Страбон в своей "Географии" пишет: "Сидоняне занимались научными исследованиями в области астрономии и арифметики, начав со счётного искусства и ночных плаваний. Ведь каждая из этих отраслей необходима купцу и кораблевладельцу" (Стр. XVI, 2, 24).
1) Фалес Милетский (ок. 625 - ок. 547 до н.э.) - первый из Семи мудрецов; древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель Милетской школы; он - первый математик и физик в Ионии, основатель геометрии, военный инженер лидийских царей. Геродот, Дурис и Демокрит пишут, что Фалес происходил от отца Эксамия и матери Клеобулины, из рода Фелидов, финикийцев, изгнанных из Сидона (Ливан). Фалес возводил всё многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Фалес основал геометрию. Мы знаем, что Фалес имел титул одного из 7 мудрецов Греции, знаем, что он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и вообще первым по всем наукам в Греции. Карьеру он начинал как купец и ещё в молодости попал в Египет. В Египте Фалес застрял на много лет, изучая науки в Фивах и Мемфисе. Считается, что геометрию и астрономию привёз он. Во всяком случае, одному у него могут поучиться все философы - краткости. Полное собрание его сочинений, по преданию, составляло всего 200 стихов. В геометрии греческие авторы приписывали ему довольно много. Например, Прокл Диадох утверждает, что Фалес доказал теоремы: что, вертикальные углы равны; что, углы при основании равнобедренного треугольника равны; что, диаметр делит круг пополам; и ещё ряд других. Он предсказание солнечное затмение 585 г. до н.э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом Ионии. Фалес настоятельно советовал ионийским полисам объединиться перед лицом угрозы сперва против Лидии, а затем против Персии. Но советам философа не вняли. В борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия более опасный враг, чем Лидия, помогал ей как инженер. Он помог Крезу перейти через реку Галие, приказав вырыть водоотводный канал, понизивший уровень воды в реке. Фалес дожил до глубокой старости. Он написал так же сочинения в прозе "О началах", "О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Сами эти названия говорят о Фалесе как учёном и философе, искавшем начала мироздання. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только названия. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибыл в Милет уже пожилым. Младший современник его, Гераклит, знает Фалеса как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения. Фалесу принадлежит также открытие годового движения Солнца на фоне "неподвижных" звёзд, определение времени солнцестояний и равноденствий, пони-мание того, что Луна светит не своим светом, и т.п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на 5 зон. Он ввёл календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего 5 дней выпадали так, как это было принято в Египте. В области геометрии Фалес установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделённых диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Учёным жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме. Фалес как физик пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашёл её во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал его поднятие. Но то, что верно в отношении Невы, в отношении Нила неверно. Нил разливается в результате летнего таяния снегов и летних дождей в его верховьях. Фалес как философ. О Фалесе как философе первым написал Аристотель. В "Метафизике" сказано: "Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей, И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес - родоначальник такого рода философии - считает её водою". Т.о. и осмыслил Аристотель суть учения первых философов, которых мы называем стихийными материалистами. Вода - философское переосмысление Океана, Нун, Абзу (Апсу). Правда, название его сочинения "О началах" допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он не стал бы филосом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю - в этой форме он ещё и представляет субстанциальность воды, она буквалысо пребывает подо всем, на ней всё плавает. С другой стороны, это не просто вода, а вода "разумная", божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги - действующие в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Дногена Лаэртского о Фалесе: "Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств". Энгельс подчеркивает, что стихийный материализм Фалеса содержал в себе "зерно позднейшего раскола". Божество космоса - разум. Перед нами здесь не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, сына Зевса, который отрицал своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма. Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: "Многословие вовсе не является показателем разумного мнения". Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. "Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей".
