Ink Visitor : другие произведения.

Финал Рт "Вольная Поэзия" - 2016: судейские заметки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    "Рондель", "Верлибр", "Стихотворение"


  
   Здравствуйте!
   Неоднократно проверено: критические обзоры - зло. Потому как почти всегда много ненужной суеты вокруг них, много пустых споров и тумаков для всех, даром, и никто не уходит обиженным: всё равно все остаются на своих местах при своем мнении. Но и нехватка обзоров - зло: скучно без обзоров. Опыта от участия, опять же, меньше...
   По-всякому плохо. Ну, а кому сейчас легко? (Здесь был смайл.)
   В прошлые сезоны обзоров было, на мой вкус, маловато, и в нынешнем их пока не густо. Так что совесть велит взяться за работу.
  
   Рада приветствовать всех собравшихся! Заметки ниже - не заключения на бланке с печатью и тем более - чур меня! - не рекомендации, а пояснения к оценкам. Краткие, к сожалению, и, как водится - субъективные. Предоставляю их в полное ваше, товарищи участники, распоряжение: их можно читать или не читать, принимать или не принимать к сведению, распечатать и положить на придверный коврик - все на ваше усмотрение. Конкурсная "должность" обязывает к определенному пафосу суждений, однако я - такой же рядовой любитель поэзии, как и большинство присутствующих, потому к оценкам моим в любом случае стоит отнестись со здоровым скептицизмом.
  
   Для начала - пара слов о мои критериях.
   Я понимаю искусство в целом и поэзию в частности как коммуникацию, потому в текстах ищу, прежде всего, автора, авторский взгляд, впечатление о котором (вернее сказать, ощущение которого) создается из неповторимого сочетания "что" и "как сказано". Форму рассматриваю, в первую очередь, как изобразительное средство - однако это не отменяет полностью в моих глазах ее самостоятельной эстетической ценности. Первым из всех возможных недостатков любого полагаю отсутствие существенных достоинств. (Однако сравнительную нехватку достоинств, как и разного рода "недостаточность", считаю делом естественным и нормальным: есть хорошие стихи, которым не стать лучшими - но кто сказал, что они не нужны?)
   Хвалю я кратко и скупо, зато ругаю щедро, про запас, всячески придираясь; добрые люди говорят, что это я для пользы дела, но вы им не верьте: просто-напросто такой у меня скверный характер.
  
   Что ж. Представлю гипотетический "средний уровень", который возьму за точку отсчета в пять баллов - и в путь.
  
   I. Рондель
  
   Рондель - твердая форма, что налагает на автора существенные ограничения. Которым - и это самое интересная - в глазах критика и читателя необходимо стать достоинствами.
   Повторяющаяся рифмовка и рефрен позволяют объемней показать настроение, мысль или даже переиначить ее - что и хотелось бы видеть в конкурсных работах. В случае не слишком удачного использования повтор обедняет стихотворение, и хорошо, если он при этом хотя бы не выглядит натужным.
  
   1. Киршенбаум Ф. Лети, душа
   http://samlib.ru/f/faina_k/fly_on_the_sky.shtml
  
   Эмоциональное, непростое для восприятие произведение, где форма использована удачно. Сильное впечатление производят отдельные строки:
  
   "Следы попутных птичьих стай
   уводят к Вавилонской башне,
   и небо в губы дышит влажно"
   Однако остальной образный ряд пролетел, к сожалению, мимо меня.
   "под крики: "Ахтунг!" и "Банзай!"" - использование в лирике сленга - интересный прием, но тут, на мой вкус, не смотрится. "Ахтунг" совсем уж не в тему из-за двузначности.
   "Тебя там встретит невзначай
   противник в схватке рукопашной" - поскольку я - человек, безнадежно испорченный интернетом, не могу не вспомнить (ассоциациям не прикажешь): "Чтобы вступить в рукопашный бой боец спецназа должен потерять на поле боя автомат, пистолет, нож, поясной ремень, лопатку, бронежилет, каску, найти ровную площадку, на которой не валяется ни одного камня или палки, и найти на ней такого же раздолбая" (с) неизвестный автор.
   А если серьезно, то в обороте "встретить невзначай в схватке" слово "невзначай" явно лишнее: служа сохранению формы в катрене, оно, в то же время делает всю конструкцию корявой.
   По совокупности оценю средне.
  
   2. Амелин В.П. Папе и Маме
   http://samlib.ru/a/amelin_w_p/papeimame.shtml
  
   "Обычный бантик из шнурков. И как вязать его ты знаешь:
   Сложить петельки, обернуть и... затянуть потуже."
  
   Серьезное, очень искреннее произведение. Подкупающее, в том числе, неожиданностью образа в рефрене, использованном тут, безусловно, со смыслом.
   Что нехорошо - от длинной строки форма, к ней не приспособленная, трещит по швам и уже сама корежит строку. Сомнительной благозвучности связки через союз "и" ради лишнего слога, архаичное "вослед" рядом с разговорными репликами, рубленые предложения - форму удержать удается дорогой ценой: произведение выглядит непричесанным, читается с запинками. К рифме рондель не требовательна, но даже однородные глагольные рифмы разные по звучанию: ряд "знаешь/опоздаешь/отправляешь/выезжаешь/пугаешь/" - совсем не мечта читателя.
   Но по совокупности впечатлений оценка все равно будет выше средней.
  
   3. Ласко Э. Утреннее
   http://samlib.ru/e/eddi_l/budilnik.shtml
  
   Юмор. Тема, честно сказать, избитая донельзя, и то, что это по форме - рондель, ничего содержательно не добавило. К тому же форма соблюдена неточно - в финальном пятистишии рифмовка хромает, и хромает не по схеме.
   "Ну, всё. Долой эту работу", - в этой строке что-то и с размером неладно, хочется прочитать "работу эту".
   "ты губишь сон, как дикий варвар!" - сравнение теоретически допустимое, но неудачное: почти плеоназм ("дикий дикарь"), кроме того - смысловой оттенок не тот. Варвары посевы топчут, картинами камины топят и тому подобное, а "загубленный сон" - это что-то из повести про раскричавшихся в неурочный час петухов, а не про варваров.
   Понравился звуковой ряд "варвар/кошмара/коварный"; чувства лирического героя к будильнику, в целом, разделяю. Но на общем фоне произведение выглядит слабовато - оценка будет ниже средней.
  
