Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Комментарии: История цивилизаций
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru)
  • Размещен: 30/09/2013, изменен: 30/09/2013. 21k. Статистика.
  • Очерк: История
  • Аннотация:
    По мотивам Тойнби, но и в споре с ним.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: История (последние)
    07:49 Никитин Д.Н. "На южных подступах к столице" (1)
    00:00 Темежников Е.А. "В С Рима 753-550 до н.э" (1)
    23:49 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (987/8)
    23:05 Баламут П. "Ша39 Перспективные Ошс" (229/2)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (5): 1 2 3 4 5
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    09:01 "Технические вопросы "Самиздата"" (172/35)
    09:00 "Форум: все за 12 часов" (248/101)
    08:12 "Форум: Трибуна люду" (850/21)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДАЕМ: Бурланков Н.Д.
    21:58 "Об Украине" (920/2)
    21/11 "Русско-русский словарь" (763/2)
    21/11 "Венеды - предки славян" (337/1)
    18/11 "Экономическая теория счастья" (130)
    14/11 "О демографии" (83)
    10/11 "Об эволюции" (753)
    09/11 "Распад Ссср с точки зрения " (366)
    08/11 "Классификация произведений " (11)
    07/11 "О мифах в истории: историческое " (273)
    05/11 "Экономика. Неравновесный рынок" (313)
    02/11 "Почему после Февральской революции " (48)
    31/10 "О войне как "двигателе развития"" (18)
    31/10 "Великие завоеватели и мировая " (21)
    30/10 "Еще о численностях наших войск " (552)
    27/10 "Были ли гунны славянами?" (759)
    23/10 "О Кириллице, о Глаголице и " (365)
    21/10 "Глоттохронология, Часть 3. " (49)
    19/10 "Стрелы Вечности. Книга 1. " (4)
    17/10 "Битвы Александра Македонского " (118)
    16/10 "О болгарах" (205)
    13/10 "В защиту Истории от марксизма" (398)
    11/10 "О "национальном вопросе"" (110)
    08/10 "Гибель Скифского Царства" (49)
    07/10 "Бородино - упущенный шанс " (995)
    02/10 "Были ли германцы германцами?" (540)
    29/09 "О титуле "каган"" (542)
    26/09 "История Руси и Швеции до " (373)
    20/09 "Как люди жили в древности?" (233)
    17/09 "Когда закончилась вторая мировая " (685)
    16/09 "Страх Божий" (158)
    14/09 "Корабли против колесниц" (135)
    13/09 "О демократии и конкуренции" (171)
    10/09 "О роли личности Сталина в " (456)
    07/09 "Мореходство древних славян" (82)
    07/09 "О цвете русского знамени с " (113)
    02/09 "Варны и бораны как возможные " (79)
    02/09 "Великое переселение народов" (143)
    01/09 "Российская империя - колония " (113)
    29/08 "О заговорах в истории" (120)
    29/08 "Революции в теории Самодостаточных " (28)
    28/08 ""Правильный" список Сводеша" (19)
    28/08 "О роксоланах" (57)
    28/08 "Теория исторического поля" (68)
    26/08 "О темной материи в частности " (376)
    25/08 "О декабристах" (91)
    21/08 "Властелин Колец" (54)
    18/08 "Государство Само" (237)
    17/08 "Научные основы истории" (632)
    17/08 "История и теория Самодостаточных " (453)
    16/08 "Об амазонках" (141)
    16/08 "О сарматах" (70)
    15/08 "Христианство и коммунизм" (53)
    11/08 "Об археологии" (633)
    09/08 "Откуда же пришли татаро-монголы?" (801)
    06/08 "Владивосток-Нижний Новгород" (12)
    05/08 "О положении женщин в обществе" (182)
    02/08 "Нашествие" (78)
    30/07 "Византия и славяне" (117)
    30/07 "Дания как гегемон северной " (18)
    26/07 "История крито-микенской цивилизации" (286)
    17/07 "Ручное огнестрельное оружие " (35)
    08/07 "Ливонская война как часть " (26)
    18/06 "О кризисах и техноукладах" (12)
    15/06 "Была ли Россия отсталой в " (96)
    14/06 "Краткая история России в терминах " (86)
    12/06 "О бозоне Хиггса" (52)
    10/06 "О Расколе" (83)
    06/06 "О числах в истории" (34)
    29/05 "Антизализняк" (81)
    26/05 "Информация о владельце раздела" (106)
    19/05 "Раньше и сейчас" (44)
    17/05 "О цивилизации и нетрадиционной " (99)
    13/05 "Предыстория Руси в терминах " (301)
    11/05 "Физические начала лингвистики" (316)
    11/05 "Столбцы Посольского приказа" (11)
    04/05 "Погибоша аки обре..." (662)
    01/05 "О народном эпосе" (125)
    01/05 "Верхний и нижний предел централизации " (128)
    23/04 "Мировые языки и мировые державы" (14)
    20/04 "Почему в славянской мифологии " (334)
    20/04 "О фашизме" (360)
    16/04 "Краткая история Октябрьской " (130)
    09/04 "Макиавелли и современность" (15)
    06/04 "Росписи Смоленского похода" (20)
    03/04 "Были ли готы славянами?" (310)
    31/03 "О происхождении народов" (30)
    27/03 "Были ли славяне славянами?" (168)
    21/03 "О Куликовской битве" (398)
    19/03 "Число "Би"" (28)
    14/03 "Ключевский о Петре Первом" (37)
    06/03 "Апология Феодализма" (35)
    29/02 "Как могли бы проходить звездные " (117)
    06/02 "О собственности" (54)
    26/01 "История глазами физика" (180)
    18/01 "О диссидентах" (117)
    06/01 "Прокопий Кессарийский как " (3)
    31/12 "Хладомир, маг" (38)
    29/12 "Сравнительные страноописания" (23)
    29/12 "Причины и последствия Английской " (43)
    23/12 "Военное искусство в древности " (97)
    19/12 "Кочевые государства" (154)
    14/12 "Основные формации по марксизму" (35)
    01/12 "Троянская война и нашествие " (64)
    01/12 "Этруски - "нулевой рейх"?" (166)
    29/11 "Происхождение венгров" (91)
    22/11 "Расцвет и закат империй" (10)
    20/11 "Об управлении" (84)
    18/11 "Мировая история и самодостаточные " (103)
    13/11 "О митингах протеста" (648)
