Художественный образ - сложное понятие. О нем написано множество статей, эссе. Можно определить так. Художественный образ - это образ, который несёт в себе содержание, эмоции и идеи. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Его неотъемлемая составная часть - неповторимая индивидуальность творца.
Ну, а Поэзия - это мышление в образах, символах, иносказаниях. Это передача читателю мыслей и чувств, вызывающих раздумья, сочувствие, сопереживание, воздействие на воображение.
Но все это слова. И ими нельзя раскрыть, что же такое поэтический образ.
"Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы." Майков.
Нельзя проверить алгеброй гармонию, как это делает пушкинский Сальери.
Поэтому не читайте статей - читайте стихи замечательных русских поэтов. Там что ни слово, то образ.
Мы с детства знаем: "Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя ...". А вот Блок.
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Вечный бой, кровь, пыль - страшные набеги; степная кобылица, ковыль - степняки. Не шагом, не галопом - летит, летит. Не конь, а кобылица - кумыс.
Пушкин представляет Онегина: "... идет меж кресел, по ногам. Двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам. Все видел ..." Или "Он три час, по крайней мере, пред зеркалами проводил ..." И мы представляем этого скучающего франта, денди.
Опять Блок. "Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука". Потрясающая, незабываемая молодая женщина. А вот еще одна женщина: "Звезда надежды благодатная, Звезда любви волшебных дней, Ты будешь вечно незакатная В душе тоскующей моей!"
У Есенина образ собаки: "Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег".
Пушкин описывает пустыню: "Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит". А теперь он рисует ночь: "На холмы Грузии легла ночная мгла ..." Это прелюдия, создающая атмосферу легкой грусти. И дальше: "Печаль моя светла. Печаль моя полна тобою". Это многократное повторение звуков лм, гл, тл, лн создает чарующую звукопись, передавая читателю настроение поэта.
"Как в пулю сажают вторую пулю
Или бьют на пари по свечке,
Так этот раскат берегов и улиц
Петром разряжен без осечки." - так Пастернак дает образ стройности Петербурга.
В искусстве главное не что, а как. Врубель написал демона сидящего и демона поверженного. Мы же видим сразу, что это не мужик какой-то сидит и лежит, это
"Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый... И много, много... и всего Припомнить не имел он силы".
"Сикстинская мадонна" не гуляет с ребенком на руках. Рафаэль своим талантом сотворил образ женщины, несущей сына людям, человечеству. Именно поэтому люди часами стоят перед картиной. 'Склоняясь к юному Христу, Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком, Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед - и ясным оком Голгофу видит пред собой'. А.К. Толстой.
Но не только образность важнейший элемент поэзии. Как написал индийский поэт Шри Ауробиндо: "Настоящая поэзия должна содержать нечто большее, то, что можно только почувствовать, как мы чувствуем музыку, и это ее наиболее важный, принципиально значимый компонент".
Когда мы слышим "Аве Мария" или "Токкату" Баха, музыка возносит нас куда-то ввысь, в небесные сферы. Слушаем ноктюрны Шопена - в нас возникает светлая грусть, печаль. Тему любви в Пятой симфонии Чайковского - нас охватывает волнение, обволакивает счастливое состояние счастья любви. Так и в поэзии мы сопереживаем, отдаемся чувству, вызываемому стихом. Вот так же мы отдаемся чувствам, читая:
"Я прошу, хоть ненадолго, Боль моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали Краешком, тонкой линией.
Берег мой, берег ласковый, Ах, до тебя, родной, доплыть бы ..." Этот поэтический образ далекой родины вовлекает нас в душевные переживания героя. И у нас секунды летят, как пули у виска.
Настоящая поэзия, как и настоящая музыка, проникает прямо в сердце.
Так что читайте стихи. Благо есть, что читать в русской поэзии. Только читая эти стихи, можно понять, что такое поэтический образ. Пишущих стихи много - поэтов наперечет.
Не знаю, смог ли я объяснить, что такое поэтический образ. Читайте, читайте и еще раз читайте настоящую поэзию. Читайте, вдумываясь в то, КАК это написано. Так читает Смоктуновский Пушкина "И вновь я посетил тот уголок земли ..." Послушайте это чтение.