Земцов Сергей : другие произведения.

Горение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Сергей Земцов

  

ГОРЕНИЕ

  

Фанаты и удовольствие

    
   Конечно, симфоническая музыка, которую играют праздничные мужчины во фраках, женщины в вечерних туалетах, будет жить вечно. Публика, которая собирается в концертных залах, - разная, но атмосфера на концертах классической музыки тёплая, по-настоящему духовная. Счастливы те дети, родители которых научили их понимать, слушать и любить музыку Моцарта, Баха, Чайковского, Стравинского, Шонберга.
  
   Что касается музыки иных направлений, новой и современной музыки, которую играют и в концертных залах иногда, но чаще на стадионах, и просто на улицах, - гораздо сложнее оценить это явление с точки зрения вечности. Иногда это принципиально "одноразовые" перформансы, иногда это просто "фон". Но можно встретить людей, которые не стесняются говорить, что они не любят классическую музыку и не хотят вообще её слушать, а вот всякие "песни", "перформансы" и даже передачу "American Idol" - обожают. За этим стоит не просто отсутствие культуры, плохой вкус, а нечто, о чём весь двадцатый век рассуждали экзистенциалисты - свобода воли и вызов собственной "заброшенности" в этот мир.
  
   С одной стороны, существует популярная музыка, которая, в общем-то, есть, как говорится, просто "fun" и товар. Точно также существует загадка фильмов ужасов, которые продаются и приносят колоссальные прибыли только потому, что современным людям нужен адреналин. Это явление скорее должно интересовать социологов, и они, вероятно, могут предложить интересные теории. С другой стороны, есть непопулярная музыка, музыка тяжёлых и альтернативных направлений, которая вызывает часто недоумение в компании людей, собравшихся, чтобы иметь "fun". Такую альтернативную музыку слушают фанаты - "fans", и группа таких любителей часто напоминает секту.
  
   Поскольку инакомыслие и оригинальный вкус до сих пор пока никто не запретил окончательно и бесповоротно, эксперименты разного рода с ценностями, вечными вопросами, концептуальные и конструктивные "находки", авангардизм - всё это успешно соперничает с академическими формами. Более того, их влиянию подвержены дети и, так сказать, "простые люди" - особенно это касается современной музыки, которую достаточно один раз услышать и принять независимо от какого-либо интеллектуального дискурса. Например, если задуматься, - это загадка, или это то, что психологи называют подростковым негативизмом: вместо того, чтобы получать удовольствие от телепередачи, запланированной "фабриками звёзд", дети индиго, да и "простые дети" уходят на улицу слушать песни с ненормативной лексикой, панк-рок и рэп.
  
   Если есть спрос, то находится и предложение. В Англии, в Манчестере открывается нового типа Фабрика, "Faсtory Records". Это, конечно, бизнес-предприятие, иначе в Англии не бывает. Но отголоски распространяются по всему миру. В СССР, в Москве группа музыкальных интеллектуалов, Сергей Жариков и Сергей Летов-cтарший, промывают мозги Игорю Летову-младшему, который решает для себя, что будет сочинять музыку и стихи "ещё круче", чем его старшие товарищи. "Оккупация" Жарикова трансформируется в "Гражданскую оборону". Воля к творчеству Игоря Летова оказалась реализованной на полную катушку, в Англии его назвали "отцом русского панк-рока", а в России существует мнение, что он вообще единственный гений на данном направлении.
  
   Мы имеем дело с воистину уникальным явлением, противостоящим известной культуре. Возможно, читатель хорошо знаком с жизнью и творчеством поэта, Нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Можно заметить, что Иосиф Бродский начинал карьеру почти так же, как Игорь Летов. Они оба подвергались преследованиям Системы и КГБ. Но Иосиф Бродский в Архангельской ссылке стал читать стихи Одена, антологию английской поэзии и, пережив некоторое внутреннее обращение, решил, что "части речи" - это его призвание и оправдание всей жизни. Оказавшись в Америке, Бродский сразу же был взят на литературную должность в университет. Игорь Летов пережил внутреннее обращение иного рода, о котором пока что ничего не написано, но можно предположить, что таковое имело место. Путь, которым пошёл Игорь Летов, - определённое уважение, серьёзное отношение к определённой категории своих фанатов. В отличие от панк-рока своего предтечи Сергея Жарикова Игорь Летов не "стебётся" и не "бьёт мужика палкой". Игорь Летов сделал всё, что он мог сделать, для того, чтобы его фанаты поверили в то, что он принимает всерьёз всё то, о чём он говорит от их имени.
  
