"Человеческая деятельность".
Предисловие
Экономика -- вид человеческой деятельности.
Что мы понимаем под термином "человек" и что называется "человеческой деятельностью"?
Без предварительного обзора этих двух тем углубляться в изучение экономики, которая есть вид человеческой деятельности, было бы преждевременно.
В то же время, надо определиться, чем и как будем проверять верность тех или иных теоретических выкладок по исследуемым темам. В естественных науках в качестве такой проверки используют опыт, эксперимент. Т.е. проверяют соответствие предлагаемой теории явлениям "объективной реальности". Физические законы, химические реакции или математические соотношения не зависят от человеческого мнения. Поэтому гипотеза ученого, здесь, может быть проверена на практике.
В экономической теории все несколько иначе.
Человеческая деятельность рождает новые виды связей, которые в объективной реальности ранее не существовали. Поэтому здесь нет возможности проводить эксперимент. Ведь каждый эксперимент -- это опять создание нового уникального вида связи. Следовательно, конечным критерием правильности или неправильности положений экономической теории является исключительно разум, без всякой помощи опыта или эксперимента.
Всякое исследование, которое проводит человек -- это, прежде всего, мыслительный процесс. Для описания результатов этого процесса в каждой специальности используется свой язык со своим словарем терминов и определений.
А как строится словарь терминов в экономической теории? Как формируется ее понятийный аппарат?
А как вообще формируются термины и определения? Есть ли здесь свои критерии и правила?
Разбору этих вопросов посвящена первая глава настоящей работы.
Глава 1.
Теория абстрагирования
ї1. Человек и мышление
Каждое живое существо добывает пищу, защищается от внешних угроз, заботится о продолжении рода -- действует. Действия обычно основываются на инстинктах и рефлексах. Как условных, так и безусловных. Это -- мир и царство зверя. Зверь не может ни изменить цели, которые ставит перед ним природа, ни сформировать новые цели. Зверь не может действовать целенаправленно.
Человек, в отличие от зверя, обладает уникальным качеством, которое позволяет ему формировать цели. А для достижения новой сформированной цели нужны и новые виды действий. Это -- целенаправленные действия.
Умение формировать новые цели человек получил через способность абстрагировать -- выделять, различать нечто вне себя. Это выделенное начинает для человека существовать.
Может показаться, что и звери тоже могут это делать. Ведь белка различает орех, а лиса различает зайца. Мы знаем, что сетчатки их глаз реагируют на свет, а обонятельные рецепторы реагируют на запах. Но мы не знаем, может ли белка представить себе орех, а лиса -- представить зайца. И мы точно не знаем, сама ли белка решила сорвать орех и сама ли лиса решила преследовать зайца? Была ли у них цель или они только подчинялись инстинкту и рефлексу?
Мы знаем только, что ученые, начиная с Павлова, считают, что звери обречены подчиняться инстинктам и рефлексам. Причем никак нельзя точно определить, где кончается белка, а где начинается орех, где кончается лисица, а где начинается заяц. Это все -- единая система, в которой распространяются сигналы и реакции на сигналы. Это примерно так же, как мы не знаем, где кончаемся мы, и начинается наша рука.
Вопрос, различают ли звери самих себя -- тоже остается открытым. По крайней мере, простые наблюдения показывают, что в зеркале они видят не себя, а других зверей. Точно так же, как и ребенок до определенного возраста в зеркале видит не себя, а другого ребенка.
Таким образом, для зверя, в нашем понимании, ничего не существует. Для зверя не существует даже он сам. Ведь сущее -- это нечто, различенное вне себя.
Вначале и для человека тоже ничего не существовало. Не было ни внешнего, ни внутреннего, ни его самого. Всё было едино, цельно, вечно и бесконечно. Назовем это великое единство бытием.
Человек, используя свою способность абстрагировать, научился выделять из этого бытия некоторые ее части. Полученные части он может наблюдать, т.е. рассматривать их независимо и от бытия, и от себя самого. Он различает их. Причем, наблюдать, здесь, не значит смотреть. Зверь может смотреть, но он не умеет наблюдать.
Процесс выделения и различения части единого вечного и бесконечного бытия в сознании человека называется абстрагированием.
Часть бытия, воспринимаемая человеком как отдельное целое, есть абстракция.
Выделенные, различенные части начинают для человека существовать.
А что было результатом первого абстрагирования?
В результате первого абстрагирования человек выделил из бытия физический мир (наблюдаемое), ничто (ненаблюдаемое) и себя (наблюдатель).
Эта неразрывная троица была в начале всего.
Физический мир -- часть бытия, различимая органами чувств человека.
Различимая -- значит имеющая границы. Физический мир вначале для человека был един. А что было за его пределами, за его границей?
За границей физического мира было ничто.
Ничто -- это важная часть бытия. Без этого ничто мы не можем представить себе границы физического мира, а значит и сам физический мир. Без ничто нет и чего-то.
Ничто -- неразличимая часть бытия.