    30/10 "Об образовании" (97)
    24/10 "Война диадохов" (42)
    23/10 "Симметрия в истории России" (82)
    21/10 "История цивилизаций" (143)
    17/10 "Население южнорусских и украинских " (133)
    15/10 ""Тюрки" Феофилакта Симокатты" (63)
    07/10 "О назывании вещей своими именами" (35)
    05/10 "Предательство Иуды" (17)
    28/09 "О наводнениях" (9)
    06/09 "История Древней Персии с т. " (18)
    12/08 "О деньгах" (649)
    31/07 "Самодостаточные коллективы. " (57)
    15/07 "Конец Истории" (21)
    12/07 "Потери Украины в С В О по " (35)
    09/07 "О букве Ё в древней азбуке" (77)
    02/07 "Иван Iii - имя России" (182)
    01/07 "Смутное время на Руси" (45)
    01/07 "Арабский Халифат" (5)
    20/06 "Невры - предки славян" (144)
    07/05 "Физико-математические начала " (134)
    25/04 "Россия без Петра. Альтернативы" (379)
    20/03 "Еще о язычестве" (421)
    09/03 "Христианство и язычество на " (45)
    07/03 "О языке гуннов" (550)
    28/02 "Чисто новая сказка" (2)
    21/02 "Полезные ссылки, накиданные " (3)
    08/02 "Начало бронзового века" (204)
    07/02 "У излучины моря" (2)
    22/01 "О древних государствах" (409)
    17/01 "О тактике русских войск с " (26)
    13/01 "Битвы русской истории 16-17 " (47)
    28/12 "О парфянах, кушанах и аланах" (68)
    26/12 "Наказы особого сыска" (29)
    01/12 "Краткие и полные имена" (104)
    30/10 "Солнечные корни в русском " (402)
    23/10 "Шахматы по мотивам Древнего " (8)
    28/09 "Закон забвения. Книга 1. Воин" (7)
    24/09 "Были ли тюрки тюрками?" (22)
    24/09 "О теории Гумилева" (47)
    01/06 "Сила Гнева (пьеса)" (1)
    01/06 "Сила Гнева" (1)
    21/03 "Наука и Демократия" (394)
    07/03 "Сокрытая сила гор" (2)
    26/02 "Природные циклы и история" (281)
    03/02 "Суворов против Наполеона" (299)
    29/01 "Хорезм и его роль в переселении " (30)
    22/01 "Преимущества "первого удара"" (64)
    06/01 "В защиту Михаила Задорнова" (293)
    20/12 "О разделении труда" (57)
    08/12 "Об интеллектуальной собственности" (183)
    16/11 "О статье Латыниной" (234)
    08/11 "Мировые войны древности" (216)
    18/10 "Из недомысленного" (14)
    16/10 "О теории Фоменко" (283)
    06/10 "О советской идее, лицемерии " (42)
    17/09 "О технологиях" (32)
    08/08 "О киммерийцах" (171)
    09/07 "Генрих Штаден и Опричнина" (72)
    20/05 "Начало Великой Отечественной " (539)
    22/04 "Об историографии, логике и " (72)
    11/04 "О Днк-генеалогии" (229)
    30/03 "О чем может рассказать ткань?" (260)
    20/03 "Скифы, славяне и тюрки" (117)
    12/02 "О балтах" (202)
    04/02 "Это будущее человечества?" (61)
    06/01 "О происхождении языков" (555)
    31/12 "Дорога по краю леса. Часть " (22)
    26/12 "Сколоты - предки славян?" (214)
    01/11 "Еще о Великом переселении " (32)
    31/10 "Иордан - Фоменко Средневековья?" (3)
    25/10 "Распространение вооружения " (8)
    09/10 "Колесницы и государство" (161)
    01/09 "О самозванцах вообще и о Лжедмитрии " (176)
    29/08 "Шахматы для трех игроков" (5)
    08/08 "Человеческие жертвоприношения " (22)
    03/08 "Славяне и Гунны" (128)
    02/06 "Демонстрации как метод политической " (43)
    09/05 "Я буду жить!" (19)
    30/04 "История Государства Российского " (35)
    16/04 "История общества в терминах " (13)
    27/01 "Религиозные войны" (112)
    15/01 "Исповедь отца Александра" (64)
    02/01 "Физические основы философии" (11)
    20/12 "Сердце Земли" (11)
    02/12 "Происхождение румын" (34)
    26/11 "Ладья, плывущая к Солнцу. " (5)
    24/10 "Иран и Туран" (117)
    16/10 "Анализ Мировых Систем и ситуация " (8)
    19/09 "Русско-Польская война 1654-" (102)
    16/09 "Шахматы по мотивам Второй " (23)
    12/09 "Влияние структуры общества " (32)
    25/08 "Мазепа - Герой России?" (21)
    20/07 "Лад и Лада. Часть1" (7)
    20/07 "Разговор в степи" (24)
    07/07 "О футурологии" (27)
    04/07 "Европейские гунны и именьковская " (205)
    14/06 "Песнь Сокола. Часть 2" (7)
    10/06 "Краткая история России с точки " (111)
    30/05 "Тексты песен Dire Straits" (1)
    30/04 "Шахматы по мотивам Ливонской " (7)
    30/04 "О дураках в истории" (50)
    30/04 "О рабстве, рабовладении и " (204)
    29/04 "Происхождение скандинавов" (48)
    29/04 "Как называли Волгу древние " (54)
    17/04 "О Борисе Годунове" (34)
    18/03 "Россия до Петра и после" (208)
    02/03 "Песнь Сокола. Часть 3" (2)
    02/03 "Цветок на горном склоне. Часть " (2)
    01/03 "О названии "анты"" (48)
    15/12 "О стремлении к объективности" (94)
    29/11 "Глубина" (25)
    27/11 "Происхождение теории происхождения " (33)
    23/11 "Восход забытого солнца" (3)
    23/11 "Цветок на горном склоне. Часть " (2)
    21/11 "Когда появились славяне" (54)
    16/11 "Причины успехов европейцев..." (275)
    02/11 "Местничество" (44)
    22/10 "Об астрологии и жрецах" (67)
    30/09 "1492-1991 года. Исторические " (22)
    29/09 "О приказной системе в России " (3)
    21/09 "Взгляд Ворона" (5)
    17/08 "Что же делать?" (89)
    30/07 "История С Ш А в терминах теории " (17)
    29/07 "О сознательном и бессознательном " (13)
    20/06 "Конница в истории" (203)
    14/05 "История Швеции в терминах " (42)
    30/04 "Дела давно минувших дней..." (144)
    13/02 "Ладья, плывущая к Солнцу. " (52)
    16/01 "Предвыборная программа" (28)
    12/01 "Битвы Ливонской войны" (19)
    21/09 "О росских названиях порогов " (20)
    18/06 "О вятичах" (7)
    10/05 "Археология, Днк-Генеалогия " (35)
    15/04 "О пределе прочности и потере " (14)
    22/03 "Еще о гуннах и не только" (7)
