ПОСЛОВИЦА.
Законченное образное изречение,
Несущее в себе характер поучения.
Оно ритмически организовано
И метким выраженьем образовано:
"На нет и суда нет".
"Дурная голова ногам покоя не даёт".
"Век живи - век учись".
Пословицы имеют как буквальный,
Так и образный иль переносный план.
Иль смысл только лишь иносказательный
Народным изречениям придан:
(1) "Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало".
(2) "Горбатого могила исправит".
Первая Пословица имеет двойной план:
И образный, и, вместе с тем, буквальный.
Второй Пословице один лишь смысл придан,
И только образно-иносказательный.
Пословицу нередко с афоризмом сравнивают,
Которым быть она фактически не может -
Народные слова её вполне устраивают,
И автор никакой ужиться с ней не сможет.
Великий Гёте думал, что изречения его
Впоследствии Пословицами яркими предстанут,
Но авторство в фольклоре себе места не нашло
И вряд ли афоризмы Пословицами станут.
Большую роль в Пословице играют
Художественно-выразительные средства -
Отдельные слова её определяют
Иносказательность словесного соседства:
- имена собственные
в качестве сине'кдохи:
"По Сеньке и шапка"
- олицетворение:
"Хмель шумит - ум молчит"
- сравнение:
"Дьяк у места - что кошка у теста"
"Жена - не рукавица: с руки не сбросишь,
за пояс не заткнешь"
- метонимия:
"Сытое брюхо к ученью глухо"
"Бойся худого локтя да ясной пуговицы"
- антитеза:
"Щербата денежка, да гладок калач"
- тавтология:
"Играй, да не заигрывайся"
Пословичное предложение,
Равно как и её суждение,
Подвержены делению на ритм. части,
При этом к совпадению причастны:
Синтаксическое их деление,
Композиционное членение.
Такой форме все Пословицы подвластны:
"Лес рубят - щепки летят"
"Язык мой - враг мой"
"Что силой взято, то не свято"
"Что посеешь, то и пожнёшь"
"Чем дальше в лес, тем больше дров"
"Дерёт коза лозу,
а волк - козу,
а мужик - волка,
а поп - мужика,
а попа - приказный,
а приказного - чёрт"
Особенно, где ритм и рифма сопричастны:
"Всякое семя знает своё время"
"Вор ворует, а мир горюет"
"Где кто родился, там и пригодился"
"Где любовь да совет, там и горя нет"
"Вьюги да метели под февраль полетели"
"За правду - матку и умереть сладко"
"С сыном бранись - за печку держись,
с зятем бранись - за дверь держись"
"Семь бед - один ответ"
"Христос терпел и нам велел"
"Что наша честь, коли нечего есть"
"На чужой каравай рта не разевай,
а пораньше вставай да свой затевай"
"Пословица к слову молвится" и т.д.
Ещё раз подтверждаем наше мнение,
Что есть в Пословице, как рассуждении,
Структурное двоякое членение:
Часть первая - в исходном положении,
Вторая часть содержит поучение
Высоконравственного направления
И назидательно звучит для применения.
И из примеров, вышеприведённых,
Мы видим - ум, мораль народные бесспорны.
Попробуем Пословицы разбить на темы,
А к каждой теме приведём примеры:
- Исторические события:
"Вот тебе бабушка, и Юрьев день"
Борис Годунов велел крестьянам запретить
В Юрьев день к другим помещикам переходить.
"На одном вече, да не одни речи"
Пословица пришла в употребление
Во времена "вечевого правления"
- Языческие верования и обряды:
"Венчали вокруг ели, да одни черти пели"
Обряды свадебные, да без церкви
В народе праведном померкли.
"Взял Боженьку за ноженьку да и об пол"
В народе мнение бродило
О низвержении "кумиров".
- Хозяйственные занятия
(земледелие, рыболовство...):
"Не поле кормит, а нива"
"Рыба - вода, ягода - трава,
а хлеб - всему голова"
- Семейный уклад и семейный быт:
"Как бог до людей, так и отец до детей"
"Хозяин в дому, как Хан в Крыму"
- Черты характера человека:
"Шипит как каленое железо"
Пословица о человеке мнительном,
Горячем, раздражительном.
А дальше скажем об упрямом:
"Его в ступе пестом не умечешь"
И о другом - зовётся хитрованом:
"Идёт в сапогах, а след босиком"
Закончились с Пословицей "разборки".
Теперь подумаем, так всё же в чём
Отличие её от Поговорки,
К какому здесь консенсусу придём?
Поговорка - яркость, украшение
И речи, и любого предложения.
Пословица скорее - поучение,
Народной мудрости творения.
Поговорка может быть в Пословице
И жить отдельно, но по совести:
Пословица:
"У бабы семь пятниц на неделе"
Поговорка:
"Семь пятниц на неделе"
Незаконченностью предложения
Не'т - не'т да Поговорка погрешит.
Пословица всегда другого мнения -
Она закрытым предложеньем дорожит.
