Явление это (пассионарные толчки - М.З.) имеет огромное, часто ключевое историческое значение, хотя
до сих пор проходило для историков незамеченным. О причинах его можно и нужно спорить,
но изучать его необходимо.
И. М. ДЬЯКОНОВ
Приведу четыре исторических эпизода.
1. В 911 году группа викингов во главе с Ролло, которые опустошали постоянными набегами Европу, ослабленную после развала империи Карла Великого, основали на континентальном берегу Ла-Манша графство (позже - герцогство) Нормандия; данные земли были получены ими в качестве "отступных" за прекращение набегов. Одним из условий было принятие этими норманнами крещения. Постепенно они стали католиками такими ревностными, каких не знала Европа того времени: были восстановлены монастыри, разрушенные викингами же, и стали как никогда бурно строиться новые, норманнами жертвовались на это огромные средства. В XI веке Нормандия стала, вероятно, крупнейшим в Европе очагом пассионарности: нормандцы завоевали южную Италию и Сицилию, насадив там католицизм и став главной опорой папства, завоевали Англию, затем они сыграли одну из ведущих ролей в Первом крестовом походе.
2. "Вади Мекка, одно из бесчисленных ущелий, перерезающих горную цепь Хиджаза... Предания, зафиксированные мусульманской традицией, свидетельствуют о том, что ... в середине V в. племя курайш под предводительством Кусаййа вытеснило отсюда племя хуза'а...". В течение около полутора веков это племя стало господствующим племенем в районе Мекки. "Политические союзы курайшитов дополнялись узами свойства. Многие курайшиты брали жен из соседних племен; в частности, одна из жен Абдманафа (прапрадеда Мухаммеда - М.З.) была из бану сулайм, а другая - из бану мазин б. са'са'а, в то же время одна из его дочерей была замужем за кинанитом, а другая - за сакифитом. Мать Абдалмутталиба (деда Мухаммеда - М.З.) была из бану ан-наджжар (Йасриб), а три из его пяти жен - некурайшитки. Впоследствии курайшиты, продолжая брать жен из других племен, стали реже выдавать своих дочерей за иноплеменников, считая их ниже себя.
Действительно, за сто лет со времени Кусаййа до Абдалмутталиба курайшиты превратились из малозначащего кинанитского племени в самостоятельную экономическую и политическую силу. Если Кусайй, как говорили, положил начало своему богатству, убив и ограбив эфиопского купца, то его потомки соперничали между собой в расходовании средств на угощение паломников, увеличивая этим свой авторитет хранителей святынь Мекки и привлекая к ним более широкий круг почитателей
3. В 1236-37 годах монголы совершили опустошительный поход на Русь, явившийся для неё страшным бедствием. Русские князья стали вассалами Золотой орды. Князья Ярослав Всеволодович, а затем и Александр Невский приняли такой расклад, выплачивая монгольским ханам дань и получая за это ярлыки на княжение. У раздробленной и раздираемой междоусобицами Руси появилось некое подобие центральной власти. Именно к Орде русские князья стали апеллировать для решения внутренних конфликтов. В 70-е годы XIII века при поддержке монголов вновь возникло удельное Московское княжество, которое с 1248 г. было выморочным; родоначальником династии стал младший сын Александра Невского Даниил. Более двух веков московские князья не ставили под сомнение сюзеренитет над собой ордынских ханов, называя их царями. "В глазах московских правящих кругов "царь" (если он реально правил в Орде) являлся легитимным сюзереном великого князя" (А. Горский, "Москва и Орда", изд. Наука, 2003, стр. 190). На жёсткую конфронтацию князья обычно шли лишь тогда, когда в Орде правили узурпаторы, такие как Мамай или Едигей. Можно предположить, что Московская Русь ощущала потребность в подобных отношениях с монголами, набирая за счёт них некий потенциал, который бы позволил ей в дальнейшем вырасти в гигантскую империю. В этих условиях Московское княжество постепенно усиливало своё влияние в северо-восточной Руси, после Куликовской битвы это влияние стало безусловным, а к концу XV века княжество полностью избавилось от монгольской зависимости, постоянно расширяясь дальше и поглотив саму Орду.
4. В середине XIII века в Малой Азии появилось племя кайы, происходившее от тюрок-огузов. Согласно наиболее распространённой версии, они мигрировали с востока в числе других тюркских племён под натиском монголов. Во главе со своим вождём Эртогрулом они поступили на службу к султану сельджуков, правившему в Конье, и за военные победы над никейскими греками получили во владение небольшую область (удж) на равнине Сёгут к западу от Ангоры (Анкары), возможно, ими же у греков и завоёванную. По мнению Г. А. Гиббонса (Gibbons, Herbert Adams, 1880-1934 "Foundation of the Ottoman empire; a history of the Osmanlis up to the death of Bayezid I (1300-1403)", 1916 г.) кайы были язычниками, а земли, где они обосновались, были населены преимущественно греками-христианами, но и мусульманами тоже. Согласно турецким преданиям, сын Эртугрула Осман принял ислам под влиянием одного местного шейха, на дочери которого женился. После смерти Эртогрула в 1281 (или, по другим данным, в 1288) году удж был преобразован в бейлик и Осман, став беем, обратил в ислам местное греческое население и начал военные действия против Византии, захватывая её земли. Этот бейлик стал тем ядром, из которого за 2 века выросла могучая Османская империя.
В каждом из приведённых эпизодах, можно наблюдать следующее: приходят воинственные мигранты, причём приходят именно как враги, как завоеватели, оседают, смешиваются с местным населением, и с этого начинаются взрывы этногенеза, названные Л. Н. Гумилевым пассионарными толчками. Не в этом ли их причина?
Вероятно, в таком ракурсе стоит рассмотреть также
- контакт этрусков с жителями Лациума, с которого началась история древнего Рима,
- возникновение Киевской Руси, произошедшее по схожей схеме (хотя это событие Л. Н. Гумилев следствием пассионарного толчка не считал).
Каков биологический механизм таких явлений - приносят ли мигранты некий вирус, повышающий пассионарность, или они создают в популяции генетическое разнообразие (гетерозиготность), приводящее к такому эффекту, или речь идёт о чём-то, современной биологии неизвестном - судить специалистам. В любом случае, данный подход позволяет очистить теорию Л. Н. Гумилева от таких фантастических идей, как порождение пассионарных толчков космическими излучениями и массовыми мутациями, и, возможно, способен дать этим явлениям более или менее вразумительное объяснение.