуток со сказкой. Но не может быть цельным то, что монтируется без погрешностей с любым другим сюжетом. Заменим на "запихала девушку в сундук, напоследок убедившись, что все-таки на нее похожа. Спустилась по лестнице, поправляя ремень на кожанке, и улыбнулась рыжеватому рябому горцу: "Меня зовут Надежда. Надя Аллилуева. А вас?.." или "запихала женщину в сундук, напоследок убедившись, что все-таки на нее похожа. Я медленно и степенно спускалась по лестнице вниз, туда, где ожидала, заломив шапки, толпа дородных бояр. Вгляделась в молодого человека в польском кафтане, что стоял чуть поодаль от них. "Да, это сын мой, царевич Дмитрий!"- сказала я уверенно". Княгиня Ольга с древлянами, княжна Тараканова, Натали Гончарова - да все, что угодно, стоит лишь поменять номер века в исходнике. "Гаврила был примерным мужем..."
Остальные обстоятельства дела грешат той же необязательностью. Взяв ножницы, можно безболезненно изъять минимум два здоровенных куска текста - те, где герои расслабляются между прорывом тайгера и нагоняем у начальства. Нелогично также и то обстоятельство, что тайгера, способного падать куда и когда угодно, ловит один экипаж в одном конкретном времени. Много пафоса, мало смысла.
Больше всего этот рассказ напоминает мультик. В свое время мультфильмы-аллегории, вроде "Стеклянной гармоники", были в почете; про часовщиков тоже снимали нечто подобное. В таком кинематографическом ряду отлично соседствуют и "компактные старушки", и люди с шестеренками в зрачках, и символика Нового Времени. Словом, не столько фантастика, сколько фантасмагория.
И все-таки многовато лишних деталек. Фантасмагория не очень любит излишества, вроде двукратного повторения сказки в самом начале, повторов труднопроизносимых названий городов, тому подобного. За что именно бегония попала в список запретов, непонятно. Но допустим, кому-то из руководства НВ не нравятся именно такие цветы. Почему под сокращение попали только кошки, а собаки, морские свинки и кролики - нет? В законах не запрещено иметь дома иждивенцев, восьмое правило лишь запрещает им свободно передвигаться по городу - почему тогда к содержанию старушки относятся как к преступлению? Она, вроде, сидит себе спокойно в чуланчике, никого не трогает, даже в окно не выглядывает. А вот бегонию на подоконнике блюститель порядка пропускает, хотя она нагло цветет ему в лицо. И где, скажите на милость, мальчик спрятал коллекционные трубки дяди?
Но главный вопрос - почему именно себя мальчик считает "растением, вставшим поперек горла"? Покуда у властей к нему нет никаких претензий, да и сам он не бунтарь, а наблюдатель. Поменяйте суть восьмого правила, и эта деталька встанет на свое место. Покуда же она висит в воздухе.
Сложная проблема - столкновение культур, традиции и прогресс. Одни говорят, давайте оставим народы с самобытной культурой в изоляции от современного мира, чтобы они не утратили, и т.п. Другие верят, что вне контакта с другими культурами эти народы быстро вымрут. Где прогресс, где регресс - никто не разберет. О чем просит Салли, в конце концов? О том, чтобы ее мир, мир ее предков и родичей, начал меняться. Ради этого Салли пускается в священный поход к местам то ли поклонения, то ли жертвоприношения Паучихе с труднопроизносимым именем.
Кстати об имени: первое, что действительно режет глаз при прочтении, это вложенная в уста маленького ребенка фраза "ведь На'ашъехи Асдзее сама научила людей Дине играм с нитью, почему же она сердится, когда мы играем?" Не говоря уж о том, что малышка вряд ли бы вот так, без запинки выдала сложное имя, так ведь еще и фраза построена сложная. Ну оставьте полную титулатуру богини взрослым, есть же заменитель попроще - Паучиха.
На выходе мы имеем хороший рассказ о людях и их традициях. Фантастическое допущение... мне кажется, оно тут настолько ничтожно, что фантастическим это произведение назвать сложно. Потому что, по сути, перед нами просто история девушки, оказавшейся между двух огней, двух упорно противостоящих друг другу культур. И ее личный выбор, хотя мысленно он и был адресован всем соплеменникам. Так что - мелодрама с легким привкусом мистики. И мелодрама тут вовсе не ругательство.
О наивняках, перестраховщиках и мошенниках. Идея хорошая, но рассказ, на мой вкус, чересчур затянут. Для такой юморески текст можно было бы сократить наполовину. Зачем нам знать, что между героиней и Давидом начался роман, что развивался он от кафе к постели? Что это дает для сюжета? Ничего. Сюжету важно то, что девушку пригласили на новую работу, и она теперь служит среди мошенников, наживающихся на слухах о конце света. Да и пафоса вокруг "К.С.инк" многовато - какой-такой шанс они дают? Какие-такие статьи, публикации и исследования, если основная цель организации развести на бабки как можно больше дураков? Для мошенников методы обогащения выбраны слишком сложные и дорогостоящие, обычно все то же самое проделывается с меньшими затратами - например, при помощи оксфордской энциклопедии мифов и религий. Зачем точные данные, когда пипл и так схавает? Сорок лет мошенники поддерживают имидж научной организации - ой, что-то не верится!
Паровая самозародившаяся и скоротечно развивающаяся раса против шарлатанов и дураков. Ужасная перспектива. Если паровики развиваются такими темпами, то в принципе не вижу, чем им могут угрожать последователи Дятлова. Ну приедет сотня истерически настроенных граждан. Ну походит там по сопкам. Ведь никто из таких переселенцев нипочем не полезет в гейзер! Посидят, подождут конца света, не дождутся и уедут восвояси.