   Я бы не хотел писать исключительно о творчестве Игоря Летова или других достойных "отцов" новейшего искусства, а хотел бы оставаться на несколько более метафизических позициях и видеть некие горизонты. Хотя я хотел бы прочесть книгу, посвящённую Игорю Летову и его стихотворениям, напоминавшую бы исследования, которые пишут про Иосифа Бродского. Ясно, что это пока моя фантазия, так как литературоведы не изучают поэтическое творчество Игоря Летова. Это поэтическое наследие пока что пребывает в странном состоянии, и неизвестно, будет ли изучено вообще когда-нибудь в будущем. Но как знать? Мы имеем дело с чем-то для нас новым и "недиссертабельным".
  
   Так или иначе, мои пролегомены, возможно, заставят задуматься достаточно серьёзных людей вообще о соотношении классического искусства и, скажем так, любительского. Но классическое искусство может быть сытым, скучным и клишированным академиками, в то время как что-то, подобранное на улице, может оказаться стихией огня, случаем самосожжения, который увлекает кого угодно глубже, чем проработанный экзерсис по всем, освящённым традициями, правилам.
  
   This world threw me away
   This world never gave me a chance
   This worlds gonna have to pay
   I don't believe in your institutions
   I did what you wanted me to
   Like cancer in the system
   I've got a little surprise for you
  
   Something inside of me has opened up its eyes
   Why did you put it there did you not realize
   This thing inside of me it screams the loudest sound
   Sometimes I think I could Burn
  
   (Trent Reznor)
  

Эпоха нигилизма

  
   Для того, чтобы обсуждение известных, но, собственно говоря, довольно частных событий музыкальной жизни поднять до вышеупомянутых метафизических горизонтов, необходимо ввести некий контекст данной истории. А именно, вспомним, в какое время мы живём: наше время - это затянувшийся конец света, апокалипсис своего рода. Радикальные атеисты, например, Мишель Онфрей, требуют деконструкции религии, теократии, христианства и не оставляют места для сомнений в том, что следующая постхристианская эпоха будет эпохой науки. Как писал и Ленин на полях конспекта Гегеля, "боженьку жалко, сволочь идеалистическая...". Мишель Онфрей пишет очень остроумно и почти энциклопедически, но все эти сочинения для таких же, как он сам, любителей науки, не нуждающихся в "гипотезе" существования Бога.
  
   Атеисты недовольны, что для понимания классического искусства студентам до сих пор предлагают изучать историю религии, недовольны деизмом и "богом философов", когда существование Бога всё же "протаскивают", вместо того, чтобы заявить, что в принципе Бог никогда не существовал, все религиозные книги сплошь сказки и фольклор.
  
   Начало эпохи современного нигилизма связывают отчасти с Ницше, который заявил, что "Бог умер". Быть ницшеанцем, как пишет Мишель Онфрей, значит делить историю на эпоху "до Ницше" и "после Ницше" - так же, как было деление "до Христа" и "после Христа". В этом что-то есть, так как после заявления "Бог умер" до сих пор не сформировалась альтернатива. Деконструкция христианства, деконструкция монотеизма не закончены. Нельзя сказать, что на смену иудо-христианской теократии пришла какая-то новая, столь же могущественная наукократия или технократия. Мы живём в переходную эпоху, если вообще переход окажется возможен. Эксперимент СССР с "научным коммунизмом", мягко выражаясь, оказался спорным и неубедительным.
  
   Мишель Онфрей вспоминает слова Достоевского о том, что "если Бога нет, то всё позволено", и утверждает, что это полная чушь, по его мнению, надо говорить как раз наоборот - because God exists, everything is permitted. Кстати, судя по голливудским экранизациям Достоевского, представление американцев о русских, о братьях Карамазовых совершенно нелепое. В то же время "отец русского панк-рока" Игорь Летов в своих интервью неоднократно заявлял, что Достоевский его любимый писатель, и более того, заявлял: в своём творчестве "я иду более от религии", чем от эстетики.
  