В результате дальнейших абстрагирований человек разбивает уже физический мир на отдельные части (абстракции). Каждую из этих частей он воспринимает как нечто отдельное, целое. Так для него рождаются солнце, небо, земля, вода и т.д. Каждое различённое (абстрагированное) начинает для человека существовать.
Позже человек объединяет однородные части (т.е. однородные существующие) в абстракцию более высокого порядка -- абсолютную абстракцию.
Например, вначале человек различает конкретное яблоко, потом различает разные сорта яблок, а позже у него выстраивается образ яблока вообще. Так появляется сущее.
Сущее -- обобщенный образ множества однородных существующих -- абсолютная абстракция.
Каждому результату абстрагирования человек присваивает знак. Знаками могут служить звук, жест, начертанный символ... Абстракции и их знаки образуют то, что мы называем знанием.
Знание -- абстракция, переведенная в знаковую форму.
Пользуясь знаниями, человек может строить как модели воображаемых событий, так и модели собственных действий. Человек начинает мыслить.
Мышление -- операции над абстракциями.
Таким образом, мышление -- это операции, производимые над сущими с помощью знаний, т.е. с помощью знаков и образов.
ї2. Человек и правила
Наблюдая физический мир, человек продолжает его раскалывать на все большее и большее количество существующих и сущих. Соответственно, усложняется процедура описания наблюдаемого. При этом кратчайшие варианты описаний сохраняются как единые словоформы и называются определениями.
Например, если десять человек попытаются описать одно и то же наблюдаемое, то можно получить десять разных описаний и все десять могут оказаться верными.
Но если тем же десяти человекам предложить построить самое короткое описание, то результат у всех будет один и тот же. Полученный кратчайший вариант и есть определение.
Определение -- кратчайшее описание наблюдаемого.
Определение -- всегда в единственном числе. Двух определений одного и того же наблюдаемого не бывает. Иначе нарушится правило кратчайшести.
Так как определение каждого наблюдаемого единственно, то ему можно присвоить обозначение, слово. Появляются термины.
Термин -- слово, обозначающее определение.
Следовательно, и термин "человек" должен имеет свое определение. Попробуем его сформулировать.
Человек -- это существо, обладающее способностью абстрагировать.
Умение абстрагировать -- главное отличие человека от зверя.
Постоянная практика формирования и применения знаний, практика построения и применения терминов и определений, вырабатывает у человека новое качество -- умение действовать по сформированным правилам. Назовем это новое умение грамотностью.
Грамотность -- действие по правилам.
Грамотный человек пользуется терминами и определениями, т.е. говорит кратко и точно. А неграмотный -- вынужден пользоваться достаточно пространными описаниями.
Между объектами (сущими), так же как и между явлениями могут существовать некоторые связи. Их тоже можно выявить и описать с помощью абстрактных знаков -- понятий.
Например, между величиной пройденного пути и затраченным на это временем есть связь. Дольше едешь -- дальше будешь. Эту связь мы описываем понятием скорость движения. Скорость движения -- путь, проходимый в единицу времени. Скорость -- понятие, т.е. термин, обозначающий связь между величинами пути и времени. Услышав, что скорость автомобиля была равна 60 км/ч, мы понимаем, что автомобиль в среднем за 1 час проходил путь в 60 км.
Понятие -- термин, обозначающий связь между величинами или явлениями.
Библиотека знаний включает в себя весь набор знаков и соответствующих им абстракций. Это и термины, и понятия.
Умение пользоваться знаниями, позволяет человеку моделировать состояние более благоприятное для него, чем имеющееся. Это новое смоделированное состояние называется мыслью. Мысль становится целью, если человек начинает действовать.
Цель -- абстрактная модель желаемого состояния.
Для достижения новой цели нужны новые виды действий. И эти действия уже не есть результат работы инстинктов и рефлексов. Это -- целенаправленные действия.
Следовательно, человек -- существо умеющее действовать целенаправленно. Это означает, что есть некоторая область, в которой человек свободен от оков инстинктов и рефлексов. Причем эта область постоянно расширяется. Человек в пределах этой области получает свободу выбора действий.
Зверь подобной свободой не обладает. Или, по крайней мере, область свободы действий у зверя бесконечна мала.
Мы сказали, что по известным связям между абстракциями и их знакам можно строить модели новых состояний. Полученный желанный результат становится целью. Но, как достичь эту цель? Что нужно делать? Как действовать? Ведь вариантов действий, запрограммированных на уровне инстинктов и рефлексов, у человека нет. Нет, потому что цель появилась только что, ее раньше не было. Следовательно, нужно самому находить варианты новых действий и самому выстраивать последовательности действий, приводящих к цели.
Как это делать?
Можно методом проб и ошибок. Путь тяжелый и опасный. А можно строить абстрактные модели действий и их последовательностей и выбирать лучший вариант. Т.е., можно применять анализ.
В любом случае, найденный вариант последовательности действий, приводящих к поставленной цели, сохраняется в виде правила.
Правило -- результат анализа -- последовательность действий, приводящих к поставленной цели.