  
   4. Карсы Б. Если
   http://samlib.ru/k/karsy_b/esli.shtml
  
   "если бьют по рукам, лезь вперед головой.
   если бьют по щеке, могут врезать по той же".
  
   Запомнилось ярким и сильным рефреном, остальной же текст остался мной, к сожалению, толком не понят.
   "и напротив старик (раньше был надо мной.
   я тяну к нему руки, не рад он, похоже)
   словно в зеркало бьет по морщинистой роже" - ?.. Это так запутано прописан образ стареющего лирического героя как Бога в самом себе, или имелось ввиду что-то еще?
   "но трясу я козлиной своей бородой" - и причем тут козлиная борода? С выражением упорства и упрямства этот образ слабо ассоциирован.
   Не понимаю. Для чего без заглавных букв, тоже не понимаю.
   "на лице загорится огонь молодой.
   и сейчас так горит, и когда был моложе", - неважно выглядит строка: "был моложе" можно отнести и к огню, и к лирическому герою.
  
   В целом, сюжет произведения оставил впечатление сумбурного обрамления к рефрену. Или меня где-то совсем заело, или и правда сказано путано, или и то, и другое... Оценка, к сожалению, вырисовывается ниже средней. Если коллеги-судьи разберутся лучше, наверняка оценят выше.
  
  
   5. Винокур Р. Рондель: Ведь жизнь - обидно коротка
   http://samlib.ru/r/roman/rondel_nauka.shtml
  
   "Твори с упорством чудака.
   Чем физика - нет лучше дела...
   Звезда далёкая горела,
   Так недоступно высока,
   Ведь жизнь - обидно коротка".
  
   Неожиданно: начно-производственно рондель, аж старой фантастикой повеяло.
   Прямолинейно и пафосно (впрочем, жанр обязывает), не без огрехов: начало стихотворения с "Ведь" - не самая приятная дань требованиям формы, размер во втором катрене блюдет уж-ик. И некоторая смысловая натяжка в концовке: звезда "недоступно" высока не только потому, что коротка жизнь.
   Но, в целом, складно вышло. Так что оценка будет несколько выше средней.
  
   6. Пращур Хрупкая вещь
   http://samlib.ru/p/prashur/opus034.shtml
  
   "Не станет целою опять
   Расколотая в ссоре чашка".
   Невеселое метафоричное произведение о человеческих отношениях, которые "Моментом" не склеишь. Пример очень удачного использования формы.
   "Чем вздорить, лучше взять "ноль пять"
   И молча хлопнуть по рюмашке" - по моему впечатлению, несколько выбивается оборот из общего ряда, веет от него лубком (или шансоном?).
   Оценка будет высокой или очень высокой.
  
   7. Бодунец Ж. Не до ронделей...
   http://samlib.ru/z/zheka/rondel.shtml
  
   Вы заикались и бледнели,
   И говорили вслух стихами.
   А время шло, судите сами -
   Вы мне порядком надоели,
   Когда читали мне рондели.
  
   Стародавний шуточный сюжет, в данном случае - в форме рондели о рондели. Что почти ничего, в сущности, не изменило.
   Вышло тривиально, без находок, но исполнено технично, порадовала аккуратная рифмовка. Так что оценка будет несколько выше средней.
  
   8. Воронина Т. Лапки солнечных зайчиков
   http://samlib.ru/w/woronina_tatxjana/lapki.shtml
  
   "А асфальт еще помнил
   Лапки солнечных зайчиков..."
  
   Очень красивое стихотворение, и по содержанию, и по реализации формы.
   Образы, рифмы, атмосфера - все на высоте, кроме звукописи в рефрене. Непроизносимое "А-а"(сфальт), да еще на повторе - досадно. Оценка будет очень высокой.
  
   9. Бурель Л.Л. Когда любовь уходит на покой
   http://samlib.ru/b/burelx_l_l/burel507.shtml
  
   "Когда любовь уходит на покой,
   Жизнь споро предлагает суррогаты"
   Невеселая романтично-философская рондель.
   Образный ряд и форма хорошо согласованы, хотя рифмы местами слабоваты. Без спорных моментов не обошлось:
   "На сердце - страсти суетной заплаты" - трудночитаемая инверсия.
   "Коварно-упоительный попкорн" - мне одной кажется, что это уже что-то из наследия Стивена Кинга? "Внуки Кукурузы - 33: теперь и в вашей микроволновке!"
   Но, в целом, складно. Оценка будет выше средней или высокой.
  
   10. Аноним Нелюбовь
   http://samlib.ru/a/anonimus_i_i/unlove.shtml
  
   "Чем нелюбовь банальней, тем трудней
   смириться с расставаньем молчаливым"
  
   Отличное сочетание хулиганства и лиризма - для рондели в самый раз. Как и некоторая архаичность авторской интонации.
   "Сигарный пепел в складках простыней
   она стряхнет движеньем небрезгливым", - слегка режет глаз. Обычно, если "стряхнуть", то "с (простыни)", а если уж складки и карманы, то из них и вытряхнуть.
   Оценка максимальная.
  
   ***
   Из десяти ронделей, прошедших в финал, нашлось три очень удачных - и ни одной совсем провальной. Все, надеюсь, получили интересный опыт - твердые формы дают его с избытком...
   Здесь, возможно, стоило бы еще порассуждать о рондели и ее возможностях, но пора переходить к следующей номинации.
  
