Зелендинов Александр, Сенчуков Юрий : другие произведения.

О ката, "стилевом движке" и не только

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    После одного короткого разговора неожиданно для самого себя разразился здоровенной статьёй про моё понимание феномена "ката". Сразу предупреждаю: то, что я говорю - не абсолютная истина, а моё мнение. То есть, я вполне допускаю, что в чём-то не прав. Но при этом, раз уж мнение есть - значит, оно на чём-то основано, и чтобы его изменить, необходимы серьёзные основания.


О ката, "стилевом движке" и не только

Александр Зелендинов
Юрий Сенчуков

  
   Обнаружил в закромах древнюю статью, которую забыл в своё время обнародовать. Статью писал я, потом её комментировал Юрий Сенчуков (ЮЮ), потом некоторые его комментарии прокомментировал я (АЗ), а потом она несколько лет пылилась в дальнем углу. Вот, решил всё-таки не дать пропасть добру.
  
   После одного короткого разговора неожиданно для себя разразился здоровенной статьёй про моё понимание феномена "ката".
  
   Сразу предупреждаю: то, что я говорю - не абсолютная истина, а моё мнение. То есть, я вполне допускаю, что в чём-то не прав. Но при этом, раз уж мнение есть - значит, оно на чём-то основано, и чтобы его изменить, необходимы серьёзные основания.
   ЮЮ: Саша всегда стесняется - и по-моему зря: далее увидите, что его мнение вполне обосновано.
   АЗ: не стесняюсь, а занудствую безмерно :о)
   Начнём издалека.
  
   ***
  
   Стиль - это прежде всего манера боя. У любого человека, даже никогда ничем не занимавшегося, если он начнёт драться, неизбежно получится какой-то стиль - пусть даже и стиль получания по физиономии. Манера движений и схема действий человека формируется всем его предыдущим опытом, поэтому двух абсолютно идентичных стилей быть не может, как не может быть двух абсолютно идентичных людей.
   Но если некоторое количество людей работает очень похоже, то обобщая, можно сказать, что у них один и тот же стиль.
   То есть, манера боя может быть индивидуальной (например, Брюс Ли), а может быть и массовой ("драка по-колхозному").
  
   ***
  
   Время от времени появляется человек или совместно тренирующаяся группа людей, которые в процессе тренировок вырабатывают манеру боя, оказавшуюся успешной на практике. Правда, сегодня, благодаря рекламе, вполне может быть и так, что на деле она успешной не является, а только позиционируется как таковая, и в результате мощного пиара какое-то количество людей начинают этому верить.
   Так или иначе, у той или иной манеры боя через некоторое время появляются поклонники, люди, которые хотят научиться делать также. Их начинают учить. Если хотя бы часть учеников в результате обучения начинает драться а) более-менее успешно и б) в сходной манере (их стили принципиально схожи), можно сказать, что создана школа.
   То есть, школа - методика, в результате которой люди, изначально обладающие разными природными кондициями, начинают работать в едином стиле.
   ЮЮ: Я бы сказал по другому: школа - это комплекс технических базовых действий и упражнений, а также тактических приемов и принципов, благодаря которым люди обучаются искусству боя. То есть, люди, прошедшие такую школу, начинают строить свои стили - пусть и очень различные - на единой принципиальной основе.
   Следующий вопрос - чем отличаются друг от друга разные стили?
   Сейчас, при массовом развитии спорта, теоретически возможно такое положение дел, когда стили отличаются друг от друга в основном правилами проведения соревнований.
   ЮЮ: Скорее наоборот: при единых правилах стили отличаются только названиями: яркий пример -- спортивное каратэ ВУКО.
   Сетокан, как наиболее распространенная в Японии школа, начал проводить соревнования по этим правилам. Другие школы каратэ, желая "засветиться", начали в них участвовать. Результат - Сетокан рулез, Сетокан форевер, стилевые различия практически уничтожены, большинству спортсменов неизвестен прикладной смысл собственных ката, а база практически во всех школах "подтягивается" к базе Сетокан (то есть, к правилам ВУКО, писанным под эту базу), невзирая на очевидные противоречия с требованиями реального боя.
   В такой ситуации действительно большинству сэнсеев выгодно, чтобы ученики не знали смысла ката - дабы избежать связанных с этими противоречиями неудобных вопросов. Ну и вот, приехали - девиз современной ВКФ звучит так: "Стилевое каратэ отходит в прошлое, центр каратэ перемещается в Европу".
   Японцев остается только поздравить с этим закономерным результатом, которого они так старательно добивались.
   АЗ: В общем-то, об этом и речь. Различия или напротив схожесть стилей на сегодня зависит в основном от того, по каким правилам выступают их адепты.
   Например, если говорить о спортивном историческом фехтовании (СИФ) на тяжёлом оружии, во многих клубах люди тренируются и дерутся приблизительно одинаково. Специфика зависит только от того, в каких соревнованиях или бугуртах они собираются чаще участвовать: с полной зоной поражения -- или ограниченной, с ударами ногами и борьбой - или без...
  
