Жильменбес Исымбаев : другие произведения.

Симфония мирового бокса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшое эссе о боксёре, пополнившим своим стилем копилку мирового бокса и ставшим в один ряд с великими бойцами прошлого


Юрий Гагарин и спорт  [] Литературное эссе

"Стиль Цзю".

"Камертон истинного звучания в симфонии мирового бокса".

Sic itur ad astra.

Так идут к звёздам (перев. с лат.)

Если ты умеешь мечтать и не превращать мечту в своего хозяина,

Если ты умеешь мыслить и не превращать мысли в самоцель,

Если ты умеешь встречаться с триумфом и катастрофой

И одинаково обращаться с этими двумя обманщиками,

Если ты можешь заставить своё сердце, и нервы, и мышцы

Делать своё дело и после того, как их уже не будет.

И таким образом сохраниться, когда от тебя уже ничего не останется,

Кроме воли, которая говорила им: "Держитесь!",

Если ты можешь заполнить неумолимую минуту

Шестидесятисекундным пробегом,-

Тебе будут принадлежать земля и всё, что в ней,

И более того, ты будешь человеком, сын мой!

Эрнест Шеклтон

Исследователь полярных земель

   Прозрачная чернота, тишина, берущая начало из тёмной бархатной материи наэлектризованной атмосферы боксёрского поединка...
   Щелчок... Свет прожекторов-"юпитеров" выхватывает пятно светлой окружности в центре ринга. Вселенная замирает, зал в ожидании.
   Тихие шаги, отдающие гулом нуклеарных реакций внутри звёзд в темноте галактик, отзываются эхом среди тысяч сердец зрителей замерших в ожидании.
   Костя... Вспышка молнии в кругу света посреди кромешной тьмы, в которую погружён зал. Сердца тысяч оживают, невидимые токи молнии пронизывают атмосферу, и ритмы бьются в такт с сердцем бойца в углу ринга.
   Хаттон... Тьма вскинулась, встрепенулась, наступила,... Сердца замирают.
   Цзю... Отступила, снова журчит струящийся солнечный свет, истекая из угла ринга в самые отдалённые закоулки пространства и гармонизируя бой сердец.
   И так несметное число раз... до возвращения в ринг и круг света непобедимого Константина Цзю.
   И вот луч надежды прорезал тьму и осветил всё вокруг, сделав понятным направление-выбор тысячекратного колебания между тьмой и светом.
   Костя возвращается... Бой с Мэнни Пакьяо.
   Всё становится понятным, простым и жизненно важным.
   Кто-то сказал: Цзю - это эпоха в боксе. Его стиль будет занесён в скрижали мирового бокса, также как это произошло со стилем Мохаммеда Али, Джорджа Формана и других великих боксёров.
   Так, что же такое "стиль Цзю"?
   Просматривая его бои, ловишь себя на мысли, что этот стиль с трудом поддаётся сухому аналитическому описанию. Как признавался сам Костя в одном из своих интервью: "Я не могу сказать, что бог мне дал боксёрский талант. Он мне дал талант терпения, выносливости, желания побеждать. А боксёрский... У меня руки короткие, ноги не для этого тоже установлены. Поэтому я не могу сказать, что моё тело создано для бокса. Оно не создано для бокса".
   Константин встречался на ринге с более высокими соперниками, с более длинными руками или как говорят боксёры с лучшей "физикой", физическими данными лучше приспособленными для бокса. Но ...они терпели поражения.
   "Всё великое в простоте, я делаю, например, простую комбинацию один - два, левой - правой рукой. Она простая и все говорят, ну что ж тут такого. Но кто-то падает...", - говорит Цзю.
