|
|
||
Чего скрывать, я не слишком люблю книги Т.Поляковой. Но говорить с ней весьма приятно. :) |
Справка: Татьяна Полякова - псевдоним Татьяны Викторовны РоганОвой. Родилась и живет в г.Владимир. Закончила филологический факультет Ивановского государственного университета (бывшего пединститута). Чтобы ребенка приняли в детский сад, устроилась туда воспитателем и... задержалась там на 14 лет. С техникой не дружит, и придуманные истории записывает гелиевой ручкой в тетрадках в клеточку. Замужем. Сын Родион (привет филфаку и лично Федору Михайловичу!) - третьекурсник Санкт-петербургского юридического института Генпрокуратуры РФ. Также в семье живут два белых кота Пафнутий и Пронька. За последние пять лет в издательстве "Эксмо" вышло 33 ее книги. 34-я - под рабочим названием "Фуршет для одинокой дамы" - появится в продаже конце ноября. По повести "Тонкая штучка" снят одноименный фильм с "криминально талантливой" Александрой Захаровой в главной роли.
- Псевдоним вам предложили в издательстве?
- Да, мою настоящую фамилию сочли не слишком удачной для обложек. Сказали, читателю будет не понятно, где ставить ударение. РоганОва, РогАнова, РОганова... Я не была против. Единственное о чем, просила, - чтобы не было экзотики, Серафимовской или Эйгельман. Мне позвонили и сказали: "Полякова". Ну, и чудно! Нормальная русская фамилия, ни к чему не обязывающая... Псевдонимы тогда просили взять многих авторов, это какая-то тогдашняя тенденция. Дашкова, к примеру, тоже псевдоним. И зовут ее не Полина, а Татьяна Викторовна - мы с ней тезки... Я не интересовалась, для чего это надо, но сейчас настолько привыкла быть Поляковой, что иногда забываюсь. И когда у меня спрашивают фамилию, начинаю соображать, где я - в своей нормальной жизни или выступаю как лицо публичное... Псевдоним принадлежит "Эксмо", это их бренд.
- Меня в ваших книгах смущает вот что. Как только на страницах появляется крайне несимпатичный персонаж, тотчас возникает и предчувствие: так, в финале именно он и составит личное счастье героини. Лезу в конец: точно, так и есть!
- А не надо лезть в конец! Надо свыкаться с этой мыслью постепенно (смеется - Н.Ф.)... Всему есть очень простое объяснение. Героиня у меня всегда человек случайный - не сотрудник милиции, не следователь прокуратуры. Когда с ней вдруг происходит криминальная ситуация, в силу разных причин она не может обратиться в милицию и вынуждена разбираться с ней сама. Я не против эмансипированных женщин, которые знают карате и стреляют с бедра, но представляю их смутно... А ведь кто-то должен работать кулаками и вообще двигать сюжет? Интеллигентный мальчик из компьютерной фирмы не будет бегать с пистолетом по городу Нижний Новгород и отстаивать честь и достоинство данной леди, это нереально. Для человека же, связанного с криминалом, разборки и пистолеты - состояние естественное. Чем показывать хорошего человека в плохой роли, я предпочитаю создавать другую сказку: как плохой человек под влиянием неожиданной любви становится лучше. Он делает свой выбор в пользу любимого человека и порывает с криминальным прошлым... Такого не бывает, я согласна, но это хорошая сказка. К тому же, я не пишу продолжений. А всем известно: в любой сказке все самое интересное начинается после свадьбы. На данный момент все обстоит так, но там будет дальше? Я не знаю...
- Вы "вводите" в текст своих знакомых?