    10/03 "О Глоттохронологии" (28)
    16/11 "О причинах и движущих силах " (10)
    24/10 "К слову, о революции" (20)
    30/09 "Ивашов и Путин" (4)
    27/09 "Сто битв, изменившие историю" (137)
    08/08 "Л.Н.Толстой об истории" (6)
    18/07 "О начале войны. Подборка цитат" (158)
    23/06 "Ранняя история славян" (118)
    31/05 "Дорога по краю леса. Часть " (260)
    12/05 "О Ливии" (11)
    11/03 "К датировке битвы при Бравалле" (10)
    18/02 "Политический террор и его " (37)
    04/01 "Спор как национальная идея " (7)
    05/12 "Песнь Сокола. Часть 1" (27)
    15/10 "Об "ошибках" византийских " (6)
    09/09 "О перемещениях народов" (21)
    08/10 "О толпах северных варваров" (12)
    30/09 "Метод оценки численности и " (26)
    01/08 "Об организации, технической " (75)
    30/07 "Разорванный круг" (1)
    25/04 "О сроках жизни народов и о " (34)
    05/03 "История древнего Рима в терминах " (33)
    13/11 "Великие битвы отечественной " (129)
    17/09 "Глоттохронология. Продолжение" (188)
    12/09 "Воевода Смоленска" (17)
    02/08 "Еще о самодостаточных коллективах" (14)
    01/06 "Куманы иже рекомые половцы" (232)
    16/08 "Стапятидесятилетняя война" (7)
    02/05 "История Древней Греции в " (2)
    28/04 "Цветок на горном склоне. Часть " (1)
    18/11 "Историческая вертикаль власти, " (3)
    14/11 "Свет уходящих эпох" (1)
    19/07 "Самодостаточные коллективы - " (2)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    09:40 Ив. Н. "25 ноября" (1)
    09:40 Ролько Т. "Гносеология наизнанку" (305/1)
    09:40 Баранов М.В. "Муха" (39/2)
    09:39 Бурель Л.Л. "Увы, опять о грусти" (3/2)
    09:39 Баламут П. "Ша39 Гранаты" (572/2)
    09:37 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (30/6)
    09:37 Чваков Д. "Шлак, версия" (2/1)
    09:37 Орлов Д.Е. "Маленький Саша. Прода. 96" (248/1)
    09:36 Егорыч "Ник Максима" (6/5)
    09:34 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (185/16)
    09:25 Березина Е.Л. "Как-то юнга Дудочкин бросил " (4/3)
    09:24 Никитин В. "Обращение к читателям" (2/1)
    09:22 Никитин А.Д. "Единство Которое все ждут" (1)
    09:21 Чернов К.Н. "Армия, флот, вооружение (Записки)" (338/4)
    09:19 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (583/1)
    09:15 Юрьев О. "Когда будет 3-я или 4-я мировая " (1)
    09:15 Нейтак А.М. "В порядке похихи" (263/8)
    09:12 Русова М. "Утро" (2/1)
    09:12 Давыдов С.А. "Флудилка Универсальная" (584/3)
    09:12 Безбашенный "Запорожье - 1" (970/13)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    143. Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2023/10/21 11:22 [ответить]
      Культурно мы, как ни крути, ближе все-таки к европейской цивилизации - все росли на книгах Дюма и Вальтера Скотта, Жюля Верна и Уэллса - а сколько китайских, японских или индийских писателей мы можем назвать? И дело не в отсталости Китая (в эпоху Тан Китай превосходил всех остальных по уровню развития, вместе взятых; Индия в эпоху Великих Моголов тоже превосходила ту же Европу. Но время меняется - прошло двести лет, и все изменилось. Думаю, сейчас мы то же наблюдаем с Европой - по крайней мере, Северная Америка и Южная Америка сейчас уже "новые цивилизации", берущие начало в Европе - но уже от нее обособившиеся и живущие своей жизнью) или Индии - просто именно цивилизационно европейская часть России (а изначально Русь и вся была в Европе) была от Европы слабо отделена, так что считаться "другой цивилизацией" мы вряд ли все-таки можем (другое дело, что и Европа не едина, и правильнее, как я говорил, наверное, выделять три цивилизации - Средиземноморскую, Балтийскую и Причерноморскую. Но рубежи между ними размыты, так что культурно они достаточно близки и активно между собой взаимодействуют).
      Потому "историю культуры и науки" нам проще проследить на примере именно "околосредиземноморской" или европейской цивилизаций.
      И вот что любопытно.
      Впрочем, я уже много раз обращал на это внимание.
      После расцвета Микен (и впадения в "темные века") потом появляются вдруг "колонии древних греков" по всему Средиземноморью. Которые соперничают с финикийцами, которые потом подчиняются эллинистическим государствам (Египту, Македонии, Селевкидам, Риму - Рим тоже возник в "пограничье" эллинистического мира и этрусков), но при этом "приносят расцвет науки и искусства" (всякие "семь чудес света", кроме пирамид, различные научные достижения типа открытий Архимеда и т.д.).
      После расцвета шумеров там тоже впадают в "темные века", но потом оттуда выходят вавилоняне, а потом халдеи известны как "искусные звездочеты" еще во времена Аристотеля. При этом, халдейские купцы тоже держат всю торговлю чуть ли не до Селевкидов.
      После расцвета Рима - и впадения в темные века - вдруг по всему Средиземноморью появляются "торговые фактории" Венеции, Генуи, Флоренции, очень быстро они оттесняют свою "крышу" Византию, а потом и вовсе подчиняют ее.
      А потом - в 16 веке - именно оттуда выходят "деятели эпохи возрождения" - как искусства, так и науки (и Галилей, и Торричелли)
      Странно, что все это все время происходит после "эпохи темных веков", когда вроде бы наблюдается "разрыв традиций".
      В более близкое нам время "темных веков" не наблюдается - скажем, Англия, достигнув расцвета на военном поприще в 18-19 вв, к концу 19 века тоже дает "всплеск ученых и писателей" (да даже еще к началу), и становится "законодателем мод" в науке и в искусстве. Хотя в политическом плане вроде бы отходит на второй план.
      
