Зомби Литературного Негра : другие произведения.

Что-то вроде обещанного эссе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мне ночью долго не спалось, и вот оно само придумалось.

  О новой сказке, и о новых сказочниках.
  
  Как нам сообщает Википедия, сказка - это выродившийся миф. И нужно признать, что подобная формулировка является мифом сама по себе. Дело в том, что миф - это навязывание морального стандарта через эпичность, реалистичность, важность и т. п. Миф - это устав строевой и караульной службы, уголовный кодекс. А сказка, т. е. выродившийся миф - это органичное впитывание морального стандарта. Сказка - это обычай, традиция, привычка. По сути сказка - это переродившийся миф, миф, которому даже не нужно выглядеть правдоподобным, чтобы быть убедительным. Это вершина развития мифа - вера в правильность морального стандарта, которая не требует мифологического подкрепления.
  Что же такое - этот моральный стандарт? По сути дела он весьма просто формулируется в сказке: хорошо быть хорошим! Кто-то сомневается, что хитрость на Руси ценилась больше, чем простота? Сказка о лисичке-сестричке и сером волке - это для подпитки. И поговорка "простота хуже воровства" для закрепления. Кто из нас не помнит о том, что "ловись рыбка большая и маленькая" заканчивается тем, что "битый небитого везёт"? Хотя 90-е годы для многих стали откровением. Ведь советский человек воспитывался всё же на других стандартах. Куда более европеизированных и современных.
  Моей любимой сказкой была сказка про красную шапочку. (Так говорят. :) ) Если в наше время эта сказка учит только осторожности с незнакомцами, то во времена давние она была куда более кровавой, и учила несколько другим вещам. Эта пластичность морального стандарта сказки, способность сказки полностью изменить собственное наполнение отлично использовалась советскими писателями. Кто такой Пиноккио в СССР, и кто Буратино? Если первый хочет стать настоящим мальчиком и на этом пути преодолевает трудности, способствующие его духовному росту, то наш Буратино подобных задач не ставит. Его великие цели несколько ближе к генеральной линии партии. Они не меньше, чем у Пиноккио, они просто принципиально иные.
  Вот и выходит, что писатель-сказочник - это довольно незавидная роль. С одной стороны он является таким же писателем, как и все прочие. Т.е. его произведения должны нравиться, причём сразу нескольким группам. Минимально трём: родители, дети, прародители. С другой стороны сказка должна соответствовать моральным стандартам, в первую очередь самого писателя, родителей, государства и всех заинтересованных лиц. В годы Великой Отечественной Войны сказочник Евгений Шварц написал сказку "Дракон", где внятно объяснялась сложность борьбы с последствиями фашизма и тирании уже после освобождения. И эту сказку в Советском Союзе не слишком любили, зато регулярно выпускали к зрителю в моменты крутых поворотов.
  Есть некоторые "вечные мотивы?. Михаэль Энде написал великолепную "Бесконечную Историю? о том, как ребёнок находит силы в своей фантазии, и о том, как он может затеряться в ней. Но подобных сказок не слишком много, как и вечных мотивов. Чаще всего в современном мире клепают "волшебные истории", которые имеют к сказкам такое же отношение, какое имеет слово "сказочный", употреблённое в отношении курорта, ужина, или человека небольшого ума. :) Фэнтези в этом смысле является наиболее характерным примером: подчинённое авторскому сюжетному и конфликтному произволу произведение, без какой-либо серьёзной морали на единицу текста. В итоге всё внимание уделяется сюжетному наполнению, эпосу, яркости красок, экшену... А ребёнок остаётся без сказки, да и взрослый без неё хандрит.
  Зато методы "сказочного воздействия" чудесно впитала в себя пропаганда, реклама, сценарии сериалов и т. п. произведений, мало общего имеющих с воспитанием. Зато весьма родственных с обманом. Так что идея о том, что сказка может существовать без морального стандарта - это вредоносная идея, по сути аморальный стандарт современности. Более того, допускающая на поле педагогики, здравомыслия и долговременного планирования интересов общества сиюминутные, коммерческие, конъюнктурные соображения. Так что мы вернулись с того, с чего начали. А сказка начинается с морального стандарта.
