Сформировалась некая мысль о существующей на СИ довольно забавной тенденции.
Суть ее - в появлении некого формата "сетевого сериала". Именно сетевого, а не вообще литературного.
Откуда он взялся? Вот несколько предположений.
Первое - привычка и читателя, и авторов к сериалам, прежде всего - телевизионным. Скоро можно будет праздновать 20-летие выхода на наши телеэкраны "Рабыни Изауры". Целое поколение выросло под бесконечные страдания всевозможных Изаур и просто Марий. Именно выросло - родители не запрещали детям смотреть эту довольно-таки пуританскую жвачку без излишней кровищи и откровенного секса, да и крутят "мыльные оперы" в самое смотрибельное время.
В результате авторы, может, умом и понимают, что "Изаура" - это ширпотреб на уровне китайских шмоток, но ее ритм уже въелся в подсознание. Теперь недостаточно сказать, что "Саша любит Машу". Нет. Теперь Саша расскажет о том, как он любит Машу, дюжине друзей и тренеру по карате. А Маша обсудит Сашу с каждой из своих многочисленных подруг, родителями, бабушкой и любимой болонкой. И на каждый разговор - отдельная серия. И актеры добросовестно изображают интерес к этой потрясающей новости...
Вторая причина - "поглавная" выкладка.
Парадоксальная ситуация. Во все времена считалось, что начинать писатель должен не с романов, а с рассказов. В крайнем случае - с повестей. Как Толстой. Как Чехов. Как Шолохов. Как другие классики. Оттачивать стиль, учиться, накапливать опыт, формировать свое мировоззрение, и лишь затем браться за объемные вещи. Автор "от сохи", написавший "рОман" и пытающийся пристроить его в издательства, - комедийная фигура что у Ильфа и Петрова, что у Булгакова. Даже если такого автора чудом публиковали, то его "нетленка" достаточно быстро забывалась.
А вот рассказ при наличии множества литературных журналов, альманахов и даже просто газетных "литературных подвалов" было опубликовать не так уж и сложно. И даже зарабатывать рассказами, как это делали Чехов или Гиляровский, Пришвин и Паустовский и еще множество хороших писателей.
Но интернет перевернул все с ног на голову.
Конечно, о деньгах речи не идет. Но автору, кроме денег, нужна еще и моральная поддержка. Ощущение того, что его читают, его труд кому-то нужен. Это ощущение в первую очередь дает статистика посещаемости.
И вот тут получается забавная тенденция.
Можно выкладывать рассказики... Но без конкурсной "раскрутки" они так и будут лежать на страничке "мертвым грузом".
С другой стороны, целиком и сразу выложенный в сеть роман будет еще менее посещаем. Читать большие объемы с экрана все-таки достаточно тяжело. Как пример могу привести прекрасный детектив Ники Шаховой "Смерть умеет улыбаться". Наткнулась я на него случайно - и поразилась уровню текста. Но при этом посещаемость всего ее раздела за год - менее 1000 "кликов".
Самый простой путь добиться посещаемости - начать поглавно выкладывать роман. Это не "накрутка", все цифры посещений будут реальными. Причем тут важно не столько литературное качество, сколько регулярность. Я сама в этом убедилась, начав вплотную работать над "Демонами прошлого". Как только заливаю новую главу, посещаемость подскакивает до сотни "кликов" в день и потом примерно за неделю плавно снижается до 10-15 "кликов".
Причем вот что интересно. Когда выкладывались первые главы романа, таких "пиков" не было. Потом сформировался определенный круг читателей. Не все узнали о романе с самых первых глав. Поэтому сначала почти одинаково читали и выкладываемые новые главы, и общий файл. Но где-то главы с 15-й общее число "кликов" на каждую главу - примерно 250-300. То есть примерно столько народу реально читают "Демонов".
Результат - в эмоциональном отношении комфортнее всего регулярно выкладывать главы, получая "обратную связь" в форме требовательных комментариев: "Проды! Проды!"