   II. Верлибр
  
   В отличие от ронделей, верлибр - форма свободная, и хотелось бы видеть, как свобода эта используется авторами для раскрытия замысла, а не висит в воздухе.
   Верлибр лишен четкого ритма и рифмы, но, лишившись тем самым привычных стихотворных достоинств и инструментов, многое приобрел взамен. Отсутствие формальных ограничений позволяет широко использовать разбивку на сроки для варьирования смысла (подталкивая ассоциации читателя в нужную сторону или обманывая их для "эффекта неожиданности"), включать отдельные рифмы для расстановки акцентов или украшения стиха, включать повторы строк, слов и звуков, играть с ритмическими перебивками, и так далее. Практически все эти приемы можно найти и в "обычных" стихах, однако роль их и возможности там не столь велики.
   Отдельный момент - вопрос о разграничении верлибра со "стихотворениями в прозе" и с прозой вообще.
   Не все, даже из пишущих, об этом задумываются, но разбивка на абзацы (иногда - на короткие, в одно слово-предложение, абзацы) в прозе имеет огромное значение, а с разбивкой прозаического текста на строки мы имеем дело каждый день из-за размера экрана или печатного листа. Однако "Мертвые души" хоть и поэма, но не верлибр - это понятно. И любая другая проза - не верлибр, хоть в столбик ее записывай, хоть в два столбика. Но что тогда - верлибр, как провести границу?
   К слову: все желающие могут попробовать почитать в слух любой текст - да хоть бы и текст этого обзора - акцентируя внимание на программной разбивке на строки; эффект получается весьма забавный.
   На мой взгляд, принципиальное значение для классификации использование упомянутых выше специфических приемов, характерных и для верлибров, и для "обычных" стихов - но не имеющих силы в прозе. Если произведение можно без существенных потерь переписать в строчку - это или не верлибр, (или, как вариант - не слишком удачный верлибр). Таких "неверлибров", которые я бы отнесла, с большей или меньшей уверенностью, к "стихотворениям в прозе", среди произведений-участников в первом туре традиционно оказалось немало, и среди них традиционно оказалось немало неплохих работ. Некоторые из них прошли в финал и, скорее всего, получат от меня высокие оценки, но предпочтение я, все же, буду отдавать тем произведения, в отношении которых вопрос соответствия форме не стоит.
  
   1. Рыжков В. Принцип домино
   http://samlib.ru/r/ryzhkow_w_a/028zzz5pr.shtml
  
  
   "вдыхая не жизнь, а смесь ассоциаций
   в испареньях болотных подтекста,
   презирая книксены флюгер-подсолнуха,
   чтоб в словах вроде "спать" не педалить значений,
   не выйдя в тусовщицы из-за хождений по водам
   пункта А, не дочУдив до Б (по условьям задачки),
   примеряя объятия чёрной дыры, -
  
   городская былинка, проживающая
   в холодильнике дома, где стены огненные..."
  
   Верлибр. С красивым ритмическим рисунком.
   Сюрреализм как направление отрицает объективные критерии оценки, потому пытаться что-то такое изобрести и приложить к нему - занятие бесполезное. Иногда поток сюрреалистических образов оказывается интересен к осмыслению, иногда ему удается растревожить подсознание и запустить поток ответный. Тут ничего такого не произошло, так что - мимо меня, к сожалению. Оценка будет средней или несколько ниже средней.
  
   2. Ласко Э. После больницы
   http://samlib.ru/e/eddi_l/poslebolnitzy.shtml
  
   "Элька не любит
   когда ей в лицо с фотографий
   упираются взгляды
   умерших
   или бывших"
  
   Весьма интересный и атмосферный верлибр закручен вокруг ситуации и образа главной героини в ней; но к финалу образ распадается.
   Вначале уменьшительно-ласкательное "Элька" кажется ироническим: вырисовывается портрет человека немолодого, одинокого уже в силу возраста, пережившего родных и друзей. Но в концовке: "Эльке еще предстоит читать..." - значит, нет? Или героиня постепенно впадает в детство? "Полуправда врачей" оставляет возможность того, что она - и читатель вместе с ней - что-то понимает неверно...
   Вынуждена с сожалением признать - запуталась. Однако по совокупности впечатлений оценка будет выше среднего или высокой.
  
  
   3. Рановит Мотылёк
   http://samlib.ru/d/dart_k/motylek.shtml
  
   "А позже... много позже, я слышал,
   Был человек -
   Он знал толк в стальных булавках и кованых гвоздях.
   И ещё умел плести из слов прочные, словно сталь сети.
   Я слышал, как он распял звёздную синь на полированной дощечке
   И в мёртвый пергамент
   Впечатал взмах живого мотылькового крыла".
  
   Специфические особенности верлибра тут выражены не слишком отчетливо - но, безусловно, верлибр. Философия созерцания гармонично сплавлена с образным мысленным рассуждением; от неторопливого, богатого описаниями сюжета веет Востоком.
   Оценка будет высокой или очень высокой.
  
   4. Бессонная А. Янтарь
   http://samlib.ru/b/bessonnaja_a/amber.shtml
  
   "Янтарь ещё не застыл, льётся маслом...
   (и масло легко было взбить, растопить, до корочки лук обжарить,
   и слёзы почти не текли от свежего лука,
   сейчас текут сами, но пахнет цветами, не луком).
   Поднимаешь с пола мини-машину времени,
   а времени давно уже нет".
  
   Неожиданно - при таком-то названии. Жутковатый, эмоционально глубокий верлибр о старости, о силе и бессилии, о круговороте времени.
   Повтор "лука"/ "не луком" в приведенной цитате, на мой вкус, неважно звучит, как и приставка "мини" к машине.
   На протяжении всего произведения автор варьирует время и повествовательною "точку зрения", играя с грамматической нормой. Уместный прием, но в такой высокой концентрации осложняет восприятие и оставляет ощущение некоторой неряшливости. Поэтому оценка будет очень высокой, но вряд ли максимальной. Хотя...
  
   5. Жерелье Посев
   http://samlib.ru/z/zherelxe_jana_wladimirowna/vaza.shtml
  
   "А ваза сдерживает мои порывы танца, но ты не против,
   я чувствую как нервно дрожат у горла вазы твои пальцы,
   пытаясь отворить мою свободу.
   Я готова".
  
   И вновь сюрреализм.
   Тут в сюре больше от реализма (образы понятны, поддаются интерпретации), что, на мой вкус, неплохо; центральный образ вазы с пеплом весьма интересен. Но, как стихотворение - слабее: на фоне распадающегося, размашисто-рваного ритмического рисунка частичная рифмовка тоже смотрится аляповато и впечатление не улучшает. Оценка будет несколько ниже средней.
  
