Аннотация: О теории Львовой что евреи-правители хазар были каганами
З.А. Львова на основании нового источника - татарской летописи Бахши Имана выдвинула версию о том, что еврейская династия к которой принадлежал Иосиф, переписывающийся с испанским евреем чиновником Хисдаем ибн Шапрутом, являлся не беком, то есть царём, а каганом.
Каган же был лишь сакральным лидером хазар, реальная власть принадлежала бекам.
Выводы Львовой спорны по сразу нескольким причинам.
Во-первых, мусульманские историки однозначно указывают на то, что правитель хазар - еврей.
Это и доказывается и преследованием других религий, кроме Иудаизма в Хазарском каганате, например казнь муэдзинов и разрушение минарета, высылка хазар-мусульман и т.д.
Во-вторых, термин "каган" явно от хазар перешёл и к Руси, но ни где нет намёка, что каган Руси был лишь сакральным правителем.
В письме Иосифа нет указаний на то, что он или его предки подчинялись бы ещё кому-нибудь.
Стоит обратить также внимание на то, что концепция Львовой уже противоречива внутренне - так как описывая насильственное обращение народов Хазарского каганата в Иудаизм, Львова должна была бы согласиться, что подобное не могло было бы происходить, если бы в Хазарии существовал правитель более высший по рангу, чем правитель-еврей.
В самом деле, безвластный каган, еврей (на то, что каган Хазарии вместе с аристократией принял Иудаизм писали Фоцлан, Масуди и др.) решивший силой навязывать Иудаизм своим подчинённым, естественно не смог бы это осуществить без всевластного бека.
Но так как из самого же Бахши Имана (что подтверждает Константин Багрянородный) видно, что гражданская война - и весьма жестокая - всё-таки велась, и причиной её стал именно насильственная иудеизация с вырубкой священных языческих деревьев, убийствами тех кто отказался принять еврейскую религию и т.д. - всё это говорит именно о воцарении евреев в Хазарии.
Иосиф и его предки могли быть каганами - но нет никаких признаков того, что Хазарией правили неевреи.
Ответ на вопрос, кем были предки Иосифа (сакральными, не имеющими реальной власти каганами или же царями-беками) можно найти в хазарско-еврейской переписке.
Уже начиная с описаний Булана и других ранних евреев - лидеров Хазарии можно видеть, что и Булан и другие - были полновластными лидерами хазар.
Булан, как он описан в хазарско-еврейской переписке, хотя и действует явно оглядываясь на окружающих и на обычаи, тем не менее, явно ни кому сам не подчинён, в частности он принимает Иудаизм (или укрепляет его) не получив от кого бы то ни было разрешения. Единственная роль в этом приписана его жене Серах и тестю - набожным евреям, а отнюдь не беку.
Он удалил идолопоклонников и гадателей. Он также ввёл среди хазар изучение "книг закона Моисеева", вёл религиозные диспуты. Наконец, Булан заключил мирный договор с аланами! Вёл войны.
Иосиф называет Булана царём.
И о других предках Иосифа говорится как о полновластных правителях. Например "во дни царя Аарона воевал царь аланский против казар, потому что подстрекнул его греческий царь. Но Аарон нанял против него царя турок, так как тот был [с ним дружен], и низвергся царь аланский перед Аароном, и тот взял его живым в плен. И оказал ему [царь большой] почёт и взял дочь его в жены своему сыну, Иосифу. Тогда [обязался] ему аланский царь в верности, и отпустил его царь Аарон [в свою землю]".
Про каганов в хазарско-еврейской переписке сказано: "И покаялись израильтяне вместе с людьми казарскими полным раскаянием. И стали приходить иудеи из Багдада и Хорасана и земли греческой и поддержали людей страны, и те укрепились в завете отца множества. И поставили люди страны одного из мудрецов судьёй над собою. И называют они его на казарском языке каганом, поэтому называются судьи, которые были после него, до настоящего времени каганами".
И далее: "А главного князя казарского они переименовали в Савриила и воцарили царём над собою".
Арабский географ Истахри писал в "Книге стран": "Хазары - магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане - большинство; однако ЦАРЬ и ЕГО ПРИДВОРНЫЕ - ЕВРЕИ... Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии".
Отсюда видно - и беки (цари) и каганы были евреями.
***
В остальном же Львова, Мусина И.Р. и др. исследователи несомненно провели важнейшую работу по изучению летописей Бахши Имана "Джагфар Тарихы", имеющих огромное значение для хазароведения.
Так, Львова пришла на основе Бахши Имана к выводу, что видимо первым евреем / иудеем хазарским военачальником и каганом был Калга сын Алып-Бия (третья четверть VII в. - погиб не позднее 668). Калга погиб в битве (происходившей на реке Алмыш) хазар с сыном и наследником кагана Великой Булгарии Поднепровья Куврата Бат-Бояном (правил в 665-668).
Этого Калгу надо отождествлять с неназванным по имени евреем-военачальником, женой которого была верующая еврейка Серах.
На Иудейство Калги по справедливому мнению Львовой указывает то, что сменивший его на престоле каган-тенгрианец Кабан, демонстрируя своё дружеское расположение к Бат-Бояну при заключении с ним мира и союза, подчеркивает их религиозное и языковое единство и благодарит Бат-Бояна за то, что он избавил его от "ненавистного Калги". Это косвенно свидетельствует об Иудейском вероисповедании Калги и позволяет его сопоставить с тем вошедшим во власть военачальником-евреем, о котором говорит Кембриджский документ.
После смерти Кабана (690) к власти приходит сын Калги Айбат, заточивший в темницу сына Кабана Кук-Куяна. Летопись Бахши Имана говорит о браке Айбата с еврейкой из Бухары, а так как в тенгрианской среде брак знатного хазарина и тем более кагана с иноземкой и иноверкой был бы просто недопустим, то нужно считать Айбата евреем / иудеем.
"Если военачальник Калга сопоставим с военачальником Кембриджского документа, то его сына Айбата можно идентифицировать с тем безымянным хазарским каганом, который воевал с арабами в первой трети VIII в., так как и у этого кагана, и у Айбата был сын Барджиль" - пишет Львова.
Айбат погибает от руки освободившегося из темницы сына Кабана Кук-Куяна, пришедшего т.о. к власти в 732/33 и продолжившим войну с арабами (позже Кук-Куян пошёл на примирение с арабами, разрешив своим подданным принимать ислам). "А согласно данным арабских источников, гибель сопоставимого с Айбатом безымянного хазарского кагана произошла незадолго до 730/31 года. Соответственно и годы правления Айбата падают на 690-729" - пишет Львова.
Интересно, что и после смерти хазарского кагана, когда военачальником по-прежнему остается сын кагана Барджиль, 2 года (730/31) государством правила мать кагана Парсбит. Эта Парсбит видимо и есть еврейка из Бухары.
Правила Парсбит вместо Барджиля потому, что тот не имел права на престол после смерти своего отца так как после убийства его отца Айбата по хазарскому обычаю стал сыном и наследником не Айбата, а его убийцы Кук-Куяна.
Таким образом, Иудаизм в каганате начинает побеждать при Айбате и его сыне и внуке от еврейки из Бухары - Булане и Барджиле.
Еврей Барджиль (745-759) приходит к власти после смерти Кук-Куяна около 745 как сын и наследник усыновившего его после убийства его отца Кук-Куяна.
"Барджиль уже открыто принимает иудаизм, отказавшись от обычая предков, согласно которому каган-тенгрианец перед вступлением во власть подвергался условному удушению, в течение которого он должен был назвать количество лет своего предстоящего правления. И правление как Барджиля, так и трех других хазарских каганов-иудаистов - его сына Булана (761-806) и сыновей Булана Бен-Амина и Карака (806 - начало 30-х IX в.) - знаменует собой уже новый этап становления иудаизма в Хазарском каганате - откровенное насильственное обращение в новую веру его коренных народов" - Львова.
Масуди принятие хазарами Иудаизма относит к правления Харуна ар-Рашида (786/809).
Согласно данным Бахши Имана, в правление Барджиля и Булана начинается гражданская война, в процессе которой одни народы (мурдасы, куманы, кук-огуры и другие) принимают Иудаизм, а другие (сакланы, кашэки, бурджаны) выступают против, отстаивая право на вероисповедание религии предков - тенгрианства - или принятого в пору войны с арабами ислама. Оплотом повстанцев становится поддерживаемое Византией бекство Дима-Тархан (Тмутаракань) и Прикубанье, оплотом хазар-иудеев и резиденцией кагана становится Итиль.
Вышеупомянутый Булан (761/806) известен и из письма царя Иосифа сановнику из Кордовы Хасдаю Ибн-Шапруту. По сообщению Иосифа, Булан видел во сне ангела, который возвестил ему о расположении к нему Бога. И Булан должен был построить храм Богу (с сооружением шатра, светильника, стола, жертвенника и священных сосудов), а средства для этого добыть в городе Ардил или Ардвил. Иосиф говорит о принятии Иудаизма не только рабами Булана, но и его князьями и народом и о низвержении всех его врагов, имея в виду, скорее всего, те племена, которые отказывались принимать новую веру.
Львова отмечает: "золото, добытое при взятии Арбедиля, могло уже изначально предназначаться для постройки храма как золото посрамленных и побежденных врагов-иноверцев. А это косвенно говорит о том, что война с арабами в первой четверти VIII в. носила в чем-то религиозный характер".
Бен-Амина, сына Булана, внука Айбата, Львова сопоставимым с реформатором Обадией, известного по хазарско-еврейской переписки, где о нём сказано, что он "поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили (ему) 24 книги (Священного Писания), Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв (махзоры). Он (Обадия) был человек, боящийся Бога и любящий закон, раб из рабов Господа".
Религиозно-политические реформы Обадии, свергнувшие как врагов Иудаизма, так и династию Ашина, вызвали гражданскую войну, в которой этот царь, по-видимому, погиб. Все, кто не принял Иудаизма, в т.ч. христиане и мусульмане, объединились против правительства, началась гражданская война, о которой спустя 100 лет писал Константин Порфирородный: "Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, другие убежали и поселились с турками (венграми. - А.З.) в нынешней печенежской земле, заключили взаимную дружбу и получили название кабаров". Междоусобица ослабила государство в целом. Так, после репрессий, предпринятых против крымских христиан хазарским каганом, после ликвидации Готской митрополии Крым откололся от Хазарии, и его присоединила к себе Византия. Хазарам пришлось с этим смириться, т.к. антииудейски настроенные феодалы и союзные с ними венгры тревожили царя даже на его собственной земле. В ответ на это каган разрушил один из самых велико-лепных замков в своём государстве - Правобережный, который принадлежал, видимо, бо-лгарину-антииудею.
У царя Иосифа это Обадия - из сыновей Булана и его брат Ханукка. А в летописи Гази-Барадж тарихы среди потомков Булана также названы 2 брата. Это сыновья Булана Бен-Амин и Карак. При этом, по сведению Иосифа, после Обадии правят один за другим его сын и внук Изекия и Манассия. Потом к власти приходит брат Обадьи Ханукка, от которого и ведет свою родословную царь Иосиф. А в летописи Гази-Барадж непосредственно после Бен-Амина к власти приходит его брат Карак, предварительно убивший (без пролития крови) и Бен-Амина и верных ему священнослужителей. И родословная Юсуфа также ведется от брата Бен-Амина Карака (Карак, его сын Манас, его сын Исхак, его сын Бакчуар и его дети - Алан и Юсуф).
Бен-Амин / Обадия насильно насаждал Иудаизм среди народов каганата, что сопровождалось рубкой священных деревьев язычников и разрушением мечетей мусульман. Одновременно каган делает набеги на оплот оппозиции - бекство Дима-Тархан в Тмутаракани. Вскоре к мятежному бекству присоединились "чёрные хазары", сакланы, джурашцы и бурджане близлежащих территорий. Ключом повстанцев было имя Кубара (одно из имен Тангры). Поэтому и война с Бен-Амином получила название Кубарской или Суварской.
Причиной смещения Бен-Амина с престола было нападение на Итиль моджар. Бен-Амин был низвергнут с престола и задушен, а верные ему священники были живыми закопаны в его могилу. На престол взошёл младший брат Бен-Амина Карак, продолживший борьбу с восставшими моджарами, к которым бежали разбитые бурджаны, сакланы и джурашцы. Часть разбитых белыми хазарами племён - кубарцы - бежала в Кара-Булгар на Днепр. Карак пошёл войной на Кара-Булгар, но был наголову разбит. Этим воспользовались чёрные хазары - язычники,- объявив, что гибель войска произошла из-за измены богу Тангре. Свергнутый Карак бежал в Семендер, но был вместе с сыновьями изрублен на куски мусульманами. Спасти удалось только его младшего сына Манаса.
К власти пришёл тенгрианец Урус, отец которого Асанкул, дед Саксин и мать были зверски убиты Буланом за отказ принять "яхудскую" веру. Смерть угрожала и Урусу, но он спасся и ускакал в мятежное бекство Дима-тархан, где вместе с беком Тамьяном и под покровительством Византии вел войну с постоянно нападавшими на Дима-Тархан каганами-евреями.
Став каганом, Урус (нач. 30-х гг. - 840) был продолжил войну с Кара-Булгаром, претендовавшим на те части Хазарии, которые отпали от неё в ходе гражданской войны. Спасая каганат от распада, Урус дал больше свободы хазарским христианам и мусульманам и заключил союз с Византией и Хорасаном. Мусульмане вооружили его войско, а при содействии Византии им была построена крепость Саркел / Хин (834), где разместился гарнизон из хинцев, или барджанаков (печенегов). По мнению Львовой, Саркел строился как будущая резиденция каганов-тенгрианцев в противовес оплоту Иудаизма - Итилю.
Урус правил недолго. Поражения в войнах вызвали недовольство и дали возможность белым хазарам с помощью бека Буртаса посадить на престол кагана-иудаиста - младшего сына Карака Манаса (840-858). Урус был убит.
Бахши Иман перечисляет беков Хазарии: Буртас, Ильяс (840-870), Арслан из рода Кабана (870-921), Моджар, его сына (921-943), Кубар - внук туркменского хана Курука и двоюродный брат Угез-бека из рода Кабана (944-966).
Гази-Барадж упоминает о правлении младшего сына Карака Манаса (840-858), его сына Исхака (858-880-е), его сына Бакчуара (880-е - около 918) и его сыновей-близнецов - Алана (918-925, 943) и Юсуфа (Иосиф; 925-943, 944).
Сыновья Бакчуара и его наследники близнецы Алан и Юсуф беками были Арслан (870-921) и его сын Моджар (921-943). Арслан происходил из вражеского роду каганов-евреев рода тенгрианца Кабана. Однако он притворился другом Бакчуара, приблизился к нему и вошёл во власть. Из двух близнецов Арслану был более близок Алан, так как они оба придерживались мусульманской ориентации. Алан был побратимом Мухтасара, а его сын Дауд сам был мусульманином.
Бек Арслан также был близок мусульманам и признал себя вассалом Саманидов. Поэтому он вызволил из плена и продвинул на каганский престол Алана. Характерно и то, что свергнутый своим сыном Моджаром в 921 Арслан бежал к мусульманам в Семендер, где временно нашёл надёжное укрытие, в то время как бежавший в тот же Семендер в начале IX в. каган Карак из рода Калги вместе с сыновьями был изрублен на куски. Показательно и то, что свергнутый с трона Алан тоже бежал к мусульманам - в Булгар на Волгу.
Юсуф расправляется с возможными претендентами на престол, и среди них оказывается мусульманин Мухтасар, которого его дочь называет муслим-хакан, что, вероятно, означает его право на каганский престол, в то время как писавший около 930 Ал-Истахрий сообщает, что наследовать каганский престол имел право только знатный еврей. это всё говорит о резком усилении роли мусульман в каганате.
В отличие от брата Юсуф опирался на Кара-Булгар Поднепровья, с помощью которых он приходит к власти в 925. В 943 под ударами Хума (?) пал Итиль, был убит бек Моджар, Юсуф бежал к куманам (половцам?), и Алан с помощью итильских баджанаков (печенегов?) снова воссел на трон.
Но в 944 троном снова завладевает Юсуф. Боясь нового переворота, Юсуф с помощью куман стал убивать всех возможных претендентов на каганский престол. Тогда же был убит и знатный мусульманин Мухтасар - сын бека Моджара и побратим Алана, а Юсуф завладел его женой и дочерью.
Претензии Юсуфа к дочери убитого, которая должна была бы стать после убийства её отца дочерью Юсуфа, вызвали негодование верных обычаям предков хазарских буртасов и бурджан. И тогда Саманиды, опасаясь присоединения Хазарии к Булгарии, сделали каганом своего ставленника - сына Моджара из рода Кабана и дочери туркменского хана Курука Угез-бека (944-966). Беком при нём стал внук хана Курука и двоюродный брат Угуз-бека Кубар (944-966). Юсуф же с бывшим тогда в Хазарии князем Малом бежал на Днепр в Кара-Булгар в Хорысдан. В Хорысдане, где утвердился Мал, у него произошли столкновения с Угырем (Игорь), требовавшим от него тройной дани, из-за чего он был убит. Овдовевшая Ульджай (Ольга) двинулась с войском на Хорысдан.
Мал с Юсуфом были взяты в плен и привезены в Башту (Киев), где их постигла, однако, разная участь. Эмира Мала с челядью разместили во дворе его отца Алмыжа и велели быть истопником в бане Ульджай / Ольги. После этого Ульджай сделала его первым урусским беком и окружила величайшим почётом. Юсуф же был посажен в темницу, и больше о нём летопись не упоминает.
К власти в Хазарии пришёл - но уже ненадолго - каган из рода Кабана Угез-бек, придерживавшийся ислама.
Однако по другим источникам, хазары приняли ислам лишь после разгрома Хазарии Святославом (965) и огузами.
Ал-Мукаддиси (до 988/9) писал: "Жители города хазар... вернулись и УЖЕ БОЛЬШЕ НЕ ИУДЕИ, а мусульмане". Исламизация произошла из-за борьбы с гузами, - хазары обратились за помощью в Хорезм.
Исламизацию иудеев-хазар хорезмийцами подтверждают Ибн Хаукаль и Ибн Мисхавейх.
Ибн Мискавейх: "И стало известно, что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: ВЫ ИУДЕИ и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, ИСКЛЮЧАЯ ИХ ЦАРЯ".
Впрочем, и другие арабские историки, например Ибн ал-Асир, подтверждают это: "И в этом (году) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам".
Ал-Макаддиси (до 988/89) сообщает: "Я слышал, что ал-Мамун нашествовал на них (хазар) из Джурджании (Ургенч. - А.З.), победил их и обратил их к исламу. Затем слышал я, что племя из Рума, которое зовется Рус, нашествовало на них и овладело их страною".
У того же автора сохранились сведения о непокорности хазар и об оккупации их городов с переменным успехом хорезмийскими карательными отрядами.
И русский источник говорит о посольстве хазар к Владимиру с предложением принять Иудаизм.
Из этого видно, что и после разгрома Хазарии ни хазары ни хазарский царь мусульманами ещё не были.
***
Таким образом, в целом не принимая теорий Львовой относительно фиктивной власти евреев в Хазарии и отступления хазарских правителей от Иудаизма ещё до падения каганата, признаем её (и других авторов изучающих летопись Бахши Имана) важнейшую работу по отождествлению правителей Хазарии татарской летописи и еврейско-хазарской переписки, и общей истории каганата, особенно интересной в части религиозной войны.