РАЁШНЫЙ СТИХ (РАЁШНИК, РАЁК).
В Европе и в России
В веке 18-ом,
И даже в 19-ом,
Так представления гласили
Сего Народного стиха:
Что на устах - то как Раёшника,
Что на слуху - то как Райка,
Что до письма - то как Раёшного стиха.
Раёшный стих - форма стиха народного.
Ритм основан на парной рифмовке.
Как и у всякого стиха фольклорного,
Всё остальное в нём - по обстановке.
Нет у науки единого мнения:
Сколько слогов, где ударения?
Как расположены, в какой строке?
Всё остальное в нём есть, без сомнения, -
Текст на строки имеет деление;
Строки - различные по длине;
Есть ударения в каждом стихе.
А это уже - стихотворение!
В ходу лубочные картинки,
Под ними подписи читаются;
Пьесы балагурные, шутилки,
Тексты представлений составляются.
В стеклянных ящиках ещё картинки -
С религиозным содержанием,
Где Ева и Адам в Раю встречаются...
Отсюда, видимо, пошло название.
Разнообразно содержание Райка -
От реклам торговцев, балаганных зазывал,
Как выкрики того тряпичника:
"Тряпьё, рванину,
Худую перину,
Сваляную подушку,
Путаную Аксюшку,
Всякие лохмотья,
Пьяную Авдотью,
Собираем, покупаем,
Хозяина ослобоняем"
До театра кукол и сатиры языка.
И с этим, он стихом фольклорным стал
Со званием Народного Райка:
"А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Ещё разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трёх кирпичах.
Из неметчины привезены на дровнях!
Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна -
Только ручка одна!..
Настоящий китайский фарфор!
Был выкинут на двор,
А я подобрал, да так разумею,
Что можно и фарфор разыграть в лотерею!
Ну, ребята, налетайте -
Мои билеты раскупайте!..
Вам билеты на цигарки сгодятся,
А у меня в мошне рубли зашевелятся!.."
(из книги "Народно-поэтическая сатира", Л., 1960)
К стиху обращались время от времени
Одни из виднейших русских поэтов:
Пушкин, Некрасов, Блок, Демьян Бедный,
Знать, не в забвеньи стих. форма эта?!
Вот повстречались "поп" и "Балда"
И в форме, и в духе Райка:
"Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся,
Чего ты взыскался?.."
(А.С. Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде")
А у Некрасова стихотворение -
По форме прибауточного времени:
"У дядюшки Якова
Хватит про всякого.
Новы коврижки -
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик,
Отцы почтенны!
Книжки неценны;
По гривне штука -
Деткам наука!.."
(Н.А.Некрасов "Дядюшка Яков")
Иначе совсем стих Блока звучит:
В нём парная рифма в охватной сидит:
"Чёрный вечер,
Белый снег...
Ветер, ветер,
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всём божьем свете.
Белый снежок,
Под снежком ледок.
Скользко, тяжко -
Всякий холодок
Скользит - ах, бедняжка!..
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате плакат;
"Вся власть учредительному собранию!"
(А.А. Блок, поэма "Двенадцать")
Но больше всех любил Раёшный стих
Известный Демьян Бедный - поэт и большевик.
Он для агит.-полит.-сатир. произведений
Использовал Раёк без всяких изменений:
"Поужинавши с попадьей обильно,
Глядел поп на попадью умильно:
"Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие,
Потому как я чувствую в себе наитие".
И так-то поп в мыслях своих распалился,
Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился
И, не отдышавшись, забубнил у дверей:
"Иди ко мне, батя, скорей.
Прибилась ко мне утресь старушка,
Убогая побирушка,
Попросилась с устатку - прилечь,
Пособил я ей взобраться на печь.
Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася,
А нынче у нее икотка появилася,
Губами шевелит, что-то сказать старается,
Видать по всему - помирать собирается!"
(Демьян Бедный "Повести о том,
как четырнадцатая дивизия в рай шла")
***
ХОЛОСТОЙ СТИХ.
Когда в строфе одни стихи рифмуются,
Другие ж несрифмованы - без пары,
То эти Холостыми именуются,
На них направлены судьбы удары,
Они - отшельники в любой строфе,
Хоть ритмам подчиняются единым, -
По рифмам всяк гуляет каждый по себе,
Средь строк живут они, как "нелюдимы".
Обычные схемы рифмовки Хол. стиха:
ABCB, ABAC, AABA...,
Где мы ожидаем отсутствие рифмы.
