Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Комментарии: Немного о 'Бале'
 (Оценка:10.00*3,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru)
  • Размещен: 13/07/2017, изменен: 08/02/2022. 18k. Статистика.
  • Эссе: Литобзор
  • Аннотация:
    О повести в стихах Евгения Баратынского.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Литобзор (последние)
    03:08 Нейтак А.М. "Pro et contra, or The way " (156/3)
    23:23 Давыдов С.А. "То, что я читаю и смотрю" (923/1)
    20:59 Поэтико "Сп-24: Правила голосования" (46/4)
    20:30 Кусков С.Ю. "Обзор конкурса постмодернистов" (8/1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    04:24 "Технические вопросы "Самиздата"" (169/32)
    04:18 "Форум: все за 12 часов" (346/101)
    00:29 "Форум: Трибуна люду" (847/18)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    04:54 Джиллиан "Птенцы Бедвира" (234/9)
    04:53 Егорыч "Ник Максима" (2/1)
    04:50 Калинин А.А. "Сонет 823 Юмористы" (4/1)
    04:27 Безбашенный "Запорожье - 1" (969/12)
    04:24 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (169/32)
    04:18 Толстой В.И. "Артиллерия в мире Аи-Амт" (591/5)
    04:12 Симонов С. "Электронная периферия, связь, " (183/1)
    04:10 Чернов К.Н. "Армия, флот, вооружение (Записки)" (337/3)
    03:41 Берг D.Н. "Хусария" (198/1)
    03:35 Шумил П. "Раз дракон, два дракон. Часть " (528/1)
    03:34 Нейтак А.М. "В порядке похихи" (258/3)
    03:07 Давыдов С.А. "Флудилка Универсальная" (583/2)
    02:58 Fisher E. "Террор Британской Империи" (5/1)
    02:51 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (184/15)
    02:51 Вьетов В.В. "Дороги наших городов" (40/1)
    02:09 Лемешко А.В. "Магнитная теория гравитации" (34/1)
    02:05 Nazgul "Магам земли не нужны" (805/4)
    02:05 Коркханн "Угроза эволюции" (743/32)
    01:57 Гончарова Г.Д. "Устинья, дочь боярская - 1. " (149/1)
    01:53 Баламут П. "Ша39 Стратегия и тактика противодействия " (562/1)

    РУЛЕТКА:
    Двуединый 3. Враг
    Крайняя степень
    Коронация королевы
    Рекомендует Zhukov T.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108549
     Произведений: 1672247

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    23/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Абрамова Е.В.
     Анфогивен Д.В.
     Ария Л.
     Бакунина Т.
     Бахмацкая В.М.
     Беатов А.Г.
     Беляков А.И.
     Борисенко П.
     Будник Е.Г.
     Бузоверя Е.И.
     Громова И.В.
     Гуменный А.М.
     Дерлятко Д.К.
     Дидович Л.
     Дмитриева Л.
     Донская К.
     Дрэкэнг В.В.
     Жуковского С.
     Заболотских Н.Н.
     Забровский В.
     Завьялова Л.
     Зее С.
     Калаев Р.Т.
     Калина А.
     Карлинский Д.М.
     Качалова М.М.
     Княжина А.
     Кожевникова М.К.
     Колесников В.Ю.
     Крадвези И.К.
     Краусхофер А.
     Кривич О.
     Лайт Ю.
     Лебедева М.В.
     Лисин Е.Д.
     Лопушанская А.
     Лыжина С.С.
     Лысенкова О.В.
     Мадя
     Майтамал Е.
     Макаров А.И.
     Марков А.В.
     Марюха В.В.
     Миняйло Ю.
     Михайлов Р.А.
     Надеждина Д.
     Некая Н.А.
     Петровкина В.И.
     Погожева О.О.
     Полынь М.Л.
     Путинцев А.А.
     Рюрик И.
     Сайрус
     Сафин М.
     Сенькова В.
     Скопцова Н.С.
     Сладкая
     Смирнов А.В.
     Смирнов В.В.
     Соломенный К.
     Темный Л.
     Ус А.А.
     Федирко Т.И.
     Федорченко Ю.
     Федорченко Ю.
     Харлампьева К.В.
     Хасанова Ю.Ф.
     Холодная Е.Ю.
     Чернин М.М.
     Швалов К.С.
     Шнякова С.
     Herr S.
     Moonlight N.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    15. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/02/06 14:31 [ответить]
      > > 14.Егорыч
      > А почему бы Баратынский, который всех придумал, не рассказал нам эту историю сам?
      Потому что истории, рассказанные автором (даже самым хорошим), выглядят, как нравоучение. Сам автор выглядит ментором.
      