Потом, зачем столь парообразное существо путешествует в рясе, да еще тратит себя горячего на создание ледяной маски, которую можно перемазать кремом? А обратно в багаже. Облаком переместиться не проще? Или по трубам. Газопроводы, водопроводы и прочие коммуникации, приспособленные для подобных субстанций, куда удобнее. И до кого решил докопаться высокоразумный паровик - до Дятлова, чья персона их как раз не устраивает? Нет, до газетного журналиста. Даже не до редактора телепередачи, которую увидит куда больше народа, чем газету. Логика хромает на все четыре ноги и жалобно повизгивает. Хоть бы намекнул, что паровиков большая группа, и как раз в это самое время подобные гости навещают всех неугодных репортеров, ученых, шарлатанов и т.п.
В общем и целом, ничтожный повод для начала тотального геноцида против человечества. Притом даже не со стороны паровиков, как видно, а вообще с Солнца.
Исповедь - это признание в грехах. Что-то исповедью тут не пахнет. Ошибочка вышла в названии-то. А впрочем, на фоне общей путаницы это даже закономерно. Лошади, которые вовсе не лошади, а твари плотоядные вроде коней Диомеда. Но пытаются поддерживать конский имидж. Ибо работают на Всадников Апокалипсиса. Которые то ли Ангелы, то ли грешники. Которые ждут сигнала о начале Миссии, и только потом ищут время, где должно применить силы. Если время для Всадников настолько абстрактно, то почему не получить весь список дел сразу? Чтобы уж точно не промахнуться мимо цели, когда случайно окажутся рядом. Деревенский конь... стало быть, есть деревня, где разводят вот таких, зубастых скакунов для ангелов. Ага, еще и табуны с мамашами и юными кобылицами. И ангелы апокалипсиса не бесполы, раз занимаются любовью. И места для поцелуев нынче отведены лошадкам. И бедные обитатели местечка Х сидят в ожидании часа Ч, когда заплутавший в веках киномеханик привезет, наконец, нормальный порнофильм. Сельский клуб какой-то.
В общем-то, сюжет стал мне ясен с тех строк, когда автор описал масть и стать первой пары коней. Дальше мысль вяло плутала в лабиринтах жизненных перипетий Рыжего. Зачем автор убил Портоса, осталось непонятным. За пьянство на рабочем месте, что ли? А как же точность исполнения пророчеств и откровений? Вообще, команда подобралась на редкость безалаберная - ну, потеряли одного ангела, ну, промахнулись на пару-тройку тысяч лет, какая ерунда! Все фигня, кроме пчел. В смысле, кроме белой лошадки. Интересно, как она там, в тумане авторских мыслей?..
И была вечность, исполненная хаоса, и клок материи, и "Ярый Шкипер". Смотрители занимаются починкой времени, то ли сидя в гостинице, то ли скользя по волнам. Человек не может стать Смотрителем, пока не почувствует себя воплощением чего-нибудь. Аллегорией. Еще хорошо бы отделаться от разрушительного начала в себе, чтобы не умереть ненароком. А уж после вышеописанных процедур можно выходить за пределы Времени и каким-то аллегорическим же образом его латать.
Вот теперь, на фоне всего этого, автор создает рождественский рассказ о простом человеке, которого нечто (или некто) присылает в гостиницу "Ярый Шкипер", чтобы сменить предыдущего Смотрителя. Станет Клайв ходячим Воплощением, не станет - теплое местечко все равно закреплено за ним. По какому принципу выбран именно Клайв, автор не уточняет, а читатель может только предполагать. Кто именно выбирает, тем более остается тайной. О нем (них) вообще никто не рассказывает.
Помыслы людей зависят от личности Смотрителя и от того, как быстро он найдет свою суть. При этом непонятно, влияет ли эта самая суть на их действия. То-есть, стали ли люди более склонны к технике и изобретательству после осознания Малькольмом того, что он Инженер? Станут ли они толстокожими эгоистами оттого, что таковым, кажется, собирается стать Клайв? То-есть, по идее автора, пока на Смотрителя не снизошло озарение, все человечество пребывает в состоянии, близком к хаосу. Значит, они как-то взаимосвязаны. По крайней мере, должны были бы.
Путаница во временных понятиях. Вечность атакует - что? Материю или время? И если она извне, то как опекун мог подарить Мери вечность? Если Смотритель и его команда становятся фактически бессмертными (Кащей, опять же, первый представитель профессии), то почему у руля они пребывают всего лишь сто лет? Должно быть какое-то разумное объяснение, но его нет.
Ну и так, в порядке общих предположений - отчего же Малькольм стал Инженером не в своем 19 веке, когда вычислительные машины зарождались, а ждал бог знает сколько? Он что, только на персональных компьютерах смог постичь дао?
Словом, при общей приятности замысла, воплощение получилось рваным, достаточно путанным и неравномерным. Главное же - недостает характера Клайва. По ходу рассказа ну никак не проявляется в нем тот самый Эгоист с большой буквы, каким он на другой день вступит в должность.
Что ж, бывают рассказы, о которых говорить-то особо нечего. Какой фрагмент не пробуешь рассмотреть, понимаешь, что в голову тут же лезут многочисленные ассоциации из других рассказов, теле- и кинофильмов, комиксов. Были уже и виртуальные миры для туризма, и инсектоидные пришельцы, даже насекомо-эльфы и дети-чужие, все это было. Очень сложно написать принципиально новый, свежий рассказ на таком многажды использованном материале. Это возможно только с интересной неординарной идеей, оригинальным сюжетом. Сейчас нового не получилось. Увы.
