Где только не приходилось встречать еврейские праздники! В Минске и Амстердаме, Тбилиси и Белграде, в Вильнюсе и Стамбуле, затеряном в балканских горах местечке Речаны и в Москве, Лондоне и Франкфурте... Однажды на Пейсах оказался в ... Каире ! Да-да, столице Египта, откуда волей Всевышнего Моше вывел когда-то нашего брата. Спустя тысячелетия одного угораздило-таки вернуться...
... На сей раз ждала Вена, где ОБСЕ устраивал международную конференцию по наркополитике. И как раз на следующий день после Йом-Кипура, а значит, лететь предстояло именно тогда, когда Всевышний открывает Книгу Судеб, и надо молиться, поститься и вести себя соответственно.
Неприемлемо!
По совету Ребе Арие Райхмана, оплатив расходы из собственного кармана, поменял дату, оказавшись в австрийской столице уже в обед 11 октября, накануне.
Синагогу, - помог Интернет, - выбрал заранее. После Великой Отечественной войны в Вене осталась только одна - Штадттемпель, исторический памятник 18 (!) столетия, все остальные нацисты разрушили до основания. Сегодня выстроено много новых, но мне хотелось попасть именно сюда.
Охрана провела настоящее интервью, потребовали даже прочесть наизусть известную молитву. После "Шма" отступили.
... Величественно! Внутренний интерьер здания выдержан в классическом традиционном стиле, купол, удерживаемый колоннами, испещренный Заповедями позолоченный алтарь с бимой. Здесь под хоровое пение проводятся служения и концерты. В здании также располагается равинат и общинные помещения.
Места для прихожан - небольшие, одна к другой, парты. Под каждой - шкафчик с индивидуальным замочком для Талеса, Тфилин и прочего. На пюпитрах сверху - множество именных табличек, иным уж больше ста лет! По панелям мореного дуба молитвенного зала, в строгом порядке также развешены бронзовые плитки с указанием имен умерших, внесших вклад в дела синагоги и общины. Судя по датам, многие стали жертвами Шоа-Холокоста...
... Венцы пришли в Храм нарядными, в шикарных костюмах и галстуках, но с соблюдением всех норм и традиций - в кроссовках, кедах, полотняных сандалиях - кожанную обувь в этот день одевать нельзя. И это - в проливной дождь!
...Как водится, звучал Шофар, пение, молитвы. Прихожан множество! Поразили истово молящиеся женщины, занявшие второй и третий этажи - их, пожалуй, было даже больше, чем мужчин...
Ко мне отнеслись настороженно. В отличие от прихожан-бишкекчан, готовых уступить гостю место, принести книгу, снять, если нужно, с собственных плеч Талес и укутать пришельца, - здесь смотрели настороженно и упрямо косились на специально привезенную с собой праздничную тюбетейку - все остальные были в кипах.
Габай попытался прозрачно намекнуть, что неподалеку-де расположена бухарская и грузинская синагоги, но я был тверд и остался в этом веками намоленном месте несмотря еще и на то, что даже когда присаживался у безымянных парт, всегда появлялся хозяин с ключами...
В остальном же праздник удался! Служба велась торжественно и красиво, а на Исхор пришло столько народу, что стоять приходилось буквально впритык, чуть не на одной ноге. Благо это время я провёл в вестибюле - Традиция в момент поминовения не разрешает находиться в зале тем, у кого живы родители - да продлит Всевышний их годы!!!
Александр Зеличенко,
прихожанин бишкекской синагоги.
P.S. По общему мнению, выступление на следующий день на конференции с участием более 300 экспертов, также удалось. И бурно обсуждалось...