      Кроме того, если истории ведутся от автора, они, как правило, получаются более длинными (навроде "Войны и мира").
      А тут -- изящная миниатюра.
      А если начать разглядывать эту миниатюру, в ней заключено о-го-го сколько всего.
      
      (Эх ты. Коммент пропал. Сейчас уж не восстановить).
      
      > Тем более, что придуманный Арсений нигде себя, как рассказчик, не проявил.
      Арсений себя проявил.
      Так как текст "Бала" -- есть целиком слова Арсения, то по форме "Бала" можно судить о том, каков Арсений, как поэт.
      И надо сказать, как поэт -- он замечательный.
      Потому что "Бал" написан красивыми четырнадцатистишиями, образно, легко и изящно.
    14. Егорыч (egorich4@yandex.ru) 2022/02/06 12:09 [ответить]
      Вот ведь. А почему бы Баратынский, который всех придумал, не рассказал нам эту историю сам? Тем более, что придуманный Арсений нигде себя, как рассказчик, не проявил.
    13. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/02/06 12:11 [ответить]
      > > 12.Егорыч
      > Вы хотите сказать, что тот случай не был проявлением юношеского максимализма? Что по натуре он негодяй?
      Нет, я не хочу это сказать.
      Я не считаю Баратынского негодяем.
      Честно говоря, я в затруднении. Я не знаю, как Вам это объяснить.
      
      Баратынский придумал Арсения.
      Баратынский придумал, что Арсений, придуманный им, -- это художник и поэт.
      Баратынский придумал, что у придуманного им Арсения -- был роман с Ниной, придуманной Баратынским.
      Баратынский придумал, что придуманный им поэт Арсений в стихотворной форме расскажет о своей жизни.
      Вот и все.
      
      "Бал" целиком -- это монолог Арсения.
      
      Баратынский -- не является действующим лицом "Бала".
      Баратынский лишь придумал всё это.
      
      > А уж портретов Арсений никак не мог писать с княгини. Во-первых, не барское это дело - художественное ремесло
      Ну да. А если это был кто-то навроде Карла Брюллова?
      Не все художники в то время были из крепостных.
      Были и те, кто учились в Италии. У знаменитых мастеров. Потом -- возвращались. Были приняты в обществе. Были на балах. Держались на равных с генералами и оказывали генералам честь нарисовать портрет её ослепительной супруги.
    12. Егорыч (egorich4@yandex.ru) 2022/02/06 11:11 [ответить]
      Про скрытого рассказчика мне ясней не стало. Предположим, что происшествие и на самом деле имело место. И что тогда? Известно, что Баратынский не идеал высокой нравственности. В юные годы он обокрал начальника своего учебного заведения, за что и был наказан. Вы хотите сказать, что тот случай не был проявлением юношеского максимализма? Что по натуре он негодяй? Не в том смысле, что строил куры с некоей дамой пониженной социальной ответственности, а в том, что поиздевался ещё над ней после её трагической кончины, опубликовав стишки о случившемся? Но высказывание по этому поводу в поэме не вяжется с тем, что Вы назвали самоиронией. Это уже самоглумление.
      Я могу принять версию, что это случай из жизни Баратынского или кого-то из его знакомых. Хотя, будь так, современники откликнулись бы на это вполне определённо и мы бы имели письменные подтверждения этому. Ну допустим. В таком случае и существование в реальности щелкопёра не исключено. И пасквиля, написанного для журнала, тоже. И Баратынский ясно выражает свою позицию, с презрением относясь к этому человеку. По моему никак нельзя главное действующее лицо (под которым мы подразумеваем Баратынского) совместить с тем поэтом.
      Баратынский ясно говорит: "Кормился с их стола, но не преминул, как только появилась возможность, позлословить по поводу случившегося. Подтекстом так и слышится: "Мерзавец, лицемер". Какая уж это самоирония. Это приговор. После того, как поймёшь о себе такое остаётся только застрелиться.
    11. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/02/06 06:35 [ответить]
      > > 10.Егорыч
      >А о каком художнике идёт речь? Я прочёл сегодня "Бал", но художника там не увидел.
      Мои соображения насчет художника -- приведены в тексте.
      > Что касается поэта Вы обратите внимание, не стихи написал, а "скропал стишки".
      "Скропал стишки" -- это самоирония.
      
