Жужа И Маха : другие произведения.

"Вк-3": обозверение конкурсных рассказов от Жужи и Махи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  За окном гудела вьюга, зима таки катила куда хотела, и не было ей дела до Махи, сидевшей на лавке в ватнике, валенках и пуховом платке. В избе дышала жаром большая печь, но Маха и не думала снимать с себя теплую одежку. Наоборот, лапа в полосатой варежке тянулась к пестрому одеялу. Тянулась, но никак не дотягивалась. А подвинуться на лавке Маха не хотела. Это же хвост надо перекладывать.
  Дверь стукнула, и Жужа, тащившая полное ведро воды, вошла в дом. Она вообще тащилась и от колодца, и от автолавки, и от необъятной лужи посреди деревни. Оптимистка по натуре, Жужа во всем находила свои плюсы. Колодец? Это замечательно! Значит, не отключат воду. Автолавка два раза в месяц? Экономия налицо и как минимум парочка ярких событий! А уж лужа! Это просто праздник какой-то! Во-первых, она будит в Жуже воспоминания о далеком детстве. Во-вторых, лужа похожа на море, особенно когда по ней гуляют волны после проехавшего внедорожного трактора. В-третьих... Тут Жужа взглянула на Маху. И "в-третьих" вылетело у нее из головы. Потому что "в третьих" - мелочь по сравнению с подругой. Которая, между прочим, безвылазно сидела дома. Махина тонкая душевная организация никак не могла приспособиться к окружающей действительности. Стоило только подумать о тяжелом, полном холодной воды ведре, о замызганной, набитой гремящими бутылками и замерзшими буханками ржаного хлеба, гремящими почти так же, как бутылки, автолавке, как Махины лапы сводила судорога, и несчастной кохе хотелось забиться за печку. Одним словом, прелести простой деревенской жизни не могли заслонить перед ее внутренним взором цивилизованный рай городской многоэтажки. И цель, ради которой Маха согласилась принести в жертву ухоженные лапы и вымытую голову - воспитание несгибаемой воли литературного критика, - казалась ей теперь никчемной, мелкой, не стоящей и сотой доли ее терпения и страданий. Единственным спасением были книги. Столько их было перечитано, сколько нашлось на чердаке. Плюс к этому - подшивка журнала "Домашнее котоводство" за 1980 год. Раритет по нынешним временам. Маха освежила в памяти события триллера "Муха-Цокотуха", облилась слезами над вымыслами парочки дамских романов с умопомрачительными названиями и проглотила иронический детектив "Куда исчезают деньги". Чего же боле? Чем занять пытливый ум?
  А Жужа, глядя на подругу, все проникалась и проникалась ее скорбным видом. Пока не прониклась окончательно. До щекотания в носу. До сверкнувшей слезы. До вынесения самой себе страшного приговора: эгоистка хренова. Смягчающие ее вину обстоятельства - как то парное молочко для Махи, свежие сметанка и творожок для нее же - в расчет принимались, но особо убедительно не выглядели. Рядом с Махой в ватнике вообще ничто убедительно не выглядело. "Видно, не судьба", - подумала Жужа. - "Каждому - свой крест". Жужин крест тихо сопел над последними страницами бессмертной "Дамы с камелиями". Вот написал автор мелодраму! Обрыдаться. Куда нонешним. Маха так близко приняла к сердцу историю несчастной героини, что даже тихо кашлянула.
  Это был не просто кашель, это был сигнал к действию. И Жужа бросилась паковать чемодан, саквояж, корзину, картонку, а также вязать узлы. И вот уже все добро погружено на выпрошенные христа ради саночки. Сверху на узлы усажена Маха, которой, чтоб сидела смирно, были обещаны мелодрамы и иронические детективы нового конкурса "Высокие каблуки-3". А Жужа, вспомнив дальнее родство с ездовыми собаками, покорно потянула санки в манящую светлую даль...
  
  
  Глотнув-таки свежего бодрящего воздуха, Маха заболела. Говорила ей мама что-то вроде того, что покорно надо принимать данное природой. И не геройствовать где не следует. То есть, вообще нигде. Родилась доброй и красивой, вот и будь доброй и красивой. И нечего в критики лезть. Так нет, литературу Махе жалко. Вот и сиди теперь в комфортабельном карантине, рассказы читай. А могла бы как все - с горки в сугроб... Жужа, добрая душа, развлекает подругу как может. Рассказы ей для чтения таскает и разговорами занимает. Так и рождается этот обзор. Уж не обессудьте.
  
   "ВК-3": ОБОЗВЕРЕНИЕ КОНКУРСНЫХ РАССКАЗОВ ОТ ЖУЖИ И МАХИ
  
  - Маха! Надеюсь, ты чувствуешь себя лучше. Судя по вылизанной мисочке от манной каши.
  - Жуженька, бывало и хуже. Главное, выспаться. Это для женщины - все: и хороший цвет лица, и хорошее настроение.
  - Согласна. Я вот тебе рассказы принесла. Не нужно на классике зацикливаться. Современная женская проза может быть не менее интересной. Предлагаю начать наш обзор с рассказов, поданных в номинацию "мелодрама".
  - А почему не с иронических детективов? Так хочется повеселиться, проследить за ходом мысли автора и, конечно, самостоятельно вычислить преступника.
  - Это мы еще успеем. И повеселиться, и разоблачить. А проследить за ходом мысли автора интересно в любом жанре. Мелодрама, мне кажется, ближе сердцу автора-женщины. В ней все привычно и реально, все узнаваемо и тем близко читающим дамам. И то: любовь-измена, встречи-разлуки, Золушки, принцы и белые кони встречаются повсеместно. Сюжет примеряется на себя, и ряды жалельщиц, горюющих над чужой судьбой, множатся день ото дня. Казалось бы, писать мелодраму должно быть проще, чем детектив. Но здесь-то и скрыт подвох: слишком многое знакомо читателю и потому предсказуемо. Сюжет должен быть не банальным, интрига - закрученной, финал - неожиданным. Согласна?
  - Да, Жуженька. Иронический детектив - совсем иное дело. Круче всего - детектив без покойника. Тут не у всех есть личный опыт.
  - Посмотрим, что мы имеем в этом году...
  
