Актуальна ли сейчас эта тема? Я думаю - актуальна. Ближний Восток живет мифами. Арабы с помощью некоторых "еврейских друзей" дошли до того, что вообще отрицают существование Храма царя Соломона (Шломо) на Храмовой горе. ВАКФ под прикрытием израильского правительства бульдозерами уничтожает артефакты еврейского присутствия там. Печально видеть, как обсуждается вопрос о передаче части Иерусалима и самой Храмовой горы арабам. Неужели опять хотят разделить Иерусалим стеной?
Так, что знание истории, я думаю, сейчас никому не помешает. Тем более описываемые события подтверждаются археологическими раскопками и источниками в других странах.
По терминологии: в виду того, что я привожу различные источники (ничего своего), названия книг ТАНАХа - как в этих источниках, а не танахические. Думаю так большинству будет удобнее. Если кому это неудобно читайте здесь: Йешайа. А так - смотрите таблицу ниже:
Шмуэль Б (II Самуила) 2-я Царств
Мелахим А (I Царей) 3-я Царств
Мелахим Б (II Царей) 4-я Царств
Йешайяhу Пророка Исайи
Ирмияhу Пророка Иеремии
Диврей hа-ямим А (I Хроники) 1-я Паралипоменон
Диврей hа-ямим Б (II Хроники) 2-я Паралипоменон
Года в этих источниках также не еврейские, но мне кажется большинству читателей и это будет удобнее, поэтому я не стал их переводить.
Глава 1. Год 687 до новой эры
Приблизительно в 722 году, после трехлетней осады Самарии, столицы десяти колен, город был захвачен Саргоном II, царём Ассирии, а население Северного царства, или Израиля, было уведено в плен, из которого оно так никогда и не вернулось.
Приблизительно в 701 году до н.э. Синаххериб, сын Саргона, выступил в свой третий поход - на юг (и в Иудею). Письменные свидетельства о походе сохранились в клинописном тексте на плоскостях шестигранной призмы. Так называемая "Призма Тейлора" содержит описание восьми походов Синаххериба. О своем победоносном шествии он выразился так: "Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты".
Призма Тейлора - глиняная призма из Ниневии с анналами Синаххериба; открывается словами: "Я - Синаххериб, великий царь, могучий царь обитаемого мира, царь Ассирии..." Датируется 691 г. до н. э., хранится в Британском музее в Лондоне.
Сообщение о третьем походе, записанное на призме, соответствует рассказу из четвертой книги Царств (18:13-16). Согласно обоим источникам, Синаххериб взял много городов. "Самого же Хизикию-иудея [Езекию, царя Иудеи]", говорит Синаххериб, "как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер". Но Синаххериб не взял Иерусалима; ему пришлось удовлетвориться серебром и золотом в качестве дани, посланной в Лахиш, город в южной Иудее. После этого ассирийцы вернулись домой с богатыми трофеями.
Размеры дани - тридцать талантов золота называют оба источника; 300 талантов серебра, согласно книге Царств; 800 талантов "отборного серебра", согласно тексту Призмы.
Свидетель происходивших событий, пророк Михей (Миха), описывает в своей книге мрачные картины гибели городов низменности: "Потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего, до Иерусалима... ибо сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима" (Книга пророка Михея, 1:9 и далее).
Среди городов, которых постигло бедствие, Михей упоминает Лахиш, Морешеф-Геф (Морешет-Гат), Ахзив, Мареша, Оделлам. Все они располагались в Иудейской низменности. В своих хрониках Санхерив утверждает, что он отторг от Иудеи значительные области в районе Низменности и присоединил их к территориям филистимских государств Ашдода, Экрона и Газы. Из его слов также следует, что один из ассирийских отрядов даже осадил Иерусалим и возвел вокруг города земляные насыпи. В то же время основные силы ассирийцев был направлены на захват Аскалона (Ашкелона), который являлся союзником Иудеи.
У Езекии не было иного выбора, кроме как просить пощады; сил для защиты страны оказалось недостаточно. Езекия решил выиграть время, рассматривая мир как передышку, что бы достроить крепости, разместить в них гарнизоны, подготовиться к тому, чтобы по команде завалить все источники и колодцы. Об этом рассказывается во второй книге Хроник (32:1-6).
Встревоженный мятежом Езекии, который объединился с царем Эфиопии и Египта, Синаххериб вновь возвращается в Иудею и разбивает свой лагерь близ Лахиша. Один из военачальников Синаххериба, - Рабсак направляется в Иерусалим вести переговоры с послами Езекии. Рабсак говорил громко по иудейски, что бы его слышали и воины на крепостных стенах (Исайя 36:18 и далее): "Итак, да не обольщает вас Езекия, говоря: "Господь спасет нас". Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?" Он говорил им, чтобы вспомнили судьбу Самарии, чьи боги не спасли город, когда его штурмовали ассирийцы. Он сообщил, что Синаххериб требует, чтобы они сдались на его милость, в том случае обещая, что их отведут в страну, где такие же хорошие земли, как у них.
