Аннотация: Вавилоняне - предки Евреев. Знаменитые ассирийцы и
Авраам происходил из Ура Халдейского, столицы древнего Аккада - Вавилонии. Он восстаёт против язычества, и уходит в Ханаан.
Получается, что евреи, во всяком случае, времён Авраама, - это халдеи (то есть вавилоняне, аккадцы, ср. Иезекиил [23, 15]: "Вавилоняне, родина которых Халдея").
Близки к вавилонянам, и ассирийцы: ещё Библия устанавливает родство Вавилона с Ассирией ("из этой страны вышел Ашур").
За единое происхождение этих народов говорит и фраза из Бытия (10:8-12) о том, что Нимрод был родоначальник и ассирийцев и вавилонян. Принято считать, что всё это разные народы, но на взгляд Автора, это не так.
Уже само имя "Авраам" ("Ави-рам", т.е. "мой Отец /родоначальник/ высок") встречалось и у ассирийцев (Abi-r;mu).
Михаил Зильберман (?, израильский автор, известный Мне по статьям в Интернете о гиксосах и т.д.) отмечает следы миграции аккадцев в Ханаан: "Широкое распространение аккадского языка и письменности в рассматриваемый период привело к появлению аккадоязычных писцов в городах Сирии и Палестины. В Хацоре найдены четыре аккадские надписи: глиняная табличка с юридическим документом, жреческий текст для предсказаний, фрагмент месопотамского учебного текста (список мер и весов) и ханаанейское имя. В Гезере клинописная табличка содержала список имён, а в Хевроне - жертвоприношений. Эти скудные документы свидетельствуют об использовании в данный период в Ханаане аккадского языка как официального", - речь идёт о ХVIII в. до н.э.
И археологические данные, и Библия (Быт. 11:28) одинаково указывают на Ур Халдейский как на место происхождения евреев. На ту же прародину указывает и хромосомный анализ, проведённый израильскими учёными в 1998-2000.
Аккадцы делились на 2 группы - ассирийцев (север) и вавилонян (юг). Ассирия - от др.-семитского "ас-сур", "сырт" ("пустыня"), т.к. эти племена жили в пустынной части в верховьях Евфрата. Вавилон (;;; ;;;;;;;) - от др.-семитского "баб-илу" ("ворота Бога"), т. ч. вавилоняне - не этническое, а географическое понятие.
На связь евреев и аккадцев указывает прозвище Иосифа Прекрасного - "Abrech", от аккадского "abaraku", - высокий титул, означающий "благословенный Богом".
За единое происхождение финикийцев, халдеев и евреев говорит схожесть культуры, общность религии, близость языка, которого называют то арамейским, то халдейским; греки и римляне говорили, что сирийцы (иудеи + финикийцы) то же, что и ассирийцы. Я предпочитаю принять их версию, нежели современных "эрудитов". Кроме того, и культура этих "народов" поразительно схожа: торговля - главное поприще их от Карфагена до Вавилона; священная проституция и т.д. Всё это указывает, что мы имеем дело с одним народом, раскинувшемся от Вавилона до Финикии. Во всяком случае, он таким изначально был.
Конечно, можно возразить, скажем, если это был один народ, почему всё-таки были религиозные различия, не было желания создать единого государства, и т.д. Создавать единое государство, этот народ действительно не стал; даже иудеи не хотели жить в одном государстве. Почему? Дело в том, что скажем, торговому народу такое государство было и не нужно: купцов устраивало платить дань то египтянам, то персам и т.д., с одной стороны, сильные цари, заинтересованные в налогах, защищали торговцев, и не слишком вмешивались в дела городов-государств; а с другой, большое государство нужно для войны с конкурентами, но не персы, ни египтяне конкурентами им не были. Да и создав такое государство, ассирийцы и вавилоняне столкнулись с тем, что оказались между ирано-мидийцами и египтянами, народами, чья энергия тратилась не на торговлю и науки, а на войну. Греки почувствовали себя единым народом, когда пришли персы. Иудеи же, с персами договаривались лучше, чем с израильтянами или с самаритянами. Это не доказывает, что персы ближе к иудеям, чем израильтяне, это доказывает только, что внутривидовая конкуренция сильнее межвидовой.
Так что, древние евреи по ряду характеристик (религия, язык, раса, традиции и т.д.) составляли один народ с ассирийцами и вавилонянами. Старинная традиция (Иошуа, 24, 2) гласит, что слово "еврей" обозначает не отдельный народ, а тех, чьи предки жили "по ту сторону реки" (eber ha-nahar) - Евфрата или Иордана.
Вавилонская Суббота, как день воздержания от всяческих работ, праздновались 7, 14, 19, 21 и 28 каждого месяца; согласно клинописным текстам, в эти дни "пастырь народа" должен был воздерживаться от некоторых занятий и удовольствий; в этих текстах Schabattu = ;m n;ch libbi, то есть день успокоения сердца (богов).
Ассиро-вавилонское предание о Потопе почти тоже, что Библейское; только вместо Ноя там спасается на корабле царь Хасисадра (Ксисутра), которого предупреждает о бедствии бог Бел. Предок Гильгамеша, царя Урука (= Эреха) и любимец богов Утнапиштим с прозвищем Atrachasis ("Чрезвычайно умный" = Xisuthros у Бероса) передает Гильгамешу историю Потопе, от которого спасся только он со своей семьей. Боги решили погубить жителей Schurippak'a ;отопом. Во сне бог Еа открывает Утнапиштиму угрожающую опасность. Последний строит, по совету бога, судно, в котором спасается вместе со многими животными. Лишь только в него вошёл Утнапиштим, как поднялся ураган "abubu", свирепствовавший с такой силой, что сами боги пришли в ужас. Всё живое погибло; и только на 7-й день ураган стихнул, а 12 (двойных) часов спустя показалась полоска земли. Судно остановилось у горы Нисир; на 7-й день Утнапиштим выпустил голубку, которая вернулась, не найдя приюта. Не нашла себе убежища и ласточка, посланная после голубки. И только ворон, посланный после обеих вышеупомянутых птиц, не вернулся более на судно. Утнапиштим высадился с судна, принёс жертву богам, и та жертва была им угодна, ибо, подобно мухам, они собрались кругом неё; погас и гнев Бела; он вошёл в судно, благословил спасшегося человека и его жену и поселил их далеко у устья рек.
Евреи называли звёзды "воинством небесным", ;;;; ;;; ;;;;; ;;; (Ис., 40, 26), что имеет полную аналогию в ассирийском мифе о Гильгамеше, где звезды являются воина-ми, служащими богу неба Ану. В позднейшее время возникло представление о звезде-"начальнике воинства", ;;;; ;; (Даниил, 8, 11), вероятно, о наиболее высоко расположенной звезде. Полагают, что это относится к Сатурну, наиболее далеко отстоящему от Земли, почему ассирийцы считали его "первым бараном" стада. У Захарии 7 планет отождествляются с 7 очами Г-спода (Зах., 4, 2-10), подобно тому как Сатурн называется у вавилонян оком бога Ану.
В Библии встречаются 7 идущих из Вавилонии названий месяцев: нисан, сиван, элул, кислев, тевет, шват и адар.
Еврейскому рассказу о Вавилонской башне и разделении языков соответствует вавилонский миф о том, как люди-великаны возмутились против богов и соорудили очень высокую башню с целью взобраться на небо, и как боги опрокинули эту башню на головы её строителей.
Еврейский Закон требует смертной казни для участников прелюбодеяния (Втор., 22, 22; ср. Лев., 20, 10), но оскорблённый супруг мог простить жену. И древневавилонское право карало обоих соучастников в прелюбодеяния смертной казнью (потоплением в воде; Cod. Hammur., ј 129); муж мог, однако, простить своей неверной жене, и тогда царь должен был также помиловать и своего согрешившего раба (т.е. мужчину, совершившего прелюбодеяние; Cod. Hammur., ј 129). Физическое насилие при прелюбодеянии исключает и по вавилонскому закону вину со стороны потерпевшей (Cod. Ham., јј 130, 139), как и в еврейском праве (Втор., 22, 25-27).
В Коране отца пророка Ибрагима звали Азером (т.е. ассирийцем).
3 тысячи лет до н.э. в Месопотамию вторглись семитские кочевники (аккадцы и др.), вытеснившие арийцев (хурриты и т.п.). В 1-й пол. II тысячелетия до н.э. шумеры слились с аккадцами в единый аккадский народ.
Ур Халдейский, из которого вышел Авраам, был расположен у холма Мугейр на правом берегу Евфрата. Божественным покровителем Ура, так же как и города Харана, куда эмигрировал Авраам, считался Син, бог луны. Авраам совершил своё путешествие на запад, вероятно, вместе с одним из караванов, регулярно отправлявшихся туда.
Современные ассирийцы отождествляются с евреями и армянами, ибо имеют те же расовые признаки, сохранённые даже в большей чистоте, а также в силу того, что "арменоидные" строение лица и форма носа при метисизации доминируют над аналогичными признаками любого другого типа памиро-ферганской, средиземноморской и балкано-кавказской ветви.
В текстах из Мари упоминаются названия городов Нахур, Фаррахи, Сарухи и Фалеки поразительно похожие на имена родственников Авраама - Нахор, Фарра, Серуг и Фалек. Кроме того, там говорится о племенах "Абраам (Абам-рам)", "Иакоб-ел" и даже о колене "Бениамин", которое появилось на границе и досаждало жителям Мари. Всё это говорит о том, что еврейские племена (колена) появились ещё в Месопотамии.
Николай Дамасский, историограф и секретарь царя Ирода, в 4-й книге "Истории" пишет: "Авраам царствовал в Дамаске, но был пришельцем, явившимся вместе с войском из земли, лежащей за Вавилоном и именуемой землею халдеев. Спустя немного времени он ушёл из этой страны и переселился со своим народом в землю, которую тогда называли Ханааном, а теперь Иудеей... А имя Авраама ещё и теперь известно в Дамаске. Показывают и деревню, которая по его имени называется "Жилищем Авраама"".
Наконец, Автор считает историю Вавилона и Ассирии частью еврейской истории на том основании, что отдельные части ассирийцев и вавилонян приняли Иудаизм и смешались с евреями - самым известным примером являются самаритяне и Адиабена. И повторюсь: Авраам - халдей, то есть вавилонянин.
У Авраама Закуто (Юхасин, 245б) и некоторых других современных ему писателей Вавилония названа "страной Израильской" (XVI, 3).
Имя Мардехай посвящено Мардуку, а имя Естер (Эсфирь) - Иштар.
Из Вавилонии ведут своё происхождение различные гадательные тексты, история потопа, или "Атрахасис", "Вавилонский Иов" и др. произведения. Финикийцы считали, что Абрахам был отцом халдеев. Жизнь Моисея похожа на историю Саргона, а законы Моисея напоминают кодекс Хаммурапи.
Весенний вавилонский праздник по случаю наступления нового года включал ритуал обрядового покаяния правителя перед главным жрецом, перекликался с еврейским Днём искупления грехов, правитель должен был исповедоваться и каяться перед первосвященником. Схожий праздник был и в Угарите.
Параллель библейскому рассказу о сотворении Евы из ребра обнаруживается в шумерском мифе о рае и божествах Энки и Нинхурсаг: когда Энки почувствовал боль в ребре, Нинхурсаг вызвала рождение из ребра богини Нин-ти, "Госпожи ребра" (шумерское `ти` означает как `ребро`, так и `жизнь`).
Миф ; Гоге и Магоге является, несомненно, частью цикла ассиро-вавилонских легенд ; творении (борьба и победа Бела / Мардука / Даниила над драконом), но вместе с тем он входит и в эсхатологии Иудаизма.
Наиболее адекватной попыткой отождествить Гога и Магога с к.-л. народами или выявить исторический источник видения Иехезкеля, выглядит предположение, что прообразом Гога был Гиг (у ассирийцев - Гугу), царь Лидии, (ок. 687-652 гг. до н.э.), который, по словам Геродота, расширил свои владения в Малой Азии до Эгейского моря на западе и Чёрного моря на севере. В анналах ассирийского царя Ашшурбанипала (699-633?) содержится несколько версий рассказа о Гиге. Его битвы и современные Иехезкелю нашествия лидийцев и их многочисленных союзников на Мидию, видимо, и создали фон апокалиптического видения пророка.
Один из талмудистов обратил внимание на то, что "Имена ангелов заимствованы евреями у вавилонян во время плена", ;;;; ;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;; (Иер. Рош га-Шана, I, 56д).
В Нузи - древнем городе в северной Месопотамии, к востоку от р. Тигр, который населяли хурриты, - были обнаружены тысячи глиняных клинописных табличек от серед. II тыс. до н.э., в которых отражены различные области жизни, в т.ч. обычаи и законы хурритского общества. Эти тексты имеют параллель с Библией: так, в брачных контрактах из Нузи говорится, что бесплодная жена должна дать свою рабыню в наложницы мужу, но если впоследствии жена родит сына, то он имеет преимущество перед сыном наложницы. Аналогия этому прослеживается в библейском рассказе об Аврааме, Сарре, Агари, Исааке и Исмаиле и отчасти - в истории Иакова, Рахили и её служанки Билхи. Бездетный мужчина в Нузи мог усыновить уже взрослого человека, который становился его наследником в обмен на заботу о приемном отце (или даже на врученную такому "отцу" сумму). Но, если затем у усыновившего все же рождался сын, именно он получал основную долю в наследстве. Библейской аналогией может служить жалоба Авраама: "Я бездетен, и мой домочадец (домоправитель[?])... наследник мой" и т. д. (Быт. 15:2-4). В найденном в Нузи документе говорится о продаже прав на наследство одним братом другому, что напоминает рассказ о продаже Исавом первородства Иакову. В другой табличке говорится о домашних идолах, которые составляли особо важную долю в наследстве; это сравнивают с библейским рассказом о похищении Рахилью божков (трафим) отца (Быт.31:19). Делались также сопоставления законов Нузи о рабах-хабиру с библейскими законами о "рабе-еврее" (эвед иври).
Согласно преданию, сообщённому Шерирой Гаоном, ещё во время I изгнания царь Иегоякин, совместно с другими изгнанниками, выстроил синагогу в Нагардеи из земли и камней, которые они принесли с собой из Иерусалима; это была синагога, называвшаяся "Schaf we-Jatib", упоминаемая в Талмуде (Р. га-Ш., 24б; Аб. Зара, 43б), и по уверению Аббаии, Нагардея единственное место появления "шехины" в Вавилонии (Мег., 29а). Аарониды в Нагардеи будто являются потомками рабов Пашхура бен-Имер, современника царя Иегоякина (Кид., 70б). Тот факт, что Гиркан, первосвященник, одно время жил в Нагардеи в качестве пленника у парфян, объяснит нам то обстоятельство, что в III веке некоторые жители Нагардеи считали себя потомками Хасмонеев. Значение этого города, считавшегося "вавилонским Иерусалимом" (Грец) в последние десятилетия существования Второго Храма, видно из следующего сообщения Исифа Флавия: "Город Нагардея крайне оживленный, обладает отличной и обильной землей; ко всем прочим преимуществам присоединяется ещё и то, что там был избыток населения", "Нагардея и Низибис были укрепленными центрами в Вавилонии, где хранились деньги, которые должны были отсылаться в Иерусалим и отсюда уже отправлялись по назначению".
В обнаруженных во дворце Навуходоносора в Вавилоне клинописных табличках содержатся списки лиц, получавших от царского казначейства оливковое масло; среди них упоминается Иехояхин, царь Иудеи, его сыновья, некий "иудей Уримелех", садовник Шломияху, Самхияху, Книяху и др. В 685 г. до н.э. в Вавилоне открылся крупнейший банковский дом евреев-олигархов Эгиби (Якова?). В Ниппуре был найден архив торгового дома евреев?-олигархов Мурашу, занимавшейся коммерческой деятельностью (464 или 455-403 гг. до н.э.). В этих документах упоминаются несколько десятков евреев, большей частью - земледельцев, арендаторов, кредиторов и чиновников. Документы из архивов Мурашу позволяют сделать вывод о массовом заселении переселенцами из различных областей, включая переселенное население Иудеи, сельскохозяйственного района Ниппура в центре Вавилонии; этот район сильно пострадал во время войн между Вавилоном и Ассирией в VII в. до н.э.; видимо, вавилонские цари прилагали усилия для его восстановления. Поселение Тель-Авив (где пророчествовал Иехезкель) находилось на реке Квар, т.е. на канале Нар Кабару, проходившем через город Ниппур. Названия мест, откуда пришли вернувшиеся из пленения вавилонского (Тель-Мелах, Тель-Харша, Крув, Адан, Имер и др.), не упоминаются в вавилонских источниках; это позволяет заключить, что еврейские изгнанники жили в сельскохозяйственных поселениях, а не в больших городах.
Согласно Библии (I Хр. 5:26) и ассирийским документам, в своём большинстве израильские изгнанники были расселены в 2 районах, обезлюдевших во время длительных войн и восстаний, - к востоку и северо-востоку от Ассирии (область Халах) и вдоль р. Хавор, т. е. к западу от Ассирии, где находились прежде арамейские царства, которые после покорения были преобразованы в провинции и значительная часть населения которых была уведена на новые места. Из документов, обнаруженных при раскопках в столицах Ассирии Нимроде и Ниневии, видно, что часть изгнанников (вероятно, обладатели нужных профессий) была поселена в самой метрополии. В юридических документах этого периода упоминаются выходцы из Самарии и Иудеи. Из документов следует, что некоторые изгнанники были приняты в ассирийскую армию. В одном из документов Саргона упоминается о присоединении к колесничному войску 50 (по другому чтению - 200) колесниц, взятых при захвате Самарии. Возможно, что упомянутые среди других воинов "самаритяне" - изгнанники Израильского царства. На одном из барельефов царского дворца в Ниневии изображены царские стражники, одна из групп которых облачена в одежды, напоминающие одежды защитников Лахиша на барельефе в том же дворце; на этом основании некоторые исследователи допускают, что это еврейские воины. В документах встречаются высокопоставленные чиновники с еврейскими именами: царский колесничий (ок. 709 г. до н.э.), царский телохранитель, главный ревизор царских счетов. Один из ассирийских документов VIII в. до н.э. из Гозана, где жили изгнанники (II Ц. 17:6), подписан 2 высокопоставленными чиновниками с типично израильскими именами - Пеках и Недавьяху, а в сообщении VII в. до н.э. об экономическом положении в Гозане названы 2 высокопоставленных чиновника казначейства - Палтияху и Нерияху.
Пророк Иона по велению Б-га обратил жителей Ниневии во главе с царём в истинную веру, и те объявили пост и устроили всенародное покаяние. Возможно, что эта история отражает реальное обращение части ассирийцев в Иудаизм ещё в ахеменидскую эпоху.
Евреи, проживавшие в районе Ниневии во время Ассирийского пленения, продолжали жить там и после разрушения города, их поселение называлось Хусна Эврая или Хосна Ивраа (`еврейская крепость` по-арамейски).
То что халдеи приняли Иудаизм косвенно доказывает пророчество Исайи, гласившее: "уничтожившие Храм сами же его и восстановят".
М. Зильберман отмечает: "На древнем Ближнем Востоке достаточно широко было распространено представление о "договоре", "завете", между божеством и человеком. Одно из ранних проявлений этой концепции обнаруживает шумерский текст "реформы" Уруинимгины (ХХ1V в. до н.э.), завершающийся словами: "Чтобы сироте и вдове сильный человек ничего не причинил, он (Уруинимгина) заключил с богом Нингирсу этот завет". Одно из поздних упоминаний этой доктрины содержится в финикийской надписи V11 в. до н.э., где сказано: "(бог) Ашшур установил с нами... завет неба и земли, навсегда, завет Баала, владыки Земли"".
В Вавилонии среди евреев были также крупные землевладельцы и торговцы, среди них, например, Хуна и рав Аши.
В I в. н.э. 2 брата, - Анилай и Асинай из города Нехарде"а (;;;;;;, Нагардея), создали узурпаторское государство в Вавилонии и управляли им в течение 15 лет (ок. 20-35 гг.). После неудачных попыток победить братьев и присоединившихся к ним евреев, парфянский царь Артабан III (ок. 12-38) решил использовать их для укрепления власти в своих сатрапиях. Братья были формально назначены правителями уже контролируемых ими вавилонских районов. Падение маленького еврейского царства обусловлено раздором между братьями, Асинай был отравлен женой Анилая. Впоследствии войска Анилая были разбиты парфянами, а он, спасшись, некоторое время грабил деревни вблизи города Нехарде"а, пока не был пойман вавилонянами и убит. Эти события вызвали погром вавилонских евреев (убито 50 тысяч человек).
Приблизительно в 30 г. н.э. царица Адиабены (;;;;;;;;, область в Ассирии находившаяся в зависимости от парфян, столица Арбела [Арба-илу], ныне - Эрбиль) Елена (Хеленей ха-малка, ок. 38-58), сестра и жена царя Монобаза I, вместе со своим сыном Изатом I (ок. 38-58/62) перешла в Иудаизм. Во время постигшей Иудею засухи (примерно в 45-46) Елена на свои средства закупила для голодающих зерно в Египте и финики на Кипре. Елена возвела ряд великолепных зданий в Иерусалиме и Лоде и пожертвовала Храму золотой светильник. Царь Монобаз II (58/62 - сер. 70-х), старший брат и преемник Изата, сделал из золота все ручки сосудов, употребляемых в Храме в Иом-Киппур, и пожертвовал золотую плиту с надписью, цитирующей главу из Пятикнижия, где говорится о замужней женщине, совершившей прелюбодеяние. Талмуд сообщает, что царь Монобаз II израсходовал все свои средства и сокровища, собранные его предками, на оказание помощи евреям в неурожайные годы. Верность адиабенцев еврейскому народу подверглась новому испытанию в I Иудейскую войну 66-73 в которой царская семья Адиабены принимала активное участие. Иосиф Флавий пишет, что "в рядах евреев наиболее отличившимися и доблестными были Монобаз и Кенедай, родственники Монобаза II, царя Адиабены". Адиабена участвовала и в II Иудейской войне при Траяне, в результате чего, её царь Мехарасп (Мегарасп), приемник Изата II (ок. 73), явился наиболее сильным противником Траяна в Месопотамии (115), когда он примкнул к Манну из Сингара, Траян вторгся в ;диабену, завоевал её и обратил в римскую провинциюв, т.о. Мегарасп в 116 потерял власть. Иосиф Флавий ("Иуд. войн.", предисловие, ј 2) называет население Адиабены еврейским.
Но если потомки ассирийцев - адиабенцы приняли Иудаизм и смешались с евреями, то почему история Ассирия не рассматривается как часть еврейской истории?!
В Эдессе (Урфа) - городе в Месопотамии в I в. н.э. правила парфянская фамилия, 1-й представитель которой был Абгар VII, сын Изата и внук Елены Адиабенской.
В Махузе, городе в Междуречье, во время движения Маздака возникло еврейское государство во главе с эксилархом Мар-Зутрой II (496-520), который 7 лет воевал с персами за независимость.
Вениамин II (1818-1864) сообщал о происхождении от колен Дана и Нафтали ассирийцев-несториан, соблюдавших некоторые еврейские обычаи. Распространенная в Иракском Курдистане традиция утверждает, что среди ассирийцев имеется много семей еврейского происхождения, которые примерно в XV в. были насильно обращены в христианство, но в нач. XX в. соблюдали часть еврейских обрядов, не ассимилировались среди других ассирийцев и сохраняли в тайне своё происхождение.
Распространённая в Иракском Курдистане традиция утверждает, что среди ассирийцев имеется много семей еврейского происхождения, которые ок. в XV в. были насильно обращены в христианство, но ещё в начале XX в. соблюдали часть еврейских обрядов, не ассимилировались среди других ассирийцев и сохраняли в тайне своё происхождение.
Ещё больше факт, евреи - часть халдейского народа, доказывают раскопки Мари. Города Харан и Нахор, упоминаемые в Библии как прародина патриархов, находились в зависимости от Мари и управлялись его наместниками; оба города были центрами мятежа против Мари; в Нахор часто направлялись военные подкрепления для подавления мятежей племен хабиру. Стены некоторых помещений царского дворца были украшены фресками, на одной из которых изображена коронация царя в присутствии богов на фоне мифического сада, напоминающего описание рая в Библии (Быт. 2:10; 3:24): деревья сада охраняются херувимами и орошаются 4 потоками, вытекающими из одного источника. Многочисленные таблички со списками ежедневного довольствия царского дворца напоминают сообщение о "продовольствии царя Соломона на каждый день" (I Ц. 5:2-3). Особый интерес представляет документ об усыновлении, гарантирующий усыновляемому - в соответствии с его возрастом - право первородства и, соответственно, двойную долю в наследстве, что близко духу библейского законодательства (Втор. 21:15-17). Основное население Мари в нач. II тыс. до н.э. составляли западные семиты, многие собственные имена близки библейским. Однако в документах из Мари эти имена появляются с иным теофорным элементом (так, библейский Ишма"эль /Исмаил/ в Мари - Ясмах-Ил/Адад/Бел) или без него. Возможно, что имеют место также параллели библейских имен Б-га - Яхве, Шаддай - и эпитета цур (`твердыня`); ср. имена из Мари: Яви-Ила, Яви-Адад, Шаду (Шади) и Сура (Сури). Как и в домонархическую эпоху Израиля, совет старейшин Мари являлся основным органом управления племени, решавшим вопросы, связанные с войной и миром, заключением договоров и т.п., и представлявшим племя перед царскими властями Мари. В документах из него встречаются названия должностей, производные от корня спт (ивр. шфт, в Библии шофет - `судья`), причём функции этих должностных лиц, как и функции библейских шофтим, носят общеадминистративный характер, а не только судебный. Проводившиеся властями Мари в военных и фискальных целях и для распределения земель переписи кочевых и оседлых племён сопровождались, как и в Библии, обрядом очищения (ивр. кофер, киппурим; ср. Исх. 30:11-16). В документах Мари обнаруживаются параллели одному из понятий религии патриархов - "Бог моего (твоего, его) отца" (Быт. 28:13; 31:5, 29, 42, 53; 32:10; 49:25; Исх. 3:6, 15; 15:2 и др.). Так, царь Катны клянется "именем бога своего отца", а к Хаммурапи обращаются "во имя бога Адада, владыки Халеба и бога [твоего] отца". Находим там и множество пророков.
Таким образом, история ассирийцев и вавилонян - есть часть истории евреев, ибо с одной стороны, 1) сам Авраам был халдеем, и обратно, 2) евреев уводили в плен ассирийцы и вавилоняне, какая-то часть их растворилась в завоевателях; с другой - 3) ассирийцы-самаритяне приняли Иудаизм, как и жители Адиабены, Махузы, Нехардеи, Суры, Пумбендиты, Низибисы и т.д. Недаром именно там находились крупнейшие академии, и мы говорим Вавилонский Талмуд!
Современные айсоры также демонстрируют еврейский расовый тип; они настолько братья по разуму евреям, что лидером Ассирийской ОПГ был еврей Марк Мильготин (Марик), арестованный фашиствующими молодчиками, душителями свободы в 1996.
***
Итак выводы - евреи были изначально частью вавилонского народа, и в сущности, и вавилоняне, и хананеи (финикийцы), и евреи, и ассирийцы - суть один и тот же народ, тем более что большая часть и вавилонян и хананеев приняла Иудаизм.
**********
ЗНАМЕНИТЫЕ АССИРИЙЦЫ (АЙСОРЫ) И ВАВИЛОНЯНЕ:
Авраам (Аврахам) - легендарный предок евреев.
***
Арам - легендарный предок армян.
***
Суму-абум (амор. "Отпрыск отца") - царь Вавилона (ок. 1895 - 1881 гг. до н. э.), основатель I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Дадбанаи. Вождь аморейского племени яхрурум.
Как и все аморейские вожди Суму-абум имел за собой длинную генеалогию пастушеских предков. Впрочем, в этой генеалогии не все имена легендарные, предшественник Суму-абума Дадбаная и ещё пять-семь его предков, вероятно, действительно существовали и правили, правда не обязательно Вавилоном, а скорее всего только племенем яхрурум, которое иногда, вероятно, подчиняло своей власти и какой-либо из окрестных городов, но в обычное время владело лишь шатрами пастухов, стадами и водопоями.
Суму-абум захватил город Вавилон и укрепил его, возведя крепостные сооружения, и прорыл несколько каналов для обеспечения города водой. Новое царство Вавилон первоначально было не велико по размерам; южная граница этого царства проходила примерно в 30 км от Вавилона, около Дильбата. Вторым годом правления Суму-абума (ок. 1893 г. до н. э.) датируется один из документов из Дильбата, на другом дата не сохранилась. Во 2-ом году своего правления Суму-абум закрепился в городе Кибальмашда, отожествляемым с Илип (где то между Дильбатом и Кишем). На 8-ом году (ок. 1887 г. до н. э.) он укрепил Дильбат. На 12-ом (ок. 1883 г. до н. э.) Суму-абум разрушил Казаллу.
Однако с соседним Кишем, отстоявшим всего на 15 км от Вавилона к востоку, Суму-абум старался поддерживать добрые отношения и даже преподносил его верховному богу Забабе подарки.
Правил Суму-абум 14 лет.
***
Суму-ла-Эль - царь Вавилона (ок. 1881 - 1845 гг. до н.э.), из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Суму-абума, или, возможно, его племянник. Хаммурапи в своем перечислении предков не упоминает Суму-абума, а начинает с Суму-ла-Эля, так что, возможно, что Суму-ла-Эль не был прямым потомком Суму-абума.
Суму-ла-Эль вёл войну с Алумбиуму, правителем Марада или Казаллу. В конце своего 2-го или начале 3-го года (ок. 1879/78 г. до н. э.) Суму-ла-Эль нанёс Алумбиуму поражение, но затем сам был побеждён, а Алумбиуллу захватил Дильбат. Неудачи в войне вынудили Суму-ла-Эль обнести на 4-ом году правления (ок. 1877 г. до н. э.) Вавилон новой крепостной стеной. На 6-ом году (ок. 1875 г. до н. э.) Дильбат опять переходит под контроль Суму-ла-Эля. Однако между 8 и 11 годами (ок. 1873 - 1870 гг. до н. э.) Алумбиуму вновь удалось захватить Дильбат. И только на 11 году Дильбат был окончательно присоединён к Вавилонскому царству.
На 12-ом году (ок. 1869 г. до н. э.) Суму-ла-Эль завоевал Киш. С 17-го года (ок. 1864 г. до н. э.) началась борьба с Яхцир-Элем, правителем города Казаллу. Воспользовавшись этой войной, в 18-й год правления Суму-абума (ок. 1863 г. до н. э.) Киш поднял восстание, но вавилонский царь взял этот город разрушил его стены. На 24-ом году (ок. 1857 г. до н. э.) Яхцир-Эль был, наконец, окончательно побеждён, а Суму-ла-Эль временно захватил Казаллу и Барзи.
Город Сиппар не решился сопротивляться Вавилону и заключил с ним союз. Суму-ла-Эль посадил там, видимо, правителем своего сына Сабиума и обнёс Сиппар валом, как принадлежащий ему город. Союзные отношения были также налажены с Уруком, и Суму-ла-Эль даже выдал свою дочь за урукского царя Син-кашида. Кроме того, воинские силы Вавилона близко подступали к Иссину и Ниппуру, угрожая владениям иссинского царя Эллиль-бани. Помимо военных мероприятий Суму-ла-Эль приступил к прокладке новых каналов и провёл отмену долгов и недоимок, а также сделал для верховного бога Вавилона Мардука и его супруги богини Царпанит троны из золота и золотые ковчеги.
Под старость Суму-ла-Эль понёс поражение от царя Ларсы Син-иддинама.
Правил Суму-ла-Эль 36 лет.
***
Сабиум - царь Вавилона (ок. 1845 - 1831 гг. до н. э.), из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Суму-ла-Эля.
В его правление находилась вся северная область Двуречья, включая Куту (шумер. Гудуа) и Сиппар, но на юг расширение территории шло не так активно. Южная граница Вавилонского царства проходила где-то чуть южнее Дильбата.
Сабиум помогал вождю племени ямутбала Кудурмабугу в его войне против Казаллу и Иссина. В ходе этой войны город Казаллу был взят и разрушен. К концу его правления царство Вавилон не только не уступало, по силе государствам Верхней Месопотами, а также и таким царствам Двуречья, как Иссин и Ларса.
Сабиум вёл широкую строительную деятельность. На 7-ом году (ок. 1838 г. до н. э.) он построил храм в Сиппаре. На 8-ом (ок. 1837 г. до н. э.) он обновил храм Ураша, главного божества Дильбата. Также занимался украшением своей столицы; на 9-ом году (ок. 1836 г. до н. э.) он построил для Мардука знаменитый храм Э-сагилу (букв. "Дом высокий").
Правил Сабиум 14 лет.
***
Апиль-Син (букв. "Наследник Сина") - царь Вавилона (ок. 1831 - 1813 гг. до н. э.), из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын царя Сабиума. Первую половину своего правления Апиль-Син вынужден был посвятить укреплению границ своего царства, отстраивал целый ряд крепостей. Правил Апиль-Син 18 лет.
***
Син-мубаллит (букв. "Син оживляющий") - царь Вавилона (ок. 1813 - 1793 гг. до н. э.), из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын царя Апиль-Сина.
Син-мубаллит первым из вавилонских царей начал предпринимать походы на юг. Вавилоняне заключили союз с Уруком, Исином, Рапикумом и какими-то сутийскими племенами против Ларсы. Но царь Ларсы Рим-Син в 1808 г. до н. э. разгромил эту коалицию. На 11-ом году правления (ок. 1803 г. до н. э.) южная граница была немного отодвинута от Дильбата; датировочная формула Син-мубаллита говорит о постройке стены Марада.
Но против Рим-Сина, царя Ларсы Син-мубаллит был ещё слаб, и не оказал помощи правителю Урука Анаму, хотя в своём письме к Син-мубаллиту тот просил о ней, указывая на то, что цари Урука и Вавилона одной крови, но это не тронуло вавилонского царя и около 1803/02 гг. до н. э. Рим-Син захватил Урук. На 14-ом году (ок. 1799 г. до н. э.) между Ларсой и Вавилоном всё же произошёл какой-то временный инцендент. Датировочная формула Син-мубаллита говорит о победе над войском Ура, то есть города принадлежащего державе Рим-Сина. В дальнейшем Син-мубаллит подчинился Рим-Сину и вместе с последним вёл войну с царем Исина Дамик-Илишу. На 16-ом году (ок. 1797 г. до н. э.) Син-мубаллиту даже удалось на некоторое время подчинить город Исин.
Правил Син-мубаллит 20 лет.
***
Хаммурапи (Хаммурапалту, Амму-рапи, букв. "Старший родич - целитель") - царь Вавилона (ок. 1793 - 1750 гг. до н. э.), 6-й царь из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона.
Хаммурапи, как и многие цари Двуречья до него, начал своё царствование с традиционного мероприятия - установления "справедливости", то есть с отмены долгов и прощения недоимок. Первые 5 лет Хаммурапи посвятил градостроительству и, вероятно, подготовке военных действий против соперников.
На 6-ом году правления (ок. 1787 г. до н. э.) Хаммурапи решился нанести удар по Ларсе. Были взяты Исин и Урук, вавилонское войско стояло в одном переходе от столицы Рим-Сина. Однако торжество молодого царя было преждевременным. На следующий год война с Ларсой продолжилась (так надо понимать указание на страну ямутбалы в датировочной формуле 8-го года Хаммурапи. Враги династии Кудурмабуга обычно называли царство Ларсы страной племени ямутбалы), но военные действия шли уже гораздо ближе к Вавилону, чем к Ларсе, на берегах "Свекольного канала" (И[д]-шумундар), прокопанного ещё по приказу Апиль-Сина, деда Хаммураппи, и, значит, не на территории царства Ларса. С этих пор надолго между Хаммурапи и Рим-Сином устанавливается мир. Наступательные действия Хаммурапи ведёт теперь в других направлениях.
Расширение границ:
В 1783 г. до н. э. он разорил (но не занял) город Малгиум близ устья реки Диялы. Известно, что Хаммурапи отверг предложение союза со стороны Эшнунны и в 1783 г. до н. э. лично встретился и заключил союз с её заклятым врагом Шамши-Ададом I, тогда бесспорно самым могущественным из месопотамских царей. Предположительно, что договор этот ставил Хаммурапи в несколько зависимое положение, но зато дал, видимо, возможность собраться с силами. За союз с Шамши-Ададом Хаммурапи выговорил себе у того города Туттуль (совр. Хит) и Рапикум на Среднем Евфрате. Прежде чем Рапикум перешёл к Шамши-Ададу он был самостоятельным городом-государством и союзником Эшнунны. В 1782 г. до н. э. Хаммурапи присоединил к своему царству город Рапикум.
Затем Хаммурапи ведёт длительную подготовку к дальнейшим наступательным войнам, но учитывая силу соперников, строит и у себя мощные укрепления из который особо важной была вероятно "главная стена против горной страны", то есть, надо думать, обеспечивающая тыл против пастушеских племен высокой степи. После смерти Шамши-Адада (ок. 1781 г. до н. э.) Хаммурапи способствовал возвращению на престол Мари Зимри-Лима и изгнанию оттуда сына Шамши-Адада Ясмах-Адада. В дальнейшем между Хаммурапи и Зимри-Лимом был заключен союзный договор. Около 1768 г. до н. э. Хаммурапи провёл важнейшую административную реформу, сводившуюся к значительному укреплению царской власти и царского хозяйства. Был ли тогда издан первый вариант его законов неясно.
Около 1772 г. до н. э. эламский царь Шурукдух в союзе с царём Эшнунны Ибаль-пи-Элем II осадил город Рацама. Однако Хаммурапи разгромил их и вынудил снять осаду. Возможно, что Шурукдух и погиб в этом сражении, так как об этом говорят и таблички из Мари. Видимо, это была проба сил и Хаммурапи её выиграл.
Лишь с 30-го года правления (ок. 1764 г. до н. э.), умудренный опытом, Хаммурапи начинает серию своих больших походов, на этот раз бесспорно победоносных. В этом году он разбил соединенную армию царей Эшнунны, Малгиума, Элама и царицы Навара, а также подкрепления присланные горскими племенами (текст называет субареев и кутиев, но это, возможно, только традиционные обозначение горцев, которые могли принадлежать к какой угодно этнической группе, скорее всего речь идет о хурритах). После чего Хаммурапи нанёс Эламу крупное поражение. Утверждение Хаммурапи в датировочной формуле о победе над Эламом не было простым хвастовством, так как из его переписки мы знаем, что в конце жизни он действительно осуществлял реальную власть в этой стране.
Война с Ларсой:
Победой над этими врагами, как он сам считал, Хаммурапи утвердил основание царства Шумера и Аккада, впервые объявив своё Вавилонское царство объединением всей Нижней Месопотамии. Это было равносильно признанию власти Рим-Сина незаконной. Обеспечив себе фланги со стороны Тигра и гор, Хаммурапи в союзе с царём Мари Зимри-Лимом двинулся против престарелого Рим-Сина и в 1764 г. до н. э. занял Ниппур, а на следующее лето подошёл к стенам Ларсы. С конца месяца элула (август - сентябрь) 1763 г. до н. э. началась осада Ларсы. Сколько времени продержались осажденные, точно неизвестно, но во всяком случае документы стали датироваться по времени правления Хаммурапи в Куталлу не позже чем с нисана (март-апрель), а в Ларсе не позже чем с сивана (май-июнь) 1762 г. до н. э. Надо однако заметить, что с элула 1763 г. до н. э. по нисан 1762 г. до н. э. из этих городов вообще не дошло документов. Каким образом было покончено с Рим-Сином неизвестно. Хаммурапи унаследовал от Рим-Сина титул "Отца амореев". Вместо Рим-Сина в Ларсе был посажен Син-иддинам, возможно, потомок сверженной Кудурмабугом династии, но уже только в качестве наместника вавилонского царя. До нас дошла интересная переписка Хаммурапи с ним, в которой затронуты самые разнообразные стороны государственного управления. В Ларсе Хаммурапи восстановил зиккурат и храм Шамаша Э-баббар, построенные там ещё Нарам-Суэном.
Походы Хаммурапи под конец царствования:
На 32-ом году (ок. 1762 г. до н. э.) Хаммурапи вновь столкнулся с Эшнунной и её союзниками горскими племенами (текст называет всё тех же субареев и кутиев). Хаммурапи занял город Манкисум на Тигре и закрепился вдоль берега этой реки между устьями Диялы и Адема. В 1762 г. до н. э. году (33 год правления Хаммурапи) он успел поочередно завоевать, и Малгиум вместе с некоторыми хурритскими поселениями за Тигром, и царство Мари, бывшего своего верного союзника Зимри-Лима. Два года спустя, на 35-ом году (ок. 1759 г. до н. э.) Хаммурапи отдал приказ срыть стены, как Малгиума, так и Мари; Зимри-Лим, видимо, был казнён. В условиях окружения этих городов кочевыми племенами снос их стен был равносилен уничтожению самих городов. Хотя Хаммурапи и утверждал в последствии, что "укрыл людей Малгиума во время бедствия и утвердил в богатстве их жилища" и "помиловал людей Мари", однако город Малгиум уже более никогда не возрождался, а город Мари потерял своё значение.
На 37-ом году (ок. 1757 г. до н. э.) Хаммурапи разгромил сутиев, субареев и горцев Загроса (упоминаются поселения Турукку и Какму). Возможно, что в эту компанию он покорил и Ассирию, о чём молчат датировочные формулы, но упоминает его стела с законами, там Хаммарупи говорит, что он распоряжался в Ашшуре ("вернул в Ашшур его милостивого ламассу (хранителя)") и в Ниневии ("в храме Эмишмиш дал воссиять имени Инанны"), то есть в основных центрах Ассирии. Также в одном из своих писем Хаммарупи упоминает о своём гарнизоне в Ассирии. Поход 1757 г. до н. э. года показал, что Хаммарупи не намерен продолжать с сыном Шамши-Адада Ишме-Даганом отношения вытекающие из заключенного им самим в своё время договора о "братстве" с Шамши-Ададом. На 38-ом году правления (ок. 1756 г. до н. э.) Хаммарупи разгромил и, видимо, в конце концов, покорил Эшнунну. Таким образом, в результате этих завоеваний под его властью оказалась вся Месопотамия.
Однако, все же возникает впечатление, что в последние годы правления Хаммарупи его владения скорее сокращались, чем расширялись. Названия последних двух лет явно показывают, что он был вынужден обороняться, сражаясь близко от своей столицы. 42-ой год (ок. 1751 г. до н. э.) указывает на строительство стены вдоль Тигра и Евфрата, а следующий год упоминает земляную стену, построенную для того, чтобы защитить (по-видимому, как крайнее средство) город Сиппар.
Внутренняя политика и законы Хаммурапи:
При Хаммурапи достигли высшего развития процессы начавшиеся после падения III династии Ура: рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли. Произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти.
Орошение страны и водные пути были предметом особенной заботы Хаммурапи. Он сооружает новые каналы (один из них называется "Хаммурапи, благословение народов"), очищает старые (в Уруке, Дамане), заботится об устранении неисправностей в течении Евфрата. Но еще большее внимание Хаммурапи уделял правосудию. Уже в письмах и надписях эта сторона его деятельности выступает с достаточной ясностью. Так в одном письме он дает инструкцию о суде над взяточниками, в других занят делами о ростовщиках, в иных требует присылать ему в Вавилон людей, которые могли бы, будучи очевидцами, сообщить ему о делах, иногда требует ареста неисправных чиновников и т. п.
Хаммурапи также принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне в 35-ый год правления Хаммурапи (ок. 1759 г. до н. э.). Первоначально этот украшенной рисунками камень стоял в Сиппаре, но спустя 600 лет он был доставлен в Сузы в качестве трофея, добытого в результате успешного набега эламитов на Вавилон, где и был позднее найден археологами. Кроме него, царь поставил такие же в других центрах: в вавилонской Эсагиле и в самих Сузах (от последнего также найдены фрагменты); в Ниппуре найден современный эпохе Хаммурапи фрагмент глиняной таблички.
Правил Хаммурапи 43 года. Сохранилось письмо сына Хаммурапи Самсу-илуны которое показывает, что последний захватил трон до смерти своего больного отца.
***
Самсу-илуна (букв. "Бог наш Солнце") - царь Вавилона (ок. 1750 - 1712 гг. до н. э.), из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын царя Хаммурапи.
Согласно обычаю Самсу-илуна в 1-й год своего правления издал указ о "справедливости" (мишарум; досл. "выравнивания"). Первые семь лет правления Самсу-илуны (ок. 1749 - 1743 гг.) отмечены в списке датировочных формул, помимо издания акта "справедливости", только работами по копке каналов (вероятно второстепенных), и изготовлением украшений из золота и серебра для различных храмов. Но в 1742 - 1741 гг. начались бедствия.
Вторжение касситов:
В 1742 г. до н. э. племя касситов (аккад. кашшу) - горных скотоводов центральной части хребтов Загроса - вторглись в Месопотамию. Надпись, составленная от имени вождя этих племен Гандаша, найдена в Ниппуре, но маловероятно, чтобы он действительно достиг этого города. Соответствующий текст, скорее всего, позднейшая, хотя и древняя, подделка. Самсу-илуне удалось отстоять важнейшие части своего царства. Основная масса касситов, повторив путь амореев в обратном направлении, пересекла Тигр, прошла вдоль склонов хребта Джебель-Синджар и вышла к притоку среднего Евфрата Хабуру. Несколько ниже впадения Хабура в Евфрат в связи с их вторжением было воссоздано старое Ханейское царство с центром в городе Терке.
Восстание на юге:
Вероятно, не без влияния поражений вавилонян на севере, восстал весь юг страны, практически все бывшее царство Ларса: Ур, Ларса, Куталлу, Урук, Кисура, вероятно, Лагаш, а затем также Ниппур и Исин. Их поддерживали племена идамарац и ямутбала. В главе мятежа встал Рим-Син, вероятно потомок Рим-Сина царя Ларсы, со времени захвата которой Хаммурапи прошло чуть больше 20 лет. Возможно, что этот Рим-Син был сыном Варад-Сина, хотя в этом случае он должен был быть очень преклонного возраста (более 80 лет). От времени восстания сохранился оттиск печати, который гласит: "Рим-Син, сын Варад-Сина царя Ларсы". Видно, не только в богатых, но и других слоях общества было полно недовольных строгостями, наступившими при Хаммурапи, на это указывает единодушная поддержка Рим-Сина по всему югу и в центре страны. Рим-Син объявил себя царём и ввёл на юге свои датировочные формулы. 9-й год правления Самсу-илуны (ок. 1741 г. до н. э.) имеет датировочную формулу "Войско касситов было разбито", а на юге этот же год назван "Рим-Син стал царём".
Подавление восстания:
В 10-й год своего правления (ок. 1740 г. до н. э.) Самсу-илуна разгромил войско племён идамарац, ямутбала, городов Урука и Исина, и захватил Ур и Урук (судя по его датировочной формуле). И действительно с 1740 г. до н. э. в Уре вновь появляются датировки Самсу-илуны. По-видимому, Самсу-илуна полностью овладел положением, а Рим-Син бежал и заперся в незначительном городе Кеше, недалеко от Ниппура. Однако он продолжал удерживать Урук и Ларсу и в этот год.
Мало того, уже было замеренный Ур снова в 1739 г. до н. э. присоединяется к общему восстанию всего юга. Однако безуспешно. На повторное восстание Самсу-илуна на 11-м году (ок. 1739) ответил таким погромом в Уре, Уруке, Ларсе и других городах, которого Двуречье не видывало со времён Римуша. После этого южные города надолго обезлюдели, в них очень редко встречаются, да и то лишь разрозненные, документы датированные после 11-12-го годов Самсу-илуны (ок. 1739 - 1738 гг. до н. э.). Восстание однако на этом не кончилось. Лишь в 12 год (ок. 1738 г. до н. э.) была взята маленькая Кисура, и только в 13-й (ок. 1737 г. до н. э.) - погиб сам Рим-Син.
Угроза на севере:
В 14-м году (ок. 1736 г. до н. э.) был подавлен большой мятеж в Аккаде, то есть в северной Вавилонии, причем был разрушен город Сиппар. С этого года Самсу-илуна начинает предпринимать шаги для восстановления мира и порядка в стране. 15-й год (ок. 1735 г. до н. э.) назван в честь восстановления стен Исина, 17-й (ок. 1733 г. до н. э.) - "ямутбалы", то есть, вероятно, Ларсы. Однако Исин ещё многие столетия после этого не имел никакого значения, а Ларса - тем паче. С 15-го по 18-й года (ок. 1735 - 1732 гг. до н. э.) идут восстановительные работы в Сиппаре. Этому событию была посвящена особая надпись. В другой такой же надписи Самсу-илуна говорит о усмирении 26 узурпаторов. Как видно, положение дел оставалось напряженным. Список датировочных формул упоминает, кроме обычных дарений драгоценностей в храмы, работы по укреплению стен Киша и других северных городов, вплоть до Сагаратума, крепости в низовьях Хабура, неподалеку от нового касситского царства на среднем Евфрате. Но большие группы касситов остались и в горах на востоке, и всё ещё угрожали Месопотамии через долину реки Диялы. Это вызвало походы вавилонян. В 20-м году (ок. 1730 г. до н. э.) - против Эшнунны, которая теперь получила касситское название Туплияш, и в 23-м году (ок. 1727 г. до н. э.) - против горных городов. 28-ой год (ок. 1722 г. до н. э.) назван по войне с двумя сутийскими вождями.
Образование Царства Приморья:
Около того же времени от Вавилона отложился крайний юг страны, т. н. Приморье (Мат-Тамтим), включающий, по-видимому, области к югу и к востоку от Лагуны, в том числе, может быть, и Лагаш. Восстание возглавил некий Илиман (чтение имени ненадежно), объявивший себя царём Приморья. Около 1722 г. до н. э. Илиман одержал временную победу над войсками Самсу-илуны и некоторое время владел Ниппуром, где по его правлению датированы документы. Хотя вавилоняне и оттеснили в дальнейшем Илимана в болота низовьев, но окончательно вернуть себе юг им неудалось. У берегов Персидского залива образовалось государство Приморской династии, которое просуществовало более 200 лет.