Аннотация: Почему мы все такие разные и почему либералы никогда не договорятся с патриотами. Религиозно-философский взгляд.
Кто мы?
(Религиозно-философский взгляд)
Каждый человек - отражение
своего внутреннего мира. Как
человек мыслит, такой он и есть.
Марк Туллий Цицерон
О
фициальная наука утверждает, что история человечества начинается около 200 тысяч лет назад после формирования homo sapiens, то есть 'человека разумного' - антропологически неотличимого от современного. Однако, так как теория эволюции, на основании которой сделано подобное утверждение, всё же не считается полностью доказанной, представители креационистов (людей, верящих, что всё живое было создано Высшим разумом) полагают, что никаких переходных звеньев в длинной цепочке эволюции не было, и человек, как таковой, появился лишь около 7500 лет назад. Но оставим пока в стороне споры теологов и учёных о времени появления человека разумного, а попытаемся понять его внутреннюю сущность и, в частности, его принципиальное отличие от животного. Почему мы все такие разные? Почему по-разному относимся к одинаковым жизненным ситуациям, почему имеем порой противоположные мнения по одному и тому же вопросу? Человек, как известно, судит о других по себе, поэтому очевидно и возникает иногда ощущение, что одни из нас пришли на Землю с Марса, другие с Луны, третьи ещё бог весть откуда, и договориться об едином практически невозможно. Конфликты между людьми происходят везде: и в семье, и в школе, и на работе, и на отдыхе. И каждый именно себя считает правым и у каждого своя правда! Что же делает нас такими разными?
Первое, что явно бросается в глаза - это физические различия. Помимо гендерных признаков по принадлежности к женскому или мужскому полу, можно созерцать худых и полных, молодых и старых, сильных и слабых, здоровых и калек. Можно с уверенностью сказать, что да - физические различия, в какой-то степени, действительно влияют на внутреннюю сущность человека. Мужчины и женщины, например, по-разному ведут себя в состоянии стресса. Ребёнок и взрослый в одной и той же ситуации принимают разные решения. Однако, помимо очевидной корреляции физического с внутренним, во внутреннем всё же есть ещё нечто, что практически не зависит от физического. Например, психологи выделяют в homo sapiens четыре типа темперамента, влияющих на его поведение: флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик. В реальной жизни, по их мнению, 'чистые' типы темперамента встречаются редко, и господствующим является смешанный темперамент в различных сочетаниях. Уместно вспомнить здесь и об астрологах, которые считают, что характер человека уже предопределён в зависимости от 'знака зодиака', под которым тот родился. Но только ли физические различия, темперамент и характер управляют действиями людей? Неужели в нас нет ещё чего-то более глубинного? Если предположить, что действительно более ничего нет, то тогда человек, по большому счёту, ничем не отличается от высокоразвитого животного. И ведь действительно, например, поведение котёнка и кошки тоже ведь разняться, как и поведение кота и кошки. Владелец животного тоже может определить своего подопечного, как флегматика, сангвиника, меланхолика или холерика...
Так как в последние годы учёные обнаружили, что многие аспекты мышления и поведения человека присутствуют также у животных, и в сфере психики нет непреодолимой пропасти между человеком и животным, то искать их глубинные различия нам уже очевидно придётся не в физическо-психическом, а в так называемом душевно-духовном.
Чем, например, определяется любовь человека к музыке или живописи - неужели только физиологией, темпераментом и характером? Думается, всё же, что нет. Два человека стоят у одного окна. Почему один из них видит небо, а другой только помойку за окном? Потому что один из них худой, а другой полный? Почему люди разделены по идеологии, религии, убеждениям, ценностям? Что в человеке есть такого, чего нет у животного, ведь в отличие от последнего, как мы видим, человек всё же натура более сложная, более 'тонко' организованная?
Известный австрийский психиатр, психолог и невролог, обладатель 29 почётных докторских степеней Виктор Франкл (год рождения 1905) считал, что именно духовность есть высшее антропологическое измерение личности и помещал духовность над телесным и психическим измерениями человеческой сущности. Однако, если заглянуть в историю, мы увидим, что Франкл был далеко не первым в подобном видении истиной глубинной сущности человека.