Уполномоченным Езекии было велено не вступать ни в какие споры. Не получив ответа, Рабсак отправился в Ливны, куда из Лахиша прибыл Синаххериб. Эфиопский царь Тахарка выступил против Синаххериба и, перейдя египетскую границу, готовился к сражению. Рабсак еще раз отправляет письмо Езекии с требованием сдаться: "Пусть не обманывает тебя Бог твой, на которого ты уповаешь, думая: "не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского"".
Таково было пророчество Исайи: Иерусалим не будет захвачен ассирийцами, а царь, который поносил Господа, будет поражен мечом.
Этот эпизод в ТАНАХе излагается трижды со всеми подробностями - в четвертой книге Царств, главы 18-20; во второй книге Хроник, глава 32; и в книге Исайи, главы 36-38. Первая версия включает начальную часть рассказа о Синаххерибе, захватившем укреплённые города Иудеи, и о Езекии, царе иудейском, который покорился царю Ассирии и выплатил ему дань. Все танахические источники сообщают о мятеже Езекии против Синаххериба, об отказе платить дань. Совершенно очевидно, что, несмотря на повторное упоминание города Лахиша, речь идет о двух разных походах: при первом Езекия сдался и согласился платить дань; второй поход был предпринят несколькими годами позже. За это время Езекия "восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом (речь идет о цитадели в самом Иерусалиме, возможно, на горе Сион.), и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их" (II Хроники 32:5-6). А затем следует чудодейственный разгром ассирийского войска.
Анналы Синаххериба излагают лишь первую часть истории: завоевание городов и земель, изъявление покорности Езекией и выплату им дани. Осада города Лахиш на призме не описана, однако на одном ассирийском рельефе сохранилось изображение этой осады. Молчат ассирийские источники и о поражении в Иудее, и только эпилог - убийство Синаххериба его собственными сыновьями - одинаково описан в Священном писании и в клинописном тексте Асархаддона, сына Синаххериба.
Разгром армии Синаххериба произошел позже, очевидно, во время последнего похода Синаххериба, незадолго до его убийства, данные об этом не вошли в клинописный текст призмы с описанием восьми походов. Плачевный исход кампании вряд ли мог побудить царя приказать начать надписывать новую призму с описанием этого похода.
Еще в ХIХ веке было установлено, что первая часть рассказа из книги Царств дублирует текст призмы, в то время как вторая часть рассказа из книги Царств, как и рассказ из книги Хроник, а также из книги Исайи - это отдельный рассказ об особом походе в Иудею.
Генри Ролинсон был первым, кто выдвинул предположение о двух походах Синаххериба в "Палестину". Этой же точки зрения придерживались У. Ф. Олбрайт и З. Горн. Призма Тейлора излагает события до 20 числа месяца адар 691 г. до н.э. Гуго Винклер аргументировал эту точку зрения тем, что эфиоп Тахарка стал царем Эфиопии и Египта после 691 г.: "Это может означать, что новый поход Синаххериба должен был состояться после разрушения Вавилона (689 г. до н.э.), о чем у самого Синаххериба записей нет". Указание на "четырнадцатый год царя Езекии" в книге IV Царств (18:13) объясняет, почему комментаторы не обращали внимания на вполне очевидный факт двух походов. И город Лахиш (библейский Лахис), упомянутый как в первом, так и во втором походе, также вносил путаницу. К. Фуллертон по этому поводу заметил (К. Fullerton. The Invasion of Sennacherib. Biblioteca Sacra, 1906), что Ричард Львиное Сердце также избирал Лахиш своим лагерем во время двух различных походов. Историки согласны, что Тахарка мог стать царем не раньше 689 г. до н.э. См. также: J. V. Prasek. "Sanheribs Feldzuge gegen Juda", Mitt, d. Vorderasiat. Ges. (1903): R. Rogers. Cuneiform Parallels to the Old Testament (1926), p. 259.
Первый поход против Иудеи был предпринят в 702 или 701 году до н.э. Датой второго похода называют 687 или - что менее вероятно - 686 год.
"О последних восьми годах его правления [после того, как оборвался рассказ глиняной призмы] мы не располагаем никакими сведениями из его собственных анналов, которые на этом завершаются. Синаххериб еще раз ходил походом на запад (687 или 686?)" (H. R. Hall. Ancient History of the Near East (1913), p. 490. "Еврейская версия, в том виде, как она известна, представляется путанной по причине предыдущего похода 701 г. до н.э. В IV книге Царств, Тахарка уже величается царем, хотя он стал таковым не ранее 689 г. до н.э". (Ibid.) См. также: D.D. LuckenbilL Annals of Sennacherib (1924), p. 12).
Глава 2. Следы на местности
Лахиш (Лахис
Лахиш, или в древнем произношении, Лакиш (в Синодальном переводе - לכישׁ, לכשׁ; в Септуагинте - Лахис).