Кстати, как читатель, я сама себя ловила на том, что с нетерпением жду новой главы, например, когда читала "Светлейшего лорда Тьмы" Галины Ескевич и лорда Арка. Или когда сейчас читаю вторую часть "Приключений дракоши" Елены Беловой.
Каждый новый "кусочек" - это мое хорошее настроение на весь день. И благодарность за это автору, которую я как могу, выражаю в комментариях. Так что ничего постыдного в "Проде! Проде!" нет.
Но есть очень большая опасность для автора. Композицию же романа при поглавной выкладке читатель оценить не может! Читатель искренне хвалит каждый отдельный "кусочек", но в результате может получиться довольно рыхлая "куча мала". Как, например, в том же "Светлейшем лорде Тьмы". Вся середина романа, эта действительно смешная и действительно очень увлекательная пародийная утопия об экономическом буме в царстве Гороха после прокладки метро никакого отношения к сюжету и к показу характеров героев не имеет. По "кусочкам" читалось с интересом. Целиком видно, что затянуто.
То же можно сказать о множестве романов, появляющихся на СИ. Лорда Арка я "зацепила" только потому, что знаю - не обидится.
А другие авторы порой приходят в недоумение. Дескать, как это: по главам читали и хвалили, а роман целиком "злобные критики" ругают, а издательства нос воротят? Даже приходят к критикам "качать права". Но в том-то и дело, что в результате получается не роман, а набор эпизодов, каждый из которых, может, и хорош, но общей структуры, общей логики нет.
Впрочем, как оно еще может быть, если авторы часто начинают "выкладывать" главы, слабо представляя, что там будет по сюжету дальше. То есть происходит примерно то же, что на съемках телесериалов: сценарий пишется по ходу дела, причем сценаристам приходится подстраиваться под всевозможные пожизненные обстоятельства. На протяжении двадцати серий Саша активно любит Машу. Потом актриса, играющая Машу, выскакивает замуж за нового русского и уезжает с ним на Канары. В результате Саша абсолютно нелогично разлюбляет Машу и влюбляется в Дашу. А друзьям на протяжении десятка серий рассказывает, какая нехорошая оказалась Маша.
К счастью, виртуальные персонажи СИшных "рОманов" еще не дошли до того, чтобы выскакивать замуж без воли автора. Но сами авторы порой забывают, что хотели сказать в начале. В результате теряется всякая логика - и в действии, и в характерах.
Композиция разваливается, и текст, если читать его целиком, становится элементарно скучным.
Впрочем, это, наверное, лечится. Достаточно дать "рОману" маленько отлежаться и, взглянув на него свежим глазом, выжать лишнюю "воду" (пусть даже читатели так восхищались этими эпизодами - они все равно для сюжета "левые"). Привести действие в соответствие с элементарной логикой. Проверить, насколько соответствуют заявленным характерам поступки героев...
Но, к сожалению, очень многие авторы вместо этого отправляют "сырой" роман в издательства, свято уверенные, что, раз читатели так хвалили, то и издатели ухватятся руками и ногами. А сами садятся за новый роман. Ведь комментарии "Проду! Проду!" - это как наркотик...
В результате получаются тексты, которые приятно читать "поглавно", но скучно - целиком.
Не знаю, насколько это явление плохо или хорошо. Но утверждаю лишь одно: есть тенденция.
А бороться с тенденциями - дело бессмысленное. Гораздо выгоднее их использовать. Например, такая идея. Организуется ПЛАТНЫЙ сайт, на который выкладываются эти самые "проды". На СИ остается лишь то, что работает на рекламу. Предположим, за один "клик" читатель должен заплатить какую-нибудь совершенно смешную сумму. Рублей пять. Или даже три. Что такое три рубля за хорошее настроение на целый день? Но в результате даже с моей не очень-то рекордной посещаемостью в год может накопиться штука баксов. Даже если автору пойдет процентов 10, и то достаточно, чтобы частично оплачивать интернет.
А публиковать "в бумаге" такие "сетевые сериалы" и не обязательно. Если только совершенно случайно получится что-то приличное, что воспринимается и целиком.