П
ервые сведения о том, что человек представляет собой не только физическое тело с определённым характером и типом темперамента, а нечто большее - составное, ипостасное, можно найти в религиях индуизма. Например, в древней индийской философии веданта то, что мы назвали ипостасями именуются кошами. Подобное разделение можно также встретить в буддизме, христианстве, гностицизме, эзотеризме. Но коли мы живём в России, в которой православие является главенствующей религией, рассмотрим сущность человека вначале именно с христианской точки зрения.
В христианстве физическое тело человека не есть сам человек, но только храм - жилище, в котором обитают его душа и дух.
- Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?
[Библия. 1Кор.3:16]
С точки зрения христианства, человек троичен по своей природе и имеет как бы три оболочки своего 'я', на подобии матрёшки. Первая оболочка материальна и видима. Она принадлежит физическому миру и создана для того, чтобы 'я' человека могло в этой физической оболочке взаимодействовать с этим физическим миром. Именуется она перстным телом, то есть телом, которое человеку дала земля из своих элементов.
- И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
[Библия. Быт.1:24]
Вторые два тела называются 'тонкими', так как невидимы для физического глаза человека. Первое из них это тело душевное, второе - тело духовное. Душевное тело или более привычное нам название - душа, есть не только у человека, но и у животных, хотя у них она ещё недостаточно развита. Духовное же тело присуще только человеку, так как даровано ему не землёй, а непосредственно Создателем.
- Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. [Библия. Иез.36:27]
- ... и введу в вас дух, и оживёте, и узнаете, что Я Господь.
[Библия. Иез.37:6]
- В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти. [Библия. Иов.12:10]
Таким образом, в отличие от животного, человек испытал дуновение Божье в виде духа - искры Божьей, вошедшей в нас. Именно благодаря этому духу, который иногда называют совестью, мы, очевидно, способны осознать не только себя, но и своего создателя, а так как Бог, по определению, и есть дух, то и человек тоже подобен Богу в своём человеческом духе.
- Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. [Библия. Иоан.4:24]
Земля нам мать, отец нам Бог.
Прими эту истину смело.
Господь дал дух, живущий в нас,
Земля же душу и тело.
Святитель Феофан Затворник писал:
- Когда-то я заводил с Вами речь о некоей тонкой-претонкой стихии, которая тоньше света. Зовут её эфир. И пусть, не в имени дело, а в признании, что она есть. Я признаю, что такая тончайшая стихия есть, все проникает и всюду проходит, служа последнею гранью вещественного бытия. Полагаю, при сем, что в этой стихии витают все блаженные духи - Ангелы и святые Божии, - сами, будучи облечены в некую одежду из этой же стихии.
Мысль о 'тонком' теле человеческой души была высказана и на VII Вселенском Соборе:
- Что касается ангелов и архангелов, и других святых сил, высших их, - присовокуплю к этому и наши человеческие души, - то кафолическая Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными... только имеющими тела тонкие. [Деяния Вселенских Соборов. Казанская Духовная Академия, 1908г. Т.4 стр. 494]
Апостол Павел, например, так говорил об этих телах:
- сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба... И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. [Библия. 1Кор.15:44-49]
- Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может. [Библия. 1Кор.2:14-15]
Святитель Феофан Затворник говорил:
- ... современный человек туп и глух к истинной 'духовности' и чувствителен только к 'душевности', которую нередко принимает за 'духовность', называя даже официально в литературе, и прессе, и общественных выступлениях свою 'душевную' жизнь жизнью 'духовной'.
В любой личности можно явно различить главенствующие ипостаси перстного (телесного), душевного и духовного. Как и в случае с выше рассмотренными типами темперамента 'чистые' ипостаси встречаются редко. В основном мы видим телесно-душевных и душевно-духовных людей. Если 'чистый' перстный (телесный) человек по своим поступкам мало чем отличается от разумного животного, то 'чистый' духовный уже практически ничего общего с животным не имеет за исключением видимого физического тела с туловищем, четырьмя конечностями и головой.
Подобное внутреннее глубинное разделение человеческой сущности мы можем встретить и в древних религиях индуизма. Например, в индийской философии веданта:
1. Аннамайа-коша, оболочка, формируемая за счёт пищи (перстное тело).
2. Пранамайа-коша, оболочка праны, как жизненной силы; (эфирное тело).
3. Маномайа-коша, оболочка или 'вместилище ума', манас (тело душевное).
4. Виджнянамайа-коша, оболочка интеллекта и чистого знания (тело душевное).
1. Стхула Шарира - Физическое тело (перстное тело).
2. Линга Шарира - Астральное тело (тело душевное).
