В 1947 году бедуинский мальчик Мухаммед Эд-Дин из кочевого племени Таамире после долгих утомительных поисков пропавшей козы случайно обнаружил в скале вход в пещеру, находившийся гораздо выше его роста. Подумав, что пропавшее животное могло укрыться в этой пещере, он бросил в ее отверстие камень, но вместо блеяния козы услышал звук разбившейся глиняной посуды. С трудом взобравшись на скалу и проникнув внутрь пещеры, юноша обнаружил старинные глиняные сосуды с находившимися в них кожаными свитками. Так были найдены ставшие знаменитыми на весь мир рукописи пещер Вади-Кумрана, от которых они и получили название кумранских рукописей или рукописей Мертвого моря, которое находилось поблизости от этого места.
Кумранская находка оказалась сенсацией и для Науки, и для Церкви, так как до этого наиболее древними рукописями Библии были: рукопись Британского музея (895 г. н.э.), две рукописи Ленинградской Публичной библиотеки (916 и 1008 гг. н.э.) и рукопись из Алеппо (Кодекс Аарона Бен-Ашера) - 10 век н. э. Все остальные рукописи датируются 12-15 веками н.э.
Поэтому, когда археологи объявили, что рукописи и поселение Кумрана датируются 4 веком до н.э. - 1 в. н.э., напряжение в научном мире возросло, ибо если действительно в руках ученых окажутся древние Библейские тексты, почти на 1000 лет древнее любого из сохранившихся доселе оригиналов, то путем сопоставления можно будет найти изменения в Библии - и вообще обнаружить много нового о событиях того периода.
СМЕНА ВСЕХ ПРЕЖНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
"Книга профессора И. Хиршфельда переворачивает все прежние представления историков о Кумране" - так говорится в аннотации к новейшему исследованию свитков Мертвого моря. Пока книга Изхара Хиршфельда, профессора Еврейского университета в Иерусалиме, вышла только на иврите. С выводами книги познакомил российских читателей Рафаил Нудельман в журнале "Знание - сила". Итак, чтобы понять смысл "переворота в представлениях", вспомним самые основные факты.
Речь идет о древнем еврейском поселении вблизи Мертвого моря. В его пещерах в середине прошлого века были найдены знаменитые рукописи и фрагменты, написанные (частично на иврите, частично на арамейском) в период от 4 века до новой эры и до 1 века новой эры. В руках ученых оказался бесценный материал для понимания иудаизма того времени и зарождавшегося тогда христианства. Они-то и называются "Свитками Мертвого моря", или "Кумранскими рукописями".
Их значение было осознано сразу после открытия, и еще в 1953 году был создан международный комитет по их изданию. Лет десять спустя многое было издано в виде семитомной оксфордской серии "Открытия в Иудейской пустыне", но в частных руках оставалось еще несколько тысяч фрагментов, представлявших собой обрывки примерно ста рукописей, и вот их публикация была по непонятным причинам приостановлена, а доступ ограничен узким кругом людей, в него входило человек двадцать, не больше. Эти люди долгие годы публиковали отдельные фрагменты, зачастую даже без серьезного анализа. Все призывы опубликовать весь материал целиком оставались неуслышанными, и недостойная перепалка ученых вокруг Свитков Мертвого моря продолжалась до самого начала 90-х годов. Затем сторонники общедоступной публикации пошли на решительный, хотя и беспрецедентный шаг. Гершель Шанкс, издатель важнейшего библеистического журнала "Biblical Archeology Review" (BAR), каким-то образом раздобыл фотографии неопубликованных фрагментов и с помощью калифорнийских профессоров Р. Айзенмана и Д. Робинсона самовольно издал их в виде двухтомника "Факсимильное издание Свитков Мертвого моря". Тем самым все они стали, наконец, доступны для широкого научного изучения.
Надо сказать, что уже первые свитки, найденные в пещерах вокруг Кумрана, удивили историков. Кроме двух копий книги пророка Исайи и некоторых ранее неизвестных версий книги Бытия и книги Псалмов, здесь были также документы ритуального характера, позднее получившие у специалистов название "Устава Общины". В них описывались правила поведения членов некой религиозной общины, причем во многом принципиально отличавшейся от тогдашней еврейской общины, зато в чем-то предвосхищавшей общину и принципы раннего христианства, как они изложены в Новом Завете.
Известный израильский историк профессор Сукеник первым, еще в 1953 году, высказал предположение, что кумранскую общину составляли ессеи - небольшая секта в тогдашнем иудаизме, известная по описаниям Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также греческого историка Плиния Старшего. Если верить Флавию, община в те времена насчитывала не более четырех тысяч человек во всем Израиле, была рассеяна по всей стране и отличалась резко критическим отношением к тогдашним руководителям Храма, подчеркнутым стремлением к почти монашескому аскетизму, чистоте и углубленным интересом к "тайнам Торы". Плиний, в отличие от Флавия, сообщал, что ессеи живут в основном на западном берегу Мертвого моря, неподалеку от Эйн-Геди.
Так, с легкой руки Сукеника, де Во, Игаля Ядина и других авторитетных исследователей утвердилось мнение, что Кумран - это центральное ессейское поселение в древней Палестине, и, соответственно, все Кумранские рукописи - это часть библиотеки этого поселения, а так как некоторые кумранские тексты, как уже сказано, содержали подобие раннехристианских идей, то вскоре ессеи были объявлены прямыми предшественниками первых христиан. Эту мысль (в виде гипотезы) впервые высказал в 1955 году американский литературовед Эдмунд Вильсон в книге "Свитки Мертвого моря"; позднее она стала почти канонической.
Однако это "каноническое" толкование изобилует противоречиями. Например, при раскопках в Кумране было найдено кладбище, на котором захоронено более тысячи человек, - многовато для уединенной "монастырской" общины. Еще более странно, что добрая половина этих захоронений принадлежала женщинам, что совсем уж не вписывается в представления об аскетической секте, члены которой, как утверждал Плиний, давали обет безбрачия.
А чем объяснить, что в развалинах Кумрана находились тысячи однотипных глиняных тарелок и кувшинов, как будто изготовленных на продажу или для использования в каком-то большом хозяйстве? Или большую, явно крепостного вида башню? Или отсутствие жилых помещений при множестве гончарных мастерских, печей для литья железа, стойл для животных? Таких примеров странностей, несоответствий очень много, и для каждого "каноническая" версия была вынуждена искать отдельное - зачастую весьма натянутое - объяснение.