  Так что же такое "хорошо? сегодня, и что такое "плохо? сегодня? И чем они станут завтра? Мы живём в стране, в которой очень мало внимания уделяется планированию завтра. Испокон веков повелось, что завтра у нас - это либо беззастенчивая ложь пропаганды, либо молчаливая проекция дня сегодняшнего в будущее. Исключения можно по пальцам пересчитать. Но речь не об этом. Подобные соображения уже давно глобальны. Единственная сила, которая проектирует будущее - это США. По целому ряду причин сегодня нет никакой действительной альтернативы. Но это не означает, что подобное положение дел приемлемо. Наша страна, наш народ, наш язык, культура, климат, политическое устройство, состояние экономики и науки не позволяют нам копировать "американскую мечту" о будущем. Нам нужна своя мечта, свои мечтания о грядущем.
  И вот мы окончательно и бесповоротно возвращаемся к своему разбитому корыту. Нам нужен наш новый моральный стандарт, и его воплощение в виде сказок. Каким быть будущему взрослому, каким будет мир вокруг него? Честно говоря, вопросов больше, чем помещается у меня в голове, мир необычайно сложен, а мы подошли к сложнейшей задаче в нём - к предсказаниям. Можно гадать на кофейной гуще, можно обращаться к астралу, или рассматривать до умопомрачения графики, таблицы, анализировать функции. Итог будет одинаков: в своих прогнозах мы гарантированно ошибёмся. И вопрос лишь в том, насколько существенной будет ошибка.
  Конечно, всегда есть системы дублирования. Жизнь - это всегда что-то с запасом, а человек достаточно гибок, чтобы воспользоваться этим запасом. Моральный стандарт прошлого, традиционное мышление - эти системы существовали в условиях медленного развития, когда за столетия прогресс делал пару шагов. Мир был достаточно предсказуем на сотни лет вперёд. Сегодня этого нет, это невозможно. Традиционные ценности уступают натиску конъюнктуры, всё меняется вслед за колебаниями курсов валют и акций. Я не поборник традиционных ценностей, просто есть вещи, которые не меняются в принципе, они не способны измениться, у них слишком мало запасов для этих самых резких и постоянных изменений. Семья и дети относятся к подобным вещам. И если сиюминутное в отношении них не уступит долговременному, то, Хьюстон, у нас проблемы.
  И вот она: окончательная полнота задачи. Сказочник должен в условиях непрерывных и непредсказуемых изменений создать гибкий и прочный моральный стандарт, и уже его основе построить ту самую систему взаимоотношений с читателем, с его фантазиями, ожиданиями, которая и называется сказкой.
  
  Некоторая пауза, возможно, место для продолжения. А ведь ещё ни слова не сказано об особенностях именно сказки, как литературного произведения.
  
  Тут самое время и место для нового опроса с характерными чертами "хорошего ребёнка - хорошего взрослого". Двойная десятичная шкала. Элементы морального стандарта, хорошие отмечаются от +1 до +10, плохие, наоборот, от -1 до -10. Одна проблема - список этих черт я ещё не придумал, а наброски уже выглядят громоздкими, и не всегда однозначными. Хочу ограничиться двумя десятками черт, и строгой расстановкой оценок. Т.е. Дать +1 двум пунктам нельзя, нужно будет выбирать.
  
  На первое время заменяем списком условностей, вопросов касательно взрослой жизни ребёнка:
  
  Что он должен будет делать?
  В поте лица трудиться, или управлять другими?
  Искать научную истину, или придумывать что-то, опираясь на фантазию?
  Сражаться, или торговать?
  Командовать, или подчиняться?
  Приспосабливаться, или изменять мир под себя?
  
  Каким будет мир вокруг него?
  Спокойным и процветающим, или деградирующим и непредсказуемым? Сделает ли технология большой шаг вперёд, или прогресс замедлится, вовсе остановится?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"