Смешивать жанры - не самый верный ход. Выбрать из произведения жанра трагикомедии (даже трагифарса) только мелодраматические фрагменты и на их основе построить половину рассказа - тоже не есть хорошо. Хотя бы потому, что большинство читателей знакомы с исходным произведением и воспринимают его не как мелодраму. Отсюда возникает закономерное недоверие и возмущение: каким боком Мюнхгаузен Горина соотносится с типической мелодрамой про больную девочку и влюбленного мальчика? А главное, автор и сам чувствует этот диссонанс, пытается его залатать рефреном "ребята, надо верить в чудеса", вкладывая его то в уста одного, то в мысли другого героя. Но не получается. Не те акценты в пьесе. Не те аллюзии всплывают.
Уж лучше бы автор обратился к "Синей птице" Метерлинка, благо и чудеса, и вера, и больная девочка там имеются - протянуть общие нити куда проще. Но стоит ли вообще втискивать в историю Тима и Никоси какие-то посторонние мотивы? Насколько они необходимы? Попробуйте их вычеркнуть и перечитать рассказ - много ли изменится? Исчезнет рояль в кустах - звездное ожерелье? Его легко вставить любым другим способом, лучше посредством все того же мальчика-чудотворца. Это, кстати, только усилит мелодраматический эффект.
Словом, назвался груздем... в смысле, выбрал жанр - придерживайся его до конца.
Что же у нас все так странно происходит, нахрапом? Даже власть матрицы без большой драки установить не можем. То-есть, пардон, власть Вавилона. При этом большинство людей, оказывается, вообще не в курсе, из-за чего у них вот уже несколько месяцев война идет. Только на митинге после победы революции несколько человек случайно узнают о Вавилоне. А знали бы заранее, может, и не случилось бы голода-холода. Прочиповали бы народ потихоньку да включили нужную программу - вот и все.
Ну ладно, уже не случилось. И поэтому рассказывают нам о декаденствующих революционерах, подозрительно похожих на террористов-анархистов-бомбистов из псевдоисторических романов в стиле Акунина. За победу обещано им, кокаинистам и истерикам, включить имена в календарь. Еще эти же люди написали законы, которые забиты в электронные мозги Вавилона. Мда. Хоть один программист, интересно, среди революционеров имеется? Я уж не говорю про тестера. Впрочем, тестируют программу, как понятно из текста, прямо на тех, кто ее написал. Это гуманно. Хотя и стоило бы сделать ДО революции.
На самом-то деле, рассказ мог бы получиться, если бы автор не использовал аллюзии современного мира. Например, в антураже стимпанка такая февральская революция смотрелась бы куда органичнее. А в нынешнем мире герои смотрятся чужеродно. И никакого участия или хотя бы понимания не возникает.
Шахидство в крайнем своем воплощении. И все было хорошо, пока не кончилось везение. После этого Кальва встретила мужчину-патрульного, а я перестала верить героям. Не миру - тот построен вполне убедительно, хотя и не особо оригинально (мутанты, периметр, город-убежище, экологическая катастрофа). Не флэшбекам, сиречь, экскурсам в прошлое - они тоже весьма красочны. Но вот действиям и логике людей никакого доверия нет.
Зачем патрульный потащил мутантку (а ведь он догадался, кто она!) к себе домой? Не в комендатуру, не в клинику - домой. Мотивы его остаются загадкой. То ли сходу влюбился, то ли закоренелый гуманист-пацифист (и кто его тогда поставил во главе патруля?!), то ли ребенок ему зачем-то понадобился... Почему должны растерзать Кальву, когда "у нас мало женщин"?
И где, простите за деликатный вопрос, у Кальвы пульт управления бомбой? Иначе как она собирается контролировать момент взрыва, вести переговоры и т.п.?
Юмореска, но несколько затянутая. Подготовка читателя к парадоксальному выводу не должна занимать столько места (и времени), чтобы он забыл начало. Иначе не будет смешно. Да и последняя фраза лишняя. Ведь в ряд-то построилось всего ничего планет. А тут какие-то размышления о солдатах... Диагноз - резать нещадно!
Воины болот. Есть в этом мире что-то от Magic: the Gathering или Heroes of Might and Magic. Да и мы тут художническим кагалом рисуем болотных тварей на конкурс для "Берсерка". Изучили в результате описания множества местных рас и истории их бытия. Но это так, между прочим. Вернемся к теме.
Разумеется, правы те критики, которые говорят, что от замены ящероподобных персонажей на гуманоидных суть рассказа не изменится. Но коли созданы именно такие герои, не вижу причины отказать им в существовании. Вот только ощущение иного, ящеричного самоощущения Воррита к середине повествования ушла. Чтобы до конца поддерживать иллюзию общения с чужим сознанием, надо еще и еще работать над образами. Например, хорошая фраза про то, что хмельные ягоды горячат кровь. Додумать эту фразу с точки зрения ящерицы - рептилии могут быстро двигаться лишь тогда, когда кровь их прогревается; ягоды нужны герою, чтобы подстегивать себя для активных действий (и не мнимо подстегивать, как обычному пьянице человеческого рода, а по-настоящему, как истинному ящеру), но и расплата затем велика... Немного игры с понятиями, немного попыть в шкуре рептилии с холодной кровью, запахами на кончике языка и бесслезными глазами. Иначе после первых многообещающих абзацев остаемся мы со щелчками, свистом и хвостом, что не делает героя действительно иным.
И уже традиционное мое пожелание ко многим авторам: сократите текст. Старый Воррит и новый Герой не особо нужны для воплощения идеи. Даже возвращение Воррита тоже лишнее. А фразу про Время Героев можно пристроить и раньше.
Этакий парафраз "Догмы" - есть христианский догмат, и если использовать его буквальным, хотя и читерским способом, можно обойти массу христианских же заповедей, законов и пророчеств. Для чистоты эксперимента иные религии игнорируются.