  
  Нина. "Птица"
  
  - Так сказать, производственная мелодрама. Ну что ж, имеет место быть. У нас сейчас и любовь производственная, и дети почти что общественные. Жизнь... А счастья-то хочется, летаешь ты или ползаешь. И вот оно, счастье: любимая работа, понимающий муж, ребенок.
  - Знаешь, Жуженька, я сначала даже порадовалась за героиню. Реализовать себя в такой профессии - дело трудное. Помощь ей очень нужна. И муж, собственно, знал, на ком женился.
  - Маха, а супчику тебе горячего хоть иногда хочется? А стареть рядом с любимым человеком слабо? "...Летать, летать до крайнего предела, ибо на земле тебя ждёт... что? Старость, маразм и рак..." Он знал, на ком женится? Так ему все и сказали сразу. А героиня зачем замуж пошла? Сын как-то сам собой родился и вырос. Муж - вроде как сосед хороший или друг. Я не от зависти к этой геройской героине так говорю. Просто одно место в рассказе мне покоя не дает. Вот, слушай:
  - Может... простишь?- спросил как-то Антон.
  Как объяснить? Антошик давно уже не тот мальчуган, что принял чужого мужчину за папу, вернувшегося наконец из долгого рейса... Принял и полюбил его. Ни словом никогда не обмолвилась, что они чужие друг другу. Помнит ли Антон, знает? Или не помнит? Не желает знать? Как бы там ни было, переживает и хочет помирить. Иначе б не спрашивал.
  - Я никого не гнала,- отвечаешь со вздохом.- Ушёл сам...
  - Если вернётся, простишь?
  
  Сын-то за отца переживает. Не за мать... Ей еще и с сыном отношения налаживать.
  - Да. И финал рассказа не дает ответа на вопрос "что дальше?" Встретились, обнялись. И она с утра - летать. Ведь на земле - "старость, маразм и рак". А мужу, значит, как провинившемуся, сидеть и ждать Птицу домой.
  - Пожалуй. Хеппи-эндом здесь не пахнет. Несмотря на радугу над летным полем. Картонную такую радугу, неуместную. Собственно, весь финал показался мне неестественным.
  - А что ты, Маха, думаешь о построении рассказа, о художественных приемах?
  - Поначалу мне определенная рваность повествования не понравилась. Потом поняла, что она-то как раз хороша для передачи характера и ритма жизни главной героини. Характера далеко не мягкого. И женщины, не привыкшей, не умеющей и, боюсь, не желающей быть другой.
  - Это рассказу на пользу пошло, согласна.
  И Жужа уткнулась в следующий текст, мимоходом отметив, что Маха не отрывает взгляд от синеющего за окном вечернего зимнего неба. Птица, однако...
  
  
  Фрейя. "Дядя Ося"
  
  Жужа тихо сидела в уголке дивана. "Никогда не знаешь, что тебе на конкурсе женской прозы попадется в лапы, - подумала она. - Махе не дам читать. Она же впечатлительная. Если уж после "Птицы" стала крылья из подручного материала мастерить, то ее реакцию на "Дядю Осю" страшно даже представить. И Жужа решила спрятать этот рассказ от подруги. Маха в компьютер сама не полезет. Она умная. Делегировала полномочия по техническим вопросам Жуже и чуть что, так Маха ни при чем. Глаза такие ясные, зеленые. Если они - зеркало души, значит, и душа у Махи ясная, зеленая? Ой, что-то Жужу понесло. Надо остановиться и попробовать собрать мысли в одно ясное определение: что Жужа думает о рассказе "Дядя Ося".
  А думает она вот что:
  1. По правилам конкурса решения преноминаторов не обсуждаются. К их преноминаторскому счастью. Если считать этот рассказ мелодрамой, то Маха - пекинес. Если не считать (а он таки, думается, драма) и не принять на этом основании в конкурс - то все преномы могут идти семечками торговать. Жужа решила молчать как рыба.
  2. Щоб я так писала, щоб ми все так писали. Сюжета, действия - практически ноль. А в нуле - мир. Это вам не с табуреткой по сцене бегать (как стало принято в нынешней, так называемой "активной" режиссуре) и воображать жизнь. Это вам коротко и просто жизнь рассказать. Сила - не в 25k и десятке героев. Она, прежде всего, в простоте.
  3. Автор, по мнению одной собаки, Вам удалось сделать очень сложную вещь - написать рассказ, который многим запомнится надолго. Мои поздравления.
  