- Никогда. Я их в героях не вижу: они люди приличные, им в голову не придет бегать с пистолетом. К тому же, персонаж появляется в книге не оттого, что он мне нравится, а чтобы помочь рассказать конкретную историю. Другое дело, что иногда такой "ввод" происходит нечаянно... Однажды мы приехали к друзьям на дачу, а там сосед - Вова Татарин. Настолько колоритный! Ходит в ушанке зимой и летом, из всех зубов два клыка торчат... И когда я начала "Неопознанный ходячий объект", мне понадобился персонаж - смешной деревенский мужичок. Я написала уже довольно много, и лишь потом поняла: так это ж Вова Татарин! Вот его шапка-ушанка, вот клыки... Точно так же в Москве был забавный случай. Зашла в скромную с виду кафешку, оказавшуюся хорошим рестораном. Убегать не хотелось - думаю, ничего, посижу здесь. Входит колоритная группа: дядечка в помятом клетчатом пиджачке, часах с перетертым ремешком (того и гляди лопнет!) и молодой человек. Думаю, видимо, папа к сыну приехал из сельской местности. Какой мальчик молодец, - повел того в дорогой ресторан!.. Конечно, через некоторое время выяснилось, что я, как инженер человеческих душ, дала большого маху, что это кто-то из наших криминальных авторитетов... И вот, придумывая воровского авторитета Севу Креста в "Моем любимом киллере", я ловлю себя на том, что описываю клетчатый пиджак, часы с ремешком... Подсознание играет с нами в замысловатые игры. Мне казалось, я уже забыла о том эпизоде - настолько незначительным он был, но в нужное время он появился в памяти. И хорошо "лег".
- Неужели и фамилии врагов книжным мерзавцам не даете?
- Даже в голове такого нет. Со своими врагами я разбираюсь в реальной жизни. Года полтора назад у меня угнали машину. Питер, площадка у Русского музея, машины нет... Приезжают пьяные ребята - очень веселые, говорят смешные вещи, предлагают снять стресс русским способом. Прямо как в сериале "Менты"... Это было настолько забавно, что все остальное отступило на задний план. А ситуация так запала в голову, что именно с нее я начала повесть "Охотницы за привидениями". В издательстве все эту историю знали, и главный редактор говорит: "Пошли книжку питерским ментам!" Но зачем? Ну, нет у них бензина, нет машин, зарплаты маленькие. Им и так фигово, еще и я буду пакостить? Мне что, от этого легче станет?
- Автомобиль не нашли?
- Господь с вами! Конечно, нет.
- У издательства бывают какие-то смешные требования к рукописям?
- Вообще никаких, - причем с первой книги. Скажу честно, когда я слышу: "Мне редактор велел ввести в текст побольше убийств и изнасилований", мне кажется, человек лукавит. Мол, я-то сделал значительно лучше, но мерзавец-редактор стоял над душой и пришлось танцевать под его дудку... Единственный раз мне пришлось внести правку в роман "Ее маленькая тайна". Изначально там моя героиня убивала милиционера, и главный редактор сказал: "Таня, так не годится. Пусть он мерзавец, взяточник и подлец, но это плохая картинка". Я очень разозлилась, закинула рукопись подальше и решила, что ничего исправлять не буду. А через две недели перечитала написанное и поняла, что была не права. Милиционер все равно погиб, но все другим способом... Это был разумный совет, и слава богу, что мне его дали. Обычно правка очень незначительна и происходит лишь потому, что меня не поняли. У меня герой ставит машину на платную стоянку: "Командир, сколько?" - "Пятерка!" Читаю корректуру: "Командир, сколько?" - "Пятнадцать!" Спрашиваю: "Вы где такие цены во Владимире видели?" - "Да что такое пятерка?!" - "Нормальная цена, сколько еще надо за ночь?.." А в издательстве решили, что это элементарная опечатка, что я не в теме. Потому что для них пятерка - не сумма. И со скидкой на провинцию, они поставили не 25, как в Москве, а "всего лишь" 15... Это такой московский менталитет, что они про все знают лучше.
- Экранизацией своей "Тонкой штучки" остались довольны?
