Зенин Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Корона русской империи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чем больше занимаешься Москвой, тем удивительнее и запутаннее оказывается ее история. Самое удивительное в прошлом и настоящем Москвы то, что она продолжает оставаться во всех отношениях неизученной и неизвестной. К чему все эти рассуждения? Только к тому, что политический взлет Москвы как Третьего Рима и Нового Израиля был подготовлен заранее. Все остальное было всего лишь констатацией всеми признанного и давно свершившегося факта.


"Всё чаще сосны, чаще ели,
снега глубокие кругом..."

"Поедешь в Терра да Сельваш
ее столицу Монсельваш"

Вольфрам фон Эшенбах "Парцифаль"

КОРОНА ИМПЕРИИ

  

   Загадка Москвы

   Долгое время меня волновал вроде бы незначительный вопрос. Почему некоторые страны сделались великими, другие же, хотя предпосылки у них были такие же, как и у тех, так и остались амбициозной мелюзгой. В частности, наша Русь-матушка. Если верить летописи, Вещий Олег нарек Киев мати городов Русских, то бишь столицей (греч. meetro-polis). Прошло время, и столица великого государя, всемирно известная, полностью потеряла свое значение. Стал столицей Владимир. Даже в так называемое татарское время, формально он оставался столицей. Москва и ее князья выскочили как бы из небытия, но сразу же были признаны всей Европой и Ордой. Причем настолько, что их прав и претензий никто из великих государей не оспаривал. В чем же дело?
   Гроб Господень был в Иерусалиме и в Константинополе, перебрался в Новгород. В результате, Иерусалим так и не отвоевали у магометан. На закате существования божье царство крестоносцев едва сводило концы с концами. Константинополь, еще до того как его захватили герои четвертого крестового похода, полностью утратил свое значение. После же освобождения от латинян около двухсот лет был на задворках истории.
   Москва же образование уникальное. Ее трижды брали враги. В 1382 году Тохтамыш. В 1605 - 16012 Дмитрий Названный, поляки и воровские казаки. В 1812 году Наполеон Бонапарт. Каждый раз, первопрестольная горела. Каждый раз возрождалась, как феникс из пепла. Аналогов нет. Выходит, было у четвертого сына Александра Невского какое-то право, равного которому ни у кого из сопредельных правителей не имелось. Что же это за право?
   Действительно, русские летописи, Западноевропейские хроники и мусульманские погодные записи называют Константинополь столицей мира. Ничего удивительного в этом, в принципе нет. Настолько удачно географически он расположен. Известная поговорка - все пути ведут в Рим - скорее всего, относится именно к Константинополю. Несмотря на это после захвата Константинополя турками ни одной серьезной попытки выбить их оттуда ни разу не предпринималось. Причем право государей московской династии на Константинополь никем и никогда не оспаривалось. Более того, начиная с 1468-го года, до 1584-й включительно, римские первосвященники отправляли московским государям священное знамя общехристианского крестового похода на турок! Не за освобождение гроба Господня, а именно отчины и дедины своя града Святого Константина. Честно говоря, непонятно.
   Работая над материалами об Иоанне IV ("Ioann der Grosse Keiser"), я чисто случайно обратил внимание на сообщение Ричарда Ченслера о его первой встрече с царем Московским. Близкий к королевскому двору англичанин, говорит, что, Цезарь принял его, грациозно сидя на троне, с короной на голове, державой и скипетром в руках. Ричард Ченслер впервые был в Москве. Тут - то меня и осенило: если бы Иоанн сидел в известнейшей Шапке Мономаха, то англичанин назвал бы ее как угодно, но только не короной! Значит, кроме невероятного Мономахова Венца, была в Москве и какая-то корона, по внешнему виду не отличавшаяся от общеевропейских стандартов. Что же это за корона и откуда она могла образоваться в глухом лесном медвежьем углу Европы?
   Чем больше занимаешься Москвой, тем удивительнее и запутаннее оказывается ее история. Самое удивительное в прошлом и настоящем Москвы то, что она продолжает оставаться во всех отношениях неизученной и неизвестной. К чему все эти рассуждения? Только к тому, что политический взлет Москвы как Третьего Рима и Нового Израиля был подготовлен заранее. Все остальное было всего лишь констатацией всеми признанного и давно свершившегося факта. Любознательный читатель по вполне понятным причинам задаст вопрос: какое отношение Москва имеет к загадочной цезарской короне, что это за корона и откуда она. Ответим сразу - это корона Византийских Базилевсов, доставленная кружным путем прямиком в Москву пятому сыну Александра Невского Даниилу промежуточным держателем. Как, и почему, это произошло, попытаемся разобраться.

