Ганжа, Светлана : другие произведения.

Большая перемена (отметки первой группы)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Полу в шутку, полу всерьез.

  
  Большая комната слабо освещена светом от торшера, возвышающимся большим цветком между журнальным столиком и диваном. На диване, уютно подогнув под себя ноги, с прикрытыми шалью плечами, погружена в чтение Светлана Афанасьевна.
  Входит Ганжа, накланяясь, целует в щечку жену. Бросает стопку белых листочков с распечатанным текстом на журнальный столик, садится рядом, полу-обнимая.
  Ганжа: Светка, привет! Вот тебе еще на проверку!
  Светлана (поправляя прядь волос и очки): Что это? Я же все проверила, вроде бы..
  Ганжа: Да нет, это не школьные сочинения.
  Светлана (ожидающие смотрит на мужа) : Вижу.
  Ганжа: Да тут Генку Ляпишева встретил . Он и передал. Нестор Петрович говорит, просил помочь, пока в больнице лежит.
  Светлана: Нестор в больнице? Ганжа, как тебе не стыдно! Почему сразу не сказал? Что с ним?
  Ганжа: Сердце. Да ты не волнуйся, он в порядке, все плохое позади. С ним Полина. Завтра с утречка к нему и поедем. Я все купил, фрукты, цветы
  Светлана: О чем просил Нестор Петрович?
  Ганжа: Вот рассказики с литконкурса проверить. Хорошо бы , завтра ему и занести. Справимся?
  Светлана (в интересом протягивает руку и снимает верхний лист со стопочки, читает вслух): Приметы времени... Интересно. Ганжа, надо постараться. Иди, ужинай, а я пока почитаю.
  Ганжа: Да , мы с Ляпишевым, перекусили в кафешке. Нет, не думай не пили, так по стопарику опрокинули, чисто символически, в честь встречи. Генка торопился в аэропорт, на симпозиум по органической химии в Париж улетал.
  Светлана (уже углубившись в чтение) Что ж, хорошо. Давай, почитаем и вместе обсудим.
  Ганжа. Чур , ты будешь оценивать форму, ошибки, а я содержание!
  
   Чваков Д. "Приметы времени"
  
  Светлана : Начнем с самого объемного рассказа. Что скажешь, Ганжа?
  Ганжа: Уступаю право первого слова женщине. Я ж джентльмен.
  Светлана. С точки зрения литературной формы, на мой взгляд безукоризненно. Герой - простой человек, выписан мастерски, предстает, как живой. Видимо был реальный прообраз.
  Ганжа. Согласен. Божеский такой человек, ну Каратаев почти.
  Сетлана: Верно. Ганжа. Скажу больше, текст красив.
  Ганжа : Да, вроде, все просто написано.
  Светлана: Ты не понимаешь, Ганжа, красота текста не определяется количеством красивых слов в нем. Вот послушай, что писал Флобер.
  Светлана подходит к книжному стеллажу, берет в руки красный томик, открывает по закладке.
  Светлана (читает вслух): "Я люблю произведения , от которых пахнет потом, когда сквозь белье видны мускулы, произведения, ступают босиком, что труднее, чем носить сапоги, удобные для подагриков, в них прячут искривленные ноги и всякого рода уродства".
  Ганжа: Светка, в твоих сапогах прячутся удивительно красивые, стройные ножки!
  Светлана; Перестань, дурачится, я серьезно. Высокие каблуки портят ступню и осанку, это жертва моде, но не красоте. Пойми, порой и литература "прячется за определенной формой , вылощенной, общепринятой, заплатанной, и форма эта полна трюков и напыщенности. Она однообразна, неудобна и скучна. Она не дает возможность не подняться ввысь, не спуститься в глубины, не преодолевать трудности. Она годится лишь для ходьбы по тротуарам, по избитым дорожкам и по паркету салонов, где весьма кокетливо поскрипывают, раздражая нервных людей"
  Ганжа: Ну Светка, какая ты у меня умница!
  Светлана: Да это не мои слова. Так писал Флобер, признанный гений стиля. Зато есть другая литература , по его мнению. Вот послушай:
  
  " Другая - та, что от господа-бога, покрыта коричневой глазурью морской воды и у нее белые, как слоновая кость, ногти. Она тверда, благодаря хождению по скалам. Она прекрасна, ибо ступает по песку. От привычки мягко погружаться в него, очертание ноги действительно постепенно развилось сообразно своему типу; она существует согласно своей форме, растет в своей среде, наиболее благоприятной. Зато, как она опирается о землю, как она раздвигает пальцы, как она бежит, как она прекрасна!"
  
