( о календарной ярмарке - этом списке юбилеев внутри одного года. О возможностях мозаичного время-образования )
В юбилейной сфере мы разворачиваемся вовнутрь века как к себе домой, и вот тут-то, кроме отдельных юбилеев, мы находим типичные источники Юсновы. Это матрешки круглых дат, это ежегодные календарные ярмарки, это юбилейные стандарты.
Самым ценным изобретением для человека в настоящем времени является, конечно же, календарная ярмарка!
Календарная ярмарка - это список юбилеев одного года. Это 8-15 важных юбилеев, которые мы можем обозначить лично для себя, во внутригодовом листе ожидания (по своей тематике, в разнообразие).
Одни юбилеи мы можем в реальности отпраздновать, а другие - в отрыве от места происхождения. Мы планируем, куда поехать, как подготовится к встрече, что узнать о юбиляре или там о юбилейном событии.
Такая календарная ярмарка защищает нас от невзгод, уравновешивая в некоторой степени текущую злободневность. Здесь будущее-хорошее-юбилейное как-то влияет на личность в настоящем времени - в этакой мозаике одного года. Здесь целостность разукрашивает душу так близко, как невозможно только в отдельном каком-нибудь юбилее, который тоже хорош сам по себе.
Хотя есть очень даже оригинальный юбилей: в 2012 году это красная дата календаря! - 4 ноября - День народного единства. В этот день празднуется 400-летие освобождения Москвы от польских захватчиков.
Несколько календарных ярмарок (за два, 3-4 года) создают некоторую мозаичную панораму, которую можно назвать культурной жилой. Жила называется культурной независимо от того, что ты любишь: литературу, живопись, музыку, архитектуру, стихи, отдельные изобретения, научные открытия, исторические события, битвы... возникновение городов, фирм, организаций, музеев... дни рождения знаменитостей, достижения людей и техники.
Обо всем этом можно интересно прочитать в последней 4-й главе "В калейдоскопе золотой середины" авторской новеллы "Мозайчики", которая дается ниже.
"В калейдоскопе золотой середины"
Развернувшись вовнутрь века как к себе домой, мы начинаем понимать типичные источники Юсновы, мы порой становимся чувствительными с волшебной относительностью к стандартам, ярмаркам, матрешкам, к отдельным юбилеям.
- Я не хочу ежедневно "изготавливать" матрешку юбилеев! - вспылила Кристина. - Или там составлять ежегодно ярмарку юбилеев! Нет, нет, нет!.. Нет и все!
- Кристин, ты почему такая упрямая? - сказал ей обостренно ее брат Виктор. - Матрешку круглых дат одного дня... ну, и не делай ее каждый день! А вот календарную ярмарку!? Ведь эта ежегодная календарная ярмарка юбилеев создает определенную защиту тебе... неповторимое равновесие души на весь целый год.
- Да?
- Кстати, в прошлом году, в такой календарной ярмарке юбилеев 2011 года, один умный человек нашел эту волшебную Юснову... эту благоустроенность на целый век наш! Он нашел ее так, в календарной ярмарке, составив список юбилеев на весь год... Там, в 2011 году, был юбилей болгарской предсказательницы Ванги (100 лет), первый полет первого космонавта в космос Юрия Гагарина (50 лет), и волшебная ошибка французского писателя Жюль Верна по поводу юбилея сибирского города Иркутска в 400 лет (350 лет)...
- Так, 100 лет... 50 лет в высоту... так, ошибка во времени, полвека в глубину, - сказала Кристина, что-то подсчитывая в уме, - эту волшебную относительность в 50 лет я уже знаю! Каждый следующий год для Иркутска все равно "400 лет"... это я уже знаю, - повторила гордо сестра Виктора, - эту стволовую благоустроенность я понимаю и представляю отчетливо, также, как и стандарты, кстати.
Вернувшись из далекого колоритного Шанхая в родной дом, наш Виктор составил в самом начале 2012 года список важных для себя юбилеев на целый год, эту так называемую "календарную ярмарку".
