Пэт Кроу : другие произведения.

Комментарии: О совести, доброте, уме, ответственности, и фантазиях. Отрицательный отзыв о собрании сочинений Стругацких
 (Оценка:2.00*5,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Пэт Кроу
  • Размещен: 22/05/2008, изменен: 10/11/2011. 58k. Статистика.
  • Эссе: Критика
  • Аннотация:
    Все то, что уже свойственно человеку, чему он может дать ход, вне зависимости от предполагаемого времени наступления "подходящего" будущего, развить - пусть даже в себе одном - фантастикой не является. Фантазии о совести, доброте, уме, ответственности равнозначны фантазиям вместо них.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Критика (последние)
    16:02 Редактор "Советы новым авторам журнала " (438/1)
    12:57 Локсли Р. "Шимберев Василий Борисович. " (5/1)
    10:19 Армия Р. "Россия - Украина" (1)
    07:35 Нейтак А.М. "Музыка и клипы" (271/1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    06:47 "Технические вопросы "Самиздата"" (199/30)
    06:47 "Форум: все за 12 часов" (254/101)
    06:04 "Форум: Трибуна люду" (884/37)
    21:45 "Диалоги о Творчестве" (224/17)
    16:01 "Форум: Литературные объявления" (665/1)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    06:49 Баламут П. "Ша39 Гранаты" (587/16)
    06:47 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (199/30)
    06:45 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (60/32)
    06:31 Родин Д.М. "Князь Барбашин 3" (803/6)
    06:30 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (990/3)
    06:28 Чумаченко О.А. ""Тени" звёзд" (22)
    06:24 Поскольку П.Т. "Легенда о воинах" (1)
    06:22 Ватников Д. "Грэйв-2. Общий файл" (218/2)
    06:21 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (623/14)
    06:04 Дубровская Е.В. "Счастье, любовь, культура" (1)
    05:52 Логинов Н.Г. "Шаг - вперёд!" (3/1)
    05:31 Гончарова Г.Д. "Устинья, дочь боярская - 1. " (159/10)
    05:21 Джиллиан "Птенцы Бедвира" (245/11)
    05:10 Буревой А. "Чего бы почитать?" (868/8)
    04:51 Седрик "Список фанфиков с моими комментариями" (361/6)
    04:34 Давыдов С.А. "То, что я читаю и смотрю" (923/1)
    03:10 Бояндин К.Ю. "Генеративные сервисы для звуковых " (34/2)
    02:43 Васильева Т.Н. "Информация о владельце раздела" (25)
    02:05 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (616/29)
    02:04 Коркханн "Угроза эволюции" (784/41)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    19:03 Jackallionravenv "Омен Iv: Возбуждение"
    17:47 Бородин С.А. "Родославия"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    1. Пэт Кроу 2008/05/22 16:15 [ответить]
      Первый комментарий (удаленный вместе с лишним дубликатом моего раздела):
      
      "1. Cthutq 2008/05/22 14:24 ответить
       В общем-то я тоже считал и считаю их злобными злопыхателями, натянувшими маску многозначительности...
      
       Хе-хе!!! Эдакие предтечи современного либерализма.
      
       Ну не повезло им, не в той стране родились..."
      
      
      Если автор зайдет, просьба подтвердить.
    2. Эстерис Э (zima183@rambler.ru) 2008/05/22 16:25 [ответить]
      Время их, может быть, ушло. Но они владели словом, в отличие от многих теперешних, умели ставить вопросы, многое оставляли между строк ( и их поклонники времен СССР именно и любили их за возможность поисков этих намеков и умолчаний). Может быть, через 10-15 лет их забудут, но в определенное время они были глотком свободы
    3. Пэт Кроу 2008/10/07 13:51 [ответить]
      > > 2.Эстерис Э
      >Время их, может быть, ушло. Но они владели словом, в отличие от многих теперешних, умели ставить вопросы, многое оставляли между строк ( и их поклонники времен СССР именно и любили их за возможность поисков этих намеков и умолчаний). Может быть, через 10-15 лет их забудут, но в определенное время они были глотком свободы
      
      Смотря что считать свободой. Их мир не доделан так же, как и все ситуации, которые разворачиваются внутри него. Каждый их вопрос был похож на "пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что".
      
