Зеленцов Александр Семенович : другие произведения.

Третий Рим или Новый Иерусалим? Какому богу молится российская элита?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Аннотация: Одним из знаменательных событий в интеллектуальной, да и в духовной жизни страны стала демонстрация по центральным каналам телевиденья фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) о гибели Византии. Пафос фильма это плач о гибели православной Римской (Византийской) империи и панегирик в память о ней. Если бы бывший советский профессор - пропагандист исторического материализма сделал этот фильм это было бы огромным шагом вперед для профессора в его умственных и духовных исканиях, также, как огромным шагом вперед была метаморфоза безбожного Древнего Рима в Рим христианский. Но ныне, после полного цикла эволюции современного мира, после апокалипсически неизбежного и пророчески предсказанного крушения всех великих империй, в том числе и христианских, можно ли еще тешить себя и мир этой иллюзией спасения Мира Римом?

   Третий Рим или Новый Иерусалим? Какому богу молится российская элита?
  
   Одним из знаменательных событий в интеллектуальной, да и в духовной жизни страны стала демонстрация по центральным каналам телевиденья фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) о гибели Византии.
  
   Пафос фильма это плач о гибели православной Римской (Византийской) империи и панегирик в память о ней. Если бы бывший советский профессор - пропагандист исторического материализма сделал этот фильм это было бы огромным шагом вперед для профессора в его умственных и духовных исканиях, также, как огромным шагом вперед была метаморфоза безбожного Древнего Рима в Рим христианский.
  
   Но ныне, после полного цикла эволюции современного мира, после апокалипсически неизбежного и пророчески предсказанного крушения всех великих империй, в том числе и христианских, можно ли еще тешить себя и мир этой иллюзией спасения Мира Римом?
  
   Фильм этот тем более злободневен, что сопровождаемый авторским текстом он от начала до конца представляет собой аллюзию на современную Россию, которая таким косвенным образом предстает перед нами либо наследницей, либо аналогом Византии.
  
   В глубине своего религиозного сознания, осмелюсь утверждать это, Архимандрит Тихон сам это понимает. Ежедневно открывая Евангелие каждый христианин находит там напоминание о том, что дни мира сего сочтены и все им построенное, все им замысленное не согласное замыслу Божию приговорено кануть в Лету. "Се, творю все новое", говорит "Сидящий на престоле" (Откр.21.5,6), эти слова можно поставить эпиграфом ко всему Евангелию.
  
   Вопрос лишь времени, когда это произойдет на земле, но именно с надеждою на это претворение Мира обращена главная молитва христиан к Богу, которую они все должны знать наизусть, потому что в ней весь смысл христовой проповеди: "Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое! Да будет воля Твоя! На Земле, яко на небесах!...". О чем эта молитва? - разве о том, как римским мечем навести на земле порядок? - нет, эта молитва о том, чтобы здесь на земле наступил Мир, в котором единственною и высшею властью станет Бог, который есть Любовь, но никак не римское право и не власть силы.
  
   "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и он будет обитать с ними; они будут Его народом, и сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ибо прежнее прошло." (Откр.21.1-4). И еще: "Храма я не видел в нем, ибо господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою..." (Откр.21.22-24).
  
   В этой молитве и в этом Откровении вся надежда христианского мира, вся вера и вся страсть этой жизни, ее смысл и ее высшая цель. Не Рим, в котором царствует человеческая воля и его природный ум, где храмы лишь символизируют присутствие Божие и только напоминают о Его существовании, где сила повелевает Правдой, где Истина скитается без определенного места жительства, где богатые и сильные считают бедных и слабых своею прислугой и собственностью, а Новый (не тот - древний, а Новый) Иерусалим, в котором Бог будет единственным градо и мироправителем.
  
   Таков земной идеал христианской веры, поэтому не христианам плакать о гибели Рима, даже если в этом Риме стояли христианские храмы, а римляне молились в этих храмах Христу Спасителю. Разве не о том молились они, чтобы скорее минуло это время, помраченное своеволием и безумием человеческим.
  