Многократное использование одного и того же правила, приводит к формированию навыка. Т.е. некоторая последовательность действий реализуется уже на подсознательном уровне, автоматически. Появляется нечто, похожее на условный рефлекс.
Навык -- действие по правилам, доведенное до автоматизма.
Совершенствование навыков в применении знаний формирует язык. Появляется речь. Речь позволяет человеку общаться с другим человеком на совершенно ином уровне. Появляется сотрудничество -- совместная, согласованная деятельность по достижению общей цели.
* * *
Мы кратко проследили весь путь становления человека. Человек мыслит, т.е. оперирует знаниями. Он строит абстрактные модели событий и действий. Человек ставит цели, которых до него в природе не было. Человек ищет пути достижения поставленных целей. Он действует. И эти действия -- не результат работы инстинктов или рефлексов. Это -- целенаправленные действия.
Но любая ли деятельность человека, направленная на достижение поставленных им целей, будет называться человеческой деятельностью?
Нет, конечно.
ї3. Человек и закон
Использование языка для обозначения абстракций, позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми на качественно новом уровне. Язык позволяет делиться результатами мышления, результатами моделирования событий. Люди получают возможность договариваться, объединяться в группы и действовать сообща для достижения общей цели. Таким образом, умение абстрагировать стало началом образования человеческого общества. Термин общество имеет в корне общение.
Общение -- обмен знаниями.
Понятие -- связь между величинами и явлениями. Информация -- связь между понятиями.
Общество -- группа людей, объединенных единым информационным полем.
Понятие "человек" описывает связь данного человека с другими людьми. Как мы уже сказали, понятие, в отличие от термина, описывает связи между величинами и явлениями. Оно динамично. Значит и понятие человек -- динамично, оно меняется.
Когда-то первому человеку достаточно было просто иметь способность абстрагировать, чтобы называться человеком. Достаточно было "термина". Выделять "понятие" не было необходимости. Можно сказать, что человек вначале был один. Т.е. он смог различить, выделить из бытия себя самого. И теперь в отражении в воде он видит себя. И только он один есть человек. Других пока нет. Так как он их пока не различает.
Но со временем, способность абстрагировать и постоянная практика взаимодействия с себе подобными, позволили человеку различить другого человека.
Это был очень важный переход. Сам человек, конечно, этого не осознавал. Просто был запущен процесс естественного отбора. Ведь если с другим человеком можно общаться, т.е. обмениваться знаниями, значит можно договариваться и действовать сообща. А это многократно повышает вероятность выживания. Следовательно, стали выделяться некоторые правила общения и взаимодействия между человеками, которые успешнее приводят к достижению цели. С развитием этих правил стало развиваться и само понятие "человек". Стали меняться требования к качествам, по которым различалось "человек -- не человек". Изменения происходили скачками с уровня на уровень.
Формируется квантовая философия.
ї4. Квантовая философия
В развитии человека и человеческого общества нет непрерывности. Оно происходит скачками. Скачками с одного уровня абстрагирования уровня на другой. Каждый новый человеческий уровень формируется новым способом различения: кого именно считать человеком.
Вначале "человеки" -- это только члены своей семьи. Позже -- представители своего рода или племени. Еще позже -- представили своего народа. Далее -- все единоверцы. И, наконец, -- все, кто отказался от насилия по отношению к любому другому человеку -- это представители так называемого гражданского общества.
Каждое значительное изменение требования к качествам человека можно выделить как переход на новый человеческий уровень.
На одной и той же территории в одно и то же время могут сосуществовать люди, находящиеся на различных человеческих уровнях. Каждый человек со дня рождения тоже проходит соответствующие человеческие уровни.
Переход с уровня на уровень происходит скачками. История человека и человечества дискретна.
Таким образом, умение абстрагировать позволило человеку создать свой человеческий Мир.
В этом человеческом мире, в результате многотысячелетней деятельности множества поколений людей, сформировалось главное правило, главный запрет -- запрет на применение насилия против человека.
Ведь именно отказ от насилия по отношению к человеку и создал этот человеческий мир.
ї5. Политика и закон
Что такое насилие, и как различить, было насилие или нет?
Насилие -- это сила, примененная против человека. Сила -- это, прежде всего, физическое действие, оказываемое на физический объект.
Физическая составляющая человека есть его тело. Поэтому, насилие, прежде всего, различается как физическое воздействие на тело человека. Следовательно, и силовое ограничение возможности пользоваться своим телом тоже есть насилие. Тогда и ограничение возможности действовать, в том числе и действовать целенаправленно -- тоже есть насилие.
Возможность действовать целенаправленно, называется свободой. Значит, силовое ограничение свободы всегда есть насилие.
Целенаправленное действие -- это действие по правилам. Правила формируются человеком. Возможность действовать по своим правилам называется правом.
Следовательно, силовое ограничение права, тоже есть насилие.
