|
|
||
Фридрих Ницше - один из самых известных представителей немецкой философии. Его творчество весьма многогранно и вызывает противоречивые оценки. Его идеи вообще трудно определить к каким-либо философским направлениям. Ницше создаёт собственное учение, выходящее за пределы научно-философского сообщества и вызывающее интерес у широкого круга людей. В своих трудах философ ставит под сомнения многие устоявшиеся формы морали, общественно-политических отношений и религии.
По мере развития творчества Ницше, его философия претерпевала различные изменения. Условно можно выделить на три этапа Философская энциклопедия в пяти томах. Т4. - М., 1962, стр. 75. В своих ранних работах Ницше предстаёт как последователь идей А. Шопенгауэра, разделяя его волюнтаристские воззрения. Во второй этап Ницше сближается с материализмом и позитивизмом, что прослеживается в работе "Человеческое, слишком человеческое", где прослеживается его критическое отношение к идеям Шопенгауэра. На третьем этапе Ницше начинает разработку учения о воли к власти.
Целью данной работы является рассмотрение взглядов Ницше на религию, выраженных в основных работах философа: "Человеческое, слишком человеческое", "Так говорил Заратустра" и "Антихрист. Проклятие христианству".
Актуальность данной работы заключается в наличии определённого интереса к творчеству Ницше в наше время, а также в том, что темы, к которым обращается Ницше, в современном мире имеют даже большую значимость, чем при жизни философа.
Отношение Ницше к религии определяются особенностями его мировоззрения, выражающимися в иррационализме и волюнтаризме Там же, стр. 75. Но такая характеристика философских идей Ницше не является конкретной.
Вопрос религии Ницше в основном освещает через рассмотрение христианства, мало затрагивая другие формы религиозности. Поэтому целесообразно в данной работе сделать акцент на изучении антихристианских взглядов философа.
Определённые антирелигиозные взгляды Ницше присутствуют в его работе "Человеческое, слишком человеческое". В этой книге Ницше посвятил рассмотрению религиозной жизни целую главу. Здесь философ противопоставляет религию науке и философии, сравнивает её с наркотиком, изменяющим сознание верующих Ницше, Ф., По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М., 2010., стр. 87 . Здесь сама идея бога кажется Ницше фантазией, порожденной заблуждением разума, он утверждает, что в мире итак слишком мало любви и благости, чтобы их можно было тратить на воображаемое существо Там же, стр. 100, т.е. здесь Ницше напрямую выражает атеистические взгляды. Эти утверждения, как и любые атеистические идеи, являются по сути недоказуемыми, т.к. само существование бога не может быть опровергнуто или доказано. Поэтому Ницше субъективен в этом утверждении.
Более основательный подход к христианству Ницше делает на третьем этапе своего творчества. Но подход и мировоззренческие основания в этот период у Ницше уже иные. Именно на этом этапе философ разрабатывает идеи о сверхчеловеке и воле к власти, которые определяют взгляды на религию.
Работа "Так говорил Заратустра" открывает третий этап творчества. В ней Фридрих Ницше развивает идею о сверхчеловеке. В данной концепции Ницше развивает идею о дальнейшей эволюции человека, которая заключается в "преодолении человека" и создании того, что выше человека. "Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?" Там же, стр. 299. Так философ провозглашает свою идею, которую объявляет "смыслом земли" Там же, стр. 300. Ницше утверждает важность человеческого бытия в земном мире, осуждает всякие "надземные надежды": "Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах!". Здесь под говорящими о надземных надеждах явно подразумеваются христиане с их идее о том, что земная жизнь это всего лишь подготовка к загробной, в чем Ницше усматривает сковывающий человека фактор. Под влиянием христианства в глазах человека обесцениваются все земные устремления, они заменяются идеей стремления к далекому "царствию небесному", ради которого человек жертвует готов жертвовать всем земным. Здесь можно также предположить, что Ницше явно обращается против любых утопических идей, к которым люди испытывают склонность. Из всех этих отрывков становится ясной особенность изложения и аргументации Ницше. Он использует утверждения, но не стремиться их доказывать и приводить примеры. Ницше остается на уровне отдельных явлений.
Далее Ницше устами Заратустры обрушивается на различные христианские ценности. Так философ продолжает говорить о христианах, как о "потусторонниках" и "презирающих тело". "Страданием и бессилием созданы все потусторонние миры", "Усталость, желающая одним скачком, скачком смерти, достигнуть конца, бедная усталость неведения, не желающая больше хотеть: ею созданы все боги и потусторонние миры" Там же, стр. 316. Так философ характеризуют идею о спасении в потустороннем мире. Она порождена слабостью, страхом перед всеми реалиями жизни на земле, усталостью от трудностей, с которыми человек сталкивается в жизни. Христианский аскетизм осуждается Ницше, именно приверженцы аскезы обозначены философом как "презирающие тело" и проповедниками Там же, стр. 327. Аскетизм философ определяет как проявление бегства от жизни. Обличением "потусторонников" Ницше не столько отрицает существование высших сфер бытия, сколько выдвигают идею необходимости любить свою земную жизнь, "быть верным земле", не бежать от трудностей и страданий этого мира, а встречать их лицом к лицу. В целом Ницше использует выборочные факты для составления своего суждения о христианстве, что не позволяет увидеть в его трудах объективной картины.