      Это не исходная определенность, в ответ на которую персонаж свободен действовать, как сочтет нужным. Это, наоборот, исходная неопределенность (либо объективая, либо воспринимаемая персонажем как неопределенность), которая оборачивается бездействием и, следовательно, несвободой, потому что попавший в эту неопределенность не понимает, от какой печки ему плясать.
      
      В этом смысле даже "мир полдня" - не глоток свободы, а обо всем мизантропическом у них и говорить нечего.
      
      У них Хунта сказал что-то вроде: "Бессмыслица - искать решение, когда оно и так есть. Мы хотим понять, как поступить с задачей, которая решения не имеет".
      Я считаю, что искать имеющееся решение - вовсе не бессмыслица, потому что в процессе этого поиска я сам к чему-то прихожу, что-то узнаю, кем-то становлюсь. Задача, которая не имеет вообще никакого решения, даже частного, ничего не дает.
    4. Эстерис Э (zima183@rambler.ru) 2008/05/27 14:59 [ответить]
      > > 3.Пэт Кроу
      Вот именно, вот именно - тогда считалось, что все вопросы имеют ответы и однозначные причем, и поэтому-то возможность поставить вопрос, который не имеет ответа ( к примеру, есть ли бог? вправе ли одни цивилизация решать за другую? можно ли уничтожить человека только потому, что подозревается, именно подозревается, а не доказано, что он принесет вред человечеству) - тогда много значила для читателей. Теперь - мир изменился, не то что страна, и вопросы другие, и ответы. Потому и считаю, что отчасти устарели, а осталось ли что-то актуальное на сегодня - это каждый читатель понимает по-своему. Для меня кое-что осталось, наверное, потому, что я старый и отсталый, для молодых - новые вершины и другие формулировки вопросов ( хотя все равно про то же, но если формулировка устарелая, то и вопрос неинтересен)
    5. Пэт Кроу 2008/05/28 13:54 [ответить]
      > > 4.Эстерис Э
      >Вот именно, вот именно - тогда считалось, что все вопросы имеют ответы и однозначные причем, и поэтому-то возможность поставить вопрос, который не имеет ответа ( к примеру, есть ли бог? вправе ли одни цивилизация решать за другую? можно ли уничтожить человека только потому, что подозревается, именно подозревается, а не доказано, что он принесет вред человечеству)
      
      На самом деле все эти вопросы имеют ответы, только не всеобщие, а частные.
      
      Верующий считает, что Бог есть, а неверующий - что нет.
      
      С цивилизацией сложнее, потому что цивилизация в целом ничего не считает и не решает (если только всех индивидов не объединяет естественная и древняя культурная традиция или прямой телепатический контакт). Решают отдельные ее представители, которые уполномочены решать. У них находятся опять-таки свои решения: один считает, что решать судьбу другой цивилизации можно, другой - что нет. Решение вопроса будет зависеть от того, кто из этих двоих оказывается уполномоченным в момент, когда этот вопрос переходит из области теории в область практики.
      
      Третий вопрос - явно из "Жука в муравейнике". Я очень давно не перечитывал матчасть, но, помнится, Экселенц жаловался Каммереру, что 40 лет маялся над проблемой Абалкина. Я честно говоря, не могу представить себе человека, пусть даже и вполне конкретного, способного мучиться над этой проблемой столь долгое время.
      
      Он мог лучше изучить эту проблему лично и научно (за 40 лет наука должна была шагнуть далеко вперед), расширить свой кругозор за счет других проблем, возникавших параллельно с этой. Добавить от себя в ситуацию что-то, отличное от выстрелов и восприятий, которые делали ситуацию неразрешимой. Но Экселенц просто ждал у моря погоды.
      
      > Потому и считаю, что отчасти устарели, а осталось ли что-то актуальное на сегодня - это каждый читатель понимает по-своему.
      
      Тоже пример различных частных решений :)
      
      
    6. Эстерис Э (zima183@rambler.ru) 2008/05/28 14:00 [ответить]
      http://zhurnal.lib.ru/n/neolitik/015mim.shtml
      http://zhurnal.lib.ru/comment/m/maj_a/lll
      
    7. Пэт Кроу 2008/05/28 15:29 [ответить]
      > > 6.Эстерис Э
      >http://zhurnal.lib.ru/comment/m/maj_a/lll
      
      Интересно, что к Пушкину у меня такого отношения нет. Я не могу назвать себя ни почитателем, ни неприятелем, ни равнодушным к нему. Вспоминаешь его не часто, но, когда вспоминаешь, отношение позитивно-спокойное. Всегда: и сейчас, и когда впервые открывал.
      