Исследователи тщетно пытались намертво связать проблему Кумрана с проблемой Свитков Мертвого моря. Между тем свитки, подобные кумранским, а также отличные от них, но тоже содержащие древние тексты и просто документы той давней эпохи (письма, записки, долговые обязательства), которых нет в Кумране, были найдены во многих других местах вокруг Мертвого моря. Это громадное палеографическое наследие отражает духовную и бытовую действительность Иудеи на переломе тысячелетий, и многие ученые стали понимать, что Свитки Мертвого моря следует изучать именно на этом фоне, а не в шорах "протохристианского" подхода. И тогда проблема Кумрана предстанет в совершенно ином свете. Об этом первым заговорил - еще в 1984 году профессор Норман Голб. По его мнению, знаменитые свитки Кумрана имеют не ессейское происхождение, Кумран не был "монастырем ессеев".
СПОРЫ УЧЕНЫХ
Что говорят новые археологические данные? В самое последнее время сенсационные раскопки Ицхака Магена и Юваля Пелега, которые в течение десяти лет вели исследования в Кумране, еще более усложнили проблему. Они обнаружили в развалинах Кумрана драгоценные украшения, остатки явно импортных стеклянных сосудов, каменные флаконы для изысканной косметики, пышно украшенные гребни, иными словами - предметы роскоши, которым явно не место в ессейском монастыре. Но если Кумран не был поселением или монастырем ессеев, то каково же происхождение Кумранских свитков?
Норман Голб заявил, что в написании свитков участвовало не менее 150-ти писцов - в рамках кумранской общины было меньше. Палеографический анализ Кумранских рукописей также показал, что в этих текстах нет того способа написания букв - специфического полукурсива, - который был характерен для I века. Это же подтвердил и радиоуглеродный метод датировки.
Возможно, датировка Кумранских рукописей I веком была продиктована подсознательным стремлением доказать историчность Иисуса Христа. Как бы то ни было, Грег Дудна в своей обзорной статье "Передатировка Кумранских свитков" заключает, что все имеющиеся сегодня данные приводят к решительному выводу: кумранские свитки были написаны не позднее конца I века до новой эры.
Более точную дату предлагает Майкл Вайз, проделавший анализ скрытых намеков в тексте этих свитков. В результате он обнаружил, что шесть таких намеков относятся к людям и событиям, существовавшим во II веке до новой эры, двадцать шесть - к людям и событиям I века до новой эры и нет ни одного, который относился ко времени позднее 37 года до новой эры. На этом основании Вайз заключает, что "почти 90 процентов всех "ессейских" рукописей Кумрана были написаны (или переписаны) в I веке до новой эры, причем 52 процента из них - в десятилетие между 45-м и 35-м годами до новой эры. Потом это занятие обрывается. Несомненно, тут таится какая-то загадка".
Дудна в своем обзоре пишет: "Не вступая в противоречие со всеми имеющимися сегодня данными, можно думать, что главная или, во всяком случае, значительная часть этих текстов была импортирована в Кумран, то есть доставлена извне, тогда как некоторые, действительно, могли быть составлены на месте... Что касается их обнаружения в пещерах, то тут могут быть три объяснения. То могло быть постоянное хранилище, откуда свитки и не планировалось изымать, - они просто складывались там, потому что это были священные тексты, которые у евреев, даже устарев или придя в негодность, не уничтожаются, а хранятся в особом помещении. Либо же это было своего рода действующее книгохранилище, которым пользовались до тех пор, пока война или другое бедствие не нарушили прежний порядок жизни и заставили его забросить. Либо же, наконец, свитки могли спрятать там во время той же войны, а спрятавшие их люди уже не смогли за ними вернуться, потому что были убиты или депортированы. А возможно, что каждое из этих объяснений приложимо к различным пещерам".
Самое радикальное объяснение загадки кумранских свитков предложил Норман Голб, и именно оно приобретает все больше сторонников. Сегодня в его пользу высказываются многие авторитетные археологи и историки, занимающиеся Кумраном. По Голбу, Свитки Мертвого моря вообще не имели отношения к Кумрану, независимо от того, существовала там какая-то сектантская (ессейская?) община или нет. Широкий спектр этих документов, отражающих самые разные течения и подходы в тогдашнем иудаизме, может быть объяснен, - утверждает Голб, - только предположением, что все они первоначально принадлежали либо Храмовой библиотеке, либо, еще скорее, самым разным группам и отдельным людям. В таком случае, они могли оказаться в пещерах по самой простой причине - владельцы спрятали их там, когда бежали из Иерусалима от римлян, в конце "Первого восстания".
Эту же мысль повторяет Ицхак Маген: "Они (свитки) могли быть принесены сюда кем угодно, включая беженцев, спасавшихся от римлян. Некоторые из них уносили с собой драгоценные свитки, но позже, перейдя Иудейские холмы и оказавшись перед необходимостью пробираться по берегу моря, не захотели нести их с собой и решили спрятать. Таким образом, это не сектантские писания, ессейские, саддукейские или храмовые, это - литература иудаизма в целом, литература иудаизма времен Второго Храма. Она принадлежит всему еврейскому народу".
Развивая эту "гипотезу бегства", Норман Голб опубликовал статью "Маленькие тексты, большие вопросы", в которой предложил детальную возможную картину такого бегства. В книге Иосифа Флавия, - напоминает Голб в своей статье, - говорится, что евреи, бежавшие из захваченного римлянами в 70-м году новой эры Иерусалима, направлялись по двум основным путям - на юг и на восток. Голб считает, что целью первого потока, который шел через Бейтлехем (Вифлеем), Иродион и вади Эйн-Геди, была Масада, тогда как второй, шедший на восток поток беженцев, двигался в сторону другой горной крепости - Макерус, на восточном берегу Мертвого моря, в Транс-Иордании. Этот поток мог разветвиться - одни люди обогнули Мертвое море по суше, с севера, тогда как другие перешли его вброд или вплавь в ближайшем удобном месте.
Этим "ближайшим удобным местом" оказывается именно Кумран. И потому именно здесь, готовясь продолжить путь по воде, беглецы расставались с драгоценной ношей, захваченной из Иерусалима - каждый со своими свитками, которые он не хотел оставить на осквернение римлянам. Отсюда и такое необычное скопление этих свитков в Кумранских пещерах. Некоторая часть беглецов продолжила свой путь к Макерусу, другие остались в Кумране. Эти последние вскоре погибли от рук римлян, пришедших по их следам и разрушивших кумранскую крепость. В свое время погибли и те, кто надеялся укрыться в Макерусе, как впоследствии погибли и защитники Масады.
