Зелендинов Александр : другие произведения.

Упражнение на развитие чувства дистанции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В ЖЖ, в комьюнити art_fencing зашёл разговор о чувстве дистанции и о том, за сколько времени его можно поставить. В связи с этим решил описать упражнение, которое уже много лет использую для постановки чувства дистанции (и не только для этого). Это упражнение позволяет заложить основы чувства дистанции за одну-две тренировки. Прежде всего, давайте определимся с тем, что такое это самое "чувство дистанции".


Упражнение на развитие чувства дистанции

  

Александр Зелендинов

  
   В ЖЖ, в комьюнити art_fencing зашёл разговор о чувстве дистанции и о том, за сколько времени его можно поставить. В связи с этим решил описать упражнение, которое уже много лет использую для постановки чувства дистанции (и не только для этого). Это упражнение позволяет заложить основы чувства дистанции за одну-две тренировки.
  
   ***
  
   Прежде всего, давайте определимся с тем, что такое это самое "чувство дистанции".
  
   Я подразумеваю под этим термином умение определять, с какого расстояния:
  
   а). вы можете достать противника;
   б). противник может достать вас.
   Одинаково важны обе составляющие. Дело в том, что, во-первых, у разных людей не только руки разной длины, но и умение тянуть эти руки к противнику развито не одинаково.
  
   А во-вторых - и в главных -- длина клинков. Если мы занимаемся не олимпийским фехтованием, клинки у оппонентов могут быть очень разными, и разницей в длине клинков грех не воспользоваться.
  
   ***
  
   Как же научиться в максимально сжатые сроки чувствовать дистанцию?
  
   Я использую для этой цели одно нехитрое безотказное упражнение "Один стоит - другой нападает", являющееся вариацией на общепринятую форму тренинга: "один защищается - другой нападает".
  
   Очень может быть, что это упражнение использую не только я, но мне об этом ничего не известно.
  
   Общепринятый вариант упражнения ("один защищается - другой нападает") выглядит так: боец N1 имеет право только защищаться, а боец N2 - нападает. Таким образом, первый отрабатывает защиты, а второй - атаки.
  
   Однако я вижу в этом упражнении ряд недостатков.
  
   1). При таком подходе каждым из занимающимся отрабатывается очень узкий диапазон действий без привязки к другим типам действий. В итоге, даже если боец N1 научится защищаться, то перехватывать инициативу, переходить из защиты в контратаку он таким образом научиться не сможет. Зато у него может закрепиться стереотип ухода в глухую защиту. А когда потом его начнут учить перехватывать инициативу и контратаковать, то выяснится, что его манера защиты - вроде бы, вполне правильная - не оптимальна для перехода в контратаку. И ему придётся переучиваться, по другому расставлять акценты, изменять мелкие, но уже привычные нюансы движений.
   Конечно, все эти проблемы решаемы. Но стоит ли самим создавать себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать?
  
   2). На практике очень часто получается, что как только боец N1 более менее освоит защиты, боец N2, чтобы попасть по оппоненту, начинает незаметно для себя сокращать дистанцию, подбираться всё ближе к противнику. И это вполне естественно! Ведь чем ближе атакующий к защищающемуся, тем меньше длина удара. А чем меньше длина удара - тем быстрее его можно нанести. Кроме того, чем ближе мы стоим к противнику, тем более разнообразны цели, которые мы можем поразить.
   В итоге, если встать близко к противнику и занести клинок, то можно с близкого расстояния очень быстро ударить хоть внутрь - хоть наружу, хоть по верхнему уровню - хоть по нижнему. И защищающийся ни за что не сможет угадать, куда сейчас будет нанесён удар. А когда удар начался, из-за малого расстояние, которое нужно пройти клинку, времени на то, чтобы отреагировать у защищающегося уже не остаётся.
  
   Очевидно, что навыки, получаемые при таком тренинге как защищающемся, так и нападающим, имеют крайне мало общего с реальным боем. Конечно, можно запретить обоим бойцам двигаться, заставить их жёстко стоять на месте. Но в этом случае мы переходим к третьему пункту.
  
   3). Диапазон возможных действий бойцов ещё более сужается. Навыки, которые они получают таким образом, оказываются совсем абстрактными, удары отрываются от перемещений, так что потом, когда они уже привыкнут работать оружием стоя на месте, обучение ударам с перемещениями, выстраивание связи шагов и ударов превратиться в длительный и мучительный процесс, который далеко не всем удаётся завершить с успехом.
   Думаю, все видели немало бойцов, которые умеют или бить - или перемещаться, но практически не делают то и другое одновременно. А если и делают, то шаги у них происходят отдельно, а перемещения - отдельно, в итоге рассогласованные действия ногами и клинком вместо того, чтобы помогать, мешают друг другу.
  
   Единственное, чему можно научиться при таком подходе - это крайне формализованные действия. Конечно, вполне естественно, если базовая техника у всех, занимающихся у одного тренера, одна и та же. Но всё-таки, все люди немного разные, и чем раньше начнёт выстраиваться индивидуальный стиль боя - тем лучше. Но для этого людям надо дать хоть какую-то возможность для творчества. Если же мы загоняем людей в жёсткие формальные рамки - ходить нельзя, бить - только так, защищаться - только так и ни на сантиметр в сторону, контратаковать -- нельзя, то ни о каком творчестве и индивидуальности речь уже не идёт.
  
   И кроме всего прочего, только защищаться или только бить - попросту скучно. Людям довольно быстро надоедает этим заниматься, интерес ослабевает и они начинают формально отбывать повинность по нанесению формальных ударов и такой же формальной защите. При этом, защищающийся не получает важнейшего навыка перехвата инициативы, а нападающий - не менее важного навыка удержания инициативы. Вместо этого они скорее научится играть в "собачку", когда нападающий раз за разом пугает защищающегося, показывая начало удара, а потом, наконец, выгадав удобный момент, неожиданно бьёт. Понятно, что в свободном спарринге ни один мало-мальски опытный боец так издеваться над собой не позволит.
  
   Из-за всего вышеперечисленного этот общепринятый вариант я использую по минимуму, буквально в течении нескольких минут, а то и нескольких ударов.
  
   Как только защищающийся хотя бы в самом первом приближении понял, как именно надо защищаться - пусть даже он делает это очень коряво - мы переходим упражнению "Один стоит - другой нападает".
  
   ***
  
   Для этого упражнения нужно два клинка, один короче другого в полтора, а лучше - в два раза.
  
   Окончание статьи, извините, тут: http://www.fecht.ru/statji/distan1

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"