2) Пифагор Самосский - математик и мистик, сын богатого ювелира Мнезарха, по сообщению Неанфа, сириец или тириец. Историк Гермипп Смирнский (ок. II в. до н.э.) допускал, что "свою философию Пифагор принёс эллинам от иудеев". Родился Пифагор в финикийском городе Сидоне, "процветал" при тиране Поликрате (ок. 570 - ок. 500) и основал общество в Кротоне, италийском городе, находившемся в тесных сношениях с Самосом. По словам Гераклита, он был учёнее всех своих современников. Неизвестно, сколько времени Пифагор оставался в Кротоне, но несомненно, что умер он в Метапонте, куда переселился вследствие враждебного отношения кротонцев к его союзу. Пифагор - автор систематического введения доказательства в геометрию, построения планометрии прямолинейных фигур, создания учения о подобии, доказательство теоремы о сторонах прямоугольного треугольника ("теорема Пифагора"), построение некоторых правильных многогранников и многоугольников. Пифагору также принадлежит учение о чётных и не чётных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, арифметических, геометрических и гармонич. пропорциях и средних.
3) Эвклид (Евклид, около 365-300 г. до н.э.) - один из величайших математиков в Истории. Его биографические данные сохранились на страницах арабской рукописи XII в.: "Евклид, сын Наукрата, известный под именем "Геометра", учёный старого времени, по своему происхождению грек, по местожительству сириец, родом из Тира". Тир - столица Финикии. Вероятно, род Эвклида был из тирийцев, поселившихся в Афинах. 1-й комментатор "Начал" Прокл (V в. н.э.) не мог указать, где и когда родился и умер Евклид. По Проклу, "этот учёный муж" жил в эпоху царствования Птолемея I. Эвклид получил научное образование от учеников Платона и был приглашён в Александрию Птолемеем, сыном Лага; здесь, в Александрии он основал школу математики. Из его сочинений дошли только "Элементы геометрии", книга под заглавием "Данные", трактата по геометрической оптике и катоптрике и часть сочинения о делении площадей многоугольников. Математики более позднего времени Папп Александрийский и Прокл упоминают и ссылаются на не дошедшие до нас книги Эвклида: 4 книги о конических сечениях, 2 книги о местах на поверхности и на 3 книги "Поризмы". Наиболее знамениты "Элементы". Он первый дал настолько стройное, систематическое и изящное изложение геометрии прямых линий и круга, что в Англии до ХХ в. при начальном обучении геометрии придерживаются изложения Эвклида. Изложение "Геометрии" Эвклида состоит из 13 книг, к которым присоединяют 2 книги о 5 правильных многогранниках, хотя открытие их несправедливо приписывают Гипсиклу Александрийскому (жил 150 лет позднее Эвклида). Собственно геометрия прямых линий, кругов и плоских фигур заключается в первых шести книгах, а в пяти последних книгах изучаются поверхности и тела, в 7-й, 8-й и 9-й книгах рассматриваются свойства чисел, в 10-й рассматриваются в подробности величины несоизмеримые. Под "данными" подразумеваются те величины, которые на основании теорем, доказанных в "Элементах", могут быть определены из условий задачи. Если, например, задана на плоскости определенная точка и круг определенного радиуса, центр которого имеет вполне определенное положение, то длины и направления касательных из точки к кругу суть прямые "данные". Что такое "поризмы" - представляется гадательным. Папп и Прокл, говоря о поризмах, выражаются столь неясно, что нельзя составить себе представления об этом предмете. Папп, между прочим, говорит о поризмах как о каком-то особом методе, применяемом с успехом при решении многих трудных задач. Роберт Симсон, основываясь на неполных и неясных замечаниях Паппа, полагал, что поризмы представляют упрощенный способ вывода некоторых лемм; он даже воспроизвел 38 таких лемм. По объяснению Шаля (Chasles, "Aper;u historique") поризмы представляют собой нечто подобное сокращенному методу аналитической геометрии или, может быть, нечто подобное тем методам, которые употребительны в высшей геометрии. В "Началах" он описывает метрические свойства пространства, которое современная наука называет Евклидовым пространством. Евклидово пространство является ареной физических явлений классической физики, основы которой были заложены Галилеем и Ньютоном. Это пространство пустое, безграничное, изотропное, имеющее 3 измерения. Эвклид придал математическую определенность атомистической идее пустого пространства, в котором движутся атомы. "Начала" Эвклида - одна из популярнейших книг, количество её изданий мож-но сравнивать лишь с тиражами Библии.