А свитки остались.
ПРОТИВОРЕЧИЯ?
Но самое интересное - в том, что содержится в самих свитках. А именно: в них упоминается история о некоем Учителе (явно не Иисусе Христе), который проповедовал среди своих сторонников, потом был предан одним из них и казнен, а затем воскрес от смерти.
Первые исследователи свитков обращали внимание на эту историю, казавшуюся странной: ведь в таком случае получалось, что история Иисуса просто повторяет в деталях то, что произошло ранее. Официальная Церковь вначале отмалчивалась, а потом активно подключилась к обсуждению темы, стараясь всеми усилиями заставить ученых считать, что кумранские свитки описывают именно события жизни Иисуса Христа и принадлежат христианам-ессеям.
Так гневные обвинения Церкви в отношении "еретиков-ученых", исследовавших кумранские свитки, сменились уже восторженными статьями теологов, в которых те откровенно фантазировали, выдавая их за "яркие и убедительные доказательства историчности Евангельских Событий". Например, именно так до сего дня кумранские свитки и фигурируют в православных энциклопедиях - как якобы "научное доказательство жизни Иисуса".
Однако новые выводы ученых ставят христианских теологов в нелепейшее положение: как оказалось, свитки были написаны вовсе не христианами, а иудеями. И написаны за век до Евангельских Событий. Получается, что Церковь, скоропалительно признав достоверность свитков и их духовную ценность, сама себя загнала в тупик.
Чем же объяснить существование до Иисуса Христа легенды об Учителе, который был предан, распят и который затем воскрес?
Во-первых, огромным количеством всяческих "учителей" и пророков, которых порождало склонное к мистицизму еврейское общество - искавшее спасение от внешних врагов и угроз в этом секретном мистицизме.
Во-вторых, сама концепция о воскрешении - это продукт эволюции этих мистических представлений. И важнейшая часть этой концепции - как раз СЦЕНАРИЙ некоего действа, призванный заставить поверить. Этот сценарий никто даже не изобретал - он просто витал в воздухе как духовный фольклор масс.
Главное содержание Учения Христа - это обещание воскресить после смерти тех, кто в Него верит. Именно этим христиане и стали отличаться от других людей, что изобрели гроб для сохранения тела до воскрешения (телесного, как Иисус обещал!) и принялись складывать покойников в центре своих поселений, в соборах - хотя у всех остальных людей покойников хоронили на кладбищах в удалении от поселений.
Зачем понадобилась казнь? Сценарий требовал, чтобы Учитель явил своим примером доказательство пастве того, что воскрешение после смерти возможно. У Учителя были варианты: воскреснуть после несчастного случая (например, падения с горы или укуса змеи), воскреснуть после болезни (от чумы или проказы), воскреснуть после естественной смерти от старости. Все эти варианты выглядят для Сценария как-то неярко, лишены трагизма, а главное - не зовут паству сопереживать смерти Учителя.
Чтобы человек увлекся верой, он должен сопереживать смерти Учителя, а это задает для Сценария направление: Учитель должен быть безвинно убит врагами. Кем? Разбойниками? Мелковато. Оккупантами? Уже лучше - герой Сценария обретает ореол еще и патриота. А более всего мелодраматична (и назидательна) история о предательстве, когда героя выдает оккупантам его же ученик.
Все это, повторяю, абсолютно элементарно с точки зрения сценического искусства, просто "витает в воздухе". В том числе на такой фабуле построены десятки тысяч произведений, включая тысячи советских книг и фильмов о коммунистах и председателях колхозов, гибнущих от рук предателей при пропаганде коммунистического Учения.
Возьмем, к примеру, сказку о Мальчише-Кибальчише. Он - адепт Учения (знает какую-то "Тайну Мальчиша"), его предал некий Плохиш-Иуда из ближайшего окружения, затем пытали и казнили буржуины ЗА ВЕРУ и ЗА ТАЙНУ ВЕРЫ - но Мальчиш вечен и бессмертен (идут пароходы - привет Мальчишу, и т.д.). Как видим, Сценарий тривиален и затерт, поэтому его существование еще до Иисуса Христа в легендах и преданиях - волне нормально.
Апокрифичное Евангелие от Иуды оправдывает Иуду: мол, тот делал только то, что просил его Иисус - в рамках Сценария. Поэтому Иуда и удивлен: мол, Иисус сам просил Его предать. Как можно было не исполнить волю Учителя? А ведь действительно, роль Иуды в оформлении Сценария - ключевая. Представим, что Иуда отказался играть роль предателя. И что тогда делать Иисусу? Без Иуды вся легенда рушится.
Вполне возможно представить себе, что Бог, видя период угара масс мистицизмом в Израиле, решил удачно воспользоваться этой ситуацией для более тесного ознакомления с обществом людей - и на время вошел в тело человеческое (как это подает протестант Джошуа Макдауэлл в книге "Неоспоримые свидетельства"). Израиль потому и был выбран, что являлся тогда революционером в религиозных представлениях, либерально относился ко всяким пророкам и прочим самоназванным "детям Бога", а вот в других регионах любого, кто себя назвал бы "Сыном Божьим", убили бы и оплевали на месте.
Ознакомившись с ситуацией на месте, Бог в человеческом теле решает реализовать красивую еврейскую легенду о преданном, казненном и воскресшем Учителе. С точки зрения драматургии - она безупречна, поэтому изобретать ничего не надо: она уже и так прижилась в сознании масс, показав свою силу (и подготовив массы). В итоге Иисус реализует Сценарий, следуя ему в деталях (в том числе следуя многим предсказаниям евреев о Миссии), и в том числе свою роль в Сценарии прекрасно играет Иуда - которого Иисус особо готовил для своего предназначения.
ТАЛАНТЛИВАЯ ПОСТАНОВКА
Цель Бога в человеческом теле, Иисуса Христа, в создании новой религии - уточнить некоторые концепции землян о Творце и дать ориентиры о построении Общества, обязанного быть выше Государства. В том числе Иисус честно обещает воскресить людей, в Него верующих, но воскресить ТЕЛЕСНО, а не их души после смерти. Что фактически означает, что Иисус обещает забрать для нового эксперимента по созданию новой Земли (после Конца нашего Света) тех людей телесно, которые Ему более подходят.