   Кое-что из жизни рыцарей короля Артура

   Британский цикл сказаний о короле Артуре оставил очень занимательную информацию о деятельности рыцарей Круглого Стола. Самое замечательное в том, что рыцари этого идеального короля не какая-нибудь однощитная феодальная мелкота. За Круглым Столом обретаются исключительно отпрыски высшей титулованной феодальной знати - потомки королей, прямые наследники и боковые ветви. Принцев крови, баронов, в эту компанию не велено пущать, если таковые там и обретаются, то исключительно как прислуга Круглого Стола.
   Легендарный король занимается исключительно тем, что мирным путем улаживает конфликты между дядями и племянниками. Последние - рыцари Круглого Стола - в свободное от разборок время (турниры точно такие же разборки, как и войны, только в несколько более изысканной форме) отправляются граалить (по выражению Янки, отиравшемуся, если верить Марк Твену, при дворе короля Артура). Особенностью этого действа было не то, что герой после странствий, лишений и мук, как аргонавты, сказочные дураки и царевичи, добывал Грааль, а то, что после всех мытарств и смирения гордыни в зените громкозвучной славы рыцарь удостаивался чести лицезреть Грааль и Святое Копье! Надо прямо сказать - дело беспредельно интересное и захватывающе-интригующее. Бродил, бродил мужик, дрался, сражался, свою и чужую кровь ведрами проливал, наконец приблизился и... поцеловал пробой; после чего пошел домой - сподобившийся и умиротворенный! По утверждениям авторов средневековых рыцарских романов, посвятивших всю жизнь этой тематике, Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха, Терра да Сельваш и ее столица славный замок Мунсельваш были святой неприкосновенной землей. Но где эта Терра де Сельваш?
   Между тем загадки вообще никакой нет. Terra (лат.) - земля, selva - лес, mond (mund) - гора, возвышенность. Владимиро-Суздальскую землю уже в середине XII века все - и простолюдины, и знать называли Земля Залесская (вспомним там же обретающийся город Переславль-Залесский). Мунд = Мондсельваш = матушка Москва. Стояла она, родименькая, на холме, поросшем лесом, и вокруг нее леса были самые что ни на есть дремучие и дикие. Такие непроходимые, что самый верный путь был вдоль по матушке Москве-реке. Старая же Москва стояла именно на острове: река Москва -- река Неглинка -- болота. Изначальная форма треугольника по сей день сохранилась за Московским Кремлем. Первое посещение Мундсельваша-Москвы Парцифалем блестяще описано Вольфрамом фон Эшенбахом (1170 - 1220 гг.; время создания "Парцифаля" 1198 - 1210 гг.). Подчеркнем: герой пробирается сквозь засыпанные снегом хвойные леса, выходит на берег реки где его подбирает таинственный король-рыбак. Вместе на ладье (корабле) они добираются до Мундсельваша, где в торжественные дни выносят для показа Грааль и Святое копье сотника Лонгина. Немецкий ученый-мистик Отто Ран упорно идентифицировал Мундсельваш с Монсегюром, а Терра де Сельваш с Лангедоком. Все у него здорово, сам даже поначалу поверил было. Потом пораскинул мозгами. Не растут ели в Лангедоке, глубокий снег на юге Франции если выпадет, то долго не лежит - тает. Вблизи Монсегюра нет судоходных рек. Ближайшее озеро в дне пути. Другое дело Москва. Леса - прямо по автору "Парцифаля": все чаще сосны, чаще ели. Снега лежат с ноября по апрель включительно - полгода в общей сложности. Герои рыцарских преданий и романов добираются до Грааля от Бретани несколько месяцев, а то и лет. Тогда как от Бретани до Лангедока всего за несколько дней можно доползти по-пластунски. Так что хочется того или нет, кроме как с Северо-Восточной Русью и Москвой, Терра де Сельваш и Мундсельваш идентифицировать не с чем. Самое же удивительное в том, что артуровский цикл не миновал Московской губернии, где, по сей день, существует деревня Мерлино.