Для достижения цели, действуя по правилам, человек использует ресурсы. В том числе и ресурсы, добытые человеческой деятельностью. Это -- собственность. Силовое изъятие собственности или силовое лишение возможности пользоваться собственностью -- тоже есть насилие.
В общем виде можем записать:
Насилие -- применение силы против человека, т.е. против его свободы, права и собственности.
Нарушение этого правила сегодня рассматривается как отказ от человечности (в понимании его последнего уровня).
Как появилось это правило? Как появился этот запрет? И кто наложил этот запрет?
Конечно, запрет на насилие был наложен не вождем или царем и не народным собранием. Этот запрет возник как непреднамеренный результат деятельности множества поколений людей.
Во множестве изолированных сообществ спонтанно (непреднамеренно) формируются свои правила общения и взаимодействия. Какие из них окажутся наиболее удачными, с точки зрения сохранения и преумножения сообщества, никто заранее не знает. Это невозможно знать заранее.
Наиболее удачные правила сохраняются, так как сохраняются и преуспевают сообщества, в которых они возникли. Можно сказать, что правила сами выбрали сообщество, а не сообщество выбрало правила.
За тысячелетия выделилось главное правило -- запрет на применение насилия. Именно этот запрет позволил сохранить и умножить человеческое общество. И этот запрет носит формальный характер. Он не различает ни цвет кожи, ни социальное положение, ни пол, ни возраст человека. Это -- закон.
Закон -- формальный запрет на применение насилия против человека.
Как мы уже сказали, человеческие законы нельзя принять голосованием или установить силой. Их можно только открыть, обнаружить. Примерно так же, как открываются законы физики. Ведь законы физики не принимаются голосованием ученых. Ученые только открывают их. Произвольно установленным законам природа не будет подчиняться. А силовое принуждение к подчинению этим законам, ни к чему хорошему не приводит.
Итак, закон -- формальный запрет на применение именно насилия. Причем закон четко различает силу и насилие. Закон устанавливает пределы применения силы против человека.
Таким образом, закон защищает человека от насилия. Для того, чтобы защититься, можно применять силу.
Защита -- применение силы против насилия.
Политика -- организованная силовая защиты человека.
В большинстве случаев, сила применяется для защиты человека, находящегося на более высоком человеческом уровне, от насилия со стороны человека, находящегося на более низком уровне.
Например, для человека уровня "племя" представитель другого племени не является своим, не является человеком. Следовательно, против него разрешается применение насилия. Но для человека, находящегося на более высоком уровне, например, на уровне "народ" -- все племена, входящие в свой народ, являются своими. Т.е. представители другого племени -- тоже являются своими, являются человеками. Против них нельзя применять насилие.
Ясно, что между людьми, оставшимися на уровне "племя", и людьми, поднявшимися на уровень "народ", возникает так называемый цивилизационный конфликт.
Цивилизация -- общество защищаемое политикой, т.е. общество в котором построена организованная защиты человека от насилия (от лат. сivilis -- огражденный, защищенный).
Цивилизационный конфликт -- это конфликт между представителями различных человеческих уровней, конфликт между правилами различения "человек -- не человек".
Те же цивилизационные уровни последовательно проходит каждый человек со дня своего рождения до совершеннолетия.
Ребенок вначале различает только членов своей семьи. Немного позже он знакомится с другими родственниками. Потом -- с соседями. Потом -- различает национальности и языки, различает принадлежность к тем или иным верованиям... и т.д.
Целенаправленное воздействие на человека для поднятия его уровня на более высокий человеческий (цивилизационный) уровень называется воспитанием.
На современном уровне, на уровне "гражданское общество", понятие человек можно сформулировать следующим образом:
Человек -- существо, различающее другого человека и признающее его права, свободы и собственность.
Глава 2.
Человеческая деятельность
ї1. Цели и блага
Умение абстрагировать дало человеку возможность анализировать настоящее и моделировать будущее. Основным побудительным фактором такого рода моделирования является наличие некоторого беспокойства по поводу существующего или будущего положения дел. Беспокойство вызывает, например, любая угроза жизни.
Беспокойства и страхи возникают и в случае невозможности понять связи между явлениями, а, значит, и невозможности провести анализ текущего или будущего состояния. Неопределенность -- один из факторов сильного беспокойства.
Пытаясь снять беспокойство, человек моделирует новые ситуации. Удачная, с точки зрения человека, модель новой ситуации (мысль), построенная в результате мышления, становится целью.
Если будет найдено состояние (цель), в котором беспокойства будет меньше, человек, опять же на моделях, оценивает риски перехода из текущего состояния в предпочитаемое состояние. В большинстве случаев человек начинает действовать, когда получены удовлетворительные модели предполагаемых действий, приводящих к желанному результату.
Возможность формировать цели породила совершенно новый вид деятельности -- целенаправленную деятельность.
Для достижения новой сформированной цели необходимо разрабатывать и новые виды действий, которых ранее в природе не было. Эти действия включают в себя и взаимодействие с другими людьми. Но для человека, как мы уже говорили, исключено применение насилия против другого человека. Следовательно:
Человеческая деятельность -- деятельность, направленная на достижение сформированных целей без применения насилия.