Синнахириб был настолько горд своим завоеванием Лахиша, что это событие было запечатлено на барельефе, выставленном в его дворце в Ниневии, где оно и было найдено около века назад. На барельефе показаны разные стадии осады крепости и завоевания города Синнахирибом. Рядом с царем сделана надпись: "Синнахириб, царь мира, царь земли Ашшура, восседающий на троне - nimedu, пред которым проходят пленники из Лахиша".
Стела, изображающая захват Лахиша.
Лахиш являлся одним из главных городов Иудеи того времени, превосходя своими размерами Иерусалим и Мегиддо. Город находился на Иудейской низменности (Шфела) и являлся главным звеном в шедшей с севера на юг цепи укреплений, возведенных Ровоамом в конце X столетия до н.э. (2 Пар. 11:5 - 10). В 1932 году на холме проводит раскопки британская археологическая экспедиция под управлением генерала Джеймса Старки. В 1938 году раскопки прекращаются из-за убийства Старки арабскими бандитами. Раскопки эти были грандиозными, в них принимало участие сотни землекопов, и до сих пор на северо-западном углу Тель-Лахиша красуется еще один холм - из выбранной породы...
В 1966 и 1968 гг. здесь копал д-р Йоханан Ахарони под эгидой Иерусалимского, а затем Тель-Авивского университетов. С 1973 по 1987 гг. раскопки продолжались под управлением проф. Давида Усишкина (ин-т Археологии при Т.-А. университете). Именно тогда и прекратились споры, шедшие с конца XIX века, о местонахождении древнего Лахиша.
Схема Лахиш.
Лахиш сегодня.
Панель, украшавшая комнату дворца Синахериба.
Свидетельсва в Иерусалиме
В Иерусалиме единственным свидетельством, непосредственно связанным с нашествием Синаххериба, является система обеспечения города водой. В 4 Цар. 20:20 говорится о том, что Езекия "сделал пруд и водопровод и провел воду в город". В 2 Пар. 32:30 сказано, что он "запер верхний проход вод Гиона и провел их вниз к западной стороне града Давидова". Эти стихи свидетельствуют о том, что, готовясь к осаде (возможно, речь шла о Синаххерибе), царь решил обеспечить Иерусалим собственным, находящимся в городских стенах, источником воды. Он подготовил новый водоем за городскими укреплениями (Ис. 22:9 - 11) в юго-западной части города. После этого он прорыл под холмом туннель, по которому поступали в бассейн воды Гиона, и, вероятно, постарался скрыть от нападавших сам Гион. В 1880 г. дети обнаружили в туннеле, на расстоянии примерно 25 футов от Силоама, какую-то надпись. Эта Силоамская надпись в течение многих лет считалась наиболее важным письменным памятником в Палестине XIX века, и основанием для датировки всех прочих надписей на еврейском языке являлось сравнение формы их букв с буквами этой надписи, которую стали рассматривать в качестве своеобразного эталона. На стене туннеля было подготовлено специальное плоское поле, однако уцелели лишь нижние шесть строк текста. Они могут быть переведены следующим образом:
"[Когда] (туннель) был пройден. Пробит же он был так: пока еще (использовались) топор(ы), и оставалось пройти три локтя, работники [услышали] голоса, доносившиеся с другой стороны, потому что справа и слева камень прилегал по - разному. Когда же туннель был закончен, и проходчики пробили (толщу) камня, они вышли навстречу друг другу лицо к лицу, топор к топору; и вода потекла из источника к водоему на расстояние 1200 локтей, высота же скалы над их головами составляла сто локтей".
Строительство Силоамского туннеля и второй линии оборонительных стен Иерусалима, к востоку от города, вероятно, были завершены Езекией незадолго до второго похода Синнахериба на Иудею в 688/7 гг. до н.э. В 701 г. до н.э., за те несколько месяцев, которые прошли между началом кампании и вторжением ассирийцев в Иудею, он просто не мог осуществить столь обширную строительную программу. Откупившись от Синаххериба в 701 г. до н.э. чтобы выиграть время, Езекия восстановил старую стену, заложенную примерно за тысячелетие до его времени [Kathleen M. Kenyon, Royal Cities of the Old Testament. New York: Schocken Books, 1971, pp. 24-32; Hershel Shanks. The City of David After Five Years of Digging. BAR, November/December 1985, pp. 22-38], обеспечил город водой, пробив Силоамский туннель, засыпал источники вокруг города, построил систему башен для защиты источника Гион. Возведенная при нем внешняя стена была открыта и обследована Райхом и Шукроном [Ronny Reich, Eli Shukron. Light at the End of the Tunnel. BAR, January/February].
Местонахождегие города Экрона
Известняковая плита, найденная в Тель Микне.
Надпись на известняковой плите, найденная в Тель Микне (Tel Miqne), в 37 км к юго-западу от Иерусалима, подтверждает, что на этом месте находился Экрон, один из пяти главных городов Филистии. В 712 г. до н.э. он был завоеван ассирийским царем Саргоном II. В 705 г. ненадолго попал под власть царя Иудеи Езекии. Третий город был основан после похода Синнахериба в 701 г. до н.э. против восставших правителей Финикии и Иудеи, в результате которого ассирийская власть над этим регионом была восстановлена. Он стал самым крупным известным нам древним центром по производству оливкового масла.