Отдельно Ницше говорит о священниках. "Вот - священники; и хотя они также мои враги, но вы проходите мимо них молча, с опущенными мечами!" Ницше видит священников пленниками, закованными в оковы ложных ценностей (там же). Казалось было бы логично отнести это ко всем христианам, а не только к священникам. Но к ним явно можно увидеть иное отношение, нежели к простым христианам. К священникам Ницше испытывает жалость, даже некую долю сострадания. "Но моя кровь родственна их крови" Там же, стр. 363, утверждает философ. Смысл этих слов в том, что отец Ницше был протестантским пастором. Это видимо объясняет такое особое отношение к священникам.
Из рассмотренных примеров следует, что философ критикует, прежде всего, именно ценности христианства и его философские основы. И идея "смерти Бога" может трактоваться как утрата христианством прочных позиций в европейском обществе, что как раз наблюдалось в XIX веке с развитием науки и атеистической мысли. Это означало утрату высших ценностей и необходимость переоценки, создания новой системы ценностей. Это и пытается сделать Ницше на третьем этапе своего творчества, развивая новые идеи о сверхчеловеке и воле к власти.
Наконец, самое основательное критическое рассмотрение христианства Ницше проводит в своей работе "Антихрист. Проклятие христианству", в ином варианте перевода данное произведение носит название "Антихристианин". Само название этой книги уже многое говорит о её содержании и заложенной в ней идеи. "Антихрист", как и "Так говорил Заратустра" можно отнести к третьему этапу творчества Ницше. Поэтому книга в духе тех же идей сверхчеловека и воли к власти. Христианство здесь рассматривается, как прибежище слабых и неудачников, как религия, превращающая человека в стадное животное Ницше, Ф., Собрание сочинений в двух томах. Том 2. - М., 1996., стр. 633.
Также уместно процитировать ещё один момент из "Антихриста": "Обратимся к себе. Мы гипербореи - мы достаточно хорошо знаем, как далеко в стороне мы живём от других" Там же, стр. 633. Возможно, этими словами, этим отождествлением себя с легендарным народом, о котором рассказывают мифы древних эллинов, Ницше говорит, что у европейцев есть свои корни, которые далеки от христианства.
Идею сверхчеловека Ницше предлагает как альтернативу религии. Бог умер, теперь должен жить сверхчеловек. Это философская позиция является основанием атеистических и антихристианских взглядов Ницше.
В целом Ницше рассматривает христианство фрагментарное, не учитывая все особенности исторического развития данной религии, всё многообразие существующих ветвей христианства. Он скорее судит о христианстве по тому, что он непосредственно могу наблюдать вокруг себя.
Ницшеанская философия, как видно из рассмотрения трудов Ницше, является во многом субъективной. Не стоит искать в работах Ницше научные концепции и их доказательства. Философия Ницше имеет другую специфику, она скорее дает некую почву для размышлений, нежели пытается предоставить систематизированное философское учение.
Идеи Ницше, несомненно, заслуживают внимания с точки зрения оценки современно общества. Религиозный вопрос здесь является актуальным. В современном обществе стоит вопрос о месте религии в нем, о её отношениях с наукой. Религиозные представления переживают упадок в современном мире, христианство уже во многом потеряло свою роль нравственного ориентира, т.е. реализации идеи Ницше "о смерти Бога" в настоящее время является на первый взгляд более ярко выраженной, чем это было при жизни философа. Уже даже многие люди, считающие себя верующими христианами, не желают соблюдать все догматы своей религии, изучать священные писания и в полной мере следовать христианским ценностям. Но нельзя говорить, что религиозность совсем исчезает. Люди продолжают верить, но вера теперь становится всё больше индивидуальной, верующие всё меньше нуждаются в контроле со стороны церкви, которая теряет свои функции по регламентации духовной жизни общества. Поэтому вряд ли можно утверждать о "смерти бога", вернее будет говорить о переоценке идеи бога и религии, которая будет заключаться в прекращении попыток клерикализации общества и окончательном перемещении религии в сферу частной жизни.
Источники
1. Философская энциклопедия в пяти томах. Т4. - М.: Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", 1962. - 575 с.
2. Ницше, Ф., По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2010. - 848 с.
3. Ницше, Ф., Собрание сочинений в двух томах. Том 2. - М: Мысль, 1996. - 829 c.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"