  Ганжа: А что? Соображал, Флобер!
  Светлана: Вот за эту естественную красоту, которую я увидела в "Приметах времени", ставлю девять баллов.
  Ганжа: А я нет, Светка. Выше семи не поставлю.
  Светлана: Объясни.
  Ганжа (стучит себя ребром руки по шее): Да пойми, тема репрессий, которая в тексте проскользнула, она мне вот где. Уже двадцать пять лет. С утра до вечера. Ты посмотри фильмы, какие снимают, советских милиционеров исключительно бандитами изображают.
  А кто начал то? Ха-ха Никитка Хрущев, которому Сталин, за его "арестные списки" с Украины, писал : "Уймись дурак!" Под сурдинку воя о репрессиях Союз развалили, двадцать миллионов , вдумайся, это же, как в Великую Отечественную мирных жертв, угробили в перестройку - в мирное время! Об этом кто выть будет? И ради чего все? Какую войну выиграли, воюя против своего народа?
  
  Светлана: Успокойся, Ганжа! Это все же просто рассказ. Истинное искусство вне морали и нравственности.
  Ганжа: И это говоришь ты?
  Светлана: Так считал Флобер. И все же, средняя оценка текста получилась хорошей - 8 баллов.
  
   Волгина Л.И. "Безродные"
  
  Ганжа: Что у нас там дальше?
  Светлана: Cамый тяжелый рассказ.
  Ганжа: 'Безродные'?
  Светлана: Угу... Дети играют на кладбище ...бр.. Не бояться, с интересом наблюдают ...
  Ганжа: Светка, да сейчас живых надо больше бояться!
  Светлана: И все же текст органичен, в литературном плане безупречен. Тема, заявленная в названии, раскрыта. Девочка - маленький бесстрашный философ. Как рано в наше время взрослеют дети! Как в войну.
  Психологически читать тяжело, но завершающая фраза, своей обличительной силой, оправдывает затраченные на чтение усилия. Текст и прост, и глубок одновременно.
  
  Ганжа: Получается, тогда и Моцарт был безродный, и Бетховен? Они ведь не безродные, они - бедные. Поэтому участь такая пижону не грозит, он о себе заранее позаботиться, и памятник закажет и цветы.
  Светлана: Я согласна . Можно выполнять ритуал, а можно хранить память о человеке в сердце. А для творческих людей, например, лучшая память - их произведения. Думаю, что того мужчину в финале, совесть все-таки заела, раз приехал. А зло разговаривал с девчонкой именно от того, что понимал - права.
  А безродными еще в старину называли людей неблагородного происхождения, то есть не дворян - неродовитых.
  Ганжа: По настоящему безродные, Светка, те, кто стряхнул без сожалений с башмаков прах своей Родины.
  Светлана: Простой рассказ заставляет задуматься над непростыми вещами. . Оценка - 9 баллов.
  
   Градов И. "Часы немецкого лейтенанта"
  
  Ганжа: Светка, давай что-нибудь повеселее обсудим.
  Светлана: Нет, успеем. Прибережем приятное. Пока не устали, разберем малоприятный сюжет.
  Ганжа: Это ты о 'женщине французского лейтенанта'?
  Светлана: Ты опять угадал.
  Ганжа: Ну что там с точки грамотности ?
  Светлана : Да все - richtig! Но рассказ мне показался пресным, безличным, о глубине говорить не приходится. О времени можно догадаться по торгующему ребенку, да сотовому телефону. Знакомые в Германии, так дети в Советское время с немецкими ребятами из ГДР свободно переписывались, дружили.
  У мальчишки нет ни лица, ни глаз, ни возраста, только ребра, да рванная одежда. Кстати, разве он беспризорник? Главный герой Максим , личность неопределенного возраста и внешности, но определенно женат, имеет молодую жену и маленького ребенка. Не густо.
  Обманул ребенка, развел на деньги. Разве трофейные, хорошо сохранившиеся, часы времен Второй мировой могут столько стоить?
  Нет, Ганжа, скажи, могу я быть объективной, если в войну почти всю мою семью...Этот лейтенант молодой, судя по жене и ребенку. И не из простых, раз лейтенант. Такие добренькими, за редким исключением обладателей антифашистских взглядов , не были, не воровали мешками хлеб со склада, и не бросали пленным женщинам да малым детям, запертым в подвале, не оповещали об облавах, как делали некоторые старые немцы из рабочих и крестьян...
  Ганжа: Да не парься, Светка. Можешь быть какой угодно. Имеешь полное моральное право. Рассказик хитрый, екорный бабай. Сплошные фантдопущения.
  Но, типчик выписан верно, таких интересующихся 'гансовскими бирюльками', сейчас много развелось. Все мечтают вместе с немцами баварское пиво пить. И раз друг коллекционер, уж точно знал цену часикам на рынке.
  Светлана: Да, но все, что с находкой в блиндаже связано, выглядит малодостоверным. Скорее поверила бы, что часы трофей деда мальчонки со времен войны. Захотел телефон , вот и решил толкнуть, тайком от бабушки. И описаны часы плохо, если они вынесены в заголовок, можно было, хотя бы, в Интернете посмотреть.
  Ганжа: Верно, мыслишь. На наручных часах марки Helma была на задней крышке маркировка DH, что означало - военный заказ для Немецких вооружённых сил. Такие часы, с фосфорными стрелками и черным циферблатом, поставлялись в Германскую армию и маркировались на реверсе DH. Орлы были не на всех , а например, на корабельных часах. Но это ж не наручные.. А письмо он, думаешь, для чего в Дюссельдорф, смекнул написать? Чтоб в Германию потом на халяву ездить, цветочки на могилку возлагать. А если получиться, на ПМЖ перебраться вместе со всей семьей. Очередной "безродный" в поисках новой Родины.
   А часы пусть передает , чтобы помнили, чем кончаются империалистические идеи о мировом господстве.
  Светлана: А оценку пусть Нестор ставит.
  