А самое интересное: если мы внимательно прочитаем Новый Завет, то увидим, что описанные в нем Евангельские События - просто постановка, талантливая пьеса, полная абсурдов. Причем, в апокрифах Иисус и не скрывает своего совершенно ироничного, а порой даже юмористического отношения к этим Событиям - что чудовищно непонятно апостолам.
Вначале Иисус совершает множество чудес. В дополнение к чудесам Нового Завета, в апокрифических писаниях говорится, что, когда еще Иисус рос в Египте и Палестине, он явил миру много исцелений и других чудес. Однажды, например, он велел змее, ужалившей юношу Симона Ханаанита, "высосать весь яд, который та влила в этого мальчика". Змея повиновалась, после чего Иисус проклял ее и она "тут же разорвалась на части и погибла". Тогда Иисус прикоснулся к Симону и вернул ему здоровье. В других отрывках описывается, как Иисус исцелил ногу мальчику, носил воду в своем плаще, сделал короткое бревно длинным, чтобы помочь Иосифу в его работе, слепил из глины двенадцать воробьев и оживил их, хлопнув в ладони. И т.д.
Но вот Иуда предает Иисуса. Казалось бы, создателю чудес достаточно моргнуть глазом, чтобы Иуда стал навсегда немым и ничего не мог сказать. Нет же - Иисус отныне утрачивает всю свою "божественную силу". Над Ним издеваются, бьют плетками, мучают, наконец - распинают и казнят. Как же так? Когда кого-то ужалила змея, Он заставляет ее высосать свой яд, разрывает усилием Божьей Воли на части. Но при этом позволяет бить себя плетками и вбивать в себя гвозди. Логика тут может быть только одна: этого требует Сценарий.
Дальше еще непонятнее. Он ясно говорит, что не ощущает никакой боли, в том числе дает Фоме пальцем залезть в дырки от гвоздей. Чего ни один человек не может сделать. Так что же тогда мы называем "мучениями" или "страстями Христовыми"? Ясно, что мы сопереживаем - но сопереживаем тем страданиям, которые испытывал бы человек, когда на деле это был Бог, который не человек и боли НЕ ЗНАЛ, которому никаких ни страданий, ни увечий, ни смерти ничего наше земное в принципе причинить НЕ МОЖЕТ.
И самое удивительное: Иисус заранее всем сказал - я не умру, ибо Сын Божий, я бессмертен. Так чего же людей так поразило, что попытка казнить бессмертного Бога (ипостаси Творца) ни к чему не привела? Ведь ясно же, что созданное Творцом в принципе не может как-то навредить Творцу, ибо лежит в разных РЕАЛЬНОСТЯХ, а Бог никак не может погибнуть в той среде, которую сотворил. Это что программист, убитый пулей из компьютерной игры с экрана монитора. Виртуальное не может убить реальное.
Поэтому здесь налицо двойная мистификация со стороны Иисуса (для темных масс, а для более-менее понимающих людей Иисус и обращает свою иронию). Во-первых, нельзя говорить о каком-то "воскрешении", когда смерти не было и когда речь идет о бессмертном Боге, который в принципе не может погибнуть, войдя в свою виртуальную среду. Да, виртуальное тело программиста, играющего, скажем, в "Counter Strike", может настигнуть виртуальная пуля. Но не надо заниматься подменой понятий между терминами "смерть в виртуальной игре" и "настоящая смерть". Бог может тысячи раз войти в земные тела, как сделал с телом Иисуса, и тысячи раз "умереть", оставляя эти тела. А в данном случае и оставления этого тела не было - оно просто осталось жить после казни, не явив никаких следов посмертных явлений (трупного окоченения, трупных пятен, начала гниения и т.п.). А затем Иисус ТЕЛЕСНО вознесся на небо, прямо как космонавт.
Во-вторых, в нашем человеческом понимании (и в сфере Творца тоже, надо полагать) смерть воспринимается вовсе не как гибель ТЕЛА, а как гибель ЛИЧНОСТИ. Отсюда у нас и возникли языческие мифы о том, что у человека якобы кроме смертного тела есть еще и "бессмертная душа" как воплощение жизни ЛИЧНОСТИ после смерти тела.
Иисус ни словом не обмолвился о том, что человек обладает душой, которая живет после смерти. Что является ВАЖНЕЙШИМ доказательством того, что Иисус - именно ОКО ТВОРЦА, сошедшее в Свой сотворенный мир. Ибо представления Иисуса совершенно отличаются от людских: Он далек от наших языческих представлений о Том Свете и загробности души - по Учению Иисуса, таковых не существует в природе. Перечитайте Евангелия. А вместо этого Он обещает телесное воскрешение землян в рамках их участия в новом эксперименте Творца.
Впрочем, все это - только рассуждения и предположения. Но бесспорно одно - рассказ о воскрешении Учителя, казненного после предательства, существовал еще до описанных в Евангелиях событий. Этот факт пока ставит в тупик и теологов, и ученых...
Автор: Вадим Деружинский | Источник: Аналитическая газета "Секретные исследования"
НАШ МИР-ПРОЕКЦИЯ
С помощью устройства "Голометр" специалисты надеются доказать или опровергнуть безумное предположение о том, что трехмерной Вселенной в таком виде, как мы ее знаем, просто не существует, будучи ничем иным, как своеобразной голограммой. Другими словами, окружающая реальность - иллюзия и не более того.
...Теория о том, что Вселенная является голограммой, основывается на появившемся не так давно предположении, что пространство и время во Вселенной не являются непрерывными. Они якобы состоят из отдельных частей, точек - как будто из пикселей, из-за чего нельзя увеличивать "масштаб изображения" Вселенной бесконечно, проникая все глубже и глубже в суть вещей.
По достижению какого-то значения масштаба Вселенная получается чем-то вроде цифрового изображения очень плохого качества - нечеткой, размытой. Представьте обычную фотографию из журнала. Она выглядит как непрерывное изображение, но, начиная с определенного уровня увеличения, рассыпается на точки, составляющие единое целое. И также наш мир якобы собран из микроскопических точек в единую красивую, даже выпуклую картинку.
Поразительная теория! И до недавнего времени к ней относились несерьезно. Только последние исследования черных дыр убедили большинство исследователей, что в "голографической" теории что-то есть. Дело в том, что обнаруженное астрономами постепенное испарение черных дыр с ходом времени приводило к информационному парадоксу - вся содержащаяся информация о внутренностях дыры в таком случае исчезала бы. А это противоречит принципу сохранения информации.
