|
|
||
На интервью к Елене Крюковой, которую Евгений Евтушенко назвал "последним поэтом страсти", я шла с вопросом: "Зачем поэту писать детективы?" Для денег? Или сейчас такое время, что в другой форме и самовыразиться нельзя? |
Справка: Елена Крюкова ("детективный" псевдоним - Благова) - музыкант, поэт, прозаик. Родилась в Куйбышеве. Окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано и органа, а также Литинститут. Лауреат премии Нижнего Новгорода (1998 г., за поэтический сборник "Сотворение мира"). В 2003 г. роман "Изгнание из рая" попал в лонг-лист премии "Национальный бестселлер". Профессиональный музыкант объездила полмира - от Иркутска до Лиона ("Это тема для отдельного романа, - может быть, я его когда-нибудь напишу"). Пробовала себя как драматург. Последние три года находится в "свободном плавании". В "Центрполиграфе" специально "под Благову" был создан авторский проект (восемь романов - "Изгнание из рая", "Аргентинское танго" и "Ночной карнавал" и др.). Муж - художник Владимир Фуфачев, сын - студент художественного училища, трехцветная кошка Шурка - будущая мама.
- Зачем вы пошли по пути детектива?
- Никуда я не пошла. Был период, когда мне захотелось выйти на рынок и делать то же, что и другие, но немножко по-иному, незаметно вплетая золотые волосики поэзии в черную косицу острого сюжета. Наиболее удачными из этого цикла я считаю "Изгнание из рая", "Аргентинское танго" и "Ночной карнавал" - роман-бред, роман-сон. Еще я хотела овладеть детективом просто как жанром и поняла, что это очень легко. Ведь детектив - это схема: кого-то убивают, все думают, что убийца один, а на самом деле - другой... Отстраненно смотря на написанное, я вижу, что сейчас многое сделала бы по-другому. Но я вообще не хочу возвращаться, я пошла вперед!.. При этом я рада, что такой момент в моей жизни был. Проект вышел, и со мной начинает что-то происходить. Звонят люди, требуют прислать произведение на солидную литературную премию, проявляются зарубежные издатели (гостившие у меня французы-литагенты увезли с собой восемь романов), кто-то хочет снять фильм. Режиссер Александр Хван сказал: "Давай попробуем". Пусть пока это не всенародная любовь, но все впереди.
- Но сначала была музыка.
- Да. В пять лет тетя сделала мне царский подарок, прислав по железной дороге польское пианино. Девочку стали учить играть, и закончилось все консерваторией в Москве. Моя музыкантская полоса была очень длинной: за пятнадцать лет я успела поработать на вокальной кафедре Нижегородской консерватории, в Иркутском оперном театре, в Иркутской филармонии, в органном центре в Москве. У меня было много сольных концертов, но на этом фоне я бегала вольнослушателем в Литературный институт. Закончив его, я решила бросить музыку ради писательства. Ситуация лавирования между искусствами возможна, но все равно остается что-то главное, - для меня это литература. Шел 1992 год - время, когда я начала интенсивно печататься в толстых журналах. Стихи - подборка за подборкой - выходили в "Новом мире", "Дружбе народов", "Знамени"... Прозы я тогда не писала, и даже и не хотела особо. Там же, в Москве я встретилась со своим мужем, и в Нижний вернулась уже как жена художника.
- Литинститут... Но разве можно научиться писать стихи?
- Студенты заочного отделения, где я училась, были взрослыми ребятами. У многих имелись публикации, первые книги, и у всех - другие профессии. Это были люди, которые внутри себя определились именно как писатели. Мы нуждались не столько в лекциях профессоров, сколько в самом коридоре литинститута, в этом писательском вареве. К тому же там преподавали все основные поэты и прозаики, находившиеся в то время на гребне волны культуры - и Фазиль Искандер, и Евтушенко, и Татьяна Бек, и Ахмадуллина...
- А к прозе вы как пришли?
- Оглядываясь назад, мне самой интересно, как это могло произойти... Постепенно. Например, в книжке "Кровь польских королей" (Дзержинск, 1993 г.) есть экспериментальные вещи, где проза соединяется со стихами. А однажды возник замысел романа "Юродивая" - о женщине, совершенно свободной от условностей общества. Она ходит в мешке, босиком по снегу, но при этом несет добро - такой Христос в юбке. Под давлением этого образа я стала писать роман, - абсолютно не зная, как это делается, как стихи. Вспомнился Макс Волошин, который говорил: чем отличается проза от поэзии? Просто в стихах ты записываешь все, что чувствуешь, в столбик.
- Почему вы расстались с "Центрполиграфом"? Ведь договор (в 2002 г.) был заключен на пять лет?
- С издателем все очень сложно. Спасибо им, что издали эти книжки, но случилась грустная история: проект прекратили и целой группе авторов, включая меня, не заплатили гонорар. Дело требовало юридического разбирательства, но я этим заниматься не стала и просто решила найти другого издателя... Нашла - пока это издательство "Подвиг". В апреле там выйдет "Тень стрелы отца" - большой исторический роман об азиатской дивизии легендарного барона Ункерна. Гражданская война, Южная Сибирь, Монголия, Урга - такой русский "Сегун". Чуть позже - "Красная луна", роман об ультраправых, о скинхедах. Еще я занимаюсь двумя вещами, во-первых - большими кинопроектами в романном формате. Пишу их пока без надежды на осуществление, но с большим желанием показать знакомым московским режиссерам. Очень хочется заняться кино - большим, серьезным, не сериалами (хотя мне и предлагают делать полумыльные вещи на "Рен-ТВ"). Во-вторых - проектом "Легенды большого города", совсем новой для меня стезей. Хочу попробовать себя в вещах волшебных, искрометных, очень праздничных, - не драматических, не трагических, не "черных". А лет через 15 я бы хотела написать нон-фикшн - роман о своей жизни. Может, и сделаю.
- Вы не боитесь так метаться?
- Замыкаться в пределах одного жанра я не могу чисто физически: устаю. Рамки давят, как плита. У моей реки два русла - креатив и острая сюжетика, которые или расходятся, или идут параллельно, но не сливаются. В принципе должно существовать и то и другое.
- А стихов совсем больше не пишете?
- Пишу, но для себя, складывая в стол. Недавно отважилась и послала подборку в журнал "Знамя" (чего не делала уже лет семь), а там сказали: "О, великолепно! Берем." Так что в майском номере у меня выйдут новые стихи. Я не забрасываю их совсем уж в дальний ящик, но хочу сказать, что проза требует массу сил и времени. Стихотворение же может родиться одномоментно...
- Как лауреат премии Нижнего Новгорода вы можете как-то охарактеризовать литературную жизнь города?
- Я люблю наших писателей чисто по-человечески. Но для меня как для литературного мастера то, что большинство из них делают, это - либо дилетанство, либо - "детсад, старшая группа". Я не могу понять, почему в почти двухмиллионном городе нет интенсивной литературной жизни. Хотя, вот например, среди фантастов хорошие писатели есть. Наташа Резанова делает очень классное фэнтези, перед Андреем Плехановым можно смело снять шляпу. Если и в других жанрах появятся новые авторы, отличающиеся от общего потока, - чтобы посоревноваться с ними, посоперничать, - будет просто класс.
2004 г.