Список юбилеев: в феврале будет 200 лет английскому писателю Чарлзу Диккенсу (Виктор читал раньше его роман "Большие надежды"), в апреле будет 100 лет гибели самого крупного океанского лайнера "Титаник", в июне будет 300 лет демократу-мыслителю Жан-Жак Руссо, так дальше Ростов Великий и другие древнерусские города - по 1150 лет каждому... в сентябре будет 200 лет Бородинскому сражению с французами, в ноябре будет 400 лет освобождению Москвы от поляков (красная дата календаря - 4 ноября 2012)... и все заканчивается 31 декабря, когда будет 200 лет, как изгнали наглые французские войска Наполеона за пределы России. Так, календарная ярмарка 2012 года закругляется хорошо освобождением России!
В своем списке юбилеев Виктор не забыл Столыпина, Гауптмана, Льюиса Кэрролла, различные музеи в Подмосковье и Питере, которые он хотел посетить, а также 100 лет своей родной прабабушке с Амура (она родилась там, на границе с Китаем), и также естественно свой еще маленький юбилей в 25 лет, а еще также - 20 лет своей сестре Кристинке!
Так, получилась календарная ярмарка юбилеев на 2012 год. Слово "ярмарка" переводится с немецкого языка как "годовой рынок". Получается: календарно годовой рынок - "календарная ярмарка"! Она его вдохновила на весь год, он планировал куда ему поехать, а какой юбилей отметить в отрыве от места происхождения самого юбилея. Виктор, ничего не изобретая, оформил культурно для себя весь 2012 год. Он сидел дома и смотрел на настенный плакат-календарь, и ему показалось вдруг, что годовой календарь сгенерировал что-то!.. Внезапно закрутился, завертелся год, все его дни пришли в круговое движение. Как на ярмарке, в круге выкрикивали в воображении нашего героя все эти юбилеи: "Посети меня!.. Отметь меня!.. Отпразднуй меня!.. Меня, меня!.. меня!.. Я!.. Я, я... я!" Каждый юбилей одного года орал так за себя: "Ну, я также хочу!"
Так по волшебному вдруг, как чудо, пустилась в пляс сама мечта в чувствах, в воображении Виктора, так душа его защитила... так, в хорошем таком приятном ожидании, в юбилейном духе приближения всех этих круглых дат одного года. Душа и дух Виктора нашли так взаимно поддержку и понимание годовой помощи юбилейной сферы. Сам год, казалось, освободился от плохого в предсказаниях хорошего! Теперь-то внутригодовое время выжимало из себя постоянно твердую надежду на лучшее, впрыскивая в душу Виктора и Кристины текущую радость каждый календарный день, обволакивая душу радужным, таким невидимым фоном красочной ярмарки юбилеев.
Кристина составила свой список юбилеев этого 2012 года. Календарная ярмарка у нее началась в январе с 600-летнего юбилея Орлеанской девы, которая своей божественной юностью в 18-19 лет вдохновила войска трусливого французского короля на борьбу с оккупантами-англичанами в той еще столетней войне на территории Франции. Также Кристина хотела отметить 200 лет русскому вольнодумцу Александру Герцену, посмотреть в течение года некоторые фильмы кинорежиссера Андрея Тарковского (80 лет), как-нибудь отметить 120-летие любимой поэтессы Марины Цветаевой, и 145-летие поэта Константина Бальмонта. Ну, и ей хотелось съездить в сентябре в Бородино, где должна состоятся историческая реконструкция битвы русских с Наполеоном в честь 200-летия такого юбилейного события. А в Москве она хотела посетить музей изобразительного искусства на Волхонке, которому сто лет. "Ура! Я уже знаю, как собирать юбилеи календарем в сетчатый кругозор... юбилеи - гулящие, блуждающие, шатающиеся... собирать их облачным сервисом в один яркий, опьяняющий кругозор. Я знаю!"
Так отдельно, брат и сестра, составили для себя лично календарную ярмарку этого 2012 года. И Виктор, и Кристина составили свой благодатный список юбилеев на этот год, каждый по своей любимой теме, в своей желаемой культурной тематике. Осталось только им определиться, как можно приобщиться к празднованию юбилеев.
Вдохновленная с самого начала года так, 600-летием юной французской девы в матрешке, Кристина поехала на дачу в Белый Яр к своей подружке Татьяне, учительнице музыки. И это как раз в день рождения композитора Скрябина в этой же матрешке юбилеев одного дня (140 лет), как раз также в день, когда 190 лет назад родился знаменитый полиглот Генрих Шлиман (который в раскопках культурного слоя Земли открыл греческую Трою, с ее золотым запасом).
