Это необычный роман. Необычен он в первую очередь своим исполнением. У него вполне традиционная для фэнтези завязка. Есть запертый в преисподней Темный Властелин, который скоро вторгнется в мир людей и всем покажет; есть переметнувшиеся на его сторону адепты зла; есть Империя, уничтожаемая интригами; есть сотрясающие ее рубежи варвары. Казалось бы, все типично. И именно на этой классической завязке автор умудряется строить свой, совершенно оригинальный и непохожий ни на что сюжет.
Начнем с положенного по малому типовому набору Избранного. Их тут двое - близнецы, мальчик и девочка. Известно, что один из них станет мессией света, другой - мессией тьмы. Один призовет в мир князя тьмы Ангромади (слышите нотки зороастризма в этом имени?), другой - его повергнет. Но неизвестно - кто на какую сторону встанет. Тут уж как ляжет фишка, выбор героям предстоит делать самостоятельно. Причем, опоздавшему выбора не останется. Тут как в шахматах - если первым выбрал белые, противник выбирает черные, без вариантов. По крайней мере, так кажется пока.
Девушка по имени Фран и юноша по имени Энтреа. Пока кажется, что Фран будет со светом, а Энтреа - с тьмой, но на самом деле ясно, что ничего не ясно. (Кстати, книга была начата задолго до выхода седьмого эпизода "Звездных войн", так что параллели с Рей и Кайло Реном, что могут возникнуть при чтении, вызваны лишь следованием автора тем же архетипическим канонам). Известно, что Рдяный Царь, земной предводитель армий Ангромади, будет связан узами любви с темным мессией - но, как заметил один из героев, сектант с мифологическим именем Сет, все эти злодеи те еще извращенцы, так что фиг знает, как оно получится в итоге и кто с кем будет.
Все неоднозначно. Вот варвары, что хотят ниспровергнуть Империю. Казалось бы, они - зло, хаос, что готов обрушиться на мир порядка. Однако согласно пророчеству, именно им предстоит остановить Рдяного Царя, правую руку темного мессии и самого князя тьмы, предводителя его полчищ.
Мысль романа скорее в том, что и свет, и тьма едины, они лишь осколки Зеркала, что было разбито на заре мира, и удивительно преломляются друг в друге. Идеи зороастризма интересно и глубоко изображаются в книге. Фран несет кусочек вставшего на злую сторону Энтреа и его тьмы, Энтреа неразрывно связан с Фран. Фран и Энтреа оба покидают родные им места, у каждого свои, влекомые неким зовом в странствие. Это странствие их, несомненно, изменит.
Напоминает о древней и средневековой Персии сам описанный в романе мир. Сеттинг романа нельзя назвать полностью ориентальным - европейские и персидские мотивы в образе здешней Империи тесно переплетены. Ничего удивительного в этом нет, ведь чем глубже идешь в историю, тем явственнее видишь, что и Иран, и Индия, и Европа, и Русь, и Египет, и все прочие культуры по сути своей похожи. Ведь все они тоже дети одного разбитого зеркала.
И все же автор не воспроизводит конкретных стран и эпох. Он создает смутно узнаваемый собственный мир. Все это придает книге ощущение некой легендарной мифологической древности. Играет на это и слог, которым роман написан - поэтичный, иной раз весьма сложный, но при этом такой красивый, будто читаешь поэму. "Дети разбитого зеркала" похожи скорее на записанный сон или видение, таким ускользающим и романтичным является их язык. Автор говорит, что использовал работу Кэмбелла о "Тысячелетнем герое", и это заметно - история щедро использует архетипы, наполняя их собственным звучанием.
Первая книга закончена, впереди еще три. Чем закончится эта история, действительно утверждать невозможно. Но первый шаг, как сказал во все тех же "Звездных войнах" голос Оби-Вана Кеноби, уже сделан.