   ***
  
   В результате, в методике ряда школ есть место только тому, что соответствует правилам. В других школах существуют также рудименты доспортивной методики - но для чего они нужны, мало кто помнит.
   Боец, привыкший к определённым правилам, с большим трудом будет работать по-другому. При изменении правил приходится довольно сильно менять методику. Бойцу, который хочет многого добиться на соревнованиях, приноравливаясь к формальным правилам, приходится изменять всю манеру движений.
   Борец может не выжить на ринге не потому, что у него не поставлен удар, - у многих претендентов удар есть - а потому, что его двигательные стереотипы, привычная дистанция и т.д. и т.п. не подходят к боксу. Точно также боксёр не выживет на ковре, даже будучи физически сильнее борца. Но он привык прикладывать свою силу совсем по другому.
   ЮЮ: Пример исторический - Кян Тетоку, один из легендарных учителей не менее легендарного патриарха Фунакоси, зашел однажды в зал бокса. Представьте себе, при отсутствии телевидения и нормальных учебных пособий, а тем более, тренеров, в такой захолустной дыре, как Окинава местные энтузиасты пытались заниматься боксом. Можете заодно представить себе, какой у них получался бокс. Так вот - великий мастер Кян Тетоку в первом же раунде получил мощную серию ударов, поспешно покинул ринг, и более таких опытов не повторял. Мне почему-то кажется, что каратэ на Окинаве тогда было развито все-таки получше бокса, а уважаемый всеми каратистами китаец Кян, кстати, был мастером фамильной школы ушу. Вот и прикиньте одно к другому. Интересно, да? - ЮЮ.
   P.S. Кстати - Дэн Мин Дао пишет о сходном случае, произошедшем с его учителем Кван Сайхуном. Кван Сайхун обучался с детства в даосском монастыре в горах Удан, имел более чем полувековую практику, был мастером нескольких десятков стилей, имел реальный опыт боевого применения ушу, владел искусством точечных и "энергетических" ударов, имел опыт боевых и партизанских действий, в которых неоднократно использовал сое умение боя с оружием и без. Во время "культурной революции" он был вынужден эмигрировать в Америку. Зашел в Бронксе в какой-то захолустный зал бокса. И какой-то местный боксер-любитель надрал ему задницу...
   Что, бокс круче всех? Ну-ну. Переверните ситуацию. Вспомните, сколько боксеров в свое время огребло от некоторых наших фанатов каратэ (Хотите пример? Пожалуйста -- история знакомства Касьянова (тогда боксера, водителя такси) со Штурминым, отказавшимся ему платить).
   Причина вовсе не в том, что бокс круче каратэ или ушу - причина в несхожести манер боя и в правилах, к которым привыкли бойцы.
   АЗ: Интересно получается: то есть, в Японии каратисты огребают от захолустных боксёров, а у нас - боксёры от захолустных (на тот момент) каратистов. Впрочем, мы отвлеклись от темы.
  
   ***
  
   Если же отвлечься от правил и посмотреть на реальный бой (хоть современный, хоть древний) то получается ещё интересней.
   Боец имеет право на любые действия: удары чем угодно куда угодно, захваты чем угодно и как угодно, заломы, броски и т.д. и т.п.
   Вроде бы, в таких условиях постепенно должен появиться некий универсальный, максимально эффективный стиль, который вберёт в себя всё успешное и откажется от всего неуспешного.
   Но этого почему-то никогда не происходило.
   Почему?
   Да потому что, во-первых, разные стили возникали (и до сих пор возникают) в совершенно разных УСЛОВИЯХ, а во-вторых, перед разными стилями стоят разные ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ.
   ЮЮ: Которые без особой натяжки можно назвать неписаными ПРАВИЛАМИ, по которым развивается бой.
  
   ***
  
   Что входят во ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ, которые влияют на создающийся стиль?
  
   Окончание статьи, извините, тут: http://www.fecht.ru/statji/kata1
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"