  
   6. Diamond A. Эхо от помех
   http://samlib.ru/a/ace_d/fromthebottom.shtml
  
   "Чем выше живёшь - тем дальше могила.
   Ложь.
   Но такова парадигма:
   этажом ниже - чуть страшнее и тише".
  
   И вновь сюр, на этот раз, закрученный вокруг экспериментов со звукописью. Получилось местами любопытно, местами - чересчур искусственно и вычурно. Аллитерации разнонаправлены и налезают одна на другую. Очень фрагментарный текст: нет крепкого сюжетного стержня, который для любых технических наворотов - первейший материал и опора. Оценка будет средняя.
  
   7. Фост О. Спрашивали меня
   http://samlib.ru/f/fost/asked.shtml
  
   "Спрашивали меня: отчего не сойдёшь с каменистой крутой тропы?"
  
   Простое и красивое в своей простоте произведение, родственное по форме библейским стихам. Хорошо, но с верлибрами в нем исчезающе мало общего: на мой взгляд, это пример 100% "стихотворения в прозе". Поэтому оценка будет выше среднего, но вряд ли намного.
  
   8. Пращур Фрол
   http://samlib.ru/p/prashur/opus033.shtml
  
   "Долго читал приговор дьяк.
   Степан отрешённо глазел в небо.
   Я же рассеяно слушал,
   Гоня из мыслей слова священника,
   Коими он напутствовал утром
   Нас на тот свет:
   "После казни вас ждут муки вечные;
   Кнут и дыба вам вспомнятся отдыхом"".
  
   Сюжетный верлибр со слабо выраженными "верлибровыми" особенностями, которые, впрочем, тут были бы не слишком уместны. Наверное, читается нормально, даже если не знать, о ком речь - хотя справка о персоналиях где-нибудь под текстом или в аннотации, на мой взгляд, не помешала бы.
   Должна признаться, исторический сюжет именно в такой форме вижу впервые, и впечатления смешанные: с одной стороны, неплохо, интересно, с другой стороны, кажется, что "классическая" былинная тоника или силлабический белый стих, или даже обычное силлабо-тоническое сложение тут подошли бы лучше. Есть впечатление, что верлибр как форма к таким сюжетам в принципе не слишком многое может добавить в сравнении с художественным прозаическим изложением.
   Оценка будет несколько выше средней.
  
  
   9. Эстерис Э. Когда-нибудь
   http://samlib.ru/n/nasturcija/dsds333.shtml
  
   "Когда-нибудь...
   Окончательно потеряв контроль над реальностью,
   забыв, что завтра необходимо то-то и то-то,
   попробую, кажется раз в сотый,
   взлететь над угасающим миром
   картонных грёз,
   и застыну
   морозным узором на стекле,
   а ты придешь и не догадаешься,
   сотрешь мокрой тряпкой,
   чтобы смотреть в мир незамутненно."
  
  
   Всего одиннадцать строк, а больше и не надо. Симпатичный короткий верлибр с ударной концовкой; лирика с философской ноткой. Оценка будет высокой или очень высокой.
   "..., кажется раз" - как-то выбивается тут этот оборот, на мой взгляд.
  
  
   10. Римских Р. De Lemuriis
   http://samlib.ru/r/rimskij_r/remuria.shtml
  
   "богоубийства свершаются на шестом часу от рассвета
   и непременно в иды
   уж так повелось от рима сего
   в здешнем лучшем из римов"
  
   Второй верлибр на историческую тему, в меньшей степени сюжетный и в большей - атмосферный. Потому вместо вопроса о взаимном соответствии формы и содержания возникают вопросы, собственно, по содержанию. Необходимость исторической справки - причем, по гамбургскому счету, куда более обширной, чем приведенная в аннотации - существенно осложняет восприятие и понимание. Интересное, самобытное произведение, но настолько "не для всех", что это уже, на мой вкус, скорее минус, чем просто особенность. Оценка будет выше средней, но вряд ли намного.
  
  
   11. Киршенбаум Ф. Зима, разорви
   http://samlib.ru/f/faina_k/zimar.shtml
  
   "Ты только не пугайся,
   ты же не пытался жить - на разрыв,
   поэтому тебе не будет больно".
  
   Пожалуй, ближе к стихопрозе, чем к верлибру; резкое, надрывное стихотворение, стилистически, может быть, чересчур отрывисто-рваное. Оценка будет высокой.
  
   12. Емсобак воздушный спрут
   http://samlib.ru/e/emsobak/vzdushniy_sprut.shtml
  
   "я спросил у тебя невзначай
   что есть прозрачность
   маска последнего бога
   на карнавале забытых вещей"
  
   И снова сюрреализм. И снова, к сожалению - мимо меня...
   Быть может, я просто разучилась читать сюр?
   Увы мне, ежели так.
   Стихотворение целиком - не зацепило, но ритмическая организация порадовала, отдельные образы показались весьма интересными. Поэтому оценка будет выше среднего.
  
   13. Шокол Ю. Бог
   http://samlib.ru/g/gerasim_j_s/bog.shtml
  
   "Бог приходит домой,
   Выключает энергосберегающую лампочку солнца,
   Зажигает ночник луны,
   Привычно банит дьявола за флуд
   На личном сайте".
  
   Во многих ипостасях воплощавшийся прежде сюжет; простая, без находок, форма и компьютерный антураж с сайтами и флудом ничего нового в него не привнесли. Но исполнено, в целом, неплохо, поэтому оценка будет средняя.
   "Отчего виски твои белы,
   Словно древние айсберги?" - сомнительное, на мой вкус, сравнение.
  
   14. Аноним Арлекин
   http://samlib.ru/a/anonimus_i_i/harlequin.shtml
  
   "Одетый в коричневый больничный халат,
   пожилой арлекин,
   я сам себе и рассада, и урожай, и влюбленный садовник".
   На мой взгляд, ближе к стихотворению в прозе, чем к верлибру. Но во всем остальном хорошо: насыщенный и яркий текст, в тоже время, не нагруженный сложными тропами. Оценка будет высокой.
  