   Простая работа левой, правой; хорошая работа на встречных курсах, гармоничное, сбалансированное движение в пространстве ринга, отличное видение соперника и чувство дистанции... и вот результат.
   Зачастую Костя не избегает жестокой "рубки" на встречных курсах, работая "кость в кость" и тут ему сопутствует удача.
   Пытаясь адекватно описать его работу в ринге, невольно используешь термин "парадокс".
   Цзю в ринге зачастую принимает и реализует парадоксальные решения.
   То же и в жизни.
   Даже после тяжелейшего поражения он находит в себе силы вернуться и в сложнейшем поединке находит и реализует невероятное решение. Быстрого и неуловимого, "как ртуть", Заба Джуду, он встречает контратакующим ударом справа.
   Это был удар самой Судьбы...
   Чем неодолимее сложности, тем неизбежнее простота...
   После поединка Костя скажет: "Это судьба. Это моя судьба".
   Когда-то один французский маршал сказал о Наполеоне "он работает артиллерий как кулаками". И это залог успешной атаки.
   Перефразируя эту фразу можно сказать, что Цзю "работает кулаками как артиллерией". Работает плотно, меняя, взвинчивая темп ведения боя, пробивая бреши в защите противника и сокрушая его, прежде всего, морально. Или вызывая тем самым встречные атакующие действия, не всегда адекватные в плотном режиме поединка, используя при этом открывшиеся "бреши" соперника и реализуя их контратаками.
   Сложность описания тактического рисунка поединков с участием Цзю не в последнюю очередь обусловлена мастерством высокой пробы, приобретённым за долгие годы тренировок и тяжёлых боёв. Действия мастера зачастую вариативны, от ситуации - целью которых является "проявить" соперника, вызвать на атакующие действия, заставить его совершить ошибку.
   В связи с этим можно вспомнить оригинальные находки в тактико-техническом арсенале Кости, такие как, например "встречная фаза" разработанная им совместно с первым тренером [Вл. Черня].
   Благодаря "встречной фазе" Цзю жёстко и эффективно встречал более длинноруких атакующих бойцов слева.
   Многим из его соперников "встречная фаза" запомнилась внезапно "погасшим" светом в ринге...
   "В боксе внимание и быстрота существенны. Стоит отвлечься, немного зазеваться и в зале сразу гаснет свет",- с лёгкой иронией говорил Костя в одном из своих интервью.
   Безусловно, огромную роль играет его серьёзный и основательный подход к тренировочному режиму и в целом к подготовке к бою. Это можно выразить одной фразой - абсолютная беспощадность... к себе.
   И это тоже "стиль Цзю" перекликающийся с суворовским принципом "тяжело в учении - легко в бою".
   И в то же время отношение Константина к поверженному противнику подкупает своей человечностью, гуманностью и истинно джентльменским поведением.
   Было бы непростительным при описании "стиля Цзю" не упомянуть о его деятельности вне ринга.
   Константин пишет книги, популяризируя здоровый образ жизни и занятия спортом. В них автор делится секретами своего мастерства и отражает учебно-методические аспекты тренировочного процесса.
   Мы привыкли думать, удар - это разрушающий импульс. Но удар может и созидать, формировать человека-бойца сильного телом и духом. Парадокс?
   Прочтите книгу "Ударный фитнес Цзю" Константина и убедитесь в этом сами.
   Костя принимает живое участие в танцевальных проектах, вознося "боксёрский танец" до высот эстетического искусства, пропагандируя жизнеутверждающие принципы Гармонии.
   И всё это жизненное многообразие гармонично переплетается в его стиле.
  