   Терехов Б.В. "Чапаев и другие"
  
  Светлана: Ладно, не буду больше тебя мучить. 'Чапаев...'
  Ганжа(чмокает жену ): Ой, спасибочки, Светик!
  Светлана: В детстве, когда смотрела фильм, каждый раз так хотела, чтобы он доплыл.
  Ганжа: И вот он доплыл...
  Светлана: Если бы настоящий Чапаев .., они б его сразу в Матросскую тишину. Ты же знаешь, не люблю абсурд.
  Ганжа: Да уж наши власти только с либерал-фашистами и милуются на встречах в Валдае. Навального прямо из зала суда под белы рученьки , пожалуйте, на пост мэра Москвы, жулик Вы наш, проболотируетесь. Подтвердите свое коронное, что "у власти воры и жулики", так сказать. Вот где настоящий абсурд и цирк для народа!
  Светлана: Бог знает, что ты несешь. Тс...
  Ганжа: Так у нас свобода слова, чтоб его...А знаешь, что понравилось больше всего? Так Вы, говорит, белые? Не в лоб, а в глаз. Вывернулись: трехцветные. Ну, ладно, красные - коммунисты, якобы. А синие - то кто? Ведерки что ли? Ха-ха!
  Светлана: Написано ярко, но как-то ... Лучше пусть не выплывает, и думает, что не зря погиб. Я ставлю семь баллов.
  Ганжа: Ну это мы еще посмотрим, зря не зря... Тоже ставлю семь баллов.
  
   Капустин В. "О поле, поле"
  
  Светлана: Но вот еще рассказ, который тебе придется по душе. "О поле, поле". Да и мне он очень понравился, как преподавателю русского языка.
  Ганжа ( в настоящее время директор школы и учитель русского языка) : Эти Бутманские куклы Дейзи и маги Гари Потеры совсем заели. Скоро действительно в заповеднике окажемся. Я ведь, что...
  Недавно попросил в четвертом классе написать ребят продолжение какой-нибудь любимой сказки. Так девчонки все про куклу Дейзи, а мальчишки - про Потера. Тотально, представляешь?
  Светлана: А мне студентки в Университете говорят, зачем нам этот русский. Нам все ровно МФСО на английском учить, а работодатели интересуются в анкетах в первую очередь уровнем знания английского языка. В няньки детям то ж предпочитают брать филипинок-таек, не знающих русского, чтоб те только на английском с детьми общались.
  Ганжа: Скоро сами, как тайцы станем.
  
  Светлана. Но все-таки есть народы, не признающие засилье английской речи. Испания, например. Они даже американцев заставляют на своем языке говорить.
  Ганжа: Вот с кого надо пример брать.
  Светлана: За идею и виртуозное воплощение я не могу поставить ниже 9 баллов.
  Ганжа: Хотя американский бизнесмен и получился какой-то плакатный, в жизни они совсем другие...
  Светлана: Так наверно он с рекламного плаката и сошел.
   Ганжа: Ставлю тоже 9 баллов.
  
   Светлаков. "Деревня детства моего".
  