      (Егорыч, в словесной перебранке между мужчиной и женщиной каких только уколов не бывает. Моя жена мне как-то сказала: "Чем стишки писать, лучше бы делом занялся!" При том, что я знаю, что что-то из мною написанного и ей нравится, и само по себе неплохо. Сказано было именно для того, чтобы уколоть, задеть. Она же знает, что для меня это не "стишки". И я теперь про себя могу сказать о том, чем занимаюсь: "кропаю стишки". Да я и не показываю жене многое из того, что сделал. Потому что для меня это -- серьёзно, а для неё -- пустячок)
      
      Егорыч, чтобы увидеть другой слой в Бале, я погружался в Бал в течении двух месяцев. Читал утром в метро по дороге на работу и читал вечером. Я практически выучил его наизусть.
      
      Тут надо сопоставлять между собой разные фрагменты из разных частей стихотворения.
      
      Есть ещё много косвенных признаков того, о чем я хотел написать.
      
      Был такой товарищ Альфред Барков. Он уже умер, лет десять назад. Но остался сайт. На сайт можно попасть, набрав в поисковике "Альфред Барков"
      Так вот Барков разрабатывал идею произведений такого рода: когда автор поручает вести повествование своему персонажу.
      Он называл произведения такого рода -- мениппеей.
      
      Вот у Альфреда Баркова -- богатая доказательная база.
      Здесь у меня, конечно, наверное получился только набросок.
      
      Я не полностью согласен с Барковым. Но тема -- интересная.
      Так по Баркову выходит, что почти все произведения Пушкина -- мениппеи. Другими словами, почти у всех произведений Пушкина -- не один слой (а в каких-то произведениях даже не два, а несколько).
      А кроме Пушкина, тем же самым занимались Гоголь, Шекспир, Булгаков.
      
      Там, чтобы по-настоящему вникнуть надо рассматривать нюансы.
      Где-то в произведении есть противоречия.
      Вот их надо между собой -- сопоставлять.
      
      Что касается Бала, то в нём не только то, о чём говорится в моей заметке.
      Оказывается, Бал Баратынского был впервые опубликован вместе с Графом Нулиным Пушкина под одной обложкой под общим названием "Две повести в стихах".
      Тут заключен небольшой каламбур-подсказка: дескать, в этих стихах где-то сокрыта еще и повесть.
      
      Барков об этом пишет подробно (и сопоставляет разные фрагменты), я расскажу кратенько.
      То есть у Пушкина и Баратынского это был -- единый проект.
      Ещё в "Бале" Баратынского -- есть несколько параллелей с "Евгением Онегиным". К чему бы это делать, если бы всё было так просто?
      
      Стихотворение Бал завершается так.
      Поэт, который завсегда
      По четвергам у них обедал,
      Никак с желудочной тоски
      Скропал на смерть ее стишки.
      Обильна слухами столица;
      Молва какая-то была,
      Что их законная страница
      В журнале дамском приняла.