Большинство новых видов действий требуют дополнительных затрат энергии. Более того, сама мыслительная деятельность тоже требует дополнительных затрат энергии. А их поиск или добыча не предусмотрены в старых инстинктах и рефлексах мира зверя. Человек вынужден добывать их сам.
Источники энергии, используемые человеком в своей деятельности, называются ресурсами. Для осуществления новых видов действий нужны новые ресурсы.
Ресурсы, используемые человеком для достижения цели, называются благами.
Блага, доступные человеку, ограниченны. Следовательно, возникает новые задачи: как добыть необходимые блага, и на достижение каких именно целей, прежде всего, следует их направить? Умение абстрагировать позволяет человеку решать и эти задачи.
Вначале моделируется самый простой и быстрый, на первый взгляд, способ достижения цели, который оценивается с точки зрения имеющихся возможностей и благ. Если результат неудовлетворителен, то строится следующая модель. В каждом новом случае исследуются как способы более эффективного использования имеющихся благ, так и возможности обретения благ новых.
ї2. Этика
Допустим, человек решил, что найденный вариант действия может привести к поставленной цели и для этого есть необходимые возможности и ресурсы. Тем не менее, он не начинает действовать автоматически.
Человек, прежде чем действовать, оценивает ещё и риски, связанные с репутацией. Т.е., человек оценивает свои действия и их результаты еще и с точки зрения других людей. Ведь связи с другими людьми, взаимодействие и сотрудничество с ними дают неизмеримо больше возможностей. Рисковать связями, ради частной временной выгоды, нежелательно. Вырабатываются новые правила, регулирующие человеческую деятельность. Они не имеют отношения к силе, т.е. не имеют отношения ни к насилию, ни к защите. Эти правила были названы этикой.
Этика -- правила, регулирующие несиловое взаимодействие людей.
При этом этические правила (или нормы) -- спонтанно возникающая, довольно консервативная и инертная система регулирования отношений между людьми. Они складываются в течение длительного периода времени.
Освоение норм этики происходит в раннем возрасте и по большей части неосознанно. Таким образом, поведение человека в достаточно большой степени определяется не только им самим, но и заложенными в его сознании нормами, правилами, законами.
Тем не менее, всегда остается некоторая область, в которой каждый человек делает свой собственный осознанный выбор.
ї3. Опыт
А что происходит, если беспокойство достаточно велико, а построить модель его снятия не получается? Что делать, если для подобного анализа нет начальных данных или необходимых способностей?
В этом случае некоторые люди смиряются с беспокойством, а некоторые -- начинают действовать. Действовать без правил, т.е. спонтанно. Подобные, несмоделированные действия, называются непреднамеренными. Они тоже дают некоторый результат.
Если результат положителен, то идет накопление данных, необходимых для моделирования дальнейших действий. Если результат отрицателен, то это тоже результат, который учитывается при построении будущих возможных вариантов действий. Накапливается опыт.
Опыт -- связь между объектами или явлениями, полученная в результате непреднамеренных действий,
А.С. Пушкин называл опыт "сыном ошибок трудных".
Для получения опыта, путем совершения спонтанных действий, которые невозможно заранее рассчитать или смоделировать, требовались особые качества. Ведь полученный отрицательный опыт, каким бы ценным для людей он ни оказался, для человека, получившего его, мог оказаться фатальным.
Непреднамеренное действие, приводящее к получению опыта -- это своего рода жертвоприношение.
ї4. Праксиология и экономика
Блага, доступные человеку, ограниченны, а цели многочисленны. Следовательно, человек должен, во-первых -- решать, как получить недостающие блага, и, во-вторых -- выбирать, как их распределить между конкурирующими целями. После принятия решения человек должен действовать. Иначе цели не достигнуть. Но действие должно оставаться в рамках правил, запрещающих насилие. Иначе человек перестает быть человеком. Из возможных вариантов действий насилие должно исключаться.
Человеческая деятельность, по определению, ненасильственна.
Теория, описывающая оптимальные способы достижения сформированных целей, называется праксиологией.
Праксиология -- теория, описывающая оптимальные способы достижения сформированных целей или наука о человеческой деятельности.
Праксиологический анализ -- поиск способов достижения сформированной цели.
Так как сформированная цель -- результат мыслительной деятельности, то и праксиологический анализ есть результат мыслительной и только мыслительной деятельности человека. И этот анализ основывается не только на его оценочных суждениях, но и на оценочных суждениях других людей. Поэтому здесь могут иметь место некоторые правила и ограничения.
Формирование цели -- тоже мыслительный процесс. Но здесь не может быть правил и ограничений. Ведь никто заранее не знает, в чем смысл жизни, и какова ее конечная истинная цель. Поэтому каждый вправе формировать и ставить цели, которые он считает нужными и так, как он считает нужным.
Составной частью праксиологии является исследование способов обретения и распределения благ для достижения сформированной цели. Эта часть праксиологии называется экономикой.
