Аннотация: небольшая заметка о неоязычниках с интервью
Нужна ли современному человеку традиционная славянская культура? Кто такие неоязычники? И многое другое. На эти вопросы мы попытались ответить.
В преддверии одного из главных славянских праздников - Ивана Купала мы задались вопросом, каковы его языческие основы и как его сегодня воспринимают.
Каждый год Томск отмечает Иванов День: привычным обливанием на улицах, посещением музеев, разжиганием костров и т. д.
Основной культурный оплот славянских традиций в нашем городе - это Первый Музей Славянской Мифологии, маленькая гордость томичей и точка опоры, "штаб" всех неоязычником. В эти выходные здесь развернулась большая культурная программа, посвященная купальскому празднованию. Посетители музея смогли погрузиться в мир древних обычаев, водили хороводы, пели песни, плели венки и даже прыгали через костер, пусть и небольшой, и совсем неопасный. Окунуться в традиции вот уже который год приходят много томичей как взрослых, так и самых маленьких.
С древнейших времен этот праздник Солнца, связанный с летним солнцестоянием, отмечается с 20 по 26 июня по старому стилю и в ночь на 7 июля по новому. Он наполнен обрядами, связанными с травой, водой и огнем. Самый популярный обычай - поиски цветка папоротника. Обладатель заветного цветка, появляющегося всего на несколько мгновений в полночь на Иванов День, может видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Считается, что в эту ночь нечисть становится более активной, поэтому, по народным поверьям, спать в это время суток нельзя.
Ни одна купальская ночь не обходится без веселья и игр, а потому этот праздник до сих пор так популярен среди людей.
С древних времен славяне проводили купальские обряды, затем язычество на Руси сменилось православием, но традиция омовения на Иван Купала осталась. Сегодня представители серьезного религиозного учения, получившего название Неоязычество, или Родноверие у славян, занимаются возрождением дохристианских обрядов и верований. Чтобы разобраться в том, во что же верят неоязычники, мы провели небольшое интервью с родновером Алексеем, который с большим удовольствием ответил на все поставленные вопросы.
Что такое неоязычество?
Для меня это не просто религия, это философия жизни, которая позволяет жить так, как мне хочется. В основе моих убеждений связь с предками, единение с природой и восхваление Силы. Мы должны быть сильными, причем не только физически, но и морально. Мне, например, намного приятнее провести вечер за книгой, которая сделает меня сильнее умственно, нежели сидеть за компьютером и тратить себя на пустоту. Перед нами сегодня отрыт целый мир, который можно изучать и покорять. В моем мире нет таких тесных рамок, правил, которые показывают, как я должен жить, как должен поступать сейчас, а как - сейчас...
На самом деле, неоязычество может "снести тебе крышу". Когда ты начинает в это углубляться, есть ощущение вседозволенности, ведь мы не рабы, мы потомки богов.
Как вы к этому пришли?
Случайно. Встретил человека, который, ничего не навязывая, просто рассказал, как он думает. Мне понравилось. Так постепенно я пришел к пониманию того, что ценно.
А как отнеслась ваша семья к смене религии?
Поначалу очень негативно. Мы много ругались: они совсем не понимали меня, а потом смирились, наверное. Сейчас мы очень близки, общаемся, просто стараемся обходить эту тему. Ведь семья и близкие - это, что нужно защищать любыми средствами.
В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие мировоззрения родноверов?
Мы всегда высказываем свою точку зрения. Большая часть людей сегодня живут как Горлумы из Властелина Колец. Такое коллективное раздвоение личности. В одном окружении они такие, ведут себя определенным образом, так говорят, но меняется обстановка, и человек надевает совсем другую маску и ведет себя иначе. Мне кажется, человек должен быть всегда такой, какой он есть. Цельный и настоящий. Человек должен помнить свои корни и жить в гармонии с природой. В основе наших праздников как раз попытка сблизиться с природой, такой, например, Иван Купала.
Спасибо.
Сегодня людей, придерживающихся этих взглядов, становится все больше и больше. Немало их объединений и в Томске. А языческая культура, являющаяся неотъемлемой частью нашей жизни тысячелетия, отвоевывает в современном общество себе место.
Но как воспринимают Иван Купала обыватель и родновер? Мы узнали, что по этому поводу думают посетители Первого Музея Славянской Мифологии: Алена - обычный гость и Алексей, для которого этот день не просто культурная программа.
Почему вы решили посетить этот праздник?
Алена: Узнала о нем в социальной сети, а так как давно хотела сходить в Музей, решила, что сейчас самое время. Если честно, то интерес к прошлому и обычной жизни наших предков появился у меня давно.
Алексей: Я отмечаю его каждый год, а из-за открытия уникального для России Первого Музея Славянской Мифологии я могу действительно почувствовать себя в нужном месте. Здесь купальское празднование приближено к традиционному, что мне нравится.
А что он для вас значит?
Алена: Это забавное развлечение, в котором мне было очень интересно поучаствовать, да действительно, здесь есть какая-то идея возрождения традиций, возрождения близости к природе.
Алексей: Для меня эти день и ночь - один из четырех главных славянских праздников, почитание Солнышка, давшего нам жизнь, ведь оно - это хранитель земли. На самом деле, все языческие праздники связаны с Солнцем, в этот прекрасный день все силы природы в единстве и обладают особом могуществом.
А что вам понравилось больше всего?
Алена: Хороводы. Это было не только весело, но и во время хоровода возникло чувство единения с обществом, а после - умиротворение и гармония с самой собой. Вообще, все, что я делала в Музее, вступало в резонанс с моей душой.
Алексей: Мне понравилось, наверное, все. Мне было интересно гадание на рунах, хотя я не пошел сам, считаю, что это программирует тебя на определенное будущее. А так, я с удовольствием полюбовался на картины в коллекции Музея, было здорово сплести куклу-купавку, разжечь очищающий огонь, поводить хороводы вокруг него.
Хотели бы вы, чтобы Иван Купала приобрел статус официального государственного праздника?
Алена: Нет. В этом празднике не должно быть "обязаловки", а когда это официально, все превращается в фарс и комедию. Большая часть людей даже не задумываются о культурном значении тех или иных праздников, об их истории, а сейчас желающие могут действительно окунуться в традиции, и это здорово.
Алексей: Я бы очень хотел, чтобы интерес к этому празднику возрос. Сейчас народ просыпается и начинает задаваться вопросами, что ему действительно нужно. Но нужно ли это на государственном уровне, я не уверен. Каждый должен сам выбирать свой путь, в том числе и в этом.
Как вы относитесь к распространению неоязычества сегодня?
Алена: На мой взгляд, пока это не серьезнее субкультуры. Хотя некоторые их идеи мне безусловно нравятся. Отношение к богам, например.
Алексей: Отвечу коротко: Вера сделала меня мужчиной, научила доброте и честности с самим собой.
Как вы считаете, возможно ли сегодня сосуществование в одном человеке язычества и христианства?
Алена: А как жил все эти годы русский народ? Конечно, возможно. Масленица и Иван Купала нам это показывают.
Алексей: Нет. Я думаю, нельзя переплести в себе две веры.
Захотите ли в следующем году отмечать этот праздник?
Алена: Конечно. Если мне позволит мое время, я с удовольствием приду сюда еще раз.