(Восхождение Љ557 "Бегаалотха" 17 сивана 5761 года 8.6.2001)
СТАТЬЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО
Здесь была статья о "втором Песахе", о том, что странный полупраздник говорит нам с пергамента Торы: "Никогда не думай: все пропало, не отчаивайся".
Но эту статью я стер с диска компьютера. Не потому, что урок "второго Песаха" неправильны и неактуальны. Наоборот, именно сейчас народу Израиля нужно вернуть надежду. Почему же в последние минуты перед отправкой листов в печать я решил написать другую статью?
Потому что с исходом субботы радио и интернет обрушили на меня новость, которая перестанет быть новостью для вас задолго до того, как этот листок попадет вам на глаза: 19 убитых и десятки раненных.
Впервые в истории этого издания, я, его автор и редактор, решил упомянуть на его страницах нечто, не имеющее прямого отношения к к иудаизму и хасидизму.
У многих из нас есть вторая и третья профессия. Есть она у меня: история ислама и арабского мира. Эта профессия дает мне особую перспективу, особый взгляд на террор, пожирающий нашу плоть и пьющий нашу кровь.
Когда Ребе говорил каждому, кто готов был слушать об опасности, грозящей еврейскому народу, о страшных последствиях, которые несет нам "мирный процесс", никто еще не подозревал, как велика эта опасность. Даже верные его хасиды, даже те, кто верил каждому его слову, даже они не могли представить себе как ужасна будет голая правда похмелья после мира.
Дело было в первые дни Осло. Даже на демонстрациях протеста люди говорили: "да, это ужасно, но не нужно истерии, есть предел ужасам, которые можно вообразить". Я рассказывал тогда многим, что ислам не допускает, даже гипотетически, возможности заключить мир с евреями, о том, что даже подписанный договор является только уловкой в войне, которой не будет конца (прецедент Худайбийя). Я показывал тогда многим страницу, которую переснял из второй по важности книги ислама ("Сахих Бухари"):
"Убивайте евреев пока не спрячется один из них за скалой, и закричит скала: о, раб Аллаха, вот, еврей прячется позади меня, убей же его".
Почему я решил рассказать об этом сегодня, 24 часа после взрыва в Тель-Авиве? Цель этой публикации проста: предостеречь читателей от непрасных надежд и иллюзий. Вред от них порой больше, чем от отчаяния. Еврей, говорил Рамбам, должен выбрать золотую середину, отдалиться от отчаяния, отдалиться и от беззаботности.
Когда профессиональные миротворцы говорят вам: "осторожно, как бы не разразилась война!" - отвечайте: "война уже здесь". Отвечайте: "после вашего "мира" нам уже никакая война не страшна". И, главное, не вслух, про себя, повторите, как аксиому: мира с ними не может быть в принципе. Поэтому и не мира должны мы искать, а безопасности. А она достигается совсем инми путями, не за столом переговоров в Осло, не в безумных экспериментах по реанимации и перевооружению врагов, не в воспаленых умах геронтомечтателей, не в кабинетах теоретиков "нового Ближнего востока". Безопасностью должны заниматься профессионалы, генералы. Они унас пока еще есть, не все переквалифицировались в политики. Они пока еще не забыли свое дело, у них под началом хорошая профессиональная армия, которой десять лет связывали руки.
А что можем мы, не генералы и уже даже не солдаты? Жить так, чтобы - нет, не человечеству, а нам самим - было ясно, что мы здесь делаем, какое отношение мы имеем к этой земле. Это земля евреев, Эрец-Исраэль. Право на нее имеет один народ, только один. Это мы с вами - евреи. Мы с вами будем жить здесь и через десять, и через пятьдесят, а наши дети - и через сто лет. Мы никуда не собираемся отсюда, здесь мы встретим Машиаха. Мы будем живы, и будет мир. Не тот, о котором уже и слышать-то тошно, а настоящий, когда "падет страх евреев" на врагов наших. А пока - будем жить, как жили евреи до нас: в мире с Торой, в мире с Б-гом, в мире со своим народом. Будем жить и доживем.