      Пушкин отличается от Стругацких не только тем, что он "из эпохи 200-летней давности" и "всеми признан". Пушкин не претендовал на то, чтобы сказать что-то об этике в своих стихах. Поэтому его стихи трудно оценивать по 2-балльной шкале вроде "этично; неэтично" или "умно; глупо". Возможны другие 2-балльные шкалы, но не эти.
      
      Наверное, это в принципе невозможно - вкладывать этические посылы в поэзию. (Даже "Одиссея" Гомера и др. не об этике.) А вот в прозу их вкладывать можно.
      
      Как бы мы не воспринимали Пушкина, он никого не переделал "на корню". Во всяком случае, я не встречал ни одного такого человека. А вот людей, переделанных Стругацкими, я встречал не один раз, и все они были переделаны в худшую сторону.
    8. Эстерис Э (zima183@rambler.ru) 2008/05/28 15:39 [ответить]
      > > 7.Пэт Кроу
      "А вот людей, переделанных Стругацкими, я встречал не один раз, и все они были переделаны в худшую сторону."
      Типо - Чернышевский, который юного Ульянова перепахал? По-моему, Стругацких читало целое мое поколение, не думаю, что оно какое-то выдающееся по плохости. Другое дело, что сейчас, они действительно, во многом устарели. А на их место никто не встал, возможно, оттого, что социальная фантастика в целом на какой-то период себя исчерпала
      А ссылки - не потому чтобы сравнивать, просто прям сейчас на СИ несколько таких точек, где пытаются пересмотреть привычное, и это любопытно
    9. Пэт Кроу 2008/05/28 16:40 [ответить]
      > > 8.Эстерис Э
      "Типо - Чернышевский, который юного Ульянова перепахал? По-моему, Стругацких читало целое мое поколение, не думаю, что оно какое-то выдающееся по плохости. Другое дело, что сейчас, они действительно, во многом устарели."
      
      О влиянии Чернышевского на Ульянова ничего сказть не могу, поскольку не прочел Чернышевского - выкрутился на шпаргалках.
      
      Это интересный вопрос - жили бы мы сейчас лучше, если бы Стругацких не было или они ничего не написали? Не был бы Гайдар-мл. женат на дочери А.Стругацкого (о чем он сам объявил в своем интервью), читал бы он что-нибудь другое на досуге? Но ситуацию 90-х создал, действительно, не один Гайдар, а целое поколение. Был бы сейчас уровень социального доверия, уровень восприятия и объяснения повседневной ситуации выше?
      
      Массовый читатель не понял бы Стругацких, если бы в нем не было "зародыша мизантропии", отзывавшегося на стругацкую "развитую мизантропию". Без них читатели были бы ненамного добрее. Но все-таки одно дело - иметь мизантропию как возможность, и совсем другое - упражнять ее, как культурист упражняет бицепс с помошью гири. Стругацкие многим и многим послужили такой гирей, по моим наблюдениям.
      Кстати, в "Трудно быть богом" они объясняли первые бунтарские провалы Араты Горбатого именно тем, что он "не умел ненавидеть", а не тем, что он плохо подготавливал бунт.
    10. Эстерис Э (zima183@rambler.ru) 2008/05/28 16:43 [ответить]
      > > 9.Пэт Кроу
      "Это интересный вопрос - жили бы мы сейчас лучше, если бы Стругацких не было или они ничего не написали?" - Вот это глубочайшая фантастика, на мой вкус, по-моему, большинство текстов, фильмов... (и Стругацкие в их числе) - отражают имеющиеся настроения и идеи, уже витающие, а не создают их. "Лепить человека" - удел немногих:) У Фрая есть замечательная рассказка про то, что нам нравятся те книги, которые сумели выразить наши чувства и мысли так, как мы сами не можем, но именно наши. Впрочем, это из серии курица и яйцо. С другой стороны, Стругацкие, в качестве разрушителей советского образа мысли и переводились на Западе тогда. Так что если считать, что разрушено было зря, то тогда С. надо точно вписывать в полный минус
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"