Человеческая деятельность, направленная на получение благ и их распределение между сформированными целями по рангу их значимости, называется экономической деятельностью или просто экономикой.
Процесс формирования самих целей не является предметом праксиологии или экономики. Это -- область психологии.
ї5. Экономика и этика
Варианты успешных методов решения экономических задач сохраняются и накапливаются в виде правил. Следование этим правилам делает достижение цели более вероятным.
Довольно длительное время фактор физического выживания человека был главным. Увеличение ресурса, позволяющего сохранить и продлить жизнь, являлось важнейшим видом деятельности. Каждый, кто находил способ увеличить количество доступного ресурса, становился обладателем более высокого социального статуса.
Сотрудничество и совместная деятельность давали большее количество благ, обеспечивали большую защищенность и продолжительность жизни. Следовательно, стали сохраняться и накапливаться наиболее удачные варианты правил сотрудничества. Причем их выбор и сохранение не носили осознанный характер. Никто заранее не мог знать или заранее рассчитать, какое именно правило окажется полезным.
В силу различий между социальными группами, обитающими на различных территориях, правила сотрудничества, спонтанно возникающие в них, сильно отличались.
Случайно обнаруженные лучшие правила давали возможность выжить и успешно развиваться группам, которые их обнаружили. С течением времени, становясь более многочисленными и обретая большую мощь, они вытесняли иные группы. Тем самым непреднамеренно распространялись наиболее удачные правила сотрудничества между людьми.
Эти правила стали складываться не только в законы, но и в нормы этики, морали, нравственности. Причем, вполне понятными и различимыми признаками полезности обнаруженного правила, являлись не мнения авторитетов и не рассуждения моралистов, а увеличение и сохранение вполне осязаемого блага. Блага, полученные в результате следования сложившимся правилам, стали называть богатством. Под правилами мы, прежде всего, понимание заповеди. Заповеди даны Богом. Отсюда богатство -- благо, данное Богом. Благо, добытое насилием, богатством не считаются.
Человеческая деятельность по формированию новой цели и формированию новых способов обретения благ для их достижения называется предпринимательской деятельностью или трудом.
Именно эта человеческая деятельность, деятельность предпринимательская, а не какая-либо другая, сделала возможным выживание колоссального количества людей, вытащила их из нищеты и голода. И именно она является главным фактором благотворительности.
Следовательно, каждый действующий человек, преследуя свои личные цели в рамках человеческой деятельности, сам того не подозревая, способствует укреплению морали и наращиванию библиотек правил общения, которые становятся основой этики.
Сторонники "разумного и справедливого перераспределения благ в пользу нуждающихся" только разрушают эти сложившиеся за тысячелетия правила и увеличивают количество нуждающихся.
ї6. Экономика и естественные науки
Человек, занимающийся экономической наукой, строит теорию, которая описывает деятельность, направленную на обретение благ, и деятельность, направленную на распределение благ между сформированными целями. Причем, деятельность, исключающую насилие.
Экономическая теория строится на основе выявления (открытия) общих регулярностей в построении оценочных суждений людей по поводу возможных вариантов обретения и распределения ресурсов.
Исследование закономерностей формирования самих целей в экономическую теорию не входит.
Чем отличается экономическая наука от естественных наук, например от физики? Чем отличаются регулярности, открываемые в экономике, и законы, открываемые в физике?
Физик, предлагающий свой вариант описания связей между явлениями, никак не может влиять на сами явления. Ньютон не может влиять на гравитацию, а Ом -- на зависимость силы тока в проводнике от напряжения. Здесь сами наблюдаемые явления становятся фактами, с которыми надо считаться. Соответствие фактам и является проверкой верности предлагаемых расчетов. Физик не может применить силу против наблюдаемых и исследуемых явлений. И связи между явлениями не зависят от оценочных суждений исследователя-физика.
В экономике все обстоит несколько иначе. Здесь все зависит от частных оценочных суждений. И здесь в отношениях между людьми имеет место насилие, которое может заставить изменить оценочные суждения или может заставить действовать вопреки оценочным суждениям.
Если мы условно изолируем насилие, т.е. будем рассматривать человеческую деятельность в чистом виде, тем не менее, остаются частные оценочные суждения людей, которые подвержены изменению.
Но частных суждений столько же, сколько и людей, и они постоянно меняются. Может показаться, что в реальности невозможно построить адекватную общую экономическую теорию.
Перед подобной проблемой в свое время стали физики, изучавшие состояние газов. Газов много, они разные и, казалось, надо строить теорию для каждого газа в отдельности. Каждый газ состоит из отдельных молекул, они взаимодействуют, и результат взаимодействия зависит от их относительных скоростей. А скорости молекул разные и постоянно меняются. Поэтому теория, описывающая состояние даже одного единственного газа, получалась неимоверно сложной.
Выход был найден в построении модели идеального газа и использовании методов математической статистики. Для идеального газа теория была быстро построена. И она позволила достаточно адекватно описывать состояние реального газа, вставляя в законы состояния идеального газа поправки на газ реальный.