Глава 3. Огонь с небес (IGNIS E COELO)
Разгром армии Синаххериба лаконично описан в четвертой книге Царств (19:35-36): "И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Синаххериб, царь Ассирийский, и жил в Ниневии". То же описание и во второй книге Хроник (32:20-21): "И помолился царь Езекия и Исайя, сын Амосов, пророк, и возопили к небу. И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых, и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он [Синаххериб] со стыдом в землю свою".
Чем объяснить этот разгром? "Малах" (Malach), переведенный здесь как "ангел", на древнееврейском означает "тот, кто послан исполнить приказ", причем подразумевается, что приказ Господа. В книге Царств и у Исайи дано объяснение: на Синаххериба будет послан дух (IV Царств 19:17; Исайя 37:7). "Вот, Я пошлю в него дух, и он... возвратиться в землю свою" - это пророчество было сделано непосредственно перед катастрофой.
Одновременную смерть десятков тысяч воинов невозможно объяснить эпидемией, как принято толковать это место, - никогда болезнь не поражает так стремительно. В крайнем случае, большой военный лагерь мог заразиться в течение нескольких суток, но болезнь не могла распространиться на большое количество людей сразу.
"Сегодня мы знаем, что войско Синаххериба уничтожила тропическая лихорадка", пишет К. Керам в своей популярной книге "Боги, гробницы, ученые", выражая тем самым общепринятое мнение по этому вопросу. Уильям Г. Макнил. Эпидемическая альтернатива.
Источники Талмуда и Мидраша довольно многочисленны, и все они почти единодушны в том, отчего погибло ассирийское войско: на лагерь Синаххериба с неба упала молния. Это было не пламя, а испепеляющая молния: "Сгорели их души, хотя одежда осталась нетронутой". Явление сопровождалось ужасным шумом (Tractate Shabbat 113b; Sanhedrin 94a; Иероним об Исайя 10:16; Ginzberg, Legends, VI, 363).
Arad gibil - вот вавилонское определение ignis e coelo (огня с небес) (Ср. Winckler. Babylonische Kultur (1902), p. 53; Eisler; Weltmantel und Himmelszelt, II, 451 ff.).
Иосиф Флавий писал, что причиной внезапной гибели ста восьмидесяти пяти тысяч воинов в ассирийском стане под стенами Иерусалима в первую же ночь осады была чума.
Царь Езекия заразился чумой, он был при смерти. Послали за Исайей. Пророк извещает царя, что он умрет, но вскоре возвращается и предлагает царю исцеление - пластырь из смокв, - который следует приложить к нарыву. Одновременно Исайя объявляет Езекии, что Господь избавит его от немедленной смерти и спасет город "от руки царя Ассирийского".
"И вот тебе знамение от Господа... Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило" (Исайя 38:6-8; IV Царств 20:9 ел.). (Десять ступеней - это десять делений на циферблате солнечных часов перед царским дворцом.)
Оптическая иллюзия - общепринятое объяснение смысла этого отрывка.
Скиапарелли в своей кн. "Астрономия в Ветхом завете" (р. 99) обращает внимание на литературу с обилием "диковинных и эксцентричных идей" на тему о "ступенях Ахаза" и ссылается на Библейский словарь Винера (Realworterbuch, I. 498-499), где "рассматриваются примечательные курьезы". "Ни одно из объяснений не представляется обоснованным", замечает Винер, "и фактическое содержание того, что послужило основой рассказа, никогда не будет установлено".
Но солнечные часы в связке с именем Ахаза говорят, что речь идет о солнечных часах, сделанных при царе Ахазе, отце Езекии. В талмудистских преданиях отмечается, что тот день, когда хоронили Ахаза, оказался укороченным на десять ступеней. Напротив, тот день, когда Езекия заболел и выздоровел, удлинился на десять ступеней. В этом и заключается смысл фразы "тень, которая прошла по ступеням Ахазовым" (См. The Babylonian Talmud, Sanhedrin 96a; Pirkei. Rabbi Elieser 52. Другие источники в кн.: Ginzberg. Legends, VI, 367. M. Gaster. The Example of the Rabbis (1924). В главе "Merodach and the Sun" этой книги перечислены упоминания этого феномена в Талмуде.).
Раввинические источники вполне определенно утверждают, что в тот вечер, когда от пожирающего огня или грома погибло войско Синаххериба, в движении солнца были нарушения (Seder Olam 23. Ср. Евсевий и Иероним об Исайя 34:1. См. так же: Ginzberg. Legends, VI, 366).
Версия Великовского.
Глава 4. 23 марта
Иммануил Великовский выдвигает свою версию: космической, планетарной катастрофы.
Мало кто задумывался, почему в древности боги-планеты играли такую важную роль. Юпитер, Венера, Марс...