      То есть, кажется, что это есть какая-то глобальная закономерность: сначала "расцвет военный, феодальный", создание империи или хотя бы крупной державы - после чего ее распад (и возможно "приход варваров"), но отдельные осколки этой державы уцелевают и спустя некоторое время вдруг становятся "законодателями мод" в науке и в искусстве (интересно, что даже нотами мы пользуемся итальянскими, хотя в русских записях песен - церковных гимнов - использовались собственные "лады")
      
      То же верно, однако, не только для "присредиземноморских" цивилизаций (хотя арабы все-таки частично тоже с ней близки) - Арабы, создав огромный халифат, затем утрачивают свое политическое положение, уступив туркам, зато создают множество "богатых торговых республик" (и по побережью Средиземного моря, и в Африке, и вплоть до Индонезии), где опять же активно развиваются и наука, и искусство (единственно, сразу я сказал, что оценить это нам труднее, мы выросли в другой "культурной среде")
      В Китае мы можем оценить только последствия этого "научного и культурного развития" - фарфор, бумага, порох, шелк, - опять же понимание "культурного уровня китайского искусства" для нас затруднительно, что не означает, что оно хуже или лучше - просто их "культурные коды" нам непонятны и при проецировании на наши дают довольно бледную копию (Джеки Чан только пытается пересказать китайскую культуру доступным европейцам языком, но все равно весьма утрировано - тем более что и он европейскую культуру воспринимает бледнее, чем человек, изначально в ней выросший)
      Но так или иначе, какая-то общая закономерность есть...
    142. Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2023/09/09 11:42 [ответить]
      Интересно, что и языки в Европе соответствуют "трем цивилизациям".
      Если принять цивилизацию Причерноморскую, "Европейскую" (я бы сказал, "североевропейскую") и "Средиземноморскую, то им соответствуют славянские, германские и романские языки (есть отдельные вкрапления других, типа венгерского, баскского или кельтских на западной окраине, но они немногочисленны). То есть, какие-то разные общности тут явно складывались. И в разное время эти общности объединялись разными политическими силами.
      Средиземноморская была объединена - в известный период - первый раз Римом (подозреваю, что многие останки более раннего периода оставлены критянами - так что может быть, до того это было объединено Критом. Кстати, именно поэтому отождествление Атлантиды с Санторини не верно - Крит при взрыве Санторини не погиб, а вполне себе продолжился и даже достиг "пика могущества". После чего пал по внутренним причинам - из-за переворота микенцев. И возможно, позднейшая греческая колонизация тоже может считаться "объединением Средиземноморской цивилизации", но там ей активно мешали финикийцы - впрочем, и греческая, и финикийская цивилизации могут считаться наследниками Крита), потом арабами (Испания и Сицилия тоже были в их руках; а до арабов все это было единым под властью Византии), потом испанцами (испанцы получили и Италию, и многие из островов - почти все, кроме севера Африки), но с тех пор пребывает в раздробленности.
      Северо-Европейская - вероятно, в первый раз была объединена франками (ну, если не считать времена Боевых топоров и Колоколовидных кубков - тоже, к слову, Колоколовидные кубки обошли Средиземноморье по северу Африки, оставив генетические следы в Египте и у берберов, и вторглись в Европу именно через Испанию, Боевые топоры же - местного происхождения. Их связывают с Ямной культурой, но это как раз "причерноморская цивилизация", и кроме некоторых пересечений в генетике - которые, кстати, есть и с Колоколовидными кубками, там R1a, тут R1b - по собственно культуре там мало что общего), затем датчанами (Кнут Великий). Потом, видимо, их пытались объединить Наполеон и Гитлер (показательно, что Италия и Испания, хотя и были в союзе с Гитлером - но в состав "Третьего Рейха" не входили), и теперь вот Евросоюз.
      Франция и Германия, в таком случае, оказываются "приграничными зонами" для двух цивилизаций (Северо-Европейской, объединяющей Скандинавию, Англию, видимо, отчасти Прибалтику - и Средиземноморской: Италии, Испании, Греции, островов и Северной Африки), и, как обычно "на границе", часто оказываются наиболее деятельными и активными. В таком случае, "альбигойские войны" могут выглядеть вообще как "война цивилизаций" (кстати, альбигойцы во многом опирались на испанскую поддержку). Правда, не могу понять, какой там "природный разделитель - разве что Альпы и Пиренеи?
      Еще менее понятен рубеж между "причерноморской" и "европейской" цивилизациями (разве что болота Белоруссии и Польши и Карпаты)
      Вот если Китай и Индия отделяются достаточно четко (Гималаи, Гоби, Гиндукуш), то "околоевропейская цивилизация" довольно размыта.
      