   Рим это образ извращенного (вывернутого наизнанку) и падшего мира. Апостолы И.Христа пришли в Рим не с тем, чтобы спасти или увековечить сам этот образ, но лишь затем, чтобы спасти погибающих вместе с ним людей ("хотя бы некоторых").
  
   Христос потому не остался и не мог остаться на земле, что земля была под духовной властью безбожного Рима и Его пребывание здесь было несовместимо с правом, с духом и с самим физическим существом Рима. Христос должен был оставить этот мир до тех пор, пока он не переболеет Римом, пока на месте его бездуховного культа не прорастут семена нового мира, образ и дух которого незабываемо запечатлен в Апокалипсисе от Иоанна в образе Нового Иерусалима.
  
   Поэтому, при всей солидарности с общим религиозным чувством автора этого фильма, с его болью за поругание святынь и с его сыновней любовью к отечеству, нет возможности присоединиться к его тлеющей надежде на возрождение Третьего Рима. Этот Рим существует сегодня на нашей земле и он правит миром, как во времена Августа и Нерона и именно этот Рим после многократных попыток поверг Русское царство, потому что видел в нем своего антипода, своего изобличителя и могильщика. Возможно ли, чтобы идеалом Русского народа и Русской православной церкви стал этот враждебный Богу и человечеству Древний и Новый Рим?
  
   В том, что современное человечество стоит перед этим выбором между двух диаметрально противоположных идеалов своего бытия нет ничего нового и удивительного. Оно встало перед этим выбором еще тогда, когда, согласно библейской традиции, первочеловек Адам сделал свой первый шаг от Бога в сторону хтонического "змея", тем самым произведя глубочайшее разделение в своей душе, в своем разуме и во всем строе своей жизни.
  
   С тех самых пор человечество буквально раздвоилось, причем, количественно ничтожно малая его часть осталась с Богом, а его большая часть пошла строить свой мир по стратегическому проекту "Великого архитектора" - "Самого хитрого из зверей полевых".
  
   Первые искали свой идеал в образе "Града Божьего", в котором единственным мироправителем является Истина, то есть Бог. Именно этот град получил свое завершающее определение в Откровении Иоанна Богослова в образе Нового Иерусалима. Вторые искали свой идеал в образе иного града, в котором высшая власть, по наивному убеждению этих людей, должна была бы принадлежать самому человеку, точнее, человеческому обществу, в лице его "лучших представителей", которых оно же само и изберет из своего числа. Этот идеал окончательно оформился в Древнем мире, в образе "Вечного Рима".
  
   Различия между этими идеалами невозможно перечислить, потому что по существу между ними нет вообще ничего общего, поэтому самое удивительное и труднообъяснимое, из того что совершается в современном человеческом мире это тотальное смешение и почти всеобщее неразличение первого и второго.
  
   Даже церковь, призванная быть зачатком будущего Нового Иерусалима, устами образованных своих пастырей ратует, как за Божие предначертание, за строительство Рима (Первого, Второго и Третьего). Что уж говорить о тех, кто отрицают власть и самое бытие Бога и строят мир по законам безбожного Рима. Они то и дело намекают миру о неких своих полномочиях на такое строительство от некоей высшей силы. Вполне ли они понимают - что это за сила?
  
   Поистине: ночью все кошки серы, не случайно поэтому, что когда человек, сторонний христианству, изрек максиму современного индифферентизма: "не важно, какого цвета кошка, лишь бы она хорошо ловила мышей", это остроумное недомыслие живо было подхвачено на всех пяти континентах. Новый Иерусалим, Третий Рим, Христос, Будда, Маркс или сам Люцифер..., какая разница, если это "работает" и приносит хорошие дивиденды!
  
   Но сколько не смешивай воду с маслом, как только ее перестанут мешать, масло отделится от воды и всплывет наверх. Рано или поздно придется сделать различие между даром Божиим и, как говорится, яичницей. Слишком велика пропасть между тем Миром, который строится на Божиих заповедях и тем Римом, который строится по заповедям библейского "змея".
  