Юпитер - главный бог древних народов? Почему не Солнца, которое ярче и важнее? Я изучал мореходную астрономию, но сейчас с трудом найду (а найду?) на небе эти планеты. Как же произошло, что Юпитер стал величайшей святыней в Риме точно так, как Зевс в Греции, Мардук - в Вавилоне, Маздра - в Персии, Амон - в Египте? Всё это - названия планеты Юпитер. Можно ли объяснить, почему эта планета обожествлялась народами древности, почему ее имя было на устах у каждого? Движение планеты не представляет собой чего-либо исключительного - раз в двенадцать лет она пересекает небо. Это яркая планета, однако, она не доминирует в небесах. В то же время Аполлон - Солнце - источник света и тепла, был только второй святыней. Тоже касается Венеры и Марса.
Человек обожествлял те "стихии", которые представляли для него реальную "силу". Не буду здесь касаться истории религий. Но с точки зрения сегодняшнего тихого звездного неба - странно читать о богах-планетах. Проще найти "Марсово поле" в Санкт-Петербурге, чем Марс на небе.
Внезапная гибель армии Синаххериба была, вероятно, вызвана какой-то причиной космического порядка, ею же объяснимы нарушения осевого вращения Земли. Попавшие в атмосферу газы могли в некоторых областях привести к удушью и отравлению всего живого.
Такое объяснение требует подтверждения из других источников - нарушение в движении Солнца не могло ограничиться лишь Иудеей и Египтом (о нем пишет Геродот). Иные приметы катастрофы - например, укрывшее небо газовое облако - не могли бы остаться незамеченными в других частях света.
Прежде всего, необходимо точнее определить ночь гибели армии Синаххериба. Современные исследования указывают на 687 год до н.э. (менее вероятен 686 год). В Талмуде и Мидраше находим ценную подсказку: войско погибло в первую ночь Песаха (Пасхи). Огромный вражеский стан был истреблён, когда народ запел благодарственный гимн пасхальной службы [The Jerusalem Talmud, Tractate Pesahim; Seder Olam; Tosefta Targum IV Царств 19:35-37; Midrash Rabba, III, 221 (English ed. by H. Freedman and M. Simon)]. Песах отмечалась приблизительно в дни весеннего равноденствия (За последние два тысячелетия праздник Песах, привязанный к лунному календарю, мог отмечаться с середины марта до конца апреля.)
В книге Эдуарда Био Catalogue general des etoiles filantes et des autres meteors observes en Chine apres le Vile siecle avant J. C (Издана в Париже в 1846 г., франц.) "Сводный каталог падающих звезд и других метеоров, наблюдавшихся в Китае после VII в. до н.э.", список открывает следующее сообщение:
"В год 687 до н.э., летом, при четвертой луне, в день sin mao (23 марта) ночью на небо не вышли неподвижные звезды, хотя ночь была ясная (безоблачная). Посреди ночи звезды стали падать, подобно дождю."
Дату - 23 марта - вычислил Эд. Био. Само же сообщение основывается на древних китайских источниках, приписываемых Конфуцию. В другом переводе текста, сделанном А.Ремюза (Abel Remusat. Catalogue des bolides et des aerolithes observes a la Chine et dans les pays voisins (1819): "Много споров ведется относительно этого текста Конфуция" (р. 7).), концовка этого отрывка передана такими словами: "Хотя ночь была ясная, звезда рассыпалась в виде дождя" (il lomba une etoile en forme de pluie).
В анналах Бамбуковых книг (Bamboo Books) упоминается, как кажется, то самое событие: на десятый год правления императора Квея (семнадцатого императора династии Юнь, или восемнадцатого правителя со времени Яо) "пять планет сбились со своего пути. Ночью звезды падали, как дождь. Земля содрогалась" (The Chinese Classics (transl. and annot. by J. Leggc, Hong Kong ed). Ш, Pt 1, 125).
Слова из анналов "ночью звезды падали, как дождь" фактически повторяют сообщение Конфуция о каком-то космическом происшествии 23 марта 687 года до н.э. Причиной его анналы называют возмущения планет. Сообщение Конфуция особенно ценно, ибо оно датировано - названы день, месяц и год.
Небо было безоблачно, должны были бы сиять звезды, но их не было на небе, и это заставляет нас вспомнить слова пророков (Иоиль 2:10; 3:15).
Каталог Эдуарда Био, открывающийся сообщением о 687 годе, перечисляет затем случаи падавших с неба метеоритов на протяжении последующих столетий вплоть до начала новой эры; но чудо 687 года в китайских летописях последующих веков ни разу не повторилось.
Это редкое явление произошло как раз в тот год и в тот же день, - 23 марта 687 года до н.э. - когда, как сказано выше, на основании современных исследований и приводимой Талмудом даты, была уничтожена армия Синаххериба. В китайских анналах содержится краткое, но точное сообщение об этой ночи, которую мы предполагаем ночью гибели ассирийского войска.
Китай расположен на расстоянии от сорока пяти до девяноста градусов восточнее Иудеи, разница во времени - от трех до шести часов.