4) Феодосий из Триполи - геометр и астроном I или ок. серед. II в. Из его сочинений дошли 1) "Сферика" в 3 книгах, посвящённая геометрии шаровой поверхности. При совершенном отсутствии в этом сочинении измеряющего или тригонометрического элемента, о содержании составляющих его предложений могут дать понятие следующие: всякое сечение шара плоскостью есть круг и притом большой, если плоскость проходит через центр. Малые круги, параллельные большому и отстоящие от него на равных расстояниях, равны и имеют с ним общие полюсы. 2 большие круга делятся взаимно пополам. Если один из них перпендикулярен к другому, то он проходит через оба его полюса; если же он наклонен к нему, то соприкасается с 2 параллельными ему кругами, отстоящими от центра шара на равных расстояниях. Важное значение этих предложений для астрономии было причиной введения "Сферики" Феодосия учёными древней Греции в группу сочинений т.н. "малых астрономов". Значение, приобретенное "Сферикой" в древнегреческой литературе, сохранялось за ней очень долго, как это показывают её многочисленные переводы на араб., евр. и латин яз. 2) "De habitationibus". Понятие о содержании этого чисто астрономического сочинения могут дать следующие предложения. Житель северного полюса всегда видит только северное полушарие. Восхода и захода звёзд он никогда не видит. День продолжается для него 7, а ночь 5 месяцев. Житель равноденственного круга видит все звёзды восходящими и заходящими. Притом они находятся для него столько же времени над горизонтом, сколько и под ним. Житель северного полярного круга в день летнего солнцестояния видит Солнце незаходящим, в день зимнего - не восходящим. 3) "De diebus et noctibus", как предыдущее, представляет чисто астрономическое сочинение, состоящее из ряда предложений о продолжительности дней и ночей. 4) "О клепсидре" - сочинение, дошедшее до нас в обработке арабского учёного XIII в. Ибн-Аби-Шукра. Из утраченных сочинений Феодосия известен комментарий к утраченному же сочинению Архимеда.
5) Посидоний - математик и астроном, естествоиспытатель, географ, историк и этнограф, философ Средней Стои. Родился в Апамее Сирийской в 135, умер в Риме в 50 г. до н. э. или 51 на о. Родос, где долго жил. Был учителем Цицерона и Помпеев. Создал (сохранившуюся в отрывках) философско-научную эклектическую систему, которая в центре божественной всеобщей Природы помещает человека, дуалистически расколотого на тело и душу (за грехи возвращённую в тело). Благодаря сочетанию выраженного в яркой форме осмысления действительности с не менее развитым чувством иррационального в мире и человеческой жизни, и благодаря остроумной форме изложения в своих многочисленных сочинениях он оказал огромное влияние на мысли современного ему мира и последующее развитие. Известен 2-й попыткой определить размеры Земли (1-я принадлежит Эратосфену). Звезд а Корабля Арго (Канопус) по его оценке поднималась в Александрии 1/46 долю окружности, т.е. 71/2№, в Родосе же только показывалась на горизонте, а линейное расстояние между этими городами (которые Посидоний считал расположенными на одном меридиане) оценивалось моряками от 5000 до 3750 стадий. Отсюда окружность земли от 240000 до 180000 стадий. К сожалению, точная величина стадии неизвестна. Во всяком случае, метод его уступает методу Эратосфена. Посидоний считал расстояние от Земли до Луны равным 521/8, а до Солнца 13098 земным радиусам, что соответствует параллаксам в 65'.9 и 15."6 и представляет баснословную для того времени точность.