Рассказ понравился, хотя, опять же, на мой вкус есть излишки, которые безболезненно можно удалить. И все-таки, почему мир начал ломаться не с людей, а с тварей, которые никогда ни в чем не каялись, да с бездушных вещей?.. Или просто начал сбоить разум человеческий?
Ой, как мне это напомнило передачу НТВ про заказные демонстрации! И с каким пылом потом обе стороны приводили факты всевозможных подстав и провокаций противника. Политзаказ с одной и другой колокольни. А теперь скажите, если убрать вставные зарисовки про смешанный календарь, политическую ситуацию на землях Израиля потенциального будущего, что фантастического у нас останется? Полицейский из оцепления не выдержал давления демонстрантов, пальнул по ним, те разыграли карту "убитый мирный обыватель" (кстати, тело-то могли бы предъявить, иначе как-то глупо затевать суд без пострадавшего) и посадили парня в предвариловку. В ответ сторонники полицейского организовали аналогичную демонстрацию с провокациями, вынудив парня отпустить. Где тут фантастические мотивы? Все это мы имеем каждый день, не в реальности, так в СМИ. Смена костюмов и декораций тут не особо помогает.
На самом-то деле, зачин с глобальной политкорректностью и смешанными календарями можно было раскрутить весьма интересно. Обыграть эту тему через людей, их мысли, переживания, действия. Но автор поставил антураж настолько далеко от народа, что тема просто потерялась. Если бы встречные демонстранты использовали эти пресловутые законы всемирной толерантности, упирали на то, что согласно религиозно-сексуальным убеждениям Витька именно в этот день ему можно и нужно было хоть раз выстрелить... Словом, играть на фантастических обстоятельствах, заложенных самим же автором. Вот тогда игра была бы интересной.
Чрезвычайно длинная страшилка, отягощенная долгим экскурсом в прошлое одной из героинь. Институт малолетних экстрасенсов, конец семестра, подтягивание "хвостов" и сдача экзаменов, педагогическая практика, эксперименты - это одна часть сюжета. Жжжжуткая история прагарипоттера про Хари Футера и Черное Озеро, сделанное из глупой девочки, а также плодящиеся в Черной Воде не менее Черные Зомби - эта другая часть. Оба фрагмента настолько огромные, что подогнать их друг к другу автору удается с очень большим напрягом. А финал и вовсе отваливается за счет своей чрезмерности.
Прелесть классической страшилки - в медленном нагнетании страха за счет "аналогичных случаев" или "тайных знаний", потом ускорении событийной линии и финальном резком ударе. Здесь вставная история про Черное Озеро традиционную структуру теряет - нет у нее четко выраженного "ударного" финала. В этой байке финалов слишком много, чтобы сконцентрироваться на чем-то важном для всего рассказа: 1) Девочка превращается в черную воду 2) Профессор заточил девочку-воду в бутылку 3) Озеро хочет жрать и жрет 4) Хари Футер озеро усыпил 5) Озеро опять проснулось и плодит зомби. Пока читатель добирается до последнего, такого нужного автору финала, он уже утомляется.
Зачин рассказа подробно прописан, насыщен этакой частной информацией, обещает поведать еще больше... а потом торжественно скомкан и почти полностью выброшен. После долгих и мучительных размышлений я предполагаю, что, наверное, историю с маканием в сортир, уничтожением детдома, запиранием в реакторе нам предлагали для того, чтобы показать: Веточка тоже стервочка, не лучше своих мучительниц, раз отмочила шутку с подругой. Но если мы отрежем весь этот длинный кусок, что изменится в рассказе? Описание Института и упоминание необходимой для темы календарной даты? Невеликая проблема. Знание и об искусственных экстрасенсах, и об Институте нам ничего не дадут в дальнейшем. А упоминание об экзамене и падении в озеро потом также имеются. И тогда будет сюжет, сконцентрированный не на Виолетте, а на испугавшейся ее мыслей Розе. Она укладывала телепатиков, рассказывала им страшилку, пришла с экзамена злая на весь мир Вета - и началось!
То же касается псевдо-комичного финала. Да, страшилка может заканчиваться смешным аккордом. Но не долгим объяснением причин, по каким обиделось Озеро. Это уже и не смешно, и не страшно.
Экий у нас морозный Питер! Какое небо ни возьми - повсюду зима... Очень холодный рассказ. И стилизация вполне легкая, и слова хорошие, да не берут за душу. Может, действительно мешает путаница с первенством героев: поманили Катей, а подсунули Петю. Но всего вернее, оставило меня равнодушной то, что случайное явление Кати-2 ничего не изменило для Пети. Случилось. Мигнуло. Напомнило. Почувствовал себя одиноким. И - что? Ничего. Дальше мы сразу имеем "много позже, в эмигрантском Париже".
Безысходность. Бездеятельность. Сплав по течению.
Кому тут я должна переживать, сочувствовать? Кого запомнить? В том и проблема, что запоминается больше антураж, чем герои. Хотя атмосферность, конечно, в рассказе есть.
Время правления феникса закончилось, все отправляются спать под землю. Нет, это не "Семь подземных королей", это кровавая драма из жизни королевства Н. Как только приметы катастрофы становятся очевидными, отряд боевиков едет расчищать дорогу обозам лучших людей столицы (и, видимо, других просвещенных городов). Обозы при этом решили почему-то стартовать в самую последнюю минуту, когда даже пешие беженцы их обгонят. То ли ученые с фанатизмом истых исследователей решили запечатлеть окончательную гибель эпохи, то ли военные не подумали о том, что отступать лучше несколько заранее. Особенно учитывая постоянный приток неприятностей.