   Они не только семантически противоположны друг другу, но они противоположны друг другу по самому своему существу. Так что рано или поздно каждый человек и каждый народ должен будет сделать выбор между Римом, где правят сила и грех и Миром, где правят Любовь и Мудрость и выбор этот определит судьбы каждого народа и каждого человека навеки.
  
   Россия в одном отношении имеет преимущество перед современными народами земли - она уже поставлена перед этим выбором, весь ход ее истории привел ее на это судное место именно сейчас, после того, как она почти тысячу лет строила православное царство, правда, все время оглядываясь то на ветхий Рим, то всматриваясь в небесную высь, от куда согласно Откровению должен снизойти на Землю Новый Иерусалим. И, наконец, окончательно заблудившись меж этих двух путей она почти весь двадцатый век строила "земной рай" без Бога, пока не сложила, наконец, свои штандарты к ногам современной Римской империи, которую олицетворяет собою Западный мир.
  
   За тысячу лет минувших после того, как князь Владимир положил начало обращению в православие Русского царства, Россия прошла полный круг своего мытарства и познала, как Благодать Божию, так и, увы, бездны сатанинские. Сегодня она уже не может сказать, что нечто еще не ведомо ей, что Господь еще не все уроки преподал ей, чтобы она могла сделать свой сознательный выбор. И ошибка в этом выборе уже не может искать себе оправдание, которое народ Израиля еще мог иметь, распиная на кресте своего Бога.
  
   Россия уже не может и не имеет права не ведать, где Мир Божий, а где Рим сатаны. И то, какой выбор она сделает, будет определяться и оцениваться не тем, какие слова будут произносить ее вожди, ее учителя и ее народ, а исключительно и только тем, какой мир будет она строить для своего будущего - Новый (Третий... Пятый) Рим или Новый и истинный Иерусалим на своей земле. По иудину закону Рима или по Благодати и Истине И.Христа начнет устраивать она новую свою жизнь.
  
   Сегодняшний день России знаменателен уже тем, что после крушения ее великих иллюзий она еще жива и ни перед кем не обязана ни своим прошлым, ни своим будущим, одним словом, она духовно свободна. Это накладывает на нее тяжелую ответственность, но и дает ей великую возможность начать строить все новое, на вечном основании, которое уже не смогут подточить духи времени.
  
   Не дай Бог упустить ей эту возможность и дай ей Бог вождей, которые окажутся достойны этого великого часа ее истории. Весь мир благословит ее, если она окажется достойной этого часа и весь мир ее проклянет, если она повторит грех ветхого Израиля.
  
   Вселенское затишье наступившее после крушения коммунистического Союза это и знамение и дар, и приглашение. Это знамение того, что близится конец этого мира, построенного на бездуховном фундаменте Рима, это дар для тех, кто способен опомниться и переосмыслить свою жизнь, чтобы успеть начать новую жизнь, по иным - вечным законам жизни, это приглашение, быть может последнее в этой земной истории, в Божий мир Благодати и Истины.
  
   По хищным законам Рима после крушения СССР весь мир должен был броситься добивать и доедать его распадающееся тело, но мир замер в оцепенении и даже самые хищные страны не решились добивать раненую Россию.
  
   Можно и не без оснований объяснять это их разобщенностью и взаимным нежеланием поделиться с другими, но это значило бы не понимать главного. Мир лежит во зле, он грешен, он порабощен злом, но он еще живой и в нем еще действуют слабые токи Духа. При всем его остервенении он еще хочет остановиться у последней черты, чтобы не упасть в пропасть.
  
   Быть может, сам не отдавая себе отчет в этом, мир с ужасом и надеждой смотрит на то, как Россия почти добровольно взошла на свою голгофу, не верит, но в глубине души чает ее духовного возрождения, ибо он чувствует, что если и она не удержится на этом краю, то следом за ней наступит очередь остальных.
  