3. Прана - Жизненный принцип (тело душевное).
4. Кама Рупа - Форма Желания (тело душевное).
5. Манас - Мышление, ментальное тело (тело душевное).
6. Буддхи - Духовная Душа (тело духовное).
7. Атман - Дух, луч Абсолюта (тело духовное).
Но почему же, спросят некоторые из вас, в христианстве у человека только три тела, а, например, в индийской философии веданта их уже пять, в эзотеризме аж целых семь? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к простым примерам из нашей повседневной жизни, а точнее на восприятие этой жизни нашими органами чувств. В сетчатке нашего глаза, как известно, существуют, так называемые колбочки. Их всего три вида. Максимальная чувствительность этих колбочек приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра светового диапазона. Именно из этих трёх цветов, которые принято называть основными, путём их смешивания, и формируются все 'бесконечные' оттенки нашего цветовоспроизведения. Если, например, смешать чистые красный и зелёный цвета, получим жёлтый цвет. Если смешаем зелёный и синий, получим голубой. Вот уже вместо трёх цветов имеем пять. Если смешать красный и жёлтый, получим оранжевый, а красный и синий дадут фиолетовый. Это уже семь цветов.
Подобную зрительную аналогию можно перенести и на наш орган слуха. Действительно, как известно любую песню можно сыграть лишь на трёх основных аккордах мажорного или минорного ладовых звукорядов. Это аккорды, построенные на трёх из семи ступеней звукоряда: тонике, доминанте и субдоминанте. Однако 'продвинутый' музыкант не ограничится в своём творчестве лишь тремя ступенями звукоряда, а будет использовать все семь.
В гностицизме, религиозно-философском учении, соединяющим христианскую теологию с религиями Древнего Востока, неоплатонизмом, пифагореизмом и уходящим корнями в первые века нашей эры также, как и в христианстве, присутствует деление человеческой сущности на три типа. По мере превалирования одного из них над остальными, гностики разделяют всех людей на соматиков (хиликов), психиков и пневматиков.
Соматики - это 'плотские', перстные люди, интересы которых, как и у животных, не выходят за пределы чувственной сферы.
Психики - 'душевные' люди, которые вместо подлинного познания истины мироздания способны достичь лишь 'веры'.
Пневматики - 'духовные' люди, обладающие неким тайным знанием, каким-то уникальным опытом, созвучным их природе, а потому именно они способны наиболее полно понять и принять истину.
Душевное тело в религиях индуизма, как видно из вышеописанного, состоит из желаний и разума, причём разум находится выше по иерархии, чем желания-страсти. В нашем современном мире это вылилось в то, что в среде душевных людей произошло как бы разделение на 'лириков' и 'физиков'. Если первых можно отнести к эмоциональным личностям, которые познают мир через чувства (писатели, поэты, музыканты, художники), то вторых к людям учёным, целеустремленным, склонным к точным и естественным наукам, людям с развитым логическим умом.
Если мы оглядимся вокруг и посмотрим на окружающих нас людей уже 'другими' глазами, то именно подобное различие и увидим. Разве вам, например, не встречались люди - соматики, которые живут только ради удовлетворения запросов их физических (перстных) тел? Себя любимого и своё потомство они ценят превыше всего. Главное для них: уют, вкусно поесть, мягко поспать, полежать на пляже у моря, накачать мышцы, продемонстрировать своё физическое тело потенциальным партнёрам для спаривания, кривляясь перед ними в так называемых танцах, и, наконец, воспроизвести физическое потомство. Для перстных жизнь - есть получение удовольствий (гедонизм). Именно удовольствия считаются высшим благом и смыслом их жизни. Они падки на роскошь, не приемлют страданий, не осознавая их очистительного воздействия на душу, и искренно полагают, что 'человек рожден для счастья, как птица для полёта'. Если взять практически 'чистых' телесных, то явственно обнаружим среди них в достаточно большом количестве спортсменов, моделей, культуристов и так называемый уголовный элемент. Вспомним, как они бодро поют в известной песенке о своём понимании счастья: 'Была бы шляпа, пальто из драпа, а к ним живот и голова. Была бы водка, а к водке глотка, а остальное трын-трава!'. Других, разительно превосходящих их в духовной иерархии, они презрительно обзывают закомплексованными, потому что у самих ещё нет того, что зовётся самоконтролем. Они ещё не способны посмотреть на себя со стороны и оценить своё поведение в сравнении с другими людьми, поэтому и нет ещё такого понятия, как стыд. Ведь быть без так называемых комплексов, это быть подобным бычкам и тёлкам на лугу, которые, например, спариваются, не обращая ни на кого внимания. Они, как бабочки - однодневки, не желают знать прошлого, не прогнозируют будущего, а живут лишь сегодняшним днём.
- Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. [Библия. Рим.8:5]
Им чужды всякие идеи и высшие смыслы, в которых они ничего не понимают. 'Не сбить соматиков с пути, им всё равно, куда идти'. Их уровень аргументации - это уровень подростка в сочетании с невежеством и фанатизмом. Их идеал настоящего мужчины: достоинство до колен; неутомим в постели; силён, как горилла. Почему перстные на своих гей парадах так вычурно наряжаются? Да потому, что неистово жаждут привлечь внимание к своим физическим телам (плоти). Ещё раз напомню слова из Библии 'Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе...', а не кривлянием своих вычурно разодетых физических тел. К тому же, эти тела, которыми они так дорожат, не способны дать потомство, не способны 'плодиться и размножаться', что в корне противоречит замыслу Божию относительно человека.
- И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. [Библия. Быт.1:27-28]
Гей подобен безмозглому павлину, распустившему хвост. Он не в состоянии осознать того, что своим поведением толкает окружающих к деградации, назад - к животному, к 'зверю', ведь хорошо известно, что чем больше внешнего позёрства, тем меньше внутреннего содержания. Уродуя разнообразными татуировками своё тело, данное ему свыше, перстный не понимает, что и в этом противится воле Создателя.
- Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем... [Библия. Втор.14:1]
- ...не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]. [Библия. Лев.19:28]
- ... Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. [Библия. Иоан.8:47]
- ...плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. [Библия. Рим.8:7-8]
- Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. [Библия. 1Иоан.4:5]
Перстные особи женского пола так же, как и гей-сообщества (ЛГБТ), вносят свою 'лепту' в сокращение численности населения, что ведёт страну к демографическому кризису (когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения). Аборт - это преднамеренное прерывание женщиной своей беременности, напрямую связанное с убийством её будущего ребёнка. Женщина, идущая на аборт, почему-то считает, что имеет полное право распоряжаться своим плодом, но тело, растущее в ней, генетически имеет частицы не только матери, но и отца, и это уже не её тело. Она может наивно полагать, что её плод как бы сродни обычному женскому органу. Однако ни один орган не может вырасти до такого состояния, чтобы отделиться от тела матери и жить самостоятельно. А если её плод мальчик? То, как мужчина может быть частью женского организма? Народная мудрость гласит: 'Аборт не отменяет беременность женщины, он делает её матерью мёртвого ребёнка'. Согласно официальной статистике, например, через год после развала СССР в 1992 году в России было убито абортами 3436,7 тысяч детей. Вот так вот проявляется материнская любовь у телесно-душевных.
Всячески выпячивая в человеке низменное чувство собственной важности, современные искусители денно и нощно елейными голосами нашёптывают обывателю: 'Наш товар только для Вас, ведь Вы же этого достойны', 'Весь мир крутится вокруг Тебя', 'Поддайтесь искушению', 'Это всё - Ваше', 'Будьте в центре внимания'. Интенсивная эксплуатация страстей с целью личной наживы поставлена перстными на поток. Также прискорбно видеть, как с экранов телевидения известные артисты настойчиво предлагают взять кредит в банке, другими словами, влезть человеку в кабалу.
- Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. [Библия. Матф.18:7]
Хорошо известно золотое правило для любых кредитов - полученная прибыль должна перекрывать проценты за использование кредита. Поэтому, если кредит для предпринимателя является замечательной возможностью увеличить своё состояние, то кредит для физического лица, например, на покупку какой-то вещи, не принесёт последнему дохода, а совсем наоборот - человек в итоге заплатит за вещь бо́льшую сумму, чем она стоит. В большинстве случаев подобное действие является лишь примером потакания необузданным хотелкам, неспособного трезво мыслить перстного человека, а также заманчивой возможностью для банков 'срубить на халяву бабло с лохов'. Представим себе, что человек поддался соблазну от своего кумира, взял кредит и через несколько дней вдруг умер. Это означает, что на человеке останется непогашенный долг его земной жизни, а с неоплаченными долгами в Царствие Небесное попасть будет значительно сложнее, нежели без них.