Закономерным итогом становится то, что мягкотелую интеллигенцию, оставшуюся без защиты, толпа легко сминает и переваривает, лишив боевиков всякой возможности опознать по нашивкам и прочим знака различия нужных индивидов.
Очень много натяжек по сюжету. Если знания о славном убежище в Холмах знает практически все королевство, то уже после первых неприятностей (которые начались чуть ли не год назад) туда должно было рвануть немало народу. Или же мудрые стратеги из числа Избранных, которые все равно запланировали массовые расправы над мирным населением, должны были озаботиться тем, чтобы начать планомерно сокращать число потенциальных беженцев. И, разумеется, собрать в охапку ученых, магов, глав гильдий, мастеров и их семьи и отправить в убежище первым же поездом... в смысле, обозом. Но все ждут, когда придут моряне, когда умрет король, когда клюнет жареный феникс...
Далее, обученные отыскивать достойных маги. Что же эти специалисты так паникуют, когда толпа аннулирует знаки различия гильдий и цехов? Неужели без крестика на дверях магия отыскать нужного человека не может? А если Веннольд увидел, что избранных попросту перебили, так почему не сказать об этом в менее завуалированной форме? Словом, надо как-то решать стратегические проблемы героев. Иначе они недостойны того, чтобы считаться лучшими из лучших. И спать среди эльфов (или кто там у нас нынче, в Холмах?)
Выпал шанс боевому магу покуражиться на старости лет! Да не по уставу, а от всего сердца! Забыть скудность своего существования, выбросить лишние годы, почувствовать себя богом - и пусть весь мир подождет.
Несмотря на очевидную рваность и затянутость текста, рассказ понравился. Осталось несколько недомолвок. Но откровенно уныло выстроено обилие финалов (которые "должно было быть" и "было"). Не нужно нам тут, после кульминации жизни Самсоныча, долго разъяснять, почему ему дороги яблони. Можно, но не нужно рассказывать про новую неволю шамана. Лишнее, лишнее, самое вкусное уже съели и даже тарелку отодвинули, так не заставляйте читателя вновь ее пододвигать и вылизывать уже подсохший соус!
"Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три... Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович" (Шварц, "Сказка о потерянном времени").
Среди обилия имен затерялась скромная история про Часы времени. Которые что-то где-то ускоряют, а где-то что-то замедляют. Притом не в равных пропорциях. Понять принцип почкования тринадцати дней и фрагментарного торможения времени не удалось. Автор использует смешанную хронологию событий, но при этом дела минувших дней мало проясняют дела будущего. Судя по карикатурности изображения революционеров, перевороту часиков путем выстрела по луне и тому подобным фарсовым шуткам, общий жанр рассказа следует оценить как фельетон. Однако для хорошего фельетона текст чересчур длинен и путан. Мой совет автору: если ему дорог этот рассказ, надо выписать себе где-нибудь в отдельном файлике или на листочке точную и последовательную схему того, что происходит при использовании Часов. После этого добавить туда тех именных персонажей, без которых текст не состоится вовсе. Если кого-то можно изъять - сделайте это без сожаления. Не надо оставлять на страницах такие толпы народа, они все равно не сыграют на идею, даже если каждого снабдить исторической справкой. Потом уже расставьте события. Продумайте как следует, какую тайну Часов должен поведать тот или иной отрывок и почему он должен происходить именно в описываемое время. Потом уже поправьте текст рассказа согласно получившейся схеме.
Потому что до сих пор складывается ощущение, что идея еще не успела толком сформироваться. Рассказ написан по сырому концепту этой идеи.
И зачем нам так долго и красочно рассказывали про Финнеаса Финнеасовича, если главное событие сказки начинается лишь с его исчезновения? В сказках ведь как ведется: жили-были дед да баба, а как уж они там жили ДО того, как состарились, никому не интересно.
Бедные крестьяне, всю жизнь выращивают репу, которая в результате достается кому-то другому. То черту, то водяному. Хотя - почему именно репа?.. Непонятно. Странные вкусы у тамошних водяных.
В общем и целом - сказка, не особо удачная, но и не особо плохая. Серединка наполовинку. Если все финнеасовские истории сложить в цикл, то получится лучше, чем отдельная байка.
Ох, не надо было вообще отправлять героя в космос! С такими познаниями и спутниками ему там делать нечего. Про несуразности необитаемой планеты уже и без меня сказали предостаточно, давайте лучше про людей. Рассказ - это произведение не только маленькое по объему, но и очень выверенное, в котором каждый элемент должен работать на раскрытие главной идеи. Например, если автор говорит, что герои ненавидят друг друга, но так и не открывает причины этого чувства, то читатель никогда не поймет, что произошло между Люси и Марком. Зачем вообще нужна Люси? В рассказе, лейтмотивом которого является поиск юношей веры, эта женщина занимает так много места - значит, автор полагает, что именно Люси должна открыть герою какую-то грань той истины, к которой он идет с детства. "Не там ищешь" - этого недостаточно. Если есть "не там", значит, должно быть и "вот тут". Иначе получается анекдот про "здесь рыбы нет". Но в анекдоте хотя бы есть та фраза, которая все разъясняет. Здесь же ее никто так и не произносит.
Возвращаясь к началу: с моей точки зрения, вся космическая одиссея главного героя ничего ему не дает, кроме единственной ночи с женщиной. Если это важно для поисков веры, то же самое можно было сделать и на Земле. Даже в таких же экстремальных условиях. Возьмите свою идею тотально-приказной христианизации, развивайте ее так, как во вставных эпизодиках, покажите путь человека, которому дозволено поискать веру самостоятельно, без наставников и пастырей. Это куда интереснее, чем разбираться в съедобности мясистых иголок и стрелять по вылупляющимся чужим. Или пытаться понять, зачем Марк сел на корабль в пункте А и в какой-такой пункт Б недолетел.