   Нет, Костя больше чем эпоха. Он символизирует советскую школу бокса, он добился всего тяжёлыми боями, он сделал себя сам "self made man".
   Он самоутвердился в борьбе, воспринял и передал эстафету преемственности поколений в лучших традициях Олимпийских Игр со времён Древней Греции и до наших дней.
   Он символизирует стремление ввысь к вершине, преодоление и Победу!
   Этот характерный его жест "Быть первым!" будет "выгравирован" в истории мирового бокса и в сердцах людей, ценящих бокс - это благородное искусство самозащиты и самосовершенствования.
   Это искусство зародилось в стародавние времена в Англии, и было состязательным занятием аристократии того времени. В ключе этого вспоминается замечательное определение, что есть боксёрский поединок.
   Боксёрский поединок - это разговор двух джентльменов, энергично жестикулирующих руками. Побеждает тот, чья аргументация более точна и сильна.
   В более широком контексте боксёрский поединок это мастерство единоборства, противостояния опирающееся на состязательные и воинские традиции разных культур и народов и обогащённое личным вкладом спортсменов, представителей этих культур.
   Северная и Латинская Америка, Куба, страны бывшего Советского Союза, Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай, Корея, Вьетнам, страны Полинезии...
   Перед мысленным взором проходит плеяда Великих бойцов, мастеров состязательной традиции и продолжателей наследия Великих Культур.
   А.И.Герцен писал, что стремления людей "не пропадают бесследно, они облекаются словом, воплощаются в образ, остаются в предании и передаются из века в век. Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, которого корни чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана - всемирной истории".
   Мы имели счастье видеть вздыбленную волну этого океана, зародившуюся у берегов Китая, сформировавшуюся в характерный силуэт на просторах бывшего Советского Союза и могучим прибоем разбивающую прибрежные рифы на рингах Америки, Австралии, Европы и Азии...
   Великий диалог культур воплощённый в форму олимпийской, состязательной традиции.
  
   Что есть человек? Вроде бы философский вопрос уместный в академической дискуссии, но не в ринге?..
   Отнюдь.
   Неужели человек-боец это всего лишь сила, мускулы, биомеханическая структура, обладающая интеллектом, забота которого безопасность и гарантия от поражений?
   Возможно...
   Но снова мы взираем на бойца, посмевшего бросить Вызов, вызов с большой буквы себе и всем нам, заставляющего и нас подвигнуть себя на Свершение.
   "Ты не всегда можешь выигрывать. Ты должен всегда стремиться выигрывать. Если проиграл, значит, кто-то сильнее тебя. И значит, ты не должен опустить руки, а должен вернуться и в следующий раз выиграть. Если не выиграл завтра, то должен выиграть послезавтра ".
   Попробуйте угадать, кому принадлежат эти слова, эхом перекликающиеся с девизом полярного путешественника, вынесенным в эпиграф.
   Перед моим взором разыгрывается титаническая битва, я вижу, словно наяву, то, что произойдёт в будущем...
   Эта битва идёт уже сейчас в душе бойца.
   Любой исход её для нас означает, что борьба имеет Смысл.
   Мы сами можем не видеть его, но наша жизнь нечто большее чем, то, как мы её осознаём сами.
   Даже если Константин не выйдет на поединок с Мэнни Пакьяо и срежет свою косичку, это будет означать не отказ от борьбы, а всего лишь победу мудрости "убелённого сединами" бойца над желанием сражаться в открытом поединке.
   Но если Бой состоится...
   Время остановилось, его просто больше не существовало...
   В астрономии есть такое понятие граница событийности, там, где заканчивается ход времени, да и само трёхмерное пространство перестаёт существовать в форме доступной нашему сознанию.
   Эта граница находится вблизи так называемых "чёрных дыр", сгустков материи сверхвысокой плотности. Даже свет не может вырваться из капкана "чёрной материи".
   Свет не может, а человеческий дух, Душа бойца?
   Вспышка света, блеск молнии, наэлектризованная чернота пространства замирает за миг до "момента истины"...
   Щелчок, пространство пронизывает яркий поток радуги. Ритмичное дыхание тёмного бархата Вселенной над куполом неба наполняется гармонией танца боксёрского поединка Новой Эры и нового тысячелетия.
   Тик-так, тик-так, тик-так...
   Отсчёт времени на хронометре секундантов.
   Бам... бам...бам..
   Отсчёт раундов ударами гонга.
   Панч-панч, панч-панч-панч...
   Отсчёт жизни ударами боксёрских перчаток по цели.
  

Sic itur ad astra. Наши []

  
  

Жильменбес.

Казахстан - Россия - Украина

май 2009

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"