   Я отдаю себе отчёт, что, с академической и просто снобистской точки зрения, упоминание Игоря Летова в контексте "метафизических горизонтов" для многих учёных гуманитариев несколько странно и неубедительно, но моё сочинение абсолютно субъективно, и если кому-то не нравится, можно не читать дальше.
  
   Так или иначе, а стоит ли без всякой оглядки доверять науке? Ведь нам не нравится массовая или поп-культура - культура маленьких людей, которые, по Ницше, считают, что "образование - это то, что отличает их от пастухов". А нравится ли нам так называемая "нормальная наука", армия маленьких учёных, ищущих тёплое место на faculty positions и поддерживающих коммунистические и атеистические идеи любого государства, готового взять их на содержание?
  
   Далее, что касается людей, имеющих образование в бизнесе, в коммерческих науках, какую веру они часто исповедуют? Да весьма простую и упрощённую: что всё можно купить за деньги. Более точно, они верят, что люди, как они говорят, on the top of the food chain управляют миром и обеспечивают так называемый "уровень жизни", когда контракт с работодателем или просто зарплата делают работника счастливым. Зарплата - как питание для дрессированных животных: если есть на что эту зарплату потратить в супермаркетах, то не надо ни бунтовать, ни вообще чего-то там "хотеть". Бизнесмены, научно руководящие обществом, и счастливые и солнечные прикормленные люди попроще. Ну, там существует ещё системы welfare и asylum - опять же это формы счастья для людей "слегка больных" или "безнадёжно неизлечимых". Предлагается вариант рационального христианства - христианства без Бога, но выжимка из религии светской идеи социальной справедливости.
  
   Это тот фон, на котором вдруг появляются странные для рационально мыслящих людей формы искусства, когда какие-то "битники", "хиппи", "панки" уводят из буржуазных (или советских в 70-80-х годах XX века) семей благополучных подростков. Впрочем, если бы благополучные семьи занимались всегда воспитанием благополучных детей и сплошь прививали бы им любовь к Моцарту, Диккенсу или там Кобзону, Шолохову, можно сказать, не было бы беды или, скажем, не было бы вечной проблемы отцов и детей.
  
   При наличии реальных противоречий в обществе неизбежно появление Зеркал Революции, что становится в свою очередь объектом противоречивого отражения, - так владелец магазина модной одежды основал группу "Sex Pistols". Герои психоделического фронта, последователи харизматических поэтов, скажем, Cида Баррета, становятся динозаврами, гастролирующими ради обычной прибыли. Как ни печально, актуален призыв к тому, что поэту лучше уж умереть лет в сорок. Иначе творчество перестаёт быть творчеством, а, как известно, "долгая счастливая жизнь" без творчества презираема. "У них есть своё маленькое удовольствие для дня и своё маленькое удовольствие для ночи". Они считают, что "здоровье - превыше всего".
  

Приступы постмодернистского веселья

  
   Современная музыка - это есть всё же способ не только войти в депрессию, но и выйти из депрессии, то, что называют также катарсисом и дионисийским экстазом. Существует "смеховая культура", разнообразные формы народности, философствования "на полуночных кухнях" - всё это не академическая, не классическая, не формальная диссертабельная, поддающаяся статистической социологической обработке культура, а, скорее, духовность. Нечто за пределами конструктивного и рационального дискурса вообще.
  
   В древней Римской империи свободные граждане требовали зрелищ. А также вероятнее всего то, что рабовладельцы были убеждены, что их рабы счастливы, если получают в достатке свою пищу. Сложнее представляется ситуация с ранними христианами, которые не отказывались от своих "современных убеждений" под пытками и отказывались просто "подписаться" под хвалой императору, вместо этого за свои убеждения предпочитали лишиться кожи или поджариться в кипящем масле.
  