Ведь лауреат Нобелевской премии по физике Герард т'Хоофт, опираясь на труды профессора Иерусалимского университета Якоба Бекенштейна, доказал, что вся информация, заключенная в трехмерном объекте, может быть сохранена в двумерных границах, остающихся после его уничтожения, - точно также, как изображение трехмерного объекта можно поместить в двумерную голограмму.
У УЧЕНОГО КАК-ТО РАЗ СЛУЧИЛСЯ ФАНТАЗМ
Впервые "безумная" идея о вселенской иллюзорности родилась у физика Лондонского университета Дэвида Бома, соратника Альберта Эйнштейна, в середине XX века. Согласно его теории весь мир устроен примерно так же, как голограмма. Как любой сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе все изображение трехмерного объекта, так и каждый существующий объект "вкладывается" в каждую из своих составных частей.
- Из этого следует, что объективной реальности не существует, - сделал тогда ошеломляющее заключение профессор Бом. - Даже несмотря на ее очевидную плотность, Вселенная в своей основе - фантазм, гигантская, роскошно детализированная голограмма.
Напомним, что голограмма представляет собой трехмерную фотографию, сделанную с помощью лазера. Чтобы ее изготовить, прежде всего фотографируемый предмет должен быть освещен светом лазера. Тогда второй лазерный луч, складываясь с отраженным светом от предмета, дает интерференционную картину (чередование минимумов и максимумов лучей), которая может быть зафиксирована на пленке. Готовый снимок выглядит как бессмысленное переслаивание светлых и темных линий. Hо стоит осветить снимок другим лазерным лучом, как тотчас появляется трехмерное изображение исходного предмета.
Трехмерность не единственное замечательное свойство, присущее голограмме. Если голограмму с изображением, например, дерева разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое изображение того же самого дерева точно такого же размера. Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них мы вновь обнаружим изображение всего объекта в целом. В отличие от обычной фотографии, каждый участок голограммы содержит информацию о всем предмете, но с пропорционально соответствующим уменьшением четкости.
- Принцип голограммы, все в каждой части, позволяет нам совершенно по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности. На протяжении почти всей своей истории западная наука развивалась с идеей о том, что лучший способ понять физический феномен, будь то лягушка или атом, - это рассечь его и изучить составные части. Но голограмма показала нам, что некоторые вещи во Вселенной не поддаются исследованию таким образом. Если мы будем рассекать что-либо, устроенное голографически, мы не получим частей, из которых оно состоит, а получим то же самое, но поменьше точностью.
И ТУТ ПОЯВИЛСЯ ВСЁ ОБЪЯСНЯЮЩИЙ АСПЕКТ
К "безумной" идее Бома подтолкнул еще и нашумевший в свое время эксперимент с элементарными частицами. Физик из Парижского университета Алан Аспект в 1982 году обнаружил, что в определенных условиях электроны способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними. Hе имеет значения, десять миллиметров между ними или десять миллиардов километров. Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая. Смущала только одна проблема этого открытия: оно нарушает постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света. Поскольку путешествие быстрее скорости света равносильно преодолению временного барьера, эта пугающая перспектива заставила физиков сильно засомневаться в работах Аспекта.
Но Бом сумел найти объяснение. По его словам, элементарные частицы взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются некими таинственными сигналами между собой, а потому, что их разделенность иллюзорна. Он пояснял, что на каком-то более глубоком уровне реальности такие частицы являются не отдельными объектами, а фактически расширениями чего-то более фундаментального.
"Свою замысловатую теорию профессор для лучшего уяснения иллюстрировал следующим примером, - писал автор книги "Голографическая Вселенная" Майкл Талбот. - Представьте себе аквариум с рыбой. Вообразите также, что вы не можете видеть аквариум непосредственно, а можете наблюдать только два телеэкрана, которые передают изображения от камер, расположенных одна спереди, другая сбоку аквариума. Глядя на экраны, вы можете заключить, что рыбы на каждом из экранов - отдельные объекты. Поскольку камеры передают изображения под разными углами, рыбы выглядят по-разному. Hо, продолжая наблюдение, через некоторое время вы обнаружите, что между двумя рыбами на разных экранах существует взаимосвязь. Когда одна рыба поворачивает, другая также меняет направление движения, немного по-другому, но всегда соответственно первой. Когда одну рыбу вы видите анфас, другую непременно в профиль. Если вы не владеете полной картиной ситуации, вы скорее заключите, что рыбы должны как-то моментально общаться друг с другом, что это не факт случайного совпадения".
- Явное сверхсветовое взаимодействие между частицами говорит нам, что существует более глубокий уровень реальности, скрытый от нас, - объяснял Бом феномен опытов Аспекта, - более высокой размерности, чем наша, как в аналогии с аквариумом. Раздельными мы видим эти частицы только потому, что мы видим лишь часть действительности. А частицы - не отдельные "части", но грани более глубокого единства, которое в конечном итоге так же голографично и невидимо, как упоминавшееся выше дерево. И поскольку все в физической реальности состоит из этих "фантомов", наблюдаемая нами Вселенная сама по себе есть проекция, голограмма.
Что еще может нести в себе голограмма - пока не известно. Предположим, например, что она - это матрица, дающая начало всему в мире, как минимум, в ней есть все элементарные частицы, которые принимали или будут когда-то принимать любую возможную форму материи и энергии - от снежинок до квазаров, от голубых китов до гамма-лучей. Это как бы вселенский супермаркет, в котором есть все.
Хотя Бом и признавал, что у нас нет способа узнать, что еще таит в себе голограмма, он брал на себя смелость утверждать, что у нас нет причин, чтобы предположить, что в ней больше ничего нет. Другими словами, возможно, голографический уровень мира - просто одна из ступеней бесконечной эволюции.
ВРЕМЯ СОСТОИТ ИЗ ГРАНУЛ
Но можно ли "пощупать" эту иллюзорность инструментами? Оказалось, да. Уже несколько лет в Германии на гравитационном телескопе, сооруженном в Ганновере (Германия), GEO600 ведутся исследования по обнаружению гравитационных волн, колебаний пространства-времени, которые создают сверхмассивные космические объекты. Ни одной волны за эти годы, впрочем, найти не удалось. Одна из причин - странные шумы в диапазоне от 300 до 1500 Гц, которые на протяжении длительного времени фиксирует детектор. Они очень мешают его работе. Исследователи тщетно искали источник шума, пока с ними случайно не связался директор Центра астрофизических исследований в лаборатории имени Ферми Крейг Хоган. Он заявил, что понял, в чем дело. По его словам, из голографического принципа следует, что пространство-время не является непрерывной линией и, скорее всего, представляет собой совокупность микрозон, зерен, своего рода квантов пространства-времени.