В Белом Яру, на даче, она поделилась своими секретами в Юснове с Танькой, которую давно не видела. Она сказала ей, что юбилеи возрождают золотую середину в том, что когда-то создал человек, но что время потом разрушило. Но, оказалось, что ее подруга сама уже участвует в юбилейной сфере. Она сама нашла для себя юбилейный стандарт еще в прошлом году, когда ее село праздновало юбилей в 80 лет! Она теперь заронила мечтательную искру в свою душу, она тоже хотела встретить юбилей родного села, и в 90 лет, и в сто лет - уже в 2031 году! У нее так получилось в 2011 году, она ждала так 2021 год, и, наконец-то, 2031 год!.. Но только мозайчики ей открыла Кристина.
Так радостно в зимний январский вечер они сидели в теплой комнате Татьяны, в ее родительском сельском доме, и слушали романсы о любви, которые исполнял Олег Погудин.
- "Эх, раз, еще раз, еще много, много раз!" - повторяли они слова за ним, таким обаятельным, молодым, худеньким, любимым, мелодичным певцом. Он пел хорошо так, для души... с паузами. Они обожали его голос, когда он так, через нос протягивал свое "мм..": "Падам, падам... падам-мм!"
- Я люблю его голос, как у тенора! - воскликнула Кристина.
- Знаешь, Кристи, поет не голос, а его душа! - говорила ей Танька, искушенная в лучшем слухе. - Тут чувствуется полет, понимаешь!
Гласные певца вибрировали тонко так в душевном исполнении... Он пел не только на русском языке, но и немецком, и на французском тоже (романс "Под небом Парижа").
- "Будем дружить, в вальсе кружить, - повторяла так в тон Татьяна, - В этом зале пустом, мы танцуем вдвоем... Так скажи мне хоть слово, сам не знаю о чем!"
Лирически настроенная Танька рассказывала, как она прошлым летом была на Байкале, на музыкально-поэтическом фестивале "Байкальская лира" в Северобайкальске. Она рассказывала так, как будто бы звезда со звездочкой говорила. Тут же, Кристина загорелась поехать туда летом. Она вдруг бросилась к компьютеру, залезла в Интернет и начала лихорадочно искать "когда же там, в Северобайкальске будет юбилей этого городка?!"
Они так вместе планировали, согласовывали календарную ярмарку, на этот 2012 год: какие юбилеи отмечать, как праздновать, готовиться, куда вместе поехать...
В этом году у всех "крыша поехала", все молодые интеллигенты начали увлекаться Юсновой. И юноши, и девушки, и даже пожилые некоторые женщины, которым передалась так чувствительно и интересно юбилейная муза (во вдохновляющее продолжение, так внутренне). Они все "изготавливали" матрешку дат, планировали календарную ярмарку, искали для себя мечтательные стандарты... Круглые даты, годовые календари, зеркальные десятилетия... По всей стране создавались творческие студии Юсновы, где обсуждались в тесном кружке юбилейные мероприятия на год, даже на два, на три года вперед! Где некоторые умники подбрасывали в кружок вопросов задачки на золотую середину, как понять ее неправильные колебания, ее наводящиеся миниатюры. Куда также лучше вместе поехать.
Так, сформировалась с течением времени какая-то культурная жила, в которой было, как правило, несколько ежегодных календарных ярмарок всевозможных юбилеев. Все закрутилось, завертелось, как в каком-то уже не диком вальсе, в искусственной какой-то юбилейной музе. Она воцарилась так в калейдоскопе событий, так в воодушевление творческое. Эта культурная жила, как социальная омега-тенденция, снизила для личности стрессовый гнет гонки потребительства. Она стала такой масштабной, такой выгодной для души, что любая личность, приобщившись так к нескольким культурным годам, становилась вдруг к своему собственному открытию еще более творческой, более сиятельной так внутренне... в лучах от звездного прошлого, напротив большого будущего, в настоящей мозаике богатого времени внутри Юсновы... Генерирующая календаризация!.. Генерирующая новые связи, наводящие пути, ходы, увлечения. Так, для многих шла творческая такая календаризация личного воображения в культурной жиле нескольких близлежащих годов. Она благодатно с огоньком позволяла быть больше под своим контролем души, чем там зависеть от власти, денег, рекламы или какой-то отдельной религии.