Чем менее человек на что-то способен, тем более благ он имеет наглость требовать для себя. Он почему-то считает, что ему все должны, он же никому и ничем не обязан - ни людям, ни государству. Для телесных жить за счёт других вполне естественно, не важно люди ли это или животные. Хорошо ли кому-то другому или плохо - не имеет значения потому, что в этих людях ещё нет сострадания - атрибута духа. Например, они могут без зазрения совести читать 'бесовские' заговоры, типа: 'У кошечки боли, у собачки боли, а у моего Ванечки не боли', - пытаясь переложить боль своего ребёнка на невинное животное. Именно перстные особи женского рода задаются вопросом: 'А буду ли я с ним счастлива?', - ведь, на счастье своего избранника, им, вообще-то, плевать. Самое главное для них - это своя жизнь и, частично, жизнь своих близких родственников. Какая-либо идеология им в принципе чужда, ибо у них ещё недостаточно развит духовный 'орган' ответственный за неё. Вспомним, например, как в лихие девяностые огромное количество спортсменов подалось в рэкетиры, а те, что помаститее, покинули свою страну и без зазрения совести 'за бочку варенья и коробку печенья' стали выступать за иностранные клубы наших бывших идеологических врагов. Чистые перстные - люди безыдейные, у которых родина там, где есть 'вкусная похлёбка'. Разве не является скрытым проявлением гордыни и бушующие страсти на трибунах стадионов так называемых болельщиков? Ведь все они внутри себя считают, что именно их команда и они, как представители этой команды, намного лучше и достойнее других.
Перстные - это карьеристы и сребролюбцы, им всё равно на чём 'заколачивать бабки' - нефть ли это или нижнее женское бельё. Любой 'денежный мешок' полноправный представитель соматиков, ибо рьяно служит маммоне (демону богатства) - 'пусти душу в ад и будешь богат'. Да и так называемая современная элита твёрдо стоит в этом же строю. Вы не задавались вопросом: 'Почему элита, почти всегда, не отражает чаяний народа?'. Вероятно, потому что непосредственно тесным образом связана с привилегиями и финансовым капиталом, и неизбежно превращается, в следствии этого, по сути, в буржуазию. К тому же инициативный перстный из элиты во власти представляет экзистенциальную угрозу для общества.
Смотрим далее и уже видим представителей другого - 'душевного' типа. Это: писатели, художники, музыканты, учёные, творческие люди. Например, композитор может запереться в своей комнатёнке, не есть, ни спать несколько дней, создавая очередной 'шедевр'. Для него уже еда и мягкая кровать далеко не на первом месте - на первом творческое самовыражение, пусть даже в ущерб своему физическому телу. Достигнув слоя 'душевного', наше 'я' уже способно выражать свой внутренний мир так, чтобы он был понятен и другим. На музыкальном поприще, например, мы уже явственно видим огромное разнообразие стилей, отражающих эту внутреннюю сущность человека - от крайне примитивного уголовного шансона до сложной классической музыки. Зададимся простым вопросом, почему, например, одни люди любят рок, а другие джаз? Чтобы на него ответить, вначале вспомним, что 'развитие происходит по спирали'. Что это означает? Представим себе, что человек упорно ищет истину, и вот, вроде бы он её нашёл, но проходит какое-то время и он, под воздействием каких-то новых данных вынужден отвергнуть найденное и вернуться к тому, с чего он начал, но на каком-то уже другом уровне понимания. Это вкратце и есть так называемое диалектическое развитие. На мой взгляд, развитие действительно происходит по спирали, но по конической спирали. На приведённом рисунке мы видим фиолетовую ось внутри конической спирали. Эта ось олицетворяет собой абсолютную истину. Основание спирали вокруг оси красное и красный цвет плавно перетекает в фиолетовый в самой вершине спирали. Красный цвет отражает максимальные шараханья из стороны в сторону ещё неразвитого в духовном плане человека, ищущего истину. Чем менее развит человек, тем более далеко он отходит от истины, впадая в крайности, но в процессе поиска и саморазвития его метания становятся всё менее и менее радикальны, и в вершине конуса он будет способен наконец понять и принять истину. Как известно, подобное притягивает подобное, поэтому именно внутренняя сущность человека и предопределяет его музыкальные предпочтения. Что есть музыка? Музыка есть некая гармония, порядок, выделенный из звукового хаоса. В любом музыкальном произведении существует такое понятие, как тоническое трезвучие - главный аккорд, к которому движется мысль композитора. Тоника и есть истина в музыке. Чем менее духовен человек, тем далее в своих поисках он способен отойти от тоники. С этой точки зрения джаз можно представить, как болото, где человек прыгает с одной кочки на другую, не находя постоянной опоры (чистой тоники). Задержаться на кочке нельзя - утонешь, потому что аккорды, сопровождающие джаз, ближе к хаосу, чем к тонике. Рок же, в этом плане, противоположен джазу. Здесь уже нет ненадёжных дисгармоничных аккордов - кочек. Композитор уверенно стоит на скале тонической платформы. Он не шарахается из стороны в сторону в поиске истины - ему, на своём уровне развития, уже как бы всё ясно. В своё время А.С. Пушкин так сказал о музыке: 'Одной любви музы́ка уступает'. Но что же такое гармония в музыке, как её 'пощупать' физически? Чтобы понять гармонию не чувствами, а разумом 'посмотрим' на музыку не глазами 'лирика', но 'физика'.