- А точность аппаратуры GEO600 сегодня достаточна для того, чтобы зафиксировать колебания вакуума, происходящие на границах квантов пространства, тех самых зерен, из которых, если голографический принцип верен, состоит Вселенная, - объяснил профессор Хоган.
По его словам, GEO600 как раз и наткнулся на фундаментальное ограничение пространства-времени - то самое "зерно", вроде зернистости журнальной фотографии. И воспринимал это препятствие как "шум".
И Крейг Хоган вслед за Бомом убежденно повторяет:
- Если результаты GEO600 соответствуют моим ожиданиям, то все мы действительно живем в огромной голограмме вселенских масштабов.
Показания детектора пока в точности соответствуют его вычислениям, и, кажется, научный мир стоит на пороге грандиозного открытия. Специалисты напоминают, что однажды посторонние шумы, выводившие из себя исследователей в Bell Laboratory - крупном исследовательском центре в области телекоммуникаций, электронных и компьютерных систем - в ходе экспериментов 1964 года, уже стали предвестником глобальной перемены научной парадигмы: так было обнаружено реликтовое излучение, доказавшее гипотезу о Большом взрыве.
А доказательства голографичности Вселенной ученые ожидают, когда заработает прибор "Голометр" на полную мощь. Ученые надеются, что он увеличит количество практических данных и знаний этого необыкновенного открытия, относящегося пока все же из области теоретической физики. Детектор устроен так: светят лазером через расщепитель луча, оттуда два луча проходят через два перпендикулярных тела, отражаются, возвращаются назад, сливаются вместе и создают интерференционную картину, где любое искажение сообщает об изменении отношения длин тел, так как гравитационная волна проходит через тела и сжимает или растягивает пространство неодинаково в разных направлениях.
- "Голометр" позволит увеличить масштаб пространства-времени и увидеть, подтвердятся ли предположения о дробной структуре Вселенной, основанные чисто на математических выводах, - предполагает профессор Хоган.
Первые данные, полученные с помощью нового аппарата, начнут поступать в середине этого года.
МНЕНИЕ ОПТИМИСТА
Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог:
- Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?
- Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет.
- Все равно, объясните, пожалуйста, так хочется знать. Ответ Ринпоче был предельно краток:
- Вас реально не существует!
МНЕНИЕ ПЕССИМИСТА
Президент Лондонского королевского общества, космолог и астрофизик Мартин Рис: "Рождение Вселенной для нас навсегда останется загадкой"
- Нам не понять законы мироздания. И не узнать никогда, как появилась Вселенная и что ее ждет. Гипотезы о Большом взрыве, якобы породившем окружающий нас мир, или о том, что параллельно с нашей Вселенной может существовать множество других, или о голографичности мира - так и останутся недоказанными предположениями. Несомненно, объяснения есть всему, но нет таких гениев, которые смогли бы их понять. Человеческий разум ограничен. И он достиг своего предела. Мы даже сегодня столь же далеки от понимания, к примеру, микроструктуры вакуума, сколько и рыбы в аквариуме, которым абсолютно невдомек, как устроена среда, в которой они живут. У меня, например, есть основания подозревать, что у пространства - ячеистая структура. И каждая его ячейка в триллионы триллионов раз меньше атома. Но доказать или опровергнуть это, или понять, как такая конструкция работает, мы не можем. Задача слишком сложная, запредельная для человеческого разума.
Автор: Светлана Кузина | Источник: Известия науки
То, что наш мир иллюзия умные люди знали тысячелетия назад. Истину скрывает Майя - иллюзия которую наш ум интерпретирует как реальность. К стати ум и человек совсем не одно и то же. ум - инструмент, которым должен управлять человек, но в жизни всё наоборот - ум управляет человеком. Пока хозяином не станет человек, он и человеком в общем то не является.
Не думаю, чтобы приборы в настоящее время дошли до того чтобы выявить истинную голографичность мира - то что мир иллюзия, майя.
На мой взгляд куда скорее эти измерения если их полностью и правильно обработать подтвердят что мир это фрактал - а фракталов множество сущетсвует... Есть и такие которые имеют ячеистую структуру, как раз они и будут давать такие результаты измерений. Да и тот самый пример 2-х электронов фрактал также объяснит - просто фрактал очень сложная штука и тот самый электрон в разных измерениях по разному виден и на фрактале проявится несколько раз в разных точках фрактала...
Ну а еще очень интересно то что фрактал - это структура в каком-то пространстве с еще большим количеством измерений, а вот мерность самого фрактала дробная - просто у нас она оказалась очень близка к 3-м... Поэтому поводу кстати можно почитать "Третье обращение к Человечеству" - там про это упоминается...
Звонки из мира мертвых
Создание различных передающих устройств - телеграфа, радио, телефона, компьютера не только позволило человечеству выйти на новый уровень развития, но и разрушило непроницаемую стену, отделяющую мир живых от мира мертвых.
В легендах, имеющихся у всех народов, жрецам и колдунам удавалось и без технических средств поговорить с мертвыми. Но подавляющее число ученых считали подобные рассказы просто страшными сказками.
Не очень доверяли специалисты и людям, наделенным экстрасенсорными способностями, рассказывавшим о "голосах умерших", которые звучали у них в голове, давая различные советы, предостерегая от напастей и недугов, подозревая в этом элементарный обман. Подозрительное отношение ученых и исследователей к голосам умерших стало меняться лишь в начале ХХ века.
Еще в далеком 1895 году изобретатели электрического телеграфа Маркони и Эдисон предсказали, что настанет время, когда человечество сможет вступить в контакт с умершими. По их мнению, с помощью радиоволн ушедшие от нас сами найдут способ связаться с живыми. Они даже дали понять, что создали такое устройство. К сожалению, его описания в бумагах не сохранилось. Так или иначе, но уже с начала ХХ века в газетах стали появляться заметки о том, что порой аппараты Морзе самопроизвольно начали отстукивать сигналы, предупреждая о грядущих напастях и бедствиях. Но такие случаи воспринимались читателями как забавные курьезы. Поэтому известие, что с помощью магнитофона можно записывать голоса мертвых, появившееся в газетах в 50-х годах прошлого века, стало сенсацией.