- Да, хотя от книжки там осталось очень мало. Но, во-первых, я познакомилась с таким чудным человеком, как Аркадий Инин, написавшим сценарий фильма. Мы как-то так с ним "задружились", - уже за одно это я полюбила бы "Тонкую штучку" как родную. И потом, у меня нет болезненного авторского отношения к каждой букве, которую я вывела. Вот написала я книгу, она вышла, это - мое. А если вы делаете кино - это ваше. Я никогда не буду соваться с советами... Хотя то, что я увидела, мне очень понравилась: получилась смешная, совершенно не "загружающая" комедия. Ну, шутки некоторые бородатые, но и они прошли там на ура. Актерский состав совершенно великолепен: Сашу Захарову я очень люблю, Бочкин - просто чудо... Хотя, конечно, идея книги была совершенно другой. У меня-то главной героиней была очень стервозная, нацеленная на собственную выгоду дама, которая, что называется, всех "разводит", а в фильме она - смешная училка, спасающая свою жизнь. В чем ее киношная "тонкость", я так и не увидела, так что само название не оправдано (смеется - Н.Ф.). Аркадий Яковлевич сказал: "Я как-то не готов показать героиню такой, как в повести, она мне не симпатична". Но мне все это в данной ситуации очень хорошо и удобно. Получится фильм хорошим, можно сказать: "Еще бы, на таком-то материале!", плохим - повторить слова Горького: "Испортил песню, дурак".
- Ваш сын - будущий работник прокуратуры. Это не мамина профессия виновата?
- По этому поводу мы всегда смеемся: мама убивает людей пачками, а ребенок будет стоять на страже закона... Когда он выбирал себе будущую профессию, вариантов было немного. Технические вузы в большом загоне, и когда инженеры начнут получать больше юристов, неизвестно. А семью надо кормить... Что остается? Компьютеры, финансы либо юриспруденция. Ребенок у меня такой же говорливый, как и я, и, естественно, предпочел последнее. Вуз выбирал сам: я даже не знала, что такой существует. Когда узнала, пришла в ужас: это же тысячи километров от нашего города, а ребенок у нас один. Домашний парень, даже в лагере никогда не был... Когда мы поехали поступать - говорю "мы", потому что отправились всей семьей - по-моему, мы с папой переживали в десять раз больше, чем он. У меня было двойственное чувство: с одной стороны, я желала ему удачи, с другой - имелась подлая шкурная мысль: "Вот бы не поступил и остался дома!" Правда, сын уверял, что потом обязательно вернется во Владимир, и я подумала было: может, и правда? Гены, ребенок вырос в провинции, его должно туда тянуть... Но потом заметила, что у него стало проскакивать: "У нас в Питере..." А это только 3 курс! Думаю, к 5-му он нас чем-то озадачит...
- А сами-то вы почему до сих пор не в столице?
- Да не хочу я туда! Меня удивляет ваш вопрос. Ладно, когда его задают в Москве. Когда я спрашиваю: "Да что у вас делать, нормальный человек там не выживет!", они отвечают: "Бросьте, все хотят в Москву!" У них менталитет другой... В смысле работы в Москве, конечно, жить было бы удобнее. Я очень много отказываюсь от телеэфиров, которые сыграли бы для меня неплохую рекламную службу. Но терять целый день ради 20 минут на экране?.. Москву называют купеческой, - может, когда-то она ей и была, и выглядела привлекательно, но сейчас... Друзья там встречаются лишь по праздникам и во время отпуска, на общение времени нет. А я - провинциалка, я привыкла выпивать пять чашек чая, говорить за жизнь час, три, пять - никто никуда не торопится. Уже полночь - ну и что, такси вызовем!.. Сейчас мы с мужем живем на три дома - Санкт-Петербург, Москва, Владимир, мечемся по трассе Е-95... Пока хватит сил, так и будем существовать.
Зима 2004 г.