   Сам по себе современный, так называемый, цивилизованный мир обречен, потому что он носит свою смерть в себе самом. Его смерть находится в им самим принятых для себя "высших законах", которые он именует "общечеловеческими ценностями", это они обрекают его на окончательное исчезновение с карты мира. Но он так увлечен "злобой дня", что его почти невозможно заставить думать об этом.
  
   Мы живем в мире, где почти все, а не только политики, всегда заняты борьбою за свое место под космическим и политическим солнцем и не замечают, что время летит, так что проблемы, которые казались весьма важными и волнующими еще лет 10-20 назад, как то сами собой отодвигаются на задний план, а на повестку дня встают новые, очевидность которых столь же неопровержима, сколь страшен и серьезен их смысл.
  
   Свобода слова, демократия, рыночная экономика, коммунизм, социализм... эти слова еще недавно казались такими важными и значительными, они и по сей день продолжают входить в "джентельменский набор" каждого уважающего себя общественного и государственного деятеля, однако, всеобщее внимание все более обращается на другие слова, значение которых с трудом и неохотно этим сознанием принимается: кризис, революции, голод, передел мира, война... апокалипсис...
  
   Для проницательных людей это уже не просто слова, это симптомы приближающейся развязки мирового безумия, а для мудрых и верующих это знамения предначертанных, грозных и неизбежных эсхатологических событий истории. Их неизбежность предопределена не чьим-то субъективным желанием и волею, а непреложностью законов Бытия, в соответствии с которыми все сотворенное и рожденное в этом мире, природою или Богом, рано или поздно, должно пройти испытание на свою жизнеспособность и истинность.
  
   Век человека короток и не его вина, что он не может за мимолетное время своей земной жизни познать всех тайн мироздания, а потому каждый раз, когда он полагается на путях своей жизни только на свой опыт, на свои знания и силу, он терпит крушение. Виноват или вернее сказать, бедоват он становится тогда, когда противопоставляет это свое заведомо ограниченное и фрагментарное знание Знанию Божественному, тому, которое ему с любовью заповедано Вечностью. Вот эта гордость и это надмение становится его смертным приговором, который он сам выносит себе, отрекаясь от Истины.
  
   Не Бог наказывает человека за его грехи, как принято это говорить в прописных катехизисах, Бог, скорее, прощает, даже и грешника, но сам грех губит человека, потому что грех это и есть отступление от правильного пути жизни. Кто виноват в том, что человек гибнет, когда сбившись с правильного пути он даже не просит о помощи и не ищет, как вернуться на этот путь, а упрямо идет своими неверными и опасными тропами? Разве виноват Тот, кто проложил и предложил ему этот правильный и отвергнутый человеком путь?
   Наш век не впервые ставит на повестку дня вопрос о том, какой путь для человека является правильным, не первый раз человечеству приходится платить за свой выбор, но никогда еще, со времен Потопа, неправильно сделанный выбор не грозил ему столь глобальными и ужасающими последствиями. И в тоже время, человечество никогда еще не было так безысходно оплетено узами греха, никогда еще не было так помрачено его сознание и оно никогда еще не было так растерянно, как сегодня. Как будто все грехи, все заблуждения и вся самонадеянность, которые накопились за всю его историю, одновременно взошли на этом поле в наш век.
  
   Причина понятна, человечество повзрослело и оно утратило право на ошибки, которые есть у младенца, оно хочет быть взрослым и самостоятельным, но именно поэтому оно должно быть готово сполна ответить за свои грехи и проступки, за свое невежество и лень, за свои злые помыслы и за свою гордость.
  
   Библия начинает историческое бытописание с первых младенческих шагов человечества, с его первых ошибок и с его первого предательства по отношению к Богу, а заканчивается она последними испытаниями человечества на его духовную зрелость и по суровому закону Вечности, никто не выдержавший этих испытаний не имеет права на будущее.
  