Идея записать голоса духов на пленку принадлежала некоему Дрейтону Томасу. Сначала он решил, что его аппарат случайно записал обрывки радиопередач, но, внимательно прослушав пленку, Дрейтон в одном из голосов узнал голос... своего давно умершего отца!
Но обычно это открытие связывают с оперным певцом из Швеции Карлом Юргенсоном. В 1959 году он участвовал в проекте записи на бобину пения птиц в лесу. Дома, прослушивая пленку, певец наряду с трелями птиц услышал мужской голос, который отчетливо произнес по-норвежски фразу о "птичьих голосах ночи". Но Юргенсон в момент записи был в лесу совершенно один! Пораженный, он сделал в том же месте еще несколько записей. На одной из них он четко услышал голос умершей матери, предостерегавшей его: "Карл, сынок, остерегайся завистников. За тобой все время наблюдают недоброжелатели!"
Безусловно, таинственные звуки на пленках заинтересовали певца, и он занялся их изучением. И сделал первый вывод: голоса говорят на разных языках, часто меняя их в середине фразы! А в структуре предложений, в ударениях, голоса делали очень много ошибок. Темп речи менялся практически все время, от напевности до скороговорки, понять в которой можно было лишь отдельные слоги.
Годы кропотливых исследований позволили Юргенсону написать и издать в 1963 году книгу "Голоса Вселенной", в 1967 году - "Радиоконтакт с миром мертвых", которые произвели настоящую сенсацию не только среди читателей, но и в научном мире.
Тайны иного мира
Прошло десять лет, и латвийский профессор, последователь Юргенсона, Константин Раудив, представил новые пленки с мистическими голосами. Многие скептически настроенные ученые пытались опровергнуть его опыты, свидетельствующие, что на пленках слышны голоса, говорящие, в основном, на прибалтийских языках, а также на немецком и французском. Да и темы разговоров были слишком странными: цвета одежды, домашняя утварь. Поэтому ученые были убеждены, что голоса, записанные Раудивом, - это случайно уловленные радиоволны. Разрешить их сомнения помог опыт, проведенный в 1971 году.
Инженеры поставили в студии специальную аппаратуру, чтобы блокировать любое случайное попадание волн радио- и телевещания. В эксперименте использовались лучшие образцы существующей тогда японской аппаратуры и пленки. Раудив пользовался одним магнитофоном "Sony", в то время как другой, "Sharp", синхронизированный с ним, служил в качестве контрольного. Чтобы избежать подделки, Раудиву не разрешили самостоятельно заниматься настройкой. Он мог только отдавать команды в микрофон. Третий записывающий аппарат, соединенный с магнитофоном Раудива, записывал все звуки в студии. Запись "голосов Раудива" шла 18 минут, и никто из присутствующих в студии экспертов не слышал ни одного необычного звука. Но, прокручивая ленту снова, экспериментаторы обнаружили на ней более сотни голосов!
Эксперты были ошеломлены. К тому же, контрольный записывающий аппарат ("Sharp") не записал абсолютно ничего. "Это невозможно с точки зрения электроники", - признался английский инженер, возглавлявший эксперимент.
Анализ феномена голосов на маг"CLEADING 9"нитофонах позволил ученым сделать прелюбопытные выводы, не только подтверждающие реальность голосов, но и объясняющие, почему не всегда удается их записать. Никакой записи голосов не происходит, если аппаратура работает в пустой комнате. При этом должны присутствовать люди. Поскольку это так, всегда, разумеется, существует предположение, что они бессознательно "повинны" в появлении этих голосов.
Несмотря на сенсационные результаты записи голосов умерших, полученные в 1960-х годах, интерес к ним постепенно угас.
Телефон соединяет с потусторонним миром
В конце 1990-х - начале 2000-х годов в СМИ разных страх начали появляться сообщения о телефонных звонках из мира умерших. Такие сообщения кажутся событиями странными и не поддающимися объяснению, но, тем не менее, звонки случаются чаще и чаще. Можно даже подумать, что увеличение интенсивности радиоволн, наполняющих пространства вокруг земного шара, "истончает" стену, отделяющую мир живых от мира мертвых. Большинство телефонных разговоров происходит между людьми, у которых при жизни была тесная эмоциональная связь: между любящими мужем и женой, родителями и детьми, близкими друзьями. Такие контакты исследователи называют целевыми. "Как правило, - комментирует британский научно-популярный альманах "New Scientist", - они идут из потустороннего мира и вызваны желанием самого умершего сказать что-нибудь живущим: попрощаться с ними, предостеречь их об опасности, сообщить что-нибудь важное для их жизни. Например, отец актрисы Иды Люпино, Стэнли, который умер в Лондоне в 2007 году, не оставив завещания, позвонил дочери шесть месяцев спустя после своей смерти и указал, где в его кабинете находится тайник, в котором хранятся его акции и прочие ценные бумаги".
Люди, получившие звонки с "того света", рассказывают, что голоса мертвых звучат точно так же, как и при жизни. Более того, умершие часто используют уменьшительные "домашние" имена и свои любимые при жизни словечки. Телефон при этом звонит как обычно, хотя некоторые люди говорят, что звонок все-таки звучит как-то вяло и неестественно. В большинстве случаев связь при таких звонках бывает неважной, со множеством помех и вклинивающихся голосов, словно при пересечении линий. Во многих случаях голос мертвого можно расслышать с трудом, а по ходу разговора он делается все тише и тише.
Очень редко возникает обратная связь, когда инициатором звонка является... да-да, живой. Человек, делающий звонок, даже не догадывается, что в момент разговора его собеседник был уже мертв. Одной женщине из американского г. Бостона Мерайе Хэдли, 37 лет, приснилась ее уехавшая из Штатов подруга, с которой она не виделась 7 лет. Сон очень обеспокоил ее: она увидела, что подруга лежит на полу в луже крови. Проснувшись тот час же, Мерайя разволновалась и решила немедленно позвонить подруге в Израиль. Когда та ответила, женщина успокоилась. Подруга рассказала, что лежала в больнице, но сейчас чувствует себя лучше и ее уже приходят навещать. Мерайя ответила, что обязательно постарается прилететь к ней. Ее собеседница вдруг занервничала и сказала, что перезвонит позже. Так и не дождавшись ответного звонка, Мерайя следующим утром позвонила снова. На звонок ответила мать подруги и, плача, сообщила, что та умерла шесть месяцев назад.