   ***
   Вот и все с верлибрами. Несколько неожиданно, что при общем высоком уровне номинации явных фаворитов, которым немедля по прочтении хотелось бы поставить максимальную оценку, не нашлось...
   Интересно, окажется ли ситуация в "Стихотворении" схожей или прямо обратной.
  
  
   III. Стихотворение
  
   Ввиду большого числа работ вопрос об абсолютных и сравнительных достоинствах произведений стоит в этой номинации особенно остро. Самую избитую тему возможно подать по-новому, грубое нарушение формы возможно сделать мощным авторским оружием - но и то, и другое удается редко.
   Здесь я - как, впрочем, и во всех других случаях - надеюсь встретить в конкурсных работах ясность и глубину содержания, красоту формы и гармоничное их сочетание, порожденное уникальным авторским взглядом и дающее читателю представление о нем.
  
   1. Бродович И. Черное в белом, белое в черном
   http://samlib.ru/b/brodowich_i/black.shtml
  
   "- Чтобы было, как я люблю, - я тебе говорю,
   - надо еще пройти декабрю.
   Чтобы был закат цвета рябиновых брызг,
   и снег оскольчат и ноздреват".
  
   Романтическая лирика, интересно поданная через пейзажную метафору. Красивое, в т.ч. по форме, но тяжелое для восприятия стихотворение - из-за сложной диалогической организации сюжета, отсутствия единообразия в рифмо-метрической структуре, специфического образного многословия, из которого - при всех его достоинствах - сложно выделить веские, запоминающиеся цитаты. Оценка будет выше среднего или высокой.
  
   2. Емсобак город птицеловов
   http://samlib.ru/e/emsobak/gorod_pticelovov.shtml
  
   "есть на отшибе парк аттракционов,
   скрипит мозоль подшипников качелей,
   и в небе птичье раннее кочевье
   несёт тревогу юным птицеловам".
  
   Первое произведение с немалым градусом сюра, попавшее если не в яблочко, то в грушу. К тому же форма на высоте - опоясывающие редкие рифмы красивы сами по себе и усиливают впечатление от сюжета, дают привкус холодного свежего воздуха. Оценка будет высокой.
  
   3. Огурцова Т. Брошенная дача
   http://samlib.ru/o/ogurcowa_t/00000broshendacha.shtml
  
   "А здесь только запах российской глубинки -
   Полыни и мёда, грибов и травы.
   Да утром на каждом цветке по росинке,
   Да небо родное, да шелест листвы".
  
   Назидательное по тону простое и прямолинейное произведение, как по содержанию, так и по форме. Технических без грубых огрехов, но но в целом, к сожалению, не убедительно. Как "искушенный турист", я знаю, что давно брошенные дома пахнут запустением и подгнившим деревом, а одежда от росы промокает насквозь, пока идешь через заросший участок. И калитка от ветра уже не скрипит, ее еле с места сдвинешь: петли ржавеют и забиваются грязью. Авторская мысль мне понятна и отчасти даже близка, но в искусственный идеализированный пейзаж никаких эмоций не вызывает. Оценка будет ниже средней.
  
   4. Беляева С.М. Удиви меня, цирк!
   http://samlib.ru/b/beljaewa_s_m/elbdb.shtml
  
   "Я ещё много лет буду думать,что день выходной - понедельник.
   Удиви меня, цирк! Ты навек зажигаешь сердца".
  
   Автобиографическое стихотворение. Такие произведения всегда интересны заложенными в них эмоциями. Только, как часто в таких случаях бывает - практически весь "бэкграунд" отношений лирического героя с субъектом или предметом его чувств остается за кадром, и центральный для произведения образ - в данном случае, образ цирка - получается размытым, трудноуловимым.
   С технической стороны вышло слабовато: ритмически неровно, рифмовка частью хромает (иллюзий/будням; акробаты/шляпы), частью заезжена донельзя (города/навсегда; сердца/конца). Оценка будет ниже средней.
  
   5. Арсентьев С.Н. Шторма нет
   http://samlib.ru/a/arsentxew_s_n/calm.shtml
  
   "Мы ждём, когда часы пробьют двенадцать,
   но завтра - это прежнее вчера".
  
   Четкое по форме стихотворение с ясно выраженной идеей, но подводящий к ней образный ряд кажется очень спорным.
   "Так дети понапрасну в шуме города,
   склоняя головы, болтают ни о чём" - странное сравнение. То, что постороннему наблюдателю - "понапрасну" и "ни о чем", участникам - очень даже о чем и не напрасно: детская болтовня куда реже бессодержательна и бессмысленна, чем у повязанных этикетом взрослых.
   "Как пропадали, не коснувшись края света,
   плывущие по звёздам корабли -
   мы пропадём", - красивая фраза, даже очень, но что-то тут не то. Море "череду пустых бесед" не напоминает никоим образом, в "шторма" корабли попадают постоянно, "цель" у плавания есть обязательно, и на "бездействие по сути" оно, разве что, для пассажиров может быть похоже - да и то... Зачем лирический герой вообще провел это сравнение с кораблями? Ничего ведь общего.
   Оценка будет средняя.
  
   6. Бунингит Элегия осени
   http://samlib.ru/u/ulxjana_kolesowa/elegijaoseni.shtml
  
   "Осень в броские шмотки
   Перестала рядиться,
   Престарелой красотке
   Не к лицу молодиться."
  
   Пейзажная лирика. Вечный сюжет смены времен года исполнен уверено, однако, на мой вкус, грубовато - простые и однородные, в большинстве своем, рифмы не дают той образной естественности стихотворной речи, которой отличаются лучшие представители жанра. Оценка будет несколько выше средней.
  
   7. Клинов О. Теперь мы твердо встали на ноги, да
   http://samlib.ru/k/klinow_o/rt-16_stih.shtml
  
   "Мы вросли в эту землю ногами, мозгами, глазами;
   Оторваться нет сил - да наверное, нет и нужды".
  
   Философская лирика. Мелодичное стихотворение с вечным сюжетом. Исполнено технично, сдержанная интонация хорошо подходит лирическому герою как носителю представленной идеи. Оценка будет выше средней.
  
   8. Киршенбаум Ф. Усталое стихотворение
   http://samlib.ru/f/faina_k/ustala.shtml
  
   "Подступает комок раздраженья
   к отставанию сонных минут,
   и пунктирной разметкой движенья
   мысли против движенья бегут".
  