      Средняя Азия от "классической Азии" тоже отделена Кара-кумами и Каракорумом, а от Китая - Такла-Маканом. Это не значит, что там "не было обмена людьми" - но это значит, что этот обмен был незначительным и не регулярным, а вот "внутри цивилизации" взаимодействие было более активным, с лишь изредка приходящими извне завоевателями.
      
      Причерноморская, в таком случае, что интересно, всегда, получается, была более единой - со времен Ямной культуры, потом киммерийцы, потом скифы, потом Понт и Сарматы, потом Гунны и Авары, потом Хазары, потом Русы, потом Золотая Орда. Потом, правда, турки - но с 18 века опять Россия.
      
      Но, видимо, именно слабая отделенность "европейских цивилизаций" (а есть еще и "азиатская" - Малая Азия, Персия, Ближний Восток, которая тоже слабо отделена от "Европейских", Босфор и Дарданеллы уже в древности преодолевали на плотах без помех) привела к активному взаимодействию. А взаимодействие цивилизаций - как правило, конкуренция и соперничество (ну, и торговля с культурным обменом тоже, но это реже и менее регулярно).
      А "конкуренция приводит к развитию". Вернее, это, конечно, не так, и я отнюдь не сторонник "развития ради развития" - просто, как говорила Черная Королева Алисе, "тут, чтобы просто остаться на месте, надо бежать изо всех сил, а чтобы продвинуться, надо бежать в два раза быстрее". И действительно, кто не умел "быстро бежать", тех быстро "цивилизовывали" более цивилизованные соседи.
      Так что такое "развитие", конечно, вынужденное, и отнюдь не ведет к "улучшению качества и уровня жизни" (ну, ведет - но очень опосредованно и, конечно, не для всех :)). Однако историки не любят писать о том, когда "мирно было" - ну, люди живут, растят детей, строят дома - о чем тут писать? А вот разрушение обычно описывается во всех летописях и романах красочно и содержательно, а потому "столкновение цивилизаций" и порождает видимость бурной истории.
    141. Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2023/08/12 08:49 [ответить]
      Большинство таких "географически отделенных" цивилизаций имеют еще и внутреннее существенное деление, по сути, тоже представляющее из себя "подцивилизации".
      Так, в Китае с достаточно давних времен можно выделить Северный и Южный Китай. Южный Китай был изначально более развит, северный попал под его влияние, потом под влияние "варваров" (сяньбийцев), которые потом захватили уже и южный Китай, в итоге приведя Китай к процветанию в династии Тан - и снова потом Китай поделился на Север (Киданей) и Юг (Сун). А когда сунцы попытались свергнуть киданей, позвав Чжурчженей - те свергли и сами остались на их месте. И только монголы (тоже приглашенные сунцами, чтобы справиться с чжурчженями) смогли объединить оба Китая, после чего он уже сохранял свое единство.
      
      Но аналогичные две "подцивилизации" можно выделить и в Европе. Южная Европа становится единой цивилизацией еще в рамках Римской Империи. Северная же долго противостоит ей, не являясь единой - но постепенно в рамках противостояния объединяясь.
      После распада Римской империи второе объединение (скорее, правда, не южной, а Западной Европы) происходит при Карле Великом. И чуть позже него возникает Северная держава Канута Великого - куда входят и Швеция, и Норвегия, и Дания, и Англия - собственно, все то, что дает начало "северной цивилизации" (хотя я подозреваю, что начало "северной Европы" было в Голландии). После чего эти две части противостоят друг другу практически по сей день (Гвельфы против Гибеллинов, Габсбурги против Голландии и Англии - и примкнувшей к ним Франции, на тот момент покинувшей "стан южной Европы"; Наполеон против Англии, Гитлер - а с ним и совсем южный Муссолини - против Англии и СССР). Но с каждым разом противостояние становится слабее, и после каждой такой разборки Европа - и ее элита - все более перемешивается и становится единой.
      