Всегда две части в предложениях её
Со знаками раздела: "и", "а", "да", "тире", "то",
Где "запятая" есть, а то и без неё:
Пословица:
"У Фили пили, да Филю ж и били"
"Хлеб - соль ешь, а правду режь"
"Бог даст и в окно подаст"
"Грибов ищут, по лесу рыщут"
"Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось"
"То густо, то пусто, то нет ничего"
"Что у трезвого на уме,
То у пьяного на языке"
"Что ни поп, то батька"
"Чужая сторона прибавит ума"
Поговорка:
"подложить свинью" - напакостить,
"медвежья услуга" - помощь во вред,
"когда рак на горе свистнет" - никогда,
"остаться с носом" - быть обманутым,
"деньги дело наживное" - и так понятно,
"коса - девичья краса" - и так понятно,
"кровь с молоком" - и так понятно,
"кожа да кости" - и так понятно,
"друзья познаются в беде" - и так понятно.
Похоже, тему мы не зря учили -
Поговорки от Пословиц отличили!
P.S/
Пословицы пришли к нам из глубокой древности.
В народе раньше Притчами их называли.
Пока они дошли до современности,
В пути давно самостоятельными стали.
Освободившись из состава древних сказов,
Стали выделяться из других произведений.
Веками отличаясь мудростью наказов,
Нашли себя в среде отдельных предложений.
***
ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ.
Произведения Обрядовой поэзии,
Где были заговоры, причитанья, песни...
А песни то колядные, то календарные,
То свадебные, празднично нарядные.
Все песни слагались на темы обрядов,
А различались созвучьями ладов.
Называли их тогда же и иным путём -
Календарно-обрядовыми песнями народа.
Они были связаны с сельхозкалендарём,
Пели их по праздникам разных времен года.
Песни Зимние звучат в Колядках,
Исполняются всегда на Святках:
Заклинаются обычно урожай,
Благополучие, богатый каравай.
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку,
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём, и богатством
И воздай вам, Господи,
Ещё лучше того!
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
За ними следуют Подблюдные.
Они поются при гаданьи с предсказаньями,
Сопровождают игры многолюдные,
С Обрядовыми Зимними гуляньями.
Особый цикл Обрядных песен -
Песни Масленичные составляют.
Обряд Недели Масленицы всем известен -
В ней проводы Зимы блинами ускоряют.
Геометрически блин - явный круг.
Орбита, Солнце - два круга изначально.
Обряд продвинуться Ему поможет, вдруг,
Чтоб Зиму проводить, Весну встречая:
Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И ... блины-то все поели!
Есть забава неплоха:
Кто достанет петуха,
По высокому шесту
Одолей высоту!
Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко,
Кто горшок разбить сумеет -
Ни о чём не пожалеет!
Ждём на сцене молодцов -
Самодеятельных певцов,
Балагуров и танцоров,
Гармонистов и чтецов!
А песни Веснянки Обрядовы
Встрече с Весной были рады бы.
Веснянки не пели, а кликали,
Взобравшись на крыши и пригорки.
В них песни Весну призывали
И злую Зиму прогоняли:
Жаворонки
прилетите,
Студёну зиму
унесите,
Теплу весну
принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас
поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички -
жаворонки,
Солетайтеся,
сокликайтеся.
А на Троицу песни Летние исполнялись,
Зелёными березками дома украшались.
Из веток берёзы венки заплетали,
Весну провожали да Лето встречали.
А девушки вкруг на венках гадали
Да в хороводах под песни гуляли:
Йо, йо, берёзонька!
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица -
Только, только у нас, у
девушек,
и праздничек!
Ой, девушки, ой, красавицы,
Красны девицы-подруженьки!
Завтра Троица да зелёная.
Айда в лес - берёзку завивать
Да веночки заплетать,
Весну провожать,
Красно лето встречать!
На Ивана Купалу жгли ночью костры
И прыгать чрез них были все удальцы:
И парни, и девки и пацаны.
Купальские песни в ночьную темь -
Июнь, двадцать четвёртый летний день.
Очищающей силой огонь обладает -
Так каждый из древних славян считает.
Через костёр прыгнешь в ночь на Купалу,
Будешь здоровым и крепким на славу.
То песни Обрядовые, хороводные,
А значит народные, богоугодные:
Ой, рано на
Ивана...
Да кто нейдёт
на улицу...
Ой, рано на
Ивана!
Ой, рано на
Ивана...
Ой, рано на
Ивана...
Осенние Обрядовые песни
В своём многообразьи интересны:
Одни со сбором Урожая связаны,
А тут Семейные - Родильные,
А там, глядишь, уже Крестильные,
А Свадебные - просто быть обязаны.
Вот Обрядовая песнь про Урожай,
Венец которой - пышный каравай:
Жали мы, жали,
Жали-пожинали, -
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постатъ широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
В краю не бывали.
Людей не видали.
А в этой Свадебно-величальной песне
Величание обращено к невесте:
- Какова, какова красна девушка?
- Ростом она ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у черного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.