   Замысел ясный, однако перевод его с языка символов непрост и эмоций сильных не вызывает. Символы не оживают в тексте, не играют гранями, а, скорее, просто присутствуют в нем - или дело в том, что для меня лично они, по-видимому, имеют несколько другое значение, чем заложенное автором? Технически исполнено аккуратно, радует также и лаконичность. Оценка будет выше средней.
  
   9. Татаркин А.С. Осень
   http://samlib.ru/t/tatarkin_a_s/osen.shtml
  
   "От Триумфальной Арки
   До Крымского Моста,
   По небу - росчерк яркий
   Кленового листа".
  
   Городская лирика, простая по форме и сути. Исполнено аккуратно, но не схватывается ни пейзаж, ни настроение.
   От Триуфальной до Крымского - это, на мой взгляд, как "из середины батона полкуска отломить и от горбушки - еще треть".
   "Весь город обреченно
   Метелей ждет и вьюг"
   "Росчерк яркий кленового листа" как метафору осеннего заката воспринять с некоторым скрипом могу, но разве есть в этой, как дальше сказано, "фатальной яркости" обреченность и ожидание, конец сопротивления? Совсем другое настроение, на мой взгляд.
   Оценка будет средней.
  
   10. Усачёва С. Свадьба лучшего друга
   http://samlib.ru/u/usachewa_s_g/best_friend_wedding.shtml
   "Было всё хорошо - и вдруг
   Завела ты какого-то "мужа"..."
  
   Простое, но симпатичное юмористическое стихотворение от лица мохнатого друга человека; на звание высокой поэзии оно не претендует, но сделано аккуратно и любителей собак, безусловно, порадует. Оценка будет несколько выше средней.
  
   11.Либерман А.Ш. Пока что листья не опали
   http://samlib.ru/l/liberman_a_s/00list.shtml
  
   "Пока что листья не опали
   И крепко держатся на ветках,
   Дыханье осени едва ли
   Закончит лето".
  
   Отличный, выдержанный в добродушно-ироничном тоне, сплав лирики с пейзажной метафорой; концовка - блеск. И форма, в целом, в порядке.
   "Хоть тоненьким пером из стали
   На небе вычерчена сетка" - образ не вполне понятен. И, дальше, лед и тленье в одном ряду странно смотрятся.
   Оценка будет очень высокой.
  
   12. Ковалевская А.В. Погода для просушки парусов
   http://samlib.ru/k/kowalewskaja_a_w/pogodadljaprosushkiparusow.shtml
  
   "Погода для просушки парусов!
   Ты ждёшь невольно с птичьей почтой вести,
   И губы в нолик, и сдуваешь крестик
   В предзимье нарисованный тобой
  
   На будущем, на радужных надеждах".
  
   Мелодичное стихотворение с несколько банальным, но умело обыгранным центральным образом и умело выдержанной формой (хотя "парусов"/ "тобой" - это никуда не). Для критически-читательского счастья ощутимо не хватило ударной концовки. Оценка будет выше средней.
  
   13. Летучий Г. По мосту
   http://samlib.ru/l/letuchij_g/pomostu.shtml
  
   "Мне представилась жизнь, как поток человеческой массы,
   устремлённый вперёд через пропасть, на ветхом мосту".
   Философское стихотворение. Несть числа мостам в стихах, но тут образ обыгран умело и представлен с интересной стороны. С общей мыслью я скорее не, чем согласна - с другого бока на такие вопросы смотрю - но, так или иначе, интересное произведение.
   От формы впечатление неоднозначное: рифмы четкие, ритм в общем и целом выдержан, но - сплошные повторяющиеся союзные связки, неаккуратное словоупотребление.
   "Стало меньше перил, да и доски - в сучках и не гла?дки,
   и всё более длинным становится каждый пролёт.
   За спиною толпа, и уже наступают на пятки.
   Оступился - затопчут, и двигаться надо вперёд" - по структуре самый неаккуратный, на мой взгляд, катрен. "Более длинным" - страшный зверь; уменьшение числа перил тоже непросто представить.
   "тут поддержки напрасно не жди от идущего вслед", - "напрасно" - избыточность; во фразе "тут поддержки не жди" тщетность ожидания уже заложена.
   Образ "трассы", по моему ощущению, несколько выбивается из общего тона.
   По совокупности - оценка будет выше средней.
  
  
   14. Эстерис Э. Не мне назначен нынче путь
   http://samlib.ru/n/nasturcija/tuer.shtml
  
   Не мне назначен нынче путь в унылые места
   где не вздохнуть и не чихнуть где правит пустота
   где в стылом трепете полей мороза торжество
   где льется солнечный елей на черное крыло
  
   Странное стихотворение. Анафора "где", пожалуй, хорошо тут смотрится, но особая отстраненная интонация, которую дает отсутствие знаков препинания, на текст как-то... набекрень, что ли, легла: в некоторых строках, вроде, хорошо, но в других - рука тянется вернуть запятые с точками на место. В сюжете - сочетание лютых готических штампов вроде правящей пустоты и медно-яростного заката с авторскими образами; в чем соль этой ядреной смеси, не могу уловить.
   "где дела нет до наших дел где судьи мирно спят
   кто воздаяния хотел попробуй сдай назад
   попробуй вырваться в весну отпустят может быть
   чтобы успеть свою вину забыть иль искупить" - но вот это здорово. И ввиду этого оценка будет выше среднего.
  
   15. Зайцев П.С. Не уснуть
   http://samlib.ru/z/zajcew_p_s/hhh.shtml
  
   "Мне б суметь
   и побольше улыбок дарить.
   Кто-то скажет: "Банально!", но так уж оно во Вселенной".
  
   Не. Про "банально" ничего говорить не буду. Скажу, что технически вышло довольно тяжеловесно, и "собой/тоской", "дарить/говорить", союзные связки в каждой строке в концовке - это все можно, конечно, но не мечта. Поэтому оценка будет высокой, но не максимальной. А авторская интонация и прямота вкупе с содержательностью мне как читателю и критику импонируют.
  