Прощай, экология! Здравствуй, разгильдяйство! Насколько нужно быть неэкономным хозяином, чтобы спускать в реку вагоны бракованных органов. Когда их всегда можно пристроить на благотворительные нужды.
Но поскольку кости нужны были для полноты картины, то автор легко допустил разбазаривание материала. Все выразительные средства вбуханы в живописное полотно. Героям, в общем-то, почти ничего не осталось.
Почему Обманщик был особенным и отчего именно в лаборатории модулятор сработал? Если модуляторы широко распространены как средство от бессонницы и кошмаров, отчего на Обманщика косятся сотрудники, знающие, что он в таком спит? Так много недоговоренного, что люди становятся куда большей загадкой, нежели кровавые реки. А ведь если в кровавых реках-костяных берегах совсем не остается тайны, они утрачивают свою прелесть.
Вампир-дегустатор, декадент и гурман. Священник, уверенный в том, что в нужное время бог пошлет ему вампира в рясе. Ну хорошо, эстетствующих вампиров литераторы наплодили во множесте, примерно половина из упырей настаивает при этом на незабываемых и разнообразных вкусовых ощущениях от потребления крови... пусть будет еще и такой. Но вот епископ, мастер-заклинатель кустовых роялей, как святой не воспринимается. Он сам сочинил обряд? Зачем тогда Доминико вплетает в него столько сложноисполнимых условий? Разве что тоже хочет поиграть. Что за кровавые человеческие жертвы? Доминико равняет себя с Христом или пытается чужими руками (зубами) стать мучеником? Ведь если он подстраивает свою гибель, подманивая вампира, это приравнивается к самоубийству. Тут уже не христианством, а натуральным язычеством попахивает. Или Голливудом, что по сути одно и то же.
И еще одна беда: вампирчик-то свое предназначение выполнил, но у него больше нет цели в не-жизни. Зачем ему воскресать, если он уже попробовал самую-самую изысканную кровь? Ведь если Бертольд держался на своем гурманстве, теперь он станет обычным. Все. Смысл утрачен. Святых больше нет.
Монолог в духе Коклюшкина. Но если лучшие сатирические монологи берут одно событие и наматывают на него все более и более бредовые обстоятельства и следствия до тех пор, пока оно не лопнет с громким "бабахом", то в этом рассказе все проистекает достаточно ровно. Даже эпохальное для бабули событие (выход на природу) происходит так же неспешно и незначительно, как заказ лошади.
Скажите, поход на прогулку что-то изменил в жизни старушки? Пейзажи вместо экранов, и т.п., если исходить из текста, были вручены ей галактическим сообществом в честь наступления новой эпохи. Разложенные по рассказу "крючки" позволяют при некотором усилии додумать, что бабуля, наверное, хотела выйти на улицу с каким-то сюицидальными целями. Типа, наигралась, пора и честь знать - открывайте двери! Но тогда зачем она то в одно окно смотрит, то в другое, прежде чем выйти? И, хм, у вас тоже птички, цветочки и неохлажденный воздух через неделю после Нового года? Определенно, бабуля живет в Аризоне. Или в Мехико. Но поскольку об этом ничего не говорится заранее, то я-то читаю рассказ про потенциальную соотечественницу. И новогодняя жара меня несколько озадачивает.
Словом, тексту не хватает какой-то ярко выраженной кульминации. И поэтому у него фактически нет логического завершения - он может так же ровно продолжаться еще много-много страниц.
Что-то плохо дружат две половинки рассказа - наш мир и Колпиэр. "Наша" часть прописана хорошо, живо, а вот Колпиэр со всеми его магами, суховеями и трубой показался этакой небрежно набросанной схемой того, что как-нибудь при наличии свободного времени автор, возможно, допишет. Лучше от такого королевства избавиться вовсе, чем поддерживать за счет энергии остального рассказа. Ведь причину того, что братья оказались в одном теле, в чужом мире, можно изложить одним абзацем во время раздумий старика.
А освободившиеся килобайты можно будет отдать финальной борьбе Ныччи с Эмэлем - ведь классицистский конфликт долга и чувства не так уж устарел. Что происходило между братьями в те секунды, что старик держался за виски? Какой ценой Нычча одолел Эмэля? Повлияет ли это на качество поступающей в трубу материи?.. Ну, последнее предложение можно оставить без внимания. Оно высказано в потоке сознания.
Красиво. Иногда слишком красиво. Длинно. Рублеными фразами. Много людей. Путаная интрига. Прочла первый раз - потеряла нить событий. Прочла еще два раза. Кое-как восстановила для себя хронологию действий и взаимоотношения героев. Сюжет понятен, чувства - нет. Не нашла тут великой любви или ее выражения. Другие находят. Значит, я неудачница. Пойду убью себя об фамильяра. Правда, она меня цапнет. Фэнтези - это хорошо, Италия (говорят) тоже, фамильяры прекрасны.
Тысяча лет для создания легенды - это хорошо, но тысяча лет для простоя портала - это плохо. Может, как-то развести галактическое и местное время, чтобы сократить периоды бездействия портала?
Пришлось опять же преодолеть проблему путаницы во многочисленных расах, именах и названиях. Когда устаканилось, стало попроще.