Проникнем в одну из студий Юсновы!.. Интересно, как там происходят еженедельные творческие встречи? - В одной из них, на такой встрече среди недели, нам удалось подслушать следующее: выступала какая-то девушка. "Культурная любовь, что это такое? - задала она вопрос и тут же сама ответила на него. - Социальная омега-тенденция развития души в календарной ярмарке, вот она здесь!.. Культурная любовь группового контекста юбилеев внутри года, этакого внутри календарного суда 12-ти присяжных, которые всегда солидарны в такой приятной четырех сезонной команде. Вот, они проявляют так, свою солидарность в пользу потенциального пользователя данной календарной ярмарки! В пользу его или ее, которые не забывают так про других в кубышке календарного антиквариата!.." - Ну, как, интересно в творческой студии, не так ли?
"Взгляд, охват, одновременное обозрение, календарная ярмарка, культурная жила, - перечислял Меркатор какие-то преимущества во сне Виктора, - теперь-то ты доволен, что отметил 5 марта мой юбилей в 500 лет? Теперь-то тебе удалось понять пользу не только географической карты, глобуса, но и таких приятных искажений времени? Не только проекций поверхности, но и нулевых искажений времени? Их переносов прямо в календарную ярмарку?.. А навигация по времени, навигаторы по календарям, бесплатная сеть своих юбилейных рамок на годы вперед, а нулевая рокировка в пределах времени?.."Виктор проснулся в хорошем расположении духа. Он любил этого географа-картографа еще с учебы в Санкт-Петербурге.
Ему приснился этот бельгиец немецкого происхождения - один из юбиляров этого 2012 года, Он его, такой круглый юбилей, вдруг случайно обнаружил тогда еще, перед самым его юбилеем в марте. Герхард Меркатор, вернее, его юбилей, тогда помог понять некие новые секреты календаризации... Прошло два месяца. Она благотворно уже действовала так теперь, располагая к себе, к календарным месяцам, неделям, числам.
Приблизилось лето, Виктор и Кристина поехали в Иркутск встречать стволовой юбилей города. К ним в поездку напросилась Таня, которая мечтала так познать волшебную силу ошибки от французского писателя Жюль Верна.
Они ехали в поезде, Кристина все время смотрелась в свое "волшебное зеркальце", прикасаясь то и дело к экранчику смартфона, Татьяна что-то слушала в своих наушниках. А Виктор размышлял в этот момент: "Календарь, календари... календаризация... маленькое с любовью... такое комбинирование... Оно... они... она... очевидно... в таком тумане учитывает все достижения людей на сегодняшний и будущий день. Завтрашнее в настоящее... пропуская зеркально так в реальность. Во, какая хорошенькая есть культурная жила!.." Наш герой потом веселил пассажиров всю дорогу.
Никто не знал, что он разыграл юбилейный стандарт русского клоуна Юрия Никулина. Он установил у себя стандартно впереди в подсознании воображаемое зеркало, которое отбрасывало от века лучи времени назад, на воображаемую площадку десятилетия, недостающего душу... так, в возврате назад, в настоящее... на площадку первой юбилейной единицы времени, в ее игровую среду десяти лет, где полностью сходятся в течение 10 лет все прошлые события, пребывают так, в своих юбилеях!.. Но - клоун, юморист!? - Глупо было бы сказать кому-то об этом, и Виктор промолчал (все это было еще в отрыве от страны происхождения, там еще в Шанхае). Для него жизнь осталась все такой же, но личный взгляд стал другим. Он вдруг стал всем, кто рядом, рассказывать какие-то анекдоты, он вдруг начал подбрасывать хорошие шутки в компанию! - Одним словом, с ним стало веселее в любой компании, где он присутствовал. Он просто стал слегка смешить окружающих его людей, пустые колебания вокруг него стали каким-то чудом превращаться в легкий эмоциональный смех - стоило ему только начать говорить с кем-то. Где тут волшебство таится?! Может быть, душа его раздушевляется так, измельчаясь до мифических крошек крайностей, отступает так злая судьба от личности, до простого культурного повторения - желательно пропущенного где-то в подсознании сквозь душевное ситечко мечтательного стандарта.