      Но что интересно, судя по всему, и в степях можно выделить такое же противостояние.
      Начинается оно где-то во времена скифов - персы против скифов. Потом скифов сменяют сарматы, а персов - сначала греки, потом парфяне, и сарматы охотно ходят в походы и на тех, и на других. Потом сарматов меняет много кто, но в итоге противостояние в 8-9 вв- между хазарами (видимо, уграми) и арабами (несколько походов друг на друга в этот период). И в итоге и те, и другие объединяются под "тюрками" (правда, тюрки начинают активно воевать между собой - поскольку и татары скорее всего изначально тюрки, последнее такое "эпическое противостояние" - это между Тимуром и Баязетом, один представитель "северных тюрок", второй южных).
      То есть, вероятно, несмотря на географическую изолированность - Кавказ, Каракорум - Северных степей от южных (в Персии и Турции) - их в какой-то мере тоже можно считать единой цивилизацией, и связь между ними теснее, чем, скажем, с Монголией, отделенной Алтаем.
       (вероятно, и в Монголию, и из Монголии если и проникали - то через Китай и Уйгурию)
      
      Мы, в таком случае, действительно, получается, попадаем в "цивилизацию северной Европы", и не случайно в 17 веке мы союзничали со шведами и голландцами против поляков - т.е., с северными против южных, поскольку поляки, приняв католичество, явно попали в южную цивилизацию. Характерно, что эти две европейские цивилизации оказались разделены и религиозно - север скорее протестантский, юг скорее католический. Конечно, соблазнительно нас отнести к отдельной цивилизации, и, возможно, это будет даже правильнее, но тут надо еще подумать.
      
      Впрочем, может быть, как явно напрашивается отдельная цивилизация (или "подцивилизация Европы") - Средиземноморская ("Южная Европа") - так же напрашивается и "Причерноморская цивилизация".
      С достаточно древних времен по берегам Черного моря жили в основном родственные народы, а если кто приходил "со стороны" - вливался в нее или становился началом нового объединения.
      В древности тут жили киммерийцы и фракийцы - их тоже считают родственниками (и думаю, фракийцы правда возникли из смешения с киммерийцами). Фракийцы жили по обоим берегам Босфора, и не исключено, что в Крыму также, и синдов с меотами тоже иногда считают фракийцами (хотя, возможно, просто чтобы кем-то их считать :()
      Потом сюда приходят греки, а киммерийцев вытесняют скифы - но скифы с греками тоже образуют "боспорскую цивилизацию". Куда потом присоединяются и македоняне.
      Когда македоняне завоевали Грецию и Малую Азию (правда, скифы сумели отбиться) - тоже почти все Причерноморье оказывается в рамках одной цивилизации, особенно когда возникает Понт и подчиняет себе Боспор. Митридат вообще объединяет все Причерноморские народы - правда, ненадолго.
      Затем опять же вся эта территория - область влияния готов (тоже ненадолго), а потом - славян. И вот славяне проникают и на север (до Днепра), и на юг (в Малую Азию, где их расселяют византийцы - культурных и языковых следов сейчас этого не найдешь, а вот генетических - в современных турках - вполне).
      И тогда вполне логично Киевская Русь (а Черное море тогда называлось Русским морем :)) включается именно в Византийскую зону влияния (замыкая "Причерноморскую цивилизацию" Тьмутороканью)
      Ну, и позднее, в период упадка и падения Византии - опять же все Причерноморье оказывается в зоне влияния турок (Крымское ханство, Болгария, Румыния, Кавказ и собственно Малая Азия).
    140. Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2023/02/03 09:13 [ответить]
      А вот к вопросу о "погибших цивилизациях":
      https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/arheologia/botajskaa-kultura
      Ботайская цивилизация первая одомашнила лошадей, но нынешние лошади - не потомки их лошадей, а их культура верховой езды вообще не передалась более поздним кочевникам. И генетически они связаны с нынешними саамами - то есть, ушли по Уралу на север (видимо, вытесненные разными андроновцами и афанасьевцами) и стали "дикими племенами". По сути, не исключено, что многочисленные "странные находки" на Урале, которые пытаются приписать "природным явлениям", но которые как-то слишком регулярные для природных (не исключено, что ПОТОМ природа над ними поработала в плане выветривания - но изначальная обработка и расположение все-таки скорее были осмысленные, человеческие) относятся к этой "исчезнувшей цивилизации" - но никаких ни технологий, ни навыков, ни даже генетики - от них последующим народам не перешло :(
    139. Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2023/01/22 18:12 [ответить]
      И вот на самом деле "степная цивилизация" у меня вызывает большие сомнения. Как и "лесная". В любой "цивилизации" есть все - и горы, и реки, и леса, и степи, просто она обычно физически далеко отграничена от других - или "высокими горами" (Гималаи), как Китай и Индия, или "широкими морями", как Америка от Евразии, или пустынями, как Средняя Азия - в общем, значительным участком, где жить проблематично, а потому связи через него случайны и получаются "обособленные цивилизации".
      В наших краях жить сложно всегда - но можно. Но при этом, у нас именно по краям много "цивилизаций". И "византийская" (греческая и балканская в целом), и "персидская" (это к востоку от византийской), и "Средиземноморская" (Италия, Испания, север Африки - в целом, оно всегда тяготело к единству, что при Вандалах, что сейчас - когда алжирцы и марокканцы активно едут в Испанию и Францию), и Среднеазиатская, и "Дальневосточная" (Корея, Манчжурия)
      А мы получаемся некоторой "окраиной всех цивилизаций" :)
      Но протяженность наша достаточно велика, и потому "окраина других цивилизаций" вполне может стать цивилизацией самостоятельной.
      Чем мы и были примерно веках в 15-17.
      Но потом решили-таки войти в цивилизацию европейскую (возникшую на базе средиземноморской - объединенной в Римской империи и распространившей свою власть, культуру и "цивилизацию" до Англии и севера Германии), и свою самобытность утратили.
      Частично ее вернули в 20 веке, а теперь, видимо, и впрямь готовимся стать "окраиной всех цивилизаций" (Китайской, Азиатской - Малоазиатской, турок, - Европейской...)
      
