Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Войны Евреев с греками

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Войны Евреев с греками

  Евреи и греки, оказавшись в одном государстве в результате войн Александра и расширения Рима, разумеется, не могли уживаться друг с другом. Маккавеи изгнали свинопасов со Святой Земли, однако римляне оказались сильнее евреев, как впрочем, и греков.
  
  Здесь мы не будем говорить о войнах финикийцев с греками и римлянами, хотя как докажет Ваш покорный слуга, финикийцы - это евреи, и сефардские евреи - прямые потомки финикийцев.
  
   Ещё Александру Македонскому пришлось в тяжёлой осаде брать Газу и Тир. Иудеи в начале чуть не начали войну с ним, но померились. Самаритяне наоборот, в начале поддержали Александра, сатрап Самарии Санбаллат III (назначенный на этот пост Дарием III) привёл ему на помощь 8 тысяч воинов, которые впоследствии поселились в Египте, получив за это у него разрешение на строительство храма на горе Гризим. Но по смерти Санбаллата самаритяне восстали, воспользовавшись походом Александра в Египет; мятеж вызван, вероятно, персами. Андромах, назначенный Александром наместником Сирии, не только не сумел его подавить, но и сам попал в плен сепаратистам, и был ими сожжён заживо. Александр вернулся в Финикию и обрушился на мятежников. Самаритяне выдали ему зачинщиков, но это их не спасло: Рука Г-пода Александр отомстил неразумным за храм на горе Гризим - были убиты не только мужчины, но и многие женщины и дети, а сам город Самария был заселён гоями.
  
  В 167 г. до н.э. конченый антисемит сирийский царь Антиох IV Эпифан отменил автономию гражданско-храмовой общины, запретил под угрозой смертной казни соблюдение Шаббата, обрезание, пищевые запреты, поклонение Йахве в Иерусалимском Храме, а в планах - уничтожение книг ТаНаХа, учреждение культа Зевса Олимпийского в Иерусалимском Храме и построение святилищ и алтарей Зевсу и другим олимпийским богам во всех городах "Палестины". Летом 167 сирийские чиновники прибыли в город Модеин, к северо-западу от Иерусалима, и потребовали от жителей выполнять указы царя, в т.ч. "...принести жертвоприношения [божествам]" (1 Макк. 2:15). Но против этого восстали Матитйаху, сын Йоханана из священнического рода Хашмонаим, и 5 его сыновей - Йонатан, Шимеон, Йехуда, прозванный за силу и мужество макевет ("молот"), Элазар и Йоханан. Разрушив языческий алтарь и убив сирийских чиновников во главе с Апеллесом, они "...убежали в холмы, оставив в городе всё, что у них было" (1 Макк. 3:1). Мататия приз-вал тех, "Кто стоит за Б-га и Его святое учение, пусть идёт за мною!". На этот призыв откликнулись ревнители веры - хасидеи. Повстанцы ушли в горы, откуда нападали на сирийские карательные отряды, разрушали языческие храмы и жертвенники.
  
  Когда вскоре Мататия умер, дело продолжили его сыновья, среди которых выделился Иуда Маккавей. Он встал во главе еврейского войска и начал открытую войну против язычников. Сирийский наместник "Палестины" Аполлоний двинулся из Самарии на подавление мятежа. Иуда выступил ему навстречу и разгромил оккупантов, сам Аполлоний был убит. Затем Иуда разбил сирийцев при Бетхороне. Восстание против Антиоха распространилось по всей Иудее. Антиох послал против восставших новые большие армии во главе с двумя известными полководцами - Никанором и Горгием. За этими ордами обезьян двигались купцы, собиравшиеся уже скупать еврейских пленников. Иуда в своей штаб-квартире в Мицпе удалил из своего отряда всех капитулянтов, и с войском всего 6 тысяч отборных воинов выступил против неприятеля, который разделил своё войско на 2 части с целью окружить и уничтожить мятежников. С кликом "За нас Б-г!", иудеи атаковали врага и разбили его при городе Эммаусе (Хамат), это вызвало бегство 2-й части сирийского войска во главе с Горгием. Евреи захватили в брошенном лагере богатую добычу - оружие и деньги купцов (166 г. до н.э.). В следующем году против иудеев выступил с 60 тысячами войска из Антиохи главный военачальник Сирии Лизий. Иуда с 10 тысячами разбил и его при Бет-Цуре, к югу от Иерусалима (165). Лизий сумел убежать. В Кислеве (декабре) 164 был освобождён Иерусалим (только цитадель Акра удерживалась оккупантами) и очищен осквернённый Храм, в честь чего в еврейском календаре появился праздник Ханука.
  