Точно так же экономическая теория выносит за скобки не только насилие, но и бесконечное множество индивидуальных оценочных суждений, заменяя их усредненной величиной, выделенной в результате обнаружения некоторых регулярностей.
Что это за регулярности и где они были обнаружены?
Обычно человек желает быть здоровым и богатым, нежели бедным и больным. И человек обычно предпочитает воспользоваться некоторым ресурсом сегодня, нежели иметь возможность пользоваться им в неопределенном будущем. Также человек обычно желает получить желаемое с наименьшими затратами своих ресурсов и по возможности в более короткое время. Это все -- регулярности, общие для большинства. Экономическая теория опирается на них, как математическая теория опирается на постулаты.
Но, если математический постулат считается незыблемым и работает всегда, то экономический постулат всегда относителен. Всегда найдется исключение из правил, где данный экономический постулат может не сработать. Т.е. экономическая теория имеет дело с неопределенностью.
Экономическая теория стремится уменьшить эту неопределенность, но она не может полностью ликвидировать ее. Ясно, что стремится не теория, а человек, строящий теорию, но для краткости будем говорить, что стремится теория.
Человек обычно боится неопределенности. Он желает получить определенность. Поэтому часто появляются теории, которые будто бы устанавливают подобную определенность. Но надо понимать, что построить подобную теорию невозможно так же, как невозможно построить, например, вечный двигатель.
ї7. Вычисления и измерения
в экономике и математике
Измерение -- сравнение с эталоном. Эталон -- однородная величина, взятая в качестве единицы сравнения.
Величина -- результат счета или измерения. В естественных науках величины можно обозначают буквами (параметрами). Связь между величинами, записанная параметрами называется формулой.
Формула позволяет вычислить то, что трудно измерить, с помощью того, что измерить легко... Например, измерив длину диаметра окружности, можно вычислить длину окружности по формуле с=?d. Эта формула справедлива для любой окружности. С результатом вычисления здесь нельзя не согласиться.
В естественных науках эталоны универсальны, а связи (формулы) объективны. Формулы длины окружности или закона всемирного тяготения не зависят от частного оценочного суждения человека.
Экономические величины отличаются от математических или физических величин. Экономические величины -- результат частного оценочного суждения. Поэтому результаты вычислений экономических величин по предложенной формуле у разных людей могут отличаться.
Чтобы снять конфликт по поводу результатов подобных "расчетов", каждый раз стороны договариваются, что именно в рамках настоящей сделки считать эталоном и какие связи (формулы) считать верными. Универсальных (объективных) эталонов и формул в экономике нет. Математический расчет здесь невозможен. Тем не менее, экономический расчет имеет место быть. О нем более подробно будет рассказано в главе "Рынок".
ї8. Имитация человеческой деятельности
Человеческая деятельность по определению ненасильственна. Сотрудничество людей на основе ненасилия, на основе добровольно принятого обеими сторона договора дает феноменальный результат. Неизмеримо растет количество и качество доступных благ.
В то же время при разрушении сотрудничества и применения насилия наступает всеобщий упадок.
Люди, применяющие насилие -- разбойники, воры, мошенники и т.д. -- могут в результате своей деятельности получить временную, частную материальную выгоду. Но эта выгода становится ничтожной, если окружающие люди смогут распознать истинный смысл их деятельности. Поэтому среди насильников развивается своего рода мимикрия -- имитация человеческой деятельности. Разбойники используют те же термины, что и честные люди, для обозначения своих "дел". У них тоже как будто есть работа, бизнес, прибыль, убытки, зарплата, специальность, фирма, услуги, благотворительность, экономика и т.д. Обывателю, в этом случае, трудно разобраться, с чем именно он имеет дело. Ведь, на самом деле у разбойников нет прибыли, у них -- добыча. И у грабителей нет работы, у них -- грабеж.
Распознать имитацию человеческой деятельности неподготовленному человеку очень трудно. Ведь, внешне -- все как будто пристойно: и улыбки, и вежливость, и фирма, и бумаги, и забота о охране окружающей среды, и борьба с изменением климата... Тем не менее, все может оказаться всего лишь имитацией. Ее метастазы незаметно пожирают здоровую ткань общества и в какой-то момент наступают кризис, голод, войны.
Раннее обнаружение имитации человеческой деятельности становится достаточно важным делом для каждого честного человека. Можно ли этому научиться? Конечно, можно. Надо только разобраться с экономической наукой и теорией абстрагирования. Для этого достаточно быть честным перед собой, принимать выводы формальной логики и использовать для анализа событий исключительно свой разум. Для начала желательно научиться количественному анализу связей между измеряемыми величинами и событиями в рамках математики за 7-ой класс средней школы. После этого можно начать по-настоящему следовать словам Л. Мизеса:
"Нравится нам или нет, экономическая наука не может оставаться эзотерической отраслью знания, доступной только небольшой группе ученых и специалистов. Экономическая наука имеет дело с фундаментальными проблемами общества; она касается каждого и принадлежит всем. Она главное и истинное дело каждого гражданина."