   Если ожидать от науки ближайшего будущего революций в сфере социальной справедливости, деконструкции Judeo-Christian teaching и блестящих результатов в построении коммунизма или чего-то там столь же "научного", о чём мечтали в СССР, то науке придётся решать вопросы, связанные с человеческой природой. А человеческая природа оказывается очень консервативной, и порой кажется, не подвержена никакому прогрессу. Иные поклонники классической музыки, поклонники тех вершин духа, которых достигли Бах и Моцарт, говорят, что вся неклассическая музыка типа рока, авангарда и панк-рока есть ни что иное, как регресс в Каменный век, в эпоху пещерной дикости. Правильно ли это в буквальном смысле, не знаю, но определённая идея тут высказывается, что со времён палеолита человек не изменился. Да и Ницше со своим эстетизмом высказывался, что человек - это неудачное животное.
  
   От массовой культуры, шоу-бизнеса нельзя ожидать рафинированных продуктов, отфильтрованных лучшими умами человечества. Подпольная параллельная, частично народная, культура существует как реакция на массовую. Люди со времён Древнего Рима нуждаются в зрелищах. Удовольствия, доступные за деньги, ограничены - can't buy me love - кто-то изначально ими не удовлетворён, и вакуум заполняется странными способами, которые иногда напоминают сумасшествие. Но и на долю сумасшествия есть спрос. Более того, этот спрос превращается в "боевой стимул" для дальнейшей эволюции истеблишмента и бизнеса.
  
   Если Игорь Летов, по-моему, безусловно одарённый поэт, и так же считают многочисленные его поклонники, то рядом с ним существуют многочисленные соратники и эпигоны. Впрочем, так было всегда, скажем, с Элвисом Пресли и Джимом Моррисоном. Но слово "эпигон" не просто ругательство, а, скорее, важно как раз то, что существует боевой отряд - соратники или, скажем, уважаемые деятели андеграунда. Точно также, рядом с Иосифом Бродским, находится плеяда ленинградских поэтов, стихи которых декламируют на литературных вечерах, посвященных "друзьям Бродского".
  
   Между литераторами постмодернизма и уличными музыкантами безусловно огромная разница. Музыканты гораздо более маргинальны и более подвержены горению - light my fire. В принципе рокеры соглашаются с тем, что "рок-н-ролл мёртв", и выбрасывают в окружающую среду своё, как говорили в XX веке, экзистенциональное существование. Для подобного акта самосожжения не надо иметь специфических талантов, точнее crafts типа музыкального слуха или способности к поэтике. Достаточно воли - желания от души повеселиться.
  
   В эти дни весь мир прощается с Майклом Джексоном. Являясь свидетелем такого "праздника", я не могу не заметить, что мир прощается с бизнесменом и шоуменом - celebrity, а вклад Джексона в искусство находится за кадром, хотя, наверное, кто-то есть, кто может оценить нечто в области поп-культуры. Судьба не столь знаменитых и не столь богатых музыкантов более тесно связана с "ценностями" эпохи. Для рок-музыкантов часто типична судьба по признаку самосожжения и горения.
  
   Но какую представляет ценность данный выбор и какие есть альтернативы? Хорошо известно, какое место занимает эстетика в ницшеанском мировоззрении. Ницше провозгласил, что "Бог умер". Постмодернисты провозгласили, что "Автор умер" и искусство более не служит прогрессу нравственности. Творчество стало "трансцендентным" и предполагает многозначность. Удивительно сочетается какой-нибудь грамотный фа минор и какое-нибудь Удивительно сочетается какая-нибудь грамотная тональность и какое-нибудь "Вот так вота" в концертной деятельности мультиинструменталиста и концептуалиста Сергея Летова. Гораздо более открытый Игорь Летов так выразился в своём интервью:
  
   "Поэты делятся на две основные категории: на тех, которые всю жизнь пишут один-единственный идеальный стих, как скажем, Пушкин, и, собственно, тех, кто своим творчеством как бы завоёвывает новые пространства, территории, горизонты. Так вот, я и есть такой завоеватель. Я именно завоёвываю внутри себя новые рубежи Безграничности, вседозволенности и дерзновенной вдохновенной всевозможности".
  