   Огненная Москва

   Год 1147 от РХ, вовсе не дата основания Москвы. Сия дата - всего лишь первое официальное упоминание богохранимого града в летописях. Причем в тот знаменательный год в Москве сосредотачиваются два феодально-рыцарских ополчения для похода на столицу Руси того времени -- Киев. Что стоит за этой датой? Сами представьте себе к примеру такую картину, где-то в каком-то месте надо собрать несколько тысяч человек; предположим даже, что эти люди будут размещаться в палатках. Представили? Хорошо. Продолжаем: эти люди пребывают на указанном месте несколько дней, развлекаются, затем отправляются в дальний вояж. Отсюда следует, что Москва 1147 года, не только располагала территорией для размещения двух рыцарских ополчений конца первой половины XII века, но и располагала достаточными ресурсами для удовлетворения потребностей этих военных объединений.
   Как утверждают многие исследователи, Москва была родовым владением боярина Стефана Ивановича Кучки. Ростовско-Суздальский князь Георгий (Юрий) Долгорукий как-то осерчал на сего злополучного боярина, пустил его в расход, а Москву на себя переписал. Вроде все понятно, но уж больно удачно расположена Москва - в самой, что ни на есть середине Северо-Восточной Руси. Да и кто же это такой боярин Стефан Иванович Кучка? Точно и конкретно его локализировать не представляется возможным. Между тем определить самого Стефана Ивановича по его социальному статусу титулованной знати можно безошибочно. Бояре Руси того времени прямые потомки князей (королей, кёнигов) дорюриковского времени. Природные государи, в силу перехода на службу к потомству Рюрика по существовавшим нормативам публично утратившие свой природный статус. Между тем, эти ребята, не входившие в клан Рюрика, но бывшие природными государями (во всяком случае для населения их владений), продолжали оставаться таковыми и, не исключено, как могли гадили Рюриковичам, а между собой продолжали считаться старыми родовыми счетами и преданиями. Скажем так, прежде чем войти в ареал империи Рюриковичей, Москва была столицей племенного королевства, которое было расположено крайне удачно и, судя по всему, имело еще и какое-то культовое, сакральное значение. Недаром же будто бы, создав Московское укрепление, Долгорукий назвал его кремник, и только столетия спустя его окрестили Кремлем. Обычно кремник переводят как крепкий - якобы от кремень. Но кремень - это горючий камень, тот из чего высекают искру. Правильнее: зажигательный. Кремль и крематорий - слова одного корня и содержания: места ритуального трупосожжения, ещё дохристианского. Место получается издревле святое! Будь по иному, то Андрей Боголюбский вряд ли отдал бы Москву митрополиту и Богородице. Не имея данных, не могу рассуждать о дохристианском времени, но судя по всему, уже во времена Юрия Долгорукого и Грааль, и Святое Копье были в Москве. Передавая Москву митрополиту и Богородице в 1157 году, Андрей Боголюбский всего лишь легализовал иммунитет издревле почитаемого святого места.