В одной надписи майя говорится о том, что планета близко подошла к земле.
Опубликовано Рональдом Стратом (Ronald Strath). На нее ссылается Беллами (Moons, Myths and Man, 1938, p. 258). Единственную ссылку на эту работу Страта обнаружена в кн.: Jean Gatterfosse and Claudius Roux. Bibliographie de I'Atlantide et des questiones connexes (Lyon, 1926) под ? 1184, но и составителям библиографического справочника не удалось найти эту публикацию. Ср. Jensen. Kosmologie. Ill, R561, 5а: "Великая звезда упала". Юпитер был известен в Вавилонии под именем "великой звезды". Насколько велика была та звезда, задавался вопросом Йенсен.
Поклонение Марсу
Космическое тело, которое периодически - каждые четырнадцать или шестнадцать лет - сближалось с орбитой Земли, должно было иметь значительную массу, чтобы повлиять на вращение Земли.
Вся римская мифология заимствована у греков. И только один бог римского пантеона играет несопоставимую роль в сравнении со своим двойником греческого Олимпа. Этот бог - Марс, дубликат Ареса эллинов
Помимо Ареса планету Марс у греков представляет еще Геркулес. Эратосфен (Eratosthenis catasterismorum reliquiae, ed. С. Robert 1878): "Tertia est stella Martis quam alii Herculis dixerunt" ("Марс - третья звезда, о которой иные говорят, что это Геркулес"). Точно так же считает Макробий (Saturnalia III. 12, 5-6), который полагался на авторитет Варрона.
Марс, бог войны, был вторым по значимости после Юпитера-Зевса. Он олицетворял планету Марс, ему посвящался месяц март (Марс), а еще его считали отцом Ромула, основателя Рима. Это был национальный герой римлян. Ливий в предисловии к своей истории Рима, "столь великого города", уступающего лишь могуществу богов, отметил: "Римский народ... называет своим Отцом и отцом своей империи не кого-нибудь, а Марса".
Совмещение активности Марса со временем основания Рима подсказывает, что у римлян должно было существовать предание о том, что город на Тибре возник при поколении, которое само наблюдало за великими подвигами своего планетного бога.
Основание Рима по времени близко к великим пертурбациям в природе, происходившим в дни пророков Амоса и Исайи. По вычислениям Фабия Пиктора, Рим был основан во второй половине первого года восьмой Олимпиады, иначе говоря, в 747 году до н.э.
Квинт Фабий Пиктор, первый римский летописец (род. в 254 г. до н. э.); участвовал во II Пунической войне. В 216 г., после битвы при Каннах, был отправлен с римским посольством к дельфийскому оракулу, что бы узнать волю богов. Написал (на греческом) первую историю Рима от переселения Энея до II Пунической войны (сохранилась в отрывках).
Другие римские авторитеты расходятся с этой датой всего на несколько лет (Полибий относил основание Рима ко второму году седьмой Олимпиады (750 г до н.э.); Порций Катон - к первому году седьмой Олимпиады (751 г. до н.э.); Валерий Флакк - к четвертому году шестой Олимпиады (752 г. до н. э.); Теренций Варрон - к третьему году шестой Олимпиады (753 г. до н. э.); Цензорин был согласен с Варроном.). Год 747 - начало астрономической эры на Среднем Востоке; и "землетрясение Озии" произошло, как кажется, в том же году.
По настойчиво повторяемой римской легенде зачатие Ромула, основание Рима и смерть Ромула - все происходило в годы больших потрясений, сопровождавшихся небесными знамениями и нарушениями в движении Солнца. Причем это каким-то образом было связано с планетой Марс. Плутарх писал: "Ромул получил имя Квирина как бог-воитель или бог-копьеносец [Марс]" (Plutarch. Lives, "The Life of Romulus" (transl.B.Perrin, 1914).) По легенде Ромул был зачат в первый год второй Олимпиады (772 год до н.э.), когда произошло полное затмение Солнца. Латинские историки утверждали, что в день основания Рима движение Солнца было нарушено, и мир погрузился в темноту (Cp. F. K. Ginzel. Spezteller /canon der Sonnen und Mondfinsternisse (1899), and T. von Oppolzer. Kanon der Finsternisse (1887).). Во времена Ромула "чума поразила страну, принося внезапную смерть безо всякой болезни", случались также "кровавые дожди" и другие бедствия. Земле трясения подолгу сотрясали землю. По древнееврейским преданиям "первые римские поселенцы вскоре обнаружили, что стоит им построить хижины, как они тут же разваливаются" (Библиографию см. в кн.: Ginzberg. Legends, VI, 280.).
Смерть настигла Ромула, когда, по словам Плутарха, "неописуемые, невероятные перемены произошли над землею: солнце затмилось, наступила ночь, но не спокойная и мирная, а с оглушительным громом и ураганными порывами ветра со всех сторон", и среди той бури Ромул исчез (Plutarch. Lives, "The Life of Romulus").