Проведём простой эксперимент. Подойдём к пианино и, например, во второй октаве медленно правой рукой нажмём три клавиши: "до", "ре" и "ми". Нажмём осторожно, чтобы не возник звук. То есть, другими словами, освободим соответствующие струны от демпферов, заглушающих их звучание. Теперь, левой рукой коротко и сильно ударим по ноте "ре" в соседней слева первой октаве. Мы с удивлением услышим, что звучание продолжается "в правой руке", во второй октаве. Попеременно отпуская клавиши в правой руке, мы найдём, что "откликнулась" именно нота "ре" из удерживаемых нами трёх нот второй октавы. В физике подобное явление называется резонансом. Но почему нота 'ре' второй октавы откликнулась на ноту 'ре' первой? Как она опознала её и почему в октаве именно 12 нот, а, например, не 10? Для начала определимся с тем, что есть звук на примере гитарной струны. Ударив по струне, мы увидим, как она начнёт колебаться и услышим звук. В зависимости от того, как часто происходят колебания меняется и высота звука. Обычно инструменты настраивают камертоном, воспроизводящим ноту 'ля' первой октавы. Количество колебаний в секунду для этой ноты равно 440. Физики измеряют частоту колебаний в Герцах (Гц), где один Герц равен одному колебанию в секунду. Чтобы нота 'ля' осталась нотой 'ля', необходимо, чтобы произошло хотя бы одно полное колебание. Это одно колебание происходит за определённый промежуток времени, называемый периодом колебания. Если мы одну секунду разделим на 440, то найдём этот период для ноты 'ля' первой октавы. Твёрдо запомним, что в одном периоде точно укладывается одно колебание. Это колебание имеет форму синусоиды. Если колебание хоть чуть-чуть выйдет за пределы периода возникнет диссонанс в звучании. Нетрудно догадаться, что нота 'ре' второй октавы откликнулась именно потому, что точно уложилась два раза во временной период для ноты 'ре' первой октавы. На рисунке, приведённом мной ниже, под цифрой один показан период колебаний какой-либо исходной ноты с вписанной в него синусоидой. Теперь давайте попытаемся, 'глазами' физика, найти все возможные ноты для одной октавы. Для удобства начнём поиск нот в октаве с исходной ноты 'до' первой октавы (частота этой ноты равна 261, 63 Гц). Если под цифрой один мы видим ноту 'до' первой октавы, то под цифрой два мы видим ту же ноту, но уже на октаву выше. Её частота ровно в два раза выше нашей исходной ноты и равна 523,26 Гц. Таким образом из приведённого рисунка хорошо видно, что 'до' второй октавы гармонически ближе всего к 'до' первой октавы, так как укладывается в её период ровно два раза, именно поэтому и не возникает никакого диссонанса при одновременном проигрывании этих двух нот.