Есть в этом рассказе тот же недочет, что и в доброй половине других конкурсных опусах - сглаживание кульминации. По идее, таковой кульминацией должно стать то самое Событие, ради которого сходят с ума местные жители и слетаются со всех концов галактики инопланетяне. А тут получилось, что за болтовней с пленниками все как-то легко и ненавязчиво его начало пропустили. Еще раз по точкам: тратится много времени на перестрелку и отлов фанатиков; всех повязали; так зачем ученые вместо того, чтобы заняться делом (за которое им, видимо, командировочные платят!), пытаются усыпить пленных, а потом еще и переговоры устраивают? Не усиливает кульминации и фраза "Вик обомлел", потому что парой строк спустя он уже усмехается и отпускает шуточки. Никто из ученых не выказывает больше ни капельки удивления. Таким образом, не создается напряжения, а следовательно, не нужна и разрядка (долгие разговоры с техниками-портальщиками). Где-то нужно переставлять и усилять акценты.
Пропавший год как результат "сбычи мечт". Интересно, отчего сбылись мечты молодежи избавиться от родителей, но ничего не говорится о желаниях взрослых? Или произошел круговорот родителей в природе - одни подростки от них избавились, другие дети приобрели? Но квартиры-то, по идее, все равно должны были остаться за жильцами. И потом, после наступления 2001-го, когда народ осознал себя в прежних объемах, новые родители детдомовцев могли бы вернуться в свои дома. Пусть даже с новоприобретенными детьми, если совесть сработает.
Трое "помнящих все" явно лишние в этой фантасмагории. Слишком много несуразностей вокруг их персон: как можно было проверить на детекторе лжи память о том, чего не знают испытатели, например? Обойти сию технику вполне возможно. А поиски места сбора через джипиэс? Применительно к 2000 году да к нашей стране это милая шутка. Передать на всю страну координаты, которые смогут найти лишь единицы - да телецентр завтра же порвут на части! Про таблетки и христообразность уже, по-моему, высказались все. Не хочу повторяться.
Не нужно выделять гипотезу о мнемочуме из общего ряда слухов - это уже настолько гнилая голливудщина, что ничего, кроме скепсиса, вызвать не может. Иначе на ее фоне пропадает идея сбывшихся надежд. Вообще, кажется, автор еще не выбрал, на какой из собственных задумок остановиться. Поэтому началось с одной, а закончилось другой.
Так что общее резюме: перечитать, выбрать основную идею, разобраться (для себя), что происходило в мире с большинством людей и по какому принципу (например, кто первым загадал желание, тот и выиграл), вычистить рассказ, переправить сюжетные линии согласно главенствующей мысли.
Так что они такое - искусственный интеллект с лимитированной графикой, актеры со вживленными мотиваторами или спрайты? Если герои полностью искусственны, то что или кто такой шеф? Или это 24-часовое шоу про то, как снимается другое шоу? Когда бы не фраза про ИИ и новую сущность, путаницы было бы чуток меньше.
Далее, жанр шоу: что это, семейный сериал, боевик с элементами мелодрамы, реалити, фантастика или..? Даже если допустить, что в некотором отдаленном будущем гендерно-социальные различия между зрителями будут стерты, то данное утверждение будет отражаться и на героях шоу. А раз ничего подобного не видно, то стало быть, так называемые таргет-группы зрителей все еще должны присутствовать. И, как результат, шоу будет адресовано достаточно конкретной кучке народа. Но я не вижу, кому именно, потому что в данном хэппенинге рубиловка со сквобберами соседствует с махровой мелодрамой. Даже если кнопки выбора сценария раздана всем желающим, практически нереально сделать типажи, интересные каждому. Чтобы с утра и после школы подростки заставляли героев бегать по лабиринтам, занятым чужими, а днем и вечером тех же персонажей терзали домохозяйки. Нет, разумеется, в истории мыльных опер зафиксированно множество случаев, когда сериал начинается в одном жанре, а потом плавно стекает в другой. Но здесь, насколько мне удалось понять, на протяжении ста эпизодов схема не меняется: боевка и мелодрама. Что странно.
За исключением вот этих непоняток (кто есть герои и что снимается), вся мелодраматическая часть выстроена очень умело, хотя и типически, а не самая свежая идея большого отторжения не вызывает.
"Вершки и корешки" на кельтский лад. А также всевозможные сказки о чертонадувательстве и эльфовымогательстве. Бодро, весело и про свеклу почти не забыли. Приятный язык, ненавязчивая мораль всем владельцам огорода/поля/колхозной целины. В общем, вполне классического образца сказочка с зачином на продолжение.
Рассказ о не-герое. Мальчик-слабак, до конца остававшийся слабаком, и только мысли его обладали какой-то толикой храбрости. На грани смерти он делает одно-единственное, что способно спасти его мечту - думает. Можно сказать, громко думает, мысленно орет на всю вселенную. И за этот крошечный подвиг мечта спасает его самого.
Все это прочитывается, но с трудом, поскольку суть рассказа скрыта обилием лишних слов и путанных объяснений (вроде времени Зеро и его действия). Какое именно уникальное действие, совершенное в это время, будет признано решающим? Если, к примеру, на одном конце планеты кто-то нарывается на смерть, а на другом кого-то спасают, то какое решение будет ключевым на многие годы? По хронологии, статусу исполняющего или..? А проклятие отца, с чего вдруг? Профессия не понравилась (тогда объясните, чем именно)? Почему Хьюз был так уверен, что заразного пришельца локсы непременно повезут домой, а не отправят в карантин на какой-нибудь космобазе, особенно учитывая уже развитые связи с людьми? Словом, много подобных вопросов, нарастающих на повествование. Надо обязательно прополоть текст на предмет лишних слов и эпизодов, обязательно уяснить для себя и окружающих законы времени Зеро, а главное - четче выразить замысел Хьюза со всеми его возможными последствиями.Т.е., хотел ли он сделать бизнес на продаже вакцины, мечтал ли сделать всю планету своими должниками за счет спасения, или какие-то другие варианты.