      
      Чтобы верно понять, о чем говорится, надо рассмотреть совместно два образа: "скропал стишки" и "напечатаны в дамском журнале".
      Стишки не несут в журнал.
      Стишки пишут в альбом, показывают друзьям.
      Генералу бы показал.
      Если бы это, действительно, были стишки, этакий некролог в поэтической форме, он бы отнес их в газету.
      А тут -- в дамском журнале! Чтобы многие дамы посмотрели!
      Какие дамы? Да те же самые, которые приезжают на балы!
      Это его попытка самооправдания в глазах общества!
      Это его попытка изложить этот случай, произошедший на балу, удобным для себя образом.
      Вот что это. А не стишки.
      Он-то сам относится к этому серьезно, но называет то, что делает уничижительно -- "стишками".
    10. Егорыч (egorich4@yandex.ru) 2022/02/05 23:06 [ответить]
      А о каком художнике идёт речь? Я прочёл сегодня "Бал", но художника там не увидел. Что касается поэта Вы обратите внимание, не стихи написал, а "скропал стишки". Не думаю, что он конкретно кого-то имел в виду. Скорей всего злая реплика в адрес собратьев, которые ошиваются возле состоятельных господ.
      А историю рассказывает, на мой взгляд, именно Баратынский. Манера такая тогда была в ходу. Так же и Пушкин рассказывал историю Евгения Онегина. Позиция автора определялась как вне и немного выше. Словно бы он был посвящён во все дела своих персонажей благодаря особому положению, которое ему придаёт власть "демиурга". Нет, я не вижу, чтобы тот поэт, упомянутый вскользь и довольно пренебрежительно был каким-то существенным элементом поэмы.
      А уж тем более, что тот поэт был Арсением. Стишок, о котором упоминается, скорей всего был написан для похорон, чтобы восхвалить усопшую. Да и прямо говорится, что явился своеобразной благодарностью за столование. А уж портретов Арсений никак не мог писать с княгини. Во-первых, не барское это дело - художественное ремесло, во-вторых, об этом нигде не говорится. А будь так, то обязательно было бы сказано. Я воспринял историю так, как она нам подана, и второго дна в ней не увидел.
    9. Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/02/05 20:36 [ответить]
      > > 8.Егорыч
      >Вот тут я не совсем понял.
      >Может быть, письмом?
      Можно и письмом, но я почту редко смотрю. Лучше здесь.
      Видимо, у меня плохо получается объяснить.
      Сейчас попробую еще раз.
      
      Баратынский -- придумал своего персонажа, поэта и художника.
      Главный герой Бала -- персонаж выдуманный.
      Но при этом используется такой прием, будто этот выдуманный поэт и художник рассказывает нам историю своей жизни.
    8. *Егорыч (egorich4@yandex.ru) 2022/02/05 19:36 [ответить]
      Вот тут я не совсем понял.
      Может быть, письмом?
    7. *Велигжанин Андрей Витальевич (veligzhanin@mail.ru) 2022/02/05 18:43 [ответить]
      > > 6.Егорыч
      Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
      > Я не понял, как это не Баратынский автор, а кто-то ещё? Я понимаю, когда автор словно отходит в сторону и ведёт отстранённо рассказ о событиях, как бы его не касающихся, а на самом деле именно он выступает в роли лирического героя, что скрывает. Вы это имели в виду?
      Да, это.
      Автор "Бала", конечно, Баратынский.
      Только в "Бале", представляется мне, используется литературный приём: повествование ведётся не от самого Баратынского, а от -- другого лица.
      В "Бале" повествователь другой. Это скрытый рассказчик.
      
      Это как "Повести Белкина", написал, конечно, Пушкин.
      Только повествователь в "Повестях Белкина" не сам Пушкин, а выдуманный им персонаж -- Белкин.
      Но в Повестях Белкина там попроще: Пушкин сам объявил, что это не его повести, а -- Белкина.
      
      А в Бале используется похожий приём, но только Баратынский не объявляет, что это не его повесть, а повесть -- другого лица.
      И даже наоборот: не только не объявляет это, но ещё и скрывает то, что повествование ведётся кем-то другим.
      
      Действительно, дело выглядит так, что Бал написал Баратынский, и действительно, будто бы это -- его мысли и стиль и всё остальное.
      Но на самом деле, Бал -- это такая мистификация, литературная игра, понятная кругу Баратынского и Пушкина, этакий междусобойчик для своих.
    6. *Егорыч (egorich4@yandex.ru) 2022/02/05 16:58 [ответить]
      Здравствуйте, Андрей Витальевич. Хотелось бы детальней разобраться с текстом. Сначала об авторстве.
      
      "И что указывает на то, что повествование ведётся от лица главного героя, а не от титульного автора, не от Баратынского?"
      
       Я не понял, как это не Баратынский автор, а кто-то ещё? Я понимаю, когда автор словно отходит в сторону и ведёт отстранённо рассказ о событиях, как бы его не касающихся, а на самом деле именно он выступает в роли лирического героя, что скрывает. Вы это имели в виду?
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"