После телефонов пришло время телевизоров и компьютеров. Известные в мире специалисты в области видеоаудиоконтактов с миром мертвых Маги и Жюль Харш-Фишбах из Люксембурга в 1997 году при помощи специального оборудования получили отчетливое изображение контактирующего с ними умершего человека на телевизионном экране. А еще через год Маги получила в Институте компьютерных технологий снимки и смогла поддержать недолгий контакт через компьютер со своими умершими другом и кузеном.
В 2000 году в Англии супружеская пара стала неожиданно получать электронные письма от некоего Тома Хардена, уверявшего, что он пишет им из 1545 года! Опытные лингвисты подтвердили, что язык письма полностью соответствует той эпохе, и возможность подделки абсолютно исключена. После получения 250 писем от Тома, этой же семейной паре неожиданно пришло письмо из... 2109 года.
А вот что пишет американский еженедельник "Weekly World News". На протяжении семи месяцев 2007 года Фил Шравер - 57-летний специалист по электронике из штата Оклахома - неоднократно общался с дорогими его сердцу покойниками: женой и дочерью. В ходе каждой такой беседы он видел их цветные изображения на экране телевизора и слышал голоса умерших через его колонки. А началось все с того, что в течение двух лет Шравер безуспешно бился над созданием принципиально новой конструкции телевизионной антенны. После долгих трудов он, наконец, изготовил ее опытную модель. Но едва Шравер подключил эту модель к телевизору, как на экране появилось нечеткое изображение девушки, которая тут же заговорила. Изобретатель совершенно опешил, потому что узнал в девушке на экране собственную дочь Карен, погибшую в автокатастрофе в 2003 году.
Спустя пару дней, когда Шравер вновь опробовал антенну, на экране возникла Алисия - его давно погибшая жена. Она тоже заговорила с ним, и он узнал ее голос, хотя из-за помех не мог разобрать слов.
Сталкивались с миром умерших, возникающим на экране, и восточно-европейцы.
- Это произошло 7 августа 2008 года, - рассказывает чех Йожеф Пелейко из Писека. - Я смотрел по телевизору состязания любителей пива. Неожиданно по экрану побежали полосы, потом на нем появилось женское лицо, как бы в дымке. Оно было неподвижным - словно фотография. Я вгляделся в него и закричал от страха: с экрана на меня в упор смотрела Панка, моя первая жена, скончавшаяся в 1989 году. Спустя несколько секунд по экрану опять побежали полосы, и телевизор снова стал показывать громадные животы любителей пива.
Казалось бы, приведенные примеры случаев записи голосов на магнитофоны, телефонные разговоры с умершими, их лица, возникающие на экранах телевизоров, однозначно свидетельствуют о том, что мир мертвых существует, и что с помощью технических средств возможно установить с ними контакт. Но не все так просто. Некоторые исследователи пси-явлений считают, что можно дать другое объяснение всем этим феноменам. Голоса и изображения на экране телевизоров не принадлежат миру мертвых. Они являются информацией, запечатленной в мозгу живых людей. На подсознательном уровне она, якобы, психокинетическим образом передается на магнитофонную пленку, экран телевизора или мембрану телефона.
То, что эта информация действительно может храниться в мозгу живых, подтверждает факт, о котором уже упоминалось: никакой записи голосов не происходит, если аппаратура работает в пустой комнате. В ней должны присутствовать люди. Поэтому все приведенные примеры надо рассматривать не как окончательную точку в решении проблемы "Существует ли мир мертвых?", а только как еще один шаг к ее решению.
Гипертония - болезнь созданная руками врачей
Более 10 лет идет широкомасштабная борьба с гипертонией, как с якобы главной причиной высокой смертности, причиной мозговых инсультов и инфарктов миокарда. Благодаря интенсивной пропаганде в СМИ тезиса "Гипертония - главная причина смерти", теперь едва ли не каждая семья обзавелась тонометром, с помощью которого миллионы пенсионеров ежедневно "охотятся" за давлением и "убивают" его таблетками.
Но результаты "борьбы" оказались совсем не теми, которые нам обещали. Более того, случилось, то о чем инициаторов кампании - кардиологов, всегда предостерегали неврологи - специалисты по лечению мозговых инсультов.
Директор НИИ неврологии РАМН, академик РАМН З.А.Суслина:
"Как известно, ключевая роль в профилактике инсульта отводится нормализации повышенного артериального давления (АД). С другой стороны, в некоторых случаях лучше совсем не лечить артериальную гипертонию, чем лечить ее неправильно. Чрезмерное снижение артериального давления может быть причиной утяжеления ишемического инсульта. Требуется особая грамотность врачей. " (Медицинская Газета ? 25.2007г.)
"Если стараться у всех больных в одинаковой степени снижать АД и доводить его до формальных нормальных цифр - 120/80, то у части пациентов, подобное снижение вызывает инсульт мозга, как следствие чрезмерной терапии. Это серьезная проблема. Думаю, мы найдем понимание с терапевтами и кардиологами. К этому нужно относиться с особой ответственностью и осторожностью. Нет ничего более страшного, чем болезнь, созданная руками врача". (журнал "Предупреждение" ? 4.2002г.)
Опасения неврологов полностью подтвердились. За 10 лет число инсультов выросло на треть.
Если десять лет назад в стране случалось примерно 300 тыс.инсультов в год, то теперь около 400 тыс. Простой расчет показывает, что за это время дополнительно умерли или стали инвалидами не менее полумиллиона человек. Инсульт стал главной причиной инвалидности и второй после инфарктов миокарда причиной смертей.
В произошедшем нет ничего удивительного. Мы получили масштабный "Побочный эффект", предусмотренный(!) при лечении гипертонии. Дело в том, что искусственное (противоестественное) снижение АД любым предназначенным для этого препаратом - очень опасная процедура. Недаром продажа всех гипотензивных (снижающих АД) препаратов без рецепта врача запрещена.
Снижение АД по законам физики приводит к уменьшению скорости кровотока, т.е. к ухудшению кровоснабжение мозга. Это подтверждается инструкциями по применению всех, в том числе и самых современных импортных гипотензивных препаратов - ингибиторов АПФ В разделах "Побочные эффекты" инструкций некоторых препаратов содержится полный перечень симптомов ухудшения мозгового кровообращения т.е. прединсультного состояния: головные боли, головокружения, тошнота, рвота, шум в ушах, сонливость, слабость.