   В общем-то, и Гегель считал, что Мировой Дух сам себя познал окончательно и создал идеальную философскую Систему. И марксизм, который приделал себе ярлык "научный", трактовал истину рабочего класса как истину идеальную, совпадающую с итогом прогресса. Как мы знаем, все эти идеальные итоги прогресса поступают в оборот свиньям Оруэлла. Люди on the top of the food chain cтановятся манипуляторами и конспираторами, следуя каким-то программам, заложенным в человеческую природу. Pigs Can Fly.
  
   Ужасно как красиво звучит стих апостола Павла:
  
   "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая и кимвал звучащий".
  
   Но ведь НЕ имеют любви проповедники, батюшки, инструкторы и идеологи, про которых говорят, что Бог шельму метит!
  
   Поэтому современная позиция многозначности Творчества вызывает интерес у всех свободных людей. Всё, что могут свободные люди, - игнорировать прогресс и единственно возможную для контрольной группы "объективную" истину. А это и есть горение и самосожжение, или "весёлая наука".
  

Наука

  
   Всё же ницшеанское мировоззрение, пессимизм Шопенгауэра сделали своё дело - создали Рубеж Времени. Последствия запрещённой для известных категорий народонаселения в тоталитарных странах философской доктрины - проявляются во всём.
  
   Кажется, что единственный реальный институт общества, который готов взять на себя ответственность за "демонтаж" и "реконструкцию" ценностей цивилизации, - это Наука. Благодаря Науке мы летаем на самолётах, пользуемся компьютерами, смотрим телевизоры и тому подобное. Но главное - существуют Деньги. Хорошо смазанный механизм товарного обмена, возможность эквивалента общественного труда, возможность "зарабатывать деньги", не слишком задумываясь о направлении денежных потоков.
  
   В СССР не было возможности хорошо зарабатывать, и существовало высокомерие по отношению к деньгам. Даже у Виктора Пелевина, который пишет про новых русских и для новых русских, лейтмотивом является ирония по отношению к деньгам. А в Северной Америке - никакой иронии, если отбросить особое мнение, можно сказать, хобби, скажем, возьмём пародию Франка Заппа на "Beatles". Имеется возможность зарабатывать деньги, есть куда их тратить, и этот процесс доставляет удовольствие. Упомянутый выше Майкл Джексон популярен в первую очередь как знаменитость - celebrity - с большими деньгами, и уже во вторую очередь - кому-то нравится музыка.
  
   Люди, имеющие образование в области финансов, слывут в Америке обладателями научного менталитета и придерживаются атеизма. Такие люди ответственны за "создание рабочих мест". Карьера какого-нибудь assistant manager в банке является идеальной с точки зрения Счастья простого человека, для которого якобы и существует вся цивилизация, в которой кто-то продаёт, а все остальные покупают и должны быть счастливы и благодарны науке. С другой стороны, простые нападки на "доллар", на якобы примитивное сознание трудоголиков в Америке нуждается в обосновании большем, чем просто высокомерие, исходящее из Русского Хаоса - так как всё же "доллар" работает. Но, конечно, плохо и то, и другое - и русский дурак Емеля со щукой, и банковский клерк из О'Генри, зацикленный на биржевом курсе.
  
   Упрощённая экономическая модель не устраивает людей в моменты разного рода душевных кризисов. Для укрощения бунта, дисбаланса на рынке существует целая армия психологов и просто инструкторов фитнеса, но кто-то не хочет идти к психологам за коррекцией сознания и идёт на "тусовку" типа панк-клуба. Конечно же, и этот уровень пытаются поставить под контроль, но всё же есть разница. Харизматические музыканты и их поклонники как-то отбиваются от стаи.
  
   Наука вообще основана на абстракции. То есть упрощение необходимо, чтобы иметь подходящую для случая модель. "Если на клетке написано "Слон", значит, это Слон". Для занятия наукой, точнее для того образа жизни, который называется Наукой, не обязательно иметь какой-то талант. Учёным может стать каждый, вступить в Науку, как в партию, получить образование, учёную степень, терпеливо оформить положенное число публикаций - это процесс точно такой же, как и любая другая карьера - "лишь бы кто случайно не помешал". Далее, в академическую среду путь закрыт для чужих. Faculty positions, гранты разного рода - это ресурс, распределяемый, как талоны на продукты. C другой стороны, это работает. И самолёты строят, и хирургов учат быстро вырезать аппендицит.
  