6) Никомах Геразенский - математик и философ неопифагорейской школы из города Геразы в "Палестине". Жил около 100 г. н.э. Как автор сочинения "Введение в арифметику", Никомах пользовался чрезвычайно широкой известностью. Его сочинение было переведено на латинский и арабский языки. 1-я книга этого сочинения занималась определением числа и рассматриванием различных родов чисел (чётных, нечётных, простых, сложных, взаимно простых, совершенных, избыточных и недостаточных), а 2-я - учением о фигурных числах и связанным с ним учением о пропорциях. Говоря о кратных числах, о числах, содержащих в себе данное число и некоторую его часть, автор пользуется для пояснения предмета исследования таблицей умножения, которая теперь известна под названием "пифагоровой". Множество комментарий и переделок арифметики Никомаха появлялось в греческой, римской, арабской и в западноевропейской средневековой литературе. Из других его сочинений до нас дошли: посвященное музыке, под заглавием "Manuale harmonices", и рассматривающее мистические значения чисел и напечатанное под заглавием "Theologumena Arithmeticae etc.". Влияние мистицизма, составлявшего характерную черту неопифагорейской школы, выразилось и в постоянном употреблении Никомахом в его "Арифметике" троичных подразделений. Из недошедших до нас его сочинений нам известно, по заглавию, одно посвящённое введению в геометрию. Никомахова Арифметика является наиболее распространённым из всей античной математической литературы, за исключением работы Евклида, произведением.
7) Евтоций Аскалонский - математик из Аскалона в "Палестине", живший при Юстиниане Великом (VI в.), последний представитель Платоновой школы, в комментариях которого находятся драгоценные для истории математики сведения о геометрах древности, и даже отрывки из не дошедших до нас сочинений. Таких указаний много в его комментариях к Архимеду; здесь, между прочим, говоря о способе Менехма решения задачи о 2 средних пропорциональных при помощи 2 парабол, он говорит об инструменте, изобретённом учителем его Изидором, для черчения параболы непрерывным движением. Там же находятся точные указания приёмов, которыми пользовались учёные александрийской школы для умножения, деления и извлечения корней из чисел. Комментарии его к коническим сечениям Аполлония пергского собраны Галлеем.
8) Мох (Мохос) из Сидона (Ливан) раньше Троянской войны (и соответственно, раньше Демокрита) выдвинул теорию строения мира из атомов.
9) Боэф сын Аполлодора - греческий скульптор, родом из Карфагена, которого не надо смешивать с Боэфом из Халкидона. Жил, по-видимому, во второй половине III в. Павсаний упоминает созданную Боэфом из Карфагена позолоченную статую мальчика в храме Геры в Олимпии. Этот же художник был автором статуи мальчика с уткой, обнаруженной в Эфесе; но же создал известное изображение мальчика, который душит гуся, и упомянутую Цицероном, бронзовую гидру, которая в течение нескольких поколений хранилась в одной семье в Лилибее и которую захватил римский наместник Веррес.
10) Каллинник - инженер и архитектор, в 673 изобрёл греческий огонь. Преследуемый за христианскую веру, бежал из финикийского Маальбека в Византию и там предложил свои услуги императору Константину IV в борьбе против арабов.
11) Хирам-аби - тирский художник, изготовивший медную утварь для Соломонова Храма. В I кн. Цар., 7, 14 упоминается ; строителе Хираме как ; великом знатоке бронзового мастерства. Бронзовые сосуды и колонны Соломонова храма были унесены воинами Навуходоноссора в Вавилон (II Цар., 25, 13-14; Иерем., 52, 7). Он был сыном тирийца и израильтянки из колена Нафтали.
12) Иопад. Певец в Карфагене, ученик Атланта. Исполнял песнь об астрономии (Вергилий. Энеида I 740-746).
Некоторые (например, Ю.Циркин) справедливо считают его архитектором - строителем Иерусалимского храма.