И вот как те же явления в день смерти Ромула описывает Овидий (Фасты, II, 489 ел. [Пер. Ф. Петровского]):
Дрогнули оба полюса,
И задрожал с ношей небесной Атлант...
Спряталось солнце, и все облаками закрылось небо,
И полился проливши, ливень тяжелый из туч.
Гром гремит, все бегут, небо, треснув, сверкает огнями:
И на отцовских [Марсовых] конях возносится
царь [Ромул] в небеса.
Езекия был современником Ромула и Нумы, - это было известно Блаженному Августину: "Те дни простираются... вплоть до Ромула, царя римлян, или до начала правления его преемника Нумы Помпилия. Езекия, царь Иудеи, вполне определенно правил в то же время" (Augustine. The City of God, Bk. XVIII, Chap. 27).
Если Марс действительно был обожествленным космическим пришельцем во дни Езекии и Синаххериба, мы вправе ожидать, что Марсу будут приписаны не только деяния поколения Ромула, основателя Рима, но и сама дата тогдашних возмущений будет отмечаться как культовый праздник Марса.
Второй поход Синаххериба в Иудею современные исследователи относят к 687 году до н.э. Талмуд поможет уточнить время года: это случилось в ночь весеннего праздника Песах. Китайские источники дают предельно точную дату: в полночь 23 марта 687 года произошло какое-то грандиозное космическое событие.
Главный праздник культа Марса происходил в месяце, посвященном этому богу-планете. "Anciliq, или священные щиты... проносились салиями, или воинами-жрецами, исполнявшими воинские пляски несколько раз в течение марта вплоть до 23-го числа этого месяца (tubilustrium), когда совершалась церемония очищения боевых труб (tubae); и вновь 19 октября (armilustrium), когда ancilia и оружие чистились перед тем, как их убирали на зиму" (Цит. по W. W. Fowler. "Mars", Encyclopaedia Britannica, 14th). "Наиважнейшая роль в культе Марса отводилась празднику tubilustrium на двадцать третий день марта" (Roscher. "Mars". Цит. по кн.: Lexikon der griech. und тот. Mythologie).
Легко объяснить тот факт, что Марс имел два праздника (вторая дата - 19 октября, почти месяц спустя после осеннего равноденствия), если вспомним, что было несколько пертурбаций, вызванных одной и той же космической причиной. На дни, близкие к весеннему равноденствию, приходилось два праздника, один - в честь планеты Марс, другой - в честь планеты Венера, по времени совпадавшие. Праздник Минервы продолжался от девятнадцатого до двадцать третьего марта, а двадцать третье марта был днем почитаемых богов Марса и Минервы-Афины (Ibid., Col. 2402).
Глава 5. Марс "атакует"
В Вавилонии планету Марс называли Нергалом (J. Bollenrucher. Gebete und Hijmnen an Nergal (1904), p. 3). Это название упоминалось в давние времена, за много веков до восьмого столетия. Но именно в этом столетии планета стала верховным божеством. К ней были обращены многие молитвы. "Лучезарный чертог, освещающий землю... кто сравнится с тобой?" Во славу этой планете строились храмы, воздвигались статуи. Когда Самария была завоевана Саргоном, отцом Синаххериба, на жительство туда были присланы новые поселенцы и те в Самарии построили храм планете Марс (IV Царств 17:30).
Планеты Марс боялись из-за ее буйства и непредсказуемости. "Нергал, всемогущий среди богов, трепет, ужас и страх наводящий светоч"; (Luckenbill. Records of Assyria, II, Sec. 508), писал Асархаддон, сын Синаххериба. Шамашшумукин, царь Вавилонии и внук Синаххериба, писал: "Нергал, самый яростный из богов".
Примечательно, что ассирийцы считали Нергала богом, приносящим поражение. Другой внук Синаххериба, Ашшурбанапал, царь ассирийский, писал (Ibid, Sec. 922):
Нергал, совершенный воитель,
Сильнейший среди богов,
Герой, коему нет равных,
Могучий владыка, битв предводитель,
Владыка мощи и силы,
Владыка бури, приносящий поражение.
Обращает на себя внимание и то, что в седьмом и в шестом веках до н.э. имя Нергал нередко становится состав ной частью личных имен. Два военачальника Навуходоносора II носили одинаковые имена - Нергалшарецерг (Иеремия 39:3). В Вавилоне правил царь по имени Нериглиссар. Жрецы, воины, купцы, разбойники с именами Нергалшарецера известны по документам седьмого века.
В восьмом веке в Вавилонии Марс называли "непредсказуемой планетой" (Мнение Шаумбергера, цит. по кн.: Kugler. Sternkunde und Sterndienst in Babel, 3rd supp., p. 307).
Исторические надписи восьмого века до н.э. сообщают о противостояниях звезды Марс (Нергал). За ними всегда внимательно следили. "Движение Марса считалось очень важным для астрологов Вавилонии - его восходы и заходы, исчезновения и возвращения... его положение по отношению к экватору, изменение его светимости, его отношения с Венерой, Юпитером и Меркурием" (Согласно Безольду, цит. по кн.: Boll. Sternglaube und Sterndeutung, p. 6).