   Круг человеческой истории замыкается, когда заканчивается срок отведенный природой и Богом для обучения человечества началам вечной жизни, для которой оно было сотворено Богом из его природного естества. Этот срок можно назвать сроком беременности Бога человечеством, он велик этот срок по сравнению с земным веком человека, но он столь же естественен для Бога, как девять месяцев беременности для женщины. Когда кончается этот срок уже ничто не может остановить или задержать предстоящие роды. Апокалипсис это роды Бога, Который некогда Духом своим зачал человека по образу и подобию своему и много земных тысячелетий помогал ему вырасти человеком, подобным во всем своему Творцу.
  
   Атеисты задают много бессмысленных вопросов по этому поводу, они, например, сильно недоумевают, почему Бог не сотворил человека сразу совершенным, божественно мудрым и божественно непогрешимым, почему допустил, что некий "змей" мог соблазнить человека и чуть ли не погубить его окончательно и т. д.. Мол, значит Бог не всемогущ и не всесведущ, если есть "змей", который мог спутать Его планы.
  
   Этим недоуменным вопросам, ищущим у Бога слабое звено и повод в чем-либо Его укорить, несть числа, но хочется спросить самих вопрошающих, а почему они вообще решили, что Бог им или кому бы то ни было что-то должен? Почему им не приходит в голову простая мысль, что может быть все так и должно быть по вечным законам Бытия, по законам природы и по воле самого Бога, как оно и происходит в действительности?
  
   Всемогущество Бога проявляется не в том, что Он, опасаясь конкурентов, строит свой мир защищенным неприступными стенами, а своих детей недоступными для врагов. Так мыслит убогий разум обиженных на Бога людей, но не так мыслит сам Бог.
  
   Божественное всемогущество проявляется в том, что Бог, наделяя каждую тварь посильною для нее мерою разумности, дает каждой из них возможность свободно творить свою жизнь, выбирая в согласии со здравым опытом, лучшее между добром и злом, между жизнью и смертью. И Он не боится, что кто-то отнимет у Него Его державу, даже если очень этого захочет, потому что Его держава стоит на фундаменте Вечной Истины. Кто посягнет на ее основы, тот испытает на себе всю ее мощь и силу, а главное в том, что посягнувший на ее вечную Правду обрекает себя на погибель, ибо он тем самым лишает себя ее жизненной силы и права.
  
   Бог это и есть сила, право и правда самой жизни, кто изменяет Ему, тот изменяет и этой силе, тот лишает себя сам этой жизни. Так чего же или кого бояться Богу в мироздании? Кого бояться тому, Кто Сам есть источник жизни для всего остального? Все остальное должно бояться утратить право и возможность пить из этого источника! Разве вода в пустыне боится воров или разбойников, разве земля боится растущих на ней деревьев, разве море боится живущих в нем морских рыб, опасны ли для Солнца те, кто питается его светом? Бог это вода, земля, воздух и свет всей жизни во Вселенной, кто Ему соперник и кто Ему враг в этом мире? С осознания этой Истины начинается Мудрость жизни, этот страх потерять возможность и право питаться Божиим светом, Его землею, водою и воздухом, а более всего Его Мудростью и есть страх Господень, о котором сказано, что он есть начало Премудрости.
  
   Что должны делать люди желающие добра себе и этому миру? Очевидно, только одно - постигать Премудрость Бога и в соответствии с нею учиться строить всю свою жизнь. В природе и вообще в бытии мира нет иной возможности и иного пути, на котором человека не постигла бы пагуба, так что каждый любящий жизнь, любящий своих близких и желающий добра этому миру должен, прежде чем начать что-то строить в этом мире или что-то менять в нем, пойти в школу божественной вечной Мудрости, которую он может найти только там, где она живет - в Богом опекаемых школах и церквах, у боговдохновенных учителей и в священных книгах истинных религий человечества.
  
   Кто же захочет своим умом, без помощи и участия боговдохновенных учителей и школ, постичь Истину Бытия, тому не хватит на это его краткой жизни, даже если он будет самоотверженно и с самою доброю совестью стремиться к Истине, а вот сбиться с пути и упасть в пропасть, на это и очень короткого веку вполне хватает.
  