   16. Шокол Ю. Звёздочка
   http://samlib.ru/g/gerasim_j_s/zwezdochka.shtml
   "отпускаю легко - никогда не держала, но
   вечность оптом торгует часами лежалыми,
   их никто никогда не берет.
   перед новыми годами, днями ли судными,
   закупаясь людьми, мишурой и посудою,
   потихоньку волхвует народ".
  
   По форме очень красивое стихотворение, радует ритмическими решениями, редкими и составными рифмами. (Только "днями ли судными" неудачно сливается в одно слово). Содержание при этом весьма расплывчато, вернее сказать, оно тут, наверное, просто не в фокусе. Вроде и есть логическая последовательность в сюжете, а, может, и нет ее; символических намеков насыпано щедро, что дает бесконечное многообразие возможных интерпретаций. Оценка будет высокой.
  
   17. Суздальцева Э. Кот
   http://samlib.ru/m/maljawina_e/kot.shtml
  
   "В мой дом приходил дикий Кот,
   Лежал у живого огня,
   Прищурив глаза на меня.
   Зачем - кто его разберет?"
  
   Произведение для любителей собак уже было, а это - для кошатников; хотя, честно сказать, редко у какого кошатника образ кошачьего пения ассоциируется с чем-то приятным.
   Это, скорее, не стихотворение, а песнь жанра "фэнтези", построенная, в основном, на жанровых штампах. Тут и плащи/мечи, и свечи непременно - куда ж без них; впрочем, дикий красавец-зверь, который почему-то ("кто его разберет") ведет себя с человеком, как домашний котенок - тоже жанровый штамп.
   В жанровых рамках - вышло, наверное, неплохо, но для произведения в свободном плавании такие очевидные рамки и обилие штампов - почти всегда существенный недостаток. С точки зрения формы тоже слабовато: ритм выдержан, но много слабых рифм или не рифм вовсе ("вдвоем/огонь", "жила/с утра"). Оценка будет ниже среднего.
  
   18. Аноним Огни
   http://samlib.ru/a/anonimus_i_i/fires.shtml
  
   "Как холодны небесные огни!
   Но есть огни земные: утешенье
   сулят усталым путникам они".
  
   Внятность замысла и лаконичность его изложения, стилистическая целостность формы - это, на мой взгляд, большой плюс, но сплошь однородная рифмовка на архаично усеченных окончаниях "-ье" - не плюс; очевидно, что специально так сделано, а все равно по нынешним временам так себе смотрится. Поэтому оценка будет высокой, но не чересчур.
  
   19. Пентегов Д.А. Гоняет ветер листья облетевшие...
   http://samlib.ru/p/pentegow_d_a/okt2015.shtml
  
   "Гоняет ветер листья облетевшие.
   Природа говорит "прощай" теплу.
   И женщины, за лето загоревшие,
   Уже не в шортах ходят по селу".
   Еще одно сезонно-пейзажное произведение. Технически без грубых огрехов. В целом, тривиально, концовка неплоха, но "уже не в шортах" - образ провальный. оворит "прощай" теплу" - лютый штамп; конкретизирующая биографическая привязка ("Грустить, что скоро снова день рождения") ничего хорошего не дает. Оценка будет ниже средней.
  
   20. Карсы Б. Ее лицо...
   http://samlib.ru/k/karsy_b/eelitso.shtml
  
   "ее лицо - спил дерева,
   жучками лет потраченный,
   а внучка лечит пальчиком
   и, что пройдет, уверена".
  
   Когда среди обычной околофилософской и пейзажной лирики, символизма, сюра и шуточных работ натыкаешься вдруг на серьезное реалистичное произведение, это всегда огорошивает. Сложно его оценивать объективно.
  
   "от них пришли рабочие
   сейчас, спилили дерево.
   отец сажал для дочери.
   да надо так, наверное".
  
   Сюжет простой, не новый, но такая реализация сопоставления образов лирической героини и дерева производит большое впечатление. Повторяющиеся "и", "а", в начале строк всегда смотрятся неважно, но, учитывая продиктованную образом некоторую суматошность тут формы как таковой, в общем-то, не особо режут глаз. Оценка будет очень высокой.
  
  
   21. Степаненкова Е.Д. И мосты не горят
   http://samlib.ru/s/stepanenkowa_e_d/imostynegoryat.shtml
  
   "К завершенью война. Мы - солдаты без стороны.
   Победитель-Зима ищет пленных незрячим взглядом.
   Говори, говори, дай мне силу свою взаймы -
   Нам сдавать оборону и рвать под шумок блокаду".
  
   "Сдавать оборону" и "рвать блокаду" в одном ряду смотрятся странно: обычно либо одно, либо другое. Не складывается все это в единую достоверную картину.
   Когда "желанье уснуть сильнее желанья выжить", в состоянии предельной моральной и физической усталости, не до неспешно-лиричных разговоров о грядущей контрибуции сиренью; они в таком контексте выглядят, как футбольный матч на кладбище.
   Если рядом действительно война, назовет себя человек "солдатом без стороны"?
   "Потускнела, истерлась, как чей-то чужой портрет,
   Отчеканенный на обесценившихся монетах". - хороший образ, но и тут ложка дегтя сверху. Обесценившиеся монеты в таком антураже "бесконечных бед" - образ вполне конкретный, материальный, и портреты на них для лирической героини не могут быть "чьими-то", они тоже вполне конкретны; тут эта неопределенность возникла, наверное, из-за необходимости сохранить размер, но это не делает ее более уместной.
   Оценка будет средней.
  