   Светлана: Хорошая литературная работа: "Деревня детства моего".
   Ганжа: Деревни исчезают одна за другой. А ведь и простая деревня может представлять историческую ценность. Честно , Светка, читал , а у самого болью сердце сжималось.
  Светлана (вставая) : Ой, сейчас лекарство принесу.
  Ганжа (мягко удерживая рукой): Оставь, я образно выразился.
  Светлана: Слушай, что пишет в свежем номере Литературной газеты Татьяна Воеводина: 'Мы побросали свои селения - теперь уж не деревни, а и до городов дело дошло. Там нет работы, нет жизни, народ стекается в большие города. Правительство даже план сочинило - сселять народ в двадцать больших городских агломераций, но потом это как-то забылось. Но процесс идёт - земля оголяется. Не нужна она нам - земля наша? Как-то не очень. А ведь Бог, давая народу такую большую территорию, не иначе что-то имел в виду. Какую-то он на нас налагал обязанность. А мы её провалили. Мы, сегодняшние. Кровавый большевистский режим как раз землю осваивал, застраивал и в меру сил украшал. Не бросал, по крайней мере. А побросали мы - просвещённые, креативные и умеющие по-английски. Бросили землю зарастать бурьяном, а оставшихся аборигенов - впадать в дикость. Вот за это бы покаяться...'
  Ганжа: Вот это правда.
  Светлана: Ну что? Ставим девять баллов.
  Ганжа: О кей!
  
   Андрощук И.К. "Малеевский феномен"
  
  Светлана: Рассказ, в продолжении темы, о развале колхозов: "Малевский феномен".
  Ганжа: А, теперь будем знать, кто нам все развалил, и Советский Союз тоже. Инопланетяне
  значит, а вовсе не ментальность, или, паче, большевики.
  Светлана: Чувствуется рука мастера слова, состоявшегося зрелого писателя. Ни к чему не придерешься.
  Ганжа: Забавно! Но смелости не хватило правду написать, кто на самом деле все развалил. Так - шутка талантливого человека. Поэтому только 8 баллов.
  Светлана: Будь по-твоему, милый.
  
   Сороковик А.Б. "История одного гладиолуса"
  
  Светлана: А вот и сказка.
  Ганжа: Андерсена?
  Светлана: Сказка выписана хорошо. Но явно не Андерсен. Не хватает волшебства и света. Больше сарказма, причем, холодного такого, отстраненного, недоброго по отношению к простым людям. Это скорее сатирическая сказка.
  Ганжа: Название красивое. Но, Светка, такую сказку я детям читать не стал бы.
  Светлана: Девятку уже не могу поставить, из-за лимита оценок. Так что восемь баллов. Но цветы мне срезанные больше не дари. Жалко их на помойку потом выбрасывать.
  Ганжа. Хорошо - только в горшочках. А за сказку ставлю четыре.
  Светлана. Что ж получается, средний балл - 6. Неплохо.
  
   Грошев-Дворкин Е.Н. "Славка Морозов"
  
  Светлана: В заключении реалистическая история.
  Ганжа: Только, что хотел сказать автор? Так ему и надо, что ли, Славке Морозову? Мол, когда был ' на коне' мимо проскочил, толком не поговорил, только руку пожал. Так все объяснилось, служил, покой страны охранял. Это ж не охранником в супермаркете дверь подпирать.
  Светлана: Чувствуется, писатель - опытный. Но глубину трагизма ситуации не смог раскрыть.
  Ганжа: Мне не понравилось, что герой от лица, которого ведется повествование, бросил товарища, не проявив сочувствия, ничем не помог. Вспомнил бы 'Кошкин дом'.
  Светлана. Ганжа, но это же не твой подопечный, он и забыл, когда эту детскую книжку читал.
  Ганжа: Три балла, пусть детство вспомнит.
  Светлана: Ганжа! Ах, я устала с тобой спорить. Да и ошибочки тут. Пусть будет три.
  В заключении процитирую еще раз Татьяну Воеводину: "Сословие работников умственного труда имеет вполне определённую задачу: добывать истинные знания о природе вещей и организовывать народный труд. Иных задач у образованного сословия нет. В этом назначение интеллигенции. А у нас интеллигенция, созданная государством, причём дважды - при Петре I и при Сталине - отказалась от этой работы и начала подзуживать народ на свержение этого самого государства. Интеллигенция не выполнила своего долга 'понимателя', вот мы и пробавляемся обносками западной мысли. Наша российская цивилизация не описана и не осмыслена. Интеллигенции некогда было: она либо плакала, либо готовилась к отъезду, либо каялась за что-нибудь в прошлом. Это ведь так удобно: каяться за то, что произошло в годы твоего бессмысленного детства, и при этом не делать того, что можно и нужно делать сейчас."
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"