На самом деле, нашему герою лучше всего, но не случайно так, удалось соединить неопределенность с неповторимостью: он свой мечтательный стандарт связал так с заповедным наследием мозговой альфа-тенденции, которая строго охраняется бесполезностью и глупостью.
...По приезду в Иркутск в первый уикенд июня наша компания сняла два номера в отеле. В одном из них спал еще Виктор (рано утром в субботу), а в другом спала Танька... А вот наша Кристина опять-таки крутилась возле большого зеркала в ванной комнате. Она все щупала себя, оглядывая свои телесные прелести, любовалась гладкой кожей, так она оценивала уже новенькую свою худобу, такую приятную!
"Глубоко в зеркале жемчужинка! - радовалась так в мыслях наша смешная девочка. - Я схватила все-таки эту противоречивую одновременность... так, в своем недельном цикле "чай-кофе"... теперь я могу уже и не голодать здесь в Иркутске... на берегу единственной реки, вытекающей из самого глубокого озера мира, этого Байкала. Тут хорошо, здесь так конкретно правит сейчас волшебная относительность... годов возраста человека. Интересно, как она проявляется в повседневной жизни?.. Как для меня лично? Прагматично, по Жюль Верну исторично?.. Так, я уже немного загорела, - продолжала осматривать себя в зеркале Кристина, - шея, грудь... Сегодня я надену летнее платье с глубоким вырезом."
- Ух-ты, клево! - внезапно сказала Танька, зайдя в ванную, еще вся сонная такая.
- Айц!.. - взвизгнула Кристина от неожиданности, но быстро пришла в себя, сразу же доверительно.
- У тебя тело красивое какое! Осанка, талия, животик.
- Да, это все так, только надо уже собираться, - ответила несколько в испуге Кристина, - скоро начнутся юбилейные мероприятия на набережной.
- А я, наверное, никуда не пойду.
- Ты что, Тань, что случилось?
- Сердце что-то побаливает у меня.
- Таня, да ты что! - испугалась Кристина (но потом ее вдруг осенила мысль), - нам надо на плотину поехать. Там энергетика. Там, начинается волшебная сила ошибки. От самого Жюль Верна, в Иркутске, здесь! - начала вдохновлять, но тревожным голосом, она свою подругу. - Ты ведь знаешь, здесь в стволовом юбилее Иркутска сама волшебная относительность находится, здесь она так остроту боли снимает, перепрограммирует так в душе человека... с помощью жемчужных кругляшков, таких стволовых кругляшков... этаких жемчужинок в отражении собственной души.
...Так, наша компания встречала воображаемый юбилей Иркутска по Жюль Верну (400 лет), в реальности городу было только 351 год. Так, они все заряжались воображаемой энергетикой, узнавали волшебную относительность этих стволовых юбилеев Иркутска.
Они поняли так, что Иркутск - это единственный юбилей в мире, годовщину которого нельзя отмечать в отрыве от места самого города. Да и в День Города в Иркутск приехала сама основательница игры в совпадения-разрядки (она сама все написала в Интернете год назад о новом жанре в жизни). И все, особенно в местной студии Юсновы, хотели ее увидеть, пообщаться с ней напрямую. И наша Кристина, вся была в нетерпении от ожидания всех этих событий. "А что если она не заметит меня?.. А что если она не увидит меня, не заметит, как я сильно так люблю Юснову?.. Как я обожаю так, эту чудесную культурную жилу? Я хочу так, пожалуйста..."
Но все закончилось благополучно... "Юбилей" прошел как надо! Все, кому надо, увидели юбилейную музу в неюбилейный год! И далее все разъехались по домам, с этой волшебной относительностью в душе.
И вот, с этой же относительностью, вся наша веселая троица села в электричку и поехала на Байкал, к этому озеру, к его таинственным водам.
Железная дорога, поезд, стук колес... Татьяна вдруг прочитала тихо для своих стихи Пушкина. Но все были уставшими после Иркутска, дремота как-то незаметно нахлынула на каждого, кто-то в конце вагона даже заснул и тихо посапывал там, не обращая никакого внимания на других пассажиров.