   Цитадель российской государственности

   Любознательный читатель, волей-неволей задаст себе вопрос: какое же значение все это имеет для вопроса об имперской короне, Третьем Риме и Новом Израиле? Сразу ответим: прямое.
   Со времени передачи Москвы митрополиту и Богородице она стала убежищем для осиротевших принцев крови. Так младший сын Боголюбского, высшей милостью любящего папочки посвященный службе Христу и Богородице, отсиживался в Москве, пока его не востребовали в Абхазию, на предмет бракосочетания с царицей Тамарой. (Сильно смахивающей на Репанс де Шой у Вольфрама фон Эшенбаха.) В Москве отсиживался и младший сын Всеволода Большого Гнезда - Михаил Хоробрит, до тех пор пока пруссы и литва не довели Тевтонский Орден до крайнего изнеможения. Но стоило прозвучать звонку, как он выгнал дядю Святослава из Владимира, провел мобилизацию, дал решительное сражение и лег костью за Богородицу. Так же и четвертый сын Великого Святого князя Александра Ярославича Невского Даниил тихо отсиживался в Москве, ожидая часа, когда он окажется востребованным. Ждать-то ему было особенно нечего: четвертый сын - по боярско-баронскому штату: конь да покрут, более никаких претензий (почти как младшие сыновья в сказке про Кота в сапогах). Перед ним Дмитрий, Андрей Городецкий, Иоанн Переславский... Прямо скажем - не светит. Вдруг в 1283 году, Иоанн Переславский, еще при жизни завещает свое княжество Даниилу! Законный претендент на всю Русскую Землю Андрей Городецкий за недосугом узнал об этом двадцать лет спустя. Собрался было воевать, но преставился. Так же (лишь с незначительными изменениями) завершил свой жизненный путь Святой мученик Михаил Ярославич Тверской, имевший глупость попытаться перевести спор о выморочном владении - Переславском княжестве - в рамки существующего феодального законодательства. Сын четвертого сына Александра Невского Георгий стал посредством хана Узбека Великим князем всея Руси. Брат его Иоанн Калита, умудрился выйти из безнадежного положения, сделать Москву столицей митрополита и раз и навсегда закрепить за своим потомством право высшей региональной власти над всем наследием Рюрика. Причем именно при Иоанне Калите митрополит Пётр перенес митрополичью столицу в Москву, где она и продолжает (с перерывом в имперскую эпоху) пребывать по сей день, оставаясь столицей патриарха. Выходит, что ранее существовавшее на Руси право преемственности великокняжеского стола при Данииле Александровиче утратило силу. Сам Даниил и его наследники, законным путем получили нечто такое, что полностью обеспечивало их легитимное право высшей региональной власти от любых притязаний братии, точно таких же потомков Рюрика, как и они. Скажем больше: турки еще не взяли Константинополь, а Москва уже уже объявила себя Третьим Римом! Московские правители, начиная с Василия II Темного, приглашаются возглавить крестовый поход против турок, для освобождения отчины и дедины своя града святого Константина - Keiserburg. Вася Темный вроде как бы еще ничего, великий князь Рязанский его в страхе держит. Перед святым Мортирием Боровским великий князь Московский со слезою на глазах на коленях стоит. Ничего, апостолик Римский в тоже время, ему пишет: не угодно ли Вам будет, богоизбранный благодетель (Hospodar = русск. государь), возглавить воинство Христово для приятия отчины и дедины своя, под пятою безбожных агарян изнывающую. В конце-то концов, когда Папы писали аналогичные послания Иоанну III, Василию III и Иоанну Грозному, все ясно и понятно: все они были могущественные повелители, но Вася Темный... Что же случилось такое, что святой князь Даниил Александрович Московский - сын вдовы, ни с того, ни с сего, вдруг оказался впереди планеты всей?
   Как удалось выяснить ранее, предания начинают историю Московского царства-государства с 1282 года, времени основания Свято Даниловского монастыря Богородицы. То, что тогда Даниил, которому исполнилось 20 лет (время посвящения в рыцари), как следует из повести ,,Об убиении Даниила Суздальского и основании богохранимого града Москвы", был по всем правилам посвящен в III-ю степень по обряду тамплиеров, - не вызывает сомнений. Между тем, тамплиеры, при всей их амбициозности, больше чем на Новый Израиль и Иерусалим, никогда не претендовали. Даниил же и его потомство претендуют ни много ни мало - на мировую державу! Что же, кроме Свято-Даниловского действа, произошло в 1282 году? Событие случившееся тогда по своим масштабам, сколь бы на первый взгляд огромны или незначительны они ни были, меняло все ранее сложившиеся отношения в Европе и на Востоке, подготовило почву для образования национальных государств.

