Внутренняя работа над собой. Концепция многих религий состоит в том, чтобы человек изменился в соответствии с предлагаемым ею эталоном. Для того чтобы измениться, необходимо сначала, как говорили древние греки, "познать самого себя". После этого оценить предлагаемый эталон и согласиться с тем, что необходимо двигаться в данном направлении. Дальше дело техники, необходимо начинать работу над собой.
Вроде бы все просто? Возможно, для кого-то или для всех кроме меня так оно и есть, но если кто-то в этом видит некоторые нюансы, то можно продолжить цепочку рассуждения в данном направлении.
Дело техники значит? В том-то вся и загвоздка. Где это руководство по внутреннему изменению? Рассмотрим это для начала с христианской точки зрения, так как она, для автора сей цепочки, является основополагающей.
Христос учил как нужно жить, как поступать в той или иной ситуации, что чувствовать, как мыслить. Здесь невозможно ничего ни добавить, ни убавить. Но так ли просто это к исполнению. Да, человек осознал свою греховность, согласился с тем как жить правильно и что? И все. Сегодня, в основном, жить без слова лжи практически невозможно, хочешь чего-то добиться необходимо уметь лгать, недоговаривать, манипулировать другими, недоплачивать другим и тому подобное. И все мы христиане, все мы братья и сестры и те, кто горбатиться за копейку и те, кто живет в роскоши и удавится за копейку. К чему это? Нет, это не осуждение, это констатация действительности, упоминание о которой необходимо для присоединения следующего звена нашей цепочки рассуждений.
В нашей жизни получается следующее. Мы все живем в некоем едином информационно-энергетическом пространстве и на самом деле не имеют значения твои достижения в жизни. Важно, что ты чувствуешь, о чем думаешь, что делаешь. Не важен размер твоего состояния, чем питаешься, где и как отдыхаешь, какие удовольствия можешь себе позволить, какой властью ты наделен, кто твои родители и тому подобное.
Так вот в повседневной жизни, чтобы приблизиться к эталону христианской добродетели в настоящее время считается достаточным сходить иногда на службу в храм, хотя бы на Рождество, Пасху, Успение, пожертвовать на храм, хоть как--то исповедаться священнику и причаститься, пожертвовать на храм или даже построить за свои деньги сотню храмов. Это в принципе уже позволяет позиционировать себя как истинного христианина. А что все остальное время, за вычетом проведенных десятка часов в храме за год? Мы любим ближнего и врага своего, делимся от избытка своего с тем, кто нуждается или же живем в соответствии с духом нынешнего времени? Это опять же таки не осуждение, а необходимая констатация действительного положения вещей. Опять же таки для того, чтобы перейти к нанизыванию следующего звена цепочки.
В соответствии с учением Христа, человек должен жить в соответствии с Нагорной проповедью, а это подразумевает жить соответствующим образом не периодически, не иногда, а постоянно. Возможны падения и ошибки, но необходимо их осознать и продолжить свой путь дальше. Чтобы следовать этим путем, необходимо в корне измениться, изменить образ мыслей, переосмыслить свои намерения, цели, желания, вести постоянную внутреннюю борьбу с самим собой, со своими желаниями и устремлениями. Для этого необходима определенная методика. Прост ли алгоритм действий по достижению статуса истинного христианина? Не буду утверждать, но для кого-то, возможно, здесь все просто, у кого же есть сомнения хоть в чем-то, то предлагаю порассуждать дальше вместе.
Первые христиане отказывались от всего в этой жизни, от богатства в первую очередь, готовы были исповедовать свою веру перед лицом смертельной опасности и гибли вместе со своими детьми, предпочитая смерть отречению. Если это просто, то я умываю руки. Это ни с чем не соизмеримый подвиг. Если говорить о том, где на земле святое место, то по количеству христианских мучеников Рим, наверное, лидирует. Считается у нас, у православных, нормальным осуждать католиков как еретиков, но разве осуждение вообще допустимо у истинного христианина? С другой стороны, на эту ситуацию необходимо взглянуть с другой стороны. В православном христианстве почитаются святые, особенно мученики, их мощи, и их молитвенное заступление. Так вот, все преданные на смерть христианские мученики молились за своих палачей и своих мучителей, также и сегодня эти десятки или даже сотни тысяч мучеников, преданных смерти на аренах Рима, являются молитвенниками и заступниками за тех, кто живет в стенах этого города. О подобной молитвенной помощи в других местах можно только мечтать, поэтому то, что может себе позволить Рим, мало кто может себе позволить. Заблуждаются католики или нет, их дело. Одно можно сказать точно - в то время как на небесах сонм святых мучеником молится за спасение населения Рима, правильно присоединиться к их молитве и себе самому у них попросить молитвенной поддержки, но ни в коем случае не выставлять свою молитву об осуждении против Их молитвы за спасение. Это так, необходимое отступление для синхронизации мысленного настроя перед присоединением нового звена цепочки.