   Проблема возникает, когда ставится вопрос о доверии. Если Наука заявляет, что знает, как должен идти всякий прогресс, да ещё торгует ярлыком "научный" - это уже касается людей, не имеющих отношения к учёным, как субкультуре в себе. Научная или какая иная Демократическая партия, или Отдел милиции, или звено продавцов Гербалайф - человек, не принадлежащий к партии, спрашивает себя: кто это такие?
  
   Тут и попадаются под руку аморальные "Речи Заратустры", или тому, кто ничего такого не читает, масса суррогатов, просто песня со странными словами и причудливым звуком.
  

Глобальная цифровая деревня

  
   Ясно, что человечество не созрело для того, чтобы стать "расой, населяющей планету Земля", и для того, чтобы убрать границы между странами. Это полная утопия. Нации будут бороться за своё существование. Американский глобализм так же несостоятелен, как и миссионерство христиан. Хотя мне и попадались труды учёных методологов, которые уже мыслят категориями всего человечества. Если бы "всё человечество" готово было к подобной стадии прогресса, то можно было бы говорить и об объективной или общезначимой истине. Пока что общезначимые истины есть только в математике, которая, как известно, царица всех наук и универсальный Язык науки. Впрочем, один из основателей нейро-лингвистического программирования - математик, и описывает "структуру магии" в терминах формальной грамматики. Поэтому-то НЛП и не любят в России, считают выдумкой манипуляторов, технологией бизнеса. С другой стороны, менее консервативной, НЛП можно считать исследованием навыком Экспертов, или Успешных людей.
  
   Так или иначе, глобальная цифровая американская деревня - global village - такая же ересь, как и коммунизм Хрущёва, который в 80-м году XX века не дал о себе знать прогрессивному человечеству. С другой стороны, "цифровую" сторону как-то приспособили в мобильных телефонах и компьютерах для журналистов, которые их носят в своих портфелях. Да и билеты на элитные концерты и перформансы крутых деятелей авангарда продают online.
  
   Игорь Летов, в одном из самых своих депрессивных видеоклипов "Насекомые", заклинает:
    
   Новый прекрасный мир
   Новый прекрасный мор
   Апофеоз, апофеоз, апофеоз, апофеоз
   В трёх сосeнках, блуждая насмерть, замёрзли оба
   В трёх сосeнках, блуждая насмерть, замёрзли оба
   Замёрзли оба раба божьих - это я и ты
   Раба божьих - это я и ты
   Вот оно как, вот оно как
   Вот оно как, вот оно как
   Во веки веков, во веки веков
   Во имя щеночка и смятой бумажки
   Заклинаю! Заклинаю!
   Усохшую речку, усопшую птичку
   Разинутый пламень, обугленный камень
   Уберечь нас прочь от злой натуги
   От мясистых очей, водянистых речей
   От обильных музеев, хмельных комментариев
   От повальных пролетариев и прочей жизни!
   Это, в общем-то, чистая декларация "Русского Хаоса", довольно точная по сравнению с каким-нибудь наивным гимном типа "Убей Жида" или "Звезда Свиней". Безусловно, под этими словами подпишутся не только русские, но многие другие носители неконформистского сознания в момент душевного кризиса. Что здесь неразумного, кроме ФОРМЫ - это вроде как формальный БУНТ против порядка вещей. Так нам запрещают бунтовать, или как?
  
   Конечно, даже если бы и хотели - просто так, без воспитательной работы, не запретишь. Вот вспомним советских Стругацких, эпизод из "Хищных Вещей Века", там же агент КГБ ужаснулся, испытав на себе действие фантастического наркотика, но окончательно пришёл к идее воспитания. Воспитывать, а не карать!
  
   Но вот другого рода бунт - антология альбомов группы ДК Сергея Жарикова заканчивается призывом к русскому бунту со всеми атрибутами сознания члена общество "Память". Тяжёлый вариант русского бунта.
  