На главное и истинное дело каждого гражданина надо найти время силы и средства, точно так же, как мы находим время, силы и средства для ежедневной гигиены.
Глава 3.
Собственность
ї1. Предприниматель и благо
Человек обычно предпочитает тратить на достижение цели как можно меньше сил, времени и ресурсов. В то же время способ, гарантированно обеспечивающий успех в достижении цели, никто заранее не знает.
Внешние, физические ресурсы неисчерпаемы. Материальный мир бесконечен. Но ресурсы, которые можно перевести в блага, т.е. доступные человеку, ограниченны. Блага приходится добывать. И человек обычно желает тратить на обретение новых благ тоже как можно меньше имеющихся благ, сил и времени.
Человек, занятый поиском благ, необходимых для достижения сформированной им цели, называется предпринимателем.
Предприниматель -- человек, занятый экономической деятельностью. Т.е. человек желающий снять некоторое беспокойство путем целенаправленной деятельности, изменяющей существующее положение дел.
Для ведения экономической деятельности нужны ресурсы. Напомним, ресурсы, используемые для достижения цели, называются благами. Свойство блага, используемое человеком для снятия беспокойства, есть полезность этого блага.
Оценочное суждение человека о полезности блага называется ценностью блага.
Если человек лишается ценного для него блага, его беспокойство повышается. Обретение ценного блага понижает его беспокойство.
Блага, доступные человеку, делятся на ограниченные и неограниченные.
Благо называется неограниченным, если расходование какой-либо его части не вызывает его уменьшения.
Благо называется ограниченным, если расходование какой-либо его части вызывает значительное уменьшение этого блага в целом.
Различные блага обладают различной полезностью. Оценивая полезность блага, действующий человек устанавливает его ранг, т.е. ее ценность относительно ценности других благ.
Если еда и вода в изобилии, то их ценность для человека падает. Падает, т.к. их количество не вызывает беспокойства.
Если запасы иссякают, то человек, моделируя будущее, понимает, что завтра может наступить голод. Это побуждает его действовать -- наращивать запасы еды. Но всякая деятельность требует затрат благ как внутренних, так и внешних. В этом случае за дополнительное количество еды он будет готов пожертвовать большее количество иных благ, т.е. ценность еды для него возрастает.
Человек не беспокоится о том, что завтра ему может не хватить воздуха, хотя без воздуха он не сможет прожить и пяти минут. Здесь, использование любого количества воздуха не приводит к его сокращению. В данном случае воздух -- неограниченный ресурс. Его полезность очень высока, но ценность практически равна нулю. Для его добычи или доставки до места потребления нет необходимости тратить иные блага.
Человек, живущий на большом озере, не беспокоится о том, что завтра ему может не хватить воды. Потребление им любого количества воды не уменьшает ее количества в целом. Полезность воды велика, но ее ценность низка. Правда, здесь, в отличие от воздуха, ценность воды все-таки присутствует. Ведь воду надо доставить до места потребления. Это требует затрат иных благ.
Человек, живущий в пустыне, постоянно испытывает беспокойство по поводу наличия запасов воды. Здесь вода -- довольно редкий ресурс. Для ее добычи или доставки до места потребления приходится расходовать много иных благ. Ценность воды для человека в пустыне очень высока.
В каждом случае, ценность данного блага может быть измерена как наименьшее количество иного блага, необходимого для его добычи и доставки.
Полезность золота по сравнению с водой или хлебом, довольно низка. Но его ценность может оказаться очень высокой.
Золото снимает беспокойство по поводу обеспеченности благами в системе с развитой торговлей. Имея небольшой запас золота можно не беспокоиться о хлебе и воде.
В системе, где торговля не развита, тем не менее, изделия из золота служат знаками-различителями социального статуса. Эти знаки снимают беспокойство по поводу защищенности человека.
Золото -- редкий ресурс. Его добыча и транспортировка -- перевод во благо -- требуют расходования большого количества иных благ. Отсюда, высокая его ценность. Гораздо выше, чем ценность хлеба.
Но жизнь динамична. И при изменении ситуации, при изменении количества имеющихся благ человек заново производит их оценку. Если запасы еды сильно уменьшились, он уже готов отдать золото за хлеб.
Таким образом, у действующего человека постоянно идет процесс перераспределения ценностей благ по рангу их значимости. Это делается для наиболее эффективного использования редких благ.
Максимальная эффективность в использовании ограниченных благ достигается при переводе их в собственность.
ї2. Собственность
Обобщенный термин, обозначающий внешние и внутренние ограниченные блага, используемые человеком в экономической деятельности, называется собственностью.
Собственность -- благо, обретенное в результате человеческой деятельности.
Как человек обретает ресурсы для достижения поставленных целей? Откуда он берет блага? Как обретается собственность?
Рассмотрим модель, описывающую способы обретения человеком благ, т.е. собственности. Этих способов пять.