(Царь Давид также велел искусным тирийским зодчим, присланным его союзником Хирамом, соорудить дворец, который, вероятно, был построен в пределах "града Давидова". Вблизи дворца возвышалась, быть может, казарма царских телохранителей; по крайней мере, таковую усматривали в так наз. "Доме героев").
12) Ханно бен Ятанба'ал бен Ганнибал - архитектор, построил храм в Тугге для нумидийского царя Масиниссы.
13) Абариш бен Абдастарт - архитектор, построил мавзолей в виде башни с пирамидальным завершением для Атебаны, сына Йепматата, нумидийского царя или вельможи конца III или начала II века до н.э.
14) Пефрасмен (Пефасмен) - корабельный мастер, тириец, находящийся в карфагенской армии во время осады Гадеса, независимо от ассирийцев, первым на Западе, изобрёл таран. Во время осады Гадеса, Пефрасмен поставил мачту, а сбоку от неё повесил поперек другие бревно в наклонном положении, наподобие коромысла висячих весов, и ударял им в стену, приводя бревно в движение с помощью антиспаста. Осажденные не знали, как защищаться от такой незнакомой им машины, и случилось так, что стены скоро обрушились.
15) Герас - карфагенянин, усовершенствовал таран. После сделанного Пефрасменом тарана, Герас соорудил досчатый настил на колесах и подвесил над ним таран; он устроил так, что таран раскачивали не с помощью антиспастов, а его толкала толпа людей под защитой двускатной крыши. Герас первый изобрёл прикрытие крутую двускатную крышу, причём назвал все сооружение "черепахой" из-за его медленного движения.
16) Ашцап - карфагенянин, построил мавзолей в честь своего патрона Милкпиллеца.
20) Эннион из Сидона - мастер, работавший в Италии в начале или середине I в. н.э. Сохранилось несколько сосудов из дутого стекла, помеченных знаком этого мастера.
21) Аполлодор Дамасский - архитектор эпохи расцвета Римской империи.
Он родился в Дамаске римской провинции Сирии, арамей по происхождению.
В 104-105 Аполлодор руководил строительством моста Траяна через Дунай (длина свыше 1 км). Построил ансамбль форума Траяна в Риме.
Аполлодор раскритиковал архитектурные планы императора Адриана для храма Венеры. Был сослан и впоследствии Адриан добился казни Аполлодора.
В честь Аполлодора назван кратер на Меркурии.
22) Публий Рутилий Синтроф - мраморщик в Гадисе (Испания).
24) Альбан Артемидор - врач в Гадисе (старой финикийской колонии в Испании).
25) Луций Юний Модерат Колумелла (лат. Lucius Junius Moderatus Columella, 4 н. э., Кадис - около 70 н. э.) - один из древнейших древнеримских авторов, осветивших в своих произведениях тему сельского хозяйства. В молодости был на военной службе (в частности, в 35 трибуном в Сирии). Затем занялся сельским хозяйством.
В своём главном сочинении - трактате "О сельском хозяйстве" (лат. "De re rustica", около 42) Колумелла подробно, со ссылками на собственный практический опыт, опыт своего дяди Марка Колумеллы (тоже из Гадиса) и на труды своих римских и греческих предшественников - в частности, Цельса, рассказывает об основах сельскохозяйственной деятельности и даёт адресату трактата, некоему Публию Сильвину, множество полезных советов. Трактат состоит из 12 глав (книг), написан лёгким и изящным слогом в прозе, а 10-я глава о садоводстве - в стихах (гекзаметром). Помимо садоводства Колумелла рассматривает в трактате виноделие, выращивание маслин, разведение крупного и мелкого скота, птицы и рыбы, пчеловодство. К трактату примыкает также работа "О деревьях" (лат. "De arboribus"), в которой рассматривается взращивание плодовых и лесных деревьев в питомниках, посадка их и обрезка.
26) Пигмалион - легендарный царь Кипра и скульптор, по мифу создавший прекрасную статую из слоновой кости и влюбившийся в своё творение.
************
1) Знаменитые Финикийцы 1 Политики http://www.proza.ru/2007/12/22/85