   Приключения Святого Престола

   Вроде бы в 1282 году ничего выдающегося не происходит, застой. За исключением того, что 31 марта на острове Сицилия в Средиземном море мафия бьет французов Карла герцога Анжуйского, родного брата короля Франции Людовика Святого. Событие это настолько потрясло воображение современников, что само слово сочетание Сицилийская вечерня продолжает жить по сей день. Кто же такой был этот Charle dux de Angu, что его неожиданное поражение в Сицилии, так подействовало на современников?
   Была такая песня - "Родила сынов маманя..."; в нашем случае ими будут: первый - король Франции Людовик Святой, второй - Карл дюк де Анжу. Что в середине средних веков означало быть братом короля? Только одно - удел. Всю жизнь быть вторым. Такая роль Карла совершенно не устраивала, он хотел быть только первым и не во Франции - в мире! Брат святого короля был личностью незаурядной, участвуя в крестоносной эпопеи своего братца, он возглавлял посольство к хану Хулагу, познакомился с монгольским полководцем Кит-Букой-нойоном, общался с Берке и Ногаем. Прекрасно понимая, что на Родине ему без бою-драки, кровопролития ничего не светит, Карл, увидев, что обстановка благоприятствует ему, решил малой кровью стать императором - цезарем Всей Римской империи. В конце шестидесятых годов XIII века внешне- и внутриполитическая обстановка на Востоке и Западе сложилась для этого весьма благоприятная. Наследнику Фридриха II, императору Священной Римской империи германской нации Конраду, было 16 лет; Михаил Палеолог, изгнавший силами Ногая Балдуина V из Константинополя, был в ссоре с патриархом. Кроме того, его дед Федор Палеолог в 1204 году, взяв в плен узурпатора и убийцу Исаака Ангела и его сына Алексея Марзуфа (Марчофла), отправил его вместе с короной святого Константина Балдуину, графу Фландрскому, которого этой короной и короновал патриарх Константинополя Пелгасий и помазал на царство Византийской империи. Благодаря развеселому племяннику Батыя Ногаю, по слову которого последний латинянин Константинополь покинул без боя, драки или кровопролития, Михаил Палеолог получил Царьград без короны святого Константина. Преемник героев IV Крестового похода Балдуин V потерял, точнее, оставил все, кроме собственной головы и короны святого Константина. Бывший император несколько лет обивал пороги всех Европейских монархов, включая Берке и Ногая, пока нелегкая судьбина не забросила его к Карлу Анжуйскому. Перед тем дюк де Анжу, поприжав неудачливого венценосца, уже по сходной цене приобрел себе корону Иерусалимского Королевства. Теперь перед ним униженно молил о вспомоществовании субъект, не за понюшку табака потерявший империю! Существующие источники по-разному излагают последующие события; так, по одним, Карл держал Балдуина в плену до тех пор, пока тот не отдал ему корону Святого Константина и регалии (скиперт и державу); по другим, Карл купил у него императорское (цесарское) достоинство по сходной цене. Как бы там ни было, но герцог Анжуйский в 1265 году получил все права на наследство Византийской (Восточно-Римской) империи. Карл дюк де Анжу был вообще-то, что называется, малый не промах. Прикупил два титула и две короны самых почитаемых крещеным и обрезанным миром мест; дело теперь было за небольшим - добыть сами места. Вот только собрался он идти на Вы, как случилось непредвиденное: к нему пожаловали послы от папы Адриана из самого Рима. Святые люди предложили Карлу ни много ни мало корону Гогенштауфенов - Священной Римской Империи Германской нации! Многого от герцога-императора не требовали, прямо-таки пустячок: додавить змеинное отродье Гогенштауфенов. После чего объединить обе половинки когда-то единой Империи, что для него, как казалось, особого труда не составит.