      Историки предлагают и еще один способ классификации цивилизаций - по "выращиваемой культуре". Кстати, как можно заметить, этот принцип уже сразу считает, что "цивилизация" может быть только оседлой. И я тут где-то соглашусь - не в том смысле, что кочевники обязательно дикие, а в том, что кочевникам точно так же необходимы какие-то оседлые "базы" - для сбора войск, для ковки оружия (которое неудобно ковать на коленке) - и таким образом все равно "кочевая цивилизация", даже если там основное население кочевое - должно иметь оседлые центры. А как правило, наоборот - именно вокруг уже имеющихся оседлых центров и образуются кочевые государства.
      Так вот, соответственно, можно выделить "рисовую цивилизацию" - это вся Юго-Восточная Азия от Китая и Японии до Индии и Индонезии, - "Пшеничную цивилизацию" - это Средиземноморье - и "Кукурузную цивилизацию" - это Америка (Мезоамерика).
      Но мы тут получаемся как раз отдельной цивилизацией, поскольку у нас главной культурой была не пшеница, которая у нас плохо растет - а рожь (кстати, и на корм скоту ее выращивали). И еще одна очень важная культура - лен (из которого и одежду делали, и кашу варили, и масло давили).
      А кочевые степи все-таки оказываются тогда "окраиной цивилизаций", которые "центры цивилизации" просто натравливают друг на друга по мере возможности.
    138. *Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2021/12/31 10:24 [ответить]
      Наверное, именно осознание себя "единой цивилизацией" и поддерживает общность даже при отсутствии общности политической.
      Но что значит "осознание себя"? Это значит, что как раз "элита разных стран" (которые и есть "самодостаточные образования", которые с другими странами могут и жестоко воевать) спокойно взаимодействует друг с другом, ездит друг к другу, заключает браки, договора и пр.
      Такой стала Европа после падения Рима - вернее, после завоевания ее Карлом Великим.
      Такой, видимо, была Азия - от Малой Азии до Китая - после Персидской державы и эпохи Эллинизма.
      Интересно, что такая "цивилизационная близость" влечет за собой и некоторое стремление и к политическому объединению (попытки ЕЭС объединиться, попытки Турции создать "пантюркский мир", ранее - призывы России к "объединению всех славян", и т.д.), которые, однако, далеко не всегда бывают удачными.
      
      Судя по всему, получилось это только у Китая, и то только после монгольского завоевания и его свержения.
      
      Вернее, тут действуют, очевидно, несколько причин.
      С одной стороны, периодические попытки объединить какие-то ранее самодостаточные страны - поначалу чисто военным путем - приводит к выравниванию культуры, языка, к объединению элит.
      Потом какие-то части отваливаются - оказавшиеся или наименее близкими к основному ядру в культурном плане, или попавшие под власть другой цивилизации - зато уцелевшая часть, даже при политическом развале, продолжает попытки политического объединения.
      
      Таким образом, можно сказать, что цивилизация - в некотором плане, есть "более высокая надстройка", чем империя, поскольку возникает и над самодостаточными во всех остальных планах структурами. Т.е., необходимости - политической, военной, культурной, экономической - в такой интеграции может и не быть, и структуры могут друг с другом и конкурировать - однако культурная близость (связанная с длительным взаимодействием, или выходом из одной сущности) приводит к такому объединению.
      Которое, однако, может быть прочным только при условии опять же утраты самодостаточности отдельными частями и перераспределением функций внутри системы.
    137. Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2021/09/06 01:15 [ответить]
      Кстати, интересно, что, видимо, деление географическое на "цивилизации" очень хорошо коррелирует с распространением гаплогрупп (тех или иных, желательно более древних).
      Так, группы А и В - это Африка.
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a0/Distribution_of_Y-Chromosome_Haplogroup_A_in_Africa.png
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/81/B_haplogroup_of_Y-DNA.png
      Группы F и H - Индия
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/Haplogroup_F_%28Y-DNA%29.PNG
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Haplogrupo_H_%28ADN-Y%29.PNG
      Группы N и Q - Тайга, Сибирь
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3f/Haplogrupo_N_%28ADN-Y%29.PNG
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/70/Haplogroup_Q_%28Y-DNA%29.PNG
      
      Китайская цивилизация на редкость хорошо коррелирует с гаплогруппой О:
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_O_(Y-%D0%94%D0%9D%D0%9A)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Haplogrupo_O_(ADN-Y).PNG
      А арабская - с J
      (это не означает, что на этих территориях или в этих народах присутствует только данная группа - но это означает какие-то пределы, в которых данная группа возникла и активно распространялась, ее малось за пределами территории как раз и показывает границы цивилизации - естественные границы)
      
