Жезмер Евгений Давидович : другие произведения.

Рождение веры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сокровенные мысли автора из его ежедневного дневника.

   Рождение веры. " Суха теория,мой друг..." И.В.Гете. Суждения и рассуждения, безусловно, имеют определенную познавательную ценность, но весьма ограниченную. В этом-то вся загвоздка и состоит. К жизни, к жизни стремится душа! А жизнь- это не сухая, обезличенная мысль-догма. Оковы причинно-следственных связей преграждают путь к ощущению полноценности мироздания... Если их сбросить, мертвый рассудок уже не в силах будет управлять Вселенной. ...Недавно я встретил человека, которого, казалось бы, неплохо изучил. И вдруг неожиданно обнаружил в нем нечто совсем новое. Если не брать в расчет его идеологические стереотипы, связанные с принадлежностью к одной из известных религиозных конфессий, то открывается поистине потрясающая картина духовной жизни индивидуума. Самое замечательное, пожалуй, в том, что сам он, не отдавая себе ясно отчета в своих мировоззренческих заблуждениях, тем не менее признает две различные сферы бытия духа: интеллектуальную, рассудочную и неинтеллектуальную, позволяющую посредством веры в Бога подняться на неизмеримо более высокую ступень осознания жизни. Благодаря этой вере и любви к Творцу мой знакомый весь светился изнутри, поскольку открыл для себя таинство великих истин, которые в совокупности образуют духовное древо жизни. Меня поразила его душевная способность верить- верить глубоко, искренно, восторженно, самозабвенно, а вовсе не богословские доктрины и постулаты. Вспомнились экзистенциональные изречения Л.Шестова, когда под покровом тайны индивидуального бытия он подмечал вспышки творческого озарения, освобождающего от власти разума и необходимости. Одним словом, " блажен, кто верует"... Но здесь обнаруживается один принципиальный момент расхождения между нами. Поскольку я не верю в церковные догматы, а мой знакомый верит, то для меня имеют непосредственную ценность также интеллектуальные прозрения относительно Бога, человека и мироздания в целом. Иначе говоря, я не могу удовлетвориться слепой верой, мне нужны и доводы разума. Только не догмы, шаблоны и стереотипы мертвого рассудка, а живые, наполненные дыханием вечности, мысли, побуждающие к творческому поиску неизведанного. И поэтому мне претит как крен в сторону иррационального- стремление отдалиться от рацио вообще в вопросах богопознания, так и пренебрежение ощущениями, чувственными переживаниями в постижении Вселенной. ... Все повторяю и повторяю знакомую бунинскую строчку: " Весь я переполнен безотчетной радостью жизни ", и тем самым побуждаю себя поверить в возможность и необходимость счастья, радости, любви для всего и вся. Хочу, чтобы слова о радости превратились в мое внутреннее состояние, чтобы я пережил то, о чем говорю, практически. Достижение такого состояния и есть результат той восторженной работы души, о которой писал Бунин. Наступает момент, когда я уже осознаю " безотчетную радость жизни ". Осталось только пережить ее самому, испытать этот уникальный внутренний опыт чувственно, проникнуться блаженством и умиротворением именно сейчас, в данный миг бытия, впустить в себя поток света, тепла и любви. Состояние гармонии, счастья вовсе не нуждается в какой-либо словесной передаче. Тот, кто его испытывает, может и не прибегать к словам. Бунин вначале переживает это состояние молча, без слов, и лишь затем вспоминает стихи Пушкина, возникшие в его памяти именно благодаря тому, что он пережил. Я же, повторяя слова о безграничном счастье, стремлюсь вызвать у себя подобное состояние, двигаясь к нему от конкретной словесной формулы. ( У Бунина оно проистекает от очарованности природой). Заклинание, молитва, поэтическая строчка есть те стимулы, которые вызывают испытываемые субъективно высшие духовные реальности, приносящие счастье и умиротворение. И возможен как путь от слов к этим реальностям, так и путь от них самих к поэзии и к искусству. Как-то я написал: " Слова не имеют цены ". Нет, они имеют цену. Но только те из них, которые рождены из сердца, одухотворены жизнью. Слова принадлежат сознанию. Будучи знаками, символами, они выражают мои представления о реальности. Все запрограммированно: сознание предшествует материальному бытию. Идеи, образы и слова, данные мне, существовали еще до появления моего телесного облика. ... Я наделен природой одной счастливой особенностью. Несмотря на периодически повторяющиеся перепады настроения, верю в то, что, в конечном счете, все к лучшему. Если сегодня упадок сил- завтра обязательно будет духовный, творческий подъем. Любые события, даже трагические, происходящие с людьми, в случае правильного понимания их смысла и значения, всегда приводят к чему-то позитивному и ценному. Почему я в это верю? Ведь логически может быть верно и обратное утверждение. Но не все поддается логике. Я устроен так, что мне хочется в это верить. А логика здесь не при чем. Удивительный и странный парадокс жизни человека: в той или иной форме вера всегда присутствует в нем, даже тогда, когда он сам это отрицает. Абсолютно иррациональный факт. Кто-то верит в какую- то несусветную чушь. И ничто не может поколебать его веру в нее. Значит, к логике и здравому смыслу эта вера, как и любая другая, никакого отношения не имеет. Чувства, переживания верующего, его сокровенная связь с объектом веры также находятся вне рамок рассудочных представлений. Они-то и побуждают их носителя каждый раз прибегать к вере, становясь неотъемлемой потребностью индивидуума. Почему нельзя ограничиться знанием о реальности, для чего нужна еще и вера? Она нужна не столько потому, что восполняет известную неудовлетворенность человека в интеллектуальном знании, хотя и это немаловажно. Просто без нее немыслима жизнь человеческого существа, поскольку эта уникальнейшая потребность в нем никогда не иссякнет. То, во что человек верит, рано или поздно способно сбыться. Данное обстоятельство- мощный побуждающий фактор для рождения веры. Но, наверное, главное не в этом. Верующему доставляет удовольствие не только конечный результат- сбывшееся желание, но и сам процесс- психологическое ощущение счастья и удовлетворенности в самом акте веры. Иначе его жизнь становится совершенно бессмысленной.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"