"Сегодня день рождения Пушкина, но как хорошо она прочитала его стихи, - думал Виктор про себя, - эта Танька настроена культурно так, она интересная девушка, надо бы к ней присмотреться... может быть, съездить когда-нибудь к ней на дачу?.."
"Как хорошо сегодня! Ведь сегодня к тому же отмечается двести лет, как родился писатель Гончаров. Я обожаю его роман "Обломов", - размышляла Кристина так, в складывающихся совпадениях, читая какую-то книжку, - но как об этом сказать Виктору и Татьяне, ведь они засмеют меня... обзовут меня ленивой... а я не такая!.. Я просто спокойная... я не выхожу за границы ровного, безмятежного, беспечального такого созерцания. Я люблю размеренность. Да и этот писатель Иван Гончаров, тоже был врагом любых крайностей... он такой уравновешенный (как он это находил тишину во время злого морского шторма, около Сингапура?). Ах, как он пишет!.."
Электропоезд двигался дальше. "Хорошо сегодня! - радовалась про себя невзрачная внешне, но довольная Татьяна. - Я хочу поступить в театральный институт. Может быть, это в следующем году... подготовиться. Кстати, мой любимый певец-шансонье господин Вертинский, в моем возрасте хотел работать в театре, но его сам Станиславский "зарубил"... из-за того, что Саша букву "р" плохо выговаривал... Кстати, в следующем году будет ровно сто лет, как К.С.Станиславский отказал самому Александру Вертинскому. Но в то время он был еще юношей - просто Сашей, - размечталась Татьяна так, в складывающихся оригинально разрядках-совпадениях, - кстати, этот Виктор мне понравился... как бы ему намекнуть осторожно, что я неравнодушна к нему?.. Он так хорошо говорил о Шанхае, этом самом большом мегаполисе в мире... Кстати, в 2015 году будет 80 лет, как он, мой любимый Вертинский, прибыл в Шанхай из Парижа!.. Надо бы попробовать разыграть этот юбилейный стандарт. Кстати, у него такая судьба разносторонняя, интересная... много у него событий, путешествий, круглых дат, которые можно так в юбилеях разыгрывать, устанавливая воображаемые зеркала в своем будущем. Я хочу, чтобы эти зеркальные вехи отражали время назад, отскоком лучей, ко мне, заново, в мое настоящее, в мои десятки лет, в исполнение моих желаний так близко, как возможно в мозаичной панораме, в этом культурном сериале календарных ярмарок... в толкотне."
Так взаимно, в полном молчании, в этаком укрывательстве своих мыслей и чувств, наша дружная троица подъехала к Байкалу. Уже после Слюдянки, перед самым Байкальском, наша забавная компания сгрудилась в сером тамбуре вагона. Повеяло прохладой от озера. Но вдруг внимание Кристины привлек запрещающий знак на серой стенке: в окружности красного цвета сидел заяц-беляк, с сигарой и бутылкой водки, рядом валялась бумажка - но такой большой кругляшек был строго и решительно перечеркнут красной косой чертой, запрещая ему так!.. все его вредные привычки. Весь мозаичный в комплексе, образ знака сгенерировал ясно и очищающее так: "Не пить! Не курить! Не жрать, как зверь! Не сорить! И деньги надо вовремя платить!"
Кристина стояла, обалдевшая в шоке: "Ведь это все чисто так, как в моих мозайчиках! В моих зайчиках, в моих!.. моих... И у него даже ушки торчат... так, вверх! Как сквозь решето!"
- В наших зайчиках! - сказал вдруг ей Виктор. - А мы-то сами заплатили?
- А вот и мы, зайчики! - обратилась неожиданно к ним Татьяна, заметив этот интересный знак на стене.
- Тише! - прошептала тут быстро Кристина. - Тс-с...
Но тут, какой-то луч от водной поверхности озера блеснул так быстро, прямо в тамбур вагона, и заиграли так весело солнечные зайчики, как беличьи хвостики. Поезд остановился. Дверь открылась резко. Все пассажиры вышли. Было хорошо так, легко стало так, почти возле самой глади великого озера. Наши девушки и юноша радовались так, наслаждаясь этой волшебной жемчужинкой во времени, этакой небесной частичкой света в натуре.