Странно, но всё, что Вы поставили в заслугу Лео, как
автору "Без мазы", я
воспринял, скорее, как недостатки. Постараюсь
объяснить. Да,
рассказ-притча; да, образы точные и сочные; да,
чувства пронзительно
обнажены. Я не остался равнодушным, и горло сжимало,
и тоска подступала, но
при этом смутно ощущал раздражение.
Как мне кажется, я вполне понимаю причины, по
которым Лео взял за образную
основу своего рассказа чудную светлую сказку Гоголя
"Ночь перед
рождеством". Лео разрушает вынесеный из детства миф
о счастливой
всепобеждающей любви Викулы и Оксаны и достигает
этим кумулятивного
эффекта. Трагический сюжет приобретает притчевое
звучание.
Не буду говорить этично или неэтично так поступать.
Цитатность современных
художественных произведений кем только не
обсуждалась. Правда, одно дело,
когда цитаты используются/обыгрываются в тексте, а
другое, когда текст
строится на разрушении первоисточника.
Дух гоголевских "Вечеров на хуторе близ Диканьки"
передан мастерски,
немногими уверенными штрихами. При этом выморченные
и вывернутые реалии
наших дней приобретают жутковатую бесжалостную
яркость и контрастность.Это
так.
Но при всём при том, другой стороной этой игры с
литературой явилась, на
мой взгляд, некоторая энтомологическая
отстранённость автора. Он, словно
кукловод, уверенно дёргает за ниточки своих героев и
сердца читателей.
Бывают такие беспроигрышные сюжеты, вечные
мелодраматические сцены, на
которые реагируешь мгновенно, автоматически,
испытывая при этом раздражение
оттого, что тобой манипулируют, но ты не в силах
этому противостоять.
Если в "Точке жизни" Лео нашёл свою тему, свою
интонацию, то в "Без мазы"
он сыграл "наверняка".
Жёстко, да? Я ведь знаю, что Вы отнеслись к "Без
мазы" совершенно иначе. Я
Вас не обидел?
С уважением. Роман.
6
Здравствуйте Роман!
Тон Вашего письма нисколько меня не обидел, но
заставил глубоко задуматься
о сути сказанного и поискать аналогий в жизни. Не
приходилось ли Вам ловить
себя на том, что иной раз и денег нет, а всё же
протянешь просящему
монетку, а другой раз и сердце от жалости
разрывается, а пройдёшь мимо,
пряча глаза, чтоб не давили своим взглядом на
жалость? Почему так? Вот
ведь и литература - всё та же нищенка на крыльце
человеческого сердца -
пустят ли в дом обогреться либо прогонят грубым
словом по жалкому её
образу. Видимо, всё дело в том, в какую минуту
попалось то или иное
произведение тебе на глаза - и времена эти сменяют
друг друга, кто знает,
по какому закону...
Для меня самое главное действующее лицо этого
рассказа - Маза, и вся жизнь
героев его уложена автором в соответствие с их
отношением к мазе. Но это
рассказ не о жалкой доле человека, а человеческой
сути. Смысл его не в том,
что вот есть маза, значит, будет счастье и не
останется Ивасик без
матери, а вот нет мазы, значит, будут они с Вакулой
бродить по вагонами и
собирать свою мазу.