Аннотация: Средневековое Еврейское государство Химьяр
Ещё одним государством победившего Иудаизма, которым правели цари-евреи, был Химьяр / Химйар (территория Йемена; на юго-западе Аравийского п-ова). Собственно Химьяр - горная область к югу от Хаббана в южной части Аравийского п-ова.
Государство Химьар - древнее царство, существовавшее около 110 г. до н.э. - 599 г. на юге Йемена. Первые упоминания о химьяритах относятся примерно к II - I до н.э. Плиний Старший помещает племена химьяритов между царством Саба и морем. Речь при этом идёт о племени или небольшого государства с центром в Зафаре (Дафар; Тафар) - одном из многих владений, на которые распалась в тот период Южная Аравия.
В I до н. э. химьяриты захватили большинство пунктов морской торговли на юго-западном побережье Южной Аравии. Во второй половине I в. до н.э. химьяритское государство сумело победить и присоединить к своим владениям Сабейское царство. Химьяриты подчинили себе также Маинское и Катабанское царство, и западные области Хадрамаутского царства, которое, впрочем, сохранило свою независимость и было завоёвано химьяритами только в IV в. Вместе с тем химьяриты подпали под сильное сабейское культурное влияние. Все официальные химьяритские надписи составлялись только на сабейском языке. В качестве своего титула химьяритские цари взяли себе титул "царь Саба и зу-Райдана", где упоминание об их власти над сабейцами стояло перед упоминанием их власти над собственно химйратами ("райданитами").
В начале II в. Химьяр распался от неё отделились Сабейское и Катабанское царство. Ослаблением Химьяра воспользовались также Эфиопия, оккупировавшая красноморское побережье Йемена, и Хадрамаут, занявший восточные районы Империи, а также завоевавший Катабанское царство через несколько десятков лет после его отделения от Химьяра.
После возрождения Сабейского царства титулом "царь Саба и зу-Райдана" нередко пользовались одновременно как сабейские, так и химьяритские цари. Так в III в. царями Саба и зу-Райдана считали себя одновременно химьярит Шамир Йухар"иш и сабеец Илшарах Йахдуб, правивший вместе со своим братом Йа"зилем Баййином.
В III в. химьяриты последовательно подчинили территорию Катабана (завоёванную перед этим Хадрамаутом), Сабу, а в IV в. - Хадрамаут и стали называть себя царями Саба' и зу-Райдана и Хадрамаута и Йаманата, т.е. всего Йемена. В IV в. здесь, видимо происходили смуты. В распрю вмешались эфиопские цари, которые ок. 340 вторглись в страну и захватили часть юга Аравийского п-ова.
Около 350 южная Аравия оказалась в подчинении у аксумитов, т.е. эфиопского государства, центром которого был Аксум. Завоевания эфиопов на Аравийском п-ове были возможны только после того как перестало существовать Набатейское государство, разбитое Римом в начале II в. От Лейке Кома, аравийской гавани на Красном море, и до южного мыса полуострова прибрежная полоса была захвачена эфиопами. Повторный натиск было возможно осуществить новой силой после объединения берегового государства эфиопов, с центром в Адулисе, с эфиопским государством аксумитов.5 Активная политика аксумитов дала им в руки государство, центром которого был Адулис, и привела их к дальнейшему укреплению своего могущества на Аравийском п-ове. Айзан, царь Аксума, положил конец государствам "царей Саба и Райдана", о чём говорит двуязычная греко-сабейская надпись его времени. Имя Айзана (Эзан) и его брата Ша"зана засвидетельствованы письмом императора Констанция 356, как об этом говорит в своей Апологии Афанасий Великий.
От времени Эзана сохранились надписи, в которых он сообщает о своих завоеваниях и называет себя царем Аксума, Химьяра, Райдана, Сабы т.д. Одна из надписей даёт монотеистическую формулу; акад. Б.А. Тураев, в противоположность Е. Литману, затруднялся считать её христианской. Очевидно, в то время царь Аксума исповедовал Иудаизм.
Эти успехи африканского государства, захватившего в свои руки морской путь в Индию, привёл Византию к необходимости обратить эфиопов в христианство, с чем и связана была миссионерская деятельность финикийца Фрументия, крестившего Эфиопию.
Только около 375, когда власть принял Маликкариб Йухамин, химьяриты сумели покончить с эфиопским влиянием. К концу его царствования, Химьяр сумел значительно расшириться и объединить под своей властью всю территорию Южной Аравии.
Царь Химьяра Зуил первым из царей Йемена, вёл войну с Римом. Ибн Халдун утверждает, что при химьяритском царе Зуиле были впервые ввезены шёлк и парча. Хронологически Зуил был одним из предшественников Ахмада (Хамада), - современника сасанидского царя Шапура II (309-379). Между ними приходится царствование 4-х царей, из которых время 2-х составляло вместе 14 лет. В таком случае царствование Зуила можно отнести с относительной вероятностью ко 2-й половине III в. Сообщение Ибн Халдуна имеет тот смысл, что торговля шёлком через эфиопов, в обход персов (и соответственно Химьяр), была одним из замыслов дипломатии времени Юстиниана. Зуил, т.о. нарушил византийские планы.
К IV в. относятся попытки сасанидского Ирана подчинить себе химьяритов, которые играли роль в торговле. Тот же Ибн Халдун сообщает, что царь Хамед (Ахмед) бар Бед"ил вел войну с Шапуром II.
Эфиопия (Аксум; Абиссиния; Куш) с упадком Египта начинает стремиться к Красному морю и утверждается на аравийском берегу, отрезая, таким образом, сабейские государства от моря и подчиняя их (со 2 в.) абиссинскому владычеству. Химьяритским царям удалось, однако, на короткое время под знаменем Иудаизма отстоять свою независимость.
***
Приведём список царей Химьяра:
ок. 25 г. до н.э. Илшараб Йахдуб (Илашарах Яхдуб)
Нишкариб Йухариб (Наша-Кериб Ямин)
Ватар Йухамин (Ватар Юхамин)
Йасир Йухасдик (Ясир Юхасдик)
Замарлайа Йухабир I (Дамар Али Юхабир I)
Фхаран Йадуб Йуханим (Теран Яубб Юханъим)
Замарлайа Йухабир II (Дамар Али Юхабир II)
Замарлайа Баййин (Дамар Али Байин)
Карибиил Ватар Йуханим (Кериб-иль Ватар)
Халкамар (Халк-амар)
Замарлайа Зарих
ок. 200 Йадаил Ватар (Яда-иль Ватар)
ок. 245 Иладхадх Науфан Йухасдик (иль-Адхд Науфан Юхасдик)
ок. 275 Йасир Йуханим (Йасир Йохнаам; Ясир Юханъим)
Шамир Йухариш (Шамир Юхарим)
Йарим Йархаб (Ярим Ярхаб)
ок.340-378 Эла Амида
ок. 378-385 Маликкариб Йухамин (Мелик-Кериб Юхамин)
ок. 385 Абу Кариб Асад
ок. 420-425 Дариамар Айман (Варау-амар Айман)
ок. 425 Шарахбиил Йафур (Шарах-биль Яфур)
Майад-Кериб
ок. 458 Абдкилал (Абд-Килал)
ок. 464 Шарахбиил Йакуф (Шарах-биль Якуф)
Нафв (Нуф)
Мадикариб
Лахайат Йануф (Лахи-Атра Януф)
ок. 496 Марсадилан Йануф (Мартад-илан Януф)
до 515 Мадикариб Йафур (Майади-Кериб Яфур)
515-525 Йусуф Ашар зу-Нувас (Юсуф Зу-Нувас)
525-533 Сумайф Ашва
533-570 Абраха
570-577 Йаксум
577-587 Сайф Зу-Йазан
587-599 Масрук
***
Химьяр становится Еврейским государством:
Известно, что ещё за 42 года до разрушения I Храма в 586 Навуходоносором, 75 тысяч (цифра естественно баснословная) благочестивых евреев, коганитов, левитов, членов военного и административного сословий и простолюдинов, уверенных в близком наступлении мрачных предсказаний пророка Иеремии (21, 9), выступили под предводительством 25 начальников кланов, чтобы отыскать другую плодоносную страну; перейдя Иордан, они через пустыню Эдом и Сеир добрались до Йемена. Страна по плодородию не уступала "Палестине"; они решили поселиться в ней и, избрав царя, образовали самостоятельное государство, построили укреплённый город на горе Накосе, учредили самостоятельный свой культ и даже построили 4 города убежища (где спасались от кровной мести), сохранившиеся до сих пор.
Когда Эзра возвратился в Иудею, он, согласно этому преданию, послал ко всем евреям, в том числе и йеменцам, воззвания о возвращении на родину; но йеменские евреи, предвидя недолговечность еврейского государства в "Палестине", отказались последовать туда; Эзра проклял их, в ответ на что они предали его анафеме. У йеменских евреев с тех пор начались внутренние раздоры, которые привели, в конце концов, к упадку их самостоятельности и преобладанию над ними соседних арабских государств. Многие семейства до сих пор ведут происхождение от этих иудейских выходцев.
Некоторые города Йемена носят библейские имена. Так, Сана отождествляется с Узалом, Дамара с Гадорамом и т.д.
О народе, населявшем центр цивилизации Йемена - царство Сабы, Библия говорит, как о дальнем, богатом, мудром и предприимчивом народе, концентрировавшем в своих руках караванную торговлю золотом Себы (Пс., 72, 15), драгоценными камнями и благовонными товарами (Исаия, 60, 6; Иезекиил, 27, 22; ср. ib, 19).
Еврейские войска при Ироде Великом совместно с римлянами захватывали Аравию, и возможно, что после разгрома в Наджране экспедиционного корпуса римского полководца Марка Элия Галла, вторгшегося в Сабейское царство (25-24 гг. до н.э.), там обосновались уцелевшие воины еврейского отряда (500 человек из личной гвардии Ирода I; Флавий, Древ. 15:317).
Из найденных монотеистических надписей, "Книги химьяритов" и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-л-aфиды известно, что некоторые цари и часть знати в Химьяре принимают Иудаизм.
По-видимому евреи стали селиться в Йемене со времён Соломона, женившегося на царице Сабы, что было связано с торговлей: через Красное море шла торговля с Индией, Офиром (Офир - это возможно юг Аравии - Йемен, Саба, а возможно и побережье Африки, может быть и Мадагаскар) и Африкой. В конце Античности и в раннем Средневековье в этой торговле заметную роль играли евреи.
По ходу торговли, евреи основывали колонии - как на островах Крсаного моря (см., например, ниже об Иоктабе), так и на пути сухопутного участка пути по Аравии - в городах Хиджаза - Медина, Хайбар, Тейма и т.д. В Таифе большая еврейская колония была связана с земледельческим трудом. Виноделие и продажа вина были в руках иудеев.
Прокопий Кесарийский отмечал особенно большое значение торговых сношения по Красному морю, отмечая положение еврейских купцов на о. Иотабе и в городах Аил, Газа, Петра.
Т.к. Иоктаб имел роль в гибели еврейского Химьярского государства, стоит о нём немного сказать: на о-ве Тиран (возле Шарм аш-Шейха, Синай) в V-VI вв. н.э. находилось еврейское княжество Иотав / Иотват, долгое время отстаивавшее свою независимость против Персии, Рима и Византии. Население занималось транзитной морской торговлей, было связано с еврейскими центрами в Аравии, Эфиопии, возможно, в Египте. Княжество имело сильный флот. Под давлением Византии жители Тирана перешли в христианство (что, видимо, надо связывать с тем, что в V в. здесь находился имперский гарнизон, очевидно Иотав был завоёван и обращён в христианство), и в 525 помогли уничтожению еврейского государства Химьяр, перевозя на своих кораблях эфиопские войска, и дав на этот поход 7 кораблей. В 535 Тиран был захвачен Юстинианом; но по мере ослабления Византийской империи о-в потерял своё значение и с VII в., после арабского нашествия, перестал упоминаться в исторических источниках.
Колонизировали евреи и Йемен.
(Стоит сказать, что евреи также занимались колонизаторством, как и в своё время европейцы).
Колонизация областей Аравии, лежащих вдоль караванного пути по её западному побережью, была тесно связана с торговыми интересами "Палестины". Наряду с набатейскими колониями, еврейские издревле были известны в Аравии. Еврейские колонии имели вековую давность, они распространялись на отдельные острова Персидского залива и Красного моря, как, например, о. Иотабу / Иоктаб, см. выше.
Еврейские колонии и еврейские купцы были известны государству Саба, и традиционные связи с ними перешли и к государству химьяритов. О приобщении химьяритов к Иудаизму говорит целый ряд источников, в которых не может быть никакого сомнения. Прежде всего - это сабейские и химьяритские надписи, принадлежащие к серии монотеистических надписей.
Евреи не только занимались торговлей и колонизаторством в Йемене, но и стали распространять свою религию - Иудаизм.
Поначалу евреи вступили в борьбу с астральным культом древних сабеев. Они нашли горячих адептов в городском торгово-промышленном классе. Последний, опираясь на Иудейство, получил преобладание над землевладельческим классом, тяготевшим к древней сабейской религии. Борьба завершилась победой Иудаизма.
От тех времён в Химьяре остались различные надписи, ясно указывающие на Иудейскую религию их составителей. Например, от 3 в.: "Да будет благословлено и восхвалено имя Милосердного неба и Израиля, и Бога иудеев, который покровительствует своему служителю Шагиру и его матери (или дяде). В. М. и его невесте Шамсе, и его детям Абушаиру и Меиру и всему его дому".
Подтверждают Иудейство в Йемене сабейские и химьяритские надписи, принадлежащие к серии монотеистических надписей, напр. из Катабана, высеченная на скале близ Низаба, сообщающую о больших работах, произвёденных авторами надписи, и завершённую указанием на помощь "милостивого господина неба и земли" (строка II). Также надпись, упоминает "милосердного" (Rahman). Другой пример: постройка, возведенная Абдкулалом "с помощью милостивого" (строка 3 надписи Љ 153), отмечена надписью, датированной 573 г. по эре химьяритов (458 г. н.э.).
Известно захоронение 3 в. "мужей Химьяра" в некрополе Бет-Ше"арим, а также открытый в 1971 в мечети села Бейт ал-Хадир (7 км к югу - ю.-в. от Саны) фрагмент текста на иврите (между 3 в. и началом 6 в. н.э.) из так наз. "24-ех священнических чередов", высеченного на колонне, которая, видимо, попала туда из разрушенной синагоги соседней деревни Тан"им близ руин химьяритской крепости.
Нельзя сомневаться в еврейском характере надписи (Љ 394 и 395), опубликованной Глазером, в которой Шахир, воздает благодарение "Рахману, который есть в небе и в Израиле, их бог, господин Иуды (евреев)".
Еврейская община Химьяра, владевшего с начала 1 в. до н.э. портами юго-западного побережья Южной Аравии и значительной частью Сабы, а с начала 4 в. н.э. - всей территории Йемена, была весьма влиятельной.
Не случайно талмудический памятник Midrasch Bereschit - толкование на Книгу Бытия (1030) - знает столицу Химьяра Тафар.
В середине 4 в. в Химьяре действовало много христианских миссий. Сообщающий об этом церковный автор Филосторгиос отмечает, что христианское миссионерство в Химьяре встретило резкую оппозицию со стороны местных евреев.
Началась борьба между христианами и приверженцами Иудаизма, поклоняющихся Рахману ("Милостивому"). В 425 царь Шарахбиль Иа"фур изгнал из Химьяра евреев и митраистов, эта страна стала на время христианской. Но, имеются 2 надписи, связанные с разрушением плотины в Марибе, впервые опубликованные открывшим их Глазером. 1-я из надписей (Глазер 554) датирована 564 г. химьяритской эры, что соответствует 449/450 г. н.э., сообщает, что царь Шарахбиль Иа"фур обновил и восстановил плотину Мариба. Упоминание "милостивого", с благословением и помощью которого производились работы (стр. 32), и наименование его "богом, на небе и земле" (строки 81 и 82), указывают на еврейский монотеизм её составителя.
Но звериный антисемитизм Шарахбиля Иа"фура был исключением. Общей же была такая расстановка сил: в одном блоке - Византия, Аксум и христиане монофизиты Аравии. В другом блоке находились Персия, несторианцы, язычники и евреи.
Иудаизму пришлось т.о. теперь вести борьбу с христианством. 1-я и 2-я главы "Книги химьяритов" посвящены вопросу о проникновении в Химьяр Иудаизма и христианства. Главы эти до нас не дошли, но сохранилось их оглавление: "1. Краткий рассказ об иудеях и зле их веры... 2. Рассказ о химьяритах, кто они и как они первоначально приняли иудейство. 3. Объяснение, сообщающее о том, как начало сеяться христианство в земле химьяритов". Таким образом, памятник, который стоит всецело на христианской точке зрения, признает первоначальное распространение в Химьяре Иудаизма.
Христианство распространилось в области Наджрана. Его ввёл в Химьяре некий Фемион из Сирии и Хайан Старший, предок мученицы Хабсы, местный богач. Хайан Старший ездил по торговым делам в Константинополь, вернулся на родину, затем отправился в Иран и оставался в Хирте Наамановой, где вращался среди христиан. В Константинополе Хайан был "в дни Яздегерда", царствовавшего с 399-420. Христианизация высших слоев общества Неджрана и др. химьяритских городов, как, напр., Тафара, были связаны с влиянием и торговлей с Византией и эфиопами.
Хайан, отец Хабсы, из рода Хайана Старшего, сжёг в свое время синагогу в Неджране.
Персы связали себя с еврейскими колониями и поддерживали их торговлю, в противовес христианским византийским купцам. При Хосрове Аношерване персы смогли захватить юг Аравии.
***
Цари Химьяра - иудеи:
1) Йасир Йохнаам (Йуханим) - один из первых известных евреев на химьяритском престоле (ум. в 275); перешёл в Иудаизм в 270. Тогда же он двинул свои войска на эфиопское Аксумское царство и закрепился на время в восточной Африке. За мужество и силу этот царь получил у йеменцев прозвище Зул-Карнайн (Двурогий, как величали Александра Македонского).
***
2) Абу-Кариб Асад - царь Химьяра (385-420), сын царя Маликариб Йухамина, который около 375 покончил с эфиопским господством и восстановил титул сабейских царей.
Абу-Карибу удалось расширить границы царства, он носил титул "царя Саба и зу-Райдина и Хадрамаута и Йаманата и их арабов в горах и на равнине". Ему подчинялись и многочисленные бедуинские племена, обитавшие на обширных территориях Центральной Аравии.
Абу-Кариб Асад принял Иудаизм во время осады Медины, под "увещаниям 2 иудейских священников - хабров...", т.е. раввинов (Кааба и Асада из клана Бану-Курайза) и "устроил... суд между жрецами-язычниками и хабрами"; "прибыв вместе с хабрами в Йемен, Асад решил сделать иудаизм официальной религией страны. Это вызвало недовольство химьяритов; ...они убили его".
Ибн Хишам писал: "Ибн Исхак сказал: "Рассказал мне Абу Малик ибн Са'лаба аль-Курази (судя по имени - еврей из клана Бану-Курайза. - А. Зелев). Он сказал: "Я слышал, как Ибрахим ибн Мухаммад ибн Талха ибн ''Убайдуллах говорил, что, когда Туббаа приблизился к Йемену, чтобы войти в него, этому воспрепятствовали химьяриты". Они сказали: "Ты не входи в него! Ты ведь отошел от нашей веры". И тогда призвал Туббаа их к вере своей. Он сказал: "Она лучше вашей веры". Они сказали: "Пусть нас рассудит огонь". Он сказал: "Ладно". Аль-Курази говорит: "Как утверждают жители Йемена, в Йемене был огонь, который вершил суд над ними, когда они в чем-либо расходились. Огонь пожирал несправедливого и не вредил потерпевшему. И вышел народ Йемена со своими идолами и всем тем, чем они причащались в своей религии. И вышли два иудейских священника со своими свитками, надетыми на шею, опустились у огня, у самого его выхода. И вышел огонь к ним. И когда огонь направился в их сторону, они отошли от него, испугались его. Присутствовавшие тут люди стали их поощрять и требовать стерпеть его. Они оставались на месте, пока огонь не дошел до них. Огонь сожрал идолов и все, что было возле них, а также тех из химьяритов, кто нес все это. И вышли два иудейских священника со свитками на шее, со лба у них катился пот. Огонь им не повредил. Тогда химьяриты согласились принять его веру. Отсюда и с этого началось распространение иудаизма в Йемене".
***
3) Хасан ибн Асад - царь Химьяра, сын Абу-Кариба Асада, родственник Йасира Йохнаама (Двурогого). Принял Иудаизм. Жена его была либо еврейкой, либо прошедшей гиюр, если судить по её имени - Балкис Макада: царица Савская соответственно в общееврейской и фалашской традициях. Йеменцы верят, что с концом правления Хасана пришёл конец и знаменитой Марибской плотины, после чего плодороднейшие земли страны превратились в пустыню.
***
4) Харит ибн Амру - царь Химьяра (примерно в середина V в.). Царствовал в качестве племянника своего предшественника, "сына сестры", "и обратился в иудейство Харит". Обращение Харита в Иудаизм не прошло безболезненно для царства химьяритов. После него, точнее после царствования его преемника Морсида ибн Келали "разделилось после него царство Химьяр".
***
Абдкулал - царь Химьяра (ок. 458). Его надпись говорит об его приверженности Иудаизму.
***
Юсуф (Масрук) Зу-Нувас (Ду-Нувас Асар Йусуф ибн-Тубан Асад Абу-Кариб, он же Масрук) - последний царь независимого Химьяра; ок. 515?-25. Имел титул "Царя Саба, Зу-Райдина, Хадрамаута, Яманата и прочих арабов".
"История неджранских мучеников" Перейра с успехом опровергла скептические положения Галеви, который считал, что Иудейского царя никогда в Химьяре не было, а что его выдумал Симеон Бетаршамский. Сирийская "Книга Химьяритов" написанная неким священником Саркисом (видимо армянином?) и др. памятники подтверждают Иудаизм Юсуфа Зу-Нуваса.
Как видно из надписей полководца Юсуфа, Шарахила Иакбула, воцарение (второе?) Юсуфа должно было произойти, очевидно, осенью или зимой 516, когда, возможно, вспыхнули первые антихристианские волнения, инспирируемые Зу-Нувасом, и в Зафаре (Дафаре; Тафаре) был побит камнями Павел, епископ Наджрана.
Царь Масрук Зу-Нувас, сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира (Кания Януф Ду-Шанатир), эфиопского ставленника, принял Иудаизм, и назвался Йусуфом / Юсуфом. Хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу-Нуваса была пленной еврейкой из Нисибина. С отцовской стороны Масрук принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить. Зу-Нувас поддерживал отношения с еврейскими законоучителями Тверии, бывшей в то время главным еврейским центром в Эрец-Исраэль. По арабским источникам его подданные тоже приняли Иудаизм.
В 484 в Византии вспыхнуло восстание самаритян. Оно было подавлено, а за ним последовали антисемитские законы императора Зенона (474-91).
"Книга химьяритов" утверждает, что при Масруке Зу Нувасе, царе-гонителе, состояли лица, бывшие "иудейскими священниками из Тивериады". Эти связи городов Аравии с центром евреев после разрушения Иерусалима Тивериадой отмечены и Симеоном Бетаршамским. Последний жалуется на то, что "иудеи, которые живут в Тивериаде, посылают от себя священников из года в год и от времени до времени и поднимают мятеж против христианского народа химьяритов".
Издевательства над евреями творимые в проклятой Богом и людьми Византии, вызвали глубокое возмущение в еврейском Химьярском государстве. Юсуф Зу-Нувас ограбил и казнил византийских купцов в ответ на то, "что в римских странах угнетают евреев".
В отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и сожжение синагоги в Византии Юсуф Зу-Нувас вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией. Последняя потерпела большие убытки, так как "ромейские торговцы проезжают через химьяритов в Аксум и во внутренние государства индов". "Ромейские купцы" ездили в Аксум "через химьяритов2, чтобы вести торговлю. Но Димн (Юсуф Зу-Нувас), царь химьяритов, убил их и отобрал все, что у них было. Действия эти повторялись, "так были убиты многие, так что объял ужас многих и они воздерживались ездить, и прекратилась торговля царств внутренних индусских и кушитских".
От этих действий выигрывали конкуренты христианских купцов - евреи и персы.
Приостановив византийскую торговлю с Индией и Ираном, он спровоцировал войну с царём Аксума Элесбой (Элла Асбаха; Айдуг), который понёс колоссальные убытки из-за прекращения торговли. Элесбоа прислал сначала "ноту протеста" ("Ты плохо сделал, что убивал торговцев-христиан ромейских, ты прекратил торговлю и задержал пошлины моего царства и других царств. Особенно же ты повредил моему царству" - сказал царь Аксума Юсуфу), а затем захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Зафар (Тафар) и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Византийский император Юстин I (518-27) и александрийский патриарх Тимофей подстрекали христианский Аксум к походу против "гнусного и незаконного еврея".
Таким образом, в промежутке между июлем и сентябрём/октябрём 517 царь Аксума (Эфиопии) Элла Асбаха, под смехотворным предлогом защиты аравийских христиан, высадил свои войска в Мухване.
Зу-Нувас спасся бегством, собрал сторонников и зимой 517?, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару (Зафар). Юсуф воспользовался нехваткой продовольствия у врагов и осадил переметнувшиеся к ним города Зафар и Наджран.
Сброд горе-крестоносцев заперся в крепости Тафар (Зафар). Гарнизон сражался отчаянно, и евреи не смогли взять город штурмом в бою. Тогда Юсуф предложил эфиопам покинуть Тафар, обещав отпустить их на родину, поклявшись Адонаем, небесным сводом и Торой. Письмо передали 2 еврейских священника из Тивериады и 2 христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. 300 глупых воинов эфиопского гарнизона со своим главой Эба Баватом вышли за стены, сдались и были перебиты непримиримым борцом за еврейское дело.
Взяв Тафар, Юсуф сжёг церковь с оставшимися 280 эфиопами, приказал уничтожить всех христиан, перебил всех кого мог и разослал приказ христианам принимать Иудаизм.
После взятия Зафара (Тафара), Юсуф захватил Мухван, отправив местных христиан к Иисусу, в т.ч., главу города Харита (Аретаса) ибн-Калеба (518).
Затем одна часть войска Юсуфа осталась в районе Мухвана, где согласно надписи Шарахила, укрепляла оборонительные сооружения на побережье на случай возможной высадки аксумитов (эфиопов), другая (в конце 517 или начале 518) совершила рейд на Наджран.
Всю страну он очищал от церквей и христиан-мракобесов. Епископ и весь церковный клир были казнены. Тем, кто не принимал истинной веры, царь-праведник лично ломал кости и отрубал конечности, после чего неверных придавали закланию, ведь искоренение беззакония во всякое время приятно Господу.
В надписи одного из полководцев Юсуфа, Шарахила Иакбула, сообщается, что войска Юсуфа перебили в приморском городе Мухване всех жителей и сожгли церковь. Всего, как свидетельствуют надписи этой поры, было убито более 13 тысяч христиан.
Покорив приморские области, царь в 518 захватил Наджран (Найран; Негран), лежавший в глубине п-ова, и подверг репрессиям местных христиан.
Войско Шарахила лишь блокировало дорогу, ведущую из Наджрана на север, и ограничилось на этот раз требованием заложников, которые после неудачных попыток прорвать блокаду и были наджранцами выданы. С прекращением летних муссонов 518, когда можно было не ожидать высадки эфиопов, в ноябре 518 Юсуф прибыл к Наджрану со всем войском.
Зу-Нувас отправил сначала послание жителям, упрекая их в мятеже против законного властителя, и этнарх города и всей области Харит (Арефа) вывел было всех боеспособных христиан ему навстречу (с целью покаяния и сдачи), но услышав о жестоких расправах в Тафаре найранцы вернулись за стены. Посланные в Найран войска не смогли взять город, Юсуфу пришлось со всеми военачальниками и основной армией его осадить. Появился он неожиданно, захватив жителей предместий врасплох, свободных перебил, рабов раздарил сторонникам, предместья выжег. Но и многодневная осада с применением осадных орудий результата не дала, и тогда Зу-Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп "по элкаде с души", что и было исполнено: к нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота. Юсуф принял их, не проявив жестокости, но упрекал их, говоря: "Почему вы восстали против меня? И разве вам неизвестно, что я ваш царь?". Вскоре по требованию народных масс ворота города были открыты и Наджран сдался. Юсуф поголовно истребил богатые христианские кланы, правившие городом (около 770 человек).
Сохранилось послание о победе Юсуфа, оправленное его союзнику, царю соседнего арабского царства: "я воцарился над всей землей химьяритов... Я убил 280 священников, которых нашёл... и я сделал их церковь нашей синагогой. Затем... я отправился в Негран, город в их государстве. Я осаждал его в течение нескольких дней и не взял. Тогда я дал им клятвенное обещание, считая, что не следует быть верным христианам, моим врагам. Я схватил их, с тем чтобы они принесли мне своё золото, серебро и имущество. И они доставили это мне, и я взял это. Я спросил относительно их епископа Павла; они сказали мне, что он умер, но я им не поверил, пока мне не показали его гроб. Смердели его останки, и я сжёг их, а также церковь, священников и всех, кого нашёл укрывающимися в ней. А прочих я принуждал, чтобы они отреклись от Христа и от креста, но они не захотели, ибо они исповедовали, что он Бог и Сын Благословенного, и они избрали для себя смерть ради Него... и я приказал убить всех их знатных. Привели к нам их жён, и мы сказали им, чтобы они отреклись, видя смерть своих мужей за Христа, пожалели бы своих сыновей и дочерей, но они не захотели. Дочери Завета (монахини) стремились, чтобы сначала убили их, но жёны знатных разгневались на них и сказали: нам следует умереть после наших мужей. И все они были убиты по нашему приказу, кроме Румы, жёны того, кто собирался быть там царём. Мы... убеждали её, чтобы она отреклась от Христа и осталась жить, жалея своих дочерей, и что она сохранит всё, что имеет, если станет иудейкой... я всяческими хитростями убеждал её отречься от Христа, чтобы она только сказала, что Он человек, а не Бог, но она не захотела. Одна же из дочерей выбранила нас за то, что мы это говорили... Я же приказал для устрашения прочих христиан, чтобы распростерли их на земле, и её дочери были избиты так, что кровь у них пошла изо рта. После этого была отсечена у неё голова".
Представителем верхушки города был Харит (Арефа), - "один из благородных", т.е. представитель верхушки города и тяготевшей к нему области была; состоявшей видимо сплошь из христиан. Юсуф уничтожил не только верхушку города, но и жителей-христиан, клириков и монахов, - как мужчин, так и женщин. Часть казненных была заживо сожжена в церквах, другие были казнены за городом.
В "Книге химьяритов" пространно рассказано о предпринятых истязаниях и казнях во время пребывания там Масрука (гл. 9-24, 26-27), продолженных после того, как царь покинул Неджран (гл. 33-36, 38). Часть этих рассказов, повторена и в "Мученичестве Арефы". Первыми были казнены монашествующие, диакониссы, клирики, затем мужчины из знатных родов и верхов города и, наконец, женщины с их детьми.
В Наджране "были убиты 340 знатных", отказавшихся перейти в Иудаизм.
Ибн Исхак пишет: "Ду Нувас пошёл против них с его армиями и потребовал принять Иудаизм, давая им выбор между религией и смертью: они выбрали смерть. Он вырыл траншеи для них; некоторые погибли в огне, некоторых убивали мечом, пока он не уничтожил почти 20 тысяч".
Эти события нашли отражение и в Коране: "Смерть тем, кто копал общую могилу, разжег огонь, испускающий искры. Вот они сидят при нем и видят то, что творят с верующими. Они мстят им только за то, что они веруют в Аллаха, великого и достойного похвалы"
(85:4-8). Впрочем сам же Пророк подобным образом убивает евреев Медины, подражая (как и во многом другом, ибо и война за веру и письма с призывами принять Иудаизм изобретены Масруком) Юсуфу Зу-Нувасу.
Табари утверждает, что царь Зу-Нувас мстил за убийство еврея в Неджране.
Также сообщают, что Юсуф требует, чтобы к нему привели "жён этих бунтовщиков", его полководец Зу Язан привёл к нему 177 пленных женщин.
Казнью руководил вышеупомянутый полководец Зу Язан.
Преследования христиан прокатились и по другим городам Йемена: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
"Книга химьяритов" знает город Хадрамаут, в котором была сожжена церковь (гл. 29 и 30, от которых сохранились только заголовки), и 2 других города, в которых имели место преследования и казни, - "Мариб, город земли химьяритов" и, вероятно, Хаджарен, (гл. 31 и 32, от которых также сохранились только заголовки).
Юсуф Зу-Нувас направляет послов к языческому князю Мундару бар Закика ("царьку всех, находящихся под властью персов, арабов") в Хирту, настаивая на том, чтобы он уничтожил христиан в своём государстве. Юсуф обещал ему за гонение дать "вёс 3 тысяч динаров". В это самое время с противоположным предложением союза в Хирту прибыли посольство Юстина I во главе с пресвитером Авраамом бар Еупорос, этнарх арабов-христиан из ирано-византийского пограничья Аггей, а в поддержку иудео-химьяритам явился несторианский епископ Сила из Персии.
У Византии были с Мундаром свои счеты, т.к. он держал в плену 2-х византийских военачальников - Тимострата и Иоанна, которых отпустил лишь за большой выкуп. Письмо Масрука к Мундару читалось в присутствии различных лиц, присланных к его двору, т.к. вопрос о его политике интересовал различные государства. В числе их, кроме упомянутого Авраама, находился присланный "из Персии" "царём персов" Симеон Бетаршамский, "апокризиарий православных христиан Персии", который сообщил в своём "Послании" подробности этих событий. С ним был иподиакон Иоанн (Мандин). Присутствовал также "комит Аггей, сын Зета, состоявший этнархом христианским всего военного лагеря". Присутствовал и Сила, епископ несторианский. Находился и епископ Русафы Саргис, который, может быть, был автором "Книги химьяритов".
Поначалу Мундар склонялся искоренить христианство в своей стране, желая видимо получить обещанные Юсуфом деньги. "Когда мы прибыли туда, - пишет Симеон, - он [Мундар] собрал свое войско и прочел пред ним послание, а посол рассказал, как убивали христиан и как они были гонимы у химьяритов". Мундар после чтения письма обратился к христианам своей державы со словами: "Вот вы слышали, что случилось? Отрекайтесь теперь от Христа, потому что я не лучше, чем цари, преследующие христиан".
Однако Мундар получил неожиданный отпор, - солдаты ответили ему, что "не в твои годы стали мы христианами". Возмущенный Мундар ответил: "Ты осмеливаешься говорить передо мною?". Но тот христианин был из сильного клана, и сказал: "Из-за страха Божия я не боюсь говорить, ибо меч мой не короче, чем [мечи] других, и я не боюсь биться до смерти". Царь лахмидов не мог принять против него мер "из-за его рода", т.е. опасаясь сильного рода, который постоял бы за своего представителя, а также потому, что он был "знатный, известный и храбрый в бою".
В результате византийскому послу Аврааму удалось заключить мир с Мундаром.
Юсуф обращался в Персию предлагая и там уничтожить христиан: "Ибо пишет так называемый второй фараон к царю персов, прося его, чтобы он всех христиан тамошних уничтожил", так же "как он сам это сделал".
Несториане, упрочившее своё положение в Иране, гонимые в Византии, заняли позицию защиты интересов Ирана: Сила, епископ несториан, полемизировал с православными, "желая угодить язычникам и иудеям". Характерно, что Юсуф, полемизируя с Арефой (лидир восставших христиан Неджрана) и требуя его подчинения, упрекал его, говоря: "вы не лучше несториан, которые находятся с нами и поныне". Т.о. Масрук указывал, что они, будучи христианами, поддерживали с ним отношения, были с ним "и поныне".
Событие в Награне вызвало олигофреническую жажду мести у христиан. Император Юстин I побудил царя Эфиопии Эласбау отправиться войной против еврейского царя.
В послании к Элесбоа (Калебу) Юстин ставил в вину Зу-Нувасу то, что он обратился к персам и к арабам-лахмидам, предлагая последовать его, Юсуфа, примеру и поддержать направление его политики. Он просил срочно оказать помощь христианам Химьяра, выступив туда морем на кораблях или сухопутно. Со своей стороны, Юстин обещал послать множество войск, оторые он хотел направить через области коптов, Беренику, порт на Красном море, блеммиев и кочевые племена, чтобы они достигли пределов Абиссинии и прошли через неё.
Из Химьяра обращался с просьбой о помощи "благородный Аумейах", который отправился в Абиссинию и "поведал благочестивому епископу Евпрепию и Калебу, верующему царю Куша, обо всем, что сделал Масрук, распинатель, с христианами". Аумейах привёз с собой просьбу, исходящую, по-видимому, от химьяритских христиан. В доказательство злодеяний, произведенных Зу-Нувасом, эфиопам было доставлено полуобгоревшее Евангелие. Царь Абиссинии не решался выступить, не имея достаточного количества судов, за которыми обратился в Константинополь, переслав туда и обгоревшее Евангелие. Византия послала флот для поддержки эфиопских войск.
По другой традиции, химьярит Даус Зу Таалабан отправился к царю ромеев и сообщил обо всем происходившем в Химьяре. Кесарь, не имея возможности послать войска, сам обратился с соответствующей просьбой "к негусу, господину Хабеша", который и послал войско, чтобы защитить химьяритов.
Элесбоа (Калеб), отправляясь на войну против химьяритов, обещал обратиться в христианство.