   Понять существо событий, происходивших в начале второй половины XIII века в Европе, можно зная главное содержание отношений между императорами и папством. Как выразился в те светлые времена один святой подвижник Римской Католической церкви - папы гибелинами не бывают (гибелины - сторонники императоров Священной Римской империи). Как бы кто ни рассуждал, но согласно христианскому вероучению, священство стоит над светской властью. Раз уж сам Иисус Христос повелел рукоположенным пастырям вязать и развязывать, разрешать и запрещать, прощать и отлучать, какие же ограничения могли сдерживать их? Никакие. Ведь тот кто имел светскую власть - как ни мудри, временную, ограниченную жизнью и здоровьем, пастыри же распоряжались ключами от царствия Небесного - жизнью вечной, горней (т.е. высшей). Не будем вспоминать, как дохристианское жречество общалось с тогдашними повелителями; библейская история откровенно рассказывает как первый помазанник божий Саул, враждовал с первосвященником Самуилом и тот довольно ловко низложил его, при живом царе помазав на царство Давида. Пример Самуила оказался на редкость заразительным; история России и Европы, постоянно повествует об аналогичных деяниях кротких пастырей. При этом надо отметить, что Самуил по системе своего финансирования был на бюджете царя! Христианские пастыри оказались в несколько ином положении. До императора Константина, в 325 году сделавшего Христианство официальной господствующей религией Римской империи, служители Хрнста и их прозелиты были нелегалами, поэтому зашибали средства к существованию на свой страх и риск любыми способами. Константин, легализовав христианскую церковь, перебрался в Константинополь, куда перенес и столицу империи. Римскому епископу (еще не папе) он даровал почётное старшинство над всеми епископами империи вообще и вполне конкретное - над пастырями западной её половины. Восточный отдел тогда формально единой церкви был при императоре и в значительной мере финансировался из имперской казны. Последнее вовсе не означает того, что Византийское духовенство обходилось государственными ставками. Триста лет подполья даром никогда не проходят; как и их западные коллеги, они зарабатывали как и где могли. Но поскольку Восточная половина империи стала местом пребывания императора и еще несколько столетий продолжала сохранять централизацию, пастыри побаивались открыто конфликтовать с императорами, интриговали, находили недовольных и т.д. Перенос столицы, отразился на состоянии Западной половины Римской империи не лучшим образом. Всякие нашествия варваров -- следствие а не причина. От Константинополя до Рима просто-напросто было не близко (а сама западная половина стала уже восприниматься в столице, как у нас Сибирь). Поэтому церковь Западной половины империи, только изредка получая какие-то подачки от императоров, в основном и полностью финансировала себя сама, в легальных условиях реализуя свой богатейший опыт подполья. Свистопляска, продолжавшаяся на Западе до самого Карла Великого, фактически только способствовала укреплению централизации и хозяйственно-финансовой деятельности западной церкви.
   Восстановление империи на Западе Карлом в условиях феодализма даже не было тенью римской государственности, ни о каком финансировании западной церкви преемниками Карла Великого не могло быть речи. Ни властью, ни средствами былых императоров ни Каролинги, ни Салии, ни Гогенштауфены не обладали. При этом все они претендовали на всю полноту власти, пытались подчинить себе священство и, что самое непростительное, посягали на ее материальные средства. При всем при этом, ни один из новых западных императоров никогда не пытался сделать Рим своей столицей и навсегда остаться в нем. Невозможность имеющимися средствами финансировать церковь, в сочетании с попытками подчинить ее имперской власти, привела к тому, что основным содержанием Западного Средневековья была постоянная вражда между императорами Священной Римской империи германской нации и папами. Эта вековая вражда никогда не прекращалась, она всего лишь иногда затухала. Император Фридрих II, к примеру, так насолил Римским первосвященникам, что сменявшие друг друга понтифики, преемственно ненавидели как самого императора, так и все его потомство. На беду Гогенштауфенов, на тот момент судьба династии и империи оказалась в руках шестнадцатилетнего юноши Конратина.