  Вскоре умер и сам Антиох Эпифан (164). Престол унаследовал малолетний Антиох V Эвпатор, но фактически управляли сановники, в числе которых и Лизий, вновь пошедший войной на иудеев. Вместе с царём Эвпатором он привёл туда 100 тысячное войско и 32 слона. Близ Бет-Цуры эти орды греков разбили евреев, хотя один из братьев Иуды, Элеазар, чуть было не убил царя, сидевшего на слоне, но убитый им слон упал на этого первого в истории шахида. Бет-Цур был взят, а еврейское войско отступило к Иерусалиму. Сирийцы вскоре осадили крепость на Храмовой горе. Евреи к тому же испытывали сильный недостаток продовольствия из-за субботнего года. Однако Лизию не удалось окончательно решить еврейский вопрос: в самой Сирии начались смуты и борьба за власть, и ему пришлось заключить с иудеями весьма выгодный для последних мир (163). Иудеи получили внутреннее самоуправление, религиозную свободу, но признавали власть Сирии. Поставленный Антиохом Эпифаном первосвященник - предатель Менелай был лишён своего сана и казнён. Этот первый в истории хасавюрт может быть доказательством уже тогда существовавшей влиятельной диаспоры.
  
  В Антиохи произошёл государственный переворот - Дмитрий Сотер, брат Антиоха Эпифана, убил Лизия и Антиоха Эвпатора, объявил себя царём Сирии (161). Он решил покорить иудеев и назначил первосвященником вождя эллинистов Алкима (Элиаким), но правоверные хасидеи не впускали холуя язычников в святой город. Тогда Дмитрий отправил под началом Бакхида на помощь Алкиму отряд сирийских воинов. Алким стал уверять евреев, что будет действовать в духе хасидеев. Однако на деле он воздвиг гонения на последних и велел казнить из них 60 человек. Алким убедил царя отправить против Иуды войско во главе с Никанором. Последний обещал сжечь Иерусалимский Храм. 13 адара (март 161) у селения Адассы евреи разбили оккупантов, Никанору отрезали голову и повесели её у ворот Иерусалима. День этой победы (канун Пурима) ещё долго праздновался. Узнав о поражении Никанора, Дмитрий отправил в Иудею 20-ти тысячную армию под начальством Бакхида. Весной 160 он застал Иуду всего с 3 тысячами солдат. Большинство уговаривало Иуду отступить, на что он ответил: "Если пришла нам пора умереть, то умрём мужественно за наших братьев, но не наложим пятна на свою честь!" Всего 800 человек согласились пойти с ним. В этой неравной битве у Адассы, став шахидом, и погиб Иуда, инша Аллах!
  
  После смерти Иуды главой еврейского войска был избран его брат Ионатан (159). Вскоре умер Алким. Собрав значительное войско, Ионатан вместе со своим братом Симоном стали беспокоить сирийцев частыми нападениями. В результате Бакхид вынужден был заключить с Ионатаном мир и уйти в Сирию (157). В последней снова разгорелась борьба за власть - против Дмитрия выступил Александр Балас, объявивший себя царём и выдававший себя за сына Антиоха Эпифана. Дмитрий просил Ионатана помочь ему, обещая разные льготы Иудее. Но и Александр привлекал на свою сторону Ионатана: его первым официальным актом после коронования в Птолемаиде было отправление посольства к Ионатану Хасмонею с письмом следующего содержания: "Царь Александр своему брату Ионатану, радоваться! Мы слышали о тебе, что ты муж крепкий силою и достойный быть нашим другом. Итак, мы поставляем тебя первосвященником твоего народа, и ты будешь именоваться "другом царя", и будешь держать нашу сторону, и хранить дружбу с нами" (I Макк., X, 18-21). При этом Балас послал ему порфиру и золотой венец. Иона-тан, не колеблясь, сразу же высказался за Александра Баласа и отверг все предложения, сделанные ему Дмитрием. Ионатан вступил в Иерусалим и в праздник Кущей (Сукот) совершил в Храме богослужение в качестве первосвященника (152). Пользуясь смутами в Сирии, он стал увеличивать войско и укреплять города, чтобы совсем освободится от греко-сирийского ига. Об этом узнал сирийский полководец Трифон. Он хитростью заманил Ионатана с небольшоым отрядом в Птолемаиду (Акко) и взял его в плен.
  
  Во главе еврейского войска был избран брат Ионатана Симон (143). Он употреблял все усилия, чтобы вытащить брата из плена, - и Трифон сначала обещал отпустить Ионатана, если иудеи дадут за того выкуп и заложников, но получив это, сирийский полководец велел казнить Ионатана. В ответ Симон стал вытеснять сирийцев из укреплённых городов Иудеи. Последний оплот сирийцев находившийся в иерусалимской крепости акреирийский был осаждён. 23 ияра (май 142) евреи торжественно вступили в сдавшуюся Акра, и этот день ещё долго был праздником. Сирийские цари признали независимость Иудеи и освободили её от выплаты дани. 18 эула (август) 140 г. до н.э. в Иерусалиме Симон был избран первосвященником и князем Иудеи.
  
  
  Евреи победили.
  
  ***
   ...Отметим, что некоторые евреи достигали и в эллинистических государствах высокие должности. Птолемеи привлекали евреев в Египет, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, с/х и торговлей и принимая их на государственную службу. Птолемей I Сотер (323-283 гг. до н. э.) поселил в Египте евреев, взятых им в плен во время войны в Передней Азии; эти евреи несли платную военную службу, помогая держать в повиновении коренное население страны. Птолемей I Лаг распределил по стране в гарнизонах 30.000 солдат-евреев (Псевдо-Аристей). Еврейские лагери находились во многих местах Египта; castra Judaeorum имелись на восточном берегу Дельты (Notitia dignitatum Orientis, гл. XXV) и - на западном ("Древн.", XIV, 8, ј 2; "Иуд. войн.", I, 9, ј 4). В надписи, найденной в Атрибисе, в южной части Дельты, первым в списке строителей синагоги стоит имя "начальника полиции". Птолемея, начальника стражников можно считать евреем. Птолемей VI и его супруга Клеопатра "отдали всё государство в руки евреев, и главными начальниками войска были 2 еврея, Ониас и Досифей" ("Против Апиона", II, 5). Их дочь Клеопатра во время войны, которую она вела против своего сына Птолемея Латира, также назначила начальниками своего войска 2 евреев, Хелкию и Хананию, сыновей первосвященника Онии, строителя леонтопольского храма. Префектом Египта и генералом египетских войск был Тиберий Александр. В культуре известны: Филон Старший написавший поэму об основании Иерусалима, поэт Теодот гомеровским слогом воспевал столкновение сынов Иакова с жителями Сихема, драматург Иехезкель (Иезекиил) написал трагедию "Исход из Египта"; среди историков можно назвать Деметрия, Эвполема, Артапана, Ясона из Кирены, Иосифа Флавия, Юстуса Тивериадского, Аристея и т.д.; ритор Цецилий, были евреи поэты (ср. Martial, 11, 94), рецензенты (там же), певцы (Mart., 7, 82); актёр Алитур; среди еврейских римских надгробий встречаются принадлежащие актрисе, художнику и т.д. Известны были и евреи-олигархи, как откупщик доходов египетского царя Иосиф бен-Тобия; брат Филона Александрийского алабарх Александр Лизимах, который дал взаймы Агриппе I 1,2 млн. драхм, был откупщиком налогов правого берега Нила, другом императора Клавдия и управляющим его матери Антонии; позднее был известен олигарх Деметрий и т.д. Другой еврей был казначеем Кандасы - царицы Эфиопии. В Александрии существовало общество еврейских навикулариев (судовладельцев), среди местных евреев были специалисты во всех сферах мореходства. О первосвященнике Эл"азаре бен Харсоме говорится, что он имел тысячи морских судов с товаром (Иома 356 и другие). Основными занятиями евреев в Александрии при Птолемеях были военная и полицейская служба, сбор налогов, служба в административном и финансовом аппарате. В Мишне (Рош-Гашона 1, ј 7) и в афоризмах Диоскорида упоминается врач Тобой (Тобия) из Модаим, написавшим книгу о функциях мозга. Были и евреи химики - Мария Гебра, Зосим (Зисмус аль-Ибри, ок. 300 г. н.э.; родом из Панополиса) и "Псевдо-Демокрит". Евреи создали похоронившую саму Античность "религию" - христианство.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"