      Наиболее интересно совпадение гаплогруппы G:
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/33/Haplogrupo_G_%28ADN-Y%29.PNG
      С "картой ойкумены" Геродота:
      https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1862846/pub_5d3fbcbfbc228f00ae67b01f_5d3fc25097216d00ad6cce98/scale_1200
      То есть, это, видимо, пределы, докуда добирались древние греки и те, кто послужил Геродоту источниками.
    136. Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2021/03/07 18:41 [ответить]
      Конец Средних веков датируют по-разному. Кто-то 1453 годом - падение Константинополя, конец Столетней войны, изобретение книгопечатания.
      Кто-то 1492 годом - открытие Америки.
      Кто-то считает Английскую буржуазную революцию таким концом, а некоторые дотягивают и до Французской.
      Но на мой взгляд, правильно считать "концом Средних веков" - чуму 1346 года.
      Это отразилось как в сознании людей ("близость смерти", ничтожность человеческой жизни - где-то сродни Первой мировой войне), так и в экономике (уменьшение числа рабочих рук, начало "капиталистических отношений" - восстание чомпи во Флоренции 1378 год). Примерно к этому времени относится начало использования пороха и появление первых огнестрельных орудий, что тоже совершило переворот в сознании и в военном деле, развитие железоделательного производства и т.д.
      В это же время начинается и "раннее возрождение" в Италии - чуть раньше, может быть, но по сути тоже середина 14 века; 14 век - это и век становления английской нации и английского языка; это и начало активной деятельности инквизиции (еще со штучными жертвами, но уже расширяющей свою область).
      Думаю, и основы будущей реформации появляются тогда же.
      Конечно, 14-15 вв - это по сути "переходный период". Но во многом из-за того, что их относят к средним векам - восприятие их накладывает отпечаток и на весь предшествующий период.
      А ведь тот же 13 век был вполне себе "золотым" - росли города, развивалась торговля, ремесла, росла и продолжительность жизни (тот же "вечный дож" умер уже в 13 веке в возрасте за сто лет, причем, простудившись в походе).
      Конечно, всякие разные усобицы идут, идут и крестовые походы, и альбигойские войны, и первые колониальные захваты (Франция покушается и на Грецию, захватив Константинополь, и на Сицилию, и на Фландрию, и на Тунис), но, как это говорят про 19 век, "войны такие более-менее домашние". Кровь льется - но все-таки мирное население не так активно вовлечено в войну.
      Я, разумеется, говорю только про Европу, не про Россию (которая все-таки "отдельная цивилизация", на стыке "дальневосточной" и "Средиземноморской"), но у нас и вся периодизация построена на европейской истории (в Китае так феодализм несколько раз сменялся и рабовладением, и капитализмом, как и в Индии), так что идти именно по ней справедливо.
      
      Так вот, мне кажется, что 14-15 века относить к Средним векам несправедливо - они существенно отличаются от предшествующего периода именно сменой сознания, восприятием мира и вообще строем жизни.
    135. Бурланков Николай Дмитриевич (irinick@mail.ru) 2021/02/14 07:40 [ответить]
      Думаю теперь, что в своем разделении на "цивилизации" был не совсем прав.
      Монголия, как и Украинские степи - не представляют "отдельных цивилизаций". Это я поддался влиянию Гумилева :)
      Степные цивилизации - это все-таки "окраины оседлых". И та же Андроновская культура, хоть и была скотоводческой - но оседлой, вполне себе обитая в домах.
      Но тем не менее, видимо, правы были древние греки, выделяя "Азию" - не как сейчас, а до Индии и, видимо, включая туда и Среднюю Азию (а я бы включил и Казахстан - как опять же степную "окраину азиатской цивилизации")
      
      Т.е., цивилизации будут:
      1) Европа и Средиземноморье (собственно, Римская империя - до того тут же была греческая "цивилизация", до того финикийская). Сюда же попадет и нынешняя Турция, скорее всего
      2) Азия - включая Саудовскую Аравию, Ближний восток, отсюда дальше на северо-восток - Ирак, Иран, Пакистан, Афганистан, вся Средняя Азия и Казахстан
      3) Индия
      4) Китай
       - это две отдельные "цивилизации", всегда развивавшиеся довольно обособленно и сейчас представляющие вполне себе "замкнутый мир", выдернутый ненадолго европейской колонизацией
      5) Дальний Восток (куда попадут и Корея, и Япония, и, возможно, побережье Индокитая и до Индонезии; правда, насчет последних ничего сказать не могу, а вот корейский и японский языки имеют что-то общее и также общее с манчжурским - дальневосточным); я бы туда включил и всю Сибирь до Урала.
      
      Ну и, разумеется, обособленные "естественным образом":
      6) Африка (к югу от Сахары - "другой мир")
      7) Северная и Южная Америки (несмотря на их изолированность на карте, индейцам это не мешало осваивать оба континента)
      8) Австралия с Океанией и Новой Зеландией
      (хотя есть данные, что их заселяли из Южной Америки)
      Каждая "цивилизация" характеризуется тем, что внутри нее взаимодействие всегда шло теснее, чем "снаружи", с другими "цивилизациями", хотя иногда "стенки прорывались", и возникало смешивание, сопровождающееся болезнями и нашествиями.
      Впрочем, Азию (в смысле данной цивилизации) возможно, нельзя отделять от Европы со Средиземноморьем, ибо тут тоже взаимодействие (по побережью Средиземноморья, в Малой Азии, в Причерноморье) шло достаточно активно.
      Наверное, правильнее всего обратить внимание на карту, составленную по Геродоту
      https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1221883/pub_5c6a746592caa000ae9d664e_5c6a74ff170ed700ae195c2a/orig
       - это и будет "единая цивилизация", поскольку именно в рамках ее шло "взаимодействие с древности" в Европе.
      Это как раз Европа, "Азия" от Египта до Средней Азии и север Африки.
      Остальные цивилизации от нее отделены - степями, пустынями, горами и океаном
      
      Таким образом, Россия тоже оказывается в "пограничье двух цивилизаций" - Европы и "Дальнего Востока". И эти два мира - Европейская и Зауральская части России - очень сильно различаются.
      
      
    134. Рик 2019/12/07 23:51 [ответить]
      > > 132.Фдуч
      >Чё-б нет, если дурачки демпингуют ниже уровня себестоимости, на рабском труде крепостных.
      
      россия не ЭКСПОРТИРОВАЛА чугун.
      
      ИЗ России выкачивался чугун равно как и пенька в виде КОЛОНИАЛЬНЫХ поставок.
      Россия была такой же колонией англии как и Индия)
    Страниц (5): 1 2 3 4 5

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"