И ни у кого, кроме Леонор, сомнений не было. Все спокойно ждали Изменения. Что, весь народ настолько уверен в собственной исключительности? Для такого глобального события поразительное хладнокровие. Я уж не говорю про брата-алхимика. Разобрал сестру на запчасти и пошел смотреть конец света. Как в театре. На две секунды ему что-то померещилось, но это не помешало досмотреть представление и пойти обратно собирать Леонор.
Не нравится мне мир, где нет никакого почтения к чужой душе. Вынул, почистил (или приукрасил), вернул обратно (или поставил на полку). Если уж алхимик так крут, что может, по словам автора, отделять плохое от хорошего, что мешало ему проводить душетерапию вместо казни? Ведь многие преступники, опять же со слов автора, примечательно талантливы. Вот в "Стальной крысе" Анжелике провели такую терапию и вернули обществу почти полноценного человека. Так, немножко воровской склонности осталось, чтобы не теряла форму. А уж при таких фэнтезийных условиях, когда душу можно исправлять физическими методами...
Далее, не прошедшие Изменение превращаются в бездушных кукол. Что с ними происходит дальше? Тела утилизируются? Или в них можно "подгружать" чужие души? Использовать как зомби на полях? Отправить на строительство оазисов в пустыню? Никто из героев не дает нам возможности понять, а ведь не первое Изменение на земле приходит. Уже должны быть собраны подробные сведения. Если же эти подробности никого не могут напугать, то какая муха укусила Леонор?
И какими такими таинственными методами братец мог бы придать сестре индивидуальности, узнай он правду о ее душе на полгода раньше? Учитывая, с каким контингентом душ он работает, я даже боюсь предполагать...
Словом, идея неплоха, но характеры и обстоятельства пока не работают.
"...а вернулся на старый "Морж" он один" ("Остров сокровищ"). Хорошо что друга все-таки похоронил. Мог бы и компас сделать.
Если бы этот рассказ был игровым модулем, я бы вставила его как проходной эпизод в какую-нибудь псевдо-восточную кампанию. Потому как в ролевой игре люди дополнят канву квеста своими чувствами, реакциями и неожиданными действиями. Но здесь мы имеем литературное произведение, а не заготовку для игры. И никто не добавит эмоций и чувств, кроме автора.
Уж если Кара-Мермун начинает свой рассказ аж с детства, то ему должно хватить места и времени пояснить причины нелюбви к Раджи-Махану. А то получается странно: вместе обносили чужие сады, проказничали, изредка мутузили друг друга - и почти безо всякого перехода КМ начинает поносить былого приятеля: "Раджи-Махан хитер, его родителей много лет, как нет на свете, а обе его жены чужестранки. /.../ Он может предать тебя, повелитель, и у тебя нет сети, чтобы поймать его". Отлично, говорит шах, сходи отрежь ему голову. И КМ радостно отправляется в путь.
Стишок про черепаху мне тоже не показался ясным. Черепаха, вроде, на Востоке считается символом мудрости. А поскольку автор скоропостижно избавился от Али-Вазора, то нам даже намекнуть никто не может, в чем суть бормоталки.
Зачем главный герой столь мазохистским образом продолжал оставаться в городе, где его могут опознать и казнить, целых три года? Ему было интересно, сбудется ли пророчество? Или таким странным способом он выражал преданность своему шаху? Если последнее, то лучше было бы потратить эти годы на поиски сокровищ в тех горах, где он прикончил сослуживца. Он же хороший военачальник, мог бы подумать, просчитать возможные маршруты от точки Х в разные стороны за два дня ; опять же, где-то должно было валяться изрядное количество трупов... Словом, условия для поиска даже приличнее, чем у Бена Гана. Но герой определенно не кладоискатель. И не патриот. Даже во времена мятежа он не рискнул вылезти и попытаться взять командование войском, чтобы защитить гоподина или хотя бы город. Ну, это его дело. Нравится профессиональному вояке сидеть на рынке среди нищих - пусть сидит.
Так что одних красот стилизованного языка недостаточно, чтобы сложилась хорошая история. Пока ей не хватает той изюминки, ради которой шах отложит казнь рассказчика...
Рассказ понравился, несмотря на. Психокорректор определенно лишний - он плохо выполняет свои обязанности, если вообще пытается их выполнить. А вот атмосфера праздника "прощания со старой культурой" - это хорошо. Есть тут конфликт между красивостью и красотой, пафосом и тихой ностальгией. Неважно, что жгут в этот раз, старые книги или межзвездные корабли. Важно, чтоб хотя бы один человек почувствовал боль утраты.
Но если уж оставлять тоталитаризм, основанный на психокоррекции, то как раз с появлением представителя власти бы все и закончилось для героя. Ибо если главный механизм власти не работает, она быстро рухнет.
Ну... Для фантасмагории слишком много реалистических подробностей и отступлений, а для фантастического рассказа - маловато логики. Надо или отказаться от идеи "научного" объяснения действия супер-ока и причин его повсеместной установки, сосредоточиться на взаимодействии прибора и человеческой мысли, растолковать, отчего он воспринимает только мерзость и грязь, или же выстроить не противоречивую техническую основу работы экранов, а оттуда протянуть столь же логические нити экономической, политической, социальной необходимости установки подобных "очей" на улицах. В первом случае рассказ должен стать аллегорией или моралите (это не такой простой жанр, как кажется), во втором (не менее сложном случае) придется решать не только сюжетные, но и околосюжетные проблемы научного плана.
Пока при общей пакостности происходящего даже слезодавильный финал срабатывает не особо качественно.
Сказка о дискретном времени. Слишком пафосно подана проблема, которая, в общем-то, выеденного яйца не стоит. На фоне этого пафоса байки про столкновение дискретных систем отсчета сразу теряются. Сами по себе, как зарисовки, они были бы даже забавны. Но вместе с заявленной темой рассказа не срастаются.