  
  Леона. "Снежка"
  
  Махин рассказ! В том смысле, что можно дать ей прочесть. В лучшем случае, она после прочтения снежную бабу слепит. В худшем - залепит Жуже снежком в спину. Понятное дело, история новогодняя. Греха от нее не будет. Даже если сократить наполовину - она ничего не потеряет. И не приобретет. Как-то все в ней не к месту. Хотя, на первый взгляд, как раз наоборот. Нашлись в сундуке старого дома костюмы Деда Мороза и Снегурочки как раз 31 декабря, под самый Новый год. Вышли герои в них елку наряжать - бац! девочка маленькая встретилась, как раз к Деду Морозу шла по лесной дороге. Конечно, с заветным желанием. Чтобы мама с папой не ругались, а то ведь и развестись могут. Люди дорогие, из текста следует, что девочке нет семи лет. Дитё говорит: "...Мы сегодня катались на лыжах, когда ехали домой, я уснула в машине. Проснулась от того, что папа с мамой громко разговаривали. Машина не двигалась, папа и мама стояли рядом с ней. Они так кричали, что у меня все сжалось внутри. Я испугалась, что они совсем-совсем поссорятся и не будут больше вместе. Мне всегда страшно делается, когда они ругаются. Я заплакала и тоже вышла из машины, с другой стороны..." Ребенок этот же самый текст сказал бы по-другому. Даже принимая во внимание нынешних развитых младших школьников. А так говорят взрослые, желающие передать детскую речь. И попробуйте спросить у этих младших школьников: два километра - это много или мало? Интересно будет послушать ответ.
  Еще несуразица. Шла девочка к Деду Морозу и пришла. Сомнений у нее, как видно из текста, нет. А спать в новогоднюю ночь в избушке у Деда Мороза со Снегурочкой она не ложится, потому что еще какого-то Деда Мороза ждать будет.
  Как хотите, автор, а Жужу с Махой Вы не убедили. Несмотря на наличие потерянных детей, полного раскаяния родителей и помощи добрых людей, мелодрама не получилась. И сказка тоже.
  
  
  Василиса. "Хороший плохой парень"
  
  Маха плакала. Жужа - нет. Не до того было. К телевизионным сериалам она подругу давно не подпускает. Объяснения, что все актеры остались живы после киношной бандитской разборки, на Маху не действуют. Она же доверчива. Все за чистую монету принимает. Если по фильму, к примеру, актер гада играет, значит, и в жизни такой. Не понять Махе, что фильм и книга - это одно, а жизнь - совсем другое. И можно быть одновременно бандитом, убийцей и хорошим человеком.
  Жужа тоже сначала плакать собралась. И девочку жалко, и Васильков обоих, и майора-генерала Прохорова. А уж Климова - так и вовсе жальче жалкого. Но пока Махе про реалии жизни и отличие ее от литературы объясняла, у самой в голове прояснилось. Климов-то не из пионерского лагеря к маме бежал, обманув вожатых. Из колонии. Вооруженный. Убив при побеге несколько человек. Автор, конечно, молодец: так написал, что главному герою начинаешь сочувствовать, как партизану, прячущемуся от немцев в лесах и болотах. Лапочка такой получился. Девочке снотворное (или наркотик?) в компот добавил, чтобы спала, когда он ее насиловать будет. А потом еще и вернулся с самыми чистыми-благородными намерениями. Конечно-конечно, отсидеться в деревне, но при этом и девушку пожалеть. То есть переспать с ней, но уже так, чтобы все в округе об этом узнали.
  Вот как хотите, уважаемая Василиса, а сюжет Вашего рассказа очень напоминает нам сюжеты многих сериалов про ментов или бандюганов. Хотя бы давний сериал "Бригада". Там тоже хорошие мальчики, одноклассники, вместе работали.
  Нам могут возразить: служба в Карабахе так покорежила парня, что он, капитан Климов, стал бандитом. Жизнь, мол, виновата, что он в охранники пошел и в перестрелке людей положил. А жизнь тут ни при чем. Не один он был и в Карабахе, и в Афгане. Не один он в годы криминального беспредела жил. Значит, было в нем и до того что-то непрочное, что-то, что могло сломаться при любом раскладе, в любой момент. Потому его "возрождение" выглядит неубедительно.
  Мы с Махой отдаем должное талантливо написанному рассказу. Есть в нем, конечно, и несуразные моменты. С тем же самым изнасилованием, например. Но в целом - добротный, крепко сделанный с учетом психологии читателя рассказ.
  
  
  Любительница. "Белка"
  
  Вот тут мы с Махой солидарны: хороший, добрый рассказ. Мелодрама без розовых слюней. Автору удалось их миновать. И герои получились живыми, и чувства их нам понятны. Не того ли ждет любой автор? Потому примите, Любительница, наши поздравления.
  Только пару предложений в конце рассказа нас несколько покоробили.
  
  "А тот мальчик умер. Еще в прошлом году. Ему сделали операцию, но неудачно. Он впал в кому, и через несколько дней его не стало. Я не представляю, что было бы с Белкой, если бы рядом не было меня."
  
  Вот это, на наш взгляд, можно было бы написать по-другому. Из текста следует, что "тот мальчик" Белке приходится если не сыном (почему он тогда был в больнице с ее мамой?), то человеком очень близким. И явная скороговорка о его уходе выглядит как-то небрежно. Вроде, надо было как-то объяснить, куда он делся - автор и объяснил по-быстрому.
  Успехов автору! Рады будем навестить Ваш раздел после окончания конкурса.
  