- любовь к Творцу, а следовательно принятие в жизни всего, что нам посылается как "хорошего" так и "плохого", независимо от того, что нам может казаться, что именно нам посылается только "плохое", в то время как всем окружающим посылается только "хорошее";
- любить себя самого, что подразумевает принятие себя таковым какие мы есть, болезненные, увечные, блондины ли, брюнеты ли, слабо соображающие, неприспособленные к жизни, да что угодно. Какие бы мы не были, но мы сотворены такими по замыслу Божиему, мы вошли в эту жизнь и это огромный дар, который порой очень сложно принять, но как говорится, все познается в сравнении. Всегда есть кто-то, кому в этой жизни намного тяжелее чем нам, поэтому не нужно отравлять собственную жизнь негативом. Необходимо найти в себе силы двигаться дальше по пути к эталону истинного христианина;
- любить ближнего своего, делиться от избытка своего с нуждающимся, не копить, а раздавать все кроме необходимого;
- любить врага своего, всех прощать, терпеть лишения и скорби.
ОК. Теперь рассмотрим ситуацию. Все вышеизложенное уже осмысленно и принято к сведению. Вы о ком-то по жизни заботились, помогали, отдавали последнее из любви к нему. Прошло время, ваш подопечный крепко встал на ноги и забыл о вас, не просто забыл, оказывается все это время он вас терпеть не мог, но его устраивало то, что вы о нем заботились. Теперь же, когда вы для него не можете ничего сделать, а он уверенно чувствует себя по жизни, он высказывает свое пренебрежение вам прямо в глаза в самом нелицеприятном виде и не стесняясь в выражениях, ну конечно после того как вы сами скажете ему, что вы о нем думаете. Если же вы пытаетесь взывать к его совести, то он оказывается, ждет от вас того же обожания к собственной персоне. Он почему-то уверен, что вы должны жить для него и обожать его, он же в свое время считает вполне нормальным открыто презирать вас. Ну, тут опять немного преувеличено, презирает он вас не прямо в лицо, он презирает вас за вашей спиной, а в глаза пытается просто манипулировать вами в нужном направлении, но это детали, поэтому лучше описать ситуацию максимально неприемлемую в деталях, чтобы избежать всевозможных софизмов. Да, ситуэйшин.
Ну, вот, вы знакомы с эталоном истинного христианина, но этот вот персонаж лишает вас жизненного равновесия и в редкие моменты общения с ним, вы порой высказываете ему все, что вы о нем думаете, а в ответ слышите, что вы ничтожество ничего не достигшее и завидующее его успеху и что вы своим поведением не проявляете к нему элементарного человеческого уважения и как это под вашими ногами земля еще не разверзлась и как только она вас носит. Здесь практически без преувеличений, ну разве что самую малость, чтобы догнать восприятие ситуации до необходимой драматической составляющей.
В общем, вы пообщались так раз другой, но вы то понимаете, что это не нормально. Нет не для него, так как данная ситуация вам послана свыше, а для вас, а вы никак не можете выйти из данного колеса сансары. Вы никак не можете принять данную ситуацию, так как принятие ситуации подразумевает дальнейшее общение с данным персонажем только на его условиях, избежать же данного общения полностью невозможно в силу родственных отношений. Можно конечное придать общение забвению и просто с ним не общаться, но это не решает проблемы вашего внутреннего развития, так как вы данный жизненный этап не можете пройти как истинный христианин. На самом деле у каждого человека в жизни несколько закольцованных кругов сансары из которых ему не удается выйти. Человек пытается на них закрывать глаза, жить с ними, не замечать их, игнорировать, но не решать. Решить - это значит разорвать, чтобы это больше никогда не вызывало в вас ни малейшего негатива.
Решить проблему путем объяснения ему, что он не прав - ложный путь, так как это во-первых невозможно, а во вторых мы не совершаем внутреннюю работу над собой и не изменяемся в соответствии с эталоном истинного христианина, мы пытаемся не прогнуться под этот изменчивый мир и стараемся, чтобы этот изменчивый мир сам прогнулся под нас.
В общем, здесь необходима выработка определенного универсального алгоритма, который бы помогал целенаправленно проводить работу над самим собой в любой неприемлемой ситуации, пусть и не сразу, но, по крайней мере, со временем можно будет с этим разобраться и еще на ступеньку подняться по лестнице, ведущей к желанному эталону...