Посмотрим теперь на третий рисунок. Первое, что мы увидим это то, что в период исходной ноты 'до' уложилось уже ровно три колебания (синусоиды), второе, что эти три колебания лежат также, как и два предыдущих, не в первой, а во второй октаве. Главное же для нас, что это уже не 'до', а какая-то другая нота, логически выделенная нами из звукового хаоса. Эта новая нота самая близкая по гармонии из всех других в октаве к нашей исходной ноте 'до'. Лежит она во второй октаве, но, чтобы перенести её в первую, достаточно лишь понизить её частоту ровно в два раза. Итак, если частота нашей ноты 'до' первой октавы равна 261, 63 Гц, то частота найденной нами ноты ровно в три раза выше и равна 784, 89 Гц. Делим эту частоту на два и получаем 392, 46 Гц. Если посмотрим таблицу частот всех нот, то увидим, что это нота 'соль'. Небольшие отклонения частот нот в таблице от найденных нами обусловлено так называемой темперацией, которая была введена в профессиональную музыку, начиная с XVIII века, как возможность транспонирования музыкального произведения на произвольный интервал. Однако, чтобы иметь такую возможность, пришлось чуть-чуть пожертвовать 'акустической природной чистотой нот', чуть-чуть изменив их истинную частоту. Итак, в нашей первой октаве мы определили уже две ноты. Чтобы найти следующую ноту, достаточно проделать ту же процедуру, но теперь для ноты 'соль'. Повторяя подобное действие, мы и найдём 12 нот, не 10, не 14, а именно 12.
К 'душевному' типу людей можно по праву отнести и так называемую интеллигенцию. Согласно определению, интеллигенция - 'социальная группа, которая занимается умственным трудом, отличается высоким образовательным уровнем и творческим потенциалом (талантами)'. Можно было бы, наверное, сказать, что интеллигенция является передовым отрядом современного общества, ибо 'генерирует, воспроизводит и развивает культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества'.
Но почему же тогда именно наша отечественная интеллигенция тридцать лет назад взяла на себя роль могильщика идей социализма и Советского Союза, и стоит ли этому удивляться? Очевидно, что нет. Примечателен в этом плане небольшой экскурс в историю.
- Нет. Таким 'талантам' не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и 'околокадетов' открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г..но. 'Интеллектуальным силам', желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт. [Из письма Ленина Горькому].
- Есть такая группа интеллигенции, которая не связана с производством, как литераторы, работники культуры. Они мнят себя 'солью земли', командующей силой, стоящей над общественными классами... Роль интеллигенции - служебная, довольно почетная, но служебная... Если в капиталистическом обществе человек состоит из тела, души и капитала, то у нас человек состоит из души, тела и способностей трудиться. [Беседа Сталина с Лионом Фейхтвангером, 8 января 1937 года].
Вот что говорил Георгий Петрович Федотов (1886 - 1951) - русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист:
- Попробуйте задать нашим интеллигентам вопросы: что такое война, патриотизм, армия, военная специальность, воинская доблесть? Девяносто из ста ответят вам: война - преступление, патриотизм - пережиток старины [Где бы не жить, лишь бы сыту быть], армия - главный тормоз прогресса, военная специальность - позорное ремесло, воинская доблесть - проявление тупости и зверства...
А вот пример отношения к интеллигенции писателя, философа и историка Льва Гумилёва (1912 - 1992):
- Лев Николаевич, вы интеллигент?
- Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция - это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия.
- Ну, какой же я интеллигент - у меня профессия есть, и я Родину люблю!
Вероятно, к самому продвинутому 'душевному' типу можно отнести обязательных волевых людей с развитым чувством долга: 'сказал - сделал'; 'умри, но сделай'; 'договор дороже денег'.
И последние, кого мы увидим в человеческом сообществе, это духовные люди. Их, к сожалению, очень мало. Они обычно бедны, исполнены сострадания и любви ко всему живому, пребывают в уединении, молитве, либо в коллективе бескорыстно работают на благо других, порою жертвуя собой. Собственные интересы они всегда ставят ниже интересов общества. Иногда их называют бессребрениками, совестливыми (ныне, к сожалению, устаревшее понятие) и сердобольными (искренне сочувствующими чужому горю). Именно в них живёт настоящая любовь, полностью лишённая эгоизма, ведь чем больше духовности в человеке, тем больше и любви. Любовь и есть основа христианской жизни.
- Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. [Библия. 1Кор.13:1-8]
Духовность в мире проявлена в трёх ипостасях, это:
1. Любовь, с её неотъемлемым атрибутом сострадания ко всему живому.
2. Совесть, как искра Божья в человеке, дающая ему возможность различать, что есть истина и добро, а что есть ложь и зло.
3. Мудрость, как способность интуитивно быстро находить единственное правильное решение (истину) без длительных логических рассуждений.