В Индии "различные фазы попятного движения планет, в особенности Марса, также были объектом пристального внимания" (Thibaut. "Astronomie, Astrologie und Mathematik", в кн.: Grundriss der indoarischen Philologie und Alterhumskunde, III (1899).).
Обращаясь с молитвами к Нергалу, воздевали руки к звезде Марсу: "Ты, который ходишь в небе... с блеском и ужасом... царь сражений, неистовый огненный бог, бог Нергал" (Bollenrucher. Gebete und Hymnen an Nergal, pp.9, 19 ("Zauberspruch mit Handerhebung an den Mars-Stern").). В Вавилонии Нергал-Марс называли "огонь-звездой" (Согласно Шаумбергеру, см. Kugler. Sternkunde und Sterndienst in Babel, p. 304; Bollenrucher. Gebete und Hymnen an Nergal, pp. 21 ff.). Огонь-звезда налетала, словно неистовый ураган. Нергала называли также Шараппу, - "поджигатель" и "свет, который поджигает небеса", и еще - "повелителем разрушений" (Langdon. Sumerian and Babylonian Psalms (1909), 85).
Другие народы также считали Марс чем-то вроде "огненной звезды" (iApuleius. Tractate of the World. Библиография в кн.: Chwolson. Die Ssabier und Ssabismus, II, 188). Яинг-Хуо (Ying-Huo), или "огненная планета", - таково имя Марса в китайских астрономических таблицах (Rufus and Hsing-chih-tien. The Soochow Astronomical Chart.). Саргон (около 724-705 г. до н.э.), отец Синаххериба, однажды сделал такую запись: "В месяц абу, месяц нисхождения огненного бога" (Luckenbill. Records of Assyria, II, Sec. 121).
"Он омрачает небо, срывает землю с петель" ( Bollenrucher. Gebete und Hymnen an Nergal, p. 9). И еще: "Нергал... в высоком безмолвии небес... заставляет землю содрогаться" (Langclon. Sumerian and Babylonian Psalms, p. 79).
В сердцах древних астрологов Марс не возбуждал страхов, и во втором тысячелетии о нем вообще редко вспоминали. В Ассиро-Вавилонии, в надписях, датируемых до девятого века, имя Нергала встречается лишь изредка. На астрономическом своде гробницы Сенмута Марса вообще не находим среди планет. Не играет он заметной роли и в ранней мифологии небесных богов.
Но в девятом или восьмом веках до н.э. положение решительно меняется. Марс становится грозной планетой. Соответственно Марс-Нергал обретает статус грозного бога войны.
В Вавилонии год великого противостояния Марса называли "годом бога-огня", а месяц противостояния - "месяцем сошествия бога-огня", как, например, об этом говорится в одной надписи Саргона (Luckenbill. Records of Assyria, II, Sec. 121).
Молния обычно возникает при соприкосновении двух облаков или облака с землей. Но если по какой-либо причине заряд ионосферы - наэлектризованный слой верхней атмосферы - возрастет, то обмен разрядами может произойти между этим верхним слоем атмосферы и землей, и тогда гром и молния могут ударить среди ясного неба.
Семя планетного бога Шивы, говорит Калидаса, "упало в огонь", породив Кумару, и тот сражался со страшным демоном по имени Тарака, который "тревожил мир".
В ночь, когда было уничтожено войско Синаххериба, сам он выжил, но, согласно раввиническим источникам, сильно обгорел. Через какое-то время после бесславного возвращения из Иудеи он был убит двумя своими сыновьями в момент, когда молился в храме. Асархаддон преследовал братьев-отцеубийц, уничтожил их и стал царем. В один из походов в Египет при каком-то природном явлении его воины запаниковали настолько, что разбежались и ушли из Иудеи, где Синаххериб ранее потерял свои рати по вине бога-разрушителя Нергала. Лаконичные клинописные хроники, составленные при Набониде, последнем вавилонском царе, жившем в шестом веке, отмечают основные вехи войн Асархаддона: "На шестой год ассирийское войско вступило в Египет. Оно разбежалось перед великой бурей" (Sidney Smith. Babylonian Historical Texts (1.924), p. 5).
Такая дисциплинированная армия, как ассирийская, под предводительством прославленного царя не разбежалась бы от какой-нибудь грозовой тучи. Сообщение этой надписи заставило ее современного публикатора предположить, что библейский рассказ о "молнии", некогда уничтожившей ассирийское войско, относится не к армии Синаххериба, а к войску его сына-наследника; иначе пришлось бы признать, что в обоих сходных случаях причиной разгрома ассирийской рати стали какие-то непонятые природные явления. Но вполне возможно, что после того как было уничтожено войско Синаххериба, мощные грозовые разряды в атмосфере и какие-то необычные небесные знамения, в те годы достаточно частые, и заставили ассирийскую армию в панике разбежаться.