   Приключения герцога Анжуйского

   Послы папы Адриана предложили Карлу Анжуйскому низложить Конратина и надеть на себя еще корону Священной Римской империи Германской нации. Карл выступил, пытаясь добыть все то, на что права у него были. Правда, на корону Гогенштауфенов он никаких прав не имел, но ее предложил ему сам Его Святейшество, отец всех христиан. В битве при Павии Карл разбил ополчение Конратина, тот бежал, но его опознали по перстню и доставили к Карлу. Герцог приказал обезглавить юного императора. Династия Гогенштауфенов пресеклась. Серьезных попыток организованного сопротивления войскам Карла не было, вся Южная Германия и Италия признали его.
   Дюку де Анжу оставалось только высалиться в Константинополе, там обустроиться, затем отвоевать Иерусалимское наследство. Вроде совсем немного. Реальной силы, способной остановить победоносные войска Карла, тогда не было. Тем паче в составе войск герцога был монгольский полководец Алекса Неврюй со своими уланами.
   Вот тут-то Карл совершил самую роковую ошибку в своей жизни: он решил... перезимовать на Сицилии. Стратегически замысел был даже очень разумен. Воинство, а это все же было в основном феодально-рыцарское ополчение, содержалось все вместе. Возможность разойтись по домам была ограничена до предела. Путь до Константинополя сокращался вдвое. Все было хорошо, все продумано... Кроме мелочей. Значительная часть войск состояла из наемников, вассалы давно уже служили сверхсрочно, всем им надо было платить. Добывая необходимые средства, Карл, встреченный как освободитель, своими поборами, попытками влезть в церковную казну вызвал всеобщее недовольство. Венеция и Генуя открыто отложились от него и готовились начать боевые действия. На беду герцога Конратин перед смертью умудрился назначить своим преемником короля Кастилии и Арагона. Которого часть Северо-Германских городов сразу же признала императором. Преемник папы Адриана назвал Карла хищником.
   Все это, скорее всего, доходило до герцога. По-видимому он надеялся на то, что всегда за счет концентрации своих войск успеет разбить всех противников до того, как они успеют собраться. Как зимовала такая армия на Сицилии, очень легко представить, особенно если вспомнить поучение великого князя Владимира Мономаха своим детям. Мудрый наставник вполне серьезно советует: когда едете по своим землям, не разрешайте отрокам вашим грабить селян. На чужие земли эта рекомендация не распространялась.
   Гадать, что происходило на Сицилии тогда, не имеет смысла. В разгар Сицилийской весны 31 марта 1282 года, как всегда бывало во всем крещеном мире, зазвонили колокола в вечерне. По первому удару колоколов, прямо в церквях по всему острову местные жители стали резать воинство Карла. Через несколько часов победоносная армия перестала существовать. С тех пор Сицилийская Вечерня вошла практически во все Европейские языки как нарицательное имя неожиданной и сокрушительной трагедии. Дюк де Анжу оказался на редкость удачливым человеком: он выжил и успел сесть на корабль.
   На этом его беды не кончились. Флоты Венеции, Генуи, Кастилии и Арагона утопили его флот, блокировали французское побережье, обыскивали все корабли. Все кого успел обидеть анжуйский суверен очень хотели пленить его и повесить. Только в 1284 году Карл вернулся во Францию - кружным путем. С тех пор ни он сам, ни все его потомство, никогда не заявляли своих прав ни на корону святого Константина, ни на Иерусалимскую, ни на Римскую. Что же случилось? Потерял герцог свои короны?

   Корона Российской империи, или снова неуловимый Карл

   Разгадка проста. У французов есть сказка: брат короля, спасаясь от разбойников, забрел в далекий лесной край, где на речном острове жил одинокий юноша-принц. Последний достойно встретил королевского брата, показал дорогу и помог вернуться на родину. Чтобы отблагодарить юношу - а все имущество брата короля отняли разбойники и у него ничего не осталось, кроме короны святого, - он подарил ему эту корону.
   Получается, что Карл бежал от мафии до Золотой Орды. Уже из Орды, через Москву, вернулся во Францию. Трудно сказать, что занесло его именно в Москву, а не в Рязань или Тверь. Скорее всего то, что Москва была и есть тот самый Мунсельваш - столица Терра де Сельваш, французского героического эпоса. Одна из легенд основания Москвы, называет Даниила сыном Римского короля: Карл, разбив и казнив последнего Гогенштауфена, силой приобрел себе этот титул (хотя, возможно, до переписчиков писали - сын Карла Римского).
   Время пребывания анжуйского герцога в Москве совпадало с двадцатилетием Даниила и основанием Свято-Даниловского монастыря, посвящением Даниила в рыцари. Знатный иноземный гость не мог не принять участия во всех торжествах. При каждом из них он как старший по физическому возрасту выступал, как тогда говорили - в отца место, т.е. был официально признан как названый отец.
   По понятиям нового времени такие манипуляции ни к чему не обязывали. В середине же средних веков, отношения были иными, названое родство, как и отношения крестного и крестника, почитались не меньше чем кровное родство. Даниил, получив в подарок от венценосного беглеца обе имперские короны и соединясь с ним названным ритуальным родством, сразу, по понятиям феодального времени, приобрел все преимущества по сравнению со своими старшими братьями. Поэтому Иван Переяславский завещает свое княжество именно ему, а не Дмитрию или Андрею Городецкому. По той же причине его сын Георгий отправляется в Орду за ярлыком на великое княжение. По той же причине тамплиеры продолжают служить исключительно потомству Даниила. Реликвии и регалии, позволяют митрополиту Петру Волынцу раз и навсегда перенести церковную столицу в Москву, которую вскоре объявят Третьим Римом!