   22. Асадуллаев Р.И. Дотянуться до неба
   http://samlib.ru/a/asadullaew_r_i/a1.shtml
  
   "Город стиснет меня в своих цепких бетонных объятьях,
   И поманит туда, где красивы и грязь, и обман.
   Паутиной асфальт... Но теперь-то могу вспоминать я,
   Как коней выводил на поля сквозь вечерний туман". - А раньше-то вспоминать что мешало?
   Стихотворение о единении с памятью души (или с личным или историческим прошлым? - не понятно). Образный ряд весьма тривиален (тут нехороший город - а там на коне по полю вскачь и чистое небо над головой); что он выводит к метафоричной концовке - это плюс, но ввернутое "Я глазами сверкну" в ней совершенно неуместно. Или лирический герой там девушкам глазки строит? Это ж не анекдот! "Он сверкнул глазами" - нормальное описание от наблюдателя, но про себя так не говорят, если не хотят добиться комического эффекта.
   Форма без грубых огрехов, но частые повторы союзов в начале строк сильно портит впечатление.
   (Я никогда не устану на них ругаться: этот простейший способ уравнять слоги чаще всего неблагозвучен, поскольку союз сливается со следующим словом, кроме того - как и, к примеру, однородная рифмовка, - он слишком прост, чтоб при частом употреблении можно было счесть его красивым или хотя бы нейтральным решением).
   Оценка будет несколько ниже средней.
  
   23. Воронина Т. За плечами ноябрь...
   http://samlib.ru/w/woronina_tatxjana/zaplechami.shtml
  
   "За плечами ноябрь, как краюха вчерашнего хлеба.
   Сквозь дождливую пыль темный день незаметно уходит,
   Навалилось на крыши ненастное, хмурое небо,
   Погрузив Петропавловки шпиль в фиолетовый грот непогоды".
  
   "Грот непогоды" у меня не схватывается как образ, а, в целом, отлично. Красиво, зримо, узнаваемо - но в то же время и нет... Моросящий ритм, редкие, в большинстве своем - пусть и не везде четкие - приятные на слух рифмы. Оценка будет максимальной.
  
  
   24. Белова А.А. "Поздняя мокрая ночь за окном..."
   http://samlib.ru/b/belowa_a_a/pozdnjajamokrajanochxzaoknom.shtml
  
   " -- Ты не спишь, дорогая? Что с тобой, дорогая?
   -- Это жёлтые светофоры меня обмигали."
  
   Неологизм в концовке, на мой взгляд, отличный; эти финальные строки - как от какого-то другого произведения.
   А все остальное... Выше была песня жанра "фэнтези"; тут - жанр бульварного любовного романа. Серьезно к рассказанной романтической истории проблематично относится. Номинально текст про чувства, а реально - живописует красивую "глянцевую" картинку, и все на том.
   Рифмовка неплоха; неровный ритм, на мой вкус, тут не очень смотрится. Оценка будет несколько ниже средней.
  
  
   25. Рановит Берендеевы рассветы
   http://samlib.ru/d/dart_k/berendeev_rassvet.shtml
  
   "Не рассыпаться звоном по просекам и просёлкам,
   Рыжим солнцем осенним не прыгнуть из-за холма;
   Не блеснуть в серебристом ручье золотым осколком,
   Подпалив старых сосен узорчатые терема".
  
   Образное стихотворение-зарисовка: что, зачем и почему - осталось за кадром (если это известный мифологический сюжет, я его не признала), зато настроение настоящего момента передано в красках. И форма хороша.
   Оценка будет высокой.
  
   26. Лирик Т. Endspiel
   http://samlib.ru/l/lirik_t/a26.shtml
  
   "Ранней осенью небо нежнее,
   Солнце чутче, прохладней зной,
   И тепло в эти дни нужнее,
   Даже, может, нужней, чем весной". - Четвертая строка, такое впечатление, так себе попадает в ритм; изменение формы "нужнее"/ "нужней", опять же, неважно смотрятся.
  
   "Мне, конечно, не видеть рая:
   Вроде, белый, но весь в грязи.
   Дошагаю до самого края --
   И, представь себе, раз -- и в ферзи!".. - а тут лишний слог, нет?
  
   Перебор и горячо "любимых" мной союзных связок - но не сказать, чтоб очень сильный. И в целом впечатление от стихотворения осталось всесторонне приятное: Интересный образный ряд, редкая нынче в стихах естественность речи, хорошие рифмы. Оценка будет очень высокой
   .
   27. Бодунец Ж. Время перемен
   http://samlib.ru/z/zheka/change.shtml
  
   "От вокзала до вокзала
   Стук колес и ветра свист.
   Начиная чистый лист,
   Сходит с рельс вагон усталый.
   Колет плечи одеяло.
   Дремлет старый машинист".
  
   Сюрреалистично-философское стихотворение, построенное вокруг железнодорожной метафоры, всесторонне мне близкой, но в сути своей тривиальной.
   Форма выдержана умело. Второе шестистрочие не нравится - образ не возникает.
   Оценка будет выше средней.
  
   28. Шайкевич И. Вершины разной высоты...
   http://samlib.ru/a/ariela/wozrast.shtml
  
   "Так в юности легки мы на подъём!
   Влекло туда, где шире окоём -
   с высоких гор на мир взирать привольней.
   Рюкзак за плечи, "кошки", альпеншток -
   и в край никем не хоженых дорог,
   не думая искать путей окольных".
  
   Аккуратное, умело выдержанное по форме, а содержательно - довольно неровное стихотворение. В первых строках образы невыразительны и тривиальны, но дальше -
  
   "Проснёшься рано утром - и рука
   потреплет по загривкам облака?,
   лежащие у по?лога палатки" - здорово.
  
   И концовка хороша.
   Сюжет мне, увы, уже несложно на себя примерить...
   По совокупности, оценка будет высокой.
  
   ***
   В отличие от верлибров, тут претендентов на мой максимальный балл было много, а тех, кто неподалеку - и вовсе тьма. Вряд ли какое-то из произведений можно считать фаворитом. Конкуренция очень велика; подозреваю, призовая тройка тут будет определяться сотыми баллов.
  
   ***
   Что сказать в заключение?
   Приятно отметить, что уровень произведений в финале во всех номинациях оказался выше ожидаемого. Хотя замечаний у меня нашлось для всех, в большинстве случаев они не слишком существенны или не существенны вовсе ввиду субъективности и незначительности. Если кого-то мои разборы задели, прошу простить. Критика, коммуникация о коммуникации - дело такое: порой не хочешь, а зацепишь, потому что все друг друга не верно поняли...
   Удачи вам, товарищи участники! Спасибо вам - и, конечно, коллегам по орг.команде - за интересный конкурс. Творческих успехов - и до новых встреч!
  

С уважением,

I.V.

14.02.2016


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"