   Перед такой проблемой и задачей стоит сегодня все человечество, но речь у нас, прежде всего, о России, потому что ее народ, как ни какой другой народ, выстрадал и заслужил, чтобы осмыслить и прочувствовать это.
  
   Если попытаться одним словом назвать то сложное и противоречивое состояние, в котором находится сегодня Россия, то, пожалуй, это слово будет - смятение. Смятение во всем - в чувствах, в умах, в делах, в общественном и государственном устройстве - во всей сегодняшней жизни. Это смятение является последствием долгого бездуховного рабства, когда на протяжении жизни нескольких поколений народ лишен был духовного воспитания и образования. Выросли поколения ничего не знающие о Боге, превратно понимающие сами эти слова: Бог, Истина, Правда, Душа, вечная жизнь..., родившиеся и выросшие на строительной площадке нового Вавилона.
  
   Критики фильма Архимандрита Тихона указывают на множество исторических неточностей и находят в этом повод для порицания всего фильма, но сами, таким образом, вынуждают обратить их внимание, а заодно с ними и авторов фильма на гораздо более близкий к нам пример - на гибель Российской империи. Между тем, эта недавняя катастрофа, случившаяся с наследницей Византии, без видимых к тому причин и сил, способных противостоять ей должны заставить сильно задуматься: какая же причина губит и уже погубила все земные царства, причем, каждый раз на вершине их могущества и славы? Не та ли, которую имел ввиду написавший на стене Навуходоносорова дома: "ты взвешен и найден легким"?
  
   Можно понять человеческую слабость, когда человек, не ведающий Божьего замысла о мире и о самом человеке, проливает слезы над руинами пусть и ложного, но величия, пусть и жестокого, но некогда живого мира, его слезы это свидетельство его собственной принадлежности к этому миру, оплакивая его смерть, он оплакивает свою собственную.
  
   Но духовно просвещенный человек это тот, кто знает, что время гибели ветхого неправедного мира это время рождения Нового Мира. И он радуется, а не печалится этому. "И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим ему славу" (Откр.19.6,7). Эти слова Откровения сказаны после описания великого крушения Вавилонской блудницы, когда весь мир тонул в собственных слезах и горечи.
  
   Фильм замечательного пастыря и умного человека, каковым несомненно является Архимандрит Тихон, свидетельствует о том, что не только светская, так называемая, "Элита", не только общество, пережившее религиозную катастрофу 20-го века, но и сама церковь переживает глубокий кризис своего религиозного сознания, находясь в продолжение многих столетий на "коротком поводке" у безбожного государства, она привыкла свою судьбу ставить в зависимость от его судьбы, не будучи в состоянии возвысится своим духом над его тщетою.
  
   Плач о падении Рима нужно оставить детям Рима, его героям, его святым и его творцам. Люди Божьи не могут плакать о его гибели, как не плачет крестьянин о разбившемся яйце, когда оно протухло или когда из него появляется маленький цыпленок, как не плачет он об опавших цветах и листьях в своем саду, когда на их месте созревают плоды нового урожая. Тем и отличаются люди знающие Бога от тех, кто Его не знает, что им ведом Его замысел, законы и порядок Его исторического севооборота. Они знают, что будет после "этого мира" и они призваны не оплакивать этот мир, а проповедовать будущий, истинный, вечный мир.
  
   Не о том следует сегодня размышлять, как спасти построенный на песке дом современного человечества, это не более мудро и не более имеет шансов на успех, чем попытка спасти от приближающейся весны ледяной дом, но думать следует о том, чтобы, когда растает лед умирающей зимы, не оказаться в ледяной весенней воде без надежного плавсредства.
  
   Долг христиан, не уставая напоминать оглушенному суетой человечеству, что этот хлипкий мир, построенный человеческим разумением, не выдержит даже первых весенних оттепелей, он рухнет, как и его предшественники и погребет под своими руинами всех, кто в нем обитает. И это не фантазии, не сказки, не выдумки - это слишком серьезно, чтобы играть с этим, слишком серьезно, чтобы не помнить и не напоминать об этом.
  
   Вместо того, чтобы оплакивать гибнущий негодный мир, построенный на глинянных ногах римского права и на мертвой букве фарисейского закона, следует думать о том, каковы истинные основания человеческого бытия, каково его истинное происхождение и истинный смысл.
  
   Вопрос о том, что есть Истина? не может стать устаревшим и потерять свою актуальность, потому что человечество, будучи смертным, постоянно обновляется вновь рождающимися поколениями людей, каждый из которых должен снова пройти школу жизненной Мудрости и от того, в какой школе новые поколения получат свое жизненное образование всецело зависит их будущее и будущее мира.
  
   В религиозном обществе его судьба определяется компасом вечных истин и духовной божественной науки, такое общество может тысячелетиями плавать в житейском море, не сбиваясь с верного курса и избегать его смертельных опасностей, но это совершенно не возможно для общества клерикально-атеистического. Отказываясь от религиозной науки и религиозной школы, оно в полном соответствии с аксиомами материализма, становится учеником и жертвою своего ложно устроенного бытия, которое начинает определять его сознание и самую душу каждого человека. Трудно найти более наглядный и более убедительный пример того, как уродует и опустошает человека материалистическая школа жизни, чем пример России в двадцатом столетии.
  
   Поколения выросшие на чечевичной похлебке материализма почти утратили способность духовного (религиозного), говоря иначе, целостного (с точки зрения Вечности) видения мироздания и своего места в нем. Погруженные в суету ежедневной борьбы за свое физическое существование, усвоившие примитивные формулы поведения и целеполагания из учебников и кратких курсов бездуховной идеологии, они буквально заблудились в паутине запутанных слов, противоречивых теорий и меркантильных жизненных целей.
  
   Сама постановка вопроса о смысле жизни и об истинном предназначении человека воспринимается, как пустопорожнее умничанье, а всякая попытка определить первоначальный и истинный смысл основных понятий и категорий, на которых строится миропонимание и жизнетворчество человека, отторгается, поскольку требует умственного и духовного напряжения от каждого человека.
  
   Между тем, практика жизни все более беспощадно и неумолимо предъявляет свой счет человечеству, а России, кажется, в первую очередь, по неоплаченным долгам за их бездуховное и потому противное природе вещей прозябание.
  
   Удивительно не то, что человечество бьется в тенетах своего заблудшего разума и все глубже тонет в его трясине, удивительно, что земная и небесная жизнь еще терпит человечество в этом его безумном состоянии, она как будто ждет от него покаяния и образумления. Она ждет, что человек сам начнет исправлять плоды своих деяний и когда-нибудь вернется на путь Истины.
  
   Конечно, путь к спасению не закрыт для человечества, однако, человек так устроен в своем существе, что он не может сделать то, чего не умеет, исправить то, чего не понимает, захотеть то, чего не знает, поэтому для него невозможно иного спасения от своего духовного невежества, кроме как вступить в религиозную (духовную) школу. Только в этой школе он может вновь получить и вспомнить уроки истинной житейской Мудрости и нравственной добродетели. Только эта школа может помочь ему найти правильный ответ на самые наиважнейшие вопросы его жизни.
  
   Разумеется, это не может произойти само собою и единомоментно, это длительный и поэтапный процесс, начало которому может положить только пусть малая, но благомыслящая и добродетельная часть общества, его истинная элита, которая должна найти отклик в народной душе и, опираясь на его единодушное рвение, с помощью благодетельного государства постепенно возродить народное тело и народную душу.
  
   Когда-то в древние и в средние века огромная часть мира, веками стенавшая под игом Рима, перестраивалась из языческого ада в некое подражательное подобие будущего христианского рая - речь идет о будущих христианских народах -, в то время вся жизнь молодых христианских народов была подчинена этой задаче. Мы забыли, а ведь это было именно так: мир представлял собою одну большую школу, где весь уклад жизни, общественный успех и личное счастье устраивались и оценивались в зависимости от успехов в усвоении уроков этой школы. Вся жизнь человека того времени от царя до крестьянина была подчинена уставу и распорядку его религии и его церкви.
  
   При этом важно помнить, что церковь и религия того времени так же отличается от современных, как цветущее дерево от его высохшего сородича. Храмы и монастыри того времени это духовные университеты, где существовала атмосфера страстного интеллектуального поиска и духовной работы.
  
   Эпоха Возрождения и Просвещения в Европе сместила духовные акценты, подвергнув ревизии религиозное мировоззрение и религиозный культ, однако, она не отменила напряженной интеллектуальной и духовной работы общества, университеты, литература, искусство и другие институты светской культуры также стали университетами миллионов. Просвещение рождало новый нехристианский мир, но в одном оно подражало христианству - оно учило свои народы и Общество менялось, потому что оно училось.
  
   Даже в двадцатом веке коммунистический эксперимент над Россией оставил нам пример того, как возможны глубокие социальные трансформации, независимо от того, благодетельны их цели и результаты или злодетельны. Только и исключительно массовым образованием, воспитанием и духовной работой общества оно может обрести новые формы и новое качество.
  
   Современная Россия нуждается в обновлении духа, но школа, где народ сегодня получает свое образование и воспитание вся изъедена плесенью, а ее учителя сами нуждаются в элементарном ликбезе, но что самое плохое: вся организация жизни современной школы находится в руках институтов, которые главной своею задачей считают не духовное очищение и возрождение общества, а консервацию того его безжизненного состояния, в котором оно находится.
  
   Современные университеты и храмы это тихая гавань для духовно инертных и интеллектуально бесплодных людей, которые в самом институте религии и культуры видят лишь средство для поддержания своего статус кво и удовлетворения своих потребностей за счет своих клиентов и государства.
  
   Не удивительно, что на фоне этих усохших, чтобы не сказать усопших школ махровым цветом разрастаются другие школы - самозванных пророков, магов, экстрасенсов, философов, прорицателей и ученых, в которых горит огонек живой жизни, но от которых, что называется за версту, воняет интеллектуальной и духовной алхимией.
  
   Сегодня почти нет места, где можно было бы организовать серьезную, умную, квалифицированную и живую работу по осмыслению и публичному обсуждению важнейших вопросов жизни современного мира, основных понятий и категорий, на котором этот мир изъясняется сам с собою, путей, целей и смысла его истории.
  
   Там, где такая работа начинается она немедленно подчиняется целям политическим, экономическим и конфессиональным, причем, сознательно и расчетливо, с расчетом на осязаемые дивиденды от этой работы. Круг замыкается: чтобы вдохнуть новую жизнь в современное общество необходимо открыть ему двери школ, храмов и университетов нового духа, но чтобы такие университеты появились нужны новые люди, новые условия, новые законы ...
  
   Вот причины, по которым насущно необходимо не оплакивать римское право, римскую школу, римскую интеллигенцию и римское государство, а размышлять о том, что есть истинная элита общества, истинное образование, истинное государство и каким должно быть истинное человеческое общество.
  
   Россия, в том виде, в каком она состоялась к началу 21-го века от Р.Х. это даже не Византия середины 15-го века. Это Византия уже совершившая в лице своей элиты свое историческое предательство. Она предала, пусть молчанием, свою историческую миссию хранить веру православную, она отреклась от своих благочестивых царей, она поклонилась Западному богу и возвела на престол золотого тельца.
  
   Но Господь зачем-то отложил на время свой суд над нею, Он как будто чего-то ждет от нее. Он как будто дает ей некоторое время, замедляя ход времени, как некогда Он спасал древний Израиль позволив замедлить ход Солнца.
  
   Нам нельзя ошибиться в ответе на вопрос - зачем и для чего дается нам это время? Спасти Третий Рим, основать новый Рим или ... может быть, Он ждет, что мы услышим и разумеем Его глас: 'И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее...' (Откр.,18.4.).
  
  
  
   А.З. 2008 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"