   О примирении и согласии

   В ходе работы над материалом у меня возник вопрос: почему отношения между высшими иерархами русской церкви и великими князьями Северо-Восточной Руси никогда не достигали такого ожесточения, как в константинопольской патриархии или на латинском Западе? Русская православная церковь в средние века по своей природе была хозрасчетной западной церковью, византийской в ней была только внешняя обрядность (и формальная подчинённость). Русская церковь, сохранившая жесткую централизацию в период удельной раздробленности, получившая полный юридический и экономический иммунитет от монголо-татар, была настолько мощной силой, что ни один из локальных великих князей не мог угрожать ее интересам. Между тем, сама русская церковь, которой постоянные разборки между локальными великими князьями, наносили значительный материальный ущерб, требовала централизации от общества. При беспристрастном взгляде на Латинскую (Римско-Католическую) церковь, Византийскую и Русскую Православную средних веков, сразу видно, что Западная была интернациональным государством в национальных государствах, Византийская - составной частью интернационального государства, Русская же Православная -национальным государством над обмельчавшими независимыми частями бывшего государства. Той единственной, организующей и связывающей силой, в то время хоть как-то ограничивающей произвол феодальной знати. В силу постоянной тенденции Русской национальной Православной церкви к полной независимости (автокефалии), русская государственность при любом раскладе сил ничего не теряла от победы светской или духовной власти. Потомство Даниила до самого Иоанна III долго оставалось слишком слабым, что бы допустить какие-либо конфликты со столь мощным параллельным государством, каким была Русская Православная церковь. Между тем, в силу природы церковной организации на Западе и у нас, полная победа церкви над светской государственностью исключалась полностью. Причина была и остается крайне простой. Духовенство по своей организации делится на черное и белое. Белое духовенство занимается с паствой прихожанами, черное - монахи, люди отказавшиеся от мира, именно из них всегда комплектовались иерархи - князья церкви. За исключением церкви Италии, где какие-то ранние традиции комплектации высшей иерархии неизвестно каким образом смогли удержаться в средние века и новое время, в Европе и на Руси, от раннего средневековья высшие иерархи комплектовались исключительно по аристократическому принципу. Крупнейший учитель церкви, святой Иосиф Волоцкий, почитаемый в тот числе и Римской Церковью, четко выразил этот принцип: как иначе благородному старцу постричься - не будет благородных старцев, то кто церковь Христову держать будет?

   Где короны?

   Заранее предугадываю вопрос: куда делись короны? Отвечаю.
   Корону Священной Римской империи Германской нации на имперском съезде в Луцке в 1435 году, Василий II Темный как совершенно бесполезную и ненужную подарил Сигизмунду Габсбургу Люксембургскому, королю Венгрии, избранному императором и она навсегда осталась за Габсбургами. Корона святого Константина и Иерусалимского королевства находились в Москве до 1610 года включительно. Царь Василий Шуйский, не уверенный что ему удастся удержаться на царстве, на всякий случай отправил короны и ряд других священных реликвий и регалий под охраной полководца Якова Пунтуса Делагарди королю Швеции Карлу Вазе на длительное хранение до востребования. Скорее всего корона Святого Константина и Иерусалимская по сей день в ожидании своего часа находятся в гохране Швеции.
  

   Д. Н. ЗЕНИН


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"