О себе духовные люди вероятно сказали бы так:
- Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. [Библия. 1Иоан.5:19]
Проси у Бога лишь одно,
Проси - не ошибёшься,
Дойти до истины во всём,
С чем ты соприкоснёшься.
- Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. [Библия. Иоан.15:13]
- Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. [Библия. 1Иоан.2:15]
- ... Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют. [Библия. Прит.13:9]
Если тёмные души тщательно скрывают свои лица, ибо творят зло и хотят, чтобы другие о них не знали, то светлые души не прячут свои лица от других, ибо им нечего скрывать.
- Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. [Библия. Лук.11:33]
У перстных неимоверно развито чувство собственной важности и бытие определяет их сознание. Например, спортсмен жаждет показать всем, что именно он лучший, актёр тоже мечтает понравится - ему, как воздух, нужны аплодисменты, однако развитый дух требует от человека совсем иного:
- ...кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. [Библия. Мар.9:35]
- ...ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. [Библия. Лук.9:48]
- Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. [Библия. Пс.33:19]
- Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. [Библия. Прит.16:19]
- Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. [Библия. Прит.29:23]
- Многие же (на том свете) будут первые последними, и последние первыми. [Библия. Мар.10:31]
Преподобный Серафим Саровский, например, всегда о себе говорил уничижительно, например: 'Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима...', - да и любой истинный православный именует себя не господином, а рабом - Божьим рабом. Атрибут перстного - гордыня. Атрибут духовного - смирение. Скажешь разумному правду - он поблагодарит, глупый же возненавидит.
Перстное общество - общество потребления, общество 'Ням-ням', духовное - смыслов. Поэтому и бегут соматики за 'похлёбкой' к своим родным перстным собратьям из обществ, идущих по духовному пути. Духовность не передаётся по крови, и соматику со старостью мудрость не придёт, ибо мудрость есть атрибут духовности. При коммунизме могут счастливо жить лишь духовные люди. Ошибка Ленина в том, что из перстных, за короткий по историческим меркам период, создать подавляющее большинство духовных людей невозможно, тем более при низложении Бога в философии марксизма-ленинизма.
Развитому человеческому духу всегда нужен идеал, к которому необходимо стремиться. Если для перстных, как уже говорилось выше, главным является 'я', то для духовных - 'мы'. В молитве, которую дал нам сам Христос, это ясно видно.
- Отче наш (не мой) ... хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого... [Библия. Матф.6:9-13]
В этой молитве меня приводит в замешательство фраза 'и не введи нас в искушение', обращённая к Богу Отцу. Но разве Бог, который Всеблаг и который есть Любовь может вводить человека в искушение? Разве не дьявол и слуги его занимаются этим? В духовной литературе мы часто встречаем такие выражения, как демон-искуситель или бес-искуситель, но, чтобы Бог Отец кого-либо искушал не писал никто.
Апостол Иаков сказал:
- Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью... [Библия. Иак.1:12-14]
На мой взгляд, проблема здесь заключена в искажённом переводе слов Христа. Было бы правильней читать так 'и веди нас в искушении, но избави нас от лукавого'. Другими словами, Отче не бросай нас - искушённых, помоги нам, укажи верный путь, но не допусти, чтобы к нам приблизился сам дьявол, против которого простой человек бессилен.
Духовные люди сострадательны и искренно считают, что все мы братья, а животные - наши меньшие братья. Вспомним, например, стих Маяковского:
Я люблю зверьё.
Увидишь собачонку -
тут у булочной одна -
сплошная плешь, -
из себя
и то готов достать печёнку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
Или, например, стих Михаила Светлова, написанный в 1926 году:
Я хату покинул,
Пошёл воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные,
Прощайте, друзья -
'Гренада, Гренада,
Гренада моя!'
Перстный посчитает данное действие абсолютным безумством. 'Какие ещё крестьяне, в какой-то там Гренаде? Там же будут лишения, да и убить могут. Свою жизнь надо улучшать, а не жизнь каких-то далёких испанских крестьян', - будет негодовать он в искреннем недоумении, подвывая своим перстным собратьям в стихе Демьяна Бедного 1918 года:
А куда ж ты, паренёк? А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек, да в солдаты!
В Красной Армии штыки, чай, найдутся.
Без тебя большевики обойдутся.
Перстному ведь по нраву совсем иные песни. Например, песни Новикова, которые он действительно понимает и принимает всеми фибрами своей души: