Римский поэт Клавдиан (2-я пол. IV в.) писал "берега Индии украшаются (пестрят) еврейскими парусами". По свидетельству Ибн-Хордадба, евреи нагружали свои корабли европейскими товарами и через Красное море отправлялись в Джидду, а оттуда в Индию (ок. 850, "Книга путей и государств").
Евреи в Индии поселились давно (кн. Эсфирь). Известно, что ещё в очень древние времена финикийцы привозили хрусталь из Индии-Афганистана.
В Талмуде упоминаются товары из Индии. Так, в тракт. Иома (3:7) говорится, что одно одеяние первосвященника, надеваемое в Иом-Киппур, было изготовлено из индийской ткани (хиндуин); там же (81 б) сообщается, что имбирь "прибывает из Индии". Талмуд упоминает рабби Иехуду из Индии (Кид. 22 б; ББ. 74 б).
Обнаруженные в Каирской генизе документы свидетельствуют о торговых экспедициях евреев Южной Европы, Северной Африки и Адена на западное побережье Индии в X-XII вв. Брат Маймонида, Давид, погиб, видимо, в 1177 по пути в Индию. Самым ранним документом о постоянном пребывании евреев в Индии являются тексты на медных табличках (974-1020), относящиеся к главе общины кочинских евреев. Самые ранние документальные свидетельства о постоянных еврейских поселениях находятся на двух медных пластинах, которые хранятся в главной синагоге Кочина (Малабарский берег, юг Индии). Выгравированные на древнетамильском языке, они перечисляют привилегии, которые даровал Шинкали Йосефу Раббану правитель Малабара Бхаскар Рави Варма (IV в.). Надпись гласит, что правитель даровал евреям деревню Анджуваннам (Пять каст), поскольку евреи, как полагали, были потомками глав пяти каст ремесленников. На пластинах написано также, что Анджуваннам должен оставаться во владении потомков этих евреев "пока мир и луна существуют". Исторически кочинские евреи происходили из Кундугалора. к северу от Кочина. Кундугалор был центром области Кералла, когда правитель Шри Пракаран Ирави Ванмар предоставил главе еврейской общины Йосефу Раббану привилегии принца еврейского царства, которое просуществовало до XVI в., когда, потерпев поражение в войне с муришскими арабами, евреи были должны искать убежища в Кочине. Кочинские евреи контролировали деловую жизнь в штате Кералла, они были богатыми землевладельцами, им дозволялось ездить на слонах, они имели рабов и даже слуг, оповещавших об их появлении на улице, чтобы низшие касты уступали им дорогу. Существование постоянных еврейских поселений на Малабарском берегу отмечают, начиная с XII в., многочисленные средневековые путешественники, в том числе и Биньямин Тудельский, который в 1167 так описывал 1000 евреев Малабарского берега: "Они черны, как и их соседи. Они соблюдают Закон, у них есть Тора Моше и книги Пророков, они кое-что знают из Талмуда и Галахи". После дарования им медных пластин евреи процветали в Анджуваннаме больше тысячи лет. Когда прекратился род Раббана, между двумя братьями одного знатного семейства возник спор о праве возглавить общину. Младший брат и его сторонники убили многих из сторонников старшего брата. Тогда вмешались соседние князья и лишили евреев их владений. В 1341 братья со своими сторонниками бежали в Кочин и построили там синагогу Кочангади. В 1524 под тем предлогом, что евреи жульничают при торговле перцем, конкурировавшие с ними многочисленные мусульмане напали на оставшихся евреев Анджуваннама и сожгли их дома и синагоги. В XVI в. в северной области Индии, находившиеся под властью Великих Моголов (1525-1858), переселяются группы евреев из Ирана, Афганистана, Средней Азии, привлеченные религиозной толерантностью первых представителей династии. Особой терпимостью отличался Акбар (правил в 1556-1605), который провозгласил принцип мира между религиями в своих владениях, отменил подушный налог на немусульман (зимми), пытался создать новую монотеистическую религию дин-и илахи (`божественная вера`) и открыл при своём дворе синагогу. В 1560 португальцы основали представительство инквизиции в Гоа, на полпути между Бомбеем и Кочином, и ещё большее число евреев стало прибегать к покровительству Черамана Парумала, раджи Кочина, которому португальские власти вскоре дали прозвище "Король евреев". В 1565 он дал им полоску земли рядом со своим дворцом (этот район стал называться Еврейским городом) и в 1568 разрешил построить синагогу не далее 30 ярдов (27 м) от его храма. Он назначил из евреев наследственного мудальяра (главу), даровав ему особое положение, привилегии и юрисдикцию во всех внутренних делах еврейской общины. Эта должность сохранялась при последующих раджах, при голландцев и англичанах. Семейство Халлегуа, которое все ещё носит этот титул, сохраняет своё влияние в Кочине. Назначение глав общин было во власти раджи, и часто они становились его дипломатическими и экономическими советниками. Евреи служили в войске раджей, но имели право не воевать в субботу.
Евреи сыграли определённую роль в культуре этой страны:
Еврей Якуб ибн-Тарик вывез из Индии десятичную систему счисления.
Принявший ислам еврей из Ирана поэт Сармад Кашани (казнён в Агре в 1661) - яркий представитель пантеистического мистицизма, отвергавший рамки какой-либо конкретной религии.
В 1615 в Кочине появился лжемессия.
1-е мероприятия по борьбе с эпидемиями холеры и чумы в Индии осуществил в конце XIX в. бактериолог В.А. Хавкин, проведший в 1893-95 вакцинацию населения разработанной им противохолерной вакциной, а в 1896-1902 - противочумной.
Большой вклад внесли евреи и в экономику этой страны, - выдающиеся купцы, банкиры, дипломаты, переводчики. Особо знатными были представители семейств Рахаби и Халигуа (из Халеба; с конца XVII в.), Ротенбург (из Германии; в Кочине с XVI в.), Сургун (из Стамбула; с начала XVIII в.), купец и общественный деятель Шмуэль Аврахам (предположительно из Польши, умер в 1792) и другие. В XVII-XVIII вв. евреи внесли значительный вклад в развитие сети факторий европейских Ост-Индских компаний (в Сурате, Мадрасе, Бенгалии, Бомбее). С 1683 купцы из португальской еврейской общины в Англии приняли активное участие в расширении экспорта драгоценных камней в Англию через форт Святого Георга (Мадрас). Многие мадрасские купцы-евреи разбогатели на торговле с Китаем, Бирмой, Филиппинами, товары из которых шли в Европу. Однако, несмотря на зажиточность большинства еврейского населения Мадраса, в нём не образовалась организованная еврейская община, и единственным памятником пребывания в городе евреев является старое кладбище, на котором сохранилось несколько надгробных плит с надписями на иврите или на английском и португальском языках. В 20-х гг. XIX в. возникает еврейская община в Калькутте, основанная переселенцами из Сурата и Бомбея; её быстрому росту и значительному материальному расцвету способствовал приток евреев из Багдада, Йемена и Кочина, принявших активное участие в торговле и промышленности бенгальской провинции.
Давид Белила - видный деятель еврейской общины в Кранганоре (в южной части Индии, 60 миль от Кочина), построил в 1568 синагогу в Кранганоре.
Первую в Индии еврейскую типографию основал в 1840-41 в Калькутте уроженец Кочина Эли"эзер бен Ахарон Са"адия Аракие ха-Кохен (1800-?), издавший в 1841-56 около 28 книг литургического, галахического и литературного содержания для Бней-Исраэль и своей общины. Одним из историков кочинских евреев был президент общины "белых" евреев Ш. Ш. Кодер (1869-1941), бывший с 1903 и до конца жизни смотрителем синагоги "Пардеши".
Нагоукар, Вениамин Шалом - офицер из индусских евреев Бени Израиль; род. в Бомбее в 1830. В 1848 Нагоукар вступил в туземную легкую инфантерию, достиг высоких чинов и принимал участие во многих военных делах, за что получил несколько знаков отличий. Он получил медаль и за участие в абиссинской кампании.
Нагоукар, Самуил Мозес - из Бени Израиль, служил в индийской армии. Род. в Бомбее в 1810. В 1832 он вступил в туземную инфантерию. 1844-1845 Нагоукар принимал участие в войне на юге Mahratta, затем в кампании в Центральной Индии и Абиссинии, вышел в отставку в 1871.
Гайем Самюэль - индийский общественный деятель, р. в Алибаге (близ Бомбея) в 1830, с 1851 по 1878 служил в английской армии, в 1853 создал Benevolent Society бомбейских Бени-Израиль, в 1881 основал высшее евр.-английское училище; написал исторический очерк о Бени-Израиль. Старший сын Самуэля, Самуил, был редактором "Israel" (ум. в 1884); в 1882 он защитил евреев от обвинения в употреблении крови с ритуальной целью. Он опубликовал катехизис евр. религии. Другой сын Самуэля, Хайамс - врач в Бомбее, ум. в 1897 от чумы.
Рувим Донди Аштумкер - индийский воин общины Бени Израиль, р. близ Бомбея около 1820. Поступив в 1839 в качестве солдата на английскую военную службу, он постепенно повышался в офицерских чинах, принимая участие в многочисленных военных действиях. За боевые отличия Аштумкер получил орден Британской Индии первого класса и в 1877 достиг одного из высших офи-церских чинов, Sirdar-bahadur.
Воин Самуил Исаак Джооликар (Jawlikar) род. из Beni-Israel в Бомбее около 1820; поступив на военную службу в качестве солдата в 1840, дослужился в 1869 до высокого чина subahdar-major'a, принимал участие во многих военных экспедициях, особенно отличившись во время подавления восстания сейков; интересовался и общественными делами и по выходе в отставку состоял главным казначеем Thana Synagogue.
Моисей Бапуие Малекар (Barujee) - индийский деятель из общины Бени-Израиль, р. в Бомбее ок. 1830. Малекар служил в туземной инфантерии и в 1878 получил чин Subahdar-major, а при отставке - звание Sirdar Bahadur. Позже Mалекар был мировым судьёй.
Бапуджи, Иезекиил - член бомбейской общины "Бени-Израиль", майор туземной армии, ум. в 1878. Бапуджи участвовал в подавлении нескольких восстаний, выказав храбрость и распорядительность во время походов.
Р. Д. Айзекс (маркиз Рединг) был в 1921-26 вице-королём и генерал-губернатором Индии.
Э. Монтегю в 1917-22 был министром по делам Индии в Британском правительстве.
Сэр Л. Абрахамс с 1902 - секретарь по финансовым делам Индии, он реорганизовал денежную систему страны.
Х. М. Киш был министром почт Бенгалии.
Э. Мозес был мэром Бомбея в 1937-38.
Во время Индо-пакистанской войны (декабрь 1971) начальником штаба восточного командования был багдадский еврей, генерал-майор Дж. Джейкоб.
***
Кашмир: большинство исследователей Кашмира сходятся во мнении, что множество людей, населяющих эту область, являются потомками 10 утерянных колен, высланных из родной земли в 722 г. до н.э., другие исследователи считают, что скитания высланных 10 колен Израиля начались 300 лет спустя, то есть примерно в 400 г. до н.э. Кочующий народ поселился в Кашмире, сохранив свои традиции до тех пор, пока он не был обращён в ислам. 2 ведущих историка Кашмира, Мулла Надири, написавший "Историю Кашмира", и Мулла Ахмад, автор "Вех Кашмира", не сомневались, что происхождение кашмирского народа идёт от древних израильтян. Священник Китро в своей "Общей истории Мугальской империи", сообщает, что кашмирцы - потомки древних израильтян. Другой священник, Монстрат, писал, что во времена Васко да Гамы "все населяющие эту землю люди, жившие здесь (...) потомки древних израильтян. Их особенности, внешний вид, комплекция, одежда, способ ведения дел - всё указывает на то, что они родственники древних евреев". Бируни писал, что "раньше только евреям разрешалось входить в Кашмир".
Язык уду, распространённый там, включает много еврейских слов, что касается и названий городов: и деревень Хар Нево, Бейт Пеор, Писга и др.; один из народов Кашмира носит название Ашрея, что вполне могло произойти от имени племени Ашер, кашмирское племя Данд - от Дана, Гадха - от Гада, Лави - от Леви; Шауль - от Шаула, Муса - от Моше, Сулиаманиш - от Шломо. Также есть 2 племени со следующими названиями: Абри (Иври) и Кахана (Коhан / Коэн). В Кашмире также есть 50-75 названий местностей, которые могут иметь древнееврейское происхождение, например, - Самарья (евр. "Самариа"), Мамре (Мамре) Пишга (Писга), Набудаал (гора Нево), Бушан (Башан), Гилгит (Гилгаль) Хешба (Хешбон), Амуна (Амон), Гошан (Гошен), Медиан-пура (Мидиан) и Гузана (Гозан, местность в Ассирии, куда были сосланы евреи). В области Кашмира граничащей с Пакистаном, называемой Юсмарг живёт племя Бней Исраель. Вообще, племенные имена жителей Кашмира тоже очень похожи на еврейские имена: Ашрея, Муса, Суламаниш, Лави, Шаул, Абри, Кахана, и т.д.
Местные жители носят пейсы и бороду, зажигают свечи перед Субботой (в которую не работают), у них есть изображения Моген Давида.
В одной из небольших деревень Кашмира, рядом с Валлар Линк, также есть одна странная традиция. Люди, живущие здесь, считают, что в этом месте похоронен сам Моше. Более того, некоторые люди верят, что не кто иной, как царь Шломо дошёл до Кашмирской Долины и, благодаря своей мудрости, помог местным жителям утихомирить местную реку. Эта легенда имеет своё продолжение в местной достопримечательности, называемой "Трон Соломона", которая находится возле столицы Кашмира, - Сринагара.
Пуштуны:
В 1867 в Лахоре на урду было опубликовано сочинение Мухаммада Хайат-хана "Китаб-и хайат-и афгани муаллифа-йи дебти Хайат-хан", более известное как "Хайат-и афгани" ("Жизнь афганцев").
Опираясь на данные племенных генеалогий, Хайат-хан утверждает, что все паштунские генеалогические предания предками афганцев считают евреев, а родоначальником - Афгана, внука Саула.
Исаак Акриш (1489-1578) писал, что встретил на корабле одного бывалого моряка, который рассказал ему такую историю: "У них (евреев) есть большое царство и власть. Я расскажу тебе, что я своими глазами видел, когда отправлялся на барках с визирем Сулейманом-пашой (Сулейман II Великолепный, 1520-66)... Мы отправились морским путём по пути в Индию, которая лежит в направлении востока, в место, по которому не проходил ни один человек. После нескольких дней (пути) мы увидели большие и высокие горы, горы высотой до небес, выражаясь гиперболически. И (моряки) признали по виду их, что эта местность была обитаемой. Визирь спросил разведчика, который на иноземном языке называется piloto (итал. моряк, кормчий), и сказал ему: "На этих горах, кажется, обитают люди, потому что место похоже на возделанное и вспаханное". Разведчик отвечал визи-рю и сказал: "Господин мой, в этих местностях живет сильный и крепкий народ, от ко-торого нам нет никакой пользы". Визирь сказал: "Почему?" Разведчик ответил и сказал: "Потому что они живут на высоких горах, которые охраняют их, в придачу к их (собст-венной) силе, и невозможности идти на них (даже) с железными осадными орудиями. Ви-зирь сказал ему: "Из какого они народа и какой веры?" Разведчик ответил: "Господин мой, они иудеи". Когда визирь услыхал имя иу-деев, он посмеялся над ним, засмеялся и сказал: "Если это иудеи, они не могут быть такими силачами, как ты сказал". Он приказал грес-ти и подняться на сушу, и позвал своих князей и слуг, (своих) советников, чтобы получить совет, как повести войну. Разведчик и советники отвечали ему и сказали: "Господин наш, смотри, что ты делаешь, и раскрой глаза. Ведь для тебя не будет славы на этом пути, потому что, если ты их победишь, скажут, что ты победил иудеев, а если они победят тебя, скажут, что ты покорил царства Теманское (Теман - обычное средневековое еврейское наименование южной Аравии) и Аденское (Йемен) и под конец пал, подобно животным для всесожжения, от руки иудеев. С каким лицом вернешься ты к царю, твоему господину?" Услышав это, визирь раскаялся и согласился со всем, что сказал разведчик".
Население Кашмира и Афганистана считает себя потомками утерянных колен Израиля, уведённых ассирийцами. Римский историк Арриан утверждает, что ассирийцы доходили до Инда ещё до персов. Во всяком случае, мидийцы и Ахемениды владели этими землями, и значит в них могли переселятся и евреи.
Область Хорасан, восточная часть которой входит в состав Афганистана, считалась местом пребывания исчезнувших колен в ряде ранних как раввинистических, так и караимских комментариев к Библии. В книге Эстер, которую датируют II в. до н.э., приводятся декреты Ахашвероша, которые касаются евреев, рассеянных по всем провинциям его империи от Ходу до Куш. Где, Ходу - Индия ( ср. формы Hindus на древнеперсидских клиновидных надписях, сирийское Hendu, арабское Hind, образованные, по-видимому, из санскритского Sindhu, означающего "море", "большая река"), а Куш - это Эфиопия. Следовательно, уже в те времена, где-то в Индии жили евреи в числе достойного царского упоминания. По мнению р. Ханины, 10 колен были уведены ассирийским царём в горы "Салуг" ( ; Санг., 94а), в которых видят Гималайские горы, которые он назвал "горами снега", подобно тому, как эти же горы на санскритском языке называются "обителью снега". Возможно также, что "Салуг", , это Сеттледж, приток Инда, прорезающий на запад главную цепь Гималаев.
Пуштуны (пушту, патаны) - название основного народа Афганистана, живущего так же в Пакистане, Кашмире, Индии и других странах. Пуштуны насчитывает более 20 млн. человек (12 млн. из них живут в Пакистане, 10 - в Афганистане) и разделены на 60 племён.
Пуштуны считают себя потомками утерянных колен Израиля; они были уведены Буктунасаром (Небукаднецаром) в Газару (Hazarah), которую афганцы отождествляют с библейским Арсаретом (Арцаретом). Дореволюционная Еврейская энциклопедия: "Это сообщение, однако, не объясняет происхождения современных афганских евреев, насчитываемых в числе около 40.000 душ и составляющих приблизительно 60 общин, из которых самые многолюдные находятся в Кабуле (2000 душ), Герате, Кандагаре, Газни и Балхе... В каждом из упомянутых пяти городов евреи имеют свой квартал (Mahall-i-jehudiyeh), запираемый после заката солнца и отпираемый на рассвете. Евреи носят такую же одежду, как остальное население; их отличает лишь цвет тюрбана - чёрный; говорят, что это - знак траура по Иерусалиму, но, вероятнее, это - знак отличительный. Евреи освобождены от натуральной воинской повинности; они уплачивают т. наз. военную подать, harbieah; многие из них - врачи. В 1880 г. Аюб-хан потребовал от евреев Герата "harbieah": 300 землекопов и 2000 томанов (10.000 австрийских флоринов) и это заставило многих бежать в Персию".
Развалины синагоги в Кабуле восходят, по преданию, к временам Небукаднецара.
Название "пашту" (пушту) происходит от еврейского "пашт" - "рассеянные".
В "Tabakati Nasiri", туземном литературном памятнике, утверждается, что при Шансабийской династии в области Гор (Ghor) к юго-востоку от Герата жил народ Bani-Jisrael, ведший торговлю с соседними странами; около 622 народ Bani-Jisrael был обращён в ислам Кишом.
Афганский шах Дауд Захир, живущий в эмиграции в Италии, утверждает, что он родом из колена Ефремова и является потомком царя Саула.
Пуштуны часто дают своим детям имя Израиль. В их племенах можно обнаружить имена пропавших колен Израиля: Рувим у них Раббани, Асир - Ашери, Гад - Гадон, Бнай Иосиф - Йоссеф Саи. А имя Бнай Моше (дети Моисея) здесь встречается как Мусса Саи. Имеется клан Мусы и клан Юсуфа (Иосифа). Пуштуны сохранили еврейскую символику и ритуалы. Подобно религиозным евреям, они отращивают на висках пейсы и используют молитвенную накидку (талит) с кистями (цицит), которую они называют местом для молитвы (Joi Nemas). Они делают обрезание мальчикам на восьмой день после рождения. Как и в Иудействе, женщины соблюдают предписания по очищению. На свадьбах пуштуны, подобно евреям, используют балдахин (хупа), а в шаббат, который у них называется святым днем, они зажигают свечи и 12-ю халами, как это было принято в Иерусалимском Храме. В шаббат они не работают и пьют вино, что исламским законом запрещается. Они читают Псалмы, и повязывают тфилин, в который зашивают молитву "Шма Исраэль" на иврите (у пуштунов колена Гадон). Афганские евреи, переселившиеся в Израиль ещё до основания государства Израиль, рассказывали о еврейских корнях пуштунов. Так, афганский еврей Авраам Беньямин в своих воспоминаниях писал, что отдельные пуштуны считали себя, согласно древнейшим традициям, потомками колена Ефремова. Пуштуны соблюдают Йом Киппур и рассказывают в этот день о службе первосвященника в Иерусалимском Храме. Сегодня большинство из них ходят молиться в мечеть, хотя во время молитвы они поворачиваются лицом к Иерусалиму. Пуштуны используют книгу псалмов и амулеты с надписями на иврите для целительных церемоний. На дверях почти каждого пуштунского дома весит шестиконечная звезда - Маген Давид. Доктор Уэйл сообщает, что некоторые из патанов прикрепляют мезузы на дверных косяках, носят вышитые куртки с изображением мeноры. По всему Афганистану разбросаны старые могилы, на надгробных плитах которых просматриваются надписи на иврите. Речь пуштунов полна библейских цитат. Стандартный ответ любому, кто просит о помощи и рассказывает о своих бедах, - "Har Firauni - ra Musa" - "на каждого фараона есть свой Моисей". Они именуют горный хребет горами Сулеймана = Соломона.
Название столицы страны - Кабул происходит от имени древней деревни в Самарии, которую занимало колено Асира. Я её уже упоминал, говоря в гл. "Хазары" об Иудейских войнах.
Пуштуны называют себя "Bani Israil".
Наиболее значительным еврейским центром был Балх. Еврейские и мусульманские источники сообщают о существовании еврейской общины в Газни в X-XI вв.
Арабские географы говорят о еврейских общинах в X в. также в Кандагаре и Кабуле.
Существование еврейского населения в последнем подтверждается обнаружением надгробия с надписью на иврите, датируемой 1356.
Персидский историк Джузжани (XIII в.) упоминает о еврейской общине в Фирузкухе, столице полунезависимой области Гур, между Гератом и Кабулом, что подтверждается недавно обнаруженными надписями на иврите и персидском, относящимися к XII - началу XIII в.
Известна стела XI в., найденная при раскопках в пуштунской деревне, на которой имеется следующая любопытная надпись на древнееврейском: "Вижу в тени Господа, ждут нас страх и страдание, евреи погибнут, мусульмане выживут".
Вениамин Тудельский утверждал, что в горах Афганистана он встречал людей, которые говорили на пушту и утверждали, что они потомки колен Израиля, а именно: племени Дана, Завулона, Асира и Неффалима, которые были уведены из Израиля ещё при I пленении царём ассирийским. Он рассказывает о независимом государстве 4-х колен Дан, Нафтали, Ашер и Зевулон, помещая его в Нишапурских горах, , в северо-восточном Иране, на границе с Туркменией. С.М. Лазарь отождествляет с Афганистаном, хотя и поныне ещё существует в Восточной Персии, к северу от Большой Солончаковой пустыни горная область Нишапур с главным городом того же названия, что соответствует рассказу Вениамина. Лазарь отождествляет упоминаемую у Веньямина реку Гозан с Индом. Рассказы Вениамина Тудельского основан на сообщённых ему неким р. Моше, взятого оттуда же персами в плен, сообщения. По словам Моше, 4 колена поселены были там ещё Салманассаром. Они совершенно независимы, управляются своим собственным князем (в его время - левитом р. Иосифом Амаркелой), находятся в дружественном союзе с туркменами, и ведут войны со страной Куш (Гиндукуш? Кушан?). Занимаются они земледелием и имеют много укрепленных городов.
Давид Реубени называл себя принцем еврейского государства в Африке и послом Йосефа - короля Хайбара, могущественного еврейского царства в глубине Азии.
Раби Амихай считает, что религия пуштунов - особая форма доталмудического Иудаизма.
Арабские хроники утверждают, что пуштуны произошли от потомков внука царя Саула по имени Афган, командующего армией Соломона, в 662 пришедших в места, известные теперь как Афганистан: у Саула был сын Иеремия. У Иереми родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана. Когда в этих местах появились арабы, их военачальник Халид Ибн-Валид встретился с вождями еврейских племён, которых возглавлял потомок Афгана - Киш. Этот Киш, покорённый доводами Ибн-Валида, принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился как знаменитый полководец и любимец Магомеда. Многие арабские хроники называют конкретные место и время раселения потомков Афгана. Так, "Мират уль-Алам" ("Зеркало мира") повествует о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли, выйдя из Святой Земли: Гхор, Газни и Кабул. Некоторые авторы, напр., Саяд Джалал ад-Дин Афгани и Саяд Абдул Джаббар Шах, прямо утверждают, что потомки принца Афгана и есть потерянные колена Израиля.
Британцы, во время войны, с раздражением называли афганцев "евреями". Киплинг называл их "gentlemen of Jewish extraction". А. Бранес в "Путешествии в Бухару" (1835) пишет, что афганцы называют себя "Бани Исраэль", у них есть легенда, согласно которой евреи были расселены в провинции Гхор около Бамиана и начали называть это место Афганом - по имени царя, от которого вели происхождение. Британский путешественник также приводит историю о Кише, который был вождем перешедших в ислам еврейских племен. Другой английский исследователь, Фарриер, приблизительно в то же время (1858) выпускает книгу "История Афганистана", в которой без тени сомнения утверждает, что нынешние афганцы происходят от 10 колен Израилевых. При этом он приводит факт, -когда Надир-шах, идя в поход на завоевание Индии, прибыл в Пешавар, глава местного племени Юсуф-Заус подарил ему священные тексты, написанные на древнееврейском языке. Евреи, служившие в армии Надир-шаха, признали подлинность этих религиозных текстов.
Первым серьёзным исследователем еврейского происхождения пуштунов был индийский еврей Иегошуа Бенджамин. В его книге "Мистерия потерянных племён" приводится рассказ некого Шалома Дадеша, род. в Герате и сопровождавшего группу евреев, бежавших из Афганистана через Пешавар: "Во время перехода мы встретили несколько солдат, несших охрану. Услышав, что мы - евреи, этот солдат сказал: "Вы и правда евреи? Но я ношу цицит, мой отец носит цицит, моя мать зажигает свечи, моя бабушка зажигала свечи. Это значит, что мы тоже евреи?" "Из этих расспросов, - продолжает Дадеш, - я понял, что он и его семья происходят из колена Биньямина. Я спросил его, почему он не хочет вернуться к еврейству. Он ответил: "Придет день, и мы вернёмся".
Современная исследовательница Шальва Вейль приводит письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, президенту Израиля Ицхаку Бен-Цви, в котором он описывает встречи с представителями пуштунов в Кабуле. По словам Барухова, он был шокирован, узнав, что непримиримые в исламе воинственные главы пуштунских кланов зажигают свечи на Хануку, прибивают к дверям похожие на мезузы дощечки со священными текстами, надевают талит и каждую пятницу зажигают свечи. Когда они приходили к Барухову подстричься, то просили не сбривать пейсы, которые прятали в бороде. Еврей из Герата Абрам Бенджамин утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя африди происходит от "сынов Эфраима". "Представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения, но молодежь предпочитает не предавать огласке этот факт, поскольку в нынешней атмосфере принадлежность к еврейству непопулярна", - заключает он. Написано это в 1951. Сама Шальва Вейль обнаружила, что племя африди празднует пятницу зажиганием свечей и вином.
Мусульманский историк-пуштун из Индии Навраз Джаат Африди считает свой народ потомками евреев: "Чем больше я узнавал о евреях, чем больше читал о них, - говорит он, - тем больше они восхищали меня".
40 лет назад, в год, когда Израиль потряс весь мир, за 7 дней сокрушив три арабские армии, в еврейской общине Индии произошло экстраординарное событие. На празднование столетия синагоги Оэль-Давид (Шатер Давида) в небольшом городке Пуне (штат Махарашта) прибыл ни больше ни меньше президент Индии доктор Закир Хусейн. Значимость события и титул гостя были совершенно несопоставимы, и визит этот породил как энтузиазм в небольшой еврейской общине, так и множество вопросов. Что заставило Хусейна самому приехать на церемонию, когда он мог прислать своего представителя, и уже это было бы расценено как знак уважения? Вкладывал ли Хусейн какой-то особый смысл в свое посещение синагоги?
У доктора Навраза Джаата Африди есть если не ответ на этот вопрос, то, по крайней мере, правдоподобное предположение. Президент Индии и один из наиболее известных ее сынов, награжденный высшей гражданской наградой своей страны, орденом "Бхарат Ратна", был мусульманином, выходцем из пуштунского клана Африди. А клан Африди ведет свое происхождение от колена Эфраима - одного из десяти потерянных колен Израилевых.
Навраз Африди - гражданин Индии, выходец из пуштунского клана Африди и историк по образованию. Ему еще нет 30-ти, но он уже защитил докторскую степень в университете Лакнау по средневековой и современной истории Индии. Главная тема его исследований - индийские евреи и история потерянных колен Израилевых в этой стране. Он - автор многочисленных статей на эту тему, его книга "Индийское еврейство и самопровозглашенные потерянные колена в Индии" - третье серьезное исследование, проведенное неевреями в этой области. Сейчас Навраз делает постдокторат в тель-авивском университете.
В интервью, которое он дал автору этих строк в Иерусалиме, в американском институте по изучению еврейских ценностей, Навраз рассказывает о пути, который привел его, мусульманина и пуштуна, к теме потерянных колен Израилевых.
"Я с детства проявлял интерес к разным национальным и религиозным меньшинствам в мире. Но более всего меня интриговали евреи, их уникальность. С одной стороны, меня поражали их успехи и достижения, совершенно несопоставимые с их численностью. С другой, интерес подогревался тем, что мусульмане в моем родном городе Лакнау всячески стремились обвинить евреев во всех бедах и несчастьях в мире.
Мой интерес к евреям резко возрос после того, как мой дядя в разговоре обмолвился, что наше племя - потомки древних исраэлитов. Тогда мне было всего 12 лет, но я твердо решил, что посвящу себя этой теме, стану ученым-историком, которой изучит связь между пуштунами и израильскими коленами. В Лакнау не было евреев, и я начал искать возможности встретиться с ними. Мне удалось это сделать во время подготовки доктората о средневековой и современной истории Индии. И чем больше я узнавал о евреях, чем больше читал о них, тем больше они восхищали меня. История евреев - это история беспрецедентного героизма и самопожертвования, и при этом евреев унижали и преследовали так, как не унижали и не преследовали ни один народ в мире. И то, что несмотря на все эти гонения, евреи сохранили свою веру и духовную силу, то, что спустя две тысячи лет после изгнания, они поднялись и вернулись на свою древнюю родину, потрясало мое воображение. Сам этот факт говорит о воле и непреклонности еврейского народа. Я восхищаюсь как его гибкостью, так и его мудростью и ученостью".
После защиты доктората Навраз получил предложения о продолжении исследований сразу в двух местах: в Центре еврейских исследований университета города Шандонг в Китае и в тель-авивском университете. Условия, предоставляемые китайским университетом, были предпочтительнее: Навразу оплачивалась дорога и, главное, предоставлялась стипендия за два года работы. Тель-авивский университет предоставлял лишь годичную стипендию и не оплачивал расходы на проезд. "Я выбрал Тель-Авив, - говорит Навраз. - Только лишь потому, что люблю Израиль".
Свои исследования о принадлежности пуштунов к колену Эфраимову Навраз начал с Малихабада - селения, расположенного в 40 километрах от административного центра Лакнау (штат Уттар-Прадеш). Малихабад - главный центр сосредоточения пуштунов в Индии, большинство из которых принадлежат к клану Африди. Пуштуны появились здесь в середине XVIII века, и число их сегодня составляет около 1200 человек. Эта капля в море в сравнении с численностью пуштунов (или патханов) в мире, которых насчитывается более 45 млн. и которые сосредоточены, главным образом, в горных районах Афганистана и Пакистана.
В общей сложности они делятся на 60 племен и 400 кланов. Клан Африди - один из крупнейших (три миллиона) и наиболее воинственных и непокорных, рассказывает Навраз. Африди контролировали знаменитый Хайберский перевал и перевал Кохат (или Дарра Адам-хель), собирали дань с караванов, следовавших из Средней Азии в Индию. Они прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: начиная от Великих Моголов до англичан в девятнадцатом веке и русских - в двадцатом.
На протяжении веков у Африди из поколения в поколение передавалось предание, что они происходят от колена Эфраима. Себя они называли Бани-Исраиль, что в переводе с персидского и пуштунского означает Бней-Исраэль. В последнее время, в связи с ненавистью к евреям в исламском мире, молодое поколение пуштунов отреклось от этого предания и от всех связанных с ним традиций. Между тем, говорит Навраз, старики в пуштунских селениях могут рассказать о местных обычаях и ритуалах, воспроизводящих по сути дела еврейские. Еще в середине прошлого века многие путешественники и исследователи рассказывали об обычае зажигать свечи в субботу в пуштунских деревнях, об особых ограничениях в употреблении и приготовлении пищи, о специфических головных уборах, напоминающих по виду талит, об обычае делать обрезание ребенку на восьмой день после его рождения.
Навраз апеллирует к еврейским мудрецам Саадии Гаону и Моше Ибн-Эзре, упоминавших Афганистан и пуштунские земли как прибежище потерянных колен Израилевых, а также к многочисленным средневековым арабским и персидским текстам, в которых открыто признается, что многие пуштунские кланы (и в том числе клан Африди) ведут свое происхождение от колен Израилевых, угнанных ассирийцами на Восток в 721 году до н.э.
Арабские хроники повествуют, что у короля Шауля был сын Ермиягу (о нем не упоминается в еврейских священных книгах). У Ермиягу, в свою очередь, родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана. Когда в этих местах появились арабы, их военачальник Халид Ибн-Валид встретился с вождями еврейских племен, которых возглавлял прямой потомок Афгана - Киш.
Киш, покоренный доводами Ибн-Валида, принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился как знаменитый полководец и любимец самого пророка Мохаммеда.
Навраз ссылается, в частности, на проповедника нового движения Ахмадийя в исламе Мирзу Гуляма Ахмада, который цитирует древних арабских и персидских авторов. По словам последних, Мохаммед дал Кишу имя "патхан" (пуштун), что на сирийском наречии означало "рулевой". Это название закрепилось за всеми племенами, подвластными Кишу. Потомки талибов гордятся тем, что ведут происхождение от... Ибн-Рашида.
Многие арабские летописцы называют конкретные место и время расселения потомков Афгана. Например, "Мират уль-Алам" ("Зеркало мира") повествует о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли, выйдя из Святой земли: Гхор, Газни и Кабул.
Некоторые авторы - например, Саяд Джалал ад-Дин Афгани и Саяд Абдул Джаббар Шах - прямо утверждают, что потомки принца Афгана и есть потерянные колена Израилевы.
Исраэлитское прошлое пуштунов, рассказывает Навраз, многократно упоминается в средневековых текстах: "Хайат-и-Афгани" Мохаммеда Хайат Хана, "Хулассат-уль-Ансаб" Хафиза Рахмат Хана, "Мажма-уль-Ансаб" Хамидуллы Муставфи, "Миратуль-Алам" Бахтияр Хана и др. - в общей сложности, в 12 источниках.
Принадлежность к Бней-Исраэль считалась среди пуштунов до последнего времени не легендой, но общепризнанным, не подлежащем сомнению и заслуживающим всяческого уважения фактом. Например, эмир Абдул Рахман, дед бывшего афганского шаха Амануллы, с гордостью указывает в своей книге "История афганцев", что последние являются наследниками еврейских племен. А бывший глава еврейской общины Герата раввин Авраам Акоэн, утверждал, что лично слышал свидетельство короля Афганистана о его принадлежности к одному из потерянных колен.
Шалва Вейль, антрополог из Еврейского университета в Иерусалиме, провела много времени в Афганистане и соседнем Кашмире и имела немало возможностей лично убедиться в справедливости этих рассказов. "Во многих семьях, - говорит она, - укоренились традиции, имеющие исключительно еврейское происхождение. Мальчикам делают обрезание, женщины соблюдают законы чистоты, описанные в Торе, во многих семьях действуют запреты на определенные виды пищи, сходные с законами кашрута. Некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано "Шма, Исраэль".
"Находясь в Сринагаре (Кашмир), - пишет д-р Вейль, - я поехала в одну из деревень, расположенную неподалеку от Кабула и принадлежащую клану Африди. Беседуя с местными жителями, я узнала об удивительном обычае, существующем в деревне. По пятницам многие женщины деревни зажигают свечи и прячут их в углу. Хозяева дома, в котором я остановилась, сказали, что они делают так из поколения в поколение, хотя не захотели (или не смогли) объяснить, почему. Вечером в пятницу они подают к столу виноградный сок, похожий на вино. Исламский закон запрещает пить вино, но они сказали, что это древняя традиция, которая должна быть соблюдена".
В самом Кашмире Вейль обнаружила не менее стойкие представления местных патриархов о своем происхождении. "Мы сидели во фруктовом саду в деревне в Кашмире, у подножия Гималаев. Мохаммед Вали, пуштун из племени Юсуф-Зай (в переводе - "Дети Йосефа") рассказывал мне свою родословную. Я спросила его, откуда ведет происхождение клан Юсуфа, и он ответил: "Ибн-Якуб" ("Сын Яакова").
Тогда я спросила его, кто такой Якуб. Мохаммед посмотрел вверх, словно прося небеса простить мне такое чудовищное невежество, затем повернулся ко мне и со снисходительным выражением и нескрываемой жалостью по отношению ко мне, несведущей, ответил: "Якуб - это Израиль. А мы - Бани-Исраиль, сыны Израиля".
По словам Вейль, вполне образованные и получившие западное образование афганцы не считают эти предания сказками и говорят о еврейском происхождении своих соплеменников как о чем-то само собой разумеющемся.
Известный историк, профессор Сарва Даман Сингх из Института азиатских исследований в Австралии пишет: "Эта территория (северо-запад Пакистана и восток Афганистана) населена многочисленными пуштунскими племенами, часть из которых, согласно местным поверьям, - наследники израэлитов: Африди, Юсуфзай, Раббани, Левани, Шивари, Дафтани, Джаджи, Ашири, Юним.
По словам профессора Саффолкского колледжа в Нью-Йорке Лоуренса Эпштейна, у многих пуштунских племен в качестве символа и магического знака используется шестиконечная "звезда Давида". Имена, принятые среди этих племен, являются, по мнению Эпштейна, производными от еврейских: например, Рабани - от Реувена, Ашури - от Ашера, Левани - от Леви, Нафтахни - от Нафтали, Африди - от Эфраима, Шинмари - от Шимона и Юсуф-Зай - от Йосефа.
Интересно, что индийские исследователи приходят к таким же выводам, что и их западные коллеги. Бывший директор Института археологии Кашмира профессор Фида Хассанан пишет, что во время своих поездок по штату столкнулся с поразительным явлением. Крестьяне некоторых местных деревень, по его словам, будучи ортодоксальными мусульманами, верят, что произошли от угнанных в рабство евреев, и называют себя "Бней-Исраэль".
Старейшина деревни Гутлибгах, 90-летний Мир Алам, после многочисленных отговорок согласился поведать Хассанану генеалогию своего рода. "Мы - наследники Яакова, чей отец был Исаак, а дед - Авраам, - сказал он. - У Яакова было 12 сыновей. Каждый из них стоял во главе племени. Эти племена рассеялись среди других народов. До прихода мусульман мы были буддистами, а еще раньше - Бней-Исраэль".
Хассанан, пораженный этими откровениями, провел собственное исследование и собрал поразительные факты. Оказалось, что жители Гутлибгаха и ряда соседних деревень не вступают в браки с другими мусульманами провинции и соблюдают весьма оригинальные для местной среды обычаи. Так, они не едят рыбу, не имеющую чешуи, и сухожилия, вырезанные из бедра. Не используют для приготовления пищи животный жир, пользуясь исключительно растительным маслом. Наконец, не ездят, не торгуют и не занимаются сельскохозяйственными работами в субботу. То есть соблюдают запреты, которых придерживаются только евреи.
Навраз неоднократно ссылается в своих исследованиях на книгу бывшего президента Израиля Ицхака Бен-Цви ("Изгнанные и возвращенные", 1957 год) и труд раввина Элиягу Авигайля, возглавляющего организацию "Амишав" ("Колена Израилевы: потерянные и рассеянные", 1991 год). Однако Навраз Африди пошел дальше всех предыдущих исследователей и предпринял попытку доказать еврейское происхождение пуштунов, основываясь не только на истории, но и на биологии. В ноябре 2002 года международная исследовательская экспедиция, в которую, кроме Африди, входили председатель Центра ближневосточных исследований и директор Центра еврейских исследований профессор Тюдор Парфитт из Лондонского университета, и историк и лингвист доктор Юлия Егорова из Кардиффского университета, собрала в пуштунских деревнях возле Малихибада образы ДНК у местных жителей, дабы подтвердить предположения об их исраэлитском происхождении. Результаты генетических исследований находятся в настоящий момент в стадии обработки, и положительный результат, убежден Африди, устранит последние сомнения в истинности гипотезы.
Навраз считает, что вряд ли можно объяснить случайным стечением обстоятельств тот факт, что среди крайне немногочисленных исследователей иудаизма в исламском мире и сторонников диалога с евреями - выходцы из его племени, племени Африди. Например, говорит он, единственный мусульманский теолог в мире, преподающий иудаизм, - это профессор Мехназ Мона Африди из департамента теологических исследований в Университете Лойолы Мэримонта в Лос-Анджелесе. А едва ли не единственный мусульманский ученый в мире, призывающий к еврейско-мусульманскому диалогу, - профессор Акбар С.Ахмад, также пуштун. Да и то обстоятельство, что он сам, Навраз Джаат Африди, испытывал с детства такую удивительную тягу к совершенно незнакомым и чуждым ему евреям, - тоже, возможно, своеобразное доказательство, улыбается мой собеседник: "Случайности перестают быть случайностями, когда их собирается много".
Придет ли время, когда воинственные и непокорные пуштуны репатриируются в Израиль? "Не сегодня, и не завтра, - но все возможно. Во время недавней поездки раввина Авигайля в Лондон две пуштунские семьи из клана Африди, бежавшие в Англию из Афганистана во время советской оккупации, признались ему в своем желании перейти в иудаизм. Поскольку иудаизм - вера их праотцев...".
Д-р Михаэль Рубин (Йельский университет), специалист по истории Афганистана, Центральной Азии и Ирана, обратил внимание на мемуары британского посла в Персии Джона Малькольма (1801) который рассказывает о бытующей в ряде провинций Афганистана легенде, согласно которой родоначальниками некоторых местных племён были изгнанные ассирийцами евреи. Михаэль Рубин сам побывал в Афганистане и пишет, что старейшины ряда племён признавались ему в своих еврейских корнях.
Индийский историк Наврас Аафреди утверждает, что ему удалось обнаружить генетическую связь своего клана, живущего на севере Индии и ныне исповедующего ислам, с одним из потерянных "колен израилевых". Д-р Аафриди написал о своём открытии книгу, которая вышла в свет летом 2006. Он говорит, что "некоторые сочли его исследование частью сионистского заговора против ислама. Они думают, что я пытаюсь обратить в иудаизм и отвратить от ислама его самых верных последователей - патанов (пуштунов) племени африди". Аафриди считает, что ок. 650 членов его клана имеют тот же набор генов, что и 40% евреева, и это доказывает их связь с потерянным коленом Эфраима. Кроме того, он ссылается на тексты древних персидских авторов, а также на британских миссионеров XIX в., которые также писали о еврейских корнях некоторых пуштунов. Говорил об этом президент Израиля Ицхак Бен-Цви, предполагавший, что афганский клан африди - потомки колена Эфраима. Теория Аафреди принял Михаэль Фрюнд председатель израильской группы "Шавей Исраэль", занимающейся розыском "пропавших колен израилевых" и возвращением их к наследию предков.
Один еврей из Афганистана вспоминал, что пуштуны говорили ему, что когда-то они были евреями, и когда придет Мессия, они снова станут ими.
***
Знаменитым афганским евреем является:
Хиви ха-Балхи (2-я пол. IX в.) - вольномыслящий критик Библии, происходил из Балхи в персидском Хорасане (ныне Афганистан).
Хиви ха-Балхи - автор полемического труда, который содержал 200 критических замечаний к тексту Библии, против её божественного происхождения.
Хиви не принадлежал ни к раббанитам, ни к караимам, и представители обоих течений осудили его книгу. Его сочинение не сохранилось.
Хиви подвергал критике библейскую концепцию Б-га, библейские заповеди и библейские повествования. Из 200 полемических комментариев к Библии исследователям удалось восстановить лишь ок. 1/3; их можно подразделить на следующие темы: Б-г несправедлив, бесчувственен и потакает злу; Б-г не всезнающ; Б-г не всемогущ; Б-г меняет свои решения и, значит, непоследователен; Б-г любит кровь и жертвоприношения; Библии присущ антропоморфизм; Б-г не совершает чудес; в Библии допускается существование многих богов; Библия содержит противоречия; многие библейские заповеди и повествования нелогичны.
Из приводимых цитат также следует, что Хиви ха-Балхи не верил в творение мира из "ничего" и в свободу воли. Хиви ха-Балхи был эклектиком, и большинство его идей неоригинальны. Яростные нападки на Хиви как раввинистических, так и караимских авторов свидетельствуют о значительном воздействии его труда на его современников.
Хулители критика презрительно называли его Хиви ха-Калби (`собачий`).
Спустя 60 лет после выхода его книги Са"адия Гаон опроверг аргументы Хиви ха-Балхи в книге, фрагменты которой сохранились в Каирской генизе. Мы узнаем, что Xиви останавливался над вопросом, почему Г-сподь счёл нужным жить среди нечистого рода человеческого, когда мог пребывать среди ангелов (Албарджелони), зачем требовал жертвоприношений и хлеба предложения, как и свечей, не имея нужды ни в пище, ни в освещении (Соломон бен-Иерухам, коммент. к Эккл., 7, 10). По словам Xиви, Г-сподь не сдержал некоторых своих обещаний, подкреплённых клятвой. Эти указания сохранились в "Kitab al-Amanat" Са"адии, где имеются ещё 12 подобных вопросов. Все они имеют целью подчеркнуть противоречия, встречаемые в Библии. Xиви являлся также противником единобожия, основываясь на словах Втор., 32, 9. Следует отметить, что в подобных случаях Са"адия полемизирует с ним, не называя его по имени.
Другие идеи Xиви вошли в комментарий Ибн-Эзры к Пятикнижию. Во многих случаях Xиви является рационалистом, стараясь подвести многое чудесное в повествованиях Библии под неизменяемые законы Природы. Переход евреев через Чёрмное море он пытается объяснить приливом и отливом, а слова Библии лице Моисея: "Стало сиять лучами лицо его" (Исх., 34, 29) он понимал, как изменение цвета его кожи вследствие долгого поста. Шехтер опубликовал отрывок, найденный в генизе и являющийся сводкой критических примечаний к Библии, очень напоминающих манеру аргументации Xиви.
Аргументы Хиви ха-Балхи были взяты на вооружение антирелигиозными пропагандистами в СССР в борьбе с Иудаизмом.