  
  'Жужа, конечно, компьютерный гений. И рыбку в овощах она гениально готовит. Большими кусками. Удобно из овощей вытаскивать, - думала Маха, взламывая пароль на Жужином ноутбуке. - У нее вообще не лапы, а волшебные палочки. И, как ни крути, она умная. Просто умная, без того, чтобы казаться таковой'. Маха даже порадовалась, как она про подругу подумала. Славно так, справедливо и безо всякой зависти. Нет, Маху тоже глупой назвать нельзя. Никто и не пробовал. Опасаются. Махин ум глубже спрятан. Вы пробовали при большом уме быть милой простушкой? Нет? А Маха так живет. Потому ее сегодняшние обзоры такие простые-простые и милые-милые.
  
  
  
  Анда. 'Умирать не больно'
  
  Мелодрама? Конечно. Затронула струны Махиной души. Само собой, сравнивать Махе не с чем: серебряной свадьбы ей ждать до морковкиных заговин. И подарочка, соответственно, тоже. Поскольку и простой-то свадьбы еще не было. Но чутким нутром кошачьей особи женского пола Маха чуяла - тут любовь. И жертва на ее алтарь. Жертвенность Маху вообще потрясает до основ. Наверно потому, что ей как-то сложно себе представить, чтобы она, даже любя Жужу всем своим большим сердцем, отказалась от вечернего блюдца молока или золотой рыбки сёмужки. Но ведь есть и другие, способные на большее. И это не может не радовать. Не все еще так плохо в мире, как принято о том говорить.
  Рассказ удался. Махе пришлись по душе и композиция, и стиль. Запомнились некоторые фразы:
  Шар попал в лузу, туз побил короля, в кубике Рубика все стороны приобрели нужный цвет. Любовь обрушилась, как летняя гроза - внезапно и насквозь. ('Насквозь' - неправильно? Еще как правильно! Долбануло героиню. - М.)
  Ирина с изумлением открыла для себя, что присутствие Сергея влияло на плотность воздуха, насыщенность цвета, протяженность времени.
  Ирина будто прорвалась через мутную толщу воды к глотку воздухa.
  И он оставил бы о себе более приятное впечатление, если бы не мелочи. В заключительной части рассказа автор 'пересолил' текст упоминаниями о сценарии Сергея. Заменили бы 'сценарий' чем-то вроде 'по моему плану', 'думал сделать так', чтобы не было столь явственных повторов.
  Несколько недоумевала Маха и по поводу трехлетнего строительства дома, оставшегося не замеченным главной героиней. Как-то натянуто это выглядит, не находите? Ну, нам-то с Жужей это не важно, а героиня, думаю, не миллионерша была. И дом - не конура.
  
  
  
  
  Рысь. 'Пора спускаться с небес на землю'
  
  'Тяжкий труд преноминаторов достоин большого облака розовой сахарной ваты', - подумала Маха. Но сама бы она трудиться в их составе не хотела. Рассказ - явно не мелодрама и не иронический детектив. Сказка для шести-семиклассниц. Высокоскоростная такая сказочка. Шла - упала - принц - знакомый редактор - душевные родители - обручальное кольцо. Надо отдать должное: пятно все же было. На платье. Но оно как-то потонуло в той же сладкой-сладкой вате миленькой сказочки. Маха мысленно добавила к сюжету воздушные шарики, бантики и розочку вот сюда. Ага, именно на это место.
  
  
  
  
  Когда Жужа вернулась домой, Маха доедала на кухне вторую селедку. Подруга только вздохнула и отобрала у Махи селедочный хвост. Вот что искусство, а точнее, литература, делает с одной отдельно взятой кошкой. Сказки Махе только в малых дозах хороши. А вот мы ей сейчас подсунем правду жизни.
  
  
  
  Лютога. 'Единственный человек'
  
  Возможно, именно так закаляется сталь. В переходах от сказки к жуткому реализму. Но Маха - не сталь. Рассказ вызвал живейший отклик в ее трепетной душе. Мамашу, а по совместительству главную героиню, захотелось тут же удавить собственнолапно. Насмерть. И удочерить несчастную Викульку. Понятно, что героиня рассказа пребывала в состоянии аффекта, то есть в тот момент с головой явно не дружила. Момент, правда, растянулся на весь день. Но и это бывает. И сама, небось, голодная сидела, и дочку не покормила. Короче, ужас-с-с. Благо, одумалась. Но нам с Махой показалось, что это могло произойти раньше. Хотя бы после того, как горе-мамаша увидела багровые синяки на ручке дитяти.
  Однако, если целью автора было достучаться до сознания читателей, заронить, так сказать, ростки праведного гнева, то это ему удалось. Особенно если учесть скромный объем рассказа. Минус только в том, что и это не мелодрама. Ну, никак.
  