   А вот как отвечает на это раввин Михаил Лайтман:
  
   "Весь мир - одна семья. Каббалистические принципы должны, в итоге, охватить весь мир, дав всем равный уровень жизни. Однако процесс этот постепенный. Каждый народ, большинство которого на практике примет на себя эти основы, то есть уже будет воспитано в духе отдачи другому и будет иметь надёжный источник мотивации, - тут же войдёт в международное сообщество, основанное на альтруистических законах. У всех народов, вошедших в рамки этого сообщества, будет одинаковый уровень жизни - так, что излишки от богатого или прилежного народа будут улучшать уровень жизни народа отсталого или бедного природными ресурсами и средствами производства".
  
   Как говорил Том Уэйтс в своём интервью: "Piano Teachers were shoсked..." Цитирование, мной сделанное, не уместно! Подбор цитат оскорбит многих читателей, щёки сгорят от стыда, не так ли?
  

Кратко о необходимости душевного баланса

  
   В своё время, когда мне было около двадцати лет, я читал "Науку Логики" Гегеля, который, как помню, писал о необходимости соблюдать Меру. Я Меру не соблюдал. Я случайно оказался в компании каких-то хулиганов и что-то там стал вещать из онтологического доказательства существования Бога, на что некий хулиган, "узрев корень", сказал сразу же: "Да Бога-то нет!" А было это в Омске, на родине Игоря Летова, и будущей Нью-Москве Эдуарда Лимонова - так что у меня в молодости был опыт реального общения с русскими бунтарями.
  
   Удивительно, что о необходимости соблюдать Меру я прочитал, уже позже, в конце статьи одного курганского философа, политэконома, критика марксизма, и почти такие же слова нашёл у известного польского антикоммуниста.
  
   "Материалист утверждает себя в мире тем, что отказывается от себя, идеалист - тем, что отказывается от мира. При этом оба терпят поражение, ибо совершают в сущности одну и ту же ошибку: в обоих случаях НЕТ действительного контакта с реальностью, проникновения в реальность, у тех и других разум недействителен, действительность неразумна. Иначе говоря, те и другие не умеют ни жить, ни мыслить".
   (Александр Усов "Против религии и атеизма", newlit.ru)
  
   "Therefore it is likely that two kinds of mentality - the skeptical and the utopian - will survive separately, in unavoidable conflict. And we need their shaky coexistence; both of them are important to our cultural survival. The victory of utopian dreams would lead us to a totalitarian nightmare and the utter downfall of civilization, whereas the unchallenged domination of the skeptical spirit would condemn us to a hopeless stagnation, to an immobility which a slight accident could easily convert into catastrophic chaos. Ultimately we have to live between two irreconcilable claims, each of them having its cultural justification".
   (Leszek Kolakowsky, "The Death of Utopia Reconsidered", The Australian National University)
  
   Однако я не совсем за "Let It Be", которое может быть и справедливо ставят в упрёк "Beatles". К сожалению, школа ненависти более соответствует реальности, чем уроки любви. Любовь для нас уже как ностальгия, идеал - "как молоды мы были...". А то, что в так называемой реальной жизни нас ненавидят - уже привычка. Спрашивается, так стоит ли реальность того, чтобы издеваться над фантастическими грёзами? Это уже вечный вопрос, на который каждый отвечает по-своему, то есть не отвечает никак с точки зрения Истины. Да и какая там ещё Истина, какая там ещё Душа?! О чём это мы с самого начала?..
  

Многоножка сгорает в огне

  
   Как-то хочется избежать пафоса. Эмоции хороши для определённого класса ситуаций, когда надо, чтобы "чувство не обмануло". А когда в голове много мыслей, да ещё таких, от которых хочется избавиться, хороший рецепт - в огонь. Даже книги сжигали, но пришли к мысли, что рукописи не горят. Так что "огонь" для мышления это переработка фактов в некие результаты, которые уже важнее переработанных фактов и позволяют об использованных фактах частично забыть.
  
   О чём мы хотим забыть? В красивой еврейской "Агаде" пророк сорок лет водил народ по пустыне, чтобы вымерли старики, сожалевшие о сытой жизни в рабстве. Предполагается, что эту историю надо помнить четыре тысячи лет, а может быть, и дольше. А Карл Юнг исследовал память и обнаружил там архетипы. То есть то, что не горит и очень хорошо спрятано.
  
  
  
  
  
  
  
  
    
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"