Но есть у строфы и другие места:
AAAB, ABBB, ABAA..., -
Совсем не там, где ожидали мы.
И создают они в своих скитаниях
Эффект обманутого ожидания:
"И какой-то малыш A
Показал ему шиш, A
И какой-то барбос B
Укусил его в нос - B
Нехороший барбос, B
Невоспитанный!" C - Хол. стих
(К.И. Чуковский)
"Человек сидит в седле, А
Ноги тащит по земле, - А
Это едет дядя Стёпа B - Хол. стих
По бульвару на осле!" A
(С.В. Михалков)
"Нет не сдамся: папа-мама, А
Дратва-жатва, кровь-любовь, B - Хол. стих
Драма-рама-панорама, A
Бровь, свекровь-морковь... носки!" C - Хол. стих
(Саша Чёрный)
Есть предположение в науке,
Что традицию стихов холостых
Русские поэты переняли в духе
Стихов немецких, - ярких, сложных и простых.
В то время из Европы пришло веянье,
В средине девятнадцатого века,
Переводить стихи поэта Гейне -
Великого немецкого поэта.
Его стихи звучали с Холостой рифмовкой.
Её поэты расхватали как обновку.
С тех пор используется заготовкой
На всякий случай - с толком и без толку.
"Я, к мачте прислонясь, стоял, A - Хол. стих
За валом вал считая, B
Корабль летит вперёд быстрей, - C - Хол. стих
Прощай, страна родная!" B
(Г. Гейне)
"Травка зеленеет, А - Хол. стих
Солнышко блестит, B
Ласточка с весною C- Хол. стих
В сени к нам летит" B
(А.Н. Плещеев)
"От германского поэта А - Хол. стих
Перенять не в силах гений, B
Могут наши стихотворцы C - Хол. стих
Брать размер его творений. B
Пусть рифмует через строчку А - Хол. стих
Современный русский Гейне, B
А в воде подобных песен C - Хол. стих
Можно плавать, как в бассейне..." B
(Д. Минаев)
"Зарыться бы в свежем бурьяне, A - Хол. стих
Забыться бы сном навсегда! B
Молчите, проклятые книги! C - Хол. стих
Я вас не писал никогда!" B
(А. Блок)
***
МОНОРИМ.
Если мы стих с одной рифмой дадим,
И в ритме едином и в интонации, -
Этим стихом будет стих Монорим,
Несущий свою информацию.
В Европе стих этот встречается редко,
Но корни старинные есть и свои.
В средневековье во Франции где-то...
Рождён в результате эксперимента -
Уж был к популярности на пути,
Но что-то мешало дальше идти,
И он стал писать для шуток стихи.
Персидская форма стиха Рубай,
Которой писал знаменитый Хайям,
Генетикой ближе к Восточным краям,
Соседних по юго-востоку с Европой.
Персид.-таджик. поэт Омар Хайям,
Из 400-сот философских Рубай,
Для вразумленья представил нам:
"Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат"
Сейчас мы старинный европейский Монорим
По смыслу и форме с Рубайем сравним:
"Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина...
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?"
Не потому ли Монорим
Для Европы - арлекин?
У русских поэтов стихи - моноримы,
Как составные части произведения,
Встречаются часто, но в чистом виде,
В виде отдельного стихотворения, -
Являются редко, как те пилигримы.
Встречаются часто:
"Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин"
(И.А. Крылов)
"Есть чёрный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет"
(М. Цветаева)
Встречаются редко:
"Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и президентами,
Над морями и над континентами..."
(А.Н. Апухтин)
Здесь Монорим - отдельный и свободный
Сатир. юмористический субъект, -
В нём, с нагнетаньем рифмы однородной,
Достигается комический эффект.
Прообразы русских Моноримов -
Скороговорки, потешки, загадки.
Они к словам относятся игриво -
С созвучными играют в прятки:
Села Алеся
С печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся,
А на печи грейся.
(русская скороговорка)
Один из памятников стихотворных,
Где Монорим из древней формы:
Но еже к Богу верою вооружився,
и креста честного силою
укрепився,
и молитвами пречистые Богородицы
защитився,
и предстательством небесных сил
оградився,
и Богу помолився...
("Задонщина", 14 век)
Анализ Монорима древнеродного:
- Рифма женская, однородная,
Для таких стихов вполне пригодная.
Продолжение следует ...