  
  
  Виверра. 'Апельсиновая история'
  
  Жужа любит апельсины, Маха - мандарины. Преимущества любимых фруктов они готовы расписывать и перечислять друг дружке бесконечно. А вот о хорошем рассказе, равно как и о плохом, почему-то долго говорить не получается. Но попробуем.
  Сразу скажем, что он нам понравился. Живописать чувства героини у автора получилось славно. По сути своей весь рассказ - живое чувство. И действие в нем второстепенно. Банальная история поведана автором не банально. Если можно поставить оценку за артистизм, то Маха выставит высший балл. А вот за техничность исполнения, увы, высшего балла Жужа не даст. Несговорчива она. Дело не в том, что улучшать текст можно до бесконечности. И не в том, что лучшее - враг хорошего. Жуже и Махе хотелось бы, чтобы хороший рассказ был избавлен от досадных, разбросанных в тексте 'заноз'. А они портят впечатление от этой love story.
  К примеру:
  1. 'Эльфийская принцесса'. Кого в своем воображении нарисует читатель? Вот хвост на отсечение даю, эльфийскую принцессу из 'Властелина колец'. Отличительная черта эльфов в фэнтези и фантфильмографии - заостренные ушки. Не давай автор после домашнего прозвища описания героини - мы бы и не подумали о форме ушей. Но в данном контексте сравнение само собой напрашивается.
  2. 'Лицо-сердечком'. Что стоило автору написать это в соответствии с правилами великого и могучего русского языка без дефиса? В этом случае авторское 'Я так вижу!' не учитывается. Ибо.
  И вместе с тем, и все же...
  Мы будем вспоминать Ваш рассказ. Кстати, стопроцентная мелодрама. Таких в номинации не много.
  Жужа и Маха пошли за апельсинами. Дамы одинокие. Чем черт не шутит...
  
  
  
  Девицы вернулись из универсама с апельсинами, бананами и впечатлениями. За апельсинами, собственно, и шли. Бананы просто попались. Не отказываться же? А впечатления набросились на Жужу и Маху в виде призыва лысого красноносого грузчика 'Посторонись, красавица' и недвусмысленного комплимента продавца рыбного отдела 'Ходят тут всякие'. Маха, впечатленная высокой оценкой грузчика, не чуяла под собой лап. Жужа, напротив, и лапы чуяла, и тяжелую сковородку в этих лапах представляла, которой она по башке наглого продавца огреет. Но потом решила, что не стоит тратить на него ни физических, ни умственных сил. Вообще ничего тратить не стоит. И рыбу не купила. Умная потому что. За апельсинами ведь шли.
  
  
  Стефания. 'Чувство прекрасного'
  
  Хорошо жить, когда знаешь, чего хочешь. Только не всегда получается. А попробовать? А попробовав, понять - не то? Вот этого - попробовать - навалом. Попробовать и понять - поменьше будет. Героине рассказа в конце концов повезло. Поняла, что нормальное может быть хорошим. А Паша и быстрорастворимые макароны - это экстрим. Глядишь, потом и думать научится. Даже во время секса. Может, понравится. Не сексом единым жив человек.
  Нам с Махой показалось, что героиня рассказа и та девочка, которая плакала в цирке, вообще мало похожи между собой. Признаем сразу, что слова, сказанные не в лучший момент жизни, могут впоследствии больно ударить, если услышишь их еще раз. Возможно, и наоборот. Что-то хорошее, глубоко эмоционально задевшее, отзовется при схожей ситуации, заставит посмотреть на нее заново другими глазами. Но не так быстро и круто, как в рассказе.
  Миша всего лишь удобен. Денежный, веселый, не надоедливый. По ресторанам водит, в постель не лезет. И слава богу. Потому как лыс и 'лицо такое чужое, широкое, невыразительное, немужское'. Да, и не обидчив. По печени, как Пашка, не бьет. Уж на что Маха у нас терпелива, но услышь она 'Тебе никто не говорил, что на поросенка смахиваешь? А? Лысый мишка. Мутант, безволосый, гладенький и упитанный', - мало бы сказавшему не показалось.
  Вот тут позвольте, автор, перейти на личности. Миша, при всех его плюсах (см. выше) получился бледным и среднестатистическим. И мы склоняемся к мысли, что особо настраиваться героине на разговоры и думы в постели не стоит. По крайней мере, почти весь диалог в постели рисует нам Мишу именно таким.
  -У меня подруга есть, еще со школы, Сеня. Вообще-то ее родители Соней наградили...
   - У нее прекрасное имя София.
   - Сказанул. София это храм. Он стоит на возвышенности, отражается в озере и сверкает на солнце золотыми куполами...
   - Тело и есть храм. Храм для души.
   Ой, парень, не надо, если храм, то душа твоя недоделанная, ни то, ни се.
   - Она дура. Встречал, наверное, таких? Два года своего Саню ждала. Вернее, сначала гнала его от себя, а потом, когда он женился, стала ждать. Гнала его, обзывала, мучила, как умела. Родственники его пожалели, невесту нашли, тоже родственница, теткиного мужа племянница. И Сенька срочно его полюбила. Не любила, и вдруг полюбила.
   - Любовь, даже несчастная, облагораживает.
  Просим прощения у автора за допущенные нами сокращения в цитате. Суть - слова Миши - сохранена. Грузчик в магазине был более красноречив. Маха его слова до сих пор помнит. Миша банален до зубовного скрежета. Конечно, в парике мы его не видели. Возможно, это зрелище способно потрясти. Потрясло же оно героиню, взломало лед и соединило в мозгу образ клоуна и Мишу. А потом - чего тянуть - в постель. И чувства у героини появились. Хотя бы физического влечения. А у нас - чувство легкого недоумения: 'Она прижималась к нему, и он прошептал то, что она больше всего хотела услышать: "Я люблю тебя"". Неужели, она и правда хотела это услышать? Когда успела захотеть-то? Что-то слабо нам верится. Но уж бог с ним. Только боимся, что Мише придется теперь остаток своих дней ходить в парике.
  Рассказ не однозначен, не однопланов. Думаем, что споров о нем будет достаточно. А это большой плюс автору. Сделан рассказ добротно. Возможно, небольшой объем помешал автору показать Мишу не так схематично, как получилось. Ведь проглядывает в нем при всей серости и безликости живой человек: '...Допустим, я встретил женщину, она меня полюбила, а я женился на другой. Наверное, сильно бы дергался. Нет, не жалел бы, что женат. Если бы женился, то не жалел. Но дергался бы. Когда знаешь, точно знаешь, что кто-то знакомый умирает от голода, точно знаешь, что умирает, еда в рот не полезет. В горле застрянет'.
   Желаем успеха автору в конкурсе! Отдельное мнение по поводу названия рассказа. Можете не соглашаться, но в данном случае оно ни о чем не говорит. Что-то вроде парика на голове Мише. И никакой параллели провести нам не удалось. Цирк-клоун-Миша? Цирк-клоун-скрипка-Миша? Не получается. Не играет.
   А за Махой надо присмотреть. Эротика заключительной части рассказа ее явно впечатлила. В магазин собирается идти. А там грузчик...
  
  
  
  Жужа и Маха - подруги не разлей вода. Но вот как раз к воде отношение у них разное. Жужа плавает как русалка. Даже хвост есть. А Маха при наличии хвоста на русалку не похожа. И вызывает у спасателей двоякие чувства: то ли скорей спасать, то ли подождать немного, чтобы вопрос разрешился сам собой. И животная мучиться не будет, и спасателю в воду лишний раз не лезть. А уж какая радость загорающим наблюдать за Махиными заплывами... Короче, наша Маха, наша лебедь белая с водой не дружит. Но другим не мешает. Даже, можно сказать, приветствует единение со стихией. Вот и рассказ конкурсный есть на эту тему.
  
  Тали. 'Русалка'
  
   Не знаю, как у других читателей, а у Жужи с Махой есть и первое впечатление от прочитанного, и второе. А иногда даже третье. Но совсем не обязательно, что они будут совпадать. В данном случае у нас как раз три впечатления.
  Впечатление первое: Ах! Прелесть что такое! Так свежо, необычно. Этакая прелестная смесь крутого ржаного хлеба с черной икрой.
  Впечатление второе: 'Ах!' осталось. Только к нему добавилось несколько 'но'. Мелких, не принципиальных. И все же.
  1. 'Я слышу, вновь слышу эту музыку, она вьется в душе звенящей морской струей' - вот как-то морская струя не звучит и не вьется. Речная - да.
  2. '...Они так прекрасны, их голоса летят чарующей морской волной...Ведь та их песня - тягучая и вязкая, тяжелая, как придонный ил, темная и душная, как далекие подводные пещеры' - Голоса, летящие чарующей морской волной плохо сочетаются с тягучей и вязкой, тяжелой и т.д. песней. Может быть, стоило охарактеризовать их голоса другими эпитетами? 'Чарующий' (несмотря на однокоренное 'чары') все же воспринимается как нечто легкое, волшебное, пленительное. А в данном случае все же лучше употребить иное слово. Есть ведь разница между влюбленностью и темной, тяжелой, сугубо плотской страстью. Их одними словами никак не опишешь, согласны? А вот 'человеки' нам как раз понравилось.
  3. 'Едва за опасным, словно барракуда, чужаком закрылась дверь, смятая карточка полетела в мусорное ведро'. - Наверно, мы слишком придирчивы к тексту. Нам кажется, что 'карточка' здесь не слишком подходит. 'Визитка' или 'визитка гостя' было бы лучше.
  4. Что же касается чистоты жанра, так это не иронический детектив. Детектив - да. Но иронии здесь нет. Но это - несоответствие номинации - общая беда конкурсных работ.
  Впечатление третье: Рассказ запомнился. Вам, автор, удалось сделать интересную и вкусную вещь. Надеемся прочитать другие Ваши работы после конкурса. Постучитесь потом в нашу дверь под своим именем, хорошо?
  
  
  
  Проба Перова. 'День рождения
  
  
   Маха печально смотрела в окно. Природа, прислонясь к... Нет, не так. Природа, ни к чему не прислонясь, а сама по себе, смотрела в окно на Маху. Так бывает. Ты смотришь на кого-то и не замечаешь. Так он привычен, терпелив и добр. Вот хоть природа. Ни тебе урагана сегодня, ни землетрясения, ни какого-нибудь буйства стихии. Короче, смотреть не на что. То ли дело природе смотреть на Маху. Одну только шерстку разглядывать можно часами, потому как каждая шерстинка - уникальна. Вроде, все рыженькие, ан нет. Есть светлее, есть темнее, есть с переходом тона. И переливаются, и сверкают. Так вот и смотрит Маха в окно, а оттуда, с улицы, смотрит природа на Маху. Прямо три абзаца подряд. Начитались рассказа и малость очумели.
   Дорогой автор, поверьте, что без ущерба для текста можно произвести чистку рядов первых трех абзацев. Вода в ступе толчется, а толку-то нет. Заодно можно было бы избавиться и от чрезмерного количества взятых в скобки уточнений. Они, конечно, живенькие такие. Но текст пестрит.
   А вот диалоги хороши. И в глубине кошачьей души Маха почувствовала легкую зависть. Где бы найти такую особь мужского пола, чтобы и замуж позвал, и колечко подарил, а допережь того три года и три месяца терпел ее истерики? Кстати, дату знакомства с вытекающими обстоятельствами героиня не помнит, а то, что это было три года и три месяца назад - помнит. Видимо, память ее избирательна. Что, собственно, и подтверждается концовкой рассказа.
   Получилась у Вас, автор, легкая, непринужденная, порхающая штучка. Позитивная? Да. Но, на наш взгляд, для одноразового употребления. И не мелодрама. Увы.
  
  
  
  Шурочка. 'Яблочный мармелад'
  
  
   'Ну, уж этот рассказец я Махе не отдам, - подумала Жужа. - Ням, вкусненький'. По-настоящему хороший, сочный и добротный. Но, как кулинар, я бы предложила улучшить его рецептик. Как? А давайте посмотрим.
  1. - Главный герой смертной казни, восемь букв, - читала она и смолила сигаретой, жадно затягиваясь, - что-то у меня тяму не хватает на эти новомодные выверты, - ворчала она. Понятно, что выделенное слово для тети Шуры обычное, понятное. Как и для ее дочери, и Володи. Но не для всех читателей. Не лишне было бы дать сноску (ТЯМ - "понимание, разум, память"), чтобы не спотыкался читающий на этом слове, не досадовал.
  2. Володе стелили на веранде на старом диване. Катя с мамой и Женькой спали в доме, в единственной комнате с печкой и в два окна.
   Тетя Шура долго гремела панцирной сеткой кровати, укладываясь и ворочаясь. Женька давно спал, намотав на велосипеде километры по дачному поселку за день.
   Катя погасила свет.
  -Коть, а ты бы вышла за меня замуж? - в темноте уже спросил Вовчик, потянув ее за руку к себе.
  - Милостыньку подать хочешь, Володь? - зло спросила она.
   И, выдернув руку, вышла на крыльцо.
  Возможно, автор сочтет наше замечание за придирку. Но мы читали этот отрывок несколько раз. Правда-правда, чесслово. И таки поняли, что Котя уже спала в комнате, а Володя был на веранде, когда он потянул Котю за руку к себе. Или у него руки длинные, или они оба таковыми обладают. Понимаем, что сейчас автор уже ничего в тексте поправить не может. Но после конкурса, а? Внесите ясность. А то как представлю, что Маха из комнаты тянется лапой за рыбкой на кухню... Бр-р-р... 3. Зинаида прошла в дом, пытаясь прилепить простую улыбку, но она никак не шла к ней. Может быть 'не шла ей' или 'не удерживалась на губах'? И уточните, куда прилепить улыбку пыталась эта Зинаида. Не к чему-то же в доме. Перекроите как-нибудь фразу.
   А вот последнюю часть рассказа мы бы подольше почитали. Тут нам выяснений отношений Шуры и Зинаиды не хватило. Видно, что итог их - пусть сами разбираются - был, а самый 'перчик' проскользнул незамеченным. Поймайте его. Поставьте на место. Рассказ от этого только выиграет.
   Что еще хотелось бы отметить. Мы чувствовали запахи сирени, мокрых досок, булочек и чая. Воздух, дождь, свет - все играет в рассказе на эмоциональную насыщенность. За это - отдельное спасибо.
   Удачи автору!
  Постучитесь после конкурса без маски к Жуже и Махе. Согласны?
  
  
  Совушка. 'Высотка'
  
  
  Жужа и Маха живут на третьем этаже. Вероятно поэтому им было сложно услышать душу героини рассказа. А вот если бы они жили на одиннадцатом, становящемся иногда пятнадцатым-шестнадцатым, то смогли бы подумать, как она: 'Здесь небо становится ближе. Здесь слышишь свою душу'. 'Жить на облаках просто здорово. Между небом и землёй? Нет. Сразу и на земле и на небе. Одновременно отдыхаешь душой, осознаёшь мелочность своих проблем и, кроме того, обдумываешь свою "земную" жизнь спокойно, без трагедийного восприятия каждой мелочи'.
   Мы бы не стали закавычивать земную, иначе получается, что на самом деле у героини их было две: земная и не земная.
   Кошачьим и собачьим умом мы не смогли объяснить многие странности сюжета. Например:
  1. После покупки квартиры Алевтина подыскивает себе диван. Находит: Диван привезли довольно быстро. За отдельную плату собрали. А кроме этого дивана - ничего: даже табуретки не было ни одной, что говорить, даже холодильника. А дальше в тексте: Первым, что купила Алевтина, был электрический камин... Просто загадка о курице и яйце.
  2. Это была плита ускоренного приготовления пищи: газовая... - ей-богу, это тянет на открытие.
  3. Она наткнулась на фотографию маяка, напоминающую ей изображение на кружке. Это была фотография самого настоящего маяка, что ещё больше привлекало.- Что бы это значило? Только лапами развести.
  4. ...И она ушла. Ушла в работу, как делает большинство, и ей понравилось зарабатывать, потому что была цель: своё жильё. Теперь эта цель достигнута, и можно будет изменить приоритеты. Значит, она имеет право на игрушку. Она её заслужила. - Вот как хотите, автор, а взрослый человек, учитель, работавший, надо думать, ставки на две с половиной, чтобы купить себе квартиру, достигнув цели, считает, что 'она имеет право на игрушку. Она её заслужила'? Где господин Станиславский с его легендарным 'Не верю!'?
  Или дело в странностях героини? А что, это мысль. И подтверждения этому в рассказе имеются:
  1. Пока девушка предавалась воспоминаниям, она не заметила, как оказалась возле машины.
  2. Аля нехотя поднялась, окинула взглядом улицу, и покинула балкон.
  3. Это щебетание (подруги) может отвлечь от любых глубокомысленных раздумий и остановить процесс осмысления жизни. Это иногда бывает очень неплохо. Неплохо остановить процесс осмысления жизни или как раз наоборот?
  4. Если бы такое не собственными ушами (что не собственными ушами? Почувствовал, потрогал, съел, услышал?), подумал бы, что это уловки романов, какой-то фантастической реальности, и в жизни такого не бывает. А что оказывается? Человек, насмотревшись мыльных опер, заталкивает себя в тупик. Хорошо, что осознание таких истин не сильно бьёт по психике, хотя... Есть только один отрицательный результат: начинаешь бояться ударов, которые могут разрушить реальность твоего сознания, а значит, начинаешь сознательно себя обманывать, не заостряя своё внимание на причинах этого обмана.
  Уважаемый автор, текст полон длинных псевдофилософских рассуждений, выспренних фраз и 'высокого штиля'. Героиня 'предается воспоминаниям', 'покидает балкон' и тому подобное. В тексте увязаешь, как в смоле. Динамики в рассказе нет. Он скучен.
   К Новому году Аля подготовилась основательно плохо...
   К конкурсу автор подготовился из рук вон плохо. Просто-таки основательно постарался.
  
  
  Снегурка. 'Заколдуй меня на счастье'
  
  
   Махе это читать никак нельзя. Хвост на отсечение даю, она опять плакать будет. Потому как жизненная история. Скажете, такого не бывает? Еще как бывает. К сожалению - Николаи не редкость. К счастью - одинокие принцы с детьми хоть редко, но встречаются.
   Рассказ кинематографичен. Вполне подошел бы для сценария фильма. Характеры яркие (охранник в магазине, квартирная хозяйка, и, конечно, сама Шуня), диалоги - живые. А малышка Саша - отдельный разговор. Конечно, если захотеть придраться, то можно найти к чему. Но нам почему-то не хочется этого делать. И даже фантастический полет Саши и Шуни не сподвигнет нас на это. Потому что Маха, например, верит, что не только браки свершаются на небесах, но и чудеса приходят к нам оттуда...
   Счастливый финал слишком сладок? Мелодрама, в принципе, такой и предполагает. Так что соответствие жанру стопроцентное. И если проводить аналогии с кино, то это самая что ни на есть рождественская история. Кто-то против?
   Пойду-ка я открою подруге кильку в томате. А Вас, Снегурка, мы приглашаем на чай после конкурса. Придете?
  
  
   Даша. 'Тетрадь, забытая на скамейке'
  
  
   - Маха, а ты когда-нибудь вела дневник?
   - Конечно, Жуженька. Вот как захочется душу излить, так я в тетрадочку изливаю. Все лучше, чем посуду бить. А волком выть у меня не получается. Пробовала несколько раз, но адекватной реакции окружающих пожарников, медработников и соседей не дождалась.
   - А вот я не вела. Зачем бумагу переводить, если у меня рядом ты. С тобой поговоришь, и напрочь пропадает желание что-то писать. Потому как я бессильна передать наши эмоционально насыщенные беседы. А если кто-то их прочтет? И милиции, медработников и соседей рядом не будет? Нет. Это не мой путь.
   - У тебя, подружка, слишком рациональный взгляд на жизнь. А мне просто необходимо помучиться, попереживать, поискать смысл и, обретя что-то вроде него, воспарить к... к... в общем, обрадоваться.
   - Маха, ты аккуратней с воспарением. Лучше уж дневник веди. Вот, например, как героиня рассказа. Она дневник двадцать семь лет вела! Не шутки. И всю свою жизнь в нем описала.
   - Я читала рассказ. Мне понравился. И я для себя сделала выводы. После чего купила абонементы на фитнес и в бассейн, сделала себе паровых котлет и купила сапожки на каблуках. Хочу быть красивой и здоровой. Скоро март. Вдруг я встречу интересного мужчину? Они же любят мартовское солнце. Выйдут погреться, а тут я.
   - Все ты, Маха, матримониальные планы строишь. Давай-ка ближе к теме. Что тебя так в рассказе зацепило, что ты на плаванье записалась? Ты, милая моя, не только о себе думай. Окружающие ни в чем не виноваты. Им же не пережить зрелища твоего заплыва. А в стране демографическая ситуация уже и животрепетать перестала.
   - Жужа, я как-то не подумала... Просто хочется быть здоровой. Чтобы никто никогда...
   - Ладно, не огорчайся. Есть и такие, которые своих не бросают. Только заранее об этом никогда не узнаешь. Мне этот рассказ тоже понравился. Есть в нем искренность. Но все же эмоциональное начало рассказа не подкреплено таким же продолжением. Нет, на всем его протяжении есть описание переживаемых героиней чувств. Но больше описание, понимаете, автор? Если рассказ позиционируется как дневник, то этого мало. Для дневниковых записей гораздо меньше характерно описание действий, нежели крайне откровенная передача чувств. Для того и дневник. А в данном случае мы имеем дело с повествованием о разных этапах жизни героини. Пусть и от первого лица. Пусть и о непростых отношениях и ситуациях.
   Некоторое сомнение вызвала фраза 'Мать всю войну просидела в концлагере'. Учитывая то, что она была еврейкой из СССР, четыре года в концлагере - срок нереальный. Мы бы посоветовали автору что-то в этом месте изменить.